Эксперимент разбитые окна. Теория разбитых окон и личная эффективность

“Теория разбитых окон”: если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре в этом доме не останется ни одного целого окна, а потом начнется мародёрство.

Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах.

В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в место, где людям страшно выходить на улицу.

1980 год. Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:
«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.

Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что же произошло?

«Теория разбитых окон» - это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что:

Преступность - это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе: сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг.

Практическое применение

Вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити - это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», - рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились подростки и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это было наше послание для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

А что произошло дальше?

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. И он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Эксперименты

Группа социологов не поленилась провести целых 6 экспериментов, которые доказали эффективность теории разбитых окон и заткнули рты фомам неверующим.

В каждом было проведено по 2 испытания:

  1. «порядок соблюден»
  2. «порядок нарушен»

Эксперимент: что делать с надоедливой рекламой?

Этот эксперимент проводился около популярного в Гронингене магазина на велопарковке.

Пока люди совершали покупки, им на велосипеды нацепили рекламу товаров спортивного маркета. Урну спрятали, поэтому у владельцев велосипедов было три вариации действий:

  • бросить рекламу под ноги;
  • подарить ее соседнему транспортному средству;
  • увезти с собой, чтобы выбросить в ближайшую урну.

Только последний из вариантов не являлся нарушением правопорядка.

Было проведено два испытания:

Порядок соблюден.

Изначально стена, около которой горожане паркуют свои велосипеды, была чистой, да и вся территория – убранной от мусора. Лишь 33% велосипедистов совершило правонарушение, остальные – увезли рекламу с собой.

Порядок нарушен.

Стену украсили узорами и разбросали вокруг немного мусора. 69% владельцев велосипедов решили не заморачиваться и совершили, пусть и мелкое, но – преступление.

Эксперимент: парковка и забор

Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору».

Опыт опять проводили в двух вариантах:

Порядок соблюден

В этом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку.

В дырку пролезли только 27 % автовладельцев.

Порядок нарушен

Во этом случае те же велосипеды пристегнули к забору. В дырку пролезли 82 % автовладельцев.

Эксперимент: легко ли спровоцировать человека на мелкую кражу?

В ящик с почтой, что находился на улице, ученые этого же Нидерландского университета положили прозрачный конверт, в котором находилась купюра в несколько евро. Социологи прятались в ближайших кустах и считали поголовно людей, что решатся украсть эту купюру.

Опять же для шагающих мимо людей проводилось два испытания:

Порядок соблюден.

Почтовый ящик был совершенно чистенький, как и территория вокруг. 13% пешеходов решили поживиться и украсть конверт с пятью евро.

Порядок нарушен.

Почтовый ящик разрисовали дурацкими граффити и вокруг разбросали мусор. Количество воров увеличилось до 27%.

Использование теории окон в бизнес-процессах

Любой работающий принцип можно адаптировать для бизнеса. Например, если кому-то можно нарушать рабочий распорядок, то почему другим нельзя? Любой нарушитель провоцирует остальных на пренебрежение указаниями руководства.

Можно сказать, что в данном случае перефразируется давно известный принцип: дурной пример заразителен. Если часть сотрудников неукоснительно соблюдает правила, остальные тоже будут вынуждены их соблюдать.

Почему наведение порядка вокруг помогает привести мысли в стройную систему? Этот принцип работает в полном соответствии с теорией. Устраняя хаос вокруг себя, вы не впускаете его в свои мысли.

Цепочка попустительства и последствия

Если хотя бы одно звено цепи оказывается с изъяном, вся конструкция неминуемо рушится. Этот принцип прекрасно отображает теория разбитых окон. Стоит дать слабину, проявить попустительство — и последствиям можно не удивляться. Допуская мелкие недочёты, мы оправдываем и заранее подготавливаем почву для появления крупных проблем.

Например, если посмотреть, что творится в подъездах большинства российских домов… «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят” — это всё та же теория «разбитых окон», но сформулированная уже нашими мудрыми предками…

Используя «теорию разбитых окон», вы можете предсказать, что нас ждет дальше, если не добиваться четкого соблюдения закона и простого порядка на улицах, в подъезде.

Если мы живем в доме, жители которого друг с другом приветливо здороваются, мы автоматически начнем со всеми здороваться.

Если кто-то выбросил в подъезде мусор либо разрисовал стены, тем самым он провоцирует всех остальных поступать так же.

Очень быстро подъезд превращается в настоящую мусорку, несмотря на только что сделанный ремонт…

Теперь вы знаете что и как с этим.
Успехов и счастья!

Вам приходилось перебарывать сильное желание перебежать дорогу на красный свет, когда машин на ней нет? Знакомо ли вам чувство досады, что вы стоите перед пустой проезжей частью только потому, что другие пешеходы тоже терпеливо и законопослушно ждут зеленого сигнала светофора?

И вот кто-то впереди срывается с места и бежит, а за ним бежите вы, относительно легко поборов чувство неловкости от нарушения общепринятого правила. А приходилось ли вам, проходя мимо брошенной кучи мусора или «случайно» образовавшейся свалки, смачно выплюнуть в них жвачку, хотя отсутствие здесь мусорного бака и запрет сорить весьма очевидны? Такие элементы поведения есть отсвет от одной замечательной криминологической теории - теории разбитых окон.

Эта теория основана на утверждении, что постоянное поддержание общего порядка в конкретном месте и строгий контроль за его внешним видом способны остановить в нем развитие вандализма и ухудшение криминогенной ситуации в целом. Согласно этой теории, любые более-менее заметные признаки нарушения порядка в пусть даже очень культурном обществе и населенном пункте незамедлительно вызовут определенную реакцию окружающих: побудят их действовать в том же ключе.

Основа теории впервые была подробно описана в статье «Разбитые окна», написанной учеными-социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом и опубликованной в 1982 в номере одного из старейших американских журналов The Atlantic Monthly (ныне просто The Atlantic). Статья получила широкий резонанс в обществе и подверглась повышенному вниманию представителей сферы науки. Но еще задолго до выхода статьи социальное явление, которое позже получило название «теория разбитых окон», не давало покоя ученым. Еще в 1969 году психолог Стэнфордского университета Филипп Зимбардо в рамках исследования этого явления провел интересный эксперимент.

В целях эксперимента он поместил довольно обшарпанный автомобиль без номерных знаков и с открытым капотом на одну из парковок окрестностей Бронкса - наиболее криминального района Нью-Йорка. Второй автомобиль точно в таком же состоянии он оставил в Пало Альто - одном из наиболее элитных и дорогих университетских городов штата Калифорния. В ходе наблюдения было отмечено, что автомобиль в Бронксе подвергся вандализму буквально в считаные минуты после начала эксперимента. Причем первые нарушители представляли собой целую семью - это были отец, мать и их малолетний сын, которые вытащили из автомобиля и унесли с собой аккумулятор. В течение последующих двадцати четырех часов содержимое автомобиля было уже полностью разворовано, стекла выбиты, а в самом автомобиле играли подростки.

Автомобиль же, оставленный в Пало Альто, оставался нетронутым более недели! Но после того как экспериментатор собственноручно частично разбил машину молотком, она подверглась дальнейшему деструктивному действию со стороны жителей города. Таким образом, было замечено, что в менее благополучных районах, где превалирует практика воровства, вандализма и криминала, преступления и правонарушения совершаются быстрее, так как местное общество в этом не видит ничего предосудительного и относится к этому откровенно равнодушно.

Но и в благополучных районах, где общество более культурно и где криминал менее распространен, хоть и позже, но случается ровно то же самое. Малейший признак несоблюдения порядка одними людьми вызывает цепную реакцию среди других. Кстати, психолог заметил, что в обоих случаях так называемые вандалы были весьма хорошо одеты и производили впечатление вполне приличных людей!

Но почему так происходит? На самом деле, психологический аспект проблемы вовсе не сложен. Дело в том, что находясь в той окружающей обстановке, где царит чистота и порядок, человек подсознательно считывает сигнал, сообщающий, что данная локация охраняется, находится под контролем и что криминальное или любое отличное от общепринятого поведение здесь не будет одобрено. Таким же образом обратная ситуация, то есть нахождение на улице, стены которой, например, разрисованы граффити, или окна домов частично выбиты, повлечет за собой подсознательное убеждение, что улица является никем не контролируемой и за порядком на ней не следят, а следовательно, можно творить здесь все, что вздумается. Важно не само наличие выбитого окна на улице, а та информация, которую несет его вид в подсознание находящихся на данной улице людей. Разбитое окно отчасти является признаком условной «заброшенности» улицы. И наоборот, более-менее приличное состояние улицы останавливает окружающих от каких-либо вандальских или криминальных действий. В свою очередь, если углубиться в теорию, то можно предположить, что всего лишь одно выбитое окно не может привести к мародерству, полной деструкции самого дома, преобразованию микрорайона, где находится дом, в крайне неприятное и опасное место.

В поддержку теории разбитых окон было проведено немало интересных и любопытных экспериментов под руководством исследователей различных университетов и институтов США, а затем Нидерландов.

В ходе одного из них, проведенного в нидерландском городе Гронинген, на 77 велосипедов, которые были припаркованы у магазина возле широкой белой стены (отмеченной заметным знаком, запрещающим на ней рисовать), экспериментаторы развесили по одному рекламному буклету с непримечательной информацией. Задачей первого этапа эксперимента было выяснить, какой процент велосипедистов нарушит чистоту улицы и принятые нормы, бросив буклет на землю или перевесив его на чужой велосипед. В итоге 67 процентов от общего числа владельцев велосипедов забрали буклет с собой, чтобы выбросить позже, а количество нарушителей составило лишь 33 процента. Для проведения второго этапа эксперимента было совершено следующее: ту самую стену, у которой парковались велосипедисты и которая была отмечена знаком, запрещающим ее каким-либо образом пачкать, ярко разрисовали граффити. Второй этап проводился в абсолютно идентичных условиях, что и первый, даже в то же время дня и при той же погоде. Но на этот раз процент нарушителей составил 69 процентов! Таким образом, факт наблюдения результата нарушения одного общественного правила, не рисовать на стене, побудило участников эксперимента нарушить другое правило - не сорить на улице.

Еще один аналогичный опыт был проведен в том же городе. Перегородив центральный вход на автопарковку, но при этом оставив в перегородке немалую щель, экспериментаторы повесили на ней объявление с указанием пути обхода. В результате в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли, нарушив правило, только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» - целых 82%.

Большое количество подобных экспериментов, проведенных в процессе исследования теории разбитых окон, позволили доказать ее верность. Но в чем состоит ценность этой теории? Результаты исследования данного явления и принципы, выявленные в процессе ее изучения, имеют и прикладную функцию.

Органы местного самоуправления многих городов, особенно американских, опираясь на эту теорию и осознав, что процесс предотвращения беспорядков намного проще, чем процесс их устранения, стали уделять больше внимания сохранению благополучного состояния улиц и общей положительной атмосферы местности, а также стали более строго следить за контролем мелкой преступности. Также в девяностых годах в Нью-Йорке была развернута целая программа, основанная на теории разбитых окон, особенно в отношении метрополитена. Все потому, что именно тогдашний глава транспортной полиции Уильям Браттон считал и не стеснялся называть того самого ученого, Джорджа Келлинга, своим «наставником мысли». Браттон распорядился в первую очередь ужесточить регулирование мелких правонарушений: распития спиртных напитков в транспорте, справления нужды в переходах метро, занятие проституцией на автобусных остановках, разрисовывание граффити вагонов поездов и т. д. Его политика была строго осуждаема нью-йоркцами. «Почему мелким преступлениям уделяется такое пристальное внимание, будто в Нью-Йорке нет других проблем?» - возмущались СМИ и простые американцы. Но уверенность Браттона в том, что именно поблажки к существованию мелких правонарушений зажигают зеленый свет для совершения более крупных преступлений, принесла хорошие результаты - многочисленные статистические подсчеты выявили значительный спад мелких и крупных преступлений в Нью-Йорке, а тенденция к спаду длилась еще десяток лет.

Теория послужила основой для многих мелких реформ в сфере охраны общественного порядка и организации работы полиции, а также дала новый виток в развитии некоторых разделов криминалистики.

Принципы теории широко применяются на практике в некоторых американских школах. Это выражается в исключительно строгом отношении к несоблюдению общепринятых в школе правил. Правила существуют, грубо говоря, для всего, и их нарушение повлечет за собой неизбежные последствия вплоть до отчисления из школы. Например, запрещается нарушать специально установленные правила общения, классного этикета, так называемого дресс-кода, строго определенного поведения. Администрация таких школ полагает, согласно теории разбитых окон, что игнорирование нарушения правил одним учеником может повлечь за собой нарушение их другими учениками, поэтому соблюдение школьных порядков считается очень важным моментом.


В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений каждый день, из них по 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории. Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?

Его название – «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:

«Разбитые окна» - это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность - это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.

Нидерландские социологи подтверждают эту мысль. Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.

Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.

Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.

Намусорили уже 69 % велосипедистов.

Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити - это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», - рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.




Теорию эту сформулировали два социолога Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. Они изучали динамику развития криминогенной обстановки на улицах. И вот вывод, который они сделали: «предотвращение мелких правонарушений, таких как вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро и т. п. (т. н. нулевая терпимость), создает атмосферу нетерпимости к преступлениям в целом и помогает предотвращать более крупные преступления, а также задерживать рецидивистов, обычно пренебрегающих правилами поведения в общественных местах». Цитируется по Википедии.

Говоря простым языком, там, где не заделано разбитое окно, очень скоро будут перебиты все окна и общий уровень преступности в этом месте (доме, улице, районе, городе, стране) быстро вырастет. Очень быстро! Практически мгновенно! При виде даже малейшего нарушения общепринятых норм люди перестают вести себя «цивилизованно». Не все, конечно. Но большая часть точно!

Видеть следствия из этой теории приходилось каждому. Брошенная кем-то бумажка словно притягивает вокруг себя брошенный мусор, хотя вот она урна, рядом! Начальник не осадил подчиненного за грубое слово, все разом стали этому начальнику грубить. Появилось одно граффити на чистой стене, и очень быстро вся стена уже размалёвана «наскальной живописью». И т.д.

Как и у любой психологической теории, у «разбитых окон» нашлось много критиков. «Всё дело в том, что никакой взаимосвязи между брошенными бумажками, размалёванными стенами, разбитыми окнами и уровнем правонарушений нет и быть не может», — говорили многочисленные оппоненты. Однако теория разбитых окон проверена многочисленными экспериментами. Кому интересно, может заглянуть в Википедию, но выводы из этих экспериментов однозначны: там, где есть признаки нарушения недозволенного, это недозволенное начинают совершать и те, кто раньше этого не совершал.

Выводы учёные сделали следующие:

Есть люди, которые будут нарушать установленный порядок всегда, при любых обстоятельствах.

Есть люди, которые не будут нарушать установленный порядок никогда, ни при каких обстоятельствах.

Есть люди «колеблющиеся», которые будут нарушать порядок, когда «видите, все нарушают», и не будут нарушать порядок, когда вокруг чистота и другие внешние признаки «порядка».

Таких «колеблющихся» в любом человеческом обществе подавляющее большинство. И достаточно кому-то из «идейных нарушителей» нарушить порядок, за ним потянутся и «колеблющиеся». Порядок быстро перерастает в хаос.

Кстати, верна и обратная зависимость. Если кто-то будет упорно «застеклять разбитые окна», уровень правонарушений и преступности быстро пойдёт на спад. Доказано это в очень крупном социальном эксперименте, который превратил американский город Нью-Йорк из «кромешного ада» в самый безопасный в Америке город.

Хронология событий…

80-е годы 20-го века. Нью-йоркское метро иначе как адом никто не называл. Размалёванные вагоны, сломанные турникеты, горы мусора, разгул преступности. Платить за билет в те времена было моветоном, перепрыгнуть через турникет было куда проще, и за это ровным счётом ничего не грозило.

Руководство Нью-Йорка назначило нового управляющего нью-йоркским метрополитеном. Звали его Дэвид Ганн.

С чего он начал? С перекрашивания поездов, очистки их от граффити. Казалось бы, странно… Ан нет!

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма — известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

С почти религиозным рвением работники подземки мыли и перекрашивали поезда. Все — и пассажиры, и работники метро — видели, что «порядок» соблюдается!

И ещё одно важное действие. Безбилетники. Метрополитен отчаянно нуждался в деньгах, а за билеты платила лишь небольшая часть пассажиров. Ганн нанял управляющего безопасностью, который поставил у турникета одетых в «гражданское» полицейских. Ну и что, полицейские были там и раньше. Разница состояла в том, что раньше полицейскому было «дешевле» не замечать нарушителя. Правила предписывали при поимке выйти из метро, оформить нарушение и отконвоировать нарушителя в суд. Потом составить подробный отчёт. И всё это без всякой компенсации. И даже могло быть наказание от начальства! Рабочее место покинул, статистику испортил…

А теперь достаточно было поймать нарушителя и поставить у края платформы. За нарушителями приезжает наряд полиции в форме, осматривает, оформляет нарушение, снимает отпечатки пальцев и проверяет на причастие к другим правонарушениям. Затем конвоирует к автобусу, который везёт в полицейский участок. И всё это на виду у пассажиров и работников метро! Преступность и правонарушения в метро резко пошли на убыль.

Звали сего начальника Уильям Браттон. Позже его назначил начальником полиции Нью-Йорка мэр города.

Так «теория разбитых окон» была проверена в масштабе одного из крупнейших городов мира. Уровень преступности в городе упал не так быстро, как в метро. Но со временем Нью-Йорк стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Это значило, что теория работает! Правда, с одной оговоркой.

Слой человека в нас чуть-чуть
наслоен зыбко и тревожно,
легко в скотину нас вернуть,
поднять обратно очень сложно.

Игорь Губерман.

Можно увидеть, как рядом с брошенным окурком очень быстро вырастает гора мусора, а вот даже если мусор этот убрать, то, скорее всего, люди всё равно будут мусорить в том же месте. Так, по привычке…

Из всего вышеописанного можно сделать несколько жизненных выводов:

1. Не нарушать порядок самому даже в мелочах, потому что: «брошенный на чистой улице окурок вполне может вылиться со временем в обоссанные лифты, сломанные телефонные будки, исписанные стены и разбитые фонари».

2. Своевременно ликвидировать любые, даже малейшие, нарушения «порядка». Да это тяжело. Конечно, мусором должны заниматься дворники, разбитыми окнами — домоуправление, а правонарушениями — полиция… Но, может быть, потому мы так плохо и живём, что ждём, «вот придёт добрый барин и всё за нас сделает»?

3. Нельзя прощать «нарушение порядка». Наказание должно быть неотвратимым и жестким. Этот пункт выполнить куда тяжелее предыдущих. Но надо… «Человеки разумные» по другому просто не понимают…

«Знаешь, эта планета оказывает на меня странное воздействие. Не могу здесь курить. Тут все так дьявольски чисто. Не испачкано. Не могу курить, не могу мусорить. Не могу вести себя, как на пикнике». Филип Дик. «Колонисты».

Пока эти слова не про нашу родную планету. А жаль! Хотя… Может, начнём собирать бумажки и вставлять-таки стёкла в разбитые окна? В прямом и переносном смысле.

Достаточно популярное понятие, которое постоянно встречается в литературных произведениях, в художественных фильмах, в повседневной речи, — теория разбитых окон. Обычно о ней вспоминают с сожалением, покачивая головой, когда видят что-то неприглядное, но при этом до боли привычное. О чём идёт речь, и как правильно пользоваться данным выражением? Можно ли применять этот принцип в повседневной жизни? Стоит разобраться.

Кратко о сути теории

В 1982 году американские социологи Уилсон и Келлинг сформулировали теорию, согласно которой, одно разбитое окно в здании становится причиной того, что скоро все окна будут разбиты. По сути, имеется в виду высокий уровень терпимости к мелким правонарушениям, который становится благодатной почвой для более серьёзных преступлений.

Действительно, какой смысл поддерживать порядок там, где уже царит хаос? Именно на этом принципе и базируется теория разбитых окон. Мусор чаще бросают там, где уже грязно, а там недалеко и до прочих противоправных действий. Следовательно, если убрать мусор, то люди вряд ли пойдут высыпать окурки и бросать бумажки туда, где чисто.

Первое практическое применение

Теория без практики может иметь исключительно исследовательский интерес, поэтому в 1994 году свежеизбранный мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани при полной поддержке нового начальника полиции принялся воплощать в жизнь данный принцип. Все желающие могут своими глазами убедиться в обширности замысла, ведь взялись энтузиасты за настоящий рассадник преступности. Подземка Нью-Йорка считалась крайне неблагополучным и опасным местом, это можно увидеть в американских художественных фильмах, снятых до 1994 года. Граффити, мусор, молодёжные банды, драки и даже грабежи. На фоне этого безбилетный проезд кажется невинной промашкой, но практический смысл теории разбитых окон заключается именно в том, что нельзя считать незначительным фактом даже одно разрушенное окно.

Именно поэтому полиция взялась за мелкие правонарушения, раз за разом отлавливая безбилетников и мелких нарушителей общественного порядка. Их задерживали десятками и сотнями, доставляли в участок, составляли протоколы, дактилоскопировали и обыскивали. Всплывали факты причастности к другим, более серьёзным преступлениям. Вскоре стало понятно, что в метро лучше вести себя в соответствии с законом. Оружие оставалось дома или в других укромных местах, количество мусора уменьшилось в разы. Подземка стала безопасной, и это было настоящим торжеством теории, подтверждённой практикой.

Проверка временем

После блестящего опыта с нью-йоркской подземкой теория разбитых окон заинтересовала социологов из других стран. Широкую известность получили опыты, проведённые в Нидерландах. Социологи специально провоцировали людей выбрасывать мусор в не предназначенных для этого местах. В роли мусора выступали рекламные листовки, которые закреплялись на припаркованных велосипедах. Идеальный порядок вокруг мешал людям просто бросить листок бумаги на тротуар, а вот возле разрисованной граффити стенки и с некоторым количеством мусора на асфальте люди полагали, что выброшенная ими реклама уже ничего существенного в пейзаж не добавит.

Провести проверку теории можно в любой момент, в любом городе. Даже если вы попробуете понаблюдать за собой, то к собственному удивлению обнаружите, что бросить обёртку от конфеты или пустую сигаретную пачку проще всего туда, где уже лежит какой-то мусор. Если он лежит на мостовой, то вы присоединитесь к этому мелкому правонарушению. Если же поблизости есть урна, то с большой долей вероятности вы донесёте мусор до неё. Особо вдумчивые и принципиальные граждане несут мусор несколько кварталов, прежде чем найдут место, где его можно культурно выбросить.

Использование в бизнес-процессах

Любой работающий принцип можно адаптировать для бизнеса. Не миновала этой участи и теория разбитых окон — Батырев Максим в своей книге «45 татуировок менеджера» уделил этому целую главу. В частности там упоминается главный подтекст теории, согласно которому, если кому-то можно нарушать рабочий распорядок, то почему другим нельзя? Любой нарушитель провоцирует остальных на пренебрежение указаниями руководства.

Можно сказать, что в данном случае перефразируется давно известный принцип, согласно которому, любой пример заразителен, не только дурной. Если часть сотрудников неукоснительно соблюдает правила, остальные тоже будут вынуждены их соблюдать. Безусловно, всегда найдутся бунтари или тихие вредители. Именно поэтому используется не только теория разбитых окон — книга содержит достаточно сбалансированный комплекс мер, которые помогут создать рабочую атмосферу, максимально способствующую эффективному решению задач.

Психологический аспект

Разруха в головах недаром считается одной из самых серьёзных проблем нашего времени, ведь одна пагубная идея вполне способна заразить собой целое общество. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что теория разбитых окон в психологии имеет такое же значение. Особенно хорошо об этом могут рассказать школьные учителя. Если кто-то из учеников увлечённо пропагандирует какую-то откровенно ущербную идею, и преподаватель не отреагирует на это адекватным образом, можно быть уверенным — скоро таких учеников станет больше. Причём пострадают от этого и те, которые не прониклись ошибочной идеей. В переносном смысле слова, все окна окажутся разбиты.

Порядок на столе — порядок в мыслях

С психологической точки зрения бывает сложно уберечь себя от цепной реакции, согласно которой работает теория разбитых окон. Мы живём в сложное время, с динамичным течением событий, поэтому очень легко упустить какую-то деталь, которая потянет за собой психологический надлом. Именно поэтому так важно не оставлять в небрежности мелочи, которые повлекут за собой большие разрушения.

Почему наведение порядка вокруг помогает привести мысли в стройную систему? Этот принцип работает в полном соответствии с теорией. Устраняя хаос вокруг себя, вы не впускаете его в мысли. Кроме того, систематизация окружающего пространства имеет медитативные свойства, это прекрасно помогает успокоиться.

Бытовое применение

Если присмотреться, то многие методы ведения домашнего хозяйства имеют сходную структуру. Никто не предлагает дожидаться окончательного захламления жилища, чтобы потом с полным осознанием объёма работы приниматься за дело. Напротив, здесь как раз и находит отражение смысл теории разбитых окон. Если наделить маленький беспорядок правами, то вскоре он расползётся на весь дом. Там, где валяется одна вещь, можно бросить и вторую, а уж там, где куча вещей, никто не заметит ещё десятка.

Без этого довольно сложно приучать детей к нормальному ведению быта, ведь если родители считают нормальным что-то не убрать сразу, то почему дети должны? Что бы ни говорили взрослые, а личный пример в любом случае оказывается лучшим воспитателем.

Нулевая терпимость к нарушениям закона и порядка

Почему этот принцип срабатывает? Приходится признать, что части правонарушителей не откажешь в простой логике. Действительно, если кто-то не обращает внимания на правила, и ему за это ничего не бывает, то почему остальные должны напрягаться? Именно на этом принципе и построена теория разбитых окон. Нью-Йорк в своё время действительно поражал разгулом уличной преступности, но стоило взяться за мелкие правонарушения, как по цепочке потянулись и остальные проблемы.

В результате удалось не просто сделать жизнь более безопасной, но и сами граждане в полной мере оценили практичность законов и правил. Возможно, для нашего менталитета это несколько странно, но именно в США нормой является сообщить о правонарушениях. Более того, предосудительным считается стать свидетелем «разбитого окна» и не сообщить об этом в компетентные органы. Таким образом, все граждане становятся в какой-то мере полицейскими, демонстрируя нулевую терпимость к нарушениям закона.

Цепочка попустительства и последствия

Если хотя бы одно звено цепи оказывается с изъяном, вся конструкция неминуемо рушится. Этот принцип прекрасно отображает теория разбитых окон. Эссе и статьи на данную тему регулярно появляются в сети во всевозможных интерпретациях, что лишний раз подтверждает: стоит дать слабину, проявить попустительство - и последствиям можно не удивляться. Скорее, напротив, допуская мелкие недочёты, мы оправдываем и заранее подготавливаем почву для появления крупных проблем.

В качестве действующего примера можно привести существующую обстановку на дорогах. Не секрет, что у нас все участники дорожного движения равны, но при этом «одни равнее других». Есть такие категории граждан, которые могут нарушать правила дорожного движения, и вряд ли они понесут за это какую-то ответственность. В причинах можно разбираться бесконечно долго, но если руководствоваться теорией разбитых окон, стоит только проявить жёсткость ко всем без исключений, как обстановка на дорогах станет на порядок безопаснее и адекватнее. Однако до тех пор, пока мы видим, что кому-то можно нарушать правила, логично будет предположить, что и всем можно.

Смежные области

Опираясь на теорию разбитых окон, можно разрабатывать собственные работающие стратегии практически в любой сфере деятельности. Например, составление бизнес-плана во многом опирается на предварительные исследования. Изучается спрос, конкурентная среда, разрабатываются потенциальные клиенты, обязательно учитываются все нюансы, которые могут повлиять на прибыльность будущего предприятия. Для этого приходится сначала выстраивать исключительно умозрительные ходы, просчитывая перспективы, и среди прочих приёмов тут может помочь также и теория разбитых окон. Книга Батырева, например, пригодится для выстраивания стратегии руководства, но этого недостаточно.

Если любой крупный процесс рассматривать как совокупность мелких задач, то некоторые из них совпадут с теорией практически до деталей. Это тоже хороший действующий приём — разделить обширную задачу на несколько мелких подпунктов, каждый из которых можно предварительно обработать с помощью тех или иных приёмов, теорий или практик.

Как использовать теорию?

Известно, что любая теория может использоваться «от противного». Допустим, рассматривается теория разбитых окон, статья о которой в том или ином переложении встречается на многих сайтах. Но практически везде сохраняется схематический посыл: одно разбитое окно, которое никто не собирается заново стеклить, станет причиной, по которой окажутся разбиты все остальные окна.

Перевернём теорию по смыслу и возьмём как данность здание, в котором уже не осталось ни единого целого окна. Если начать его восстанавливать, равномерно и размеренно заменяя все стёкла целыми, то рано или поздно все окна окажутся целыми, даже если кто-то попытается разбивать их снова и снова. Пожалуй, именно этим направлением руководствовались в своё время в Нью-Йорке, восстанавливая порядок из хаоса.

Нельзя сказать, что социологические или криминалистические теории можно рассматривать так же, как теоремы из школьного курса геометрии, всё же это не математика. Но в практическом применении можно найти некие общие концепции, позволяющие спрогнозировать результат и исправить ошибки до того, как они станут явными. Устранять глобальные проблемы, как и менять окна во всём здании, - занятие хлопотное и дорогостоящее. Лучше сразу пресечь на первый взгляд незначительные поползновения хаоса.

Что еще почитать