Как меняется малыш по месяцам. Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Малыш появился на свет: он такой маленький и беззащитный! У молодой мамы сразу возникает множество вопросов: как правильно ухаживать, понимать, на что стоит обращать внимание. Каждый день приносит все новые вопросы, поэтому важно знать развитие новорожденного по неделям, чтобы не впадать в панику при проявлении тех или иных рефлексов и особенностей малыша.

Характеристика периода новорожденности

Первые 28 дней жизни малыша считаются периодом новорожденности. Этот месяц очень важен для маленького человечка, ведь развитие новорожденного по неделям идет семимильными шагами.

Все, что происходит вокруг ребенка - ново для него. Период новорожденности - время, когда главенствующую роль играет тот набор рефлексов, с которым малыш появился на свет.

Поисковый рефлекс. Выражается в том, что ребенок начинает искать источник пищи ртом и поворачивать головку, если коснуться его нижней или верхней губы.

Сосательный рефлекс. Малыш производит сосательные движения при касании его губ или языка каким-либо раздражителем.

Ладонно-ротовой рефлекс. Ребенок открывает рот, если надавить на его ладошку в области большого пальца.

Хватательный рефлекс. Малыш сжимает кулачок, если надавить на его ладошку.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры. Ребенок поджимает ножки, если взять его под мышки, а если почувствует опору, встанет полной ступней и даже сделает шажки, если наклонить его чуть вперед.

Защитный рефлекс. Необходим ребенку, чтобы не задохнуться в положении лежа на животике. Выражается в том, что малыш поворачивает головку набок, если лежит на животе.

Физиологические особенности новорожденного

Есть еще ряд особенностей только родившихся малышей: их не стоит бояться, это вполне нормальное состояние ребенка. К таким особенностям относятся, например, роднички - участки черепа, не прикрытые черепной костью.

У 60-70% новорожденных наблюдается желтушность кожи - это нисколько не связано с наличием гепатита, просто кровеносная система начинает функционировать в соответствии с новыми условиями в воздушной среде - отсюда наличие в крови билирубина, который и окрашивает кожу в желтый цвет.

Не стоит пугаться и небольших белых пятнышек на личике малыша - это результат наличия у него женских половых гормонов эстрогенов - он их получил от мамы.

Нормальная температура тела новорожденного - 37-37,5 градуса, он еще не научился регулировать этот показатель.

Следует помнить, что острота зрения у младенцев существенно отличается от взрослых. Это объясняется фокусным расстоянием, которое равно 50 см, постепенно малыш научится фокусировать глаза на предмете.

Основные тенденции в развитии малыша

Родившись на свет, ребенок испытывает тяжелейший стресс: ему приходится заново приспосабливаться к окружающим его условиям и образу жизни. Ново для него все, начиная от окружающей температуры и заканчивая необходимостью требовать пищу. Можно сказать, что малыш привыкает жить заново, это же происходит с его организмом: все системы начинают очень быстро развиваться и приспосабливаться.

Новая среда холоднее, светлее, шумнее той, в которой он обитал до этого. Чтобы помочь малышу, нужно чаще брать его на руки (не бойтесь приучить, избаловать ребенка - именно сейчас это просто необходимо). Намного лучше, если малыш будет слышать стук маминого сердца, ведь он сопровождал ребенка все 9 месяцев внутриутробного развития.

Первая неделя

Раскрывать развитие новорожденного по неделям начнем с первых 7 дней его жизни. Это время знакомства малыша с окружающим миром. Как правило, тяжелее всего дело обстоит с пищеварительной системой, ведь ребенок получал все необходимые вещества через плаценту, а теперь не просто должен сам добывать пищу, но и перерабатывать ее. Рождается малыш с полностью стерильным кишечником, лишенным какой-либо полезной микрофлоры, и должно пройти определенное время, чтобы пища стала хорошо перевариваться. Отсюда - частые проблемы с коликами и болями в животике. Нередко малыши первой недели теряют в весе из-за проблем с усвоением пищи.

Первородный стул темного цвета постепенно становится обычным для новорожденного ребенка, светлым, имеющим кашицевидную структуру.

Кожа малыша также приспосабливается к окружающей среде: возможны шелушение, краснота и пожелтение. О последнем мы уже говорили, а вот шелушение связано с тем, что малыш из водной среды попадает в воздушную. Тут важно следить за увлажненностью воздуха в комнате малыша, использовать детские крема или масло. Покраснение кожи ребенка первой недели жизни не следует воспринимать как патологию. Наоборот, это говорит о том, чтосделав первый вздох, он расправил легкие и максимально насытил кровь кислородом. Краснота будет проходить по мере того, как станет изменяться тонус сосудов и их приспособление к внеутробной жизни. Как правило, к концу первой недели она проходит вместе с шелушением.

Чтобы помочь малышу быстрее приспособиться к новым условиям, нужно знать, как происходит развитие новорожденного ребенка по неделям и месяцам, какие изменения должны произойти, а при наличии каких следует бить тревогу. Так, синюшняя кожа малыша говорит о неправильной работе систем жизнеобеспечения.

Сон недельного ребенка занимает большую часть его времени - 12-16 часов в сутки. Он просыпается, чтобы поесть, и опять засыпает. Перерыв между кормлениями - 2-3 часа.

Фокусировать взгляд на предметах малыш может недолго и на небольшом расстоянии (не больше 15 см).

Слух у недельного ребенка уже хорошо развит, однако различить, что это за звук, малыш не может. Громкие звуки вызывают у него боязнь (ребенок вздрагивает), а тихие, спокойные мотивы способны убаюкать.

Обоняние - еще одно чувство, которое весьма хорошо развито у недельного малыша. Так, маму он хорошо выделяет среди других по запаху грудного молока, исходящего от нее.

Вторая неделя

Какой новорожденный 2 недели? Развитие его быстро идет вперед. Желтушность, покраснения и прочие проблемы с кожей остаются позади, ребенок приобретает нормальные черты.

Процесс кормления постепенно налаживается, малыш сосет активно и с удовольствием. Вес начинает прибавляться, однако могут начаться проблемы колик и скопления газов в кишечнике. К сожалению, этому подвержен каждый четвертый новорожденный ребенок (2 недели). Развитие моторики кишечника продолжается - он опорожняется всего 3-4 раза за день. Проблема колик может сохраниться вплоть до 4-месячного возраста малыша.

Спит двухнедельный ребенок уже меньше, по 15 часов, периоды бодрствования увеличиваются. Он постепенно начинает фокусировать взгляд на лицах взрослых, разглядывая отдельные части их лиц: глаза, губи, брови. Малыш может заинтересованно разглядывать яркие или контрастные игрушки. Он начинает различать ласковые голоса окружающих: мамы, папы или того, кто ухаживает. Именно в этот период кроха одаряет окружающих своей первой улыбкой.

Третья неделя

Исполнилось 3 недели новорожденному. Развитие всех функций организма продолжается. В этот период ребенок активно познает то, что его окружает: он хорошо знает голос мамы, уже показывает плачем, когда его что-то беспокоит. Начинает проявлять характер: например, может заплакать, если ему не нравится надевать чепчик или переодевать подгузник.

Когда наступает 3 недели новорожденному, развитие зрения приносит свои плоды: ребенок подолгу разглядывает предметы, понимает положение своего тела, крутит головкой, смотрит по сторонам. Фокусное расстояние увеличивается до 20 см.

Врожденные рефлексы развиты очень активно, например, хватание и подергивание ножками при держании его на твердой поверхности.

Четвертая неделя

У ребенка первый юбилей - месяц, 4 недели новорожденному. Развитие его уже достигло весьма внушительных результатов. Маленький человечек - настоящий исследователь окружающего мира. Он не только активно крутит головкой на руках у взрослых, но и на какое-то время поднимает ее и пытается крутить из положения лежа.

Яркие, гремящие и шуршащие предметы могут надолго заинтересовать малыша, он даже сопровождает их взглядом.

Ребенок может лежать в кроватке один, бодрствуя, разглядывая игрушки. Однако присутствие взрослых и их тактильные контакты с малышом очень важны. С ребенком необходимо подолгу разговаривать, ведь он уже улавливает оттенки интонации, улыбается в ответ на улыбку. Завершение периода новорожденности - так называемый комплекс оживления, когда малыш начинает активно работать ручками и ножками, как только видит взрослого.

Основные выводы: таблица

Поможет проследить развитие новорожденного по неделям таблица, в которой отразим основные изменения в жизни крохи первого месяца жизни:

Пищеварительная система

Физиология, сон

Рефлексы

В норме - потеря веса на 500-600 г;

Формируется стул светлого цвета;

До 12 испражнений в сутки.

Покраснения, шелушения, желтушность кожных покровов;

Сон до 16 часов в сутки.

Не может долго фокусировать зрение на 10-15 сантиметрах

К концу первой недели проявляются основные рефлексы;

Хорошо слышит, но звуки не различает.

Находит маму по запаху.

Активно ест, набирает вес;

3-4 испражнения в сутки;

У 20% детей начинаются колики.

Кожные проблемы проходят;

Сон до 15 часов в сутки.

Фокусирует взгляд на отдельных частях лиц взрослых.

Начинает корректно работать вестибулярный аппарат.

Различает ласковые слова, улыбается в ответ.

Изменений нет

Период бодрствования увеличивается, лежит в кроватке, разглядывает окружающие предметы

Фокусное расстояние увеличивается до 20 см, отдает предпочтение ярким, шуршащим предметам

Осматривается, поворачивает голову, когда его держат на руках.

Оповещает плачем родителей, когда ему что-либо нужно, четко различает интонацию: темпераментную и спокойную

Четвертая

Пища переваривается лучше

Достаточное время может находиться один в кроватке

Осознанно рассматривает окружающие предметы, следит за движущимися игрушками.

Ненадолго поднимает и поворачивает голову из положения на животике;

«Комплекс оживления» - основное достижение новорожденности

Как видим, развитие новорожденного по неделям - очень важные вехи первых дней его жизни, которые должны быть под особым контролем родителей и педиатров.

Как заниматься с новорождённым

Первые дни с новорождённым. Ну вот вы и дома. А дома, как известно, и стены помогают. В этот же день или на следующий вас обязательно посетит и педиатр, и детская медсестра. Педиатр будет осматривать малыша еженедельно, и медсестра будет приходить.

Совет . Заранее запишите все свои вопросы и не стесняйтесь их задавать. Медработник обязан на них ответить, но имеет смысл помнить, что доктор тоже человек и ему приятнее общаться с доброжелательными людьми.

Торжественная встреча состоялась, гости ушли, цветы стоят в вазах, малыш лежит в своей кроватке. Если вы неделю провели вместе, то уже чуть-чуть знакомы со своим малышом. Но только теперь вы можете начать всё делать так, как вам кажется разумным. Если в роддоме была «форма одежды» — пелёнки, и в палате температура 27 градусов, то ваш малыш освоился именно с этими условиями. Возможно, что дома он будет вести себя иначе, ведь условия изменились.

Ваши задачи на первое время остаются прежними: побольше спокойствия и отдыха рядом с малышом, налаживание режима совместной жизни, кормление и уход, прогулки и купание, массаж и гимнастика, первые игры и общение в те немногие минутки, когда малыш не спит. Помните, что общение, мышечная активность и закаливание — это те три кита, которые являются основой гармоничного развития ребёнка.

Первый год жизни в целом — это период активного роста и развития ребёнка. И особенно важно создать наилучшие условия для крохи в самом начале, когда малыш более всего ограничен внешними условиями, когда от вашего отношения к маленькому человечку зависит столь многое. Для развития мозга крохи необходим приток нервных импульсов, который обеспечивается нагрузкой на органы чувств, сенсорной стимуляцией, а попросту говоря, обилием впечатлений от внешнего мира. Впечатлений самых разных, в самом широком диапазоне.

Совет . Малыш мал и кажется беспомощным, но новорождённый куда более физически крепок, чем нам кажется.

Смотрите на кроху как на человека, которому предстоит покорить большой мир, а значит, его надо знакомить с этим миром, с перепадами температуры воздуха и воды, с самыми простыми и обыденными вещами, с ближайшим окружением. С ребёнком можно и нужно разговаривать с самых первых дней и минут. Ритм народных пестушек, приговорок, колыбельных помогает малышу успокаиваться, совпадая с его внутренними ритмами. Материнский голос даёт возможность малышу чувствовать, что мама рядом, что в этом необъятном мире есть неизменная точка опоры и защита от всего и вся.

Малыш сам может совершать лишь микродвижения, но чем чаще вы берёте его на руки (поднимаете, опускаете, переворачиваете), чем больше вы сами двигаетесь с младенцем на руках, тем больше работает его вестибулярный аппарат, развивается чувство равновесия, напрягаются, а значит, развиваются мышцы, вся опорно-двигательная система. У новорождённых и грудных детей физическое и психическое настолько тесно переплетено, что язык прикосновений и движений тела является для них таким же важным способом общения, как и обращенная к ним речь взрослых.

С самых первых дней жизни малыш обладает способностью общения с окружающими и испытывает потребность в этом общении. По сути, наше общение с ребёнком происходит постоянно, что бы мы с ним ни делали. Кормится ли он грудью, укачивается ли на наших руках, купаем ли мы малыша, делаем ему массаж или гимнастику — помимо чисто практических действий, мы ведём с ним своеобразный диалог посредством самых различных сигналов. Своеобразие этого языка в том, что общение происходит с помощью сигналов, для взрослого человека непривычных. Зрение и слух «поставляют» малышу гораздо меньше информации, чем его осязание, вестибулярный аппарат, терморецепторы. Большую роль играют кинестетические ощущения, т. е. ощущения положения тела в пространстве, напряжения мускулатуры, и вообще то, что можно назвать внутрителесными ощущениями. Через движения можно дать возможность малышу получить представление о строении его тела, о том, как оно работает, как напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности. Малыш знакомится с окружающим миром, узнавая, что такое верх, низ, изменение направления движения, ритм и аритмичность, скорость и амплитуда.

При желании можно создать для малыша самые комфортные условия на несколько первых месяцев. Но именно в эти первые недели и месяцы у малыша на всю мощность запущены природные механизмы адаптации к любым особенностям внешней среды. Если условия, к которым адаптируется малыш, это комната с закрытыми форточками, тёплые носочки на ножках и ограничение двигательной активности, то он приспособится именно к этим условиям.

Но лучше, преодолев робость, уже с первых дней жизни малыша обращаться с ним не как с хрустальной вазой, а примерно так же, как мамы из тех стран, где малыши первый год своей жизни проводят в тесном контакте с матерью и природой.

Совет. Если ребёнок этого не требует, совершенно необязательно носить его на руках часами. И без того малыш оказывается на руках очень часто. Если он спокойно и с удовольствием находится в кроватке, у вас есть возможность заниматься многочисленными делами.

Правила общения с крохой:

Кормить по требованию, но помнить что период переваривания молока составляет около двух часов;

Не допаивать из рожка (при необходимости допаивать с ложечки) и не пользоваться пустышкой в период установления лактации;

Почаще проветривать комнаты, чтобы воздух был свежим;

Гулять, начиная с 15 минут и до двух и более часов в день;

Соблюдать чистоту, но не стремиться к идеальной стерильности;

Купать, а не «парить»;

Поддерживать контакт «кожа к коже», почаще брать на руки и держать в разных положениях, в том числе и вертикально;

Укладывать спать с собой;

Создавать возможности для физической активности малыша;

Разговаривать с малышом: проговаривать свои действия, читать стишки и потешки;

С помощью первых игрушек стимулировать развитие тактильной чувствительности;

Стимулировать развитие зрения, привлекая внимание малыша к игрушкам;

Стимулировать развитие слуха, устраивая маленькие «концерты» — прослушивание классической и народной музыки.

Игры и игрушки для новорождённого

Сразу после выписки из роддома молодой маме, скорее всего, не до игр. Да и малыш большую часть времени проводит во сне. Но есть детки, которым в силу тех или иных причин не спится. Если малыш чувствует себя хорошо, то он может просто лежать в кроватке, и тогда было бы очень полезно предоставить ему возможность смотреть на что-то более интересное, чем обои. Например, на мобиль с игрушками или гирлянду погремушек. Возможно, для развития зрения и концентрации внимания вы захотите повесить рядом с детской кроваткой в поле зрения малыша графические рисунки с резкими контурами (изображение шахматной доски, концентрические круги, чёрно-белые фотографии).

Совет. Совсем кроху и малыша чуть старше привлекает новизна, поэтому игрушки (стимулы для привлечения внимания) надо менять почаще, хотя бы раз в день.

Если на ручку или ножку малыша надеть браслетик с колокольчиком, то звук будет привлекать внимание малыша. Он, пусть и случайно, своими движениями производит изменения в окружающем его мире.

В ладошку малыша можно вложить погремушку-самоделку (магазинная игрушка слишком велика для крохотной ручки). Касайтесь ручкой малыша самых разных поверхностей и материалов. Носите кроху на руках, показывайте всё, что окружает малыша в доме.

Игры и игрушки для малыша чуть постарше

Если новорождённого можно назвать соней, то малыш чуть постарше — это «наблюдатель», который старается стать «исследователем». Малыш бодрствует дольше и проявляет всё больший интерес к тому, что происходит вокруг него. Малыш остаётся малоподвижным и только пытается контролировать свои движения. Способность рассматривать предмет и следить за движущимся предметом присутствует у малыша с рождения. Его зрение, слух и координация ещё не совершенны, но развиваются с каждым днём.

Зрительный аппарат совершенствуется на протяжении первых 6 месяцев жизни малыша.

Совет . Для развития зрения малышу полезны игрушки, но прекрасной стимуляцией зрительного аппарата будет и путешествие по дому, возможность увидеть знакомые предметы с «новой точки зрения».

Ребёнок начинает разглядывать «движущиеся» предметы, лицо мамы, «находит» свои ручки, всё дольше держит голову, лёжа на животике или находясь на руках мамы. С каждым днём у него укрепляются мышцы спины, шеи. Чуть позже ребёнок радостно оживляется, увидев взрослого, вскоре он начнёт переворачиваться на животик со спинки, опираясь на локти. Малыш пока больше наблюдает, а «играете» вы, стимулируя его активность. Носите малыша на руках: периодическая «перемена мест» поможет малышу узнать новое в окружающем мире.

Ребёнку необходимы игрушки, которые он будет разглядывать, трогать. Для развития умения различать звуки, музыкального слуха нуж- ны не только погремушки, но и ксилофон, колокольчики. Тактильную чувствительность развивают прикосновения к самым разным фактурам и поверхностям.

Если ребёнок хнычет и беспокоится, потрясите погремушкой или заговорите с малышом, находясь вне поля его зрения. Малыш сосредоточит внимание на звуке лишь на короткое время, затем снова может начать «жаловаться». К полутора месяцам малыш будет прислушиваться к голосам, музыке, негромким звукам. К 3 месяцам ребёнок будет отвечать улыбкой на разговор, поворачивать голову и по-разному реагировать на разные звуки.

Малыш очень интересуется своими ручками. Он шевелит пальчиками, пытается схватить игрушки. Затем начинает ими манипулировать. Ребёнок пытается тянуть в ротик кулачок или пальчик. К концу 2-го месяца жизни он может разжимать и сжимать пальчики. Зрительно-моторная координация движений совершенствуется, и малыш начинает дотрагиваться до игрушек.

Совет. Чем больше развиты ручки малыша, тем больше развивается его мозг, тем быстрее и чётче будет звучать его речь.

В этом возрасте игрушки нужны уже не только для разглядывания, но и для касания, а затем и захватывания. Игрушки должны находиться на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Они должны быть хорошо закреплены. Желательно использовать игрушки приятных глазу оттенков, зелёные, голубые, жёлтые. Выбирайте такие, которые удобнее для захвата: кольца, колокольчики. Округлые предметы будут выскальзывать из ручки малыша. В 3 месяца ребёнок уже сознательно бьёт по подвешенным игрушкам. Он внимательно наблюдает, как касание нижних игрушек вызывает движение верхних.

Выкладывайте малыша на животик почаще и оставляйте подольше, привлекая его внимание игрушками, чтобы он подольше удерживал голову. Полезно приобрести или сшить развивающий коврик с пришитыми к нему игрушками, удобными для захвата и ощупывания.

На третьем месяце жизни малыш начинает поворачиваться на бок. Если показать малышу игрушку так, чтобы он мог её видеть, что называется, краем глаза, он повернёт голову, а за ней и плечи, и туловище. Некоторые дети в возрасте 3 месяцев могут перекатываться с животика на спинку.

Игрушки малыша должны быть разнообразными по цвету, форме и фактуре (мягкими, гладкими, шершавыми). Давая малышу игрушки для ощупывания, разговаривайте с ним, повторяя те звуки, которые вы слышали от него: «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о-о».

Совет . Дайте крохе возможность трогать и захватывать не только погремушки, но и мячики, кубики, лоскутки, ложки. Пока пальчики малыша очень неловки, но любые игры с пальчиками, массаж ручек — это развитие мелкой моторики, а значит, и речевых центров в мозге.

Вот только некоторые игры, в которые можно играть с малышом.

Вкладывайте в ладошку малыша небольшие предметы различной текстуры — комочек бумаги или лоскуток ткани, колпачок от фломастера, короткую ленточку или шнурок.

Перекиньте через перила кровати палку. К ней на эластичном шнуре подвесьте одну-две игрушки на высоте 15—20 см от ребёнка, чтобы он мог ударять по игрушкам.

Возьмите своей рукой ручку малыша, потрясите, погладьте её, привлекая внимание малыша к его кисти. Поиграйте с его пальчиками, нежно помассируйте их.

Вы можете разминать и поглаживать его пальчики, играть ручками малыша в пальчиковые игры. Погладьте ладошкой малыша гладкое стекло, шершавую ткань, мягкую подушку, жёсткую щётку.

Предложите малышу игрушку и помогите ему удержать её, держа своей рукой его ручку. Помогите малышу потрясти погремушку и отпустите свою руку.

Закрепите на ножке малыша воздушный шарик так, чтобы малыш мог увидеть его. Когда малыш будет шевелить ножкой, шарик будет двигаться.

Держите ярко окрашенную игрушку перед лицом малыша и медленно перемещайте её в сторону. Потрясите погремушку, чтобы привлечь внимание ребёнка. Если его внимание направлено на ваше лицо, держите погремушку перед своим лицом. Затем медленно перемещайте игрушку, добиваясь, чтобы малыш провожал её взглядом.

Расположитесь так, чтобы малышу было удобно видеть ваше лицо. Называйте его по имени разными интонациями. Постарайтесь встретиться с ребёнком глазами. Если он гримасничает, повторяйте за ним его мимику. Малыш улыбнулся? Улыбнитесь ему в ответ. Если малыш гулит, вступите с ним в беседу. Послушайте его и ответьте похожими звуками, меняя интонацию на вопросительную или восклицательную.

Привяжите бубенчик к запястью малыша. Малыш быстро уловит связь между звуками и движением ручки.

Разговаривайте или звоните в колокольчик подальше от малыша и рядом с ним. Похлопайте в ладоши, подудите в дудку, позвените колокольчиком. Меняйте тон и громкость звуков. Вначале находитесь рядом с малышом, так, чтобы он вас видел. Затем отойдите подальше, ведь ваша задача — привлечь внимание ребёнка и вызвать в нём желание повернуть голову в направлении звука.

Первые беседы с новорождённым ребёнком

Разговаривайте с малышом, когда вы с ним возитесь: купаете, переодеваете, кормите. Любые действия с малышом сопровождайте речью. Пойте своему малышу песенки, читайте детские стишки. Разговаривая с ребёнком, меняйте интонации. Ребёнку первого года жизни для благополучного развития более всего необходима тесная психоэмоциональная связь с матерью, на основе которой и появляется доверие миру, ощущение безопасности, уверенность в себе. Если мама не «болтушка по жизни», то надо преодолеть некоторое внутреннее сопротивление, чтобы начать одностороннее общение с крохой, который, очевидно, ничего не понимает и почти не реагирует.

Однако малыш понимает наши намерения, если мы даём себе труд объяснить человечку, что и зачем мы делаем, а не обращаемся с ним как с неразумным существом.

Совет . Вы можете «погуглить» статьи и книги Ф. Дальто, известнейшего детского психоаналитика, которая ещё в 50-е годы XX века одними разговорами с грудничками помогала им выздороветь, а в 70-е — организовала первый «Зелёный остров» — центр, где психологи, общаясь с грудничками и детками постарше, но всё ещё не говорящими, помогали родителям осознать важность взаимодействия с малышами и научиться лучше понимать их.

Собственно, ничего сверхъестественного не требуется. Если бы вам пришлось ухаживать за любимой старенькой бабушкой, наверное, вы бы сочли необходимым разговаривать с ней. Сказали бы: «Доброе утро, сейчас будем умываться... Сегодня хорошая погода... Как тебе спалось?» Вы бы читали ей книги и рассказывали, что нового и интересного в мире. Просто потому что её любите.

Помните, наверное, ещё с детства: «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки...» (К. И. Чуковский).

Совет . Читайте Александра Сергеевича Пушкина, он, действительно, «наше всё». Есть исследование, согласно которому, дети, много слушавшие Пушкина, успешнее справляются с логопедическими проблемами.

Это не сказка. Дело в том, что, помимо сердечного ритма, о котором мы все знаем, в организме человека пульсирует каждая клеточка. И у крохи происходит настройка всего организма на мамин голос, на стихотворный ритм. Мы потому и любим каких-то определённых поэтов, что ритм их стихотворений совпадает с нашим, помогает найти гармонию.

Когда бы вы ни подошли к малышу, поговорите с ним. Если он беспокоится, сразу отзывайтесь. Поначалу быстро подходите к нему, но постепенно удлиняйте время между словесным утешением ребёнка и вашим появлением у его кроватки. Может быть, малыш успокоится уже от звука вашего голоса. Иногда выбирайте время и подходите к кроватке, когда малыш ещё не зовёт вас. Несколько минут общения помогут малышу понять, что мама помнит о нём, даже если он не возмущается.

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития грудничка

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 164039 .

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

Что еще почитать