Как мотивировать подростка к учебе. Методики воспитания

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

Оптимальный режим учебы для подростка – сочетание самостоятельных и групповых занятий

Переходный возраст, трудный подросток – эти слова, как заклинания, повторяют родители и учителя, подразумевая, что «надо просто переждать, пережить, само рассосется». Спорный посыл, однако само признание этого периода как особенного – уже огромный прогресс на сегодняшний день. Еще совсем недавно новые потребности взрослеющей личности считали просто причудами и отмахивались от них, не вникая в суть.

В отношении к подросткам взрослые впадают то в одну, то в другую крайность. То считают их по-прежнему маленькими детьми, не перестраиваясь в общении, и требуют беспрекословного подчинения. То, наоборот, относятся к ним с излишним трепетом, боятся лишний раз побеспокоить, ограничить свободу, как будто этот в период развития человек обретает какие-то сакральные свойства. При всем различии подходов их результат отрицательный: в первом случае родители получают бунт, тотальное отрицание и игнорирование требований, во втором – такое же пренебрежение обычными обязанностями, но с осознанием полного права на такую позицию. Истина, как это обычно бывает, находится посередине.

Чтобы заинтересовать подростка учебой, она должна быть не целью, но средством – способом повышения авторитета среди сверстников.

В переходном возрасте внутренние проблемы подростка, связанные со становлением его личности, поиском себя, своего места в жизни, накладываются на возросшие требования к нему от социума, прежде всего – в школе. И если до этого ребенок стремился «быть хорошим», что означало стараться выполнять все задания, получать хорошие отметки, по возможности демонстрировать хорошее поведение, то теперь те же действия вызывают у него внутреннее отторжение. Ведь в своих глазах он уже не ребенок, а взрослый, а общепринятые паттерны поведения остаются теми же. В итоге школьная программа усложняется, но из-за неприятия самой формы подачи и проверки знаний внимания учебе уделяется меньше, чем следовало бы.

Проблемы подростков в школе зачастую вообще никак не связаны с учебой. Гораздо больше их волнует признание сверстников, получение нового социального опыта, принадлежность к значимой для них группе и поиск своего места в ней. Значит, чтобы заинтересовать подростка учебой, она должна быть не целью, но средством – способом получения лидирующей позиции в группе, повышения авторитета среди сверстников. Как сместить фокус, учитывая все особенности подросткового возраста, подробнее в данной статье.

Истоки проблем переходного возраста

Основные проблемы подростков обусловлены не столько архаичностью школьной системы, сколько внутренними причинами развития каждой личности в отдельности. В переходный возраст каждый человек входит по своему личному графику, поскольку на это влияют комплексно и физиология, и психология, и социальный опыт, и стиль общения в семье, интеллектуальное и психическое развитие.

У девочек процесс взросления начинается в среднем на два года раньше, чем у мальчиков – с 9 до 14 лет, что сопровождается в том числе физиологическими изменениями. (Возможно, по этой причине раздельное обучение показывало лучшие результаты по сравнению с совместным.) Этот разрыв уже приводит к разделению в классе: девочки обосабливаются, они ориентируются на мнение старшеклассников, а своих сверстников не воспринимают как авторитет. Мальчики остаются в агрессивно-оборонительной позиции и стараются оградить свой круг интересов от насмешек женской половины класса. Как видим, минимум один конфликт уже заложен объективной разницей в скорости полового созревания.

Для каждого подростка и для всей его группы на первом месте оказывается именно вопрос внешней привлекательности, соответствия взрослым стандартам, умение справляться со своим меняющимся телом.

Взрослый снаружи – ребенок внутри: у подростков учебный материал лучше всего усваивается в игровой форме.

«Некрасивый, но умный» – вообще не аргумент в этом возрасте. Поэтому критически важна для успехов в учебе личность и внешность учителя, этот предмет преподающего. Если с модельными параметрами и харизмой учителя не повезло, а предмет действительно важен для будущего вашего взрослеющего ребенка – надо искать альтернативу вне школы.

Еще одно важное следствие физиологических изменений – психическая нестабильность, обусловленная активными выбросами гормонов. Перепады настроения, проблемы со сном, повышенный уровень тревожности, раздражительность – все это свойственно не только девочкам (у которых эти признаки могут служить симптомами ПМС), но и мальчикам. Все эмоции и чувства проживаются с намного большей интенсивностью, чем у взрослых.

По яркости переживаний и потребности в частой смене впечатлений подростки приближаются к младшим школьникам. Обратите внимание, что многие учебники по английскому языку для подростков изданий Oxford или Cambridge учитывают эту особенность, включая в объяснение сложного материала веселые комиксы, крупноформатные фото, предлагая обучающее видео. Целостная, синкретичная подача материала намного больше способствует запоминанию, чем сухая зубрежка.

Растущий организм также постоянно нуждается в движении. Усадить за учебники особенно сложно, поэтому занятия спортом в этом возрасте важны для поддержания тонуса – и не только мышечного. Чередование физических и интеллектуальных упражнений помогает справиться с потребностями организма и требованиями школьной программы одновременно. Прослушивание обучающих лекций онлайн можно совместить с занятиями на домашних тренажерах или с прогулкой по парку (если там есть WiFi) – большое преимущество по сравнению с академической формой подачи материала.

В отношении к учебе для подростка критически важно, как на него будут смотреть его сверстники. Исследования ученых показали, что у подростка активизируются определенные участки мозга и соответственно меняется поведение в зависимости от того, видят его потенциально значимые для него люди или нет.

  • Умение выполнять задания и прослушивать лекции, не отвлекаясь, гораздо проще тренировать в отсутствие сверстников.
  • Именно опыт переходного возраста во многом определяет то, чем будет заниматься человек в своей жизни, в каком направлении развиваться.

Мозг подростка: возрастные изменения и отношение к учебе

Чтобы помочь подростку справиться с трудностями переходного возраста и выйти из него с минимальными потерями, а еще лучше – с новыми приобретениями и взрослым подходом к жизни, желательно иметь целостную картину изменений, происходящих в его нервной системе и особенно – в деятельности мозга.

Для развития подростка важен баланс индивидуальных и коллективных занятий, двигательной и умственной активности.

Во время взросления претерпевают изменения все отделы мозга, начиная со стволовой части или мозга рептилии, регулирующей протекание основных физиологических процессов, далее лимбическая система мозга, отвечающая за гормональный контроль, автоматические (бессознательные) эмоциональные реакции, память, чувства и ощущения; и, наконец, самые важные для успехов в учебе перемены происходят в неокортексе – коре головного мозга, отвечающей за мыслительные процессы: рациональное и аналитическое мышление, планирование, воображение, речь, условные рефлексы.

В подростковом возрасте происходит активный рост и трансформация всех отделов, кроме того, устанавливаются новые связи, а неиспользуемые наоборот – отсекаются. Например, в эксперименте, где подростку говорили, что при включении огонька аппарата МРТ за ним через видеокамеру наблюдает сверстник его пола, поведение подростка становилось более неловким в момент «включения камеры» (которой по факту не было). При этом аппаратура фиксировала импульс, ведущий от стриатума, отвечающего за мотивацию и целеустремленность, к префронтальной области коры головного мозга, отвечающей за кратковременную память, простые мыслительные процессы (дифференциацию и интеграцию мотивов, явлений и понятий), эмоциональную реакцию, волевой контроль, концентрацию на действиях.

Мозг подростка претерпевает изменения на всех уровнях:

  • стволовая часть мозга (мозг рептилии) – гормональная перестройка, рост организма;
  • лимбическая система мозга – новые эмоции и чувства, мотивация;
  • неокортекс (кора головного мозга) – мыслительные процессы, воображение, воля.

Получается, что для подростка оптимальный режим обучения – когда он воспринимает новую информацию в своем комфортном темпе (который индивидуален и зависит от его физического состояния в данный момент времени), лучше всего – наедине, не отвлекаясь на сверстников. А вот актуализация новых знаний, превращение их в навыки, тренировка в выполнении заданий уже лучше всего проходит со сверстниками одного пола на соревновательной основе – когда активизируются все участки головного мозга и в совместной работе устанавливаются новые связи, плюс эмоциональная наполненность этой деятельности способствует запоминанию (именно в долговременной памяти).

Если описать процессы, происходящие в мозгу взрослеющего человека, двумя словами, то это – полное переформатирование. Массированные атаки гормонов, новый социальный опыт, внутренние потребности и требования окружающих – все это радикально меняет ландшафт. Импульсы нервных волокон ускоряются (процесс называется миелинизацией), при этом нервные связи и окончания, что организм не счел основными, обрезаются (синаптический прунинг) или перенаправляются к другим магистралям. Одновременно происходит самое масштабное разрастание новых связей и центров в коре головного мозга (спраутинг) – другого такого периода в жизни человека нет.

Следовательно, при всей сложности самого процесса обучения в подростковом возрасте, именно этот период определяет то, чем будет заниматься человек в своей жизни, в каком направлении развиваться. Желательно помимо школьной нагрузки максимально попробовать различные виды деятельности – ощутить на кончиках пальцев склонность к той или иной профессии (подробнее о профориентации).

Психологи отмечают, что если в этот период подросток много играет в видеоигры, то, возможно, он станет хорошим пилотом, однако карьеру бухгалтера ли ученого вряд ли сделает. Клоун класса имеет все шансы стать преуспевающим менеджером по продажам, тогда как президент класса или школы уже в это время получит и отработает навыки менеджмента, которые пригодятся в бизнесе и любых управленческих процессах. В это же время закладываются основы внутреннего конфликта и склонности к зависимостям – фильмы с насилием, наркотики, виртуальные приключения оставляют неизгладимый след в психике и нервных связях.

Впечатления, полученные в этом возрасте, такие же яркие, как в детстве, восприятие настолько же обострено, скорость реакции меняется от максимально быстрой до полной заторможенности – в зависимости от заинтересованности предметом.

В поисках идентичности: как помочь подростку справиться с собой

Выйдя из детства, личность подростка пребывает в постоянном поиске себя, примеряя все новые и новые роли. Состояние внутренней растерянности маскируется внешней самоуверенностью, однако его взрослый вид еще не означает, что подростку не нужна ваша помощь.

Справиться с такими глобальными изменениями, в короткий срок произошедшими в социальном окружении, в школьной жизни, в собственном организме, было бы непросто даже взрослому человеку при всем его жизненном опыте. «Кто я? Чего я хочу? Куда стремиться?» – эти вопросы волнуют каждого подростка. Выполнение ежедневных рутинных обязанностей оправданы для него только в том случае, если ведут к значимой в его глазах цели.

Система ценностей выстраивается уже не семьей, но группой сверстников. Если родители хотят как-то повлиять на формирование личности взрослеющего ребенка, то начинать стоит с поиска достойной, по их мнению, компании, объединенной общими интересами. Дополнительные занятия, хобби, командный спорт – все это важнейшие факторы воспитания, работающие лучше всяких слов.

Абсолютная свобода для подростка так же вредна, как и тотальный контроль и запреты. Задача родителей и старших – найти баланс между разумными ограничениями и потребностью формирующейся личности в самоутверждении, в выражении протеста и отстаивании своего мнения. Образно говоря, лучше предоставить человеку выбор, как провести выходной, при условии, что он вернется домой в оговоренное время, чем после часу ночи обзванивать близких и дальних знакомых в поисках загулявшего чада.

Роль родителей и учителей – в создании пространства для творчества, в предоставлении возможностей для реализации. Освоение новых территорий необходимо, но под ненавязчивым наблюдением. Подросток примеряет разные идентичности, пробует в действии то одно, то другое «Я», и во многом от чуткости ближнего окружения зависит, на каком варианте он в итоге остановится. Такие рекомендации дает родителям в своей публикации на сайте Psychology Today доктор Роберт Дж. Хедайя (Robert J. Hedaya).

Склонность к неоправданному риску – еще одна особенность переходного возраста. Даже создание идеальных условий для развития не может на 100% застраховать от несчастных случаев и необдуманных поступков. Винить в чем-то самого подростка довольно сложно: все дело в том, что у него еще не сформирована префронтальная кора головного мозга, отвечающая в том числе и за осознание последствий своих действий, самоконтроль, способность планировать. Окончательно формируется эта область примерно к 21 году (у мужчин, у девушек раньше) – естественно, откладывать начало самостоятельной жизни до этой даты никто не будет. Выход – выстраивание понятных и логичных договорных отношений, при которых взрослеющую личность предупреждают о необходимости компенсировать последствия действий, приведших к нанесению ущерба.

Главные компоненты самодисциплины у подростка:

  • концентрация;
  • доведение дела до конца;
  • постоянство;
  • обязательность.

Самодисциплина – лучший способ повысить самооценку!

Если ничего не предпринимать и не ограничивать, то придется смириться с тем, что ситуацией управляет личность, принимающая решения в результате внезапного эмоционального импульса, не связанного с какой-либо логикой. Лимбическая система головного мозга, отвечающая за эмоции, привязанность, влечение и размножение, оценку смыслов и фактологическую память, является более древней и вместе с стволом мозга, или мозгом рептилий, в принципе обеспечивает человеку выживание . Особенно, если такой человек достаточно защищен от воздействия внешних факторов и огражден от социума – в том числе от общения с такими же незрелыми личностями.

Однако о каком-то развитии и выходе в самостоятельное плавание в данном случае говорить не приходится. Без навыков абстрактного мышления, умения самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия человек остается подростком независимо от того, сколько ему лет по паспорту. При этом счастливым такому человеку стать сложно – справиться со своими импульсами самостоятельно он не может, объяснить их появление тоже, социум не готов играть роль няньки и старается избегать контактов с незрелой личностью по причине непредсказуемости в общении и ненадежности в деловых отношениях.?

Онлайн-образование и переходный возраст

Одним из инструментов формирования взрослого отношения к жизни является обучение онлайн, требующее от подростка мотивированности, волевых усилий, умения планировать свой график для прослушивания лекций и выполнения заданий, самоконтроля. Концентрация на выполнении того или иного действия, нацеленность на результат – это и свойства развитой префронтальной области головного мозга, и способ ее развития одновременно. Умение выполнять задания и прослушивать лекции, не отвлекаясь, гораздо проще тренировать без присутствия сверстников. При этом делиться полученными наработками, конечно же, лучше с одногодками – как и отрабатывать новые умения, применять знания на практике. Когда новая информация только усваивается, она записывается на грифельную доску краткосрочной памяти – и для этого желательны тишина и сосредоточение, поскольку работает префронтальная область мозга. Уже полученную информацию лучше отрабатывать совместно со сверстниками – тогда подключается лимбическая система мозга, с ее эмоциональностью и способностью складировать данные в долгосрочную память.

Истоки проблем подростков в школе:

  • учителя по-прежнему относятся как к детям;
  • школьная программа не помогает ответить на вопросы «Кто я?» «Какое мое место в жизни?»;
  • школьная деятельность не связана с запросами взрослой жизни;
  • на первом месте для подростка – самоутверждение среди сверстников, оценки – на втором.

Таким образом идеальным для подростка является сочетание онлайн- и офлайн-методов обучения. И, конечно, для лучшего результата необходимо безотлагательное применение знаний на практике – своеобразное проживание новой роли (на этом принципе построена знаменитая Kidzania). Конечно, с академическими знаниями школьной программы это сложнее, но можно, например, пройти пробный тест ЗНО, чтобы оценить свой уровень знаний по предмету и понять, что еще можно улучшить или подтянуть.

Особенность современного обучения в том, что простое складирование знаний уже не имеет смысла – ведь всегда есть онлайн-справочники и базы данных для получения нужной информации. При этом особое значение приобретают умения человека оперировать этой информацией, выстраивать иерархии и объединения, формировать концепции, находить креативные решения даже тривиальных задач. Также важно адекватно коммуницировать в социуме, создавать новые связи и выстраивать систему контактов. Все это требует развитой префронтальной области головного мозга, так что без математики, лингвистики, философии и других наук, развивающих логическое мышление, не обойтись.

Один из вариантов дополнения школьной программы и плотного графика внеклассных занятий – школа онлайн , предоставляющая доступ к лучшим преподавателям и методикам. Подготовка к ЗНО с использованием предзаписанных видеолекций и тестовых заданий онлайн – хорошо зарекомендовавший себя на практике способ избавиться от пробелов в программе по выбранному предмету, натренировать умение проходить тесты, систематизировать все знания, полученные с 5 по 11 класс. При условии регулярных и даже не очень длительных занятий (онлайн-лекция длится всего 20 минут), можно спокойно и без лишней спешки подготовиться к самому сложному и ответственному экзамену – внешнему независимому оцениванию.

Непрерывное образование помогает адаптироваться к меняющемуся миру, сглаживать острые углы и противоречия, возникающие в социуме вследствие конфликтов интересов. При этом онлайн-формат обучения не только предоставляет доступ к преподавателю независимо от его местонахождения, не только экономит время и средства на дорогу, но и сам по себе становится инструментом воспитания волевых качеств и развития мыслительных способностей.

Эта статья в помощь родителям, которые хотят помочь своему ребенку. Если у вашего ребенка недостаточно желания и мотивации к учебе, надеюсь, вам помогут эти советы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как мотивировать подростка к учебе

Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже - ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.

Что же делать?

Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен - только отвяжись!»).

Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего - могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя - а я тебя не слышу).

Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.

Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету - математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? - расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню?

Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом К примеру, ваш ребенок - фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? - а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…

Дочка любит просматривать «луки» звезд? - найдите англоязычный сайт на эту тему…

Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch - программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.

Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.

Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал - 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. - Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? - Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.

Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше - пусть думает.

А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.


Многие родители ждут наступления подросткового возраста у своего ребенка со смешанным чувством страха и надежды. Страха – потому что в этот период многие дети настолько меняются внутренне, что их порой не узнают даже близкие люди, надежды – потому что родители втайне надеются, что их-то эти проблемы обойдут стороной.

Как вернуть желание учится, если подростка, прежде вполне успевающего по всем предметам, теперь не заставишь сесть за уроки? Что можно предпринять, пока еще все не зашло далеко?

Ведь теперь хорошие оценки и прочные знания – это пропуск в ВУЗ, способ получить ту профессию, которая станет приносить удовлетворение. Тем не менее, в любом классе в средней школе не просто найти целеустремленного подростка, способного думать о таких вещах, как стабильно хорошие оценки.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;
Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.
  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения - подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.
Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Чем это кончится?

В большинстве случаев, отдав дань природе, ребенок проходит период становления и возвращается к учебе. Теперь главное – подвести его к правильно выстроенной мотивации.

Стимул для того, чтобы хорошо учиться в школе, невозможно вложить в голову подростка, он должен появиться изнутри. Взрослея, старшеклассник видит свою цель, строит план ее достижения, ищет пути реализации.

И здесь уже не придется заставлять подростка делать уроки, дети, как говорится, «берутся за ум» и выбирают направление, в котором они собираются получать дальнейшее образование.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.
Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.


Если подростки перестают интересоваться окружающей действительностью, теряют интерес к своим увлечениям, игнорируют учебу, то им требуется психологическая поддержка. Мотивация подростков позволит направить их внимание и силы в правильное русло.

Очень часто родители подростков жалуются, что их дети резко меняются - становятся безразличными, избегают разговоров и ленятся выполнять даже самую простую домашнюю работу, не говоря уже о заданиях в школе. Подобное поведение настораживает и даже пугает взрослых. А если подросток не только уклоняется от объяснений, но и заявляет, что ему ничего не нужно, его родители могут растеряться. Мотивация подростков позволит изменить ситуацию или даже предотвратить подобные проблемы. Путем использования стимулов , которые побуждают действовать в том или ином направлении, можно возродить в подростке интерес к жизни.

Апатия, отсутствие целей - в жизни большинства подростков явления временные. Они возникают потому, что подростки не идентифицируют себя с детьми, а чувствуют взрослыми, однако видят, что окружающие не поддерживают подобный взгляд. Они начинают протестовать против других людей, пытаясь быть равнодушными. Родители должны прийти на помощь своим детям и показать выход из ситуации, узнав, какая мотивация подростков пойдет на пользу .

Мотивация подростков может отсутствовать в 3 случаях :

  • в результате размышлений о себе и своем месте в жизни, которые даются нелегко и порождают в глубине души множество переживаний;
  • в качестве последствия родительской навязчивости, когда невозможно стремиться к своей мечте, поскольку другие ее не воспринимают;
  • из-за низкого уровня самосознания, возникшего благодаря неправильному воспитанию и недостатку родительского внимания.

Каждый из них требует отдельного подхода, и мотивация подростков будет отличаться. Однако она всегда будет основываться на следующих моментах .

Как мотивировать подростков

Практически все подростки считают, что их несправедливо называют детьми и считают недостаточно взрослыми. Именно это их качество можно использовать для решения проблемы. Родители должны показать пример того, что зрелость - это ответственность, самостоятельность , а не вредные привычки и ничегонеделание. Но прибегать при этом к упрекам не стоит, ведь они будут иметь прямо противоположный эффект.

Для подростков очень важен авторитет среди сверстников . Но только получить его бывает нелегко. И от родителей, близких для них людей зависит, какие ценности они будут воспринимать в качестве похвальных. Желательно мотивировать подростков на самореализацию путем развития своей личности. Если правильно подать самые простые истины или знания, можно достичь значительных результатов.

Инициатива - это качество лидера. Тот, кому она принадлежит, чувствует свою важную роль, обязанности и ответственность. Необходимо поддерживать начинания подростков, поощрять их желания. Ни в коем случае нельзя отнимать у них эти возможности. Нередко родители замечают меланхолическое настроение своего ребенка и начинают его критиковать, указывать ему, что и как делать. Они управляют им, а значит, не позволяют самому решать за себя. И в этом кроется самая большая ошибка. позволит выяснить причину состояния подростков. Даже у бунтарей есть те чувства и соображения, поняв которые, можно изменить их отношение к миру.

Хорошей мотивацией для выполнения домашних заданий станет материальное вознаграждение . Таким образом подростки получают первый опыт работы за деньги, на которой строится жизнь взрослого человека.

Правильная мотивация подростков становится нелегким заданием для их родителей. Последним придется проявить максимум терпимости и понимания именно в этот период развития их ребенка.

Теги: ,

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Что еще почитать