Как проходит знаменитый венецианский карнавал. Венецианский карнавал: история и современность

Уже совсем скоро итальянская Венеция закружится в фейерверке ярких красок и безудержного веселья. Знаменитый карнавал в этом году стартует 31 января и продлится до 17 февраля. Традиционно время проведения главного венецианского мероприятия связано с католическим календарем: праздник всегда заканчивается за день до начала Великого поста. Само слово «карнавал» переводится с латинского языка как «прощай, мясо». Шумные гуляния, маскарады и застолья призваны были порадовать горожан, ведь следовавшее за ним время поста проходило в смирении и воздержании.

История карнавала насчитывает ни одно десятилетие. Первые упоминания о народных гуляниях в Венеции относятся к 1094 году. По мнению историков, спустя столетие карнавал уже стал ежегодным. Долгое время праздник был главным культурным событием в жизни горожан.

Однако в 1797 году карнавал запретили. Произошло это после того, как венецианское государство прекратило свое существование. Впоследствии ни одна попытка возродить былую славу карнавала не увенчалась успехом. Только в 1979 году итальянское правительство всерьез озаботилось вопросом возвращение на улицы Венеции ярких шествий. Немалую роль в возрождении карнавала сыграл знаменитый режиссер Федерико Феллини. Так карнавал вновь стал главной гордостью жителей города.

С тех пор Венеция на время ежегодного праздника становится центром, который притягивает тысячи желающих увидеть своими глазами все великолепие и красоту этого невероятного действа. Количество туристов, устремляющихся в Венецию во время карнавала, достигает полумиллиона.

Открывается фестиваль действом под названием «Воло делла Коломбина»: с одной из колоколен, расположенной на знаменитой площади святого Марка, пускают в небо символическую бумажную голубку по имени Коломбина, которая рассыпает над жителями конфетти.

Одновременно на самой площади стартует праздник «Festa delle Marie». Богатейшая история этого шествия связана с освобождением венецианок, плененных пиратами. Праздничную процессию возглавляют семь девушек, которые символизируют освобожденных красавиц. Ярко одетые горожане и туристы сопровождают юных дам все время шествия.

Костюмы для карнавала готовятся заранее и поражают своим разнообразием и великолепием. Шелк, парча и бархат, невероятные прически и удивительные головные уборы - каждый участник карнавала стремится выделиться и поразить собравшихся красотой своего наряда.

Но, конечно, главный символ карнавала - традиционная венецианская маска, под которой предпочитают скрывать свои лица участники. Каждая маска - маленькое произведение искусства со своей историей.

Классические венецианские маски делятся на два вида.
Первый вид - это , отображающих героев традиционной комедии дель арте. Арлекин, Коломбина, Пьеро, Бригелла и другие персонажи обладают своим характером и повадками. Человек, облачающийся в маску одного из героев итальянской комедии должен стараться соответствовать типажу.

Например, под маской Коломбины в венецианских представлениях скрывалась прекрасная актриса. По легенде, она была настолько горда своей природной красотой, что не желала полностью скрывать свое лицо даже для карнавала. Поэтому Коломбина всегда представала перед публикой в полумаске, которая скрывала от посторонних глаз только верхнюю часть её лица.

Второй тип - это маски, которые не связаны с традиционным театром. Эти персонажи постепенно сформировались по мере развития карнавальных традиций. Джокер, Венецианская Дама, Баута, Кот, Доктор Чумы - все они отражают историю Венеции со всеми её хитросплетениями, взлетами и падениями.
Маска Бауты всегда была одной из самых востребованных, поскольку позволяла полностью скрыть лицо. Ей пользовались высокопоставленные персоны, которые хотели участвовать в карнавале инкогнито.

Маску Венецианской красавицы предпочитали знатные дамы, поэтому она отличается особенным утонченным дизайном.

А вот традиционная маска Доктора Чумы связана с печальными событиями: Венеция не раз становилась местом страшных эпидемий этого смертельного заболевания.

Маски изготавливают из кожи или папье-маше, как и много лет назад. Для декорирования используют краски, золотую и серебряную фольгу, стразы, перья и прочие материалы.

Каждая маска подразумевает и особый наряд: плащи, шляпы, платья - все элементы должны соответствовать маске и подчеркивать её красоту и индивидуальность.

Кроме традиционных шествий и процессий, карнавал интересен и своими театральными представлениями, концертами и прочими развлекательными мероприятиями, призванными развеселить и удивить горожан и гостей. Даже футбольному матчу есть место на этом празднике жизни. Причем проходит он в полном соответствии со средневековыми правилами. Дело в том, что венецианцы считают, что именно их город подарил миру этот вид спорта, поэтому и уделяют ему такое пристальное внимание.

В этом году тема карнавала звучит так: «Самый лакомый праздник в мире!». Организаторы решили отдать дань уважения готовящейся в Милане выставке «Milan Expo 2015», которая будет проходить под девизом «Накормить планету. Энергия для жизни», поэтому венецианский праздник и все его мероприятия будут созвучны с миланским событием.

Жизнь кипит ручьем, везде смех и радость, красочные наряды и музыка! Это не мир фантазий - это реалии! Венецианский карнавал - это гениальное, грандиозное, непревзойденное событие в Италии, которое славится на весь мир! Этот бал-маскарад является самым старинным из всех карнавалов мира! Каждый год он проводится в Венеции, и сюда съезжаются люди со всех стран, со всех уголков мира!

По традиции он проводится ежегодно две недели подряд! Но действие происходит не в одно и то же время. Все регулируется церковью. Открытие зависит от начала католического Великого поста, а заканчивается самый старинный бал мира в среду первой недели поста. На самом деле история карнавала очень долгая! Первое упоминание об этом действии относится к 1094 году, а его корни ведут еще к массовым античным гуляньям!

В то время после сбора урожая праздновали день Сатурна. В честь такого события даже рабам разрешалось находиться за одним большим столом вместе со знатными особами, а для того чтобы предрассудки не портили всеобщего веселья, все надевали маски. После все изменилось. Теперь этот праздник устраивался для того, чтобы христиане подготовились к Великому посту: наелись, повеселились и отдохнули! И опять же, чтобы не было предрассудков, все продолжали надевать маски и яркие красочные костюмы, дабы скрыть свою личность. В XVIII столетии Венецианский карнавал достиг своего наивысшего расцвета. В то время сюда съезжались знатные особы со всех уголков, а также простой народ! Карнавальные костюмы были настоящими шедеврами: сшитые по последней моде из дорогих тканей с множеством драгоценностей! Главными действующими лицами в тот момент были герои-комедианты. С этого же времени и начали модники и модницы носить полумаски, которые стали символом карнавала. Следует сказать, что каждая маска была подобрана в соответствии с личными качествами героя, поэтому у каждого была своя личная. В связи с революцией, с ХХ века запретили проводить такие карнавалы. Но уже в 1979 году с позволения вето было снято. И сейчас Венецианский карнавал достигает своего рассвета!

Современность

В настоящие дни Венеция во время маскарада превращается в город, который пестрит нарядами и яркими цветами! Здесь собирается множество туристов и желающих почувствовать дух старины! Все эти эмоции стоят того, чтобы посетить Венецианский карнавал, даты которого постоянно меняются. Венеция прекрасна в любое время года, но во время маскарада она становится непревзойденной! Здесь можно прочувствовать всю историю, дух прошлого, насладиться феерической и романтической обстановкой, присоединиться к толпе, принять участие в костюмированном шествии! К примеру, Венецианский карнавал 2013 года стартовал 12 февраля и собрал более полумиллиона человек! Конкурсы масок, акции, много анимации, спектакли и представления, «Парад Марий», «Полет ангела», «Праздник на воде», музыкальные шоу - вот что увидели те, кто его посетил! Не отказывайте себе в удовольствии! Приезжайте в Венецию и наслаждайтесь красочной и яркой жизнью!

Венецианский карнавал: история, традиции, маски.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история, другой век. 18-й... Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

История карнавала уходит в глубокую древность — его предками принято считать древнеримские Сатурналии — время, когда праздник стирал строгие различия между сословиями, увлекая всех в пучину наслаждения жизнью. Именно тогда появилась традиция прятать лица под масками, чтобы люди могли вести себя так, как хочется, оставив на время нормы общественной морали. По одной из версий, оттуда пошло само название праздника — от латинского carrus-navalis, «колесница-корабль». Впрочем, большинство придерживается мнения, что слово «карнавал» пошло от сочетания слов «carne-vale», что дословно можно перевести как «прощай мясо», — ведь позднее праздник стал проводиться за семь недель до Пасхи (середина февраля — начало марта), чтобы дать возможность всласть повеселиться перед Великим Постом. В каждой стране существуют свои традиции для этого времени, но всех неизменно объединяет дух радости и шумной свободы.

Венеция — город масок

Самый знаменитый карнавал Европы проходит в Венеции. Наивысшего расцвета этот праздник достиг в эпоху Ренессанса. Десять дней перед Великим Постом были посвящены безудержному веселью и свободе нравов — не совершить грехопадения в это время считаюсь у венецианцев дурным тоном. Маски и карнавальные костюмы скрывали своих владельцев и позволяли им вести себя как заблагорассудится. Карнавал традиционно начинается сошествием ангела — акробат спускается вниз на канате с колокольни на площадь Сан-Марко и разбрасывает конфетти. Затем проводится «Парад Марий» — из двенадцати юных венецианок выбирают самую-самую. Традиционные костюмы и маски — едва ли не обязательный атрибут праздника. Но если на улице вы еще можете обойтись без этого, то попасть на балы, которые во множестве проводятся в это время, «в гражданском» невозможно. Самые популярные костюмы — персонажи «комедии дель арте», хотя строгих канонов здесь нет. Каждый выбирает то, что ему по душе. Стоимость костюма может быть самой непредсказуемой — иногда она исчисляется тысячами евро. Впрочем, к празднику допускаются все желающие, вне зависимости от сложности костюма. Последнее время венецианский карнавал посвящают выбранной теме — например, это может быть Восток (2004) или «999 лет карнавалов и праздников в Венеции» (1999). Заканчивается праздник традиционным сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко, там же, где все начинаюсь.

Рио — король карнавала

Карнавал — это европейская традиция, но вот уже много лет заслуженную пальму первенства удерживает бразильский Рио-де-Жанейро. Праздник принесли в XVII веке португальские переселенцы, но довольно скоро он стал общенародным достоянием и приобрел латиноамериканский колорит, в котором причудливо смешались европейские, африканские и индейские традиции. Народные гуляния носили весьма масштабный характер, люди пели, танцевали, бросая друг в друга всякой всячиной — яйцами, гипсовыми шариками, фасолью и мешочками с водой и прочими жидкостями. Новая страница в истории карнавала началась в XX веке, когда в 1917 году была написана первая самба, давшая название одноименному зажигательному танцу. Сейчас парад школ самбы — центральное событие праздника, проходящее по специально построенной для этот улице длиной 700 метров — самба-дрому. Участие в нем могут принимать только четырнадцать школ, добившихся места в Высшей Лиге. Праздник длится четыре дня и начинается с символической передачи ключей королю карнавала Момо, которого выбирают среди самых упитанных жителей города. К празднику начинают готовиться задолго до назначенной даты (она зависит от дня наступления Пасхи), и никакие причины не могут заставить бразильцев экономить на костюмах и декорациях. Впрочем, цель у всех одна — произвести как можно более сильное впечатление на зрителей и жюри. Состязания между школами длятся две ночи, и выдержать их могут только самые выносливые — это касается и участников шествия, и зрителей. Причудливые и яркие костюмы обязательны, хотя в жарком климате предпочитают минимум одежды и максимум блеска. Здешний карнавал считается самым ярким и искрометным.

На Канары!

Тенерифе — самый большой остров канарского архипелага. Именно здесь проходит второй по масштабности карнавальный праздник после бразильского. Сюда он пришел вместе с испанцами и с удовольствием празднуется до сих пор. В 1997 году здешний карнавал был занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» — одновременно 240 000 человек всю ночь танцевали на улицах столицы Санта-Крус-де-Тенерифе.

Все начинается с выборов Карнавальной королевы и Младшей карнавальной королевы, и в последующие десять дней жизнь на улице превращается в бесконечное соревнование между танцорами, музыкантами и различными карнавальными группами. Причем остаться сторонним наблюдателем практически невозможно! «Гвоздь программы» — парад под названием «Coso», который начинается во вторник днем. Заканчивается же все комичными «похоронами сардины» — под причитания безутешных плакальщиц (в роди которых обычно выступают усатые мужчины) огромную рыбу из папье-маше предают огню. А после традиционно наступает первый день поста.

В колониальном стиле

Североамериканский континент славен карнавалом в Новом Орлеане. Праздник имеет французские корни и сочетает изысканность и фривольность. Называется он так же, как и в Париже, — Mardi Gras («Жирный вторник). «Разминка» перед большим торжеством начинается с 6 января и постепенно подходит к кульминации, приходящейся на все те же две недели перед Великим Постом. Самым красочным событием становится Парад Бахуса. С кортежей бросают бисер и алюминиевые медальоны, которые пользуются большой популярностью у зрителей. Места на парад занимают порой с самого раннего утра. Самым скандальным эпизодом считают парад во Французском квартале. Здесь объектом добычи у зрителей являются пластиковые бусы и кокосовые орехи. Ради того, чтобы привлечь к себе внимание кидающего, женщины смело обнажают грудь или задирают майки. Однако в любом другом квартале за это можно угодить в полицию, несмотря на карнавал. Самую большую выгоду из этого времени извлекают рестораны — Новый Орлеан знаменит своей кухней, весьма почитаемой гурманами.

Пятое время года

Основательные немцы для карнавала выделили «пятое время года». Официально оно начинается 11 ноября в 11.11 утра (в этом месяце начинает свою работу Праздничный комитет по организации карнавала, а само действо проходит, как и положено, за неделю до Великого Поста). Такой набор цифр объясняется тем, что одиннадцать считается числом дурака, а стало быть, для веселья очень подходит. За статус немецкой карнавальной столицы издавна борются Кельн и Дюссельдорф. Оба города имеют целый набор праздничных традиции и каждый год за семь недель до Пасхи стараются перещеголять друг друга. Открывает праздник «бабий четверг» — в этот день женщины берут штурмом ратушу и становятся хозяйками города. Следующие два дня проходят относительно мирно — за посиделками и пивом, а вот в субботу проходит Парад Духов — любой желающий может нарядиться духом или призраком и принять в нем участие. В воскресенье детский день, — все делается только для них. В понедельник, в обязательные 11.11. наступает кульминация праздника — большой парад, главными персонажами которого становятся неизменные Принц, Дева и Крестьянин. Зрителю же важно занять «бойкое» место — во время шествия в толпу градом летят всякие сласти. Праздник кончается во вторник сожжением традиционного чучела, чтобы к первой среде поста жизнь вошла в обычное русло.

Неторопливая Швейцария

Швейцария — единственная страна, где карнавал начинается позже всех — в первую неделю великого поста. Карнавал длится ровно три дня, с 4.00 понедельника до 4.00 четверга. И в основном он мало чем отличается от праздника у соседей. Есть главный парад, есть бродячие оркестрики, выступающие на улицах и в кабачках, есть множество конфетти. Разве что внимания достойны «клики» — специальные карнавальные банды, которые играют главную роль в праздновании и при встрече друг с другом на ночной улице начинают соревноваться, кто сильнее сфальшивит старинный марш (умение играть на флейте или барабане для каждого члена шайки обязательно). Но, как и везде, карнавал здесь — повод для веселья в ожидании скорой весны. А значит — начала новой, и обязательно счастливой, страницы в жизни.

История Венецианского карнавала насчитывает десятки веков. За это время он успел пережить свой расцвет, упадок, полный запрет и триумфальное возрождение. Овеянный романтическими легендами и воспетый сотнями поэтов, для нас этот карнавал был и остается эталоном красочного городского праздника, а Венеция – городом масок. Кстати, маски на карнавале были не всегда, но об этом далее…

Сатурналии

История этого самого знаменитого итальянского праздника уходит корнями в глубь веков. Истоки его нужно искать в Древнем Риме. На протяжении многих столетий римские граждане ежегодно отмечали Сатурналии – шумные праздненства, посвященные богу Сатурну. В честь этого покровителя земли, посевов и плодородия люди несколько дней предавались безудержному веселью, неуемным возлияниям и прочим безумствам, это самое плодородие прославляющим. Все присутствующие на празднике должны были надевать маски, поэтому в это время стирались все социальные различия и богач мог спокойно пировать бок о бок с рабом, а знатная матрона с удовольствием предаваться плотским утехам с плебеем.
Все это, разумеется, было не слишком полезно для здоровья, а потому смерть во время Сатурналий считалась делом не только обыденным, но даже почетным. Более того, на время праздника горожане выбирали так называемого короля, которым мог оказаться кто угодно. Звание было очень почетным, если бы по завершении всех торжеств, король не должен был публично покончить с собой…


Шли века, и кровавые обычаи Сатурналий ушли в небытие вместе с ними самими. В раннее средневековье – время темное и тревожное, венецианцы предпочитали не веселиться. А первый венецианский карнавал в нашем понимании этого слова состоялся в 1162 году, тогда горожане шумно праздновали свою независимость от патриарха Аквилеи. Эти гуляния так им понравились, что традиция стала ежегодной. Правда, масок в то время еще не носили, они появились несколькими веками позже.

Порок под маской

В эпоху расцвета Венецианской республики маски стали очень популярны среди горожан, которые носили их даже в обычной жизни. Существовало даже поверие, что смерть всегда проходит мимо человека в маске. Как правило, за масками люди прятали свои пороки – страсть к азартным играм или супружеские измены. Обязательно носили маску блудницы и преступники.


Так как почти все венецианцы имели причину скрывать свое лицо, со временем масок на улицах стало так много, что местные власти вынуждены были издать указ о запрете их ношения. Это случилось в 1703 году. С тех пор, маски можно было надевать только во время ежегодных празднований окончания зимы, которые постепенно и превратились в знакомый нам по книгам и фильмам Венецианский карнавал.


Город надевал маски ежегодно в середине зимы, и не снимал их вплоть до самой Масленницы. Так, предаваясь самым изысканным утехам и порокам, знатные венецианцы коротали время до весны. Простой люд в это время также предпочитал веселиться. На городских площадях постоянно проходили шуточные состязания. Люди ловили зубами рыб в кадушках или соревновались в умении взбираться по намазанным салом шестам, проводили потешные бои, бросаясь друг в друга яйцами, а в морозные зимы, которые в те времена не были редкостью, катались на коньках и санках.


Все это веселье прекратилось с падением независимости республики. Новый правитель Венеции, австрийский император, в 1797 году запретил городу проводить большие праздники. Такого же мнения придерживался 150 лет спустя и диктатор Бенито Муссолини. Потом случилась война, и позорное поражение. А после разруха и медленное возвращение к нормальной жизни заняли все мысли венецианцев, им опять стало не до праздников.

Карнавал сегодня

Возродился Венецианский карнавал только в 1979 году. К тому моменту правительство Италии осознало, что подобный праздник обязательно привлечет к себе внимание общественности, а большое число туристов очень благотворно скажется на экономике страны. И они не просчитались, каждый год на карнавал в Венецию приезжает более полумиллиона туристов.


В конце 90-х годов карнавал получил свой гимн, написанный самим Пьером Карденом. Но, разумеется, участие великого кутюрье в праздненстве этим не ограничилось. Современный карнавал – это настоящая феерия с музыкой, танцами, фейерверками и дорогими роскошными костюмами. Многие богачи мира отдают модельерам целые состояния за возможность блеснуть в уникальном костюме Пьеро или Коломбины. А многие маски ручной работы смело можно причислить к произведениям искусства.


Простые люди также могут принять участие в карнавале и желающие это сделать, на протяжении многих месяцев самостоятельно готовят себе костюмы. Однако чаще всего туристы предпочитают смотреть на торжество со стороны или через объектив фотоаппарата. А посмотреть тут есть на что.

Парад Марий

Венецианский карнавал начинается с так называемого «Парада Марий». По легендам, в Х веке в городе существовала странная традиция – все свадьбы могли совершаться только один день в году. В этот день целая процессия невест шествовала по улицам города к церкви Сан Николо, где их ожидали будущие мужья.
Но в 943 году свершиться свадьбам помешали пираты, которые вероломно напали на процессию и похитили всех невест. Однако далеко уйти со своей добычей корсарам так и не удалось, разгневанные горожане напали на их корабль и вернули всех девиц на церемонию.


В память об этом случае в Венеции был заведен обычай праздновать одновременно 12 свадеб. Самые богатые и знатные женихи должны были связать себя узами брака с самыми красивыми, но бедными горожанками. При этом каждая из них должна была носить имя Мария.
При возрождении карнавала возродили и Парад Марий. И хотя теперь они не вступают в брак с самыми завидными женихами Венеции, попасть в число 12-ти участниц не так просто, все девушки проходят тщательный отбор. Сам парад открывает карнавал, а в его последний день, на площади Сан-Марко торжественно выбирают самую красивую «Марию» и коронуют ее.

Полет ангела и прочие развлечения

Полет ангела — одно из самых впечатляющих событий карнавала проходит в первое воскресенье праздника. Девушка одетая в красивое платье, как правило это победительница парада Марий прошлого года, совершает головокружительный полет на канате над площадью Сан-Марко. Он начинается с вершины стометровой кампанеллы и заканчивается у порога Дворца дожей.


Говорят, что эта традиция появилась еще в XV веке, когда один отчаянный акробат, одетый в костюм ангела, прошел по канату от собора Сан-Марко до Дворца дожей. Это зрелище привело горожан в восторг, и с тех пор повторялось каждый год, пока один из смельчаков не разбился насмерть. Это произошло в середине XVIII века, и в последующие годы ангел над Венецией больше не летал. Традицию возродили только в начале ХХI века, когда современные технологии позволили сделать полет безопасным, а зрелище еще более захватывающим.


В тот же день проходит и еще одно увлекательное мероприятие – красочная регата – своеобразный водный парад, когда по Гранд-Каналу в гондолах проплывают живописные группы, одетые в яркие исторические костюмы.


Все последующие дни весь город превращается в одну большую арену для выступления акробатов, музыкантов, танцоров и театральных коллективов.


В особняках аристократов в эти дни проходят грандиозные балы. Стать гостем такого бала теоритически может любой желающий, но стоит такое участие немалую сумму. Зато на самом балу, никто не спросит вас о знатности происхождения и любая «Золушка» сможет станцевать менуэт с представителем какой-нибудь аристократической семьи. Разумеется, что самым главным условием пребывания на балу служит маскарадный костюм и маска.


Еще в дни карнавала проходит большой конкурс масок. На суд авторитетного международного жюри представляются самые изысканные и оригинальные костюмы. Награды вручаются сразу в нескольких номинациях, а сама церемония проходит в заключительные дни карнавала и производит потрясающее впечатление.

Венецианский карнавал это удивительный праздник с богатым на события прошлым и счастливым будущим. И хотя венецианцы частенько ворчат, что он превратился в чисто коммерческое мероприятие, целиком и полностью созданное для развлечения туристов, они неправы. Удивительная атмосфера самого города, его архитектура и история, придают празднику неповторимое очарование. Поэтому карнавал в Венеции никогда не станет рядовым городским праздником, для этого он слишком изыскан и своеобразен.

Что еще почитать