Картотека на тему: Дошкольное образование за рубежом. Дошкольное образование во Франции. Китай. Учеба - прежде всего

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:


Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах. Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

Первая образовательная общественная институция, с которой сталкивается человек - это детский сад. Детские сады ассоциируются у нас с собственными слезами-соплями, потому что «маме на работу», или со слезами-соплями наших детей, потому что «маме на работу». Но старшему поколению все же повезло больше: в садике их ждало сбалансированное питание, прогулки в парках, водные процедуры и заботливые педагоги. Те же мамы, чьи дети сейчас ходят в детские сады, едва ли могут сказать об этих учреждениях что-то хорошее, разве только: "С воспитательницей повезло".

Выбрать детский сад в Украине поможет наш каталог « ».

Бельгия, Брюссель - Melimomes

Melimomes - типичный европейский биосадик. Био, потому что все предметы, которыми дети пользуются в детском саду, от мебели и до игрушек, сделаны из натуральных материалов, никаких пластиковых китайских игрушек. Биологическая, то есть натуральная и «близкая» человеку там также и еда: все готовят в мультиварках, в меню много овощей, фруктов и рыбы. Садик находится в дорогом квартале города, очень зелёном. На трёх детей приходится одна няня. Все садики работают с семи утра до шести вечера, а коммерческие иногда и до семи. Оплата в коммунальных садиках зависит от зарплаты родителей (есть табличка со шкалами). Чем больше зарабатываешь, тем больше платишь.

Франция, Париж - École Maternelle

École Maternelle — садик для детей от трёх до шести, в шесть начинается обязательное школьное образование. Это католический сад, что выражается в подготовке к празднованию всех католических праздников (особенно Рождества и Пасхи) и в праздновании в самой церкви вместе с отцом-настоятелем, в посещении мессы по поводу начала учебного года и необязательной воскресной школы. Сад частный, так что педагогический персонал подбирается более тщательно, здесь нет неблагополучных семей.

Испания, Валенсия, Альмусафес - El Solet

Как и во Франции, в Испании действуют ясли для детей до трёх лет. El Solet - частные ясли. Дети находятся в садике с 09:30 до 12:30 и с 15:00 до 17:00, между этими часами - сиеста, а перед ней - обед. За еду отвечают родители, а за образование - воспитатели, так что смеси для самых маленьких мамы готовят с собой. С детьми занимаются музыкой, рисованием, физкультурой, развитием психомоторики, английским. В испанских садиках дети-инвалиды, в том числе дети с ДЦП и дети с синдромом Дауна, посещают обычные детские сады и школы.

Швейцария , Цуг - Little Star Day School

LittleStarDaySchool - частный садик-школа, принимает детей от года до шести лет. Всего детей около 20, на них приходится не меньше пяти воспитателей. Садик предназначен для детей-билингвов: в нём с самого начала говорят и обучают на двух языках — литературном немецком и английском. Если родным языком является третий, то он ни в коем случае не должен подавляться в процессе обучения. Хорошо организована социализация детей: регулярно меняют детские площадки, ходят на экскурсии на почту, в магазин, в мастерскую мебели, наблюдают за пасущимися коровами и овцами, кормят птиц. Питание трёхразовое, включая горячий ленч. Соки детям не дают, а молоко — только однопроцентное. Государственные сады в Швейцарии только с пяти лет, точнее, это - дошкольная подготовка на полдня.

США, Кенсингтон - Crossway Community

Садик при благотворительной организации Crossway Community придерживается . В садик определяют детей матерей-одиночек, от трёх месяцев до шести лет. Мам обеспечивают жильём (на территории находится 37 квартир), школой и продлёнкой для детей, а также образовательными курсами. В садик ходят и дети из полных обеспеченных семей — это часть социального эксперимента. Завтрак и обед дети приносят с собою, в саду его разогревают и подают в настоящих, не пластиковых, тарелках. А вот полдник обеспечивает садик - это выпечка, которую помогли сделать дети, крекеры, фрукты, сыр. Сад закрывается в шесть вечера, но когда у мам занятия, дети остаются в саду и играют там.

Продолжаем рассказ о том, как устроена жизнь в заграничных детских садах. Во второй части нашего обзора вы узнаете про нравы и обычаи бельгийцев, испанцев, шведов, англичан и ирландцев.

Прием в сад. До 2,5 лет дети посещают ясли, после 2,5 – идут в школу. Для приема детей есть определенные даты. Обычно это первые учебные дни после каждых каникул. В группе до 15 детей. С ними занимаются 1 постоянный воспитатель, 1 приходящий и преподаватель физкультуры.

Гуляют в бельгийских детских садах много и в любую погоду, даже в дождь и снег. Во время прогулки дети предоставлены сами себе, воспитатель просто присматривает, чтобы по возможности обошлось без драк и серьезных травм.

На обед дети собираются в общей на весь сад столовой, достают принесенные из дома напитки и бутерброды и едят. В некоторых учреждениях есть горячее питание за отдельную плату. Еду готовят централизованно, своих кухонь нет.

После обеда в центре игровой комнаты устанавливают раскладушки. Спят, кто где захотел. Если ребенок не хочет спать – играет в другой комнате с воспитателем.

Конечно, родителей предупреждают, что детей с повышенной температурой приводить в школу нельзя. Но если такого температурящего малыша все-таки привели, никто выгонять его и читать родителям нотации не станет. Карантинов здесь тоже не объявляют.

При приеме в сад никаких медосмотров и справок. Для детей работающих родителей предусмотрены ночные и вечерние детские сады. В группе до 20 детей. Их «обслуживают» 3 воспитателя. Деления по возрасту нет, группы разновозрастные. Детей делят по возрасту только во время занятий.

Все дети гуляют вместе. Никаких отдельных площадок для групп! Прогулка в шведском детском саду – это главное. В теплые солнечные дни на улице и едят, и занимаются, и даже спят! Дождь и снег, сильный ветер прогулке не помеха. Время гулять – всех выгоняют на улицу. Потому от родителей требуют надевать на ребенка что-то удобное и непромокаемое. Весной обязательны резиновые сапоги, прорезиненная куртка и штаны.

Резиновый рай

Еще бы! Детям на прогулке разрешается все: возиться в луже, грязи, съезжать на попе с горки, ползать в песочнице, перекатываться в траве.В раздевалке есть сушилка, где все это хозяйство обычно и сушится. Обычно резиновая одежда для прогулок оставляется в группе, а приводят ребенка в сад и забирают из него в чем-то другом.

Кроватей нет, вместо них – матрасы и одеяла. Спать детей не укладывают. Тихий час по-шведски – это слушание сказок или тихие игры, занятия лепкой с воспитателем. Если малыш задремлет – его уложат на матрасик.

Что до болезней, то здесь и гадать не надо: сопли, кашель, даже невысокая температура не повод оставлять ребенка дома.

Посещать детское учреждение ребенок может с 3 месяцев. С 3 лет детей принимают уже не в детский сад, а в школу. Учебный год начинается 1 сентября и надо подать заявку именно до этой даты. Причем подавать ее можно только в тот год, когда малышу исполняется 3 года. Если малыш родился 2 сентября, в этом году ему ничего не светит, он пойдет в сад только в следующем году. Хотя учебный год начинается 1 сентября, для каждого ребенка дата первого посещения устанавливается индивидуально: учитывая трудности адаптации, воспитатели наполняют группу постепенно. В группах обычно 8-15 детей. До 1,5-2 лет на каждых 3 детей приходится по 1 взрослому, с 3 лет – 1 взрослый на 5-8 детей.

Работают детские сады круглый год, с утра до вечера. Каникул нет.

Считается, что после года дневной сон необязателен. Но на всякий случай в игровой комнате в уголке кладут коврик, куда маленький соня всегда сможет прилечь. Сменной обуви в английских садах не требуется. Все ходят в уличной. В одной комнате дети и играют, и едят. Детям спокойно могут предложить на обед картошку-фри или гамбургеры. В некоторых садах еду просят приносить с собой из дома, так как в саду малышу могут предложить только фрукты, сладости и молоко.

И опять-таки с 3 лет практикуется сон по необходимости. Малышей уложат в кроватки, если воспитатели увидят, что они клюют носом, а после 2 лет ребенок может прикорнуть на матрасике, уложенном на полу. И никаких переодеваний! Спят в той же одежде, в которой ели и играли. Кашель, насморк – ребенка все равно ведут в сад. С дисциплиной строго: даже из-за 5-минутного опоздания родители должны написать объяснительную записку. Если хочется несколько дней подержать ребенка дома, придется писать официальное письмо администрации сада, и гарантии, что такое разрешение будет получено, никто не даст.

Ирландия

В ясли принимают грудничков, с 4 лет ребенок посещает школу. В группе 6-12 детей, за ними присматривают 1-3 воспитательницы. Чем младше дети, тем больше взрослых.

Гуляют все дети вместе, разделения на площадки для отдельных групп нет. Но гуляют только в хорошую, то есть недождливую погоду. Сменной обуви нет. Если на улице грязно, дети ходят в группе просто без обуви. Водят в сад малышей и с кашлем, и с соплями, и с повышенной температурой. Исключение составляют ветрянка, отит и инфекции глаз вроде конъюктивита. С ними вход в сад запрещен. Еду заказывают «на стороне», в саду ее только подогревают. Потому кормят детей полуфабрикатами. А в группах обязательно есть телевизор, перед которым дети проводят довольно много времени.

На улицу выходят в том, что дети смогли сами на себя натянуть. Так что дети зимой могут оказаться на прогулке без шапок или курток. Считается, что так их закаляют. Тем более, что родители не возражают.

Еще одна особенность ирландских садов – воспитатель не имеет права зайти с ребенком в туалет и – упаси боже! – вытереть ему попу. Родители узнают – обвинят в сексуальных домогательствах. Так что частенько детей до последнего водят в сад в памперсах, Лет до 3-4 – точно.

Детские сады принимают малышей с 4-х месяцев, некоторые – с 6-ти. Но, как правило, дети идут в детский сад после того, как исполнится 1 год. Для оформления нужно только принести справку о сделанных прививках. Если ребенок привит в соответствии с национальным календарем прививок, никаких вопросов не возникает.

Вариантов пребывания детей в детском саду несколько: с 9.00 до 12.00 без обеда, с 9.00 до 13.00 с обедом, с 9.00 до 17.00 с обедом и дневным сном, утреннее пребывание с 7:30 до 9:00.

В группе в среднем 15 человек, но чаще всего — 10 (кто-то болеет, уехал). На группу приходится 1 воспитатель и 2 помощника (нянечки или учитель английского). Группы делятся по возрастам с разницей в 6 месяцев. Государственные детские сады условно бесплатные: родители платят только вступительный взнос (примерно 70 евро). Частные детские сады платные, но пребывание в них ребенка даже в течение целого дня все равно обойдется дешевле, чем няня.

Медицинский персонал есть далеко не во всех детских садах, но детский сад обязательно заключает контракт с медицинской компанией и в случае чего эта компания придет на помощь.

Вести или нет ребенка с небольшой температурой в сад, зависит исключительно от самочувствия малыша. Если он бодр и активен, то в сад его отведут несмотря даже на сопли кашель. При этом можно попросить воспитателя, и он в течение дня проконтролирует состояние ребенка и будет мерить ему температуру. Если ребенок пропускает сад из-за болезни, родители предупреждают воспитателя или по телефону, или по электронной почте. Карантина в испанских садах нет. Если ребёнок заболел во время пребывания в группе, родителям приходит информационное письмо об этом и совет обращаться к своему педиатру при появлении соответствующих признаков.

В государственном детском саду после выздоровления малыша могут попросить предъявить справку от врача, в частном ее не требуют, так как даже если ребенок пропустил несколько дней, перерасчет не делается, но если ребенок обедает в саду, могут из общей суммы вычесть стоимость обеда.

Спят дети в той же комнате, где играют и едят. Кто хочет спать – устраивается на раскладной кровати в уголке комнаты, кто не хочет – бодрствует и играет тихонько вместе с воспитателем.

Детсадовское меню – это чередование рыбы, курицы или мяса, рагу с овощами, йогурт, фрукты. Оно утверждается на месяц и присылается родителям для ознакомления заранее. В начале учебного года (это сентябрь) родители заполняют анкету, в которой есть вопросы о том, какую еду и в каком виде любит ребенок, есть ли у него аллергия. Если ребенок посещает детский сад до обеда, родители дают ему с собой перекус – йогурт, печенье, фрукты.

Обратная связь

Воспитатель предложит ребёнку перекус и напишет в ежедневном отчете, что йогурт, например, не в почёте уже несколько дней. Такой отчет родители порой получают даже дважды в день: сразу после того, как малыша забрали домой — информацию, как ребенок поел и провел утро, например, если был вопрос о самочувствии, или рассказ об успехах, а позже — более емкое описание занятий в этот день сегодня с фотографиями.

Воспитатели очень внимательны к любой просьбе родителей. Например, если вы хотите приучить ребёнка к горшку, воспитатель будет предлагать малышу сесть на горшок и каждый день будет отчитываться об успехах. Заведующая и директор сада каждое утро встречают детей на входе, общаются с родителями, воспитатель часто целует малышей при встрече.

Сайт сайт решил разобраться, как устроены . Рассказать об этом мы попросили наших соотечественниц, которые живут и воспитывают детей за рубежом.

Причиной нашего интереса стали споры вокруг нового , который был принят не так давно. Одни родители радуются переменам и видят в них движение к европейским нормам. Другие возмущаются, что требования к садам теперь будут недостаточно строгими.

Мы решили узнать, как воспитывают детей в странах, где подобные свободные нормы действуют уже давно. Счастливы ли дети в этих условиях, и довольны ли родители.

Все мамы, с которыми мы общались, выросли на постсоветском пространстве, воспитывались в наших садиках, и им есть, с чем сравнить.

Первая история — об особенностях детских садов Германии. Своим опытом поделилась мама двоих детей, переводчик, блогер и копирайтер Ирина Мург .

В Германии, увидев две полоски на тесте, будущая мать звонит отцу ребенка, и сразу в ясли, чтобы встать в очередь. Мест в детских садах в Германии катастрофически не хватает, особенно в крупных городах и их пригородах.

Государство гарантирует место в детском саду каждому ребенку старше года, но практике это не работает. Попасть в садик к трем годам — уже везение.

Государственные детские сады в Германии отдают предпочтение одиноким работающим мамам, родителям-студентам, семьям с финансовыми трудностями или особыми детьми. Семьи с мамой-домохозяйкой - последние на рассмотрении.

Альтернатива обычным садикам — игровые группы по подготовке к детскому саду. Но только два раза в неделю, с утра и до полудня. Хороший вариант для ребенка1,5 - 4 лет, но не для работающей мамы.

Еще есть своеобразные «парковки» для детей. Выручают, когда нужно на несколько часов оставить ребенка в безопасном месте под присмотром взрослого. Постоянного коллектива тут нет: воспитатели меняются в зависимости от дня недели, дети - от планов мам.

С недавних пор стала популярна услуга «мама на день». В собственную квартиру «мамы» с утра приводят детей (максимум пять), и до вечера они играют, гуляют, спят под ее присмотром. Такой — идеальный вариант для ясельного возраста.

«Детсадовская лихорадка» стартует в феврале — в садах проходят «дни открытых дверей». После них родители, вооружившись телефонами и адресами, ждут официального начала приема заявок.

Все многообразие детских садов не имеет значения. Государственные или частные, католические, двуязычные, сады по системе Монтессори или Вальдорфа, лесные садики или сады - родительские инициативы.

Будет ребенок молиться перед едой, или бегать круглый год по лесу и играть тем, что под ногами, научат его играть на флейте, или говорить на английском, или готовить вегетарианскую еду - годится любой вариант.

А может родителям раз в неделю нужно будет поработать в саду — вымыть его в конце дня или приготовить обед - что же, придется и это делать.

В начале июня приходит письмо, а в нем - заветная весточка: да или нет. Следующий шаг — подписание контракта между родителями и садиком.

В нем детально прописаны права и обязанности обеих сторон. Сколько часов в день ребенок проводит в саду, можно ли его фотографировать и снимать на видео, разрешается ли в случае аварии на атомной электростанции дать ему таблетки калия йодид и т.д.

Оплата садик списывается со счета в банке. Дополнительных финансовых оброков немного: разовая сумма в год на материалы, поездки на автобусе в лес или музей, фокусник на праздник, фотограф, рождественские анонимные взносы детскому саду и воспитательницам.

Философия воспитания в детских садах Германии — «свобода в границах». Это золотая середина между попустительством, когда границ нет, и авторитаризмом, когда нет свободы.

Ребенка уважают как личность и поощряют самостоятельность. Он свободен в своих поступках и решениях, но должен придерживаться четких правил.

В садике царит равноправие. При встрече и прощании ему жмут руку. Ест и пьет он столько, сколько хочет, спит по желанию.

«Поспишь немного после обеда? Попроси Гелли», - говорю я дочке. «Я подумаю», - отвечает она.

Ребенок не обязан делиться игрушками, когда этого не хочет. К воспитателям дети обращаются на «ты» и по имени, могут сделать им замечание.

Не принято давить на ребенка гендером: «ты же девочка», «так мальчики не делают». Каждый вправе пробовать разные игры и стили поведения.

Но есть и обязательные правила. После игры дети убирают за собой игрушки. Мытье рук до еды и после туалета, чистка зубов после еды, культура поведения за обеденным столом, спросить разрешения, прежде чем взять чужое - обязательно. Нельзя кричать, особенно во время тихого часа, когда маленькие трехлетки спят. Агрессия и насилие пресекаются.

Государственные и частные детские сады - инклюзивные, с обязательной квотой мест для особых детей. Это беспроигрышное решение - одни не изолируются от общества, у других развивается эмпатия и принятие иного.

Группы в садиках смешанные. Дети от 3 до 6 лет играют, едят, гуляют вместе. На возрастные подгруппы их делят только для занятий. Считают, что это стимулирует развитие у младших и заботу о других - у старших.

Но без активной роли воспитателей в таких группах царит легкая форма «дедовщины»: шестилетки выходят на первые роли, а трехлетки, кое-кто еще и с памперсом - позади.

Независимо от направления садика, приоритет у всех один — многостороннее развитие ребенка. Каждый день проводится одно тематическое занятие, не больше часа: музыка, гимнастика, речь, мелкая моторика, подготовка к школе.

Завтрак дети приносят из дома — коробочка с бутербродом и бутылка с водой. Это - еще одна головная боль для мам при утренних сборах. Обеды в садах готовят на своей кухне, либо поставщики доставляют их в готовом замороженном виде.

Дети много гуляют, даже когда моросит дождь. В дни природы, которые проводятся в лесу или парке, можно до ушей вымазаться в грязи, и это нормально.

В полдень заканчивается первая «смена», и ребенка уже можно забирать домой. До вечера остаются единицы.

В «тихий час» дети, одетые, спят на полу, на матрацах, и чаще всего только трехлетки. Поэтому вечерний отбой детсадовцев в Германии ранний, после 6 часов на площадках, улицах, в транспорте - маленьких детей нет, даже если светло.

Насморк, кашель, небольшая температура - не повод, чтобы отсиживаться дома. Дети ходят в детский сад и благополучно заражают других. «Мы тут все кашляем и чихаем», - улыбается воспитательница. Карантины не проводятся. Вывешивается только объявление - «У нас грипп/скарлатина/ветрянка/вши/желудочный вирус». И живите теперь с этим, как хотите.

Не нужно, и медперсонала там нет. Давать лекарства запрещено. Если вдруг кровь, серьезная травма или ушиб - воспитатель звонит родителям или в скорую помощь.

Раннее развитие здесь не в тренде. Эта особенность детских садов за границей огорчает многих выходцев из постсовета. Школы кричат: «Нам не нужно знание букв и цифр, мы их научим. Дайте нам детей с сильными социальными навыками!».

Как сказать «нет», как отстоять себя перед старшим, помочь младшему. Как найти компромисс, помириться после ссоры, как выразить свои эмоции, уважая других. В первую очередь нужно знать это.

Огромное внимание уделяют изучению природы и общества: регулярные прогулки в парк и лес, экскурсии к пожарникам, на ферму, в магазин. В детский сад приходят полицейские и рассказывают о правилах дорожного движения, кинологи учат обращению с собакой, стоматолог показывает, как правильно чистить зубы.

И большая часть времени в детском саду отводится на игру. Дети здесь действительно много играют!

Дети, взрощенные такой системой, уже к школе становятся самостоятельными и независимыми. «Ну, наглые!!!» — восклицают некоторые соотечественницы из постсовета.

Да, в чем-то эти дети наглые. Для них нет безусловного авторитета взрослого, его нужно заслужить.

И своеобразный венец такого подхода - поездка выпускников детского сада на экскурсию, с ночевкой, без родителей. Хочешь, не хочешь, а пуповину обрезать придется.

Первое отличие европейского и даже американского детского садика от российского – совершенно «попустительское» отношение к кашлю, соплям, вшам, глистам и даже к легкой температуре. Кашляющие и чихающие малыши спокойно посещают детский сад. Если у кого-то из подопечных обнаружат вшей или глистов, то воспитатели просто предупредят родителей, что надо провести соответствующую профилактику. Источник заражения упоминать запрещено. Так же «наплевательски» в зарубежных садах относятся к «тихому» часу. Хочешь – спи, не хочешь – найдется, чем заняться кроме сна. И спят во многих садах дети не в кроватях, а на матрасах, которые лежат на полу. А еще…

В детские сады принимают детей старше 1,5 месяцев. До 4 лет они посещают детский сад, после 4 переходят в особую группу при школе. При оформлении в садик родители заполняют множество анкет, один из обязательных вопросов – нуждается ли малыш в дневном сне.

Самое строгое наказание в американском саду – усадить шалуна на стул. Время сидения – по минуте на каждый год возраста ребенка. Так, в 4 года ребенок просидит 4 минуты, а в 3 года – 3 минуты. Спят все дети не только в той же одежде, в которой играли, но и в обуви. Вместо кроватей – разложенные на полу матрасы.

Детей укладывают на дневной сон в одежде и обуви, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации (например, во многих штатах нередки сильнейшие ураганы) быстро провести эвакуацию.

Черногория

Чтобы малыша приняли в детский сад, надо предъявить справку о том, что хотя бы один из родителей работает. При оформлении в детский сад или ясли требуется только справка от педиатра или, если ребенок старше 3 лет, от терапевта. Обязательно надо предоставить и сведения о прививках. Делать прививки обязательно, отказы не принимаются. В сад ребенка примут только с полным их набором. В ясли принимают детей старше 6 месяцев, в детский сад ребенок ходит с 3 до 6 лет. Группа состоит из 20-30 человек. Ее «обслуживают» 2 воспитателя. Ребенка можно оставить в саду или до обеда, или до 16-17.00. Лучше всего после обеда малыша забрать домой, так как кроватей на всех не хватает. Кровати-раскладушки, кстати, устанавливают на время сна в той же комнате, где дети играют. После тихого часа их убирают в шкаф.

Сопли не причина оставить малыша дома. Спокойно гуляет малыш и с ротавирусом. Лечат эту напасть кока-колой и покупным растворимым (и очень соленым) куриным «супом». Даже если ночью ребенку было плохо, но утром он чувствует себя нормально, его отводят в детский сад.

Формула спасения

При ротавирусной инфекции, сопровождающейся сильной рвотой или поносом, главная опасность – обезвоживание. Если под рукой нет специальных аптечных растворов наподобие Регидрона, восстанавливающих водно-солевой баланс, Всемирная Организация Здравоохранение дает родителям такой рецепт домашнего питья: 1 литр воды+3 г соли+18 г сахара. Теперь понятно, почему в некоторых странах педиатры на полном серьезе прописывают детям кока-колу и растворимый куриный бульон в пакетиках. Мамы свидетельствуют: ребенок от такой «диеты» быстро идет на поправку. Ведь пить газировку и есть соленый супчик детям куда приятнее.

Отпуск по уходу за ребенком у французских женщин заканчивается, едва ребенку исполнится 2 месяца. Потому живы в этой стране ясли, которые в России, считай, канули в Лету. Получить место в яслях сложно, но ребенок может посещать ясли 1-2 раза в неделю по нескольку часов в день. С 3 лет ребенок начинает посещать детский сад, который в переводе с французского называется «материнской школой». И посещает он его до 6 лет.

При приеме в ясли или детский сад родителям придется предъявить заполненную прививочную карту. Ребенку должны быть сделаны обязательные прививки от 4 болезней: дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.

Несколько раз в год садики, как и школы, закрываются на каникулы. Есть и общегосударственный выходной день для детей, посещающих детские сады, - среда.

В группе обычно 20-30 человек. На каждую группу положен преподаватель и помощник преподавателя. Группы обычно разновозрастные, каждый год ребенок оказывается в новой группе, соответственно, меняется у него и преподаватель.

В саду дети не переодеваются и не переобуваются. Единственное требование к родителям: никаких шарфов! Видимо, воспитатели боятся, что во время беготни и игр шарф может затянуться вокруг шеи и удушить малыша. Еду и игрушки приносить с собой нельзя категорически. Разрешены лишь «дуду» - мягкая игрушка, с которой ребенок спит.

С 1,5 лет дети спят уже не в кроватях, а на низких кушетках либо на матах с натянутыми на них простынями. Причем спят, как правило, в одежде. Для детей 4-6 лет иногда просят принести из дома подушку. Но в этом возрасте в «тихий час» ребятня сама устраивается в комнате, где придется.

Сопли, кашель и повышенная температура не считаются веской причиной, чтобы провести день-другой дома. До 38,5 температура у ребенка не считается жаром (это общемедицинская практика, не только французская). Просто так посидеть дома, пока мама не убедится, что ребенок окончательно выздоровел, не получится. Во-первых, почти все мамы работают, а оплачиваемых дней по уходу за заболевшим ребенком – 3 в год. Во-вторых, на каждый день отсутствия требуют справку от врача.

Между занятиями есть перерыв на обед. На обед ребенка можно забрать домой. Чтобы малыш смог обедать в садике, в мэрии города надо получить направление в столовую. Кухонь в детских садах нет. Обеды готовятся централизованно и развозятся по учреждениям. Обед в понимании французов это салат, мясо или рыба с гарниром, сыр и десерт.

Израиль

В детские сады принимают детей от 2 до 6 лет. С 2 до 4 лет в саду дети только играют, в 4-5 – уже что-то лепят, рисуют, овладевают другими навыками рукоделия, в 5-6 лет детей готовят к обучению письму, счету и чтению. Читать, считать и писать их учат уже в школе.

С 3 лет дети в группе уже не спят, даже если садик работает и после обеда. Медсестер и врачей в садах нет. Даже при детских инфекциях карантинов не устраивают, а привести ребенка с немного повышенной температурой – обычное дело. Но если у ребенка температура повышается в саду, воспитатель сообщает родителям. Если она ниже 38,5°С, малыша можно оставить в саду, если выше – его надо забрать как можно быстрее. После выздоровления ребенка справку от врача требуют далеко не во всех садах.

Что еще почитать