Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди. Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну сказок Нод путешествие по сказкам в старшей группе

Конспект НОД для детей (5-7 лет).

Воспитатель: Наседкина Анна Сергеевна

Цели и задачи:

1. Расширить знания детей о сказках;

2. Тренировать память, развивать речь;

3. Воспитывать бережное отношение к книгам

Оборудование:

1. Картинки сказок

2. Ковёр самолёт

3. Телеграмма

4. Посылка

5.Игрушки (зверей).

Ход занятия:

Воспитатель: В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Сказка в гости к нам идёт,

Сказка в каждый дом войдёт.

Тем сказка дарит чудеса

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мои!

Любите, ребята сказки?

Вижу, заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Сейчас их повстречаете!

Ребята, с самого раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и бабушки, а потом вы пошли в детский сад и кто -то сам научился их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный мир, загадочный, таинственный мир. В сказке совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

(письмо от печкина)

К нам гости пришли.

Печкин: «Здравствуйте, дорогие ребята, я ищу Дядю Фёдора. Он потерялся.Помогите мне его найти.

Воспитатель: Ребята мы поможем найти Дядю Фёдора?

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Давайте вспомним, на чём можно передвигаться в сказках.

Предполагаемые ответы детей: В сказках можно летать на летучем корабле, на ковре- самолёте, на метле, в ступе, как Баба яга.

Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся в сказочную страну на ковре-самолёте.

(Воспитатель вносит ковер-самолет, сделанный заранее с детьми)

Один, два, три, четыре, пять

В сказку все хотят попасть!

/ Дети под музыку "В гостях у сказки" идут змейкой, закручивая и закручивая спираль/.

Воспитатель: - Ой, а куда это мы попали? - Ребята, посмотрите, кто нас встречает. Это мышка. А в какой сказке мы встречаемся с мышкой? (Теремок, курочка ряба,репка)

Мышка ты не видала Дядю Фёдора?

Мышка: Нет, но может он в сказках потерялся.

Воспитатель: Ребята давайте узнаем с вами сказки.

1задание от мышки может оно нам поможет найти Дядю Фёдора

1 «Узнай сказку»

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несёт её домой.

(Маша и медведь)

Прибежище Мышки-норушки,

Зелёной Лягушки-квакушки

И прочей звериной компании.

Скажите мне хором название.

(Теремок)

Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно. (три) .

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить. (опасно) .

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как. (птичка) .

Убежала! Молодец!

Значит, сказке всей. (конец) .

По слогам читает Федя:

Это сказка ".. ".

("Три медведя".)

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке он. (катился) .

Был он весел, был он смел

И в пути он песню. (пел,

Съесть хотел его Зайчишка,

Серый волк и бурый. (Мишка) .

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую. (Лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка?

Ну и овощ, вот гигант,

Ну, не вытащить никак!

Тянул дедка вместе с бабкой,

Мышка очень помогла!

(сказка «Репка»)

Картинки с изображением сказок.

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете сказки. Ну, а где же Дядя Фёдор?

Дети: Дяди Фёдора здесь нет.

(Встреча с зайчиком)

Воспитатель: -Вот и Зайка возле него карзина интересно что там?Давайте посмотрим!А здесь конверт в нем вот что написано Дядю Федора я не видел,но может он в моей корзине потерялся.

Воспитатель: Ребята давайте поищем.

2 . «Волшебная корзина зайчика»

(Из корзинки зайчик достаёт предметы. Дети должны, отгадать из какой сказки данный предмет) :

Золотое яйцо (Курочка Ряба)

Золотой ключик (Приключения Буратино)

Банка с вареньем (Карлсон)

Аптечка (Доктор Айболит)

Банка с мёдом (Вини-пух и все, все, все)

Скалка (Лисичка со скалочкой)

Воспитатель: Молодцы ребята. Ну, а где же Дядя Фёдор?

Дети: Дяди Фёдора здесь нет.

Воспитатель: Правильно его здесь нет. Отправляемся искать его дальше.

(Встреча с лисой)

Воспитатель: -Ой Лисичка смотрите что у нее в лапках?Давайте посмотрим!

Дети: Записка.

Записка.Лиса: Я за вами наблюдала и вижу что вы очень устали и предлагает нам немного отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, лисичка видит, что вы устали и предлогает поиграть. Хотите поиграть?

3 остановка «Встреча с лисой»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка - дети шагают

Стоит задом наперед - дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка - Грозят пальцем

Бабушка Яга живет - грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие - показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! - бег на месте

Дыбом волосы стоят -руки вверх

(Встреча с Медведем)

Воспитатель: -Вот и Мишка повстречался на нашем пути.и у него для нас посланиет не видал Дядю Фёдора?

Послание - Медведь: Я Дядю Фёдора не видел? Но может он в моих перевёртышах потерялся. Помогите мне, пожалуйста, разобрать перевёртыши.

Воспитатель: Ребята давайте поможем мишке. А гости помогут нам.

4 остановка «Сказочные перевёртыши»

“Зеленый беретик” - “Красная шапочка”;

“Мышь босиком” - “Кот в сапогах”;

“Петушок бесцветный” - “Курочка ряба”.

“Царевна-индюшка» - «Царевна - лягушка»

“По собачьему велению» - «По щучьему велению»

“Баба-Бяка” - «Баба Яга»

Воспитатель: Как вы думаете помогли мы мишке?

Воспитатель: Молодцы мишке то мы помогли но вот Дяди Фёдора и здесь нет. Отправляемся искать его дальше.

(Встреча с Волком)

Воспитатель: - Ой что это за зверь такой(Волк)

Дети:Волк

В: Давайте посмотрим может он знает где Дядя Федор.

Волк: Нет, но может он среди сказочных героев потерялся. Помогите мне разгадать загадки о сказочных героях. Много-много я их знаю Вам сегодня загадаю.Кто внимательным бывает - Тот их быстро разгадает.

Воспитатель: Ребята давайте поможем волку.

5 остановка «Загадки о сказочных героях»

1. Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Кто же это… (Репка)

2. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка)

3. Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это - доктор. (Айболит)

4. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Поросята)

5. У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?. (Буратино)

6. Все девчонки и мальчишки.

Полюбить его успели.

Он - герой веселой книжки,

За спиной его - пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает

Высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает.

Кто же это? Хитрый. (Карлсон)

7. Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу. (Золушка)

Воспитатель: Молодцы все загадки отгадали.Волку то мы помогли но вот Дяди Фёдора и здесь нет. Отправляемся искать его дальше.

(Встреча с Котом Матроскиным)

Воспитатель: -Какой интересный герой кто это?

Воспитатель: может он знает где Дядя Фёдора

Матроскин: Как же не видал. Конечно он у нас в Простаквашино. Но сначала отгадайте из какой сказки эти герои? (Морозко:Емеля щука царь (По щучьему велению): Старик старуха лиса волк(Сказка о рыбаке и рыбке): Коза волк и семь ребятишек (Волк и семеро козлят): Мойдодыр)

Воспитатель:вот и нашли мы нашего героя.Где мы его нашли?

Письмо от Дяди Федора:

Дядя Фёдор: Спасибо Печкину за телеграмму. И вам ребята большое спасибо, что помогли Печкину отыскать меня. Досвиданья ребята нам пора возвращаться в свои сказки.

Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими сказочными героями. Давайте немного отдохнём и отправимся назад в детский сад.

Физминутка:

«Заюшкина избушка»

(дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)

Песню весело он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)

К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),

И ни с чем они уходят (расходятся).

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).

Воспитатель: Молодцы дети, как вы весело играли, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Ну а теперь возвращаемся в наш детский сад, а на чём мы будете добираться.

Ответы детей: На коврах- самолетах.

Воспитатель: Сказка с вами прощается,

Дети домой возвращаются.

Раз, два, три, четыре, пять,

В детский сад летим назад!

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад, понравилось вам путешествие?

Подведение итогов. Что вам понравилось больше всего? Кого мы встретили с вами в Сказочной стране? - Чему учат сказки?

Воспитатель: Ой, а что это за посылка. Давайте посмотрим, что в посылке. (Открываю, там угощение). Здесь угощение и записка. «Спасибо вам дети за очень интересные рассказы, вы весело играли, зверюшек спасали, вы добрые и находчивые. До встречи. Печкин».

Угощаю детей, занятие закончилось.

Конспект НОД

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: «Путешествие по сказкам»

Возраст: старшая группа

Цель: обобщить представления детей о сказках.

Задачи:

углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

упражнять в словообразовании и словоизменении.

формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.

развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.

развивать мелкую моторику рук и движений.

развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.

воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Материалы и оборудование : аудиозаписи, ноутбук, слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, счетные палочки, разрезные картинки, «записки» с заданиями.

Предварительная работа : чтение детям сказок. Обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам. Выкладывание из счетных палочек. Игры с крупой.

Предполагаемый результат : Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок. Овладевает способностью рассуждать, высказываться. Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (счетные палочки, разрезные картинки, крупа).

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? И я люблю. А какие сказки вы знаете?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь»...

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то... загадочная; есть мудрость, то… мудрая и т.д. А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)

Воспитатель: А я всегда мечтала стать феей. Ведь при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь ее героям.

Раздается звуковое уведомление о письме.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем? (1 слайд)

«Дорогие ребята! Злой волшебник проник в нашу страну сказок и принёс нам много бед. Помогите нам пожалуйста. Он перепутал все сказки и всех сказочных героев. И мы не знаем, как нам избавиться от его злых поступков»

(2 слайд)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Золушка) Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь).

Давайте мы ей поможем. Но как мы сможем попасть в сказку? Какие волшебные слова или заклинания вы знаете? (ответы детей, выбираются одни слова, например: Крибле-крабле-бумс).

(Звучит музыка)

Воспитатель: Вот мы и в сказке. Давайте поможем Золушке перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).

А чтобы не было скучно - вспомним с вами считалки. Кто какие знает? (дети по очереди рассказывают считалки).

Дети перебирают фасоль и горох и на дне тарелок находят записки.

Воспитатель: Это задания, которые мы должны выполнить, чтобы сказочные герои вернулись в свои сказки.

1 записка Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки».

1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)

2. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)

4. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)

5. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка - ряба»)

6. В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? («Гуси-лебеди»)

2 записка «Загадки по сказкам»

Воспитатель: Вы знаете много сказок? Я вам буду загадывать загадку, а вы будете вспоминать сказку:

Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался.

(Колобок)

Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Как вы догадались? А какое настроение бывает у мишек? А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем(дети свободно располагаются по залу).

Игра: “Забавные медведи”

(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)

Когда медведям грустно - они делают так.

Когда медведи удивлены - делают вот так.

Когда они испуганы - они такие.

Когда мишки злятся - они уже другие.

Когда медведи радуются - делают вот так.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя». Слушайте еще одну загадку:

Три веселых братца

В доме веселятся.

Смотрит волк сердито:

Крепко дверь закрыта.

(Три поросенка)

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

(Теремок)

Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

3 записка «Сказочные пазлы»

Воспитатель. Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок злого волшебника.

Пазлы вы должны собрать

И сказку назвать!

(Дети собирают пазлы)

4 записка «Отгадай из какой сказки герой»

Воспитатель: Ребята, вам нужно внимательно посмотреть на иллюстрацию к сказке, узнать ее и назвать сказку.

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь все герои на своих местах. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Что понравилось вам в путешествии? Что больше всего запомнилось? А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться? Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12»

Конспект НОД по развитию речи

в старшей группе

«Путешествие в сказку»

Воспитатель:

Карпова Екатерина Павловна

г.Алексин

2017г.

Цель : Формирование речевого развития детей через игровую деятельность.

Образовательные задачи:

1 . Формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении сказки.

2.Вводить в повествование диалог.

3. Развивать умение описывать и давать характеристику персонажам.

Развивающие задачи:

1. Развивать связную речь, любознательность, познавательную активность.

2. Пополнять словарный запас дошкольников.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к сказкам, приобщать дошкольников к слушанию художественных произведений.

Предварительная работа:

Чтение сказок о животных, волшебных, социально- бытовых,

Рассматривание иллюстраций к сказкам,

Беседа по сказкам,

Чтение пословиц.

Оборудование:

Мягкие игрушки (медвежонок, котенок, кукла, петушок, мышонок и винни пух).

Карточки с изображением щетки, сосны, сыроежки, синицы, совы, щенка,

Мяч для игры «Назови сказку».

План занятия:

1.Введение в игровую деятельность:

Ребятки, давайте возьмемся за руки, слегка их пожмем, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся друг другу. (все дети с воспитателем встают в круг).

Ребята, а что вы больше всего на свете любите? (ответы детей)

А я больше всего на свете люблю чудеса. А что такое чудеса? (ответы детей). Правильно, чудеса это волшебство, загадочность. Хотите вместе со мной отправиться в путешествие в чудесную сказку, которую мы вместе с вами сейчас и придумаем? (ответы детей). А с собой в дорогу мы возьмем хорошее настроение, улыбки и фантазию. Посмотрите у меня есть персонажи (мягкие игрушки) это медвежонок, котенок, кукла, петушок, мышонок и винни пух.

Воспитатель:

Сказка по лесу идет –

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Чтобы, чтобы, чтобы снова,

Добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого

Стать хорошим научил.

Ю. Мориц

А сейчас ко мне выйдут шестеро ребят и выберут себе по одной игрушке. Каждый из вас будет говорить от имени своего персонажа. Для начала давайте дадим описание каждой игрушке.

Медвежонок какой? (отвечает ребенок, выбравший медвежонка)

Котенок какой? (ответ ребенка, выбравшего котенка)

Кукла какая? (ответ ребенка, выбравшего куклу)

Петушок какой? (ответ ребенка, выбравшего петушка)

Мышонок какой? (ответ ребенка, выбравшего мышонка)

Винни-пух какой? (отвечает ребенок, выбравший винни-пуха).

А теперь давайте начнем нашу сказку.

Воспитатель:

Жила- была кукла. Звали её Оля(рассказывает ребенок, который выбрал куклу).

И вот однажды она пошла в лес погулять и встретила там медвежонка.

Привет медвежонок! –сказала кукла Оля.(говорит ребенок с куклой в руках)

Привет,Оля! – отвечает медвежонок. (говорит ребенок с медвежонком в руках).

Воспитатель задает наводящие вопросы:

Кого игрушки встретили потом?

Что сказала кукла Оля петушку?

Что ответил мышонок?

В конце, когда будут задействованы все персонажи, они отправляются каждый к себе домой.

Молодцы, вы придумали интересную сказку!

А сейчас пора возвращаться домой. Крибле- крабли –бумс – дома очутись! Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?(ответы детей).

Воспитатель: -А теперь, ребятки, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Назови сказку»! Встанем все в круг и будем передавать друг другу мяч и называть по одной сказке.

Дети с воспитателем становятся в круг и начинают передавать мячик и называть сказку.

На столе приготовлены карточки с изображением зубной щетки, сосны, сыроежки, синицы, совы, щенка.

Дети по одному подходят и берут по одной карточке и четко произносят слово, которое изображено на этой карточке. Затем со всеми вместе произносим это слово. Например, слово ЩЁТКА. Какой первый звук? (ответы детей). Далее слово СОСНА. Какой первый звук? (ответы детей). Далее слова: сыроежка, синица, сова, щенок.

Воспитатель:

А теперь пришло время физкультминутки : Буратино.

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем еще в одну игру «Загадки – отгадки »

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (ответы детей -снегурочка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (ответы детей баба-яга)

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят. (ответы детей гуси-лебеди)

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (ответы детей царевна-лягушка)

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была? (ответы детей репка)

6.Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла? (ответы детей козлята)

7.На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей? (ответы детей колобок)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)

Что больше всего запомнилось? (ответы детей)

Тема : Эти мудрые русские сказки!

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Ход занятия

Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей)

Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)

Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают... (дети называют сказки)

А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила, (ответы детей)

В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса, (ответы детей)

Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси-лебеди». (ответы детей)

А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку... За свое милосердие потом он получил большую награду - помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки...

Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное - смысл сказки и чему она учит.

Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т.д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку... И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису Премудрую и т.д.)

Есть еще интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (Потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка-норушка, Илья Муромец, Русалочка, Баба-яга...)

Ребята, вам нравятся сказки про Бабу-ягу? А почему? А какая Баба- яга в сказках?

Баба-яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба- яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.) А теперь вспомните, где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. («Финист - Ясный Сокол») Вот какая разная Баба-яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу- ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба-яга выходит в центр с метлой.)

Дети ее дразнят:

Баба-яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба-яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого - тот замирает.)

Самая добрая Баба-яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает советы, защищает, дает различные добрые волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

Ребята, а вы смогли бы придумать умную сказку? (Воспитатель предлагает детям схемы-карточки к разным сказкам, дети выбирают себе по желанию персонажи, зарисовывают схематично сюжет, придумывают и рассказывают сказки.)

Конспект НОД в старшей группе по сказкам

Автор: Борисова Елена Александровна воспитатель МБДОУ «Детского сада «Алёнушка» поселка Апраксино» Костромского муниципального района Костромской области
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, реализующим программу «Детство». Конспект направлен на развитие у детей интеллектуальных способностей. Конспект НОД можно использовать при развитии у детей математических представлений, при формировании знаний о ценности природы.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку»

Образовательная область: Познание
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных способностей.
Задачи:
1. Активизировать освоенные детьми умения классифицировать по цвету, форме, размеру.
2. Активно включать в коллективные познавательные игры, общение со сверстниками по поводу поиска рациональных способов выполнения задания
3. Развивать логическое мышление, память, умение пользоваться кодовыми карточками.
4. Воспитывать культуру общения, доброжелательность к взрослым и сверстникам, стремление к активной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.
5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении.
6. Снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности.
7. Снижать утомление, статическое напряжение, зрительное напряжение при выполнении заданий.
8. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

Методы: Словесный, практический, наглядный.

Приёмы:
1. Словесные (беседа, чтение художественной литературы, вопросы, уточнения, педагогическая оценка).
2. Наглядные (демонстрация презентаций).
3. Практические (моделирование игровой ситуации).

Материалы и оборудование: Блоки Дьенеша, счётные палочки, кодовые карточки, книга «Гуси- лебеди», картинка с гусями, лягушкой, цаплей, игра «Поясок», «Квадрат Воскобовича» , «Змейка» , «Колумбова яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Математический планшет», гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа

Чтение сказки «Гуси- лебеди», наблюдение за деревьями на участке, дидактические игры с блоками Дьенеша, счётными палочками, квадратами Воскобовича, с головоломками «Змейка», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», беседа «Контакты с незнакомыми людьми» (безопасность).

Интеграция:
Ф (формировать осознанную потребность в двигательной активности)
З (способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения)
Б (развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе)
С (развивать умение выражать доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению и сотрудничеству)
П (формировать знания о ценности природы- эстетическая, практическая)
К (развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности),
(поддерживать интерес к литературе),
М (стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев).

Приветствие «Общий круг»

Воспитатель говорит:
«Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас».

Дети прини­мают решение, что надо образовать круг. За­тем взрослый предлагает каждому поздоро­ваться глазами со всеми по кругу. «Я поздо­роваюсь первая». Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает голо­вой и дотрагивается до его плеча. Дети по­очерёдно продолжают приветствие.

Цель: повышение общего эмоционального фона, улучшение психологического климата в группе, развитие дружеских взаимоотношений между детьми.

Нам сегодня в группу пришла посылка с книгой, а как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Как за темными лесами да за горными долами
Жили стаи лебедей - злобных хищников гусей.
Гуси деток воровали, что из дому убегали.
Уносили за леса, да неведомо куда.

(Воспитатель достаёт книгу)

Сколько звуков в названии сказки (10)
Сколько гласных (5)
Сколько согласных (5)
О чём эта сказка? Что случилось в этой сказке? Почему это произошло? Можно оставлять младших братьев без присмотра?
Как мы можем помочь девочке? (Отправиться вместе с ней на выручку братца)

Давайте скажем волшебные слова и окажемся в этой сказке.

Вправо, влево повернись,
Быстро в сказке очутись.

В Алёнушку у нас превратится Катя, а мы будем её помощниками.
Сколько гусей налетело?

Дидактическая игра «Счёт парами»

Цель: закрепить умение считать парами.

На иллюстрации нарисованы гуси, но у них видны только лапы.

Задание: сосчитай, сколько гусей нарисовано.

Прибежала девочка, посмотрела- нет братца и побежала его искать. Видит, Яблонька стоит в диких яблочках лесных. (слайд)

Посмотрите, какая яблонька?
-Дети, у кого дома растёт яблоня? А ещё где вы видели яблоню, когда идёте в детский сад? Полюбуйтесь, какие бывают яблони. (На экран проецируются изображения яблонь)
Посчитайте, сколько яблок? Чем она полезна? Что можно приготовить из яблок? (На экран проецируются изображения продуктов питания, приготовленных из яблок). Как надо заботиться о плодовых деревьях? (Ответы детей)

«Яблонька, скажи, куда гуси лебеди полетели»
«Выполни моё задание- тогда укажу путь»

Дидактическая игра «Развесь яблоки»

(на магнитной доске – изображение яблони, вырезанные яблоки из цветного картона 3-х цветов)

Цель:

Задание: развесь яблоки на яблоне так, чтобы рядом не было яблок, одинаковых по цвету.

Показала яблонька дорогу.
Вот, бежит, куда не знает, а пред нею Печь стоит.
«Печка, печка, куда гуси- лебеди полетели?»
«Скажу, когда достанешь мои пирожки и разложишь в коробочки».

Пальчиковая гимнастика.

Дидактическая игра «Разложи пирожки» с блоками Дьенеша

Цель: закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Задание: разложи фигуры по соответствующим ячейкам (по цвету и форме)

А Аленка повернула, прямо к Речке побежала.
- Речка, Реченька! Скажи, гуси-лебеди куда
Понесли еще вчера братца? Путь мне укажи!

«Покажу, если выполните моё задание»

Дидактическая игра «Где живёт лягушонок?»

Цель: закрепление навыков порядкового счёта.

Сюжет
На речке жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка- домик. Цапля жила между четвёртой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.

Вопросы: Где живёт лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?

Варианты ответов:
1. Лягушонок живёт на пятой кочке, если считать слева направо.
2. лягушонок живёт на любой кочке, где нет цапли.
3. Лягушонок живёт на пятой кочке, если считать справа налево.
Вывод:
Место предмета зависит от порядка и направления счёта.

Игры-головоломки со счётными палочками

Цель: развивать логическое мышление.

Задание1. Из 5-ти палочек постройте 2 треугольника.
Задание 2. Из 7 палочек постройте 2 квадрата.
Гимнастика для глаз «Кот Леопольд»
(компьютерная гимнастика для глаз)

Физминутка
Показала речка дорогу. Бежала девочка, бежала и прибежала к избушке Бабы- Яги. Посадила она девочку шить, а сама пошла баню топить, чтобы девочку вымыть, зажарить и съесть. Испугалась девочка, вдруг из- под печки выскочил мышонок и говорит:
«Девочка, дай мне угощения, я тебе добренькое скажу».
Давайте поможем девочке напечь угощения для мышонка.

Игры- головоломки
1. «Квадрат Воскобовича» , «Змейка»
Задание: выложи мышку, которая пришла к девочке.

2. «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм»
Задание: выложи по образцу «угощения» для мышки.

3. «Математический планшет»(стр. 18) Б.Б. Финкельштейн
Цель: развитие мелкой моторики.
Задание: выложи с помощью резинок на планшете яблоко.

Обрадовался мышонок угощенью: «Девочка, бери братца, и беги, а я за тебя буду шить».

Подхватила Алёнушка братца и побежала домой. И больше она братца одного не оставляла и слушалась папу и маму.

В благодарность нам за помощь Алёнушка даёт подарок.

И нам с вами пришла пора возвращаться в детский сад.
Но это не так просто сделать, Баба- Яга не выпустит нас из сказки, пока мы не выполним её задание.

Игра « Чего не стало»

«Волшебный поясок» Б.Б. Финкельштейн
Цель: развивать память, внимание.
Задание: поясок с картинками одевается на ведущего, дети встают в круг вокруг него, рассматривают 1- 2 минуты, закрывают глаза, ведущий вынимает из «пояска» картинку и прячет её. Дети должны угадать, какой именно картинки не стало.

Вправо, влево повернись,
В группу ты свою вернись.
Дети, где вы сегодня побывали? Что расскажете дома? Что получилось? Что вызвало затруднения? Покажите, как вы оцениваете свою работу с помощью цветной шкалы. Карточки с двумя цветами- красным и зелёным.
Задание: если вы считаете, что у вас всё получилось, покажите зелёный цвет, если что- то вызвало затруднения- красный.

Используемая литература

1. «Математика до школы». Ч.1:А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт. Ч.2:Игры- головоломки/ составители З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая изд. «Детство- Пресс» Санкт – Петербург 2003 г.
2. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» изд. «Детство- Пресс» Санкт – Петербург 2004 г.
3. Е. Н. Панова «Дидактические игры- занятия в ДОУ» (младший возраст, старший возраст) (как работать с блоками Дьенеша) ТЦ «Учитель» Воронеж 2000 г.

Что еще почитать