План-конспект занятия (класс) на тему: «Всегда ли мы понимаем наших детей?». Всегда ли мы понимаем наших детей

"Всегда ли мы понимаем наших детей"

Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей!...
Не понимаем мы своих детей.

Прежде чем начать свое выступление, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача - точно следовать инструкции.
- согнуть лист пополам;
- еще раз пополам;
- оторвать верхний правый угол;
- оторвать нижний правый угол.
- Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные.

Письма детей: У меня есть лучший друг, Мишка. Когда мама узнала, она запретила мне с ним дружить. А почему она не говорит. Миша очень добрый и веселый. Он настоящий друг…. Написал Николай.
Как мне надоела эта скрипка. Я так мечтаю быть похожим на Овечкина. Хоккей – это настоящая игра для мужчин, а на скрипке играют только девчонки….. написал Слава
Милая мамочка, ты столько раз обещала сходить со мной в кино. Когда же наступит это «завтра»??? написала Дарина
-Что объединяет все эти письма? Вечная тема «отцов и детей». Всегда ли мы понимаем наших детей? Во все времена были конфликты и непонимание между взрослыми и детьми. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас высказывания.«Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». Надпись на гробнице фараона (около 3500 лет до н.э.). «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен.». Надпись на вавилонском сосуде (около 3000 лет до н.э.). «Наша молодежь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Попросту говоря, они очень плохие».Сократ (древнегреческий мыслитель, 470 – 399 гг. до н.э.).
Большой знаток детской души В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении между детьми и взрослыми: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку…….Эту сложность и противоречивость внутреннего мира ребенка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.Многие родители считают, что конфликты при воспитании неизбежны. Но все зависит от конкретных условий жизни и воспитания ребенка. Потребность во взрослом друге очень остра. А где он его найдет, кем тот окажется - во многом зависит от того, какова атмосфера в семье. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения ребенка. Мы не часто задаемся вопросом, а чего бы хотели наши дети от нас? Чаще всего думаем, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время опроса большинство ребят признаются, что хотели бы, чтобы родители прислушивались к их словам и воспринимали их всерьез.
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, - это родители.
Многие, наверное, со мной согласятся, что люди стали гораздо меньше разговаривать дома. Вы возвращаетесь с работы, ужинаете и смотрите телевизор. В лучшем случае бегло обсуждаете события прошедшего дня. На разговоры по душам не остается ни сил, ни времени. И довольно трудно узнать, о чем мечтают и чего боятся наши дети, если мы вообще очень редко с ними говорим. В определенном возрасте детям особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. А как еще мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребенка в любой момент?Даже если в семье взрослые разговаривают с ребенком, они не всегда готовы к тому, что у него есть собственное мнение по жизненно важным вопросам. «Разговором по душам» родители часто называют такой разговор, в котором они рассказывают ребенку о жизненных сложностях, советуют, помогают, направляют. А вот слушать и воспринимать его слова всерьез могут далеко не все. На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира ребенка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе он будет прислушиваться к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет.
Уважение к личности делает нас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.
Но быть нужным - это значит, и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но, такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку.
Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит. А еще чаще, узнав, что с ребенком произошло, что-то неприятное, мы не стараемся его выслушать, а наоборот усугубляем и без того наши взаимоотношения.Задание 1. Посмотрите на рисунок (слайд с различным выражением лица). И для себя мысленно ответьте на вопросы:

    с каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? с каким выражением лица общается ваш ребенок с вами? каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка при общении с вами? а выражение вашего лица?
Встретились знакомые выражения? Вы задумались? Значит, первый шаг к пониманию сделан. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом е нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни.
Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства.
Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любой ситуации?Задание 2. А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это второй шаг к пониманию.
Советы родителям для взаимопонимания: - Нужно быть наблюдательным и чутким, учится видеть и чувствовать эмоциональный настрой ребенка, поддерживать его. - Тактичность и деликатность не менее важна в отношении ребенка, особенно в таком нежном возрасте становления его как личности. - Умение слушать и слышать собеседника. - Уважительное отношение к мнению ребёнка, к его пониманию мира, должно быть естественным проявлением родителей, независимо от того, насколько абсурдным им кажется точка зрения подрастающего чада. - Отказ от любого повышения голоса. Криком нельзя ничего добиться и это давно всем известно. Контролируйте свои эмоции, иначе ребенок может последовать вашему "громкому" примеру. - Спокойствие и терпеливость в отношении к ребёнку вызовет у него подобные проявления в ответ. - Уважение к себе и к окружающим помогут родителям исключить грубость в свой адрес. Помните, что определенная модель межличностных отношений родом из детства, из семьи. - Основной путь к взаимному пониманию родителей и ребенка - это проявление терпения и сочувствия. - Больше шутите и радуйтесь. Обстановка в доме должна быть веселой и непринужденной. - Улыбайтесь ребенку, любите и цените его! И тогда ваше отношение вернется к вам бумерангом уважения и почтения, а ребенок войдет в жизнь успешным и счастливым.
Действие, как известно, равно противодействию. Если крепкий орех пытаться разгрызть зубами, можно и без зубов остаться. А не лучше ли, как учили нас в школе: завернуть орех в тряпочку, полить его водой, в тепло положить, да подождать. Вдруг он не то, что раскроется, а даже прорастет. Всем на радость. Может, и с нашими детьми надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещину, и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться! Заключение .
И в заключении хочу сказать, мы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании и понимании, есть только советы, рекомендации. И только ваши чуткие сердца найдут правильное решение.

Беседа на тему: «Всегда ли мы понимаем наших детей?»
(реквизиты: тексты песни «Родительский дом»; веревки; фломастеры,
фонограмма, ручки и листочки)
Я­ Добрый день, уважаемые родители!
Эпиграфом к нашей беседе я сделала слова из народной мудрости:
«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно; если на 10 лет вперед –
сажай лес; если же на сто лет­ воспитывай детей».
Мне очень приятно видеть вас. Пусть весенние лучи солнца помогут нам
создать благоприятную обстановку для беседы. Пусть эта беседа принесет
благополучие, радость и добро! У каждого сидящего здесь разные судьбы,
разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас
всех - это наши дети. Один из известных педагогов говорил: « Дети - это
наше будущее, правильное их воспитание - это наше счастливое будущее,
плохое воспитание - это наше горе и слёзы». Какими они вырастут,
выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Всё что
происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. И
семейные традиции играют в воспитании очень большую роль. Принято ли
у вас обедать вместе, обмениваться новостями, проводить совместные
прогулки, играть с детьми – всё это дети возьмут в свою будущую семью.
Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливые, доверяли нам,
делились своими радостями и горестями, были откровенны? Я предлагаю
вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми. Для начала разговора я
предлагаю сказать свои ожидания от этой встречи.
(Родители высказываются)
­ Я хочу, чтобы наше общение было диалоговым и позитивным. Общение
вообще, а в семье в частности - это процесс взаимодействия родителя
и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие
взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства,
мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Послушайте, пожалуйста, историю одной девочки. Я буду говорить слова
девочки, а вы – будете отвечать вместо папы. Однажды я гуляла с папой
в парке. Он сидел на скамейке, читая газету, а я рядом играла в мяч.
- Папа, лови, а я буду бросать! Но папа, продолжая читать газету, сказал:
- Играй сама.
- Папа, смотри, какой смешной воробей.
- Угу, - ответил папа, не отрываясь от газеты.
- Посмотри, папа, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке?
- Вон в той - безучастно ответил, папа и мне почему­то расхотелось
гулять.

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций.
Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания,
а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой
уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена
непонимания недоверия, возникают конфликты. ­
Какое главное качество необходимо, чтобы понимать друг друга? (ответы)
­ В каких ситуациях дети и родители должны быть особо внимательны по
отношению друг к другу? (ответы родителей)
­ Как детям научиться, лучше понимать родителей, а родителям детей?
А для того чтобы научиться лучше понимать друг друга,
я предлагаю вам игру, которая называется «Сиамские близнецы». Давайте
встанем по двое. Один – в роли ребенка, другой в роли родителя. Правую
руку ребенка и левую руку родителя мы связываем. И таким образом
сообща необходимо нарисовать дерево. С одной стороны надписать мама,
а с другой папа. Работать только связанными руками. (звучит легкая
музыка). Мы увидели, как вы действуете совместно. И для еще более
успешного взаимопонимания, никогда не воспитывайте детей в плохом
настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях
только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше
доброй ссоры». В минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте
напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его
от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как
вы думаете, чем это закончится?
Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми
в семье. Фразы родителей:
1. Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.
2. Обмен информацией. (Замечательный отрывок из рассказа, его
продолжение можно найти в сборнике…)
3. Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично
подобраны краски! Молодец!)
4. Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно
домашнее задание.)
5. Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)
Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие
указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения
и хвалу.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

Ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости - он учится понимать других.
Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают - он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь
в этом мире.
Каким образом можно построить наше общение и детей в семье, чтобы
отношения становились доверительными?
поощрения
Похвала (Выражение радости
и благодарности)
Развлечения (совместные прогулки) газеты,
рисунки детей)
Восхищение
Сравнение почитаемым авторитетом
Проявление уважения
Ласка (добрые слова и прикосновения)
наказания
Лишение удовольствий
Запрет на приятную
деятельность
Смена дружеского тона
на строгий
Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся
к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но также
огромную роль играет невербальное общение.
Невербальное общение - это использование мимики, жестов,
взгляда, телесное прикосновение - это похлопывание по плечу,
поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое
общение развивает в ребёнке все положительные качества:
доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство
защищенности.
Теперь я вас попрошу ответить на вопросы:
1. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким выражением лица общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребёнка
во время общения с вами?
Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст
благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек
располагает себя к общению.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность,

способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.
­Однажды я видела следующее. По улице, тяжело опираясь
на тросточку, шел старый человек. Он останавливался, отдыхал и снова
шел. Во дворе играли мальчишки. Проводив его глазами, они словно
договорившись, стали передразнивать старого человека: сгорбились,
изменили походку, взяли палки в руки, изобразив трости. Им было очень
весело.
­ Если этот поступок окажется без внимания, взрослых как он повлияет
на личность мальчиков в будущем? (ответы родителей)
­ Как, по вашему мнению, проявляется уважение к старшим по возрасту?
(ответы)
­ Если в сердце царит праведность - прекрасным будет характер
­ Если в характере красота, будет гармония в доме.
­ Когда в доме гармония - будет порядок в обществе.
­ Когда будет порядок в обществе - будет мир во всем мире.
­ Семейный очаг - это огонь любви и доброты,
Открытых на встречу друг другу сердец,
Тепло дающее оберегающее пламя
Его по жизни нужно пронести,
Питая нежностью, заботой, пониманьем.
Так пусть друг к другу тянутся сердца,
Чтобы от искры возгорелось пламя
Любви, Надежды, Веры, Доброты
И мудрого взаимопонимания.
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь.
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого
общения». Уважаемые родители чаще общайтесь и будьте счастливы.
А сейчас я приглашаю вас исполнить со мной песню «Родительский дом»
Я ­ Давайте вспомним ваши ожидания вначале разговора.
Оправдались ли они?
ответы родителей
Уважаемые родители, время нашего разговора ограниченно, но я
думаю,что тема для размышления обозначена.
Я­ Спасибо, мне было приятно с вами общаться. И мне хотелось бы на

Лариса Бондаренко
Эссе на тему: «Наши дети - узнать, понять, принять»

Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!»

Л. Ф. Евстратикова.

Написав эти строки, ловлю себя на мысли, что каждый день, проделывая, путь, от дома до места работы, я ни разу не задумывалась над тем, что за плечами уже постепенно копится багаж из лет и зим, вёсен и осенних золотых, а порою, и непогожих деньков. А багаж весом почти в20 лет для педагога – это действительно багаж! Но как-то незаметно он копился, множился, по семейным обстоятельствам даже приходилось переезжать в другой город и менять свой родной детский сад на другой. Но от этого количество воспитанников не менялось, хотя дети в другом городе заметно отличались. Таким образом, приобретался опыт методом проб, ошибок, повторений, терпения и огромного желания работы с детьми.

Природа создает детей очень прихотливо и сложно, ведь дети во многом очень похожи на нас, взрослых. И общаясь с ними, странно мы этого не учитываем. Мне кажется, что для начала необходимо осознать проблему непонимания детей большинством взрослых. Взрослый считает, что проблемы тут вообще никакой нет, что никакого особого труда для понимания детей прикладывать не нужно. Нужно только кормить, одевать, учить, лечить, следить за поведением. Но в этом мы заблуждаемся : ребенок требует общения, а мы знаем, что общение с ребенком происходит через игру. А в процессе игры можно организовать прогулку за город, сделать что-то вместе по дому, вместе смотреть мультфильмы, и прочитать хорошие детские книжки. Через понимание, мы ближе узнаем ребенка . Чем ближе мы его узнаем , нам легче его принять таким , какой он есть.

Понять и принять ребенка не всегда удается легко. Это труд души, требующий терпения и любви к детям. Ребенок по своей натуре исследователь. А взрослым нужно действовать личным примером к подражанию. Это единственный способ завоевать уважение детей. Он изучает наше поведение, реакцию на происходящее окружающего нас мира, и в то же время старается подражать во всем.

Нужно осознать, что путь понимания ребенка – это и путь работы над собой. Мы видим в детях отражение своих качеств, действий, взглядов. А иногда достаточно лишь наблюдать, и быть при этом терпеливым и разумным. Проблема некоторых родителей может быть в том, что они боятся потерять контроль над ребенком. Тогда родители любыми методами стараются оставить за собой право вмешиваться в его жизнь. Очень важно сохранить между родителями и детьми доброжелательные, дружеские, отношения с взаимным уважением интересов одного к другому.

Если мы хотим понять , насколько уютно чувствует себя ребенок в семье, предложим ему нарисовать, например, свою семью. Пусть малыш рисует, как этого желает он сам. Дело в том, что дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно.

В один прекрасный момент, мы понимаем, что наши дети - это наше зеркало , они выросли с нами - в нашей семье, а не где-то на улице. Если ребенок ведет себя, вызывающе, то надо понять , что он хочет нам этим сказать. Поведение ребенка - это попытка передать свое сообщение родителям. Но родители бывают не в состоянии понять намерения ребенка , воспринимают его по-своему и реагируют в соответствии с этим.

Главное, мы должны понять и принять , что все дети разные . Каждый ребёнок обладает в какой-то степени гениальностью. Наши дети могут нас , и своих родителей, не понимать, но мы, взрослые, понимать и принимать их с их детскими гениальностями просто обязаны. Особенно трудно понять и принять детей , если родители, и их дети - люди совершенно разные.

Ну а в чем же все-таки ключ к пониманию ребенка? Мне кажется, в том, чтобы учиться видеть в маленьком человеке глубину его души. Ориентируясь на такую задачу, мы учимся видеть действия и переживания ребенка с точки зрения развития его души, и раскрытия данных ему возможностей. Мы учимся чувствовать страдания детей и их радости. Мы учимся строить свои действия не как «подгонку» растущей личности под наши интеллектуальные схемы и жизненные привычки, а как реальную, конструктивную, осмысленную помощь в будущем.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Макаренко А. С.

Относитесь к своим детям с уважением - так, как нам бы хотелось, чтобы относились к нам.

Мы вырастаем и какое-то злое колдовство стирает из нашей памяти очень важное. Мы забываем, как это — быть ребенком, и от этого иногда совсем не понимаем, что происходит с нашими детьми. А они на нас дуются и все становится еще хуже. Эта подборка фильмов поможет нам заглянуть в детскую душу, вспомнить и понять.

Головоломка / Inside Out

Райли — обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. До определенного возраста эмоции живут в ладу друг с другом, но переезд в другой город, новая школа создают в голове Райли полную неразбериху, и, чтобы восстановить былое счастье девочки, эмоциям предстоит снова научиться работать сообща. Этот мультфильм наглядно показывает влияние внутреннего состояния на наше поведение и помогает понять мышление ребенка, взглянув на него изнутри.

Королевство полной луны / Moonrise Kingdom

American Empirical Pictures

Пара влюбленных подростков убегает из-под присмотра взрослых. Сэм бойскаут и сирота со сложным характером. Приемные родители с ним не ладят, другие бойскауты — тоже. Сьюзи, его подружка, — замкнутая двенадцатилетняя девчонка. Позже становится ясно, что, несмотря на причудливое поведение, беглецы ищут одного — уголок, где просто можно быть счастливыми. Очень красочный и своеобразный фильм, который стоит посмотреть всей семьей.

Август Раш / August Rush

Warner Bros.

Эван Тэйлор — сирота, который воспитывается в детском приюте. У него есть уникальный талант к музыке, ведь его родители были музыкантами. Эван верит, что сможет найти своих родителей, и убегает из приюта в Нью-Йорк, где ему приходится играть на улице. Тем временем мать Эвана узнает, что сын не погиб при родах, а жив и ищет ее. Она тоже отправляется на поиски сына. Душещипательный фильм с прекрасным музыкальным сопровождением.

Оливер Твист / Oliver Twist

Sony Pictures

Оливер Твист — круглый сирота, выросший в приюте при местной церкви. Не выдержав издевательств со стороны надзирателей, Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку мелких преступников. Мальчик терпит неудачу при первой же краже, однако мистер Браунлоу, задержавший маленького воришку, решает вместо тюрьмы отвести Оливера к себе домой. Отличная экранизация классического произведения.

Приключения коряжки / Knerten

Paradox

Малыш — сообразительный и озорной мальчик, он недавно переехал из города в деревню и еще не успел найти новых друзей. Однажды, копаясь в груде веток и сучков, он находит интересную с виду сухую ветку, которая становится его воображаемым другом — Коряжкой. Малыш весело проводит с ним время, пока мама и папа усиленно работают. Но может ли вымышленный друг заменить родителей?

Воровка книг / The Book Thief

Fox 2000 Pictures

Накануне Второй мировой войны девятилетняя Лизель переезжает в Мюнхен к своим приемным родителям и с их помощью учится читать. Постепенно чтение становится ее жизненной потребностью, и Лизель начинает воровать книги — ведь это единственный доступный способ понять события, происходящие вокруг нее: гонение на евреев, антифашистское движение, унижение и голод. Книги помогают девочке справиться со всеми тяготами и написать свою собственную историю жизни.

Хористы / Les Choristes

France 2 Cinéma

Фильм рассказывает о детях с непростым характером и тяжелой судьбой. В интернате для трудных подростков под названием «Дно пруда» появляется новый педагог Клеман Матье. В отличие от других преподавателей он не прячется за завесой равнодушия от этих несчастных мальчишек, а пытается понять и узнать их лучше. С этой целью герой создает хор, который помогает одному из мальчиков раскрыть свой уникальный природный талант. Человек с открытой душой рано или поздно добьется признания даже самых трудных детей.

Том Сойер / Tom Sawyer

Neue Schönhauser Filmproduktion

Одна из экранизаций детского романа наглядно показывает обыденную жизнь двух хулиганов — Тома и Гека. Воровство яблок, бесконечные шутки над взрослыми, рыбалка и игры в пиратов — вот их примерный распорядок дня. Но однажды безудержная фантазия приводит мальчиков ночью на кладбище, где они становятся свидетелями таинственного преступления, с которого и начинаются их невероятные приключения. Фильм рекомендован к просмотру всей семьей.

Отрочество / Boyhood

Detour Filmproduction

Режиссер Ричард Линклейтер снимал свой фильм «Отрочество» на протяжении двенадцати лет. Он начал повествование в 2002 году и провел его через годы, наблюдая за членами одной семьи. Главный герой — юный Мэйсон, которому к началу съемок было 6 лет, год за годом наблюдает за тем, как меняется жизнь вокруг него, как меняются его родители, и с годами делает все более значимые выводы о мире, что его окружает. Очень искренний и реалистичный фильм.

Общество мертвых поэтов / Dead Poets Society

Touchstone Pictures

Семь юношей — ученики престижной академии в США. В первый же день мальчики встречают нового преподавателя — Джона Китинга (Робин Уильямс), методы преподавания которого коренным образом отличаются от традиционных, применяемых в этой школе уже на протяжении многих десятков лет. Учитель показывает героям всю красоту поэзии и вдохновляет их идти по жизни своим путем. Эта история о надеждах и желаниях, а также о значимости людей, которые когда-то научили нас чему-то важному и правильному.

Ход собрания

Родители сидят на стульях по кругу

Педагог: Ждала я этой встречи не случайно.
Поговорить о самом дорогом.
Нам важно, чтоб не пожалеть печально
О том, что что-то мы не досказали
И чашу чувств не выпили до дна.
А оглянувшись, вспоминали
Друг другу только добрые слова.

Здравствуйте, дорогие родители. Меня зовут Желонкина Ольга Викторовна, я педагог-психолог детского сада «Радуга».
Я признательна Вам за то, что Вы нашли время и пришли поговорить на тему, которая нас всех объединяет «Всегда ли мы понимаем наших детей».
Для знакомства давайте расскажем: кто у вас — мальчик или девочка? Первый или второй ребенок?

Ответы родителей.

Из этих данных я делаю вывод, что у вас с вами такой разный педагогический опыт, тем интереснее будет беседа.

Голосование
Вот у вас есть карточки двух цветов, давайте с помощью этих карточек ответим на вопрос: всегда ли мы понимаем наших детей. Если ваш ответ положительный, то поднимите красную, если отрицательный — то синюю.

Всем нам хорошо известен художественный фильм «Доживем до понедельника» . Один из героев фильма, ученик выпускного класса, написал в своем сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают!» Что это значит «понимать»?!

Высказывания родителей

Для меня, понимать – сопереживать ребенку в его радостях и невзгодах, больше терпеть, чем осуждать, уважать его мнение, а главное, принимать и любить его таким, каков он есть!
А встречался ли кто-нибудь из вас с непониманием со стороны детей? Как часто бывают эти проблемы?

Высказывания родителей.

Очень хорошо звучит, давайте попробуем инсценировать такую ситуацию :
Или довольно часто я вижу вот такую ситуацию: «В магазине встретились две мамы со своими детьми. Один ребенок спокойно стоит возле мамы, а другой бегает по магазину. В конечном итоге этот ребенок находит полку с игрушками, выбирает понравившуюся и начинает просить ее у мамы. Мама не обращает внимание» .
Как Вы считаете, можно ли говорить в этой ситуации о понимании своего ребенка?

Высказывания родителей.

Педагог старается вывести наводящими вопросами на конструктивное решение ситуации: в том, что о понимании можно вести разговор, если мама сейчас обратит внимание на ребенка и проговорит или о целесообразности покупки и через какое время это они сделают или о несоответствии возрасту ребенка такой игрушки.

Сейчас я предлагаю Вам объединиться в пары для работы над высказываниями великих людей, затем вы выскажите мнение своей пары об этом высказывании – согласны или нет.

· Родители не всегда понимают своих детей, но всегда их любят. Вот и дети не всегда это понимают . Ольга Муравьева
· Ребенок — зеркало семьи. Василий Александрович Сухомлинский
· Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни . Януш Корчак
· Родители — это кость, на которой дети точат свои зубы . Питер Устинов
· Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили . Иоганн Фридрих Шиллер
· Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы ее исполнять, и не требующая никакого терпения, чтобы ее получить . Леонард Луис Левинсон
· Чтобы выразить себя нужно не понимание, а взаимопонимание. Экзюпери
· Самые наблюдательные люди - дети. Потом - художники . В. Шукшин
· Родители должны любить без всяких условий. Детям нужна их доброта и поддержка . Элизабет Кюблер-Росс
· Хочешь увидеть человека, сделай так, чтобы он заговорил . Сократ

На консультациях я часто слышу фразу: «Дети нас не стараются понять, а мы пытаемся войти в их положение и принять» . А они и не могут нас сейчас (в три, семь, десять лет) понять в силу своих возрастных особенностей, но очень важно, чтобы мы их сейчас понимали и безусловно принимали. Без этого невозможно построить доверительных отношений не только с детьми. Всё что происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. Всё это дети возьмут в свою будущую семью.

Помните, вовремя остановиться, оглянуться – это путь к пониманию действий ребенка, к представлению о том, как надо действовать в данной ситуации. Никто не застрахован от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обращении с ребенком, поэтому всегда рассматривайте ситуацию с обеих сторон: и своей, и ребенка.

На этом время нашей беседы подходит к концу, я благодарю Вас за участие в ней и предлагаю провести рефлексию нашей беседы таким образом: перед вами ваза с шарами, если сегодняшняя беседа была Вам интересна, вы многое будете использовать, то на память возьмите красный шарик, если беседа была Вам интересна, но применять полученные знания Вы не будете, то возьмите синий шарик, в случае если беседа Вам не понравилась, ничего нового Вы не узнали, то возьмите зеленый шарик. На обратной стороне шарика Вы увидите небольшую памятку.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

· Принимать активное участие в жизни семьи;
· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
· Помогать развивать свои умения и таланты;
· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
· Уважать право ребенка на собственное мнение;
· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Что еще почитать