Положение о тематическом контроле в доу. Тематический контроль в ДОУ: теоретические основы Скачать контроль в доу соответствии с фгос

Екатерина Губина
Тематический контроль как один из этапов методической работы в ДОУ

«Если не можешь усовершенствовать себя, то,

как же сможешь усовершенствовать других людей?»

Конфуций

И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л. Н. Толстой

Одной из функций методической работы старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми . Контроль - это функция управления, в ходе которой устанавливается соответствие условий организации, содержания деятельности учреждения достижению планируемых целей и задач, действующим нормативным документам.

Слайд Традиционно, и в нашем ДОУ, выделяются следующие виды контроля : тематический , фронтальный, оперативный, сравнительный и самоконтроль .

Тематический Фронтальный Самоконтроль Оперативный Сравнительный

Итоговый Персональный Предварительный Текущий Итоговый Работа на доверии Частичны контроль с коррекцией деятельности Предупредительный Экспресс-диагностика Выборочный Работа воспитателей 2-х

Возрастных групп Работа воспитателей

Одной группы Взаимоконтроль

Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении.

Тематический контроль провожу с целью привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического , воспитательного характера, которые в ДОУ решают недостаточно успешно. Чаще всего целью тематического контроля является изучение выполнения программы по конкретным образовательным областям. Кроме этого тематический контроль проводится с целью выявления уровня работы ДОУ по задачам , намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроль может быть проведен в одной, нескольких, или во всех возрастных группах, и подразделяется на итоговый и персональный. Составляю план тематического контроля . Например :

Слайд. (Приложение № 1)

План проведения тематического контроля в МДОБУ № 2

«Актуальность вопроса воспитания осознанного и действенного отношения детей к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих»

Цель : оценить процесс формирования осознанного и действенного отношения детей к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих

Комиссия : зав__КоноваловаА. Н. ст. вос-ль : ГубинаЕ. Г., Багина Т. Н. (инструктор по физо)

Вопросы контроля Цель и содержание контроля Методы контроля Ответственный

1 Создание условий в ДОУ

для проведения работы - соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья детей, санитарно - гигиенических требований к организации среды;

Наличие оборудования и целесообразность размещения материала по здоровьесбережению,

Программно-методическое обеспечение педпроцесса Изучение предметно-развивающей среды в группах, в мет, кабинет

Анализ программно-методического обеспечения процесса Зав. ДОУ

Ст. вос-ль

Инструктор по физо

2 Оценка планирования -системность и целенаправленность планирования совместной деятельности педагога с детьми по проблеме

Индивидуальная работа с детьми . Самостоятельная деятельность детей. Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми

Анализ рабочих программ инструктора по физическому воспитанию, воспитателей

Ст. вос-ль

4 Оценка уровня развития детей

Выявление уровня знаний и сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей ДОУ

Использование нетрадиционных методов и приемов в работе .

Руководство самостоятельной деятельностью детей. Наблюдения и анализ занятий по ознакомлению с окружающим и физическому воспитанию

Наблюдение и анализ совместной деятельности педагога с детьми во 2 половину дня Зав. ДОУ

Ст. вос-ль

5 Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме -выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность

Анкетирование родителей

Изучение документации по работе с родителями в группах

Анализ родительских ответов по результатам анкетирования

Ст. вос-ль

План довожу до сведения воспитателей за 1-2 месяца. Это побуждает педагогов к самоанализу и самооценке своей деятельности и позволяет установить и устранить причины сложившегося положения дел.

Слайд. Примеры тем проводимого в ДОУ контроля :

«Актуальность вопроса воспитания осознанного и действенного отношения детей к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих»;

«Организация питания в ДОУ» ;

«Организация экологического образования детей старшего дошкольного возраста»;

«Эффективность работы педагогов над темой по самообразованию»;

«Организация сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста» ;

«Мотивационная готовность детей к школе» .

Планируя тематический контроль предполагаю :

Исследовать уровень развития детей по одному из разделов образовательной программы;

Определить профессиональный уровень педагогов;

Оценить условия, обеспечивающие выполнение образовательной программы;

Проверить систему планирования воспитательно-образовательной работы по теме ;

Определить формы и методы взаимодействия и сотрудничества с семьей, педагогической грамотности родителей, согласованности действий педагогов и родителей, позволяющих повысить эффективность воспитательно-образовательной работы .

Продолжительность проведения контроля от 1 до 3-х дней на одну группу.

Он позволят установить причины сложившегося положения дел.

Итоговый контроль , являясь разновидностью тематического , дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определённый промежуток времени : квартал, полугодие, год.

Итоговый тематический контроль планирую в следующих случаях : Слайд.

За квартал : для оценки уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др .) и анализа реализации поставленной задачи;

За полугодие : если запланирован педсовет по итогам работы полугодия ;

За учебный год : для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год .

При проведении контроля по итогам учебного года выделяю следующие элементы :

Усвоение детьми образовательных программ;

Условия, созданные для педагогической деятельности;

Уровень педагогического мастерства педагогов.

Слайд. Другая разновидность тематического контроля – персональный , который планирую при следующих условиях :

С целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства;

С целью выявления состояния работы по устранению недочётов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме.

При данном виде контроля , о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждаю заранее.

По итогам всех видов тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса и пишется справка. Слайд Образец

Аналитическая справка

В период с ___

Был проведён ___контроль в ___

Комиссией в составе___

По теме : ___

С целью изучения___

В ходе ___ контроля решались задачи :

Посмотрели деятельность педагогов ___

Использовались методы и приемы ___

Слайд. В описательной части раскрываются :

Итоги анализа предметно развивающей среды в группах.

Итоги анализа программно – методического обеспечения .

Итоги анализа планов воспитательно-образовательной работы с детьми в ООД и режиме дня.

Итоги анализа просмотренных открытых мероприятий.

Итоги анализа наблюдений за детьми в ООД и режиме дня.

Итоги анализа работы с родителями

Эффективность контроля во многом зависит от качества педагогического анализа, который является его неотъемлемой частью. Педагогический анализ состоит из четырех взаимосвязанных последовательных этапов . Слайд

1-й этап – предварительный , собирается необходимая для анализа информация;

2-й этап – характеристика элементов ООД, игры, труда и др., позволяющая выработать объективную оценку каждого из выделенных элементов;

3-й этап – характеристика взаимосвязи элементов НОД или других форм педагогического процесса, которой оценивается наличие и специфика выделенных связей и на этой основе выделяются причины, определившие итог;

4-й этап – завершающий , позволяет дать общую оценку, сделать выводы и выработать конкретные предложения.

Особое место уделяю самоанализу как способу рефлексии собственной педагогической деятельности.

При организации педагогического анализа привлекаю воспитателя к анализу своей деятельности. Но самоанализу воспитателя пришлось учить. Трудность заключалась в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженную самооценку, а некоторые – завышенную. Использую для этого памятки. СЛАЙД

Примерная памятка для самоанализа занятия

Приведенный перечень – не жесткая схема, которой должны следовать все воспитатели, а только примерный план размышлений.

1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия?

2. Была ли проведена с детьми предварительная работа ?

3. Какова связь тематики этого занятия с предыдущим?

4. Какие решались задачи :

Образовательные;

Воспитательные;

Задачи развития;

Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?

Что являлось главным, стержневым?

5. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма

7. Дайте обоснование выбранным методам обучения .

8. В чем проявился дифференцированный подход к детям?

9. Какие средства обучения вы использовали?

10. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет

которых обеспечивалась работоспособность , заинтересованность

детей в течение всего занятия.

11. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи?

12. Если не удалось, то, какие и почему?

Педагогический анализ – это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня как никогда важен метод убеждения . Поэтому я тактично стремлюсь доказать большую рациональность применения альтернативных методов работы , убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения высоких результатов. Практика моей деятельности показывает рациональность использования карты наблюдения за всеми, кто непосредственно является участником в организации проведения воспитательно-образовательного процесса. В карте фиксируются наблюдения за процессом работы конкретного педагога. Слайд

Карта наблюдений за деятельностью педагога

п\п Кто наблюдал,

должность

схемы Итог

наблюдения Роспись

Отв. Восп.

Кроме того для эффективного наблюдения по основным вопросам деятельности я использую специально разработанные блок – схемы . Блок-схемы экономят время, следовательно, позволяют больше внимания уделять контролю учебно-воспитательного процесса. Через схемы наблюдений не только проверяющий, но каждый педагог, заранее зная о том, что за его работой будут наблюдать , ещё и ещё раз вспоминает, как эффективней провести тот или иной момент ООД, игровой и другой деятельности. Например АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф. И. О. педагога ___

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия :___

Группа : ___Начало занятия :___ Окончание :___ Количество детей :_

№ п/п Вопросы и критерии анализа

да нет частично

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

6 Правильное использование в речи математической терминологии

7 Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений :

О количестве,

Величине,

Ориентировке в пространстве

8 Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения

10 Заинтересованность детей на занятии

11 Внимание

12 Качество выполнения задания

13 Умение пользоваться пособиями

14 Четкость, логичность речи педагога

Для удобства использования блок - схем наблюдений предлагаю использовать «Каталог схем контроля » . Слайд

Каталог схем контроля

схемы Наименование схемы контроля Примечание

1. Охрана жизни и здоровья детей

1.1 Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей

1.2 Состояние условий на участке

1.3 Организация деятельности детей в течение дня

1.6 Закаливание детей

1.7 Организация питания

1.8 Организация физкультминуток

2. Образовательный процесс

2.1 Анализ планирования воспитательно-образовательной работы

2.2 Оценка среды развития

2.3 Оценка эффективности занятия

2.4 Хронометраж занятия

2.5 Технологическая карта

2.6 Анализ занятия и других воспитательных мероприятий письменно

2.7 Воспитание культурно-гигиенических навыков

2.8 Организация и проведение занятия

2.9 Аспектный анализ поведения ребенка на занятии

2.10 Аспектный анализ деятельности ребенка

2.11 Качество знаний и способов действий

2.12 Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать

2.13 Умение применять знания и умения на практике

Слайд Наиболее эффективными, по моему мнению, методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются :

Наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)

Анализ проводимых мероприятий, документации (выявление причин, определение тенденций развития)

Беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)

Изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)

Анкетирование (способ исследования путём опроса)

Проверка развития интегративных качеств, ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)

Опрос участников образовательного процесса

Исследование режимных моментов и других мероприятий.

Слайд. Кроме всего во время проведения контроля стараюсь помнить о личной ответственности за :

Тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий ;

Качественную подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника ;

Ознакомление с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;

Срыв сроков проведения проверки;

Качество проведения анализа деятельности педагогического работника ;

Соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагога при условии устранения их в процессе проверки;

Доказательность выводов по итогам проверки.

Результаты контроля регистрирую в журнале планирования и организации контроля в свободной форме .

Запись содержит дату, мероприятия и объекты, вид, цель контроля , результат изучения, предложения по результатам. По окончании проверки провожу собеседование с педагогами, готовлю сообщение о состоянии дел на административное совещание, Совет педагогов или Общем собрании.

Документация храниться в течение 3 лет в методкабинете .

Таким образом, предложенные выше, виды, формы и методы контроля , рассмотренные технологии позволяют качественно проанализировать и оценить воспитательно - образовательный процесс, условия по реализации задач Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения по определенной теме,уровень мастерства педагогов, уровень развития детей. Скорректировать и наметить необходимые мероприятия позволяющие совершенствовать работу в течение текущего периода. Оказать каждому воспитателю конкретную помощь. Определить цель и задачи на следующий учебный год

Литература :

1. К. Ю. Белая «Методическая работа в ДОУ » , 2010г.

2. Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская «Контроль функционирования и развития ДОУ» , 2005г.

3. Л. М. Денякина «Технологии управления образовательным учреждением» , 2004г.

4. О. А. Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном учреждении», 2003г.

5. Н. С. Голицына «Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении», 2005г.

6. И. Н. Казакова «Годовое планирование в ДОУ» , 2008г.

Светлана Толстых
Справка по итогам тематического контроля

На основании годового плана МДОУ № 8 «Колосок» села Нины Советского района с 14.10.2016 г. по 26.10.2016 года была проведена тематическая проверка «Уровень работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в ДОУ».

Цель :

1. Оценить знания педагогов по методике формирования ЭМП у детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для ФЭМП у детей.

4. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

5. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по развитию ЭМП у детей. Сроки : с 14.10.2016 г. по 26.10.2016 года.

Возрастные группы : вторая младшая группа, «Ромашка» , средняя группа «Василёк» , старшая группа «Фиалка» , подготовительная группа. Состав комиссии : Оселедько М. И. заведующий МДОУ, Толстых С. П. старший воспитатель, Лактионова О. Г. музыкальный руководитель. В ходе проверки была проведена следующая работа :

Проверка документации педагогов,

Посещение занятий,

Просмотр НОД,

Оценка условий в группе и уголков для родителей.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращается на обучение детей первоначальным математическим навыкам . Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одним из задач данной образовательной области является : формирование элементарных математических представлений .

В ходе тематического контроля по получены следующие результаты.

1. Проверка документации педагогических работников. Анализ календарного планирования работы по ФЭМП свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В планах отражены дидактические игры, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием , наблюдения, подводящие к теме занятия, чтение художественной литературы. В плане освещены обучающие, воспитательные и развивающие задачи по ФЭМП, материалы и оборудование для занятия. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке по развитию ЭМП у детей.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах. Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр. Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению. В связи с этим, в каждой возрастной группе имеется «Центр занимательной математики » , где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал : развивающие и дидактические игры, типографские и изготовленные самими воспитателями. Организация математических центров в группах отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров , подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием . Комиссия отметила достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями , играми и игрушками. В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

3. Оценка эффективности занятий по ФЭМП. Формирование элементарных математических представлений у дошкольника осуществляется в процессе всей разнообразной деятельности воспитателя, но одной из важных является непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП. Анализ НОД по ФЭМП показал хороший уровень ее проведения. Во второй младшей группе «Ромашка» , воспитатель Иченских О. Е. 18.10.2016 года был организован открытый показ НОД по теме «Солнышко зовёт в дорогу» . Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие умения видеть общий признак предметов, различать понятия «много» , по одному», называть геометрический фигуры и их цвет. В ходе НОД формировались навыки внимательного, заботливого отношения к окружающим; умения прийти на помощь. Воспитателем была проведена предварительная работа, изготовлены наглядные пособия, как в виде демонстрационного материала, так и раздаточного. Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Ольга Евгеньевна использовала такие методы, как показ, объяснение, индивидуальная работа, использовались физкультминутка,

сюрпризные моменты, детям было очень интересно играя получать знания. Педагог продумала музыкальное оформление занятия, что поддерживало интерес детей на протяжении всего занятия. Активизации внимания детей способствовали элементы театрализации. Очевидна систематическая работа педагога с детьми.

Воспитателем средней группы «Василёк» Гайдуковой Натальей Павловной было подготовлено и проведено с детьми занятие на тему «Путешествие по островам» . Работа педагога с детьми видна, дети свободно считают до 5, называют геометрические фигуры, части суток и т. д. Путешествуя по островам, ребята преодолевали трудности и получали ключик знаний. Дети слушали и слышали педагога, Наталья Павловна чётко и ясно формулировала задания и задавала вопросы. Ребята с интересом играли в игры : «Живые цифры» , «Найди фигуру по описанию» , «Расскажи по схеме» , «Помоги медведям» . Воспитателем удачно подобраны атрибуты к занятию, все это способствовало мотивации детей к занятию. Всё занятие использовались атрибуты и раздаточный материал, дети часто используют художественное слово, чётко знают физминутку. Но, не смотря на положительные стороны НОД, отмечался переизбыток объема программного содержания, что привело к увеличению времени НОД.

Макеева Лидия Васильевна, воспитатель старшей группы «Фиалка» подготовила для детей занятие «Путешествие по сказке «Дюймовочка» . В ходе НОД решались следующие задачи : формировать умение считать в пределах 10 (порядковый счёт, формировать знания о составе чисел, умение ориентироваться на листе бумаги, составлять геометрические фигуры (работа с танграмом, логически мыслить, учить детей совершать добрые поступки.

Путешествуя по страницам сказки, ребята уточняли представления о частях суток, совершенствовали умение соотносить цифры с количеством предметов, сравнивали предметы, находили часть и целое, называли объёмные геометрические фигуры и др. Демонстрация слайдов презентации создавала интерес и формировала у детей желание помочь Дюймовочке. Все задания выполнялись с удовольствием, большую роль сыграл грамотно подобранный и красочный раздаточный и демонстрационный материал. НОД состояла из нескольких частей, каждая из которых раскрывала свои задачи. Отношения педагога с детьми построены на принципах сотрудничества, педагог доброжелательно и тактично общалась с детьми. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Они проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг, и совместной деятельности. Дети справились с поставленными задачами. Видна систематическая работа педагога с детьми.

Воспитатель подготовительной к школе группы «Колокольчик» Иванова Ирина Владимировна с детьми своей группы показала НОД «Приключение в осеннем лесу» . Педагог умеет продумать ход занятия, целесообразно расположить демонстрационный и раздаточный материал. Ирина Владимировна умеет владеть детским коллективом, дети понимают педагога. Подержать хорошее настроение детей помогла релаксация «Солнышко проснулось» . Звуковые эффекты с применение ИКТ также поддерживали интерес детей на протяжении всего занятия. Ирина Владимировна включила в ход занятия прямой и обратный счёт, работу по схемам с блоками Дьенеша, работу с цифрами (совершенствование вычислительных навыков, решение примеров и логических задач, формирование знаний об объёмных геометрических фигурах, пространственные представления. Путешествие по карте, в ходе которого дети выручали из беды лесных жителей проходило в тёплой дружественной обстановке, ребята помогали друг другу сталкиваясь и трудностями (работа со схемами по блокам Дьенеша, решая примеры собирали в корзины грибы, но не собирали грибы ядовитые, в этом им помогли полученные ранее знания по познавательному развитию. Конечно, работа с объёмными геометрическими фигурами вызывает затруднения, но только начало года, результат будет виден в апреле, когда воспитатель будет готовить занятие для педагогов школы. Воспитатель иногда терялась, не чётко формулировала вопросы, но при этом воспитанники продемонстрировали хорошие знания и умения математического характера .

В ходе тематического контроля были просмотрены занятия педагогов, у которых ещё не накоплен опыт работы с детьми, Чепакова Екатерина Николаевна, Фатулаева Аксана Владимировна, Галкина Евгения Владимировна. Воспитатели слабо владеют методикой проведения образовательной деятельности. Екатерина Николаевна Чепакова воспитатель средней группы «Радуга» умеет составить конспект НОД, но не рационально располагает демонстрационный материал, из-за этого интерес детей к занятию теряется. Екатерине Николаевне изучить методику проведения НОД по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Галкина Евгения Владимировна, воспитатель старшей группы «Родничок» использовала много наглядного материала, но не рационально использовала время, что привело к увеличению времени НОД и способствовало понижению интереса к занятию, утомлению детей. Дети не были заинтересованы, ещё потому, что пришли в детский сад в 5-ти, 6-ти летнем возрасте, они не усидчивы и ещё не приучены к режиму ДОУ. Из этого следует, что предстоит кропотливая работа с родителями воспитанников старшей группы «Родничок» .

Воспитателем Фатулаевой Аксаной Владимировной было проведено занятие во второй младшей группе «Ягодка» . Все дети были охвачены вниманием, был подведен итог занятия воспитателем с детьми. Тон воспитателя был доброжелательным, соблюдались нормы педагогической этики и такта.

4. Работа с родителями по формированию ЭМП у детей дошкольного возраста.

В работе по формированию элементарных математических представлений у детей не остаются в стороне и родители. Сменяемость материала в родительских уголках позволяет педагогам доносить информацию до родителей. Педагоги используют картотеки игр, по сенсорному воспитанию предлагая родителям для игры с детьми. Консультации для родителей : «Первые шаги в математику » - Иченских Ольга Евгеньевна, «Развитие математических способностей » - Гайдукова Наталья Павловна, «Математика дома » - Иванова Ирина Владимировна, «Занимательная математика » - Макеева Лидия Васильевна, «Математика в повседневной жизни» - Чепакова Екатерина Николаевна, «Учить цвета легко и просто» -Макеева Людмила Алексеевна и т. д.

Родители принимают участие в проектах : «Учимся играя» - старшая группа «Фиалка» воспитатель Макеева Лидия Васильевна, презентациях : «Три весёлых друга – круг, квадрат и треугольник» - воспитатель Иченских Ольга Евгеньевна, «Дети и математика » - Макеева Лидия Васильевна.

5. Компетентность педагогов по методике формирования ЭМП у детей дошкольного возраста. Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младшей группы и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Работа педагогов ДОУ по данному направлению ведется по всем требованиям ФГОС ДО, в соответствии с возрастом детей. Педагоги свою работу по познавательному развитию дошкольников строят на основе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МДОУ № 8 «Колосок» , составленной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» . В ходе контроля было выявлено , что все педагоги ответственно относятся к своей работе, заранее готовят материал к образовательной деятельности (демонстрационный и раздаточный, используют рабочие тетради в соответствии с программой обучения. Анализ профессионального мастерства воспитателей, по организации работы в рамках формирования элементарных математических представлений у дошкольников показал, что практически все воспитатели :

Знают и понимают программу по ФЭМП в своей возрастной группе;

Владеют методикой проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО;

Владеют методикой проведения диагностики детей; - учитывают индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников;

Активно используют здоровье сберегающие технологии. Педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Однако вопросы к детям не всегда формулируются точно и доступно. Культура речи педагогов характеризуется эмоциональностью, выразительностью. Воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей. Дети на просмотренных занятиях были активны, сохраняли интерес на протяжении всего НОД. Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия, проявляют творчество при самостоятельном изготовлении данного материала. Грамотно построена индивидуальная работа с детьми у педагогов. Воспитатели систематически организуют сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием («Магазин» , «Путешествие в лес» , «Школа» , «В гости к ёжику» и т. д.). Дидактические игры : «Найди свой домик» , «Подбери пару» , «Какую фигуру забыли нарисовать» , «больше – меньше» , «Цветные колпачки» , «Когда это бывает» , «Математическое лото » , «Назови и сосчитай» , «Раздели на части» , «Четвёртый лишний» , «День и ночь» и т. д. Физкультминутки, как необходимый элемент в процессе организованной образовательной деятельности, присутствуют во всех возрастных группах детского сада. Воспитатели понимают важность физкультминуток для здоровьесбережения воспитанников, умело используют речевой и двигательный материал. Кроме того регулярно используются зрительная, дыхательная, пальчиковые гимнастики. Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду работают профессионально подготовленные педагоги, способные осуществлять формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на достаточно высоком уровне.

воспитателям возрастных групп : средняя «Радуга» - Чепаковой Е. Н., старшая «Родничок» - Галкиной Е. В.

Уточнить методику проведения и задачи программы по ФЭМП для каждой возрастной группы; срок до – 02.11.2016 г.

Использовать адекватные возрасту детей формы работ; срок - постоянно

воспитателям всех возрастных групп :

Четко и точно формулировать вопросы к детям; срок - постоянно

Соблюдать требование СанПИНа к продолжительности НОД; срок - постоянно

Рационально использовать время НОД; срок - постоянно

Воспитателям следить за рабочим состоянием уголка, а также составить картотеку математических игр ; срок- постоянно/

Планировать сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием , совместную деятельность в режимные моменты, а также индивидуальную работу по ФЭМП; срок - систематически

Использовать ИКТ; срок - не реже 3-х раз в месяц.

Елена Ческидова
Тематический контроль

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №. "

Приказ

03.04.2015г. г. Троицк №.

Об организации тематической проверки.

В соответствии с Положением о должностном контроле МБДОУ №. и годовым планом

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Старшему воспитателю:

1.1. Организовать тематическую проверку состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ» с 06.04.2015г. по 17.04.2015г.

1.2. Итоги контрольно-аналитической деятельности по результатам тематической проверки состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ» обсудить на педагогическом совете 23.04.2015г.

2. Ответственность за выполнение данного приказа возложить на старшего воспитателя.

3. Контроль за выполнением данного приказа оставляю за собой.

Заведующий МБДОУ

"Детский сад №. ___/. /

Тематический контроль

Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

Возрастные группы: 2 мл, средняя, старшая, подготовительная.

Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности воспитателя и детей.

Анализ условий, созданных в группах для самостоятельной деятельности детей.

Планирование работы с детьми.

Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей дошкольного возраста.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2014-2015 уч. год.

Ответственные за проведение контроля:

Заведующий ДОУ.

Старший воспитатель.

Объект исследования: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию речи детей.

Методы исследования:

Проверка календарных планов воспитателей;

Посещение мероприятий;

Обследование предметно-развивающей среды для речевого развития детей;

Анализ; наблюдение; выводы.

Рабочий материал для осуществления тематического контроля:

График проведения контроля;

Карта анализа планирования работы с детьми;

Протокол обследования предметно-развивающей среды для речевого развития дошкольников;

Карта анализа наглядной информации для родителей

График проведения контроля

«Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ»

06-07. 04 анализ планирования работы с детьми

07-10. 04 анализ деятельности на занятии

13-15. 04 анализ предметно - развивающей среды

16.04. анализ планирования сотрудничества с семьей

17.04 анализ анкетирования родителей

Справка по итогам тематического контроля

«Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ»

В период с 06.04. по 17.04.2015 в МБДОУ «Детский сад №.» был проведен тематический контроль по теме: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ» с целью определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.

Тематический контроль был осуществлен во всех дошкольных группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

1. Система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;

2. Наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;

3. Система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками.

Вывод по тематическому контролю

Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.

Однако необходимо: обратить внимание на работу с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях (НОД) для проявления познавательной и речевой активности детей.

Предложения:

1. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2. Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (старшие группы); индивидуальные и групповые беседы с детьми; знакомство с художественной литературой (старшие группы).

4. Включить в план работы с родителями воспитанников мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.

5. Повысить уровень развивающей среды в старшей и средней группе через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение книжных уголков детской литературой.

Ст. воспитатель ___/. /

Приказ

17.04.2015г. г. Троицк №.

Об итогах тематического контроля о состоянии воспитательно-образовательного процесса

http://www.o-detstve.ru/ БЛАНК ДОУ ПРИКАЗ (не менее чем за 14 дней до начала контроля) от № «О проведении тематического контроля» 1 Во исполнение плана работы МБДОУ на 2015-2016 учебный год, в целях повышения качества образовательной деятельности путем обеспечения эффективного осуществления внутреннего контроля, руководствуясь письмом Минобразования России от 07.02.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», «Положением о контрольно-аналитической деятельности МБДОУ»: ПРИКАЗЫВАЮ: 1 Провести тематический контроль «Воспитание связной речи у детей в разных возрастных группах» во всех возрастных группах сада. 2 Для проведения тематического контроля утвердить комиссию в составе: Руководитель комиссии: старший воспитатель Иванова Мария Ивановна. Члены комиссии (ФИО) – музыкальный руководитель; (ФИО) – педагог – психолог; 3 С результатами тематического контроля ознакомить коллектив на педагогическом совете № ___ от «__» _________20___г. Заведующий ФИО С приказом ознакомлены: Старший воспитатель _____________________________________ ФИО; Педагог – психолог _________________________________________ФИО; Музыкальный руководитель _________________________________ФИО; Воспитатель _______________________________________________ФИО; Воспитатель _______________________________________________ФИО; Воспитатель _______________________________________________ФИО; http://www.o-detstve.ru/ БЛАНК ДОУ Название ДОУ Тематический контроль № ___ (20___ – 201___ учебный год) «Воспитание связной речи у детей в разных возрастных группах» Г. Химки http://www.o-detstve.ru/ ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ № ___ от «__» _____ 20__ г. (знакомим педагогов с ним не менее чем за 7 дней до начала проверки) ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ: «Воспитание связной речи у детей в разных возрастных группах». Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей средствами всестороннего обследования воспитательнообразовательного процесса и последующего педагогического анализа. Выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей. Задачи: 1. Анализ и экспертная оценка эффективности деятельности ДОУ по данной теме. 2. Изучение результатов педагогической деятельности по данной теме, выявление положительных и отрицательных тенденций. 3. Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению, разработка предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта. Сроки проведения контроля: с «__» _____ 20__ г. по «__» ____ 20___ г. Объекты контроля: учебно-воспитательный процесс, работа методической службы, профессиональная деятельность педагогов, работа с родителями и общественностью. Контроль проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: 1. Приказ по ДОУ «О проведении тематического контроля» от «___» ______ 20___ г. № _____. Задание для проведения контроля: 1. Соблюдение законодательства в области образования. Соответствие нормативно-правовой базы ДОУ, регулирующей деятельность детского сада по данному направлению, существующему законодательству. Реализация принципов государственной политики в области образования. 2. Изучение программно-методического оснащения ДОУ по данной теме. 3. Анализ планирования деятельности ДОУ. Содержание, формы и методы работы с воспитанниками ДОУ и их родителями (законными представителями). Рабочие материалы контроля: 1. Схемы обследования уровня развития речи детей. 2. Карта анализа занятия. 3. Карта анализа игровой деятельности как фактора развития речи. 4. Карта профессионального мастерства воспитателей. 5. Опросник «Оценка и самооценка знаний воспитателя» 6. Карта анализа самообразования воспитателей. 7. Протокол обследования предметно – развивающей среды. 8. Карта проверки плана. http://www.o-detstve.ru/ 9. Карта анализа наглядной информации для родителей. Итоговые документы: 1. Справка по результатам контроля. 2. Приказ «Об итогах тематического контроля». План контроля № Направление работы п\п  Схемы развития игровой деятельности детей с точки развития речи.  Карта анализа занятия (с точки зрения оценки деятельности детей 1 Обследование речи детей 2 Оценка профессиональных умений воспитателя  Карта анализа профессионального мастерства воспитателя  Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии)  Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей» (с точки зрения компетентности педагогов при её создании) 3 Оценка создания условий:  в группе в методическом кабинете  в ДОУ Оценка планирования работы  оценочный лист «Создание в группах условий для развития речи детей»  оценочный лист «Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей» Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме  карта анализа наглядной информации для родителей по данному 4 5 уровня Предлагаемые рабочие материалы  карта проверки плана воспитательнообразовательной работы http://www.o-detstve.ru/ План контроля № Разделы плана Содержание п/п 1. Обследование уровня Соответствие уровня речи детей развития речи детей программным целям и задачам. Умение детей применять полученные на занятиях навыки речевого общения в игровой, самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и в взрослыми в различных режимных моментах. 2. Оценка Умение применять профессиональных педагогические приемы по умений воспитателя развитию речи детей в практической работе с детьми. Владение методами и приемами речевого развития детей. Взаимодействие со специалистами направлении развития речи детей. Умение организовать речевое общение детей в игровой деятельности, режимных моментах. 3. Оценка создания условий:  в группе в методическом кабинете  в ДОУ Умение создать ПРС в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей. Умение обогащать и видоизменять ПРС в группе в соответствии с задачами развития речи детей. Укомплектованность Методы контроля Анализ общения детей в процессе игровой деятельности. Анализ деятельности детей на занятиях. Анализ общения детей в процессе самостоятельной деятельности. Анализ проведения занятий воспитателем. Обследование проф мастерства воспитателя в соответствии с «Картой проф мастерства». Самоанализ проф мастерства воспитателя в соответствии с «Картой проф мастерства». Анализ предметно развивающей среды в группе. Посещение групп Анализ ПРС с точки зрения содержания. http://www.o-detstve.ru/ методкабинета диагностическими, наглядно демонстрационными материалами. 4. Оценка планирования Эффективность работы планирования (стратегического, тактического, и оперативного) по всем направлениям развития речи детей. 5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме Эффективность взаимодействия ДОУ с родителями по теме: -информирование родителей об особенностях развития детской речи (наглядное, консультирование); -вовлечение родителей в речевое развитие детей. Проверка плана с точки зрения планирования: -занятий по развитию речи, - инд работы с детьми по определенным направлениям развития речи; - работа в книжном уголке; -речевой работы в процессе игровой деятельности. Анализ наглядной информации для родителей в группе; Опрос или анкетирование родителей. http://www.o-detstve.ru/ График проведения тематического контроля Возрастные Дата проведения контроля группы группы 18-19 месяц 20. месяц 21. месяц 25. месяц 26. месяц Анализ предметноразвивающей среды в группах и наглядной информации для родителей Группа № 2 Анализ речи в игре Анализ предметноАнализ Группа №3 Проверка развивающей предметноНаблюдение за планов среды в группах и развивающей Диагностика детей детьми в течении воспитательнонаглядной Посещение среды в группах и дня образовательной информации для занятия наглядной работы родителей информации для родителей Группа Проверка Анализ предметно- Анализ речи в игре Диагностика детей №4 Анализ речи в Наблюдение за планов развивающей Посещение свободной воспитательнодетьми в течении среды в группах и занятия образовательной деятельности дня. наглядной работы информации для родителей Группа № 1 Наблюдение за Проверка детьми в течении планов воспитательнодня образовательной работы Анализ речи в игре 22. месяц http://www.o-detstve.ru/ Оценочный лист «Создание условий в группах для развития речи детей» Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды Возрастные группы Подгот к школе группа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 1. 2. 3. 4. 3. 4. 5. 6. 1. Книжный уголок Оборудование (хорошее освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг) Соответствие содержания возрасту детей Наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств) Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомление с художественной литературой Материалы о художниках иллюстраторах Тематические выставки Сменяемость материала Наличие детской литературы в группе Оборудование для театрализованной деятельности: Ширма Фланелаграф Соответствие возрасту видов театра Соответствие возрасту содержание театров и театрализованных игр Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) Методическая литература Пособия для занятий Набор материалов для диагностики детей Итог 3 – реализовано на высоком уровне. 2 – достаточный уровень 1 – реализовано частично 0 – не реализовано I II мл младшая группа группа Ср Ст групп групп а а http://www.o-detstve.ru/ Максимальное кол –во баллов - http://www.o-detstve.ru/ Оценочный лист «Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей» Составляющие предметно-развивающей Наличие и качество пособий среды Методическая литература 1 учебники по развитию речи детей дошкольного возраста 2 литература по отдельным разделам 3 разные хрестоматии 4 сборники по развитию речи 5 учебники по детской литературе 6 подборки загадок, песенок, потешек 7 картотека дидактических игр по развитию речи 8 орфографические словари 9 детская художественная литература 10 учебники по развитию речи детей дошкольного возраста 11Комплексные, развивающие и парциальные программы по развитию речи и диагностические методики к ним Наглядные материалы 1 демонстрационный материал – картины, разделённые по сериям 2 раздаточные материалы в методическом кабинете 2.1. все материалы по ознакомлению с окружающем миром (на 2 возраста), разделённые по тематике, с картотекой 2.2. сюжетные картины (с картотекой). Размер сюжетных картин – не менее альбомного листа, наклеенные на паспарту, оформленные в одном стиле. Сюжетные картины разбираются на картины с простым сюжетом и сложным сюжетам 2.3. предметные картины (с картотекой). Размер не менее чем 10х10 см 2.4. серии картин (4-5 картин). В кабинете должно быть 5-7 разных серий, по 5 наборов каждой серии (для подгрупповой работы с детьми) Итого 3 – реализовано на высоком уровне. 2 – достаточный уровень баллы http://www.o-detstve.ru/ 1 – реализовано частично 0 – не реализовано Максимальное кол –во баллов - http://www.o-detstve.ru/ Карта анализа профессионального мастерства воспитателя Критерии профессионального мастерства педагога Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи 2 Знание методики проведения диагностики развития речи детей 3 Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы 4 Точность и ясность выражение мыслей Образность речи Эмоциональность и интонационная выразительность речи Доступность речи для детей по форме и содержанию Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов 5 6 7 8 Культур а 1 9 Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге 10 Организация книжного уголка 12 Подбор иллюстративного материала Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформленного разными художниками) Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги» и др.) Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам Планирование и проведение досугов и развлечение по развитию речи Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. План работы с родителями. 14 15 16 17 18 19 20 Взаимодей ствие с родителям и 13 Умение педагога организовывать 11 Проведение тематических родительских собраний. 21 Методическая работа по проблеме развития речи детей6 подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах, открытые показы разных форм работы с детьми 22 итог 3 – реализовано на высоком уровне. 2 – достаточный уровень 1 – реализовано частично 0 – не реализовано Максимальное кол –во баллов http://www.o-detstve.ru/ Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы Планирование работы вне занятий Планирование занятий Направления воспитательно-образовательной работы Возрастные группы I II Средняя Старша Подгот к младшая младшая группа я группа школе группа группа группа Словарная работа Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя речи Формирование связной речи и рассказывания Воспитание любви и интереса к художественному слову Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме Дидактические игры Загадывание загадок, придумывание загадок Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы Самостоятельная художественная речевая деятельность Досуги, развлечения Работа с материалами книжного уголка Работа с семьёй Выводы, предложения по каждой возрастной группе: http://www.o-detstve.ru/ Карта анализа наглядной информации для родителей № п\п 1 2 3 4 5 6 Критерии анализа Конкретность информации Доступность предлагаемого материала Краткость материала Эстетичное оформление наглядных материалов Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов Форма подачи материала  Папки-передвижки  Стенды 7 8  Ширмы  Информационные письма-памятки для родителей Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам опроса) итог 3 – реализовано на высоком уровне. 2 – достаточный уровень 1 – реализовано частично 0 – не реализовано I II Средняя Старша Подгот к младша младша группа я группа школе я группа я группа группа http://www.o-detstve.ru/ № Разделы плана Содержание п/п 1. Обследование уровня Анализ диагностических карт по развития речи детей. развитию диалогической речи детей Беседа с детьми Наблюдение за речевой деятельностью детей в режимных моментах. 2. Оценка Умение применять знание профессионального программных целей и задач в мастерства практической работе с детьми. воспитателя. Методика контроля Динамика коммуникативных способностей детей Наличие навыков общения. Уровень общения детей в игре. Обследование профессионального мастерства воспитателей в соответствии с «Картой профессионального мастерства» и самооанвлиз. анализ планирования работы по Проведение открытых показовречевому развитию детей на театральных постановок, анализ основе использования проведения занятий театрализованной деятельности; воспитателем. Умение организовать речевое общение детей в самостоятельной деятельности детей: игра, режимные моменты. 3 4. 5. Просмотр утреннего отрезка времени: индивидуальные беседы с детьми. Просмотр второй половины дня: самостоятельная речевая деятельность детей. Планирование Система работы по развитию Анализ планов. работы речи детей: -специальные занятия -театрализованная деятельность -самостоятельное речевое общение Создание условий: Методическая литература и Посещение групп. - в группах, пособия. Анализ предметно-развиваю- в методическом Наличие и разнообразие щей среды с точки зрения ее кабинете материала для проведения содержания (наличие ил-МАДОУ занятий и самостоятельной люстрированных материалов; речевой и игровой деятельности сменяемость материалов книждетей. ного уголка, выставки в книжНаличие театральной ном уголке, материал для атрибутики. самостоятельной художественно-речевой деятельности). Работа с родителями Работа по данной теме, наличие Анализ планов. совместной деятельности. Анализ наглядной информации для родителей в группе. http://www.o-detstve.ru/ № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Карта анализа наглядной информации для родителей Критерии анализа Конкретность информации Доступность предлагаемого материала Краткость материала Эстетичное оформление наглядных материалов Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов Форма подачи материала  Папки-передвижки  Стенды  Ширмы  Информационные письма-памятки для родителей Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования) http://www.o-detstve.ru/ Анкета для родителей «Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»  Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи?  Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в детском саду  Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;  Развивать у детей речь;  Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;  Развивать мышление, память, внимание, воображение?  Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В чём заключается их важность? Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?  Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?  Что Вы делаете для, того, чтобы поддержать этот интерес  Какие книги есть у Вас дома?  Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?  В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас  Информация отсутствует;  Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;  Информация есть, но крайне скудная;  Я не обращаю на неё внимания;  Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;  Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;  Наглядная информация интересно и полезна для меня.  Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития  вашего ребёнка? http://www.o-detstve.ru/ Аналитическая справка На основании годового плана ДОУ в период с «__» ____ля по «__» ____ля 20__ года был проведен тематический контроль на тему: «Воспитание связной речи у детей в игре», основной целью которого являлась оценка уровня сформированности практических знаний и умений педагогов по организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, методической работы в игровой деятельности. http://www.o-detstve.ru/ Аналитическая справка Об итогах тематического контроля: «_____________________». ДОУ детский сад № ___ «____» с ____ по _____г. была проведена тематическая проверка с целью выяснения состояние воспитательно– образовательной работы по __________. Тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:  Обследование знаний, умений и навыков детей;  Оценка профессиональных умений воспитателя;  Созданий условий;  Планирование работы;  Работа с родителями по данной задаче. В процессе тематической проверки использовались такие формы и методы проверки, как:  Анализ диагностических карт;  Посещение занятий;  Беседа с детьми на предложенную тему;  Наблюдение за организацией прогулок;  Анализ предметно – развивающей среды;  Анкетирование родителей. Тематическая проверка осуществлялась (кем) _____________. В ходе тематической проверки выявлено следующее:  .  Педагоги в образовательном процессе используют технологии _____ детей дошкольного возраста, что позволяет совершенствовать качество образовательного процесса и создавать условия для успешного развития воспитанников ДОУ Обследование знаний, умений и навыков детей, показало:  необходимо повышать уровень знаний по следующим разделам: ____  формировать навыки __________;  развивать эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность;  формировать мотивацию ________.  Родители имеют представление о целях и задачах работы по развитию речи, больше привлекать к совместной деятельности. Педагогам необходимо повышать:  Умение объективно диагностировать знания, умения и навыки детей;  Умение развивать речь дошкольников через такие виды детской деятельности: игры до занятия, игры на внимание, _______; http://www.o-detstve.ru/  Умение грамотно организовать наблюдения и беседы на прогулке;  Дополнить ПРС в группах по развитию речи;  Больше планировать индивидуальной работы с детьми в разные режимные моменты; Рекомендации по результатам тематической проверки: 1. Продолжать работу по используемым в ДОУ технологиям, программам; повышать уровень знания об артикуляционной гимнастике, направленной на повышение развития артикуляционного аппарата, игровые методики, направленные на формирование словарного запаса воспитанников; 2. Постоянно проводить диагностическую работу; 3. Педагогам всех возрастных групп ввести комплексы артикуляционной гимнастики; 4. Проводить беседы направленные на формирование словарного запаса и во время прогулки; 5. Повышать просветительскую работу среди родителей: анкетирование, консультации, тематические родительские собрания, круглые столы и т. д. Старший воспитатель _________________________\Марь Иванна\ http://www.o-detstve.ru/ БЛАНК ДОУ ПРИКАЗ (не позднее 7 дней после окончания проверки) от № «По итогам тематического контроля» В целях определения эффективности применения игровой деятельности для развития связной речи детей, выявления уровня речевого развития речи детей с ___ по ___ года в ДОУ был проведен тематический контроль по теме «Воспитание связной речи у детей в игре». На основании справки по итогам контроля ПРИКАЗЫВАЮ 1. Работу педагогического коллектива по данному педагогической деятельности считать удовлетворительной. 2. Провести работу по исполнению решений итогов тематического контроля в срок до _____ года. (Мастер – классы, открытые просмотры, консультации и тд) 3. Контроль за исполнением возложить на старшего воспитателя Иванову Марию Ивановну. (Оставляю за собой). Заведующий ФИО С приказом ознакомлены: Старший воспитатель _____________ ФИО Воспитатели: _________________________________ ФИО ________________________________ФИО Рабочая шпаргалка

Тематический контроль в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Алёнушка» Тема: «Развитие речи детей в условиях ДОУ» Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определённым задачам дидактического, методического, воспитательного характера. Целью тематической проверки является изучение выполнение программы по конкретным разделам. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы детского сада по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1-2 месяца. Это побуждает их к самоанализу и самооценки своей деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический контроль

в муниципальном дошкольном образовательном

учреждении детский сад «Алёнушка»

Тема:

Контроль на 2011-2012 уч.гг.

Месяц/ Вид контроля

Тематический

Фронтальный

Итоговый

Отметка о выполнении

Ноябрь

«Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ”

Февраль

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Март

«Развитие речи детей в условиях ДОУ»

Май

Подведение итогов работы педагогического коллектива за год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка»

__________________________________________________________________

ПРИКАЗ

От «_____»___________2010г. №____

«Об организации тематической проверки»

На основании годового плана на 2009-2010 учебный год

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести тематическую проверку состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Развитие речи детей в условиях ДОУ» с15 – 18 марта

2. Создать комиссию в составе:

заведующей Заикиной О.Н.,

старшего воспитателя Мельченко Т.Н.,

председателя творческой группы Бычковой Л.Ф.

2.1. Поручить комиссии разработку плана тематической проверки и представить для утверждения к 3 марту 2010г.

3. Цель проверки: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

4. Объект исследования:

4.1. система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

5.Предмет исследования:

5.1 условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию речи детей.

6. Методы исследования:

6.1.анализ результатов диагностики уровня развития речи детей

6.2. анализ документации, планов работы педагогов;

6.3. анализ наглядной информации для родителей;

6.4. изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы в режиме дня.

7. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Заведующая: ________О.Н.Заикина

С приказом ознакомлены:

График проведения тематического контроля

Возрастные группы

Дата проведения контроля

15.03.2010г.

16.03.2010г.

17.03.2010г.

18.03.2010г.

II группа раннего возраста

Посещение занятия

Анализ диагностики

Проверка планов воспитательно-образовательной работы

Анализ предметно-развивающей среды в группах и наглядной информации для родителей

I младшая группа

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Диагностика детей

Посещение занятия

Подгот к школе группа

План тематического контроля

Цель: определить эффективность

воспитательно-образовательной работы в ДОУ по

Развитию речи; средствами всестороннего обследования

воспитательно-образовательного процесса и

Последующего

педагогического анализа выяснить причины и факторы,

определяющие

качество педагогической работы по развитию речи детей.

п\п

Направление работы

Предлагаемые рабочие материалы

Обследование уровня речи детей

  1. Схемы обследования уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста
  2. Карта анализа занятия (с точки зрения оценки деятельности детей

Оценка профессиональных умений воспитателя

  1. Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии)
  2. Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей» (с точки зрения компетентности педагогов при её создании)

Оценка создания условий:

  1. в группе
  2. в методическом кабинете
  3. в ДОУ
  1. оценочный лист «Создание в группах условий для развития речи детей»
  2. оценочный лист «Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей»

Оценка планирования работы

  1. карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  1. карта анализа наглядной информации для родителей по данному

Схема обследования уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста

Показатели развития речи

Владение словарём

Понимание слов, близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова

Понимание и употребление обобщающих слов («мебель», «овощи», «посуда» и др.

Умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов

Грамматика

Умение сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине

Умение соотносить названия животных и их детёнышей

Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши…)

Умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик,…)

Умение составлять предложения разных типов

Фонетика

Умение правильно произносить звуки родного языка

Умение находить слова, сходные и различные по звучанию

Умение правильно пользоваться умеренном темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности

Связная речь

Умение пересказывать короткие сказки и рассказывать с незнакомым ранее содержанием

Умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми

Умение описывать предмет, изображённый на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку

Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи

Схема обследования уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста

(составлена по методике диагностирования О.С.Ушаковой)

Показатели развития речи

Владение словарём

Активизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации

Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи

Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов

Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.)

Грамматика

Умение образовывать названия детёнышей животных

Умение подбирать однокоренные слова

Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе

Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят)

Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы)

Умение строить сложные предложения разных типов

Фонетика

Умение дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р

Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки

Умение различать твёрдые и мягкие звуки

Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию

Связная речь

В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей

Умение составлять описание, повествование и рассуждение

Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей

Общие показатели развития речи детей

Карта анализа профессионального мастерства воспитателя

Критерии профессионального мастерства педагога

Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи

Знание методики проведения диагностики развития речи детей

Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы

Культура

Точность и ясность выражение мыслей

Образность речи

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

Доступность речи для детей по форме и содержанию

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге

Умение педагога организовывать

Организация книжного уголка

Подбор иллюстративного материала

Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформленного разными художниками)

Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги» и др.)

Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе

Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам

Планирование и проведение досугов и развлечение по развитию речи

Взаимодействие с родителями

Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. План работы с родителями.

Проведение тематических родительских собраний.

Методическая работа по проблеме развития речи детей6 подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах, открытые показы разных форм работы с детьми

Карта анализа занятия

Тема:________________________________________________________________________________

Дата проведению_________________

Возрастная группа___________________________________

Количество детей____________________________________

ФИО воспитателя____________________________________

Начало занятия____________________ Окончание занятия______________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии

Уровень оценки

Умение творчески использовать готовые конспекты занятий

(вносить необходимые изменения в ход занятий, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры

Подготовка к занятию

Подбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала.

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы)

Выполнение санитарно-гигиенических требований

Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)

Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами

Смена поз детей в течение занятия

Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т.д)

Соответствии длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

Деятельность педагога на занятии

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм.

Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.)

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранность интерес детей в течение всего занятия

Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и.т.д.)

Индивидуальная работа с детьми

Деятельность детей на занятии

Оценка работы детей на занятии, качество оценки

Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии

Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач

Усвоение детьми программного содержания

Умение адекватно оценивать собственную работу на занятии

Положительное в ходе занятия:

Выводы:

Оценочный лист

«Создание условий в группах для развития речи детей»

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды

Возрастные группы

II группа раннего возраста

I младшая группа

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подгот к школе

группа

1 . Книжный уголок

  1. Оборудование (хорошее освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)
  1. Соответствие содержания возрасту детей
  1. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств)
  1. Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомление с художественной литературой
  1. Материалы о художниках иллюстраторах
  1. Тематические выставки
  1. Сменяемость материала
  1. Наличие детской литературы в группе
  1. Оборудование для театрализованной деятельности:
  1. Ширма
  1. Фланелаграф
  1. Соответствие возрасту видов театра
  1. Соответствие возрасту содержание театров и театрализованных игр
  1. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту)
  1. Методическая литература
  1. Пособия для занятий
  1. Набор материалов для диагностики детей

Оценочный лист

«Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей»

Составляющие предметно-развивающей среды

Наличие и качество пособий

Методическая литература

1 учебники по развитию речи детей дошкольного возраста

2 литература по отдельным разделам

3 разные хрестоматии

4 сборники по развитию речи

5 учебники по детской литературе

6 подборки загадок, песенок, потешек

7 картотека дидактических игр по развитию речи

8 орфографические словари

9 детская художественная литература

Комплексные, развивающие и парциальные программы по развитию речи и диагностические методики к ним

Наглядные материалы

1 демонстрационный материал – картины, разделённые по сериям

2 раздаточные материалы в методическом кабинете

2.1. все материалы по ознакомлению с окружающем миром (на 2 возраста), разделённые по тематике, с картотекой

2.2. сюжетные картины (с картотекой). Размер сюжетных картин – не менее альбомного листа, наклеенные на паспарту, оформленные в одном стиле. Сюжетные картины разбираются на картины с простым сюжетом и сложным сюжетам

2.3. предметные картины (с картотекой). Размер не менее чем 10х10 см

2.4. серии картин (4-5 картин). В кабинете должно быть 5-7 разных серий, по 5 наборов каждой серии (для подгрупповой работы с детьми)

Наглядные материалы

3 подборка детских рисунков для рассказывания: они подбираются на группу детей

4 символика – герб, флаг России и Москвы

5 предметы и игрушки

5.1. 3 экземпляра каждого наименования, по паре игрушек среднего размера: 2 куклы, 2 белки, 2 медвежонка, 2 утёнка; одно наименование, но разный внешний вид

5.2. раздаточные игрушки, небольшого размера, 10-12 см; набор на группу – не менее 15 игрушек. Тематика: домашние животные, дикие животные, транспорт

6 к разделу «Ознакомление детей с художественной литературой»

6.1. биографии детских писателей, карточки с днями рождения; для нескольких любимых детьми писателей – портреты, методические организации различных форм работы с детьми по творчеству этих писателей

6.2. аудиокассеты или пластинки с записями детских произведений

6.3. Иллюстративный материал по художественной литературе

Методические материалы

1 Все материалы с выходными данными: название, автор, место, год издания, краткая аннотация – лучше на карточках

2 Конспекты занятий из опыта работы педагогов. Стремиться делать серии конспектов по рассказыванию

3 Разные формы планирования

4 памятка по анализу занятий

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подгот к школе группа

Планирование занятий

Словарная работа

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Формирование связной речи и рассказывания

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Планирование работы вне занятий

Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме

Дидактические игры

Загадывание загадок, придумывание загадок

Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы

Самостоятельная художественная речевая деятельность

Досуги, развлечения

Работа с материалами книжного уголка

Работа с семьёй

Выводы, предложения по каждой возрастной группе:

Карта анализа наглядной информации для родителей

п\п

Критерии анализа

Конкретность информации

Доступность предлагаемого материала

Краткость материала

Эстетичное оформление наглядных материалов

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Форма подачи материала

  1. Папки-передвижки
  1. Стенды
  1. Ширмы
  1. Информационные письма-памятки для родителей

7

Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования)

Анкета для родителей

«Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»

  1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи?
  2. Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в детском саду
  3. Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;
  4. Развивать у детей речь;
  5. Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
  6. Развивать мышление, память, внимание, воображение?
  7. Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В

чём заключается их важность?

Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?

  1. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?
  2. Что Вы делаете для, того, чтобы поддержать этот интерес
  3. Какие книги есть у Вас дома?
  4. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?
  5. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна

для Вас

  1. Информация отсутствует;
  2. Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
  3. Информация есть, но крайне скудная;
  4. Я не обращаю на неё внимания;
  5. Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
  6. Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
  7. Наглядная информация интересно и полезна для меня.
  8. Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития
  9. вашего ребёнка?

Что еще почитать