Проведение второй примерки. Подготовка к примерке плечевых изделий. Заметывание подгибки низа

Степень готовности поясного изделия к примерке (при изготовлении с одной примеркой)

А) должны быть сметаны все конструктивные и фасонные линии и срезы, вытачки, складки, боковые срезы

Б) должны быть приметаны декоративно-отделочные детали, решающие модель: карманы манжеты, планки, воланы

В низ изделия должен быть заметан (в клешной юбке не заметывают, давая ей отвисеться)

Г) по верхнему срезу должна быть проложена корсажная тесьма

Д изделия, подготовленные к примерке, должны быть тщательно отутюжены.

Детали юбки (полотнища или клинья) необходимо правильно сметать, совместить контрольные линии (талии, бедер, низа) с учетом припусков на швы.

Прежде чем сметать детали, следует:

1. Приутюжить прокладку к поясу и к припускам шлицы.

2. При необходимости припосадить или присборить срезы до нужной длины.

Если посередине переднего или заднего полотнищ проходит шлица или складка, заметывают ее от линии талии до линии низа.

Сметывают вытачки от срезов к центру, боковые швы, оставляя в левом не сметанными 16 см для застежки (для полной фигуры 17 - 18 см).

Левую боковую сторону нужно сметывать снизу вверх, правую - сверху вниз, а стачивать наоборот.

Швы слегка разутюжить, цельнокроеные подборта, обтачку шлицы заметать на изнаночную сторону, слегка приутюжить. Приметывают «молнию».

Заметывают припуск на подгибку низа.

Пояс заутюживают вдоль пополам, приметывают к верхнему срезу юбки. Если верхний срез юбки предполагается обрабатывать обтачкой, то для примерки к верхнему срезу по линии талии приметывают узкую полоску плотной тесьмы.

Припуски на швы слегка приутюживают.

Подготовка брюк к примерке

Особенности проверки: н ить основы должна проходить параллельно линии середины от колена до низа. Рисунок в боковых швах должен совпадать. Нижний край кармана должен располагаться не ближе 5 см от верхнего среза.

По задней половинке допускается надставка (шириной по линии среднего шва до 7 см, длина линии притачивания – до 20 см) . при этом рисунок надставки должен совпадать с рисунком основной детали.

В изделиях из х/б тканей допускается надставка-кокетка вверху, наименьшей длиной до 3 см, по среднему шву до 7 см.

При раскрое брюк по индивидуальным заказам даются дополнительные припуски – к шаговому срезу – 2-3 см, к среднему срезу вверху – 2-3 см, внизу – 1 см

Мужские брюки шьют без примерки, женские – в зависимости от телосложения и фасона.

Перед сметыванием проверяют расположение надсечек:

На передних половинках брюк одна надсечка, расположенная в нижней части среднего среза, отмечает конец застежки. Несколькими надсечками по верхнему срезу отмечают расположение складки, вытачки, шлевок двумя или одной надсечками по боковому срезу - расположение кармана.

На задних половинках брюк надсечки по верхнему срезу определяют расположение шлевок и неразрезных вытачек, по боковому срезу - расположение бокового кармана.

Если задние половинки брюк имеют надставки, то половинки брюк и надставки по срезам притачивания должны иметь припуск на шов. Ширину припуска на шов и форму надставок уточняют по лекалам так, чтобы надставки не выступали по среднему срезу. Вспомогательные линии проводят на каждой детали отдельно. Так же выполняют и подгонку рисунка материала. В брюках прямого силуэта крупный, ярко выраженный рисунок полоски, клетки должен совпадать по боковым швам на участке от линии коленей до низа.

На передних половинках брюк с изнанки по лекалу отмечают концы стачивания складок, вытачек, с лицевой стороны - расположение прорезных карманов.

На задней половинке брюк с лицевой стороны по лекалу линиями отмечают расположение заднего кармана: одну линию проводят вдоль кармана и две - поперек в концах прореза.

Обработка половинок. Притачивают надставки (ш.ш. 1 см, швы разутюживают, а иногда и расстрачивают). В начальную обработку также входят обработка вытачек, складок, соединение основных деталей с кокетками, соединение основных деталей с подкладкой.

В изделиях из шерстяных тканей производят ВТО с целью формования половинок брюк. Оттягивают и сутюживают срезы до соединения с подкладкой.

Для этого задние половинки брюк складывают лицевыми сторонами внутрь, шаговыми срезами к работающему, верхними срезами влево. На рис. 82 оттягивание условно обозначено волнистыми линиями, сутюживание - стрелками.

Сначала половинки брюк увлажняют и оттягивают по шаговым срезам, продвигая утюг от нижней части срезов к верхней (рис. 82, б). Одновременно левой рукой отводят верхнюю часть шаговых срезов от работающего так, чтобы они располагались по прямой линии. Конструкция отдельных моделей брюк требует сутюживания боковых и шаговых срезов на участке от уровня линии коленей до низа.

Не меняя положения половинок брюк, оттягивают средние срезы в области наибольшей выемки, удлиняя их на 20 - 25 мм. Затем сутюживают всю образовавшуюся слабину ткани между верхней частью шагового среза и верхним срезом дугообразными движениями утюга, направленными к середине детали. Такую же обработку повторяют со стороны другой детали, перевернув обе половинки брюк боковыми срезами к работающему.

Затем половинки брюк перегибают вдоль так, чтобы от низа до линии коленей шаговые срезы точно совпадали с боковыми. Срезы низа уравнивают. В таком положении задним половинкам брюк придают окончательную форму, сутюживая сгиб деталей на уровне верхних участков шаговых срезов (рис. 82, в).

В узких брюках слегка оттягивают сгиб задних половинок брюк на участке от уровня линии коленей до низа.

Для отдельных моделей влажно-тепловую обработку задних половинок брюк можно выполнять по-другому: сложенные лицевыми сторонами половинки перегибают вдоль, совмещая на участке от низа до уровня линии коленей боковые и шаговые срезы. Детали располагают совмещенными срезами к работающему, верхними срезами влево и увлажняют. Сначала шаговые и боковые срезы на уровне расположения икроножных мышц сутюживают, а на уровне линии коленей оттягивают. Перемещая утюг по направлению к сгибу деталей, сутюживают сгиб на уровне линии коленей и оттягивают на уровне расположения икроножных мышц. Затем оттягивают сгиб половинок брюк на уровне нижней части средних срезов (рис. 82, г). Так же обрабатывают детали после укладывания их сгибами от работающего. Окончательная форма задней половинки брюк показана на рис. 82. д.

В массовом производстве влажно-тепловую обработку задних половинок брюк (формование) выполняют (если это предусмотрено конструкцией) на прессах. Сущность формования на прессе состоит в оттягивании в нужных местах срезов благодаря выпукло-вогнутой форме подушек (см. рис. 82, а, на котором показано расположение задней половинки брюк на нижней подушке пресса).

Задние половинки брюк из хлопчатобумажных тканей оттягивают только по средним срезам.

Передние половинки складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, боковые и шаговые срезы от низа до колена растягивают на 12 – 15 мм, сутюживают по сгибу от линии колена до низа.

Задние половинки по боковым и шаговым срезам сутюживают на 8-10 мм, шаговый срез вверху растягивают на 20-25 мм, одновременно растягивают средний шов на участке наибольшей выемки. Сутюживают сгиб деталей в области ягодиц, в узких брюках – оттягивают сгиб в области икроножных мышц.

При подготовке к примерке сметывают вытачки передние и задние (по отдельности для верха и подкладки), заметывают складки прямоугольником (если предусмотрены моделью).

Складывают передние и задние половины попарно лицом к лицу, сметывают боковые и шаговые срезы, строго соблюдая контрольные отметки. Сметывание производят по задним половинкам, один шов – сверху вниз, другой – снизу вверх. Вкладывают одну половинку брюк внутрь другой (лицом к лицу) и скалывают булавками средний шов.. Сметывают средние срезы от метки застежки на передней половинки брюк до верхнего среза задней половинки. Делают закрепки на концах швов, чтобы детали во время примерки не разъединились. Приметывают застежку-молнию.

К верхнему срезу приметывают пояс, сложенный пополам по длине. Если пояс фигурный и состоит из нескольких деталей, предварительно сметывают между собой их верхние части и приметывают к верхнему срезу брюк. Приметанный, уже проклеенный пояс позволит хорошо подогнать изделие по фигуре, избежать переделок на последующих этапах обработки. Заметывают низ, приметывают отделочно-декоративные детали: клапаны, паты и др.

Если вы шьете одежду по выверенным лекалам, и абсолютно уверены в том, что посадка по фигуре и баланс изделия будут соблюдены практически идеально, несколько примерок выполнить все равно нужно. А что говорить о нестандартных фигурах? В этом случае примерки просто необходимы и их количество определяется при пошиве и зависит не только от сложности модели, ткани, из которых шьется изделие, но и от профессионализма портного. Мы расскажем вам как подготовить изделие к примерке и правильно ее провести.

Важные моменты при примерке изделий: примерку платьев и блузок производят в нижнем белье, жакетов – в рубашке, пальто – в свитере или жакете.

Первая примерка: все по правилам!

Для того чтобы подготовить изделие к первой примерке необходимо сметать вытачки, швы, наметочными стежками перенести на лицевую сторону линии полузаноса полочек, перегибы лацканов, расположение петель (если они предусмотрены в изделии), расположение карманов, пат и т. п. Если по спинке платья предусмотрены застежка-молния, ее следует вметать. Также необходимо вметать рукава. Припуски по низу изделия заметать. Если в изделии предусмотрены подплечники, примерку следует производить с ними.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Желательно перенести наметочными стежками линии груди, талии, бедер на лицевую сторону. Это упростит процесс корректировки баланса изделия, если таковой потребуется.

Наденьте подготовленное изделие на заказчика (под заказчиком мы понимаем того, на кого шьется изделие), застегните молнию на платье, на жакете или пиджаке сколите обе полочки по линии полузаноса, совместив детали по линии талии и по низу изделия.

Не спешите сразу приступать к перекалыванию швов, сначала внимательно оцените посадку изделия, баланс передней и задней части изделия, совпадение горизонтальных линий (груди, талии, низа изделия).

Что следует делать на первой примерке?

На первой примерке следует оценить общий вид изделия и посадку по фигуре, ширину и длину спинки и полочки, рукавов, длину и раствор вытачек, расположение рельефных швов и декоративных деталей. Если в изделии есть рукава, на первой примерке следует проверить ширину и длину рукава, подогнуть и заметать рукава до нужной длины, затем отделите рукав от изделия и переходите к устранению дефектов посадки, если это требуется.

Баланс изделия – важный показатель!

Баланс изделия – многих пугает это определение, однако сложного тут ничего нет, главное понять как правильно оценить баланс изделия и как исправить дефекты посадки, если они возникли.

ВАЖНО! Если при построении базовой выкройки изделия вы точно сняли мерки, проблем с балансом изделия быть не должно.

Многие опытные портные при снятии мерок используют плечевую накладку, которую очень просто сшить, однако она будет незаменимым помощником при снятии самых важных мерок, формирующих баланс изделия.

Рис. 1. Выкройка и детали кроя плечевой накладки

Выкроите из плотной ткани 2 детали передней и задней половинок накладки без припусков на швы. Сложите обе детали изнаночными сторонами друг к другу и обметайте по контуру швом зиг-заг или оверложным швом.

Сшейте 4 бейки шириной 0,5 см и длиной 0,5 м и притачайте по разметке. Линию плечевого шва обозначьте машинной строчкой контрастными нитками.

Для фиксации обхвата талии сшейте бейку шириной 0,5 см и длиной равной 2-м обхватам талии. При снятии или контроле мерок повяжите на шею накладку, а по талии бейку, зафиксировав ей бейки, притачанные к накладке на полочке и спинке.

Рис. 2. Плечевая накладка на манекене

При помощи такой накладки очень удобно снимать мерки, сопряженные с линией талии, длину плеча и обхват шеи.

Рис. 3. Снятие мерки Длина плеча с помощью плечевой накладки

Так что же такое баланс изделия? Это уравновешенность всех частей изделия, надетого на фигуру — соответствие плечевых и боковых швов, линии талии и линии груди и их полное соответствие фигуре заказчика.

Мерки, которые составляют основу баланса изделия – Длина переда до талии (ДТП) и Длина спинки до талии (ДТС). Еще их называют балансовыми мерками.

Рис. 4. Снятие мерки Длина переда до талии (ДТП)

Рис. 5. Снятие мерки Длина спинки до талии (ДТС)

Есть 3 вида баланса: переднезадний, боковой и баланс, характеризующий разновидность сочетания опорной части детали с ее нижней частью.

Самые распространенные дефекты изделия связаны с нарушением переднезаднего (или вертикального) баланса (определяется линией талии) и бокового (или горизонтального) баланса – определяется углом наклона плечевых срезов.

Если при примерке видны балансовые дефекты, необходимо переколоть плечевые швы, (используйте булавки), а расположение самого шва наметить мелом.

ВАЖНО! При нарушении переднезаднего баланса требуется более сложная корректировка, о которой мы расскажем подробно чуть позже.

Уточните длину изделия, расположение рельефных швов, расположение карманов и петель. Вырез горловины переда, спинки и пройм (без припусков) обмелите мелком по лицевой стороне ткани, в горловину вколите воротник. Все изменения, внесенные при примерке, перенесите на парные детали.

Вторая примерка — повышенная готовность

При подготовке изделия ко второй примерке необходимо стачать и проутюжить вытачки и рельефные швы (кроме плечевых и боковых), вшить молнию, обработать карманы.

Проводить вторую примерку следует аналогично первой, но уровень готовности изделия гораздо выше, поэтому вы сможете с большей уверенностью внести изменения, если это потребуется, сравнить полученный силуэт с эскизом модели и скорректировать силуэт заужением или расширением боковых швов.

Совет! При примерке боковые швы платья будет проще скорректировать, если надеть изделие изнаночной стороной наверх. Сколите припуски швов булавками, затем аккуратно снимите изделие и стачайте по наметке.

Необходимость третьей и последующих примерок зависит от сложности модели, качества ткани и уровня вашего профессионализма. После завершения пошива изделия удалите все наметочные стежки, булавки и проведите влажно-тепловую обработку изделия.

Мы желаем вам совершенствовать ваше швейное мастерство, ведь даже опытным мастерам всегда есть чему учиться. Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!

План-конспект урока технологии

Ф. И. О. Учителя: Московкина С. Р.

Дата: Класс: 8

Тема : Подготовка плечевого изделия к 1 примерке. ТБ, СГТ. ОРМ.

Цель: Подготовить изделие к первой примерке.

Задачи:

    Повторить тему «Подготовка деталей кроя к обработке». ТБ, ОРМ.

    Совершенствовать знания и приёмы подготовки изделия к примерке. Дополнить знания учащихся о способах наиболее распространенных дефектов, выявленных в процессе проведения примерки. Контроль качества. ТБ. Профориентация. Воспитание точности, внимательности, взаимопомощи, уважения друг к другу.

    Формирование навыков совместной деятельности учащихся, умение работать в группах; доводить начатое до конца. Воспитание культуры труда.

План урока:

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала.

    Вводный инструктаж и практическая работа.

    Заключительный инструктаж.

    Уборка рабочих мест.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, работа с инструкционными картами, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.

Оборудование – для учителя: выкройка; образцы швов; изделие, подготовленное к 1 примерке; ножницы; цветные карандаши.

Оборудование - для учащихся: детали кроя,мел, ножницы, булавки, иглы, лекала, утюг, тетрадь, инструкционные карты.

Литература: «Технология 9 класс», К. Устемиров, Алматы «Мектеп» 2005.

Ход урока:

    Организационный момент .

Приветствие, установка должной дисциплины в классе, проверка отсутствующих, готовности к уроку. Объявление темы и цели урока.

    Повторение пройденного материала.

    Что значит подготовить ткань к раскрою?

    Что надо учитывать при раскрое выкройки на ткани?

    Для чего наносят линии середины на деталях кроя?

    Для чего скалывают крой булавками?

    Почему от раскладки выкройки на ткани зависит качество изделия?

    Какие величины припусков даются к основным срезам плечевого изделия?

    Почему отмечают основные линии (линию середины, талии, бедер), контрольные точки?

    Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с иглами, булавками, ножницами, утюгом, на швейной машине?

    Вводный инструктаж и практическая работа.

И тема сегодняшнего урока Подготовка изделия к 1 примерке ”. Это еще один из этапов в подготовке к пошиву плечевого изделия.

В тетради запишите: дата, тема урока.

Подготовка деталей кроя к обработке.

После раскроя изделия по нанесенным на ткань меловым линиям, по линиям вытачек и складок прокладывают силки и разрезают их.

Посередине лицевой стороны спинки, переда, наносят прокладочные швы. Сметывают рельефы полочки и спинки (бочок с серединой полочки, бочок с серединой спинки). Далее сметывают вытачки на лифе: правую - сверху вниз, а левую - снизу вверх.

Плечевые срезы сметывают со стороны спинки, распределяя посадку посередине плеча, спинки. Боковые срезы также сметывают со стороны спинки.


Подготовка к примерке.

Примерка - ответственная и сложная операция, благодаря которой устраняют все неточности раскроя, "подгоняют" фасон к данной фигуре.

Количество примерок может быть разным (обычно от одной до трех) и зависит от того, насколько точно было скроено изделие, от особенностей фигуры, а также от сложности выбранного фасона.

Не следует делать слишком много примерок, так как необработанные края деталей деформируются, что испортит вид готового изделия. Особенно осторожно надо обращаться с легко растягивающимися тканями из искусственного шелка и штапеля. В изделиях из этих тканей полезно до примерки проложить по краям отдельных деталей стежки или приметать кромки, которые предохранят вырезы от растягивания.

Во время подготовки изделия к примерке используйте булавки, нитки, остро заточенный мел, остаток (обмылок) туалетного мыла. Для хлопчатобумажных тканей применяют резец, для шерсти и шелка - мел, мыло или силки из ниток.

После раскроя, перед примеркой на изделии прокладывают нити, обозначающие центры переда и спинки, контрольные точки для соединения отдельных деталей, обозначают все линии фасона. Резцом или мелком линии прокладывают сразу на двух слоях ткани. Сначала нужно обвести выкройку, потом отколоть ее, сложить правую часть детали с левой, чтобы контуры их строго совпадали, и "отбить" мел на нижнюю деталь. Если линии обозначились плохо, обвести их еще раз. Есть и другой способ перенесения линий. Обмелку делают мелом или мылом и линии на вторую деталь переводят при помощи булавок. По их отметкам вновь. проводят линии.

По проложенным линиям детали сметывают от середины к краям, то есть соединяют сначала внутренние линии вытачек, складок, а затем плечевые и боковые швы, воротник, а затем правый рукав. При необходимости заготавливают подплечики и отделочные детали (карманы, оборки, вставки и пр.). При сметке плечевых швов (если на спинке нет линий рельефов, упирающихся в плечевые срезы) ткань припосаживают для правильного облегания. Посадку увеличивают для более выпуклой спины или развитых лопаток и распределяют по плечевому шву спинки. Вместо посадки закладывают вытачку, размер которой определяют во время примерки.

Прежде чем сметать тот или иной шов, его закалывают булавками, которые ставят поперек, чтобы они не мешали стежке. Если платье цельнокроенное, первую булавку ставят по линии талии и затем вверх и вниз от нее. Плечевые швы складывают с концов к центру, рукава - сверху и снизу к центру шва, верхний воротник с нижним - от середины к концам, лиф с юбкой - от середины спинки и полочки к боковым швам, юбку - от линии бедер вверх и вниз, вытачки - от узкого конца к широкому.

При объяснении нового материала использую итк, детали кроя, изделие учащегося подготовленного к примерке, демонстрирую приемы выполнения работы.

Девочки приступают к практической работе. Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за соблюдением правил ТБ, исправляю ошибки при выполнении работы, комментирую их.

    Заключительный инструктаж.

Подвожу итог урока. Анализ работы на уроке. Подведение итогов работы, проверка практических работ, демонстрирую лучшие работы, отмечаю учащихся.

Выставление оценок.

Д/з.: закончить практическую работу по подготовке изделия к примерке, принести швейные принадлежности.

    Уборка рабочих мест.

Учащиеся убирают свои рабочие места.

Дежурные убирают кабинет.

Урок на тему: «Подготовка юбки к примерке.

Проведение примерки. Исправление дефектов». 6 класс

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с последовательностью проведения примерки; научить учащихся сметывать юбку к примерке; научить распознавать возникшие дефекты, причины возникновения и способы их устранения.

Воспитательная – воспитать эстетический вкус, внимательность, аккуратность.

Развивающая – развить логическое мышление, самостоятельность учащихся, пространственные представления.

Тип урока – комбинированный с применением проектора.

Методы проведения занятий:

Объяснительно – иллюстративные методы: рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учебными пособиями.

Репродуктивные методы: упражнение, практическая работа, инструктажи

Межпредметная связь : математика, черчение.

Оборудование: детали кроя юбки, нитки, набор ручных инструментов, плакаты, проектор, наглядные пособия.

Литература для учителя:

Учебник «Технология» 6 класс общеобразовательной школы (вариант для девочек), под редакцией В.Д. Симоненко;

Тесты по технологии 5 - 7 класс, С.Э. Маркуцкая

Тестовые задания по технологии М.И. Девятова

Программа по технологии

Литература для учащихся:

Учебник «Технология» 6 класс общеобразовательной школы (вариант для девочек)

Рабочая тетрадь по технологии 6 класс О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова

Ход урока:

Организационный момент. (3 мин.)

А) Сообщение темы и цели урока

Б) Проверка отсутствующих

В) Проверка готовности учащихся к уроку

Повторение пройденного материала (5 мин.)

Повторение пройденного материала проходит в виде разгадывания кроссворда и решения теста. Приложение 1

Изучение нового материала. I часть (5 мин.)

Темы для изучения и практической работы: I часть – подготовка юбки к примерке, II часть – проведение примерки, исправление дефектов.

Основные теоретические сведения.

Учитель рассказывает и показывает учащимся слайд «Схема сборки поясного изделия» Приложение 2

К примерке детали должны быть лишь сметаны, а стачивание их производят после того, как сметанное изделие будет соответствовать фигуре.

Отметим линию бедер, середину переднего и заднего полотнищ прокладочными стежками. Проложим силки по основным контурам и фасонным линиям. Если посередине переднего или заднего полотнищ проходит шлица или складка, заметаем ее от линии талии до линии низа.

Если у учащихся есть юбки со складками, то необходимо рассказать и показать, как сметывают складки (сметываются для примерки по всей длине).

Вытачки сметывают небольшими, прямыми стежками от узкого конца к широкому, обращая внимание на совмещение копировальных строчек.

Для сметывания боковых срезов оба полотнища юбки складывают лицевыми сторонами внутрь, срезами к работающему, уравнивают копировальные строчки и сметывают на столе по заднему полотнищу, совмещая контрольные знаки на линии бедер и рисунок ткани. Левый боковой шов оставляют не сметанным до верха на участке 14 – 18 см. для застежки.

При сметывании боковых швов делают закрепки через каждые 10 – 15 см., чтобы в процессе примерки при распарывании участка шва для внесения уточнений остальной шов не распарывался.

Нижний срез юбки заметывают двумя строчками: первый – на расстоянии 3 – 5 мм от сгиба, второй – на расстоянии 7 – 10 мм от среза. Не широкий подгиб низа можно заметать одной строчкой посередине. При заметывании низ юбки располагают на столе сгибом к работающему. Заметывают прямыми стежками длиной 10 – 15 мм.

По верхнему срезу юбки, с изнаночной стороны, прямыми стежками длиной 0,7 – 1 см приметывают узкую полоску плотной тесьмы.

Практическая работа (25 мин)

Подготовка юбки к примерке.

Изученный материал закрепляется практической работой

IV. I. Вводный инструктаж

Учитель на примере показывает последовательность подготовки юбки к примерки, напоминая о соблюдении правил техники безопасности.

IV. II. :

Учащиеся используя инструкционные карты выполняют практическую работу: готовят юбку к примерке, соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности.

А) сметывание вытачек;

Б) сметывание складок;

В) сметывание боковых срезов.

IV. III. Текущий инструктаж

Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует поэтапную работу учащихся, соблюдение технологии изготовления, техники безопасности, правильность положения рук, приемов выполнения работы, помогая отстающим ученикам.

Физкультминутка (2 мин)

Изучение нового материала. II часть (7 мин)

Учитель рассказывает и показывает, как проводится примерка юбки, обращает внимание на возможные дефекты и способы их устранения.

Проведение примерки юбки – достаточно сложная работа. Она требует большого внимания, творческого подхода и умения применять знания о конструкции юбки в процессе примерки для выявления недостатков, установления соответствия изделия фигуре и для нахождения способов устранения выявленных дефектов. Во время примерки необходимо стоять прямо, в естественной позе, с опущенными вниз руками.

Примерку выполняют по правой стороне фигуры, начиная с проверки и уточнения баланса изделия. Баланс – это правильное расположение боковых швов в изделии. Затем проверяют прилегание юбки по талии и бедрам и ее длину.

При уточнении юбки по линии талии проверяют, на месте ли вытачки, достаточна ли их длина и глубина, за счет которых можно получить более плотное или свободное прилегание юкки к фигуре. При уточнении изделия по линии бедер проверяют положение боковых швов и складки, степень прилегания. В случае необходимости распарывают вытачки, правый боковой шов, изменяют глубину вытачек, укорачивают или удлиняют вытачки, уточняют длину стачивания складки, положение и ширину бокового шва. При перекалывании булавки вкалывают острием вниз, в концах вытачек горизонтально.

Затем уточняют длину юбки спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой расстояние от пола до линии подгиба низа или с помощью специального приспособления.

Практическая работа (20 мин)

Проведение примерки. Исправление недочетов.

VI. I. Вводный инструктаж

В ходе объяснения и показа приемов проведения примерки необходимо проанализировать причины возможных дефектов, отметив при этом, что они могут возникнуть от невнимательности во время снятия мерок, из – за неточностей в расчетах конструкции, при небрежной подготовке юбки к примерке.

VI. II. Самостоятельная работа учащихся :

Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике, выполняют практическую работу, предварительно разбившись на пары. Учитель проверяет. Такая форма выполнения работы дает возможность каждой учащейся поупражняться в проведении примерки и устранить выявленные дефекты.

После примерки учитель объясняет и показывает на одной из работ учащихся порядок уточнения параметров изделия после примерки.

Учащиеся уточняют параметры своих изделий.

VI. III. Текущий инструктаж

Учитель, обходя класс, контролирует поэтапную работу учащихся, правильность приемов выполнения работы, консультирует отстающих учеников.

VI. IV . Заключительный инструктаж

Анализ дефектов проводится в форме беседы, с использованием слайда «Дефекты юбки».

Закрепление нового материала (5 мин)

Вопросы к классу:

Для чего проводится приметка юбки?

(Чтобы добиться правильной посадки юбки на фигуре человека).

По какой стороне выполняют примерку юбки?

(По правой стороне).

Как уточняют длину изделия?

(Спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой от пола до линии подгиба низа).

Что нужно сделать, если юбка узка?

(Выпустить запас в боковом шве).

Причины возникновения дефектов в юбке?

(невнимательность во время снятия и записи мерок,

из-за неточности в расчетах конструкции,

при небрежной подготовке юбки к примерке.)

Как проверяют юбку по линии бедер?

(Уточняют положение боковых швов, степень прилегания.)

Подведение итогов урока (5 мин)

А) Показ лучших работ учащихся, разбор типичных недостатков встретившихся в ходе проведения примерки юбки;

Б) Оценивание работ.

IX. Домашнее задание (3 мин)

Ответить на контрольные вопросы:

Возможные дефекты полученные при пошиве юбки?

Причины возникновения дефектов?

Способы устранения дефектов?

Приложение 1.

Карточка №1

Кроссворд «Изготовление швейного изделия»

Создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки.

Чертеж швейного изделия в натуральную величину.

Процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.

Инструмент для шитья.

Второе название копировальных стежков.

Соединение двух деталей, примерно равных по величине по намеченным линиям стежками временного назначения.

Соединение нескольких приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам машинной строчкой.

Порок, брак ткани.

Ответы:

1. Моделирование. 2. Выкройка. 3. Раскрой. 4. Игла. 5. Силки.

6. Сметывание. 7. Стачивание. 8. Дефект.

Карточка №2

Решить тест

Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани

разложить мелкие детали;

разложить крупные детали;

сколоть ткань булавками;

приколоть мелкие детали;

приколоть крупные детали;

определить лицевую сторону ткани;

нанести контрольные линии и точки;

разметить припуски на обработку;

обвести детали по контуру.

Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи

сметочных стежков

резца;

копировальных стежков;

портновского мела;

косых стежков

Установите соответствие

Составьте правильную последовательность изготовления юбки

подготовка юбки к примерке;

обработка юбки после примерки;

раскрой;

проведение примерки;

подготовка деталей кроя к обработке;

обработка застежки;

исправление недочетов;

обработка верхнего среза поясом;

обработка нижнего среза;

обработка пояса;

окончательная обработка изделия.

Найдите правильный ответ. Вытачки

А) сметывают;

Б) заметывают;

Выметывают.

Что означает «Подготовить детали кроя к обработке»?

А) проложить копировальные стежки по контурам деталей, вытачкам, местам расположения карманов, контрольным точкам по линии бедер и талии, проложить прокладочные стежки по середине спинки и переда;

Б) сметать изделие по боковым и плечевым срезам;

В) сметать плечевые, нагрудные и талевые вытачки.

Приложение 2.

Схема сборки поясного изделия.

Начальная сборка основных деталей

Прокладывание копировальных стежков и контрольных линий

Придание деталям нужной формы с помощью ВТО

Временная сборка изделия

Подготовка верхнего и нижнего срезов к примерке

Сметывание вытачек,

кокеток, складок

Примерка изделия

Устранение недочетов

Обработка поясного изделия после примерки

Влажно – тепловая обработка (11)

Соединение карманов с основным изделием (5)

Обработка застежки (8)

Обработка нижнего среза (10)

Обработка пояса (7)

Обработка верхнего среза (9)

Обработка вытачек (1)

Соединение основных деталей изделия (6)

Сметывание основных деталей

Обработка складок (2)

Обработка кокеток (3)

Обработка карманов (4)


Подготовка к примерке,собственно примерка и исправление дефектов в четкой схеме

Нашла вот такой интереснейший и полезнейший материал -делюсь,но,как обычно уже, даю прежде всего ссылку на сайт,где нашла, т.к. полезного там куда больше,чем я выкладываю, - полезного для шитья! Модели с выкройками, моделирование, пошив и т.д. Таблицу же с дефектами хочется всегда иметь под руками, не "бегая" по сайту, ибо я безбожно зависаю в чтении, забывая об обещании себе: "Я быстренько посмотрю и дальше буду делать"...)))

Подготовка изделия к первой примерке

1. Отметим середины заднего и переднего полотнищ, рукава, линию талии сметочными стежком.

2. Продолжим силки по основным и фасонным линиям выкройки.

3. Сметаем и стачаем клинья (если они есть), швы притачивания разутюжим.

4. Сметаем вытачки и мягкие складки, складывая и равняя их от конца. Вытачки сметывать от срезов к концу мелкими частыми стежками, чтобы при стачивании они не сдвигались. Если вытачки и складки расположены в середине детали, то их сметывание начинаем с одного конца.

5. Сметаем фасонные линии (подрезы, рельефы), сделаем сборки, если это требуется по фасону. При соединении деталей стачным или настрочным швом сметывание производить со стороны тех деталей, которые имеют посадку ткани: сборку, фигурные швы, рассеченные уголки или вогнутые линии.

6. Сметаем плечевые швы спинки и полочки, для равномерной посадки плечевой шов спинки собрать мелкими стежками на нитку. Не следует располагать посадку близко к пройме. Плечевые швы правого плеча сметываем от горловины к пройме, левого - наоборот, от проймы к ростку, сметывать по спинке. Вместо посадки плечевого среза спинки можно сделать вытачку по середине, которая так же, как и посадка, подтягивает свободную ткань спинки, дает красивое облегание.

В тканях, поддающихся растяжению, приметаем к плечевому срезу полочки кромку. Ширина кромки 1 см, длина ее на 0,7 см меньше плечевого среза спинки. Строчка должна проходить на расстоянии 0,2 - 0,3 см от края кромки. Плечевую вытачку не приметываем для удобства стачивания ее после примерки.

7. В цельнокроенном платье или блузке боковые швы сметываем по спинке, начиная от проймы, совмещая по боковым срезам, линию талии и бедер.

8. Если платье отрезное по линии талии, соединяем лиф с юбкой. Для этого лиф вложить в юбку (складывая лицевой стороной внутрь), сколоть булавками, совмещая середину спинки с серединой заднего полотнища юбки, середину переда с серединой переднего полотнища и боковые швы, а затем сметываем.

9. Сметываем шов рукава, начиная от оката вниз. Окат рукава должен быть на 3 - 4 см больше проймы (для посадки. Это проверить).

По окату рукава проложить сметочные стежки в два ряда (начиная от шва стачивания рукава) - первый ряд на 1 см от среза оката, второй - на 0,5 см от первого. Окат рукава присобрать ручными стежками.

Первая примерка

Если выкройка составлена по точно снятой мерке с учетом телосложения, правильно сметано изделие, то во время примерки исправления могут быть незначительные. Примерку производим по правой стороне изделия, а при разносторонней фигуре - по обеим сторонам. Закалываем застежку, если она имеется.

Во время примерки необходимо обращать внимание на следующее:

1. Середина спинки изделия должна проходить па середине спины, а середина полочки - по середине переда фигуры.

2. Установим точно линию талии. Для этого опоясать фигуру тесьмой и по на-правлению расположения тесьмы проложить линию талии.

3. Обратим внимание на общее облегание изделия, уточним направление плечевой вытачки, которая должна располагаться к центру груди.

4. Если смотреть сбоку, то плечевой шов должен как бы разделять плечо пополам.

5. Боковой шов должен проходить по прямой линии.

6. Если изделие по линии талии широко, то во время примерки заложим вытачки или складочки и скрепить их булавками. Длина и глубина их зависит от фигуры.

7. В цельнокроенном платье необходимо делать примерку по обеим сторонам во избежание перекоса.

Примечание: После примерки боковые швы распорем, сложим изделие вдвое, совмещая срезы, скрепим булавками и проверим равномерность исправления на обеих сторонах изделия.

8. Уточним вырез горловины или размер и форму воротника. Вырез горловины в изделии должен плотно прилегать к шее.

9. Уточним фасонные линии и расположение отделочных деталей.

10. Выкройку воротника прикрепим к вырезу горловины так, чтобы середина его совпадала с серединой спинки, а концы с серединой полочки.

11. Уточним вырез проймы прокладыванием булавок или обводкой. Излишек оката рукава, предназначенный для посадки (3 - 4 см), стянуть. Приколем булавками центр оката к плечевому шву с подгибом среза в сторону изнанки. Распределим посадку рукава на пропорционально сложенную фигуру так, чтобы ее было больше к полочке, чем к спинке. На перегибистую фигуру посадку увеличить к палочке, а к спинке уменьшим. На сутулую фигуру посадку рукава увеличим больше к спинке, как этого требует фигура. При примерке изделия это очень ответственный участок. Отнеситесь с большим вниманием.

Нанесем контрольные точки соединения рукава с проймой от плечевого шва вниз на расстоянии 8 - 10 см в сторону спинки и полочки. Если центр оката рукава не совпадает с плечевым швом, приколем рукав, как требует фигура, и нанесем контрольную точку соединения центра оката с проймой.

После примерки проложим нитку сметочными стежками по пройме лифа вокруг оката рукава, которая будет являться направляющей линией при вметывании рукава в пройму.

12. Наметим место расположения и длину петель.

13. Отметим длину изделия.

После первой примерки, если есть исправления, разметим боковые и плечевые швы, сложим спинку и полочку лицевой стороной внутрь, перегнув их по линии середины, совмещая плечевые и боковые срезы. Сколем изделие по плечевому и боковому срезам булавками и перенесем отмеченные исправления во время примерки с правой стороны на левую. После исправления дефектов, отмеченных во время первой примерки, приступим к пошиву изделия и подготовке его ко второй примерке.

Какой дефект

Причина возникновения дефекта

Способ устранения дефекта

1) Излишняя слабина на груди в конце плечевой вытачки

Плечевая вытачка велика

Распороть плечевой шов и вытачку, уменьшить ее перекалыванием булавками, а излишек ткани, образовавшийся за счет глубины вытачки выпустить в сторону проймы и срезать

2) Слабина проймы, полочки и поперечные заломы

а) Растянута пройма
б) Мала плечевая вытачка

а) Сутюжить растянутую пройму, предварительно собрав срез на нитку
б) Плечевой срез распороть и увеличить величину вытачки, за счет запаса со стороны проймы

3) Шов плечевой уходит назад

а) По плечу спинки мала посадка
б) Пройма полочки велика (она м/б растянута или мало срезано плечо полочки ближе к пройме)

а) увеличить посадку плеча спинки за счет запаса со стороны проймы. Иногда возникает необходимость сделать вытачки глубиной 1 - 2 см
б) Выпустить запас в плечевом шве спинки, не нарушая высоты ростка, а плечевой шов полочки забрать

Иногда для фигуры сутулой требуется увеличить ширину спинки только вверху, то в этом случае выкройку у роста нужно отодвинуть от сгиба ткани на 1 - 1,5 см, а по линии талии приложить к сгибу. В горловине застрочить мелкие вытачки и свести их на нет. В таком оформлении будет хорошая форма спинки.

4) Косые заломы у проймы спинки

Не учтена высота плеч при составлении выкройки

Плечевой шов распороть и забрать излишек ткани по плечу спинки ближе к пройме не нарушая высоты ростка

5) Боковой шов перекошен в сторону спинки или полочки

Изделие заужено по бедрам на спинке и полочке (это произошло от того, что фигура была с выступающим животом или бедрами)

Боковой шов распороть до линии талии, выпустить запас ткани и заколоть булавками на фигуре

6) Перед по линии низа вздернут

При создании выкройки не учтена высокая грудь, выступающий живот

Распороть плечевой шов выпустить запас в плечевом шве полочки к горловине

7) В лифе поперечные заломы, идущие от бокового шва вдоль боковой вытачки

Боковая вытачка недостаточно глубока

Нужно увеличить боковую вытачку

8) Изделие тянет назад, косые заломы на спинке, идущие от бокового шва к лопаткам

Боковой шов неправильно сметан а) не совпадают линии груди, талии, бедер, по спинке и полочке
б) или не учтены особенности сутулой фигуры

а) Распороть боковой шов и совместить правильно линии груди, талии, бедер
б) распороть боковой шов. Спинку поднять выше, чем полочки. Углубить пройму до проймы полочки. Для этого по линии талии выпустить запас ткани

9) Поперечный залом на спинке ниже лопаток в цельнокроенном платье

Заужено изделие по линии бедер

Распороть по линии бокового шва и выпустить запас по линии бедер

10) Горловина не прилегает к шее

Мал вырез горловины

Углубить вырез горловины

11) Воротник перекошен, искривлен

а) Одна сторона растянута
б) Неравная ширина плечевых швов

а) Растянутую сторону воротника сутюжить или собрать на нитку
б) Изделие сложить посередине полочки и спинки и уравнять запас в плечевом шве, плечевые швы должны совместиться

12) Воротник к шее не прилегает

а) Горловина растянута
б) Увеличен вырез горловины
в) Велик воротник

а) Собрать на нитку или сутюжить горловину
б) Забрать излишек горловины в плечевой шов
в) Уменьшить воротник по линии пришива

13) Под воротником на спине заломы

Скос плеча спинки больше, чем того требует высота плеча

Распороть шов плеча и выпустить запас скоса не нарушая высоты ростка, или излишек ткани, который набегает под воротник

14) В узком рукаве шов тянет

а) Много забрано в шов по низу рукава
б) Недостаточно сделана посадка задней части рукава в области локтя

а) Выпустить запас задней части рукава (если шов тянет назад) или выпустить запас передней части (если шов тянет вперед)
б) В области локтя сделать посадку и сутюжить; если ткань дает усадку, или заложить вытачки вдоль или поперек рукава

15) Поперечные заломы в окате рукава

Высок окат рукава

Уменьшить высоту оката рукава. На примерке подогнуть окат рукава на 1 - 2 см. Приколоть рукав к плечевому шву, по пройме спинки и полочки. Уточнить высоту оката, срезать излишки ткани

16) Косые заломы в окате рукава сзади

Центр оката рукава смещен вперед или неправильно распределена посадка

Переместить центр оката рукава к спинке или правильно распределить посадку, закалывая булавками рукав к пройме на фигуре

17) Косые заломы в окате рукава впереди

Центр оката рукава смещен к спинке или неправильно распределена посадка

Переместить центр оката рукава к полочке или правильно распределить посадку, закалывая булавками рукав к пройме на фигуре

18) Косые заломы в окате рукава впереди и сзади

Мала высота оката рукава

Срезать нижнюю часть оката рукава, тем самым увеличить высоту оката

Вторая примерка

Ко второй примерке должны быть стачены и застрочены все фасонные линии, вытачки, плечевые, боковые швы, вметан рукав, воротник, приметан лиф к юбке, заметан низ изделия:

Во время примерки уточняем:

1. Длину и ширину изделия.

2. Правильность вметывания воротника в горловину, рукава в пройму.

3. Форму и расположение отделочных деталей и фасонных линий.

4. Отметим место пришива пуговиц, кнопок, крючков и т.д.

5. Обратим внимание на общее облегание изделия.

Что еще почитать