Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ ЦО № 109

Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

  • Введение
  • I. Теоретические подходы к проблеме творческих способностей в психологО- педагогической литературе
    • 1.1.Феноменология способностей.
    • 1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
    • 1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
    • 1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
  • II. Диагностика и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраст.
    • 2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
    • 2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников
    • 2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список литературы
  • ПриложениЯ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • "Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."
  • Б.Асафьев
  • Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности.
  • Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
  • Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия [Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь.].
  • Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
  • Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.."
  • Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…
  • Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
  • Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь [Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь.].
  • Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, были сформулированы следующие задачи:

проанализировать исследования по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии;

осуществить подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;

выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

разработать развивающую программу по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности.

Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолога - педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Гипотеза: исследование процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность будет наиболее эффективен при создании следующих условий:

1) Организация целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.

2) Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3) Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;

4) Комплексное и системное использование методов и приемов.

Практическая значимость: состоит в выявлении условий для эффективной творческой деятельности старших дошкольников; разработка и апробация программы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности и получение экспериментальных данных.

Методы исследования:

1. Организационные:

1) анализ, синтез, моделирование

2. Эмпирический метод:

1) наблюдение;

2) беседа;

4) анкетирование;

5) тестирование.

3. Методы обработки данных:

1) количественный метод (статистический анализ, метод мате аттической статистики);

2) качественный (описание типичных случаев и исключений)

Интерпретационные:

1) метод логического анализа и синтеза

В соответствии с этим работа была организованна в 4 этапа:

- Первый этап : обзор литературы по данной проблеме и написание первой главы;

- Второй этап: Разработка и подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;

- Третий этап: на основе данных методик выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

- Четвертый этап: разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В данной главе будут раскрыты общие понятия способностей; рассмотрено развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; развитие творчества у детей; выявлены все аспекты развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; основные условия развития творческих способностей; роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников

1.1 Феноменология способностей

Экспериментальная психология родилась в середине XIX века. Ее све р стницами могут считаться генетика и экспериментальная физиология, научная а н тропология, а старшими сестрами - научная химия и геология.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

Труды методологов науки - О. Канта, Г. Спенсера, Д.С. Милля - только констатировали начало новой эпохи цивилизации, основанной на достижениях научно-технического прогресса, которые, в свою очередь, не мыслимы без человеческого творчества и труда.

Существовало несколько основных отраслей современной фундаментальной психологии:

экспериментальная психология познавательных процессов - в работах Д. Фехнера, Г. Имвигальца, И. Мюллера.

дифференциальная психология - в работах Д. Кеттела, Ф. Гальтона.

социальная психология - в работах Э. Дюргейма, В. Вундта, В.А. Бехтерева.

Не была исключением и психология способностей. Можно сказать, что экспериментальная психология способностей и психодиагностика - близнецы, а их отец - Френсис Гальтон. Он предложил близнецовый метод в психологических исследованиях. Именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но главное в его работах были выделены основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития. В 1883 году вышел очередной труд Гальтона «Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искусственным.

Существуют несколько методических подходов, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли.

Первая проблема: развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.

Вторая проблема: взаимосвязь специальных и общих способностей.

Третья проблема: создание методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности.

Психодиагностика и психометрия способностей начинаются с работ Гальтона и Пирсона. Проблемы структуры способностей и проблема измерения способностей тесно связаны. Следующая важнейшая проблема: способность и деятельность. Изоморфизм способностей и деятельности, сводящихся к простой формуле: способностей столько же, сколько и видов деятельности, - есть первичное и наивное решение вопроса. Другие варианты, в первую очередь представление о сложных отношениях способностей и видов деятельности, являются более научно обоснованными.

В меньшей мере Гальтон обращал внимание на роль социальных условий в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими исследователями. В частности А.А. Бодалев [Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей ] считает, что социальная психология способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью психологии способностей в целом.

Основными проблемами, которые следует решать психологу является: микро- , мезо -и макрообщностей, в которое включена личность на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей; влияние оценочных нормативов и общественного мнения; а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучения престижа способностей, который формируется средствами массовой информации.

Развитие общества связано с изменением отношения к различным способностям.

Главная задача социальной психологии - это прослеживание взаимосвязей: общественная потребность в определенных способностях - условия для их развития - реальное развитие способностей. Общество для личности - это всего лишь условия, к которым она либо адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует эти условия, либо ищет новую среду. [Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности.]

Огромную роль в развитии психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б.М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

Б.М. Теплов разделял способности и задатки на врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности измеряемые тестами имеют большой коэффициент детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки - свойства нервной системы способностей.

Различают общие и специальные способности.

К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и другие. К специальным - те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях, например: художественный вкус и музыкальный слух и т.п. [Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника ].

Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству). [Выготский Л.С].

Креативность - это творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. [Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду ].

Второе имя - имя К.К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей, психологов-практиков. Роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

В 60-70 годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей.

В отечественной психологии авторы давали развернутые понятия способностей.

Определение способностей и выделение их составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.

А.Г. Ковалев считает, что под способностью нужно понимать синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, а потому обеспечивающих достижение высокого уровня. [Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества]

В трудах С.Л. Рубинштейна мы находим следующие определения способностей: это свойства или качества человека, делающие его пригодным к усиленному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития. [Платонов К.К. Проблемы способностей.]

Б.М. Теплов в свою очередь дал такое определение способностям - индивидуально-психические особенности определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

В книге «Психология случайности» А.Г. Ковалева мы сталкиваемся с пониманием «склонности». Склонность - это первый и наиболее ранний признак или симптом зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготения ребенка к определенной деятельности. Очевидно, что склонность сигнализирует о наличии определенных предпосылок к развитию способностей.

Природные предпосылки способностей состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятие соответствующей деятельностью. А.Г. Ковалев выделяет истинную и ложную склонности. При наличии, в первой, наблюдается тяготение к определенной деятельности, достижение в этой деятельности высоких результатов.

Всякая деятельность предъявляет требование к человеку. Если этим требованиям отвечает система свойств личности, человек обнаруживает способность, успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность, в противном случае обнаруживается неспособность. [Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества].

В литературе мы сталкиваемся с делением способностей на природные и специфические человеческие.

Природные способности являются общими у человека и животного (обезьянами). Это восприятие, память, мышление и способность к элементарным коммуникациям. Эти способности связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы поучения. Специфические способности, обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальном обществе. Общие и специфические основы на пользовании речью и логикой, теоретические, практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. [Психологические исследования творческой деятельности].

Одним словом, способности - используемые свойства личности, развивающиеся (и проявляющиеся в виде склонностей) в деятельности на основе анатомо-физиологических особенностей индивидуума (задатков).

В работе «Развитие и диагностика способностей» психологи, в частности В.Н. Дружинин, выделяет следующую структуру способностей: 1) общечеловеческие способности - в основном трудоспособности; 2) общие способности «родовые» разноуровневые возможности нормального человека; 3) специальные способности, - способности требуемые деятельностью. [Ковалев А.Г. Психология личности].

В структуре способностей к изобразительной деятельности А.Г. Ковалев выделяет опорные, ведущие свойства к определенный фон или вспомогательные свойства. К опорным свойствам в изобразительной деятельности ученые относят высокую природную чувствительность зрительного анализатора, развивающего в процессе деятельности и высокоразвитую память.

Ведущее свойство - это прежде всего художественное творческое воображение. Необходимый фон этой способности - определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому изображению. [Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников ].

На основе этого можно выделить следующие компоненты способностей:

Операции, связанные с выполняемой деятельностью.

Свойства высшей нервной деятельности, его личностные качества, способность связанная с анатомическими особенностями структуры мозга.

Отношение индивида к выполняемой деятельности, его личностные качества, наличие таких качеств как самокритичность, требовательность к себе, трудолюбие.

Понятно, что для достижения результатов в каком-либо виде деятельности необходимо обладать соответствующими способностями. Критериями этих способностей являются:

Быстрота и быстрое овладение знаниями, умениями и навыками.

Логичность, гибкость и самостоятельность мышления.

Находчивость и сообразительность при решении задач.

Быстрота запоминания материала.

Высокая способность к абстрагированию, обобщению, анализу и синтезу учебного материала.

Пониженная утомляемость.

Владение обыденными операциями мышления.

Целеустремленность.

Способный человек должен иметь определенные интересы. Это широта или узость интереса, практическая направленность интереса, увлеченность интереса.

Борис Михайлович Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого: 1) способности - это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Тем самым область психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий.

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивации, и личностные особенности, что и побудило К.К. Платонова отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющих условия в конкретной деятельности. [Дьяченко О.М. Воображение дошкольника ]. Однако Б.М. Теплов идет дальше и указывает на то, что помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению.

Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение, или работа в той сфере, в которой он не имеет способности. То есть неспособный проявляет больше пота и слез, чем способный, которому все дается легче.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

1.2 Компоненты и развитие творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление . Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи

(это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории .

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

1.3 Основные условия развития творческих способностей в дошкольно м возрасте

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

1. Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства [Венгер А.А. Педагогика способностей].

2. Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется в виду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [Венгер А.А. Педагогика способностей].

3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

4. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми. [Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность].

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». [Дружинин В.Н. Психология общих способностей]. Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

В исследовании В.И. Тютюнника [Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку.

Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда.

До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность - не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая - нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости». [Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей ].

Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношения в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе - эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

Огромную роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

Большие шансы проявит творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.

Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных.

Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития символических способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители, а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Негармонические эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональному отдалению ребенка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.

Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

Развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).

Формирование этих личностных свойств, пользуясь немногочисленными исследованиями, посвященными сензитивному периоду развития креативности, то наиболее вероятно этот период в 3-5 лет.

К трем годам у ребенка, по данным Эльконина появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослыми» (Е.В. Субботский). У детей появляется «потребность в компенсации» - и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца второго и четвертого года жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.

Первая ситуация на пути создания такой атмосферы - развитие чувств психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относится с уважением. Более того, учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Фельдхузен и Треффингер (1980г.) отмечаются важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей.

Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в классе, воспитатель дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов.

Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.

Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.

Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому воспитатель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Богоявленская Д.Б. В своей работе «Основные современные концепции творчества» выделяет 12 стратегий обучения творчеству (условия развития творчества и повышения творческой активности):

Быть примером для подражания.

Поощрять сомнения возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.

Разрешать делать ошибки.

Поощрять разумный риск.

Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли детям демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у детей была возможности применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.

Поощрят, и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.

Предоставлять время для творческого мышления.

Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.

Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.

Стимулировать дальнейшее развитие.

Найти соответствие между творческой личностью и средой. [Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества ].

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:

1 этап - возникновение замысла;

2 этап - процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап - анализ результатов.

Первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт изобретательной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап - процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап - анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности.

К созданию творческих произведений побуждают определенные мотивы, какие-либо чувства, впечатления, отношение к поразившему его явлению. Эти мотивы приводят к возникновению замысла, который будет возникать в процессе создания продукту творческой деятельности. Суть этого этапа - в переводе представления в конкретный образ. Отмечается взаимосвязь и взаимовлияние воображения и чувств, которые ярко проявляются в творческой деятельности.

Второй этап может быть различным по времени и более длительным, чем другие этапы, так как процесс создания продукта деятельности является сложным процессом.

Последний этап - окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость. Такова структура творческой деятельности.

1.4. Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей

“Воспитание способности вносить во всякий труд творческое начало останется одним из краеугольных камней педагогики. Если потребность в творческом труде не станет неотъемлемым свойством личности, то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабочего дня человеку будет грозить пресыщение, опустошение, паралич духа”.

Даниил Андреев “Роза мира”

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей является изобразительное искусство.

Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка ему необходимы, с одной стороны, наличие отчетливых представлений об объекте изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме на плоскости листа бумаги.

В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада (пятый и шестой год жизни) еще не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, Вызывает отрицательное отношение к рисованию.[Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать]

o Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, Необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, способ использования тех или иных материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.

...

Подобные документы

    Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

    магистерская работа , добавлен 15.01.2012

    Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по проблеме развития творческих способностей у детей. Система работы по развитию творческих способностей в изодеятельности.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2011

    Значение изобразительной деятельности и изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности. Понятие и сущность способностей. Процесс развития творческих способностей дошкольников. Индивидуальные различия одаренных людей.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2011

    Исследование различных подходов к рассмотрению творческих способностей в педагогике и психологии. Обзор творческих способностей детей дошкольного возраста. Определение особенностей понятия нетрадиционных техник изобразительной деятельности, их видов.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2017

    Категория творческих способностей. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Потенциал музыки в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Роль интегрированных музыкальных занятий в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2017

    Система работы с детьми по формированию и развитию творческих, художественных способностей в изодеятельности. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка. Народное декоративно-прикладное искусство как вид развития творчества.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2011

    Формирование творческого воображения в индивидуальном развитии ребенка от момента рождения до конца жизни. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2014

    Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству. Этапы формирования творческой деятельности дошкольников. Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2014

    Специфика и психологические механизмы творческой деятельности. Особенности творческого развития в детском возрасте. Построение специальной программы, направленной на развитие творческих способностей, способствующей всестороннему развитию личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Архиповой Елены Сергеевны

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» комбинированного вида р.п. Маслянино, 2016г.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет свою собственную фантазию. И нам, взрослым, не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. И поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка нам, педагогам, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, поэтому выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и практически не зависит от умения и способности. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Поэтому главной целью своей работы вижу в формировании у детей творческой личности, через нетрадиционную технику рисования. Исходя из цели, я определила следующие задачи работы с детьми:

  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования
  • Формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования
  • Формирование эстетического вкуса, творчества и фантазии
  • Развитие ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения
  • Совершенствование технического умения и навыков рисования
  • Выработка художественного вкуса и чувства гармонии.

Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в детском саду по программе «Детство» определяет ключевые задачи в изобразительном развитии наших воспитанников:

  • Развитие у детей желания участвовать в образовательных ситуациях, и рисовать как совместно с взрослыми так и самостоятельно
  • Создание условий для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуашь, цветные карандаши и т.д.) , развитие мелкой моторики и умения использовать подручные инструменты.

Для реализации поставленных задач мною разработан перспективный план изобразительных занятий с детьми (приложение №1) . В него входит нетрадиционная техника рисования, которая способствует развитию у детей интеллекта, умению нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Так же я включила в занятия по изобразительной деятельности применение игровых приемов, которые способствуют повышению роста профессионального мастерства педагога, так как требуют от него мастерского владения данными технологиями в организации учебно-воспитательного процесса (приложение №2) . Наблюдения за детьми показали, что использование игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к их освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс становится интересным и непринуждённым. Цель данных занятий создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок посещающий детский сад на завершении ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Вторая часть – пальчиковые игры, дидактические игры.

Третья часть - Самостоятельная, творческая работа детей на заданную тему, в ходе которой продолжается индивидуальная работа по формированию технических умений и навыков, знакомство с композицией рисунка.

Четвертая часть – итог занятия. Рассматривая получившиеся рисунки, стараюсь найти возможность выслушать всех детей, которые хотят рассказать о своих впечатлениях.

Во время обучения детей нетрадиционной технике рисования и применение нетрадиционных материалов практика показала, что техника способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком (приложение №3) .

Один раз в месяц провожу с детьми ознакомление с каким – либо разделом изобразительного искусства. Эта форма работы включает в себя различные виды искусства: музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, которые осваиваются детьми в игре (приложение №4) .

Особенность эстетической игры в том, что создается мнимая ситуация, «действие в воображаемом поле» , которым может быть сказка, произведение музыкальное или живописное. «Отправляясь» в пространство картины, мы с детьми решаем, что нужно с собой взять, как одеться, кого можем встретить. Такое виртуальное путешествие дает возможность ребенку самому, при минимальной подсказке взрослого, раскрыть образное содержание картины.

Так дети по-разному «собирались» в путешествие по картинам И. И. Шишкина «На Севере диком стоит одиноко» , «Зима» . Для вхождения в игровую ситуацию придумываю сюжет, в котором ребенок примеряет на себя различные роли. Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек и т. д. В процессе игры ребенок, синтезируя и творчески преобразовывая впечатления, создает собственные образы. Во время игровых действий, перед малышом ставятся творческие задачи: «Нарисуй, как танцуют (дрожат) линии. Нарисуй красками звучание духового оркестра (маленькой дудочки) » .

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми: это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

С 2016 года с детьми старшей и подготовительной группы провожу кружковую работу на тему «нетрадиционной техники рисование» . Часть 1, Часть 2, направленную на всестороннее, гармоничное развитие детей.

В программу входят нетрадиционные виды рисования: «Набрызг» - (рисование зубной щёткой) , «Расчесывание краски» - (рисование специальным гребешком или обыкновенной вилкой) , «Рисование поролоном» - (рисование кусочком поролоновой губки) , «Рисование штрихом» - (рисование простыми карандашами или цветными карандашами) , «Рисование музыки» , «Рисование нитками» , «Рисование солью» - (рисунок посыпается солью) , «Граттаж» - (способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом) , «Батик» - (рисование на ткани) и т.д.

Программа объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.

Безусловно, успешное выполнение задач по формированию самостоятельной творческой деятельности зависит от предметно – пространственной среды, созданной в группах. Предметно – пространственная среда – это естественная, комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления - до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит: тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Создание уголка эстетического восприятия.

Создание художественного фонда – коллекций жанров живописи:

  • портрет
  • памятники
  • сказочно-былинный жанр
  • натюрморт
  • пейзаж.

Были изготовлены следующие альбомы:

  • голубой
  • розовый
  • композиция
  • элементы декора
  • дружные краски.

Приготовлены для детей следующие игры:

  • «Соедини по линиям и раскрась»
  • «Какое настроение?»
  • «Составь композицию»
  • «Составь фигуру»
  • Лото «Узнай элемент узора» .

А так же было создано дополнительно:

  • составь натюрморт в холодных и теплых тонах
  • Матрешки.

Однако я убеждена, что только при взаимодействии с родителями можно добиться наибольшего успеха в воспитании и развитии ребенка. Стараюсь объяснять родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Рассказываю, какие успехи делает их ребенок, какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Напоминаю об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Приглашая на занятия, показываю, как взрослые могут вместе с детьми рассматривать предметы, иллюстрации, наблюдать изображаемые явления. Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. В этом очень помогает проведение совместных выставок родителей и детей, братьев и сестер. Регулярно обращаю внимание на творческий рост ребенка. Поэтому мной была разработана модель работы с родителями, которая включает в себя анкетирование (приложение№5) , совместную деятельность и участие в творческой деятельности. На ее основе составлен перспективный план работы с родителями на весь год (приложение№6) .

Результат анкетирования родителей показывает, что значительно повысилась их компетентность по организации творческой деятельности с ребенком, 65% родителей осознают значение развития творческих навыков у детей дошкольного возраста.

Своим опытом работы по формированию у дошкольников самостоятельной творческой деятельности я делюсь с коллегами на метод объединеньях

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)

Я не случайно взяла в качестве эпиграфа слова стихотворения Эдуарда Успенского.

Тема моей статьи «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» .

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в младшей и средней группах, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

А, следовательно, они неуверенно познают окружающий мир, меньше общаются со сверстниками.

Чтобы дать возможность развитию творческих способностей в изобразительной деятельности, я создала располагающие к этому условия.

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Я нашла много интересных идей и поставила перед собой основную задачу:

«Наша задача – развивая творческие способности, помочь детям добраться до собственных вершин настолько высоко, насколько это возможно».

(Лорис Малагаззи)

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Познакомившись с методической литературой различных авторов (таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» ), составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

На занятиях по изобразительной деятельности я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке широкий круг явлений и предметов.

    Кляксография

    Печать листьев

    Рисование пальчиками

    Рисование ватными палочками

    Штамповое рисование

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Поэтому я на свои занятия провожу в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Использую разнообразные методы и приемы, включаю игры, варьирую обстановку, в которой провожу занятия: за столами, вытянутыми в длинный ряд, полукругом, сидя и лежа на ковре, а так же использую метод «пассивных движений», действие совместно с рукой ребенка, что предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.

Моя работа проходит всегда в тесном сотрудничестве с родителями:

    «Выставка для родителей»- оформляется после каждого занятия, это вызывает эмоциональный подъем и хорошее настроение у детей.

    Открытые занятия.

    Консультации.

    Оформление в уголке для родителей папки-передвижки «Ребенок и рисование», «Удивительный мир красок» и многое другое.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

    Способствует снятию детских страхов;

    Развивает уверенность в своих силах;

    Развивает пространственное мышление;

    Учит детей свободно выражать свой замысел;

    Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    Учит детей работать с разнообразным материалом;

    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

    Развивает мелкую моторику рук;

    Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь!!!"

    Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.

    Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.

    Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.

    Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005. http://www.o-detstve.ru

    http://doshvozrast.ru

Детское творчество научает ребенка
овладеть системой своих переживаний,
побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению.
Л.С. Выготский

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность.

Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании) .

Необходимо целенаправленное обучение художественному творчеству и создание условий для полноценного эстетического развития и формирования художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.

Условия:

  • приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной
  • содержание образования должно быть интересным для детей, строиться на основе интеграции видов искусства, формировать художественно-творческие способности, использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении
  • необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми
  • включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации
  • во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и оборудования для работы детей
  • создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье
  • осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей
  • воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать свободу в реализации замысла каждого ребёнка
  • использование регионального материала в ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Занятия лепкой являетсч одним из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем летали: в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана) . Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами. Правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизме-нения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта различных видов связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами.

Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом. Каждая из рассмотренных форм организации творческой деятельности может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Работая в детском саду, наблюдая, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников, я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Одновременно с обучением приемам рисования организовывала с детьми наблюдения, рассматривание картин разных художников, учила детей владеть карандашами, кистью, давала представление о том, что предметы бывают разной формы. Знакомила детей с формой предмета путем обследования его контуром рукой. Перед тем как планировать рисование, проводилась большая предшествующая работа. Мы рассматривали иллюстрации разных художников, сравнивали как поразному они изображали одних и тех же животных, рассказывали произведения, ставили представления, обследовали игрушки или те или иные предметы.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали Колобка, можно затем попросить их выбрать самого большого колобка, отметить, у кого колобок самый румяный, храбрый.

На занятиях осуществляю индивидуальный подход к ребенку. Регулярно провожу дополнительные занятия по изобразительной деятельности. Мы вместе с детьми рассматриваем иллюстрации к той или иной сказке, отличая яркость, красоту цветовых образов, рассказывала им содержание сказки, разучивали диалоги, песенки, небольшие отрывки, драматизировали ту и иную сказку. Рисовали несложные сюжеты из сказок. Например: солнышко, травку, а по дорожке катиться колобок. Когда дети научились рисовать округлые формы задачу усложняла, предложила детям нарисовать зайчика, учила рисовать деревья, елочки и др. Затем учила рисовать детей прямоугольную и квадратную форму предметов, (домики, окна). Некоторые дети затруднялись при рисовании, поэтому осуществляла индивидуальный подход к каждому ребенку. Показывала, объясняла, рассматривала. Показ проводила на своем листе бумаги. Затруднялись те дети, которые часто не посещали сад. Большое внимание в своей деятельности я уделяю обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Это интересно и увлекательно! Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития интереса к изодеятельности не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.

В настоящее время использую новые и довольно интересные программы, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. На занятиях по изодеятельности, рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции

это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

Интеллектуальному развитию ребенка;

Коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Развивает мелкую моторику рук.

В своей работе использую игры на развитие творческой активности:

1. Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

2. Игровое упражнение «Простые рисунки".

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник начала с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

    рисование пальчиками, ладошками

    рисование тычками из поролона, ватными палочками

    печатание листьями

В средней группе добавляется:

    Рисование свечой

В старшей группе нетрадиционные техники:

    Кляксография с трубочкой

    Монотипия

    Набрызг

    Восковые мелки + акварель

    Оттиск смятой бумагой

    Рисование поролоном

    Гравюра

    Оттиск пробкой, поролона, пенопласта

В подготовительной группе добавляется:

    Тиснение

    Тычок жесткой полусухой кистью

    Рисование по сырому

    Черно-белый граттаж

    Кляксография с ниткой

    Батик

    Рисование солью

    Расчёсывание краски

    Двойное примакивание кисти

На занятиях использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

За прошедшее время дети многому научились и с задачами справились. Дети полюбили рассматривать красивые иллюстрации к сказкам, старались внести что-то свое новое в изображении рисунков, овладели навыками закрашивания, правильно держать карандаш, кисточку. Научились изображать небольшой сюжет по сказке, располагая рисунок по всему листу. В заключении я отмечаю, что работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей. Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. Постоянно проходят выставки детских работ для родителей. Принимаем участие в конкурсах.

Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Что еще почитать