Ребенок кусается и дерется – что делать? Что делать, если ребенок - маленький тиран

Разберемся с причинами.

Когда ребенок больно дергает маму за волосы, щипается, хватает за лицо и т.п., это не проявление плохого отношения ребенка лично к вам. У маленьких детей (до 2-3 лет) причины почему они пытаются ударить, схватить или укусить родителя, могут быть самые разные. Но как правило, это что-то одно из трех, о чем речь ниже.

Первая причина - плохое самочувствие ребенка. Возможно малыш устал и ему нужно отдохнуть, пора спать. Или это признак приближающейся болезни. Или проголодался, хочет пить.

Вторая причина - выплеск отрицательных эмоций , злости и раздражения. Это случается, когда, например, у ребенка что-то не получается, или он хочет идти туда, куда сейчас идти невозможно, или требует дать ему что-то, что ему нельзя. Тогда ребенок в порыве злости может и ударить, и укусить.

В этом случае помогает активное слушание и вербализация чувств ребенка:

1. Устанавливаем зрительный контакт с ребенком (садимся на корточки или берем на руки), и говорим: «Ты очень хочешь пойти туда, и разозлился, что тебе не дали» или «Ты расстроилась, что никак не можешь открыть эту коробочку».

2. Затем объясняем, почему мы не можем сейчас туда идти или предлагаем помочь с коробочкой. Т.е. сначала про эмоции и чувства, затем объяснения. Именно в таком порядке, потому что если не нейтрализовать эмоции, то до разума не достучаться.

Ну и третья, самая частая причина - это проверка границ ребенком. Он использует укусы и шлепки как способ коммуникации. Так делают практически все дети, это нормально. Ребенок может хватать за лицо и смеятся. Это своеобразная игра, в которую ребенок пытается втянуть взрослого, и которая этому взрослому совсем не нравится. Поэтому надо показать ребенку, что такой вид взаимодействия неприемлим, так «общаться» нельзя.

Как это сделать:

1. Как только ребенок замахнулся на вас, нужно перехватить и отвести его руку, можно сказать «Нет» или «Нельзя, маме больно».

2. Покажите альтернативу. Предложите другой, приемлымый способ общения, например, «Погладь маму» или «Дай пять». Затем обратите внимание ребенка на что-то другое, отвлеките вопросом.

3. Если ребенок продолжает бить/щипать/кусать, то нужно уйти, не контактировать с ребенком. Следует показать ребенку, что этот вид взаимодействия для вас неприемлим, что вам это не нравится и вы в этом не участвуете.

Чего точно не надо делать:

1. Бить в ответ. Ребенок воспринимает не слова, которые ему говорят, а действия, если глобально - образ жизни. Поэтому, если родитель говорит, что бить нельзя, а сам бьет, то ребенок сделает вывод, что на самом деле бить можно.

2. Устраивать «шоу». Любое шоу типа «мама расстроилась и плачет» или «папа рассердился и ругается». Впоследствии ребенок будет повторять свои попытки укусить/ущипнуть, чтобы еще раз посмотреть шоу. Попробуйте воспринимать кусающегося или дерущегося ребенка как хлестнувшую вас ветку. Вы же не будете ее ругать или на нее обижаться.

3. Акцентировать внимание. Сходно с предыдущим пунктом. Часто бывает, что как только ребенок ударит или укусит родителя, он тут же становится центром внимания. Все вокруг него начинают суетиться, приговаривают «Ой, какой плохой мальчик, кусается». Впоследствии ребенок может кусаться или драться, чтобы привлечь к себе внимание. Лучше научить ребенка обращать на себя внимание более конструктивными способами.

Или - колпачок от фломастера, часть пластиковой игрушки, любой мелкий предмет… Что делать в ситуации, когда инородное тело попадает «не в то горло» ребенка, вызывая в лучшем случае - дискомфорт и плач, а нередко - угрозу его жизни и здоровья? Даем практические советы по неотложной помощи!

Удушье является неотложным состоянием и требует срочных мер по ее устранению. Знание некоторых общих правил может спасти человеку жизнь.

Симптомы того, что ребенок поперхнулся
Как правило, только слепой не заметит, если малыш чем-то подавился или поперхнулся. И все-таки, ради чистоты повествования, определим главные симптомы того, что в дыхательные пути попало инородное тело. Итак, ребенок явно поперхнулся или подавился, если, у него:

Кашель;
Затрудненное дыхание;
Сиплый голос (если ребенок пытается что-то сказать);
Свист;
Синеет, нет дыхания;
Потеря сознания.

Как спасать ребенка, в дыхательных путях которого застряло инородное тело
Самое главное - срочно вызвать «скорую помощь». Тем не менее, сама природа позаботилась о том, чтобы в ситуациях, когда дыхательные пути чем-то закупорены (будь то чрезмерное количество слизи во время ОРВИ, или инородное тело, случайно перекрывшее дыхание), мы могли освободить и прочистить дыхательное горло. Собственно, для этих целей и «придуман» такой механизм как кашель.

Если ребенок может кашлять сам
Нет лучшего приема, чтобы очистить дыхательные пути, чем банальный естественный кашель. Если поперхнувшийся ребенок способен кашлять - то ни в какой посторонней помощи он не нуждается. Нет необходимости колотить его по спине, вливать в него воду, переворачивать вверх ногами и т. п.

Наоборот - не трогайте малыша, дайте ему возможность как следует откашляться. Единственное, что можно и нужно делать в подобной ситуации - открыть окна, обеспечив приток свежего воздуха и аккуратно придержать ребенка, чтобы ему просто было удобнее кашлять.

Если ребенок поперхнулся, но способен кашлять - ни в коем случае не стучите его по спине. Потому что при каждом его вдохе ваш удар будет проталкивать инородное тело все глубже и глубже в дыхательные пути, в разы увеличивая риск удушья.

Если ребенок задыхается и не может кашлять
Однако, далеко не во всех ситуациях естественный механизм откашливания срабатывает. Например, совсем крошечные детки (новорожденные, груднички и ребятишки примерно до 4-5 лет) не в состоянии эффективно откашляться - в силу того, что дыхательная мускулатура у них еще недостаточно развита. Кроме того, иногда инородное тело так плотно застревает в дыхательном проходе, что блокирует любую деятельность в нем - не только кашель, но даже само дыхание.

Что делать в таких случаях?
Если ребенок поперхнулся и не может дышать - в вашем распоряжении лишь считанные секунды, чтобы ему помочь. Поэтому не теряйтесь и срочно приступайте к следующим действиям:

Прием Геймлиха для детей до 2 лет.

Расположить ребенка на своей руке так, чтобы лицо упиралось в ладонь. Хорошо зафиксировать пальцами головку ребенка. Ножки при этом должны быть по разные стороны от предплечья руки. Необходимо слегка наклонить вниз тело ребенка. Произвести 5 – 6 касательных похлопывания по спине ребенка. Похлопывания производят ладонью в области между лопаток.

Прием Геймлиха для детей старше 3 лет.

В этом возрасте уже можно применить эту манипуляцию как у взрослых. Необходимо встать сзади и обхватить руками туловище пострадавшего чуть ниже ребер. Одну руку расположить в эпигастральной области, сжав ее в кулак. Ладонь второй руки положить перпендикулярно по отношению к первой руке.

Быстрым толчковым движением произвести вдавливание кулака в живот. При этом вся сила концентрируется в точке соприкосновения живота с большим пальцем сжатой в кулак руки. Прием Геймлиха следует повторить 4 – 5 раз до нормализации дыхания. Данный способ является самым эффективным и с большой долей вероятности поможет вытолкнуть инородный предмет из дыхательной системы.

Запомните, соблюдение простых правил оказания помощи может спасти кому-то жизнь.

Грудные дети в 3-4 месяца часто оказываются неожиданно подвижными и активными. Они постепенно осваивают новые навыки, хотят перевернуться на животик или подползти к интересной игрушке. Если оставить такого кроху без родительского присмотра, он может легко упасть с кровати. Такое падение в младенческом возрасте очень опасно, так как может привести к травмам головы ил конечностей.

Родители должны знать, как действовать в экстренной ситуации.

  • Даже если ребенок громко плачет, не спешите звонить в скорую. Истерика у малыша может случиться из-за испуга. Постарайтесь успокоиться, ведь ваше волнение легко передается ребенку и он начинает плакать еще больше.
  • Очень аккуратно поднимите кроху и положите его на ровную поверхность. Осмотрите его на наличие травм, царапин, ушибов. Особенно опасны травмы головы, поэтому ее обследуйте очень внимательно.
  • Если у малыша есть серьезные травмы или повреждения, незамедлительно вызывайте скорую помощь.

Падение с кроватки может пройти для ребенка без каких-либо последствий. Если ваш малыш просто испугался, постарайтесь его успокоить – спойте песенку, дайте любимую игрушку, покормите. Не нужно вовлекать ребенка в активные игры, так как ему нужно немного времени, чтобы оправиться от падения и шока.

Как оказать первую помощь, если маленький ребенок упал с кровати и ударился головой?

Дети чаще всего падают с кровати вниз головой. Родители должны в первую очередь осмотреть ушибленное место. Если есть ссадины, аккуратно обработайте их перекисью водорода.

Уменьшить боль и снять отек помогут холодные примочки. Просто приложите к шишке мокрое полотенце или металлическую ложку.

Ушиб лба менее опасен, чем травма виска или затылка. Если ребенок капризничает и плачет в течение нескольких часов, придется обратиться к врачу. Специалист проведет осмотр маленького пациента и выяснит, нет ли у него сотрясения мозга.

Если ребенок упал с кровати, это еще не повод для паники. Постарайтесь успокоить малыша и трезво оценить тяжесть травмы. Кто в детстве не набивал шишек? В течении нескольких дней после падения внимательно следите за состоянием здоровья ребенка. Чрезмерная вялость, сонливость, частый плач, вызванный головной болью – первые признаки сотрясения мозга. При обнаружении тревожных симптомов срочно отправляйтесь в больницу.

Здравствуйте, дорогие читатели!

В сегодняшней статье хочу с вами обсудить насущную тему, почему ребенок все бросает на пол? И ведь все без исключения дети так делают, я решила в этом разобраться, ведь для чего-то они это делают.

На своем примере я пережила такой период. Не помню точно во сколько он начался, но длился очень и очень долго.

Летело на пол все: и одежда с дивана, и посуда со стола, и все что можно кинуть или бросить.

Это если повезет — все оказывалось на полу, а если повезет меньше — прилетит в тебя.

У кого-то этот период наступает раньше, у кого-то позже, но наступает точно. Но не все родители относятся к этому одинаково.

Ну ладно, обо всем по порядку:

В годовалом возрасте, или около того, у каждого по-разному, дети переходят на следующий этап своего развития.

Маленький человек изучает, как бросить, как сжать пальчики, которые еще его плохо слушаются. Как совершить сам бросок, когда их разжать — идет сложнейшая работа, и бросок отрабатывается вновь и вновь.

Они познают мир посредством бросания предметов, таким образом они изучают их свойства.

Вы, возможно, замечали что бросая с детского столика, ребенок, как правило, (но не всегда), внимательно наблюдает за падением.

Как же будет вести себя брошенная игрушка: покатится или остановится сразу?, или будет прыгать?, какой звук произносится при падении?, как потечет разлитая жидкость?


И реакция мамы почему-то всегда разная, вот мама сразу подала игрушку, потом не сразу и что-то говорит.

А в следующий раз вообще не хочет отдавать, только опять говорит и говорит. Ребенок наблюдает и за вами, и за вашим поведением.

Он испытывает море эмоций по этому поводу. А как упадет это, а как упадет то?

И так до бесконечности, пока ваш малыш не повзрослеет. Все происходит на подсознательном уровне, ребенок еще не отдает себе отчет в проделанных действиях.

И тем более он начинает нервничать, если его исследования вдруг прекращает папа.

Только конечно же, все это доставляет бесчисленные хлопоты мамам и папам.

Не ругайте юного исследователя, не забывайте объяснять, почему не нужно так делать, потому что теперь мама будет мыть пол, а могла бы с тобой играть.

Разговаривайте, объясняйте, что кашу кидать нельзя — ее место в тарелке, можно бросать мяч и бросать не за столом, а в детской или на улице.

В общем можно бросать, но только определенные для этого предметы, и в определенном для этого месте. Ребенок гораздо лучше вас поймет, что это нельзя бросать, но зато можно бросать другое.


Когда ребенок немного постарше — можно объяснить и показать, что можно кидать предметы с толком.

Например — грязные носки в корзину с бельем; подушку на диван или кресло; мячики в кольцо; использованный тетрапак в мусорное ведро.

Надеюсь статья оказалась вам полезной.

Заходите в соц. сети и пишите в комментариях, как ваш малыш все кидает или не кидает.

Что еще почитать