Ребенок в 1 5 года не разговаривает. Развитие вашего ребенка - библиотека - доктор комаровский. Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Вопрос логопеду:

Уважаемая Анна Владимировна! Очень рассчитываю на Вашу консультацию по такому вопросу: Моей доченьке уже полтора года, она говорит единственное слово "АЛЁ" (алло), и то не часто. Ни "мама", ни "папа", ни "баба" - ничего! Не говорит "дай", да и вообще ничего не просит - ни есть, ни пить, при необходимости сама пробует достать (да и это редко, в основном просто начинает капризничать, а я уж догадываюсь, в чём дело). Не повторяет за нами, не имитирует звуки животных (му-у, гав-гав и прочее). При этом ребёнок хорошо слышит, так как откликается на имя, даже если зову из соседней комнаты, бежит на звук телевизора, пугается резких звуков (у соседа ремонт, когда сверлят стены, начинает плакать). Значение слов "на", "дай", "нельзя" понимает прекрасно. Речевое развитие отстаёт с самого рождения - гуление после 3-ёх месяцев, да и то скудновато, слоги и лепет после 10 месяцев. Пальчиковые игры не переносит, отдёргивает руку и уходит. С года занимаемся развитием мелкой моторики - перебираем (трогает и разбрасывает) крупы, макароны, бусы и пуговицы. Любит книжки, охотно слушает (яркие картинки и несколько строчек текста на странице, если текста больше, чем картинок - переворачивает на другую страничку). Где-то после года появилась речевая активность в виде тарабарщины (ничего осмысленного, а главное, ни за одним из предметов или действий не закреплено какое-либо даже "тарабарское" слово). Правда, когда-то после 11 месяцев дочка чётко произносила "А-а-а" при высаживании на горшок. Потом и это пропало. Теперь в ходу единственный осознанный звук "АЛЁ", при этом имитирует разговор по телефону (прижимает руку к уху) и далее произносит очередную тираду непонятных звуков. К нам никак не обращается (лишь когда плачет, может произнести ма-ма-ма-ма), но в ответ на вопрос "Где мама (папа, брат, кот)?" поворачивает голову к искомому человеку. Эмоционально сохранна, смеётся, радуется родным и друзьям, обижается, плачет - всё вовремя. Нашего невропатолога я уже замучила, мы прошли три курса реабилитации (родилась недоношенной, в 33 недели, негрубо отставала и в моторном развитии, но к году догнала сверстников), сейчас стоим в очереди на следующий (массаж речевых зон, парафин, лазер на те же речевые зоны). Может, действительно не стоит волноваться, а надо подождать? Но так страшно упустить время, ведь иногда не всё можно восстановить именно из-за бездействия. Я возлагала большие надежды на садик (все утверждают, что там-то и начнёт наша девочка говорить), но с садом мы, что называется, пролетели. Теперь вот ищу консультацию профессионала-специалиста, а не советов от бабушек на скамейке. Заранее спасибо, очень надеюсь на ответ.(Екатерина)

Ответ: Уважаемая Екатерина, Вы правильно сделали начав бить тревогу раньше. Судя по вашему письму у девочки действительно есть проблемы с речью, которые можно и нужно начать устранять даже в столь раннем возрасте.

Вы пишите о том, что у ребенка было отставание в речевом развитие еще в раннем возрасте. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому - все эти признаки являются симптомами речевых нарушений. Бедность интонации (от латинского "громко произносить", сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, темп, тембр, ритм, интенсивность и логическое ударение на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а так же экспрессий и эмоций) иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. А в вашем случае девочка прибегает к капризам, по интонации которых мама в силах понять чего же ребенок хочет в данный момент.

Словарь у таких детей накапливается медленно, первые слова могут появится к трем-пяти годам (в норме к 1,5 годам). Речь в этом случае характеризуют невнятность, скомканность, аграмматичность, свернутость.

Продолжайте развивать мелкую моторику рук, потому что центры, ответственные за движение руки и артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве друг от друга, следовательно массируя и развивая пальчики, тем самым способствуете и развитию артикуляционной моторики. Если дочь не переносит пальчиковые игры типа: "Сорока-белобока", "Ладушки" и т.д., обратитесь к более продвинутым видам игр. Возьмитесь рисовать пальчиковыми красками, как пальцами, так и всей ладонью. Начните лепить из соленого теста, оно менее токсично для ребятишек раннего возраста, которые так и норовят все попробовать на язык. Так же могу посоветовать Вам игры с пальчиковыми куклами и куклами-наперстками, это занятие очень увлекает маленьких детей. Бесспорно, необходимо найти хорошего логопеда, для работы с ребенком, который поможет наладить эмоциональный контакт Вам с Вашей же девочкой, способствующий развитию активной речи малышки.

Вы пишите о нежелании девочки повторять за взрослыми слова, звуки, имитировать звуки животных. Именно речевое подражание и является самым важным и эффективным приемом в работе с неговорящими детьми. Это естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений.

Необходимо создавать такие условия, в которых у ребенка возникнет желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Для этого нужно наладить эмоциональный контакт с ребенком (поиграйте с малышкой в "простейшие" игры, которые приведут ее в состояние активности - физической, веселья - эмоционального и спокойствия - душевного), поместить его в ситуацию успеха (хвалить, даже за малейшие достижения, если же ребенок не ответил на Ваш вопрос, сказать, что он молодец, ведь он старался изо всех сил, в следующий раз у него обязательно получиться).

Подражание речи взрослого происходит в несколько этапов: - Повторение аморфных слов . Это те самые звуки и слоги, которые в речи ребенка несут смысловую нагрузку (у-у-у, ж-ж-ж, ав-ав, би-би, бух, мяу, ням-ням, ду-ду, куп-куп, буль-буль и пр.). Помимо правильно произносимых простых слов, типа мама, папа, дай, на и пр., могут так же присутствовать "аномальные слова". Они делятся на слова-фрагменты (например, молоко - "моко", машина - "сина"), слова-звукоподражания (например, ам-ам - кушать, топ-топ - гулять, му- корова, мяу - кошка, бух - упал и пр.) и контурные слова, в которых правильно произносится ударения и количество слогов (например, "тититики" - кирпичики, "патина" - машина, "мапата" - лопата). Так же в речи детей могут присутствовать слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты (в данном письме они названы тарабарщиной). Такую автономную речь ребенка закреплять и поддерживать нельзя. Так же не следует повторять за малышом воспроизводимые им слова-заменители, взрослый должен давать ребенку образцы ПРАВИЛЬНОЙ речи. - Повторение слов. В начале это короткие слова, типа: мама, папа, дай, на, киса, утя и т.д. На этом этапе возможно использование в речи "облегченных слов" (не кошка, а киса). Особое внимание следует уделить усвоению ребенком глаголов, т.к. именно они играют важную роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-действий, тем выше уровень ее развития у ребенка. - Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе - 2-3 слова). Например, Вот ложка. Там мяч. Где мама?

Игры для развития речевого подражания.

- Послушай стихотворение про самолет: Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

Давай поигрем в самолетики! Полетели в небо самолеты, загудели: "У-У-У!". Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

Подобно этой игре, играем в "Паровозы"(ту-ту), "Пароходы"(ы-ы-ы), "Машины" (ж-ж-ж) и т.д. А так же адаптировать любые другие детские стихи, добавив несложные аморфные слова (бух, бом-бом, би-би, гоп-гоп,мур-мур, ой-ой-ой, ай-ай-ай, прыг-скок, ля-ля-ля и т.д.)

В заключении хочется добавить, в своем блоге я выкладывала статью под название "Разговорим "молчуна" от 1,5 до 3 лет", говорила о необходимости постоянного общения с ребенком. Хочется дать эдакий двусмысленный совет: говорит надо много, но мало, т.е. взрослый общается с ребенком постоянно, но при этом использует в своей речи короткие фразы, из 2-4 слов. А вот логопедическая шутка "Повторение - мать заикания", тут не уместна, т.к. именно неоднократное повторение, многократное проговаривание бытовых ситуаций или же созданных искусственно (игры, занятия) принесут положительный результат.

Вот как примерно должен быть выстроен ваш разговор с ребенком:

Умывание.

- Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо - вот так. Набери воду в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенькой стала.

Построим дом.

Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик? Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. какой будет домик - большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубик. Теперь ты ставь. ставь вот сюда...

Формирование речи у детей жестким правилам не подчиняется. Ребенок, начавший говорить в 2 года, необязательно здоровее и более развит, чем его «молчаливый» сверстник. Существуют примерные сроки появления речи, которые на практике сдвигаются в зависимости от скорости накопления словарного запаса, физического и психологического состояния малыша, желания и нежелания разговаривать.

Когда ребенок начинает говорить

В норме речь проходит развитие от неосмысленной имитации звуков до сознательного складывания предложений. Этапность ее усложнения следующая.

  1. В первый год жизни грудничок учится складывать слоги в простейшие слова: «мама», «папа». Сообщает о собственных потребностях односложно, не использует словосочетания, не пытается выражаться целыми предложениями.
  2. В полтора года начинает опробовать слова сложнее: состоящие из трех и более слогов. Запоминает имена и степени родства постоянно находящихся рядом родственников, названия привычных окружающих предметов, игрушек. Накапливает словарный запас, пробует составлять фразы. Последнее происходит как подражание взрослым. Полноценной осмысленности в попытках еще нет.
  3. В 2 года, в среднем, ребенок знает 300 слов, обладает общими представлениями о конструкции предложений. К словам и простейшим фразам добавляются сопутствующие жесты, мимика. За этот года малыш усваивает, что речь – способ общаться с другими людьми, а не только сигнализировать о потребностях.

Отсутствие речь в 2 года – не повод разводить панику. Важнее разобраться, в чем причина «отставания». Причины делятся на анатомические, физиологические и психологические.

Основные причины молчания

  1. Родовые и врожденные травмы. При нарушениях внутриутробного развития иногда страдают участки мозга, определяющие усвоение и использование речи. Патологии рано диагностируются, и до 2 лет становятся известными.
  2. Неврологические нарушения. Формирование ЦНС в целом и головного мозга в частности замедляются и нарушаются под влиянием неврологических проблем, сниженного тонуса, гипотонуса.
  3. Врожденная (приобретенная) глухота, ухудшение слуха. Слабослышащие и неслышащие дети не усваивают речь так же просто, как их полностью здоровые сверстники. Нарушения слуха вызываются неблагоприятной наследственностью, проблемами в протекании беременности, инфекциями ранних лет жизни.
  4. Общее недоразвитие речи. Подразумеваются патологии, вызванные объективными внешними причинами: курением и употреблением алкоголем матерью, инфекциями, приемом антибиотиков во время беременности, интоксикацией.
  5. Умственная отсталость и ЗПР – оба входят в группу интеллектуальных нарушений, но их природа принципиально разная. Умственная отсталость вызывается физиологическими причинами и чаще всего врожденная. ЗПР формируется на фоне негативных психологических факторов и имеет приобретенный характер. ЗПР преодолеть легко при участии специалиста, компенсировать умственную отсталость возможно лишь частично.
  6. Аутизм. С аутизмом путают обычную отстраненность, свойственную некоторым детям. Настоящий аутизм проявляется в отсутствии интереса к окружающему, другим людям и детям, замкнутости, равнодушии к общению. Поскольку детки-аутисты на контакт не идут, усвоение речи не происходит.
  7. Недостаток внимания со стороны взрослых, запущенность. Чтобы ребенок заговорил, с ним необходимо общаться, играть, разговаривать, увлекать совместной деятельностью. Равнодушие родителей и остальных родственников – распространенная причина нежелания и невозможности ребенка говорить.

Причины, по мнению Комаровского

Доктор выделяет и несколько других причин, тормозящих развитие речи и не дающих ей появиться вовремя. Что пытается донести до родителей Комаровский?

  1. Нервозность мамы и папы замедляют появление речи. У ребенка к двум годам нет выработанных навыков говорения, родители начинают нервничать, водить ребенка по специалистам, усиленно с ним заниматься. Эффект – малыш сильнее закрывается, тоже нервничает, не понимает, чего от него хотят. Особо ретивые родители начинают заниматься и вовсе как только ребенку исполнится год-полтора. Результат еще хуже.
  2. Современные гаджеты – следующая причина замедленного развития речи. Виноваты не сами передовые устройства, а внимание родителей и ребенка к ним. Конечно, малышу интересно, что происходит на экране. Но лучше, если бы он играл с родителями. А у последних нет времени, или они сами больше увлечены смартфонами и планшетами. Гаджеты не предполагают фантазии, как игра с куклами или машинками. С ними нельзя самостоятельно придумать историю, озвучивать действия. Отсюда и возникает «торможение».
  3. Дефицит времени. Родители больше времени тратят на себя, чем на ребенка. Работа, хобби, компьютер, тренажерные залы, любимые сериалы… Итог – общения в семье нет, ребенку не у кого учиться речи. А ведь эмоциональная близость, общение, разговоры куда эффективнее приема медицинских препаратов.
  4. Молчащий ребенок может владеть речью. Парадокс, о котором родители не знают и забывают. Не разговаривая, малыш к двум годам на просьбы взрослых адекватно реагирует: показывает называемые предметы, указывает на родственников, чье имя произносят. Но потребность самому говорить у ребенка отсутствует. Значит, родители ее не создали. Тогда как поступить?

Что делать

  1. Медицинское обследование

На первом этапе желательно исключить анатомические и физиологические причины молчаливости. Посетить врачей: отоларинголога, невролога, логопеда, детского психолога. ЛОР проверит слух малыша, убедится в его способности различать и выделать звуки, определять их источник.

Невролог подтвердит отсутствие отклонений в развитии. Надо приготовиться, что доктор станет спрашивать о предыдущих месяцах жизни: в каком возрасте у ребенка появилось гуление, когда он встал на ножки, какими навыками самообслуживания владеет.

Логопед проверит ребенка на распространенные патологии в формировании речевого аппарата: низкий тонус языка и лицевых мышц, короткая уздечка. Психолог определит, соответствует ли актуальное развитие малыша норме, нет ли подозрений на ЗПР.

  1. Общение вместо гаджетов

Невозможно полностью оградить ребенка от контакта с телевизором, планшетами, смартфонами. Но сократить время, которое он проводит рядом с гаджетами, можно и нужно. Бессмысленное времяпрепровождение необходимо заменить живым общением, эмоциональной близостью, совместными играми, прогулками.

  1. Постоянное проговаривание действий

С ребенком следует говорить, даже если говорить не о чем. Пусть это озвучивание действий, совершаемых во время уборки, приготовления пищи, кормления, одевания, прогулок во дворе. Проговаривая действия, быстрее сформируете представление о взаимосвязях между предметами, о структуре предложений, правильном порядке слов, ударениях, склонении.

  1. Поощрение вместо нервов и ругани

Нельзя заставить малыша говорить силой, пусть он набрал внушительный словарный запас. Ребенок заговорит, когда сам захочет. Руганью, требованиями, показной обидой здесь не поможешь. Наоборот – если мама или папа реагируют на молчание ребенка негативно, он закроется, отстранится и еще долго не произнесет ни слова.

Методы поощрения просты и разнообразны: улыбнуться в ответ на попытки малыша произнести слоги и целые слова, похвалить устно, выполнить озвученную просьбу сразу, отложив «невероятно важные» дела. Поощрения полезны при попытках общения и с родителями, и с другими окружающими людьми, родственниками, сверстниками. Стресс, независимо от происхождения, замедляет речевое развитие.

  1. Сказки, поговорки, потешки

Читая сказки ребенку, описывать ему картинки. Или задавать вопросы: «Кто это?», «Что он делает?», «Какого цвета?» Разучивать стишки и потешки – игры, сопровождающиеся проговариванием заученных фраз и простейшими движениями. «Ладушки» – самый известный пример.

  1. Посещение «общественных» мест

Малышу полезно находиться рядом со сверстниками. В детский сад в 2 года рано, а вот проводить время на площадке и играть с другими детьми – в самый раз. Даже если окружающие дети сами не разговаривают, взаимодействие с ними способно подтолкнуть малыша к использованию речи.

  1. Легкие провокации

Не раз повторялось: ребенок не заговорит, пока ему это не потребуется. Родители, понимающие чадо без слов и моментально исполняющие все его прихоти, рискуют долго не услышать от любимца первых слов. Наоборот – не стоит реагировать на одни жесты малыша, его плач, выразительное «мычание». Лучше спросить, чего он хочет, задавать уточняющие вопросы, буквально заставлять проговаривать желания.

Появление речи индивидуально, зависит от наследственных факторов, условий воспитания, наличия или отсутствия мотивации у ребенка. Комаровский призывает родителей сохранять спокойствие, больше проводить времени с ребенком, ограждать от стрессов, провоцировать озвучивание потребностей. В редких сложных случаях требуется помощь докторов.

Как помочь малышу заговорить и что для этого могут делать родители, подсказал самый известный педиатр страны Евгений Комаровский.

У каждого ребенка свои собственные темпы развития – когда вырастет первый зуб, когда он сделает первый шаг и скажет первое слово. Но если на рост зубов повлиять никак нельзя, то побудить малыша заговорить вполне реально. И совсем не сложно. Главное создать для этого условия. Евгений Олегович Комаровский сформулировал 7 простых действий, которые под силу любому родителю.

1. Описывайте все, что ребенок видит

А так же слышит или чувствует. Не стоит думать, что вы будете выглядеть глупо, разговаривая с тем, кто вас не понимает. Мозг младенца впитывает речь родителей и формирует необходимые для будущей речи нейронные связи. Он пока действительно не понимает слов, но знакомится со звучанием родной речи, впитывает интонации и все это откладывается в копилку будущей речи.

2. Задавайте вопросы

И совершенно не важно, что кроха пока не может на них ответить, и даже не осознает смысл вопроса. Зато он слышит изменение интонации и таким образом знакомится с родным для него и его родителей языком. Пройдет немного времени и вы сам не заметите, как ребенок научится четко различать вопросительную интонацию.

3. Рассказывайте истории

Можете говорить с малышом о чем угодно, например, о собственном детстве или придумывать приключения его игрушек. Чем больше разных слов, тем лучше для мотивации малыша к разговору. Перинатальные психологи считают, что малыши воспринимают и усваивают речь еще находясь у мамы в животе.

4. Будьте позитивны

Эмоционально насыщенная речь однозначно влияет на детское восприятие. Говорите с малышом эмоционально и максимально весело, не забывая улыбаться.

5. Исключите детскую речь

Несмотря на соблазн, старайтесь не сюсюкать с ребенком. Говорите простым языком, но нормальными словами, как со взрослым человеком – вы не знаете, когда кроха начнет понимать ваши слова, это может произойти неожиданно рано. Благодаря вашим разговорам малыш осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.

6. Жестикулируйте

Не обязательно размахивать руками, но невербальное общение не менее важно, чем сами беседы. Задействовав жестикуляцию и мимику, вы добьетесь того, что ребенок раньше начнет вас понимать.

7. Замолчите и послушайте

Не забывайте периодически останавливать свой монолог и прислушиваться, какие звуки произносит малыш в ответ – очень важно не пропустить попытки малыша произносить слова или связывать их в предложения.

Способность размышлять и выражать свои мысли словами, характерна только для человека, это и отличает его от других живых существ, как существо разумное. Когда ребенок начинает говорить, подражая взрослым – он выражает свои желания, при развитии мышления, речь малыша развивается синхронно, пополняется словарный запас, появляется интонация.

Но для того чтобы речь у ребенка формировалась правильно, необходимо наличие нескольких факторов, а именно:

  • Физиологические – слух, голосовые связки
  • Умственные – развитие интеллекта ребенка согласно нормам
  • Социальные – присутствие носителей речи.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, они обычно имеют несколько смысловых значений. Так, слово «мама» может произноситься, в случае если малыш голоден, ему скучно, у него что-то болит , таким образом, он привлекает внимание к себе, человека, без которого не представляет своего существования. Скорость развития речи и пополнения словарного запаса напрямую зависят от того, во сколько ребенок начинает говорить.

Развитие речи у детей до 6 месяцев

Многие родители ждут с нетерпением первых слов своего малыша и часто задаются вопросом — во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Но ответить на этот вопрос однозначно, очень сложно, поскольку развитие ребенка индивидуально и то, что малыш начинает говорить позднее сверстников, не свидетельствует о задержке его интеллектуального развития. Но все – же условные критерии развития речевых навыков по возрастным категориям существуют и основаны они не на том, что ребенок должен уметь в конкретном возрасте, а что должно насторожить родителей при отсутствии каких либо сопутствующих факторов.

С какого возраста ребенок начинает говорить? Возраст до шести месяцев считается предречевым, поскольку в этот период идет закладка двух основных критериев речи – восприятие и понимание речи взрослого, и вокализация отдельных звуков. Малыши в этот период произносят отдельные протяжные гласные отличающиеся артикуляцией, тембром и произношением. К 5 месяцам речевой аппарат малыша настраивается, и отдельные звуки перерастают в повторяющиеся слоги, в которых уже встречаются согласные. К полугоду ребенок осознанно может произносить слова «ма – ма», «ба – ба», немного труднее получаются слова «па – па», «на», «дай». Когда ребенок говорит мама, он делает это не осознанно, просто вместо плача, посредством которого он до этого выражал свои желания, теперь появилось слово, легкое в произношение и такое же глубокое по смыслу, как и плачь. Слово мама – несущее в себе значение нежности и боли, грусти и радости.

В этот период идет активное развитие социальных навыков общения, и от того сколько родители уделяют вниманию общению с младенцем будет зависеть во сколько дети начинают говорить. В первую очередь отсутствие общения влияет на психологическое восприятие картины мира малышом. У детей, родители которых игнорируют, их плачь в младенчестве, считая, что не следует часто брать младенцев на руки, иначе они привыкнут, со временем развивается синдром разочарования. Картина приблизительно такая – малыш плачет, привлекая к себе внимание и через продолжительный период времени замолкает, устремив взгляд в потолок. Такое состояние очень опасно для душевного состояния ребенка, поскольку в этот период малыш не может находиться сам, он ощущает себя в безопасности, только имея визуальный, тактильный или голосовой контакт с родителем. Отсутствие носителей речи влияет на то, во сколько лет ребенок начинает говорить. Примером дети, воспитанные с младенчества в интернатах, где не достаточно педагогов, что бы уделить должное внимание всем малышам, начинают разговаривать только к 3-4 годам.

Вторая опасность отсутствия общения – скудный пассивный словарный запас ребенка, для того чтобы ребенок осознанно произносил слова, ему необходимо вначале понимать человеческую речь, чего невозможно при дефиците общения.

Задолго до того, когда дети начинают говорить первые слова, их способ общения выражается в оживлении при виде взрослого, произношении отдельных звуков, гулении, попытке назвать предмет или выразить свое желание. Поводом для беспокойства в этот период может стать:

  • Отсутствие перемены настроения ребенка, при появлении взрослого – аутизм.
  • Отсутствие реакции на речь взрослого, громкие звуки – глухота.
  • Отсутствие подражания взрослым в произношении слов, потеря интереса к окружающему миру – социальная запущенность, проблемы в воспитании, которые могут привести к остановке интеллектуального развития.

В каком возрасте ребенок начинает говорить – в 9 месяцев или в два года совершенно не важно, при отсутствии вышеперечисленных проблем.

Развитие речи у детей одного года

В период развития речи от 6 месяцев и до года, когда дети начинают говорить мама, пополняется пассивный словарь ребенка (малыш понимает не только интонацию и простые выражения, обращенные к нему), а и улавливает смысл сказанного, когда взрослые общаются между собой. Именно стремление слушать речь и вникать в смысл сказанного развивает фонематический слух ребенка позволяющий отделять из речевого потока отдельные слова . Именно в этот период, когда дети начинают говорить простые слова или пытаются повторять за взрослыми названия предметов, идет закладка активного словарного запаса.

Очень важно в общении с малышом не коверкать слова, проговаривая их уменьшительную или ласкательную версию, а четко произносить слово, указывая при этом на предмет, который оно означает. В семьях, где родители имеют дефекты речи или произносят слова нечетко и очень быстро, дети обычно начинают говорить позже сверстников, и речь их нечетка, доступна пониманию только близким.

Между 7 и 9 месяцами на смену лепета приходит четкое произношение отдельных слов и слогов имеющих несколько значений. Например «кака» может означать и отрицание – когда малыш выражает протест, и то, что его пугает, не нравиться по вкусу, одежда, которая доставляет неудобство, так же именуется «кака». Таким образом, даже имея небольшой словарный запас, когда ребенок начинает говорить, мама обычно понимает его с полуслова, это благоприятно для общения, но тормозит развитие речи и пополнение активного словарного запаса малыша. Напротив, попав в незнакомую среду общения, малыш вынужден, объяснятся не жестами, а пытаться выговорить слова.

Когда ребенок должен начать говорить? Это риторический вопрос и ответ на него будет зависеть от многих факторов, касающихся одного конкретного ребенка. На развитие речи влияет так же наследственность, характер малыша, его коммуникабельность, физическое здоровье. По наблюдениям Гленна Домана – детского нейрохирурга и физиотерапевта, много лет изучавшего проблемы заболевания мозга у детей, малыши которые не развиваются физически, отстают и в своем интеллектуальном развитии. Вынужденное ограничение передвижение малыша манежем или люлькой переноской, приводит к тому, что когда ребенок должен говорить, ему не позволяет это сделать речевой аппарат, развитие которого напрямую связано с мелкой моторикой.

Особенности развития речи младшего дошкольного возраста

Что должен говорить ребенок в год и когда стоит переживать по поводу отсутствия речи у малыша? Отсутствие речи ребенка в год не является серьезным отклонением, если малыш понимает смысл сказанного родителями, выполняет их просьбы, откликается на свое имя, при этом период «гуления» немного затянулся. Однако в его словарном запасе все же должно быть минимальных 2 – 4 слова и несколько слогов, которые он повторяет на все лады, имитируя интонацией разговор взрослого. Как правило, дети с запоздалым развитием речи находят для себя любимый слог или букву, которые и произносят на протяжении дня, склоняя и переставляя, например – га, гу, го, ги.

От того, в каком возрасте дети начинают говорить, совершенно не зависит их интеллект и успешность в учебе, если только задержка не вызвана проблемой воспитания или умственных задержек развития. Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить предложениями, хотя до этого в его словарном запасе едва насчитывалось пара, тройка слов. Такое явление называется «лингвистический взрыв», но чаще процесс построения слов в предложения и пополнения активного словарного запаса происходит постепенно, с явным прогрессом к полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы можно отметить что себя он называет по имени, не применяя местоимения «Я», иногда глаголы ставятся в будущем времени, например «Ваня кушать кашу», «Аля идти играть». Часто дети путают значения слов «дай» и «на», но это проблема скорее восприятия речи, нежели лингвистическая. Коверкание слов и неправильное их произношение в младшем дошкольном возрасте говорит о том, что у ребенка плохо развит фонематический слух, и он произносит слова такими, как слышит. Чтобы исправить такие дефекты с ребенком нужно заниматься упражнениями на развитие слуха. Например, исполнять различные звуки, шуршание бумаги, звук льющейся воды, а малыш, отвернувшись к стене, должен называть правильно источник звука.

Во сколько ребенок должен начать говорить? До трех лет отсутствие речи у детей при сохранении интеллектуальных и физических способностей не считается отклонением. Если же и после трехлетнего возраста активный словарный запас малыша ограничивается несколькими словами, можно говорить о нарушениях мозговой деятельности и как результат – алалия.

Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов. Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

Норма развития детской речи в полтора года

К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.

Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».

Практически каждый день дети осваивают новые и новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение. «Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» - вот несколько подобных предложений из слов-корней. Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».

Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1–2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.

Возможные симптомы и причины речевого отставания

Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

  • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
  • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
  • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
  • сначала речь появилась, а затем исчезла.
Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

Возможные причины речевого отставания:

  • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
  • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
  • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
  • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
  • травмы головы, нейроинфекции.

Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

Как увидеть нарушение речевого развития

Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

  • попросить его выполнить просьбу взрослого;
  • показать предмет, названный взрослым, части тела;
  • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

Как можно стимулировать речь в 1,5 года

Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.

Советы для родителей:

  • чаще называйте малыша по имени;
  • показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
  • показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
  • создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;
  • показывайте новые предметы, игрушки, сопровождая их комментариями (какого они цвета, формы, величины, поверхности, из какого материала сделаны);
  • смотрите мультфильмы вместе с детьми, и поясняйте все, что происходит на экране, спрашивайте, кого видят, что делает герой;
  • не оставляйте надолго включённым телевизор в комнате, где находится малыш – постоянный звуковой фон не даёт ему возможности вслушаться в речь окружающих, она станет для них неинтересна, потеряет значимость;
  • поясняйте словами все свои действия и предметы, которыми пользуетесь;
  • задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте, это приём вытеснит из детской речи упрощённые слова; давайте образцы правильной речи.

Чаще рассматривайте с детьми картинки, на которых изображены дети, животные, знакомые предметы, предложите показать зайку, мишку, машину и т.д. Чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с простым сюжетом отлично способствует речевому развитию детей с полутора до двух лет.

На видео ниже показаны упражнения пальчиковой гимнастики, которая стимулирует развитие речи.

Важно помнить, что подавляющее большинство причин речевых задержек связано с тем, что родители недостаточно занимаются с детьми, или не занимаются ими вовсе, отдавая ситуацию на откуп бабушкам. В этом случае приходится долго ждать пока малыш скажет своё первое слово. При своевременной работе дети разговаривают не хуже, а часто лучше своих сверстников.

Что еще почитать