День рождения, просветления и ухода в нирвану будды. Буддисты россии отмечают рождение, просветление и уход будды в нирвану. Если вы попали в Китае на праздник Лаба

Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Сага Дава. Включенный в 2000 г. в календарь ЮНЕСКО, Дончод Хурал отмечается буддистами всего мира ежегодно в пятнадцатый день четвертого лунного месяца (конец мая – начало июня), поэтому не имеет определенной даты в григорианском календаре. Индийское название этого месяца – Вишакха Пуджа, или Весак (санскр.) – закрепилось и за праздником. Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю.
«Праздник тысячи подношений» Дончод Хурал (монгольское, тибетское – Сага Дава) – один из главных буддийских праздников. Считается, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды в царской семье рода Шакьев, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 36 лет и уход в Нирвану (Паринирване) на 81 м году жизни. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество.

В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
Дончод считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В это время во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов (вокруг священных деревьев и ступ) расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам. После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки, чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды - чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.
Добродетели, совершенные в этот день, увеличиваются более чем в 700 млн раз. В традиции ламаизма этот праздник — является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и когда повсюду зажигаются светильники. В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских сооружений по часовой стрелке: сначала совершающий этот обход отмеривает расстояние своим телом, распростершись на земле, а затем поднимается и встает на то место, которого коснулось его лицо и продвигается вперед подобным образом. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно — поминовение Будды.
Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) «Поклонение и подношение Будде», «Пришествие Будды с небес Рая Тушита». Основной день Хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.
Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами в знак памятных событий, происшедших в роще Лумбини во время рождения Будды.

Весак (тиб., монг. — Сага Дава, Дончод хурал ) — один из главных буддийских праздников. В переводе с тибетского языка означает "Праздник тысячи подношений".

Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяц — санскр. вишакха, пали весак — закрепилось и за этим праздником.

Считается, что в этот день в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 35 лет и уход в Паринирвану в 80 лет.

В странах южно-азиатского буддизма все три события отмечаются на 14-й день месяца весак. В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на девятый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паринирвана — в ночь на 15-й день того же месяца. Тибетцы называют этот праздник Сага Дава, а монголы и традиционные буддисты России — Дончод хурал.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 февраля 2000 года этот день ежегодно празднуется ООН в знак признания вклада, который буддизм — одна из старейших религий в мире — внес на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает вносить в настоящее время в духовное развитие человечества.

Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Считается, что в полнолуние четвертого лунного месяца заслуги увеличиваются в миллионы раз, поэтому в этот день буддисты особенно усердны в своей духовной практике.

В день хурала во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

1 июня утром на площади Чингисхана в Улаанбаатаре прошла коллективная медитация в честь Дуйнхор-хурала. Отмечается Дуйнхор-хурал в течение трех дней, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря, и связан с связано с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры, которая является основой философии ваджраяны. При этом главное торжество приходится на 15-й лунный день - когда отмечается Дончод хурал. Фото Фейсбук.

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.

Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) — "Поклонение и подношение Будде", "Пришествие Будды с небес Рая Тушита". Основной день хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.

После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами.

В этот день принято совершать гороо — круговой обход вокруг священного места (дацана или ступы) по часовой стрелке. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество гороо — 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.

Существует традиция в дни священного буддийского месяца воздерживаться от употребления мяса и алкоголя. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, буддисты, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца.

Многие дают обет пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.

У буддистов стран Восточной и Юго-Восточной Азии в этот праздник широко распространена традиция подношения лампад в бумажных фонариках. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 году молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше десяти тысяч верующих, в небо было запущено 3,5 тысячи лампад.

В Бурятии впервые молебен подношения лампад был проведен в 2009 году.

Тэло Тулку Ринпоче.

В Калмыкии в этот день верующие дают обет трезвости "ради утверждения жизни", сообщил верховный лама Калмыкии и представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

"В этот праздничный день мы вспоминаем сразу три деяния из жизни Будды. Нас часто спрашивают: «Как лучше всего отметить этот важный день?» Он приходится на середину священного буддийского месяца, в который мы прилагаем особые усилия для того, чтобы «накопить заслуги», совершая благие дела.

Мы отказываемся от мяса, стремясь сохранить все существующие на Земле формы жизни; мы берем на себя обязательство воздерживаться или полностью отказаться от совершения таких греховных деяний, как принятие одурманивающих веществ - алкоголя и наркотиков, а также воровства, лжи и многих других. Все это поступки, совершаемые нами намеренно или непреднамеренно, которые относятся к пагубным, или греховным", — отметил представитель Далай-ламы в России.

МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Праздник тысячи подношений (Дончод хурал), посвященный рождению, просветлению и уходу в нирвану Будды Шакьямуни отпразднуют во вторник последователи буддизма России; в Калмыкии в этот день верующие дают обет трезвости "ради утверждения жизни", сообщил РИА Новости верховный лама Калмыкии и представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

"В этот праздничный день мы вспоминаем сразу три деяния из жизни Будды. Нас часто спрашивают: «Как лучше всего отметить этот важный день?» Он приходится на середину священного буддийского месяца, в который мы прилагаем особые усилия для того, чтобы «накопить заслуги», совершая благие дела. Мы отказываемся от мяса, стремясь сохранить все существующие на Земле формы жизни; мы берем на себя обязательство воздерживаться или полностью отказаться от совершения таких греховных деяний, как принятие одурманивающих веществ - алкоголя и наркотиков, а также воровства, лжи и многих других. Все это поступки, совершаемые нами намеренно или непреднамеренно, которые относятся к пагубным, или греховным", — отметил представитель Далай-ламы в России.

Буддийский праздник Весак (Дончод хурал) День Весак отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая - начало июня григорианского календаря. В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В свою очередь глава Буддийской традиционной сангхи России в Москве, член президиума Межрелигиозного совета России Санжей лама (Андрей Бальджиров) пояснил корреспонденту РИА Новости, что Дончод хурал — одно из важнейших торжеств в буддизме.

"Это большой праздник для буддистов и как правило он отмечается в течение нескольких дней. В дни праздника читаются тексты Трипитаки ("Три корзины мудрости"), — пояснил главный буддист Москвы.

Традиции праздника

Традиционно день рождения Будды празднуется в пятнадцатый день четвертого лунного месяца (Сага Дава), который выпадает на конец мая — начало июня по григорианскому календарю. Считается, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды в царской семье рода Шакьев, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 36 лет и уход в Нирвану (Паринирване) на 81-м году жизни. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество. С 2000 года Дончод хурал внесен в календарь ЮНЕСКО. В этом году праздник отмечается 2 июня.

В дни Дончод хурала во всех храмах и дацанах проводятся торжественные молебны, открывают доступ к мощам буддийских святых, устраивают песнопения, а верующие дают обеты. Буддийские храмы специально украшают бумажными фонариками, являющиеся символом просветления, которое пришло в этот мир с учением Будды. Всю ночь накануне торжества монахи читают молитвы и рассказывают о жизни Будды, передают прижизненные его наставления.

День рождения Будды на юге Таиланда празднуют под охраной автоматчиков Под охраной празднуют Весак на всей территории трех пограничных с Малайзией южных провинций Таиланда: Ялла, Наративат и Паттани. С 2004 года мусульманские сепаратисты ведут в этих провинциях террористическую войну, главными мишенями которой становятся буддийские монахи. За 11 лет конфликта в регионе погибли более 6 тысяч человек.

В Москве в первый день праздника, который отмечается как Всемирный день Мира и Медитации, в буддийском зале центра "Открытый мир" тибетский лама Нгаванг Риглам Падмасамбхава проведёт молебен в поддержку Непала. Столичный буддийский центр «Рипа» организует мастер-класс по медитации. В рамках мероприятия гостям будет предложено разучить различные религиозные танцы.

Желающие смогут окунуться в тайны древнекитайской каллиграфии. Любителям чая расскажут о китайской традиции чаепития. А любознательные расширят свои знания на тематических лекциях от ведущих практиков буддизма. Гостям будут предложены угощения тибетской национальной кухни. В рамках мероприятия также будет организован сбор средств в помощь пострадавшим от землетрясения в Непале.

В республике Калмыкия день рождения, Просветления и ухода в нирвану Будды объявлен выходным. Ранее глава республики Алексей Орлов подписал указ об объявлении 2 июня 2015 года днем национального праздника «День рождения Будды Шакьямуни». Основные мероприятия пройдут в Элисте в центральном хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни", который в этом году отмечает свой 10-лекний юбилей.

В Бурятии в дни торжеств в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи России, для верующих будет открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова. Известно, что тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни (около 560-478/80 гг. до н.э) — духовный учитель и основатель буддизма — реальная историческая личность. При рождении получил имя Сиддхаттха Готама.

Он родился в семье, принадлежавшей к касте кшатриев — знатных владетельных воинов. В 29 лет впервые покинул пределы дворца. Столкновение с увиденными человеческими страданиями перевернуло представления Сиддхаттха о жизни. Духовные поиски привели его к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а сам ум безграничен и неличностен.

В 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув просветления, стал именоваться Буддой, что в переводе означает «Пробудившийся», а в 45 лет начал передавать свой опыт людям, помогая им прийти к очищению и совершенству. Дхарма (санскр. "истина", "природа всего сущего"), или учение Будды, — это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к освобождению и просветлению, постижению истинной реальности.

В 80 лет Будда ушел в паринирвану — окончательную нирвану, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти.

Выбор праздничных сувениров.

Буддисты повсеместно отмечают Новый Год, а также день рождения, просветления и смерти Будды. Начало нового года - это, как правило, время для того, чтобы "произвести учет" своей кармы, очиститься и преисполниться благих намерений.

В общинах Тхеравады Новый Год празднуется в середине апреля по лунному календарю; праздник длится два или три дня. Миряне обычно совершают омовение изображений Будды и окропляют водой монахов и старейшин, выказывая почтение и произнося благие пожелания. Монахи благословляют мирян, и они совместно делятся заслугами с усопшими.

Новый Год начинается в наиболее подходящее время: в конце сухого сезона, с началом новой жизни в природе. Окропление водой - это не только способ почтить Будду, монахов, старейшин и усопших, но и средство вызвать обильный дождь и благополучие в ближайшем будущем. В Таиланде, Лаосе и Кампучии миряне насыпают песчаные холмики (ступы) в монастыре или на берегу реки. Каждая песчинка символизирует дурное деяние, и поместить песчинки в монастыре или на берегу, откуда их смоет вода, - значит очиститься от них (грехов). Буддисты Дзэн и "Чистой Земли" празднуют Новый Год по западному календарю. В этот праздник дзэнские монахи публично читают объемистые тома священных сутр, тем самым источая очищающие и оживляющие звуковые волны ради блага всех живых существ. Буддисты "Чистой Земли" дважды в день совершают особые храмовые службы, восхваляя Будду Амиду.

Буддисты Тхеравады празднуют рождение, просветление и смерть Будды в один и тот же день - в майское полнолуние (Вай-шакха). На Шри-Ланке это праздник огней. Дома, сады и улицы украшены фонарями. В других странах, исповедующих буддизм Тхеравады, это не главный праздник, но если он приходится на "день воздержания", то это по меньшей мере повод для особых подношений пищи монахам и более чем обычного усердия в соблюдении нравственных заповедей.

Японские буддисты празднуют день рождения, смерти и просветления Будды в разные дни года; день рождения - 8 апреля, просветления - 8 декабря, а смерти - 15 февраля. День рождения Будды (Ханамацури) - это праздник цветов и время ритуального омовения изображений Будды. День просветления (Бодхи) и день смерти Будды (Нехан, т.е. "Нирвана") - это просто повод для особого поклонения.

В Юго-Восточной Азии День Будды отмечают в день майского полнолуния. Вишакха Пуджа - национальный праздник. Миряне приносят еду монахам в монастырь рано утром, а вечером в праздничной процессии трижды обходят вокруг церемониального зала монастыря с зажженными свечами и благовониями. По завершении процессии монахи и миряне собираются в церемониальном зале для длительных чтений сутр, повествующих о жизни Будды и изображающих его жизнь образцом для любой другой, а также - источником энергии в новом году.

Буддисты Тхеравады отмечают также начало и окончание затворничества, который обычно совпадает с началом и окончанием дождливого времени года. Монахи начинают затворничество сезона дождей в июньское или июльское полнолуние. Этот период - время относительной аскезы, как для монахов, так и для мирян.

Монахи остаются в монастыре, уделяя больше времени, чем обычно, занятиям и медитации. В общине мирян в это время не совершаются бракосочетания и не устраиваются публичные развлечения, миряне более усердны в соблюдении "дней воздержания" и в своих ежедневных подношениях пищи. "День воздержания", которым открывается затворничество в сезон дождей - это повод для всей общины мирян совершить подношение пищи и с большим рвением, чем обычно, провести целый день в монастыре, соблюдая монашеские заповеди. В Ю.-В. Азии старейшины мирян совершают для монахов обряд "сукхван", созывая и связывая их жизненные силы в преддверии затворничества. По окончании этого обряда монахам дарят купальные одежды для сезона дождей, на что монахи отвечают благословениями и краткой проповедью о благих заслугах этого деяния. Вечером организуется процессия со свечами, как в день Вишакха Пуджа, и монахи декламируют завершающую паритту.

Следующий "день воздержания" проводится в полнолуние, завершающее затворничество сезона дождей. Он весьма походит на тот, которым этот период открывается - с той разницей, что монахи собираются в частном порядке и приглашают друг друга исповедоваться во всех нарушениях монашеского устава, совершенных за время затворничества. Настроение в этот "день воздержания" радостное - дожди закончились, монахи могут свободно перемещаться по округе, начинаются публичные торжества. Следующий месяц (с середины октября до середины ноября) - это время праздника Катхина, подношения ткани, из которой монахи изготавливают новые одеяния. Подношения в день Катхина обычно совершаются коллективно - всей деревней, мирянами, объединившимися для накопления благих заслуг, правительственной службой или работниками крупных коммерческих предприятий. Обычно группа приближается к монастырю, следуя веселой процессией. По ее прибытии главный монах преподает мирянам Пять Заповедей, принимает ткань и заявляет о великой заслуге, доставляемой таким приношением. Монахи совместно читают благословляющий стих, а миряне разливают воду, символически передавая предка часть этой заслуги.

В Таиланде осенний праздник Бун Катхин ("заслуга подношения грубого одеяния") длится два дня. Утром первого дня общественный зал монастыря украшают; в деревянный паланкин укладывают подарки для монахов. Обычно их приносят жертвователи из другой деревни. Паланкин искусно украшают, чтобы он выглядел как дворец. Говорят, что это - выражение надежды на будущее рождение на небесах. Резные змеи на его крыше изображают победу Будды над желаниями, а подушечки для иголок, свисающие с четырех углов крыши, обозначают надежду на то, что следующее перерождение обострит ум. Вечером первого дня монахи совершают благословение, а затем начинаются танцы и представления народной оперы во дворе монастыря.

На следующее утро жители деревни собираются на шествие с "дворцом" подарков вокруг общественного и церемониального залов. Процессию возглавляет бывший монах, несущий на голове изображение Будды. За ним следуют монахи, держась за желтый шнур, прикрепленный к паланкину. Между монахами и паланкином идут жители деревни, несущие "денежные деревья" - ветки, на которых висят бумажные деньги и небольшие подарки для монахов. Говорят, что эти "деревья" символизируют великое дерево исполнения желаний, растущее на небе Тушита. Другие участники шествия несут флаги с изображением Нанг Торани - богини земли, и водных животных. (По тайским легендам, богиня земли, свидетельствуя совершенство Будды, испустила из своих волос поток воды вместе с водными животными и тем самым рассеяла воинство Мары). После того, как шествие вступило в общественный зал, еще один желтый шнур пропускается по его окружности, чтобы отметить границы, внутри которых можно будет получить благие заслуги. Обряд начинает старейший из мирян, который просит одного из монахов преподать собравшимся мирянам Пять Заповедей. Затем старейшина преподносит настоятелю новые одеяния, а другие вручают в дар "денежные деревья", и обряд завершается чтением благословляющей паритты.

Буддисты Тхеравады почитают своих предков и передают им заслуги при каждом обряде накопления и разделения благих заслуг. Японские же буддисты воздают особые почести своим предкам трижды в году: в дни весеннего и осеннего равноденствия (в марте и в сентябре) и в месяц, длящийся с 15 июля по 15 августа. Праздники равноденствия, именуемые "Хиган" ("Другой берег"), знаменуют время перехода в природе и потому представляют повод поразмыслить о течении времени и о продвижении существ к нирване - "другому берегу".

Те общины, для которых лунный Новый Год приходит 15 апреля (Таиланд, Бирма, Лаос, Камбоджа), празднуют его в течение трех дней, следующих один за другим: первый отмечает окончание старого года, второй - переходный, а третий - это подлинный первый день нового года. В эти дни женщины приносят пищу в монастырь и рано и поздно утром, а монахи каждый вечер читают паритты (благословения). Актом ритуального омовения изображений Будды и окропления водой монахов миряне очищаются от дурной кармы, накопленной ими за прошедший год и символически освежают Будду и Сангху для наступающего года. Второй день праздника - это время для поминовения предков и передачи им благих заслуг. В этот день монахи читают сутры на кладбище, а некоторые миряне сооружают и украшают песчаные ступы (тайск.: пагоды) во дворе монастыря; молодые люди совершают обряд омовения старших членов своей семьи благовонной водой, прося у них прощения и благословения. Вечером монахи и миряне собираются возле песчаных ступ, и монахи декламируют паритту "Победное благословение". Новый Год - время веселья и проказ; обычно молодежь забавляется, окатывая друг друга водой.

Буддийские праздники - это события, полные доброты и радости. Ежегодно буддисты всего мира отмечают множество праздников и устраивают фестивали, большинство из которых связано с важными событиями из жизни Будды или различных бодхисатв. Даты праздников устанавливаются согласно лунному календарю и могут не совпадать в различных странах и традициях. Как правило, в день фестиваля миряне отправляются в местный храм буддистов, чтобы ранним утром поднести монахам пищу и прочие предметы, а также послушать наставления в нравственности. Дневное время может быть посвящено помощи бедным, хождению вокруг храма или ступы в знак почитания Трех Драгоценностей, декламации мантр и медитации. Наиболее важные буддийские праздники кратко описаны ниже.

Буддийский Новый год

В разных уголках земли этот праздник приходится на различные даты. В странах Тхеравады (Таиланд, Бирма, Шри-Ланка, Камбоджа и Лаос) отмечается в день полнолуния апреля и празднуется три дня. В традиции Махаяны Новый год, как правило, начинается в первое полнолуние января, а основная часть тибетских буддистов празднует его в марте. В странах в этот день принято обливать друг друга водой.

Праздники в Традиции Тхеравады - Весак (День Будды)

Некоторые буддийские праздники имеют особую значимость и проводятся с большим размахом, например, Весак - День Будды. В полнолуние мая буддисты по всему миру отмечают день рождения, просветления и ухода Будды (за исключением когда праздник приходится на начало июня). Слово «Весак» используется согласно названию месяца по индийскому календарю.

Магха пуджа (День Сангхи)

Магха пуджа отмечается в полнолуние третьего лунного месяца и может приходиться на февраль или март. Этот священный день служит напоминанием о важном событии из жизни Будды, которое произошло в ранний период его деятельности как учителя. После первого затвора в сезон дождей Будда отправился в город Раджагаха. Сюда, без предварительной договоренности, после странствий вернулось 1250 архатов (просветленных учеников), дабы выразить почтение учителю. Они собрались в монастыре Верувана вместе с двумя старшими учениками Будды - достопочтимыми Сарипутрой и Моггаланой.

Буддистские праздники в традиции Махаяны - Уламбана (День Предков)

Последователи Махаяны отмечают этот праздник с начала восьмого лунного месяца по его пятнадцатые лунные сутки. Считается, что врата Ада открываются в первый день этого месяца и духи могут перемещаться в человеческий мир в течение двух недель. Подношения пищи, сделанные в этот период, могут смягчить страдания призраков. На пятнадцатый день, Уламбану, люди посещают кладбища, чтобы сделать подношение покойным предкам. Некоторые тхеравадины из Камбоджи, Лаоса и Таиланда также отмечают это ежегодное событие. У японских буддистов аналогичный праздник носит название Обон, начинается 13 июля, длится 3 дня и посвящается рождению ушедших предков семьи в новых телах.

День рождения Авалокитешвары

Данный праздник посвящен идеалу бодхисатвы, воплощенному Авалокитешварой, который олицетворяет собой совершенное сострадание в махаянской традиции Тибета и Китая. Праздник выпадает на полнолуние марта.

День Бодхи (День Просветления)

В этот день принято чествовать просветление Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Буддой. Как правило, буддисты отмечают этот важный праздник восьмого декабря, декламируя мантры, сутры, медитируя и слушая учение.

Существуют и другие буддийские праздники, имеющие различные масштабы и свою уникальную специфику. Они могут проходить как ежегодно, так и иметь более частую периодичность.

Что еще почитать