Как выглядит ребенок в 5 месяцев жизни. Прикорм: стратегия и тактика. Все о питании ребенка

В 5 месяцев любимая поза ребенка – лежа на животе. Он хорошо держит головку и в таком положении прекрасно обозревает окружающий мир. В десять раз радостней малышу, когда взрослые берут его на руки, он обожает «ходить» по дому с папой или мамой, ведь так можно заглянуть в самые дальние уголки и разглядеть все предметы обстановки. К этому возрасту малыш вполне самостоятельно справляется с различными игрушками: бросает их, переворачивает, обязательно «пробует на вкус», внимательно рассматривает, перекладывает из руки в руку.

В 5 месяцев активность ребенка возрастает в разы, он чувствует себя настоящим первооткрывателем. Задача родителей - помочь крохе увидеть и почувствовать окружающий мир, адаптироваться к нему

Расширение двигательных навыков

К 5 месяцам значительно расширяются двигательные способности ребенка. Кроха уже не лежит спокойно на спинке или животике, не пытается просто приподнять голову, он начинает познавать свое тело и его возможности. Рассмотрим основные позиции в положении лежа:

  • Балансировка на животике. Великолепно освоив «лежку» на животе, ребенок идет дальше. Младенец расширяет амплитуду движений рук и ног, а не просто опирается на предплечья, в его арсенале появляется фигура «лодочка»: ребенок приподнимает вверх согнутые ножки и ручки, балансируя на животике. Новое упражнение помогает развитию мышечного аппарата.
  • Малыш начинает делать толкательно-разгибательные движения, готовясь к ползанию. Если к 5 месяцам малыш еще не может балансировать на животе, это не означает отставании в развитии моторики рук и ног. Ребенок еще не умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, но в моменты повышенной активности он может сделать это случайно. Такие случайные перевороты могут привести к падению с высоты - в этом возрасте не оставляйте кроху без присмотра ни на минуту. Начните обучать малыша пассивному переворачиванию: покажите ребенку игрушку, отведя ее вверх над головой, постепенно отводите руку с игрушкой за спину крохи. Следя за вашим движением и за игрушкой, малыш повернет голову и корпус, совершив переход со спины на живот.

Развивающие игры, помогающие малышу улучшать координацию движений, очень помогут в будущем, когда маленькому человечку придется учиться ходить. Они не должны быть утомительными или сложными - лучше делать упор на разнообразие и интерес.

  • Голова в вертикальном положении. В 5 месяцев вертикальное положение головы полностью закреплено. Ребенок ровно держит голову и лежа на животе, и сидя на руках мамы (рекомендуем прочитать: ). При подъеме со спины за ручки голова не запрокидывается, она сохраняет прямое положение в одну линию с шеей и позвоночником.
  • Положение сидя. 5 месячный ребенок не умеет садиться самостоятельно (см. также: ). Родителям не стоит опережать время и учить его это делать. Вы можете усадить малыша для того чтобы понаблюдать за некоторыми движениями. Посадите кроху на коврик, поддерживая за плечи, и слегка разведите плечи в сторону. Удерживая ребенка в такой позиции, наклоните его влево и вправо, обратите внимание на положение головы. Если голова держится ровно, не движется в сторону наклона, – это огромное достижение. Не отпускайте руку ребенка при наклоне, кроха еще не сможет использовать ее в качестве опоры и упадет. Этот прием ребенок освоит позже. О том, как и когда высаживать ребенка, можно узнать на видео, где доктор Комаровский красочно об этом рассказывает (см. также: ).

Дополняющие навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • Совершенствуем координацию «глаза-руки». Научившись к концу 4 месяцев захватывать игрушки или какие-нибудь предметы, в 5 месяцев ребенок должен закрепить навык. Возьмите небольшую, около 3 см, игрушку в ярком цвете, покажите ее ребенку, держа в 30 см от его лица. Теперь посмотрите на реакцию малыша: он должен ненадолго сконцентрировать внимание на показанном предмете, затем потянуться за ним одной или двумя ручками. Все эти действия говорят об осмысленном поведении крохи. Не всегда младенец станет хватать предмет, он может просто дотронуться до него, но это важно.
  • Подготовка к ползанию. В положение «лежа на животе» малыш уже пробует ползковые движения. Опирается грудничок на предплечья, потому что еще не готов стать на четвереньки. Положите перед крохой любимую игрушку, она сыграет роль привлекательного стимула чтобы двинуться вперед и взять игрушку.
  • Выпрямляем ноги при опоре на них. Очень полезное упражнение: приподнимите малыша за подмышки, поставьте его вертикально, чтобы он опирался на стопы. Кроха не сможет стать на всю стопу, но будет опираться на кончики пальцев.

Подготовка к полноценному ползанию - важный этап в этом периоде развития. Для поощрения малыша маме следует использовать специальные упражнения, развивающие игры

Окружающий мир и его восприятие ребенком

Эмоции ребенка – это его реакция на окружающий мир. Они показывают его отношение ко всему, что происходит вокруг маленького человечка. Грудничок воспринимает мир с помощью зрения, слуха и тактильных ощущений. Выглядит это так:

  • Развитие эмоциональной сферы. Как и моторика, эмоции проявляются у ребенка постепенно. В первый месяц малыш морщится, плачет, строит рожицы неосознанно, реагируя на органические процессы внутри него. В пять месяцев малыш готов к проявлению эмоций как правильной реакции на социальные факторы - он реагирует на ситуации вокруг него. Особенно эмоционально малыш воспринимает общение с близкими людьми. Эмоции и движения в этот период очень тесно связаны между собой.
  • Тестируем слух. Всех грудничков можно отнести к аудиалам. Они живут в мире звуков и через шум, звон, голос, музыку, тембр, интонацию оценивают его, однако в грудном возрасте закладывается основной канал, по которому человек в дальнейшем будет воспринимать этот мир. Для проверки слуховой реакции ребенка можно провести простой тест. Выложите малыша на спину, встаньте за его головой и пошуршите листом бумаги сначала возле правого уха, потом возле левого. Кроха должен поворачивать голову, следуя за источником шума. К пяти месяцам он уже хорошо реагирует на музыку, звонки в дверь, шум пылесоса и других бытовых приборов.
  • Тактильные ощущения. Подросший малыш уже умеет сравнивать игрушки, он отличает их поверхность, ощущая, твердая она или мягкая, пушистая или гладкая. Для тренировки тактильных ощущений в игрушечном арсенале ребенка соберите игрушки разной формы из различных материалов. Кроме того, кроха распознает температуру предметов и отвечает смехом на щекотание.

Независимо от того, кто у вас, мальчик или девочка, развиваются дети в одном темпе. Половой признак не влияет на эмоции, моторику, слух или зрения. Все, что делает грудничок в этом возрасте, связано с его врожденным темпераментом и телосложением.

Новые звуки в речевом запасе

Пятимесячный малыш еще не лепечет, но уже освоил артикуляцию звуков, неуклонно ее расширяет. Появление новых звуков ведет к развитию речевых навыков. Что может произносить ребенок к пяти месяцам:

  • Ребенок активно воспроизводит гласные звуки: «и», «а», «э», «у», «ы», «о».
  • Уже появляются и согласные: «г/к/х», «д/т», «с/з», «м», «б/п», «в/ф».
  • В голосе проявляется интонационная окраска. Ребенок голосом выказывает свои эмоции, выражает радость и тревогу, восторг и беспокойство.
  • Формируются слоговые цепочки, состоящие из таких слогов: «ма-ма», «ба-ба», «дай-дай», «ме-ме», «да-да», «мем-мем».

Малыш активно растет и развивается, улучшаются его двигательные навыки и другие умения. Хорошо координирует свои движения, ручки ловко захватывают предметы, тянут и толкают их, увеличивается амплитуда движений ножками. Больше всего малыш любит все хватать.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Ребенок уже заметно подрос – ему исполнилось 5 месяцев! Активный и самостоятельный малыш очень изменился – кажется, еще вчера он лежал в коляске и практически все время спал, теперь он постоянно занят важными делами: рассматривает, куда-то тянется, хватает вещи, бросает на пол и с удовольствием слушает звук падения, наблюдает. Самое важное — ему просто необходимо общение с мамой, папой, бабушками, другими членами семьи. Он уже прекрасно узнает близких. Вес малыша стал после рождения больше,чем в два раза, и хотя каждый маленький человечек развивается по своему, почти все малыши к этому времени вырастают на 13-15 см, увеличивают вес за последний месяц в среднем на 650-700 грамм.

Развитие ребенка в 5 месяцев (что должен уметь)

Интеллектуальное развитие малыша заметно продвинулось – он уже выговаривает несколько гласных (а, е, ы, и), кое-какие согласные звуки (б, д, к, м). Глядя в зеркало, он отличает свое отражение, тянет в рот любой предмет, пищит, и даже рычит от удовольствия. Осматриваясь в новом помещении, малыш отмечает интересные для себя вещи и тянется к ним, не отдает игрушки при попытке забрать их силой, начинает хныкать или громко плакать.

К чужим людям малыш относится недоверчиво, особенно не любит женщин. Моторное развитие также дает результат: малыш крепко держит руках предметы, играется погремушками, пищалками, кусает пальчики ног и легко переворачивается с животика на спинку, хорошо удерживая при этом головку. В этом возрасте некоторые детки уже пытаются сидеть в подушках и на руках у взрослых.

Уход за ребенком в 5 месяцев

На пятом месяце малыш становится очень подвижным, а на коже в некоторых местах могут появиться раздражения. Красные пятнышки на спинке, головке, ножках, потница – обычные явления, волноваться не стоит. Не нужно кутать малыша, одевать много одежды, чаще держать голышом (если позволяет температура в комнате). Следите, чтобы малыша не раздражали жесткие швы, на простынях и одежде, не используйте подгузник более 3-х часов. Подмывайте малыша после каждой смены памперсов, в крайнем случае протирайте салфетками или влажным полотенцем.

Купать малыша нужно ежедневно, но мыло применяйте не чаще 1-2 раз в неделю. Лучше купание проводить перед сном, но у гипер-активных малышей, которые от купания только получают заряд энергии, лучше перенести процедуру на первую половину дня. Каждое утро умывайте личико, протирайте глазки. Чистите ушки и носик по мере загрязнения. Уход за малышом остается прежним, но для его развития открывается гораздо больше возможностей. Малыш бодрствует между дневным сном уже 1-2 часа.

Часто он капризничает, и его поведение очень часто зависит от поведения взрослых. Спокойные родители, разговаривающие с малышом без раздражения, спокойным размеренным тоном, малыш прекрасно это ощущает и успокаивается гораздо легче. Малыш пока еще не любит незнакомых людей, поэтому старайтесь не оставлять его наедине с незнакомцами. Малыша можно брать с собой в кенгуру или слингах, присутствие матери рядом делает малыша смелым и позволит ему осматриваться вокруг. Наблюдая за их общением и поведением.

Питание ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев груднички еще могут полностью обходиться молоком матери, в качестве прикорма — всего лишь пару ложечек яблочного пюре и фруктового или овощного сока. Если малыш спокоен, хорошо спит, значит ему достаточно питания, но когда он стал плохо набирать вес, чаще капризничать, это может быть связано с недоеданием. Постепенно вводите более серьезный прикорм – жидкие каши. В течение месяца малыш привыкнет к новой пище, и одно кормление полностью будет новым. Первая взрослая пища – не только каша, еще и картофель, капуста, морковь, кабачок. Отваренные овощи растираются до пюре вместе с отваром до консистенции кефира.

Давать малышу по ложечке, постепенно увеличивая дозу. Минеральные вещества и витамины с прикорма изменяют перистальтику кишечника. Нужно внимательно следить за этими изменениями, может стать другим стул и состояние кожи. Для введения прикорма должно выполняться строгое правила – нельзя делать это при наличии каких-либо заболеваний. Если грудного молока не хватает, лучше докормить малыша молочными смесями из бутылочки с соской. После полного выздоровления очень осторожно можно давать и другую пищу. Овощное пюре лучше давать голодному малышу. Если ему не нравится новая еда — не стоит настаивать. Лучше подождать. Позвольте малышу поиграть за столом салфетками и ложками.

Режим дня ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц в жизни малыша приносит изменение графика — он бодрствует почти половину времени днем, активный период длится почти по два часа. В вечернее время его лучше уменьшить до 1 часа. Утренний сон проходит после завтрака, дневной сон после обеда, по два промежутка, Ночью он спит по 10-11 часов, с короткими перерывами, спит хорошим глубоким сном. Лучше подстроиться под биоритмы малыша и укладывать его спать по самочувствию и его желанию.

Температура в комнате во время сна должна быть 21 градус – не стоит повышать ее, лучше проветрить помещение, в теплое время года форточку можно оставлять открытой. Не пренебрегайте прогулками на свежем воздухе. Для малыша оптимальная температура от +30 до — 10 градусов С. Летом достаточно 2-2,5 часов, а зимой 2 часа по 2 раза в сутки. Ухаживая за ребенком ему нужно уделять максимум внимания, разговаривать с ним, петь песенки, рассказывать об окружающем мире, планах на день. Полезны также физические упражнения гимнастика, массаж. Малыш пытается ползать — не препятствуйте ему и не подталкивайте.

Занятия с ребенком в 5 месяцев (как развивать)

Малыш в пять месяцев приобретает интересную привычку – он с удовольствием бросает на пол игрушки. Некоторые мамы раздражаются, однако в этом есть огромный элемент развития. Не ругайте малыша, а наклоняйтесь с ним и предложите ему поднять предметы. Крохе будет интересно – это выльется в своеобразную игру. Он поступает как взрослый! Ребенок отмечает для себя — насколько быстро падает этот предмет, звонко или приглушенно звучит. К тому же развивает моторику, координацию движений.

Прекрасно развивает малыша игра «А ну-ка, поймай!» — с мячиком или игрушкой – пищалкой. Называйте игрушки по имени, когда малыш тянет ручки — старайтесь отодвигать предмет дальше.Чтобы стимулировать словарный запас малыша, показывайте ему крупные цветные картинки с животными или яркими предметами, рассказывайте о составных частях. Показывайте свою фотографию и рассказывайте где носик, ротик и так далее. Обогащайте знания крохи об окружающем мире, описывая действия — едет на велосипеде, смеется, машет рукой и так далее. Некоторые малыши уже сидят, пытаются стоять, но делают это неумело.

Игры и игрушки для детей в 5 месяцев (как развлекать)

Выбирая игрушки, необходимо думать о том, что нравится малышу. Будет ли она интересна ребенку, а не вам. Игрушки — самый лучший способ для развития, к тому же они прекрасно отвлекаю, если малыш капризничает.
Кроме этого, можно поиграть с ним в такие игры:

«Хватай и тяни»
Для малыша желанной игрушкой является любая часть тела – своего и вашего. Когда они тянут вас за что-то, громко восклицайте «Ой!». Если малыш дотягивается до бутылочки или хватает вашу руку — потяните ее. Пытайтесь у него забрать, но потом отдавайте — малыш будет счастлив. Сознание собственных достижений приводят их в восторг.

Кубики
В этом возрасте лучшей игрушкой детей считаются кубики. Лучше, если они будут мягкими и без острых углов, небольшими, яркими и контрастными. Сегодня модны экологически чистые деревянные игрушки.

Подушки разной формы
Начиная с 5 месяцев, рекомендуются игры с поролоновыми подушками различных форм — цилиндрической или клинообразной, треугольной. Пусть они будут мягкими и яркими – с контрастным узором, полосатые.
Положите ребенка животиком на такую цилиндрическую подушечку и покатайте, посадите его сверху, и понаблюдайте, как он будет себя вести. Положите его грудью на фигурную подушечку и дайте ему перебирать мелкие игрушки впереди себя.

Медицинское наблюдение в 5 месяцев

На 5 месяце ребенку необходим осмотр педиатра. Вначале измеряется вес и рост, оцениваются физический и психический процесс развития. У мальчиков при подозрении на крипторхизм (неопущение яичек) требуется консультация уролога. Также при обнаружении патологии тазобедренных суставов нужно пройти консультацию детского ортопеда-травматолога. Некоторые детки могут «накричать» себе грыжу – при малейших подозрениях требуется консультация детского хирурга. Если отсутствуют противопоказания — проводится плановая вакцинация. Если ваш малыш внешне здоров, но постоянно капризничает – покажите его детскому невропатологу. Также проконсультируйтесь с педиатром, если малыша покусали комары и получились раздражения, доктор назначит противоаллергический препарат, гель или мазь против зуда.

Капризный ребенок — что делать?

Каждый малых в разной степени капризничает, и иногда у мамы «не хватает никаких нервов». Это вполне понятно — ведь малыши плачут при любом поводе, только плач у них бывает разный. Это необходимо учитывать, чтобы успокоить крикуна. Ведь ребенок еще не умеет выражать свои чувства другим способом. Успокаивать ребенка обязательно нужно, и желательно, как можно быстрее, несмотря на некоторое мнение, что он должен делать это сам. Для начала лучше выявить причину — он может быть голоден, замерзнуть или наоборот, вспотеть от жары. Иногда он капризничает просто так – без всякой причины — возможно, ему просто скучно. В таком случае сами по себе игрушки не помогут его отвлечь — лучше, чтобы с ним поиграл кто-то из старших.

Если сыпь не проходит

Если у малыша возникает раздражение от одноразовых подгузников, и не помогают капли, мази, присыпки — возможно у него аллергия. Попросите врача назначить вам специальные препараты, смените вид подгузников, надевайте их только на ночь и на прогулки. Промывайте раздражение раствором марганцовки, настоем ромашки, череды, коры дуба. Помогает крем с пантенолом. Аллергия возможна на какие-то продукты или молочные смести — постарайтесь исключить из рациона то, что вызывает хоть малейшие сомнения.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учимся различать знакомые лица

Игра 1. «Семейный альбом»

В этот период у ребёнка формируется способность различать по лицу своих и чужих. Появление родного лица приносит малышу большую радость. Чередование разных изображений помогает научиться различать знакомые лица за доли секунды.

Вам понадобятся

5 цветных фотографий лиц родственников размером 10х15 см, 2 листа картона или плотной бумаги, 5 коктейльных трубочек, клей, скотч и ножницы.

Как сделать игрушку

Вырежьте из листа картона карточки размером 10х15 см и наклейте на каждую из них по фотографии. Затем скотчем с задней стороны каждой карточки с фотографией прикрепите верхний конец коктейльной трубочки. У вас получилось 5 табличек с портретами родственников, которые мы можете показывать малышу.

План игры

1. Посадите малыша в кресло-переноску или расположите у себя на коленях таким образом, чтобы вы могли видеть его выражение лица. 2. Покажите один из портретов на расстоянии 30 см и удивлённо спросите: «Кто это?» 3. Дождитесь, пока ребёнок узнает лицо на портрете и улыбнётся, и подтвердите его правоту: «Да, это дедушка!» Если малыш не узнает родственника, улыбнитесь сами и скажите: «Это же дедушка!» 4. Повторите то же самое с остальными портретами. Обратите внимание, на какие лица малыш реагирует слабее всего, и постарайтесь сделать так, чтобы он чаще общался с этими родственниками.

Родителям на заметку

1. Портретов может быть больше, однако лучше включать в игру фотографии тех родственников, которых малыш видит чаще всего. 2. Не прикрывайте своё лицо чужим портретом во время игры. Это может запутать или даже напугать малыша. Смотрите на портрет вместе с ним. 3. По тем же причинам не используйте свой портрет во время игры – пусть это делает кто-то другой из родных. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Теперь малыш растет и набирает вес не так интенсивно, как в первые месяцы после рождения. В этом возрасте мальчики весят 6,7-8,4 кг при росте 63,8-68,0 см, соответствующие показатели для девочек: 6,1-7,8 кг и 61,8-66,2 см*.

Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками и может брать и удерживать даже маленькие предметы.

Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Если ребенок не может дотянуться до игрушки, он будет рассматривать ее и медленно сжимать и разжимать пальчики. Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот.

У ребенка тонкий слух, он поворачивает голову и пытается найти источник даже самых тихих звуков. Кроха чувствует музыкальный ритм и оживляется, когда слышит бодрую веселую мелодию.

Возможно, малыш уже умеет произносить некое подобие слов «ма-ма-ма», «на-на-на» или «да-да-да-да», причем, он почти никогда не произносит слоги по одному, а выдает целые серии повторяющихся звуков. Он пока еще не вкладывает смысл в “слова”, которые произносит, но, отвечая на восторженную реакцию окружающих, повторяет их снова и снова.

Самые шустрые дети уже отлично ползают, другие освоят это умение только через несколько месяцев. Помните, что все малыши разные, и темпы развития у них могут не совпадать.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Раньше жизнь ребенка протекала между двумя состояниями: он был счастлив или несчастлив. Теперь многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которую он пытается выразить всеми доступными ему способами, в том числе - бессвязным лепетом. В поведении крохи начинают проявляться индивидуальные особенности характера и темперамента.

Увидев маму и папу, малыш улыбается, машет руками и издает громкие звуки. Появление других близких людей он отмечает гораздо более сдержанно, а незнакомый гость удостоится простой приветливой улыбки.

Когда ребенок пытается произнести некоторые «слова», например, «ма-ма» или «па-па», то бурная одобрительная реакция окружающих побуждает его повторять их снова и снова. Он уже понимает, что, используя эти сочетания звуков, можно привлечь внимание родителей, даже когда они находятся вне поля его зрения. Свое недовольство малыш выражает столь же громко и непосредственно, как и восторг. Мама, например, может вызвать гнев ребенка, если слишком долго его переодевает.

Мама и папа - любимые объекты для изучения ребенка. Кроха будет внимательно наблюдать за всеми их действиями и прислушиваться к их речи. Если мама вышла из комнаты, взгляд малыша еще некоторое время будет прикован к тому месту, где она только что находилась, как будто он пытается мысленно позвать ее обратно.

Среди игрушек у вашего крохи теперь есть любимчики, и он не станет скрывать свое раздражение, если разлучить его с любимой погремушкой.

Питание

Постепенно количество грудного молока (или адаптированной молочной смеси, в случае невозможности грудного вскармливания), необходимого для полноценного питания малыша, уменьшается. Ежедневная норма потребления в 5 месяцев составляет 800-900 г.

Если ваш врач принял решение о добавлении в детский рацион прикорма, то пришла пора угостить малыша фруктовым пюре. Начать лучше с небольшой порции (не больше 5 г) яблочного пюре, потом разнообразить меню пюре из банана, сливы, груши и персика. Если ребенок хорошо перенес введение фруктового прикорма, то количество пюре можно постепенно увеличить до 30 г. Также можно добавить в рацион малыша каши и овощное пюре.

Соблюдайте нормы потребления продуктов для детей этого возраста: овощное пюре - 50-100 г, каши - 50-100 г, фруктовое пюре - 5-30 г. На завтрак можно приготовить малышу гречневую или рисовую кашу и развести ее грудным молоком (или детской смесью при искусственном вскармливании). За один прием пищи ребенку можно выпить не более 50 мл сока.

Во время грудного кормления кроха получает не только пищу: это время важного общения с мамой, когда ребенок как никогда чувствует ее любовь и поддержку. Поэтому, кроме трех полноценных кормлений грудным молоком, необходимо докармливать малыша по требованию в течение дня.

Уход за ребенком

Для пятимесячного малыша каждое купание - настоящее приключение. Повзрослевший ребенок умеет бить по воде ладошками и устраивать водопады из брызг. Играя, он учится реагировать на изменение окружающей среды: если вода летит прямо в глаза, кроха жмурится или отворачивает лицо.

Все движения в воде даются гораздо легче, поэтому ваш малыш с удовольствием будет учиться сидеть и ползать на животике.

Когда вы вытираете ребенка полотенцем, обязательно называйте вслух все части его тела, до которых дотрагиваетесь.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Пришло время спустить вниз игрушки, которые украшали манеж или кроватку, и на которые раньше малыш мог только смотреть. Простого наблюдения ему теперь не достаточно: каждую вещь нужно схватить, потрясти, повертеть и рассмотреть поближе. Если игрушки не предназначены для контактных игр, лучше уберите их совсем. В этом возрасте ребенку важно потрогать все, что его интересует.

Используйте рюкзачок-кенгуру, чтобы заниматься домашними делами вместе с малышом, и обязательно описывайте вслух все, что вы делаете, своему маленькому помощнику.

Протягивайте руки к малышу и говорите “Оп!”, перед тем, как взять его на руки. Скоро малыш начнет тянуться ручки к вам навстречу.

Смотритесь вместе в большое зеркало: ребенок будет не только любоваться своим отражением, но и сравнивать его с вашим.

Когда малыш бодрствует, можно разложить рядом с ним несколько небольших игрушек. Со временем, он начнет различать их и выберет себе любимую.

Продемонстрируйте ребенку, как правильно произносить звуки «на ощупь». Положите его маленькие пальчики себе на губы и повторяйте за ним звуки, чтобы малыш ощущал вибрацию, когда вы их произносите.

Посадите ребенка к себе на колени и начните читать веселые стишки или петь веселую песенку. В конце каждого куплета или строфы устраивайте сюрприз: выделяйте голосом какое-нибудь слово или вставляйте в песню имя малыша в тот момент, когда он с вашей помощью подпрыгивает у вас на коленях.

Помогите крохе научиться принимать самостоятельные решения: дайте ему игрушку сначала в одну руку, потом в другую. Постепенно малыш сам научиться пользоваться обеими ручками по очереди.

Сон

Пятимесячные малыши спят около 16 часов в сутки*. Постепенно режим дня у детей выравнивается, ночной сон становится длиннее, но без ночного кормления пока не обойтись.

Если ребенок устал, но не может самостоятельно успокоиться, прислоните его к плечу и ласково и ритмично похлопывайте по спинке. Постепенно малыш расслабится и заснет.

Если у вас есть кресло-качалка, то отдохните в нем вместе с ребенком. Укачивая малыша, шепчите ему на ушко нежные слова - это тоже поможет ему быстрее успокоиться.

Колыбельная - проверенное веками средство для засыпания. Она наверняка поможет крохе скорее уснуть, если ее будет исполнять знакомый голос, особенно - мамин.

В этом возрасте малыш комфортно себя чувствует в обществе только самых близких людей, поэтому будет лучше, если укладывать его спать будут мама или папа.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Готовьте детскую комнату к тому, что совсем скоро в ней будет ползать и изучать местность активный малыш. По возможности уберите лишнюю мебель. Комоды, шкафы, телевизор и крупная бытовая техника должны быть закреплены к стене. На полу должно быть достаточно свободного места для игр и физических упражнений.

У некоторых детей уже начинают прорезываться первые зубки. Выбирая игрушки-прорезыватели, обращайте внимание на материал, из которого они сделаны. Наиболее безопасны плоские прорезыватели из прозрачного пищевого силикона. Они легко дезинфицируются и их трудно прокусить (в отличие объемных прорезывателей, наполненных охлаждающим гелем).

Будьте особенно осторожны, выбирая игрушки для малыша, у которого уже вылез хотя бы один зуб. Ребенок с легкостью может откусить кусочек от самого твердого на первый взгляд предмета.

С первых дней жизни малыш развивается в разных направлениях. Активность с каждым месяцем прогрессирует и являет на свет все новые и новые способности. Параллельно с физическим развитием, кроха развивается и умственно и эмоционально. Внимательное наблюдение позволяет разделить стадии в зависимости от возраста. Так и 5 месячный возраст требует к себе отдельного внимания.

Из этой статьи вы узнаете:

Естественным развитием являются рост маленького человека, изменение его веса, окружности головы. Напрямую размеры зависят от пола. Мальчики, как правило, развиваются в этом плане быстрее девочек, ведь из них затем вырастают богатыри и защитники слабого пола.

Для девочек характерны следующие показатели:

Для мальчиков показатели будут иными:

Эти средние данные установлены отечественными исследованиями и могут разниться индивидуально для каждого ребенка.

Физические достижения ребенка

Именно в этом возрасте начинает проявляться слаженность действий. Малыш уже четко начинает согласовывать движение всех частей тела для достижения цели.

Способности его не ограничиваются поворотами тела с живота на спину - некоторые дети способны поворачиваться и в обратном направлении.

Характерными движениями для возраста 5 месяцев являются:

  • Способность полусидеть - доставляет значительное облегчение родителям. В таком положении малыш способен наблюдать за действиями окружающих и рассматривать предметы. Это позволяет на время занять его и освободить несколько минут для домашних дел.
  • Передвигаться ползком – причем как вперед, так и назад. У разных детей свой способ ползти: кто-то отталкивается ногами, а кто-то подтягивается на руках.
  • Попытки схватить любой предмет , находящийся в пределах досягаемости. Правда, это не всегда удается, так как подвижность кистей еще не до конца сформирована.
  • Первые начинания в игре с полюбившимися игрушками . Кроха уже различает цвет и образ, в результате чего у него формируются предпочтения и он выбирает конкретную, нужную ему игрушку.

При знакомстве с новыми вещами ребенок уже может различать его состояние, теплое или холодное, ощупывает поверхность. У детей могут наблюдаться и другие удивительные способности, так как с каждым годом развитие происходит все быстрее.

Развитие 5 месячного ребенка также отражается в способностях активно поднимать конечности. Малыш может подтягивать свое тело, держась за палец родителя и попытаться сесть. Но удержаться в таком положении он не сможет, да и рано еще усаживать чадо в ровное положение.

В случае принудительного усаживания, например, в подушки, может искривиться позвоночник. В то время как самостоятельные подтягивания принесут только пользу для развития его мышц.

Таким образом можно наблюдать возможные отклонения в развитии. Если кроха не выполняет какие либо действия, характерные для его возраста, можно выявить слабые части тела и укрепить их путем регулярного массажа.

Познание друг друга

Любознательный возраст в 5 месяцев привлекает юного исследователя к изучению людей. Ему нравится за ними наблюдать, ухватывать любое движение, слышать разговор. Но в пять месяцев малыш уже четко знает близкий круг людей и может отличить посторонних.

Для родителей важно не стать для ребенка «чужими». Произойти это может по причине ограничения своего общения с ним. Чем теснее контакт, тем ближе родитель становиться малышу. Важны не только эмоциональные отношения, но и телесные прикосновения.

Не нужно запрещать чаду трепать волосы, хватать за нос или уши, ведь ему все это интересно - так он пытается передать то, что не может сказать словами.

Для того чтобы не потерять нить с ребенком, еще в раннем возрасте необходимо следовать путем взаимного познания:

  • Больше разговаривать – так быстрее будет формироваться его собственный язык. Со временем малыш будет все чаще произносить гласные звуки, а возможно, даже простые слоги.
  • Участвовать и придумывать совместные игры – все индивидуально. Поэкспериментировав, можно узнать наиболее понравившиеся игры. Большинство любит, когда родители подбрасывают их вверх или немного щекочут.

Планируя распорядок дня, необходимо любую свободную минуту уделять именно общения, а не просто необходимой заботе о нем.

Чувства в формировании ребенка в возрасте 5 месяцев

В этот период происходят изменения и в зрении. Если раньше новорожденный способен был видеть только на расстоянии не более 50 см, то сейчас его зрение развито в полную силу. Он может наблюдать за движением и предметами на любом расстоянии.

Очень нравится всем детям наблюдать за собой в зеркале. Таким образом они как бы изучают сами себя:

  • изменение своей мимики;
  • движение рук;
  • передает настроение своему отражению.

Чувство осязания в пять месяцев происходит практически посредством губ и рта. Любой небольшой предмет, который малыш может схватить, он бессознательно тянет в рот. И это связано не только с возможным прорезыванием зубов. Так ребенок исследует предметы.

Также в этом возрасте дети очень восприимчивы к собственным звукам. Издавая их, кроха сам радуется собственным успехам. А особо понравившиеся малыш будет повторять неоднократно, пока не постигнет новый звук.

Каким занятием рационально занять ребенка в этом возрасте

Для начала можно попробовать научить его понятию причинно-следственной связи. Например, катание машинки без помощи рук с горки. Также всем детям нравятся мыльные пузыри, а именно то, как они лопаются, соприкасаясь с телом. Наблюдая за их полетом, ребенок получит незабываемую радость надолго.

Одним из развивающих видов игрушек для возраста 5 месяцев могут стать звуковые игрушки . Причем не только те, которые самостоятельно издают звуки, но и те, которые пищат или кричат только при нажатии на них. Так исследователь самостоятельно сможет выбрать частоту и последовательность звуков.

Методы развития 5 месячного ребенка

Для того чтобы умение малыша владеть двигательными навыками активно развивалось, потребуется помощь родителей. Существует несколько методов в игровой форме, которые приведут мышцы в то состояние, когда можно будет свободно владеть частями тела:

  • Поднимать и опускать руки, при этом массируя их и поглаживая;
  • Покачивать головой из стороны в сторону.
  • Делать массаж легкими похлопываниями тела;
  • Помогать ребенку ползать;
  • Подтягивать ножки к животу.

Для мыслительного развития малыша можно использовать игру в детские прятки «ку-ку», когда прятаться от ребенка следует закрывая глаза. Постепенно он будет перенимать движения и повторять те же действия, а возможно и сопровождать их звуками.

Занимаясь регулярно с ребенком, уделяя ему все свое свободное время, можно получить взамен не только крепкий растущий организм и здоровое активное развитие, но и ни с чем не сравнимую любовь и радость малыша. С первых дней дети перенимают все повадки и настроение близкого окружения, поэтому достойной наградой станет улыбающееся и счастливое чадо.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Что еще почитать