Конспект занятия по лепке из солёного теста «Подарок семье. План-конспект открытого занятия по лепке из соленого теста ко Дню матери в старшей группеТема: «Васильки Открытое занятие лепка из соленого теста

Конспект занятия по лепке для детей 8 лет

Разработка занятия детского объединения «Азбука творчества»
"Лепка из соленого теста. Игрушки - зверушки"

Тема раздела: Лепляндия (лепка из пластилина, соленого теста, глины)

Тема подраздела: Лепка из соленого теста

Тема занятия: Лепка фигурки конструктивным методом на основе объемной формы (1 час)

Тип занятия: занятие комплексного использования знаний.

Обучающиеся: группа второго года обучения, 8 лет.

Цели занятия:
-по содержанию: продолжить знакомство с таким видом декоративно-прикладного творчества, как лепка из соленого теста, его историей, особенностями приемов работы;
-по способу работы: закрепить навыки лепки из соленого теста, научиться лепить объемную фигурку конструктивным методом.

Целевые ориентации:
Дидактические:
- развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству через приобщение к народному промыслу, знакомство с его традициями,
- создание условий для развития духовных, эстетических и творческих способностей учащихся;
- расширение кругозора, познавательная деятельность;
- применение ЗУН в практической деятельности.

Воспитывающие:
- воспитание общительности, умения работать в коллективе, сотрудничества, дружеских отношений с членами детского объединения;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, умения организовать своё рабочее место;
- способствование развитию чувства эмпатии – сопереживания, желания нести радость людям.

Развивающие:
- развитие внимания, памяти, самостоятельного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развитие мелкой моторики, координации и тактильных ощущений рук;
- развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления, творческого подхода к поставленным задачам.

Образовательные:
- закрепление ранее полученных знаний о лепке из пластилина;
- продолжение знакомства с новым видом прикладного творчества, его историей, особенностями лепки из соленого теста;
- освоение навыков работы с соленым тестом.

Методы обучения: вербальный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Задачи занятия:
- продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
творчестве;
- обеспечить освоение приемов работы с соленым тестом;
- развивать навыки и умения лепки из различных материалов;
- развивать навыки безопасного труда при работе с режущим и колющим инструментом;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Методы мотивации и эмоционального стимулирования:
доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.

Методы организации познавательной деятельности:
беседа, проблемные вопросы, связь с жизнью, самостоятельная работа.

Методы организации практической деятельности:
рекомендации педагога, самостоятельная работа.

Методы контроля и коррекции:
наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Результаты обучения:
Личностные:
- повысить значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной творческой деятельности;
- развивать фантазию, воображение, способность к созданию художественного произведения;
- учиться давать эстетическую оценку своим работам и работам других людей.
Метапредметные:
- учиться планировать свою практическую деятельность (последовательность, время, результаты);
- развивать навыки самостоятельного труда;
- учиться высказывать и отстаивать свое мнение;
- учиться правильно оценивать и анализировать результат собственной творческой деятельности;
- развивать внимание, глазомер, цветовые ощущения, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
- продолжить знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества;
- продолжить знакомство с историей лепки из соленого теста, особенностями этого вида творчества;
- развивать владение приемами лепки;
- научиться приемам лепки из соленого теста конструктивным способом.

Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный: объемные формы из соленого теста.
Общеклассный: презентация «Лепка из соленого теста», памятки и слайды «Правила безопасной работы со стекой», «Гигиенические требования при работе с пластилином, соленым тестом, глиной и полимерной массой», образцы изделий из соленого теста и пластилина.
Литературный ряд: Хананова И.Н. Солёное тесто [Текст] / И. Н. Хананова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Музыкальный ряд: спокойные инструментальные мелодии.
ИКТ-оборудование:
Общеклассное: компьютер, проектор, экран.

Материалы для практической работы: соленое тесто, стеки, клеенки, влажные губки, кисточки.

Ход занятия

1.Организационный этап (2-3 мин)
Проверка отсутствующих.
Проверка готовности к занятию.
Проверка готовности и организации рабочего места.
Приветствие обучающихся.
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте, ребята!
Мы с вами продолжаем путешествие по Волшебной Планете Творчества! И сегодня мы будем лепить, но не из пластилина, а совершенно из другого материала. Угадайте, что у меня в руках! Тесто!

Деятельность обучающегося: Проверить готовность рабочего места.
Приветствовать педагога.
Результаты этапа: Демонстрация готовности к занятию, правильно организованное рабочее место, проверка наличия всех материалов.
2. Подготовительный этап (1-2 мин) Актуализация и мотивация знаний
2.1. Актуализация знаний, введение в тему урока.
Сегодня мы продолжим знакомиться с таким видом декоративно-прикладного творчества как лепка из соленого теста.
2.2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.
На этом занятии вы научитесь лепить объемную фигурку конструктивным способом. Что это значит?
2.3. Демонстрация образцов изделий из соленого теста
Эти фигурки вылеплены из соленого теста и пластилина, потрогайте их, рассмотрите. Чем они отличаются?
Деятельность обучающегося: Вспомнить, что такое лепка конструктивным способом (лепка отдельных элементов с последующей сборкой изделия).
Рассмотреть представленные образцы фигурок, ответить, чем они отличаются.
Результаты этапа: знакомство с представленными образцами фигурок, описание свойств поделок из соленого теста, сравнение с поделками из пластилина.
3. Основной этап
3.1. Знакомство с новым учебным материалом (8-10 мин)
Демонстрация презентации «Лепка из соленого теста»
Контрольные вопросы:
Из чего изготавливается соленое тесто?
Какие особенности лепки из теста вы запомнили?
Как можно высушить фигурку из соленого теста?

Демонстрация этапов лепки фигурки
Внимательно следите за последовательностью лепки фигурки, запоминайте и спрашивайте, если что-то непонятно.
Деятельность обучающегося: Посмотреть презентацию, выслушать комментарии педагога, запомнить новый материал, ответить на вопросы педагога. Внимательно наблюдать за показом последовательности лепки фигурки, запомнить, задавать вопросы.
Результаты этапа: Знакомство с новым учебным материалом, правильные ответы на вопросы педагога, запоминание последовательности лепки фигурки.
3.2. Практическая работа
Повторение правил безопасной работы со стекой и гигиенических правил во время лепки (2 - 3 мин).
О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? Какие правила гигиены соблюдаются во время лепки? Посмотрите на плакаты на доске и ответьте.
Можете приступать к работе.
Чтобы вам было приятнее работать, я включу музыку.

3.3. Изготовление фигурки (25 -27 мин)
Педагог следит за работой учащихся, дает рекомендации, помогает.

4. «Панда - зарядка» (физкультминутка через 20 минут после начала занятия)

Деятельность обучающегося: Вспомнить правила техники безопасности при работе со стекой, гигиенические правила во время лепки. Лепить фигурку конструктивным способом. Выполнить упражнения зарядки.
Результаты этапа: Знание правил безопасности при работе со стекой и гигиенических правил во время лепки. Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, достижение хорошего качества фигурки, аккуратности. Проявление фантазии, воображения. Выполнение упражнений зарядки, отдых.

5. Контрольный этап (3-5 мин)
Определение уровня и качества приобретенных знаний и навыков, устранение недостатков (в случае необходимости).
Проверка изготовленных фигурок, обсуждение, рекомендации по устранению недостатков.
Педагог вместе с воспитанниками рассматривает фигурки, дети обсуждают, дают оценку работе каждого учащегося.
Деятельность обучающегося: Проверить правильность и аккуратность, качество работы, соответствие задуманному образу.
Оценить свою работу, проанализировать, что получилось, а что нет.
Наметить действия по устранению недостатков.
Оценить работы других учеников, проявляя такт и дружелюбие.
Результаты этапа: Оценка своей работы, выявление недостатков, определение путей их исправления. Высказывание своего мнения о качестве работы учащихся детского объединения, проявление такта и дружелюбия.

6. Итоговый этап (2-3 мин)
Анализ эффективности занятия
Рефлексия
Итог урока. Общая оценка и обсуждение работы группы
Чему вы научились?
Что получилось, а что нет?
Что вызвало трудности?
Понравилось занятие?
Что понравилось?

Задание для подготовки к следующему занятию.
На следующем занятии мы будем раскрашивать фигурки. Для этого понадобятся: краски, кисточка, банка с водой, салфетки, клеенка.
Уборка рабочих мест.
Заключительное слово педагога.
Дорогие ребята, спасибо за занятие! Вы прекрасно справились с практическим заданием, проявили творческие способности, дружелюбие, взаимовыручку и тактичность! Все – молодцы!
Деятельность обучающегося: Оценить занятие, сделать выводы, подвести итоги. Запомнить, что будет необходимо для следующего занятия. Навести порядок на рабочем месте.
Результаты этапа: Оценка знаний, умений и навыков, полученных в результате занятия. Знакомство с материалами и инструментами для следующего занятия. Уборка рабочего места.

Мастер-класс «Фигурка из соленого теста»

1. Рецепт соленого теста:
Мука – 1 стакан, соль «Экстра» - 1 стакан, клей ПВА – 1 столовая ложка, масло подсолнечное или детское «Джонсон Бэби» - 1 чайная ложка, вода – количество произвольное, зависит от качества муки (добавлять понемногу, пока тесто не станет эластичным как пластилин).


Тесто хранить в холодильнике плотно завернутым в пищевую пленку не более двух дней!
2. В качестве основания можно использовать пластиковый стаканчик, предварительно срезав край.

Конспект занятия по лепке из солёного теста «Подарок семье»

для детей средней группы (4-5лет)

Цель : продолжать учить детей лепить из соленого теста, развивать творческие способности, воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Оборудование и материалы : ватманский лист с изображением ладошки, изображение лиц папы, мамы, бабушки, дедушки, ребёнка. Изделия, сделанные руками бабушек и мам, картинки с профессиями пап, материалы и инструменты для лепки, глазки.

Ход занятия:

Сегодня ребята я приготовила для вас много интересного, но сначала давайте поздороваемся:

Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок, здравствуй маленький дружок.

Здравствуй утро, здравствуй день- нам здороваться не лень!

Всем, всем –доброе утро!

А теперь ребята отгадайте загадку:

«5 да 5 родные братцы, так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку- держат все одну лопатку. Не скучают, а играют, вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки. Вот такие пять да пять. Угадайте, как их звать».

Дети: пальчики.

Воспитатель: дети, а вы любите играть с пальчиками? А хотите сейчас с вами поиграем?

Пальчиковая игра: «семья»

Этот пальчик –дедушка, поочерёдное загибание пальчиков ,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик –папа, этот пальчик- мама,

А вот этот пальчик- Я!

Вот и вся моя семья!

Воспитатель:

О чём эта игра?

Ответы детей.

Воспитатель: у меня есть вот такая ладошка, давайте найдём самый маленький пальчик- мизинец. А кто в вашей семье самый маленький, как относятся к вам родные? А как вы думаете, за что вас любят? А как вы догадались, что вас любят?

Ответы детей.

(на мизинец наклеивается изображение ребёнка).

Воспитатель читает стихотворение: «Не терпит мой папа безделья и скуки. У папы умелые, сильные руки. И если кому-нибудь надо помочь, мой папа всегда поработать не прочь».

Воспитатель: ребята,а у вас такие папы?

Воспитатель: что умеет ваш папа? кем он работает?

Ответы детей. (наклеивается изображение папы на средний палец)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем с ладошками!

« Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопки).

А у бабушки ладоши все в морщины собраны (вести по ладоням пальчиками).

А у бабушки ладони добрые, предобрые (поглаживают друг о друга ладошки).

Всё работали ладони долгими годами (постукивают кулачком о ладони).

Пахнут добрые ладони щами с пирогами (подносят ладони к лицу).

По кудрям тебя погладят добрые ладони (имитируют поглаживание).

И с любой печалью сладят добрые ладони (гладить щёки).

Ладушки, ладушки, где были у бабушки!

(наклеивание изображения бабушки на указательный палец).

Воспитатель: А вот этот большой пальчик, кто?

Стихотворение о дедушке читает ребёнок, наклеивается изображение дедушки.

Воспитатель: Ой, остался один пальчик, кто же это?

Дети: мама!

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру « Как мы маме помогаем».

Воспитатель предлагает прочесть по желанию стихи о маме. Наклеивается изображение мамы на безымянный палец.

Воспитатель: посмотрите, какая красивая ладошка у нас получилась, а на что она похожа?

Ответы детей.

Воспитатель: А ещё она похожа на солнышко, я хочу предложить вам сделать подарок, для своей семьи-ласковое, доброе солнышко!

Дети присаживаются за столы.

Последовательность выполнения сувенира:

Возьмите кусочек теса и скатайте шар, а теперь, аккуратно нажмите на него, чтобы получилась лепёшка. Теперь стекой по краю нанесём рисунок- получились лучики. На тарелочках приготовлены разноцветные глазки, смачиваем кисточкой место для глазок и прикладываем их. а теперь рисуем улыбку. Осталось просушить наши солнышки и подарить их нашим семьям.

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интерес...

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют.

  • Поделки из соленого теста

Видео-каталог работ и идей для лепки

Чтобы создать настоящий шедевр придется хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для деток изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.

Как приготовить соленое тесто для лепки

Практически каждый мастер пользуется своим уникальным рецептом теста, поэтому сегодня мы предложим сразу несколько рецептов. Все рецепты хороши, но каждый хорош по-своему. Один больше подойдет для мелких изделий, другой – для крупных, третий годится для работы с детьми. Поэкспериментировав с разными компонентами, вы сможете определиться с оптимальной рецептурой.

Рецепты соленого теста

Первый вариант: универсальное тесто

  • 1 стакан соли
  • 1 стакан пшеничной муки
  • 1 ст.л. растительного масла
  • полстакана воды

В большую миску всыпаем стакан соли и стакан муки. Перемешиваем ложкой. Вливаем полстакана воды и столовую ложку растительного масла. Перемешиваем ложкой и вымешиваем руками до однородного состояния, как и обычное тесто. Чтобы масса получилась более пластичной, воду заменяем киселем из крахмала. Для приготовления киселя столовую ложку крахмала растворяем в 1/2 стакана холодной воды. В маленькой кастрюльке еще один стакан воды доводим до кипения. Помешивая, вливаем в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое кастрюльки станет прозрачным и загустеет, выключаем огонь, даем киселю остыть, а затем вместо воды добавляем его к смеси муки с солью.

Если тесто получится слишком мягким, на дне миски смешиваем столовую ложку соли со столовой ложкой муки. Прижимаем ком теста к смеси и замешиваем. При необходимости повторяем процедуру.

Второй вариант для простых моделей

  • 200 грамм муки
  • 200 грамм соли
  • 125 миллилитров воды
  • (прежде чем добавить в тесто, клей необходимо развести в теплой воде до консистенции сметаны)

Третий вариант для крупных моделей

  • два стакана муки
  • один стакан соли
  • 2/3 стакана воды

Может понадобиться немного больше воды, ее количество зависит от сорта муки. По плотности тесто для лепки должно напоминать размягченный пластилин. Для приготовления теста в горячую воду высыпаем соль, ждем, пока соль полностью раствориться, а вода остынет. Добавляем муку (вполне подойдет и второй сорт) и тщательно вымешиваем тесто.

Крепкое соленое тесто для плиток и плат

  • 200 грамм муки
  • 400 грамм соли
  • 125 миллилитров воды
  • 2 столовые ложки клея для простых обоев

Пятый вариант: соленое тесто для тонких работ

  • 300 грамм муки
  • 200 грамм соли
  • 2 столовые ложки клея для простых обоев
  • 4 столовые ложки глицерина

Чтобы в готовом изделии не попадались кристаллики, а поверхность получилась гладкой, соль для приготовления теста должна быть мелкого помола. Если под рукой оказалась только крупная соль, перед замесом теста ее следует перемолоть в кофемолке или развести указанным в рецепте количеством воды. Лучше выбирать недорогие сорта муки без эмульгаторов, разрыхлителей и прочих добавок.

Готовое тесто оборачиваем пленкой, чтобы не пересохло, и на несколько часов отправляем в холодильник. Это сделает тесто более эластичным и во время лепки с ним будет легче работать, и оно не будет ломаться по бокам.

Для работы с детьми выбирайте рецепты без содержания клея.

Неокрашенное тесто будет иметь светло-бежевый цвет. Чтобы придать изделию теплый хлебный оттенок, берем по половине пшеничной и ржаной муки от указанного в рецепте количества. Использовать одну ржаную муку нежелательно, поскольку тесто получится твердым, неэластичным и будет крошиться.

Используя акварель или гуашь, расписывать можно либо готовые фигурки, либо окрасить тесто еще на этапе замеса. Для окрашивания теста отлично подойдут гуашевые краски, пищевые красители или натуральные продуктовые красители: фруктовые и овощные соки (свекольный, морковный сок, сок петрушки), какао, кофе. Тесто разных цветов хранится в отдельных целлофановых пакетах или баночках. Точно также как и краски, куски окрашенного теста можно смело смешивать для получения нужного оттенка:

  • синий + белый = голубой
  • голубой + желтый = зеленый
  • зеленый + синий = изумрудный
  • синий + розовый = фиолетовый
  • белый + красный = розовый
  • желтый + красный = оранжевый
  • зеленый + красный = коричневый

Поделки из соленого теста

Пока тесто охлаждается и доходит до нужной кондиции, можно подготовить рабочее место и все необходимое для лепки. Прежде всего, освобождаем от посторонних предметов стол и застилаем его клеенкой. Также нам может понадобиться:

  • рабочая доска для раскатки теста (можно воспользоваться куском плотного картона, сверху покрытым листом фольги для запекания)
  • скалка (можно заменить гладкой бутылкой)
  • нож с тонким лезвием
  • картон
  • карандаш
  • кисточка
  • нити мулине
  • алюминиевая фольга
  • различная мелочевка: пуговицы, пробки, спички, монетки – для создания рельефных поверхностей; бисер, крупа, фольга – для украшения.

Для лепки из теста в ход идет практически все: пуговицы и ткани для фактурных отпечатков, различные семена и крупы для оригинальных орнаментов, засушенные цветы, свежие рельефные листочки, веточки и т.п. Ткани и предметы слегка смачиваем растительным маслом перед отпечатыванием, чтобы они не прилипали к тесту. Красивые пуговицы, камешки, стеклышки, стеклярус, бисер, лоскутки и кружева, нити и цепочки можно не только отпечатывать, но и «впечатывать» прямо в тесто. Если вы будете обжигать свои изделия в духовке, следите, чтобы бисер был не пластмассовым, а стеклянным, а нитки – не из синтетики.

Поскольку на воздухе тесто очень быстро сохнет, на рабочем столе его необходимо держать в плотно закрытых баночках. Каждый раз необходимо брать ровно столько теста, сколько необходимо, а излишки сразу же складывать обратно.

С тестом можно работать несколькими способами. Во-первых, можно раскатать пласт теста, вырезать из него разнообразные плоские фигурки, а затем составить из них композицию. Однако чтобы получилось объемное изделие, отдельные детали лучше вылепить, а затем соединить их в задуманную композицию. Места стыка смачиваем с помощью кисточки и аккуратно прижимаем пальцем. Присоединить голову к туловищу поможет зубочистка.

Чтобы создать картину или табличку на основе платы, сначала раскатываем тесто толщиной один-полтора сантиметра, вырезаем из него нужную форму, даем ей несколько дней подсохнуть и лишь после этого наносим остальные детали, в качестве клея используя то же самое соленое тесто, разведенное до кашеобразного состояния. Свежие детали скрепляются с помощью кисточки и воды.

Чтобы смастерить симпатичную рамочку, сначала можно начертить на картоне эскиз, затем вырезать его и облепить тестом, а когда он немного обсохнет, приделать мелкие детали.

При работе с объемными вертикальными фигурами следует использовать проволочный каркас. Внутрь больших объемных изделий можно вкладывать плотно сформированные шарики из фольги для выпечки, коробочки или баночки, тщательно затянутые тестом, чтобы не осталось дыр и трещин. В этом случае для изготовления изделия потребуется меньше материала, при сушке оно не будет деформироваться и значительно быстрее высохнет.

Если после работы у вас осталось неиспользованное тесто, заверните его в клеенку или полиэтиленовый пакет и положите в холодильник. Это позволит тесту не высыхать и не портится в течение нескольких месяцев.

Сушка, обжиг, раскраска и лакировка

Чтобы изделия из теста приобрели прочность, их нужно высушить на воздухе или обжечь в духовке. Первый вариант займет довольно много времени, поскольку при воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно. При хорошей погоде за один день изделие просушится всего лишь на несколько миллиметров. На батарею поделки из теста лучше не класть, потому как велика вероятность, что они просто потрескаются.

Лучше использовать комбинированный метод – сначала немного подсушить изделие на солнце, а затем обжечь в духовке. Запекать изделие нельзя! Оно должно не печься, а сушиться при самой низкой температуре, дверца духовки при этом должна быть слегка приоткрытой. В таком режиме обжигать изделие следует полтора-два часа, пока оно не зарумянится, а тесто не затвердеет. В случае перегрева, на фигурке появятся пузырьки и трещины.

После сушки или обжига изделия из соленого теста можно раскрашивать и покрывать лаком. Для раскраски можно использовать акриловые краски, но лучше всего подойдет художественная гуашь с добавлением небольшого количества клея ПВА. Эта смесь после высыхания придаст изделию легкий блеск и не будет прилипать к рукам. Для лакировки отлично подойдет акриловый лак, он нетоксичен, водорастворим и сохнет всего 6-8 часов.

Мастер-класс по изготовлению веселых котов

МДОУ Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»

Занятие по лепке из соленого теста:

« Посуда для гостей »

старшая группа

Воспитатель:

Волкова В.В.

Журавлева Н.М.

Цель: Развивать интерес к работе с соленым тестом, эстетическое восприятие, самостоятельность, тонкую моторику. Познакомить с приемом соединения деталей с помощью воды и кисточки (ручка кружки).

Материал: соленое тесто трех цветов, фарфоровые стаканы и блюдца, кисточки, салфетки, вода, карандаши, колпачки от фламастеров для украшения поделки.

Ход занятия

В. Дети, у нас в гостях сегодня Мишка. Он очень растерянный и пришел к нам за помощью. А знаете, какая история с ним произошла?

Мишка остался один дома и вспомнил, что в шкафу стоит чашка с медом. Он решил полакомиться. Подставил к шкафу стул и почти взялся за чашку, как вдруг стул пошатнулся. Мишка упал со стула вместе с чашкой и разбил ее. Что же он теперь скажет маме? Она будет очень недовольна. Как мы можем помочь Мишке?

Д. Слепить ему чашку.

В. Так давайте поможем Мишке и вылепим ему не одну чашку, а два сервиза. А что такое сервиз, вы знаете?

Д. Это набор посуды, где есть чайник заварочный, сахарница, одинаковые чашки и блюдца.

В. Из чего можно слепить сервиз?

Д. Сервиз можно слепить из пластилина, из теста, папье-маше.

В. Да, но сегодня мы будем лепить из теста. Какого цвета у меня на столе тесто?

Д. Малинового, голубого, желтого.

В. А теперь посмотрите, как буду делать я. У меня в руках фарфоровый стакан. Я отщипываю кусочек малинового теста и наношу на внешнюю сторону стакана путем надавливания большим пальцем. Раздавливаю тесто до тех пор, пока тесто не покроет весь стакан, как делаем колбаску, между двумя ладонями, чтобы поверхность теста стала ровной. Для того чтобы сделать ручку, сначала раскатываем колбаску. Затем место присоединения к чашке смазываем кистью, смоченной в воде, и прилепляем на это место колбаску. Получится ручка кружки. А теперь украшаем чашку тестом белого цвета. Раскатываем шесть одинаковых шариков. Смочив место прикрепления, придавливаем каждый шарик карандашом на одинаковом расстоянии друг от друга. Чашка готова. Теперь ее нужно высушить в духовом шкафу и снять со стакана. Из голубого теста делаем тоже самое, но украшаем тычками от колпачков фламастера, в виде цветочка, легким надавливанием. Тоже сушим в духовом шкафу. Так же делаем блюдца.

В. Дети, прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам поиграть с пальчиками.

Физкультминутка «Чай». (под музыку)

А у меня есть чашка Вытягивать вперед левую руку,

ладонь округлена как ковшик.

И чайник заварной Вытягивать вперед правую руку, кулак

сжат, мизинец выпрямлен.

Я налью вам чашку, Наливать чай.

Попейте чай со мной. Угощать чаем гостей.

При повторном проведении – меняем руки.

В. Размяли пальчики, приступаем к работе.

Дети лепят посуду.

В. Дети, у вас получились замечательные чашки, из которых мы соберем сервиз. Наш мишка очень рад.

Итог.

В. Скажите, в чем вы испытывали затруднение? Что вам понравилось? Дети, вы замечательно протрудились. Мишка вас всех приглашает к себе на чай. Теперь уж мама его точно не поругает и друзей у него появилось много.

Искусство создания фигур из теста известно с давних времен. Еще в Древнем Риме из теста делали фигурки идолов для проведения религиозных обрядов. Широкое распространение этот вид деятельности получил в ХІХ веке.

В бедных семьях из теста изготавливались фигурки для украшения рождественской елки. Чтобы тесто не уничтожалось грызунами, в него добавляли большое количество соли. Потом ремесло было почти забыто. А в 20-х годах ХХ столетия оно возродилось как художественный промысел.

Если говорить о лепке вообще и, в частности, о лепке с детьми дошкольного возраста, то следует отметить огромное значение мануальных действий на развитие мозга. Это бесспорные факты, но мне хотелось бы озвучить эмоциональную, эстетическую сторону этого вида деятельности.

Многие педагоги и родители, недооценивая значения лепки, не придают большого внимания просьбам ребенка что-то полепить.

.

Если в лепке из пластилина ребенок ограничен в выборе цвета, то при лепке из теста открываются широкие возможности для проявления его творческих способностей. Можно изготовить фигурку из неокрашенного теста, а затем расписать ее. Можно приготовить уже окрашенное тесто и после высыхания внести дополнительные детали окрашивания.

Вообще, не только в стенах дошкольного учреждения, но и увлекательное занятие для всей семьи. При помощи соленого теста можно поздравить друг друга, сделать украшения для кухни, детской комнаты, дачи.

Работая с детьми логопедической группы, имеющими общее недоразвитие речи, я на собственном опыте убедилась во взаимосвязи моторики рук с развитием речи. В процессе работы идет активное речевое общение и с воспитателем, и со сверстниками.

Сосредоточив свое внимание на поделке, ребенок имеет возможность проговаривать свои действия. И даже когда задана какая-то общая тема, каждый стремиться внести свои коррективы. Лепка из соленого теста может и должна иметь место не только на занятиях, но и в свободной детской деятельности. Организовать этот процесс не трудно, так как готовое тесто долго хранится в целлофановом пакете или в смоченной салфетке. Для приготовления теста мы используем следующие рецепты:

Рецепт 1.

500 г муки, 150 г соли, 1 кружка воды, (пищевые красители)

Смешать в миске муку и соль. Чтобы сделать массу цветной, нужно добавить пищевые красители в воду. Быстро соединить необходимое количество воды со смесью муки и соли. Перемешать. Выложить тесто на посыпанную мукой поверхность. Вымешать до однородной массы. Тесто готово.

Рецепт 2.

1/2 ст. муки, 1/3 ст. соли, ¼ ст. воды, пищевые красители.

В воде развести краску необходимого цвета. Постоянно перемешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли. Вымесить крутое тесто. Скатать в шар и накрыть стаканом, чтобы не высохло.

Ромашка

Конспект занятия по лепке из соленого теста

Задачи: учить создавать композицию из отдельных деталей; ; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Материал: силуэты ромашки из плотной бумаги, лекало сердцевины бабочек, соленое тесто (мука, соль, вода, гуашь), стеки, влажная салфетка, кисточки, скалки.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель (В.). Ребята, вы все, наверное, любите дарить мамам цветы? В доме сразу становится празднично, нарядно, когда появляется букет. Вот и я предлагаю вам подарить сегодня маме цветок. Только мы не будем покупать его в магазине, не пойдем на грядку или на луг. Мы сделаем его своими руками. А что это за цветок догадайтесь сами.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто-то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав.

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки - хитрые девчонки -

Только улыбаются в ответ.

Вот какое красивое стихотворение. Этот полевой цветок я и предлагаю вам сделать.

Демонстрация и рассматривание панно «Ромашка».

В. Делать нашу ромашку мы будем из соленого теста. Для этого нам понадобится мука, вода, соль, гуашь. Сейчас я вас научу делать тесто для лепки. (Дети вместе с воспитателем готовят тесто.)

Нашим пальчикам сегодня нужно хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе.

Наши белые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши белые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

Практическая часть

Взять желтое тесто, скалкой раскатать лепешку. Приложить лекало сердцевины, и вырезать его стеком. Перенести полученный круг на бумажную заготовку ромашки. Часть теста потереть на мелкой терке на серединку цветка. Из красного теста скатать шарик, сдавить слегка с боков для получения вытянутой овальной формы. Черной гуашью нанести точки, нарисовав головку. Намочить низ божьей коровки водой, разместить на ромашке.

Раскатать лепешку из красного теста, приложить лекало бабочки, стекой вырезать по контуру. Разрисовать гуашью, намочить низ и разместить на ромашке.

Из остатков желтого теста можно сделать пчелку и также разместить ее на ромашке.

Заключительная часть

У вас получились чудесные цветы. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплом своих рук. А теперь послушайте стихотворение о цветах:

Цветы для мамы

Я пришел сегодня к маме

С поздравленьем и цветами.

Мама, глядя на букет,

Улыбнулась мне в ответ

И сказала, что цветы -

Небывалой красоты.

Эти маки, эти розы

И ромашки, и мимозы

Я не рвал, не получал,

Я их сам нарисовал.

Конспект занятия по лепке из соленого теста выполнила И. Малявко

Что еще почитать