Патриотическое воспитание: гражданином быть обязан. Патриотическое воспитание старших подростков во внеклассной работе Научная статья про условия патриотического воспитания

Без сомнения, на сегодняшний день в России патриотическому и военно-патриотическому воспитанию уделяется повышенное внимание: в нем участвует целая сеть государственных и общественных организаций, на эти цели выделяются специальные средства, о результатах и существующих проблемах написано множество статей, книг, отчетов и методических пособий. В этой небольшой статье мы не можем подробным образом рассмотреть весь этот многоуровневый и многоплановый процесс. А потому хотелось бы сосредоточить внимание на его осмыслении в публичном пространстве: какие смыслы доминируют в обсуждении (военно-)патриотического воспитания в публичном пространстве современной России. Опираться в этом мы будем на официальные документы, научные статьи и доклады тематических конференций последних лет, а также наиболее популярные материалы в Интернете .

Во-первых , необходимо обратить внимание на то, что в средствах массовой информации внутрироссийские события представляются через противопоставление «либералов» и «патриотов». Странность этой дихотомии заключается в том, что либерализм является политической идеологией (т.е. системой воззрений о желательном политическом устройстве государства), в то время как патриотизм (любовь к Отечеству и готовность подчинять свои интересы государственным) - это более фундаментальная система воззрений, не связанная с обсуждением конкретных политических проблем. В качестве примера можно привести ситуацию в России в августе 1914 г., когда в самом начале Первой мировой войны представители разных политических взглядов объединились под патриотическими лозунгами во имя защиты Отечества.

Существующее ныне ситуативное противопоставление во многом связано со смешением понятий, когда консервативные идеи представляются как патриотические, а «патриотами» называют себя консерваторы, тем самым обозначая монополию на «патриотизм» и обрекая оппонентов на автоматический статус «не патриотов». Влияние идеологии консерватизма прослеживается в увязывании патриотического воспитания с духовно-нравственным развитием и апелляцией к таким понятиям как «духовность», «соборность», «национальный дом» и пр. . В итоге патриотическое воспитание начинает сводиться к продвижению определенной политической идеологии, неизбежным следствием чего патриотизм перестает быть универсальной ценностью для всего общества.

Во-вторых , в глаза бросается нечеткость определения патриотизма даже в официальных документах. Например, четкое определение отсутствует в тексте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» . В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Определение патриотизма через «любовь» характерно для большинства изученных нами материалов. Некоторым исключением является Росвоенцентр (осуществляет организационное сопровождение указанной программы), на сайте которого акцент смещен на поведенческий аспект: «патриотизм рассматривается как особая направленность социального поведения граждан, высший смысл жизни и деятельности личности, долг и ответственность перед обществом, предполагающие приоритет общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества» .

Широкое использование таких размытых понятий как «любовь», «готовность» и прочих (т.е. отсылающих к психическому миру человека) создает неопределенность (ведь конечная цель «любить свое Отечество» размыта и широка) при выработке конкретных действий в рамках (военно-)патриотического воспитания и тем более при создании конкретных систем оценки. Так, хотя (военно-)патриотическое воспитание направлено на сознание людей, 7 из 8 оценочных показателей упомянутой государственной программы учитывают лишь интенсивность ее воплощения. Размытость понятий и целей при акценте на формально-организационную сторону приводит к тому, что под воспитание любви и чувств можно привязать чуть ли не любое мероприятие, избегая ответа на сущностный вопрос: действительно ли проводимые мероприятия эффективны. Например, в методических материалах, написанных педагогами, порою наблюдается столь большое расширение понятия «патриотическое воспитание», что возникает ощущение, будто авторы пишут обо всем образовательном процессе .

В-третьих , и это отражено в заглавии, стоит отметить столь тесное переплетение патриотического и военно-патриотического воспитания, что зачастую последнее полностью поглощает первое. Подобная подмена характерна прежде всего для представителей государственных организаций и тех, кто занимается именно военно-патриотическим воспитанием (и в меньшей, например, для работников системы среднего образования). Нередко оба понятия используются как синонимы. Это наблюдается и в аналитических , и в учебно-методических работах : в приведенных по ссылкам примерах можно наиболее ярко наблюдать, как разговор о патриотизме плавно перетекает в анализ системы военно-патриотического воспитания. В государственной программе по патриотическому воспитанию из шести задач пять относятся к организационно-правовым и лишь одна, связана с конечным результатом: «формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву». Среди задач по патриотическому воспитанию, решаемых Росмолодежью, на первом месте стоит: «Содействие включению молодёжи в программы патриотического воспитания, в том числе по подготовке к службе в Вооружённых Силах, проведению работ по увековечению памяти защитников Отечества» .

Четвертый аспект, который обращает на себя внимание, связан с тем, что во всех текстах подрастающее поколение выступает зачастую в качестве пассивного объекта патриотического воспитания: его учат любить Родину, передают определенные знания, прививают культурные нормы и стандарты в целях формирования долга перед страной. Если некая творческая активность и предполагается, то лишь в выборе определенного рода занятий. В качестве иллюстрации обратимся к словам «практика» - руководителя Зала воинской славы музея Великого Новгорода С.М. Орловой: «Реже видим посетителей-студентов. Это показывает, что добровольное посещение, без принуждения, непривычно для сознания сегодняшней молодежи и автоматически сигнализирует о маловажности мероприятия. <...> Во многом такой образ мысли связан с позицией нашего государства, где человек пассивен. Стоя в толпе на митинге, он не является его активным участником и услышанная таким образом информация не сформирует его самосознания и активной гражданской позиции» . Поясним, что наша критика направлена на навязчивую нарочитость этого процесса, в рамках которого даже не предполагается, что обучающийся может выстраивать собственные тактики сопротивления, которые в самом радикальном случае приведут к полному отрицанию «навязываемых» идей (ибо они будут восприниматься именно как навязанные).

И наконец, отметим, что работа по (военно-)патриотическому воспитанию зачастую ограничивается такими смысловыми сферами как «спорт», «армия», «история», «духовность», «народная культура». Как правило под патриотическую попадают такие виды деятельности, которые сочетают те или иные элементы, заимствованные из указанных сфер. Например, военно-патриотические лагеря, в которых происходит подготовка к армии, проходят занятия по физической подготовке и читаются лекции на историческую тематику. Другой пример - издания, указанные в списке мероприятий по реализации государственной программы по патриотическому воспитанию: 7 из 8 посвящены исторической тематике (причем остается неясным каким образом 6-томный сборник архивных документов по истории оборонно-промышленного комплекса России и СССР может напрямую способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения) . Институт национальной стратегии (Центр политологического консалтинга) посвятил патриотическому воспитанию один доклад с характерным названием: «Концепция патриотического воспитания в современной России: историческая память и гражданское самосознание». Весь текст представляет собой разоблачение стереотипов, связанных с отечественной историей.

Показательно и то, что язык («дискурс»), на котором ведется обсуждение проблем (военно-)патриотического воспитания является смесью бюрократического языка (превращение разговора в «сухие» программы и отчеты), дидактики (с акцентом на структурно-функциональный подход, который везде видит некие «системы», «структуры», «элементы» и «функции», создавая тем самым иллюзию управляемости) и патриотической публицистики. Подобное сочетание делает дискурс обращенным самим на себя: на этом языке практически невозможно критическое обсуждение и выработка стратегий, однако он идеален если надо определенные виды деятельности представить в качестве «патриотических». Последнее имеет колоссальное значение с точки зрения получения государственного финансирования.

По крайней мере по форме процесс патриотического воспитания во многом воспроизводит существовавшую в Советском Союзе систему идеологической пропаганды, если из последней исключить централизацию и относительно развитую проработку внутреннего смыслового стержня, т.е. ключевых идейных посылов. Это роднит патриотическое воспитание и пропаганду, а патриотизм начинает восприниматься как государственная идеология.

Здесь важно провести разницу между патриотизмом военного и мирного времени. Безусловно, во время войны (в ситуации чрезвычайного положения - что принципиально) залогом победы является готовность каждого отдать собственную жизнь, т.е. на первое место выступает идеал жертвенности, что не отменяет, впрочем, и ряда личных целей (защита своей семьи, посмертная слава героя и пр.). Отсюда высокий моральный дух является производной тесного взаимодействия высоких идеалов и личных смыслов. Управлять этим с помощью героической пропаганды в полной мере невозможно. Как показывает опыт обеих мировых войн, она может быть эффективна с точки зрения общественной мобилизации. Однако оказавшись на фронте воодушевленный патриотическими идеалами человек сталкивается вовсе не с героической стороной войны, что может иметь негативные последствия (начавшаяся деморализация русской армии уже в конце 1916 года тому свидетельство). Без сомнения, в мирное время с прагматической точки зрения государство должно воспитывать те идеалы служения обществу, которые в случае войны станут идейной основной для общественной мобилизации. Однако те же примеры ратных подвигов прошлого готовят общество к реагированию в ситуации именно чрезвычайного, военного, положения, но предлагаемые «рецепты» как правило не применимы для самой мирной жизни (искусственно же создавать «угрозу войны» вряд ли прагматично с социально-экономической точки зрения). Нередко в литературе по патриотическому воспитанию приводится тезис о том, что практически всю историю Россия воевала, но при этом забывается, что за исключением периода мировых войн (когда война стала тотальной) сражения вели профессиональные армии где-то на периферии государства, в то время как основная часть населения жила практически мирной жизнью.

А потому более целесообразным патриотизм стоит определять не через абстрактную любовь или особый род деятельности, а посредством увязывания личных интересов с интересами страны, готовность реализовывать жизненные цели в России так, чтобы реализация личного интереса вела к созданию некоего общественного блага. Как писал заместитель директора Административного департамента Аппарата Правительства Российской Федерации А.Л. Балыбердин: «Сегодня основной проблемой, связанной с совершенствованием системы патриотического воспитания, является то, что современное смысловое наполнение российского патриотизма не является фактором, формирующим интерес граждан к нему и, особенно, у молодого поколения» . Другими словами, созидать смыслы и возбуждать интерес - вот те задачи, которые должны стать руководящими.

Становится очевидным, что на первое место выступает не прямое информационное воздействие, а создание системы институтов, нацеленных на помощь молодым людям в поиске своего призвания, определении и реализации жизненных целей. Соответственно, из объекта воздействия молодой человек превращается в субъекта, а во многом абстрактный разговор о национальной гордости и ценностях заменяется совместным поиском ответа на более практичный вопрос: «Как я могу реализовать себя и тем самым послужить своей стране?». Естественно, это напрямую связано с созданием социальных лифтов (к слову, их отсутствие было одной из ключевых причин «арабской весны» на Ближнем Востоке) и общим экономическим положением страны. Тогда критериями эффективности могут служить количество желающих эмигрировать или уже эмигрировавших молодых людей. Проблема «утечки мозгов», опять остро вставшая в последние годы, явно показывает: люди по разным причинам не могут найти свое место в стране. Бороться с этим явлением посредством пропаганды как минимум неэффективно (а по сути аморально). В этом плане патриотизм действительно мог бы стать ответом и на решение социальных проблем молодежной среды (наркомания, преступность и пр.), о чем говорил в своей выше процитированной статье А.Л. Балыбердин, однако опять-таки не напрямую, а через содействие в личном развитии.

А военно-патриотическое воспитание может, как это постоянно говорится, конечной целью ставить снижение числа уклонистов от срочной службы в Вооруженных Силах. Однако подобная постановка вопроса представляется ограниченной. Скорее, система военно-патриотического воспитания должна ориентироваться на поиск и привлечение тех молодых людей, которые по физическому состоянию, личным интересам и психологическому складу готовы и способны пойти на военную службу.

Конечно, все вышесказанное вовсе не отрицает значения той деятельности по (военно-)патриотическому воспитанию, которая ныне проводится. Тем более, что ряд существующих форм и методов (например, военно-спортивные лагеря или поисковые экспедиции), на наш взгляд, могут быть весьма эффективны при решении определенных (тактических) задач. Вопрос в том, что создавать смыслы, прививать идеалы и давать знания невозможно через одноразовые (пусть и многочисленные) мероприятия и простое информирование. Главное - увлечь человека. В качестве примера, можно привести романы В.С. Пикуля, которые, с одной стороны, совершенно справедливо критиковались профессиональными историками за многочисленные ошибки, а с другой стороны, привлекли внимание миллионов граждан Советского Союза к истории. У некоторых затем этот интерес перерос в профессиональную деятельность. Если говорить о практической деятельности Российского военно-исторического общества, то зачастую акцент делается на тех мероприятиях, которых позволяют привлечь внимание к истории, сделать ее ближе, т.е. наполнить личными смыслами. Так, одним из многочисленных проектов, приуроченных к 100-летию Первой мировой войны, стало создание бесплатной компьютерной игры «Илья Муромец» (первый в мире стратегический бомбардировщик, сконструированный И.И. Сикорским и принятым на вооружение в русской императорской армии). Другим примером может послужить «Народный архив Первой мировой» - электронная база данных, где каждый желающий может разместить имеющуюся у него в личном архиве информацию о родственниках - участниках той войны. За несколько лет было установлено 1150 мемориальных досок героям Советского Союза и России на школах, где они учились. Подобная доска будет всегда находиться в поле зрения учащихся школы (подавляющее количество которых находится в сельской местности), самим существованием свидетельствуя о близости героя, словно говоря: «Вот он, герой, совершивший подвиг, когда-то учился в тех же самых стенах, что и вы». Другое перспективное направление - военно-исторические (реконструкторские) фестивали. Так, на 26 проведенных или поддержанных Обществом фестивалей присутствовало около 700 тыс. зрителей.

В заключение, хотелось бы повторить, что (военно-) патриотическое воспитание должно быть ответом не на вопрос: «Почему я должен любить страну, в которой я живу?», а на вопрос: «Что я могу сделать для общества, в котором живу?». Если акцентировать внимание только на первом вопросе, то патриотическое воспитание неизбежно деградирует в пропаганду мегаломании. Русский религиозный философ В.С. Соловьев за несколько десятилетий до русской революции 1917 г. весьма ярко очертил гибельность такого пути: «Национальное самосознание есть великое дело, но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство доходит до самообожания, тогда естественный конец для него есть самоуничтожение».

Пахалюк Константин Александрович , ведущий специалист научного отдела Российского военно-исторического общества

Первая публикация: Пахалюк К.А. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа // Аналитический вестник № 33 (586): "Военно-патриотическое воспитание российских граждан: состояние, проблемы, пути совершенствования". Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2015. С. 53-60.

Патриотическое воспитание молодежи // Росмолодежь. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/directions/patrioticheskoe-vospitanie/ (последняя дата обращения 7 октября 2015 г.)

Орлова С.М. Историческая память поколений в системе патриотического воспитания на наследии Великой Отечественной войны // Патриотизм XXI века: формирование его на традиции прошлого и современного опыта. М., 2013. С. 99.

Наталья Калошина
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В постсоветском обществе искажены представления о доброте, милосердии, справедливости; гражданственности и патриотизме. Рост агрессивности и жестокости неизбежно провоцирует высокий уровень детской преступности. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Насаждаемая вседозволенность разрушает институт семьи, формирует у детей внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Канули в прошлое идеологически значимые праздники, детские и юношеские общественно-политические организации; культивируется негативная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием и социальным расслоением; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.

В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому на современном этапе особенно актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают , какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует нового подхода к обучению и воспитанию детей , организации всего образовательного процесса.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать пат-риотизм у дошкольников : чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть э то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок на-чинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания , развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели определены следующие задачи :

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отноше-ния ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаям, традициям.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинаете с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу прово-жу с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливаю подарки, открытки, приглашения на праздники, организовываем тематические выставки.

В процессе всей работы использую НОД особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал, стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы “возвращаются” вновь к увиденным кадрам.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особен-ность патриотического воспитания детей .

Участвуем с детьми в народных праздниках : “Веснянка”, “Маслени-ца”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами по-знавательного и художественного характера, иллюстративно - дидакти-ческим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую про-изведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития . В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки , восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводится много НОД, где дети могут самостоятельно исследовать какую-то проблему.

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит иг-ре, так как она является основной деятельностью дошкольника . Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры - драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров : кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры красной чертой проходит нравственное , эстетическое, физическое воспитание детей . Дети старшей и подготовительной групп всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр - синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним”. В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портрет президента. Дети бережно относятся к предметам, когда - то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчи-во, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повсе-дневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. На-родная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хо-рошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - сло-вом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ : “День защитника Отечест-ва”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выста-вок детского творчества “Великий праздник День Победы”.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.

Воспитание патриотических чувств, представляет собой совокуп-ность общечеловеческих ценностей : понятия любви, дружбы, добра, ис-тины сливаются с познавательной активностью, представлениями о со-временной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в буду-щем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, по-скольку считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, он по-могает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Ключевые слова: образование, обучающийся, патриотическое воспитание, развитие личности, нравственные ценности, гражданственность.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено правовое регулирование вопросов, связанных с воспитанием обучающихся, в том числе патриотическим. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека, свободном развитии личности, воспитании гражданственности, трудолюбии, ответственности, уважении закона, прав и свобод личности, патриотизме, бережном отношении к природе и окружающей среде, рациональном природопользовании (статья 3). Отдельная статья 86 посвящена обучению по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. Указанной статьёй предусматривается, что в рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище» .

В настоящее время задачи совершенствования общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей решаются в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 .

В рамках программы реализуются следующие мероприятия:

– всероссийский творческий конкурс научно-исследовательских работ по патриотической направленности среди обучающихся;
– всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа;
– всероссийский конкурс методических пособий «Растим патриотов России»;
– всероссийский слет руководителей молодежных почетных караулов постов №1 у мемориальных комплексов и воинских захоронений;
– всероссийский смотр-конкурс студенческих работ «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»;
– всероссийский студенческий форум «Великая победа великой страны»;
– финал военно-спортивной игры «Победа» (в 2014 г. состоялся в Тульской области на базе 106-ой гвардейской воздушно десантной Краснознаменной ордена Кутузова дивизии, собрал более 500 участников из 54 субъектов Российской Федерации);
– организация работы специализированных отрядов по благоустройству воинских захоронений и проведению поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны;
– всероссийский месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества и другие.

С целью анализа вовлеченности граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, состояния внедрения в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы, развития материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, по данным которого доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовке молодежи, по отношению к общему количеству молодых граждан в стране составляет около 22%.

Одной из эффективных форм работы с молодежью допризывного возраста является организация работы оборонно спортивных лагерей, общее количество которых по результатам мониторинга составило около 1500. Количество образовательных организаций и клубов, которым были присвоены почетные наименования в честь героев Советского Союза и героев России, составило 1122 организаций.

В 2013/14 учебном году в системе образования Российской Федерации функционировали 178 кадетских учреждений (в них обучалось 60 750 обучающихся), из них 155 кадетских учреждений в городских поселениях (в них обучалось 57 008 обучающихся) и 23 кадетских учреждения – в сельской местности (в них обучалось 3 742 обучающихся). В целях сохранения преемственности поколений и традиций патриотического воспитания в среде казачьей молодежи проводятся смотр- конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус» и Всероссийская военно-спортивная игра «Казачий сполох». В 2014 году в смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус» участвовало 30 образовательных организаций (в 2010 году – 13 , в 2011 году – 20, в 2012 году – 28, в 2013 году – 23), осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества.

Важную роль в формировании у молодежи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны играют центры гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. В 64 субъектах Российской Федерации действуют такие центры военно патриотического воспитания. В 19 субъектах ведется работа по созданию подобных центров, которая планируется к завершению в 2014-2015 годах. В рамках своей деятельности центры:

– организуют проведение региональных физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, патриотическое воспитание граждан, пропаганду службы в армии;
– координируют работу по организации деятельности специализированных классов добровольной подготовки к военной службе, в том числе организацию и проведение летних оборонно-спортивных лагерей;
– координируют работу зональных центров военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе, действующих на территории региона;
– организуют методическую работу и повышение квалификации специалистов по военно-патриотическому воспитанию;
– совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и военным комиссариатом принимают участие в организации учебных сборов с гражданами, обучающимися по основам военной службы.

В региональных центрах реализуются более 524 программ дополнительного образования военно-патриотической направленности. В стране действует более 20 тысяч патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных, реализуются всероссийские мероприятия, что позволит при сохранении наметившихся тенденций увеличить охват молодежи системой патриотического воспитания в 1,5-1,7 раза.

Положительной тенденцией патриотического воспитания является увеличение количества молодых людей, участвующих во всероссийских проектах и акциях по военно-патриотическому и гражданско- патриотическому воспитанию (Всероссийская акция «Вахта Памяти», Всероссийская молодежная патриотическая акция «Георгиевская ленточка», Всероссийский проект «Наша общая Победа», Всероссийский проект «Великая забытая война»). Ежегодно, начиная с 2010 года, Минобрнауки России реализует Всероссийский проект «Наша общая Победа». Целью проекта является формирование видеоархива воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации и размещен в сети Интернет в свободном доступе, а также вовлечение молодежи и ветеранов в совместную социальную деятельность. Проект является самым масштабным видеоархивом очевидцев событий Великой Отечественной войны и служит инструментом противодействия попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. В феврале 2014 года в г. Москве состоялось открытие Всероссийского проекта «Великая Забытая война» в Музее Великой Отечественной Войны на Поклонной горе.

В настоящее время Минобрнауки России ведется работа по разработке проекта государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

В 2014/15 учебном году значительная часть мероприятий приурочена к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов .

Список использованных источников

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/11/patrioty-sitedok.html (дата обращения: 3.04.2015).
2. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70244894/ (дата обращения: 2.09.2014).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 14.07.2015).

Научная статья на тему “Патриотическое воспитание современной молодежи” обновлено: Октябрь 22, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Статья «Патриотическое воспитание в школе»

«Что значит быть патриотом сегодня?» Как воспитывать у детей чувство патриотизма, как научить их любить свою Родину? Ученик должен уметь ориентироваться в обще­ственной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки, осознанно любить и гордится своей страной, сопереживать за деяния и достижения своей родины, своего народа. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили – это важно. Уважать и соблюдать свои традиции и обычаи. Быть патриотом - трудится и социально быть активным, строить свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Патриот своей родины сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Это - настоящий патриотизм. Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, поиски лучшей жизни за рубежом и т.д. Сейчас много говорят о воспитании казахстанского патриотизма, о том, в чем смысл этого понятия, каковы его главные принципы. Но само понятие патриотизма имеет очень глубокое, трудно оценимое значение. Чувство родины - это святое чувство. Наше поколение, выросшее и воспитанное на советском патриотизме, переживает эпохальные преобразования, которые коснулись буквально всех республик бывшего СССР. Появились новые государства со своей государственной программой. Не исключение и наша молодая республика - наш Казахстан. У Президента РК Н. А. Назарбаева есть прекрасные слова: «Изменились мы сами, наше мышление и мировоззрение. Мы без особых подсказок поняли, что только собственный труд станет источником благосостояния, а государство должно создать для этого должные условия». Сегодня Казахстанцы сами хозяева своей судьбы. Не случайно об этом говорит Глава государства в своей книге "Казахстанский путь". Не секрет, что многие успехи современного Казахстана мы связываем с именем нашего Президента, его политической волей, мудрой прозорливостью, высокой патриотичностью и огромным желанием сделать Казахстан экономически сильным, демократическим государством, способным войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

Заглянем в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».

В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (40; 494). Прекрасное дополнение находим у Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь» (31; 14). Поскольку и в первом и во втором случае ключевым является слово «любовь», то можно говорить о патриотизме, как о чувстве.

Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.

Возникает закономерный вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?»

Для определения содержания патриотического воспитания необходимо выявить его главную цель. Таковой может являться формирование патриотического сознания, включающее в себя, с точки зрения психологии, следующие параметры:

Знание фактов культуры, истории, воспринимаемые как события своей истории, культуры (на языке «внутреннего голоса» это звучит как: «Я знаю, что это наше, мое»);

Положительное отношение к «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») – непосредственно патриотическое чувство;

Готовность участвовать в развитии культуры, жизни в нашей стране (позиция «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»)

Попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этим понятиям. Нынешнее поколение детей очень независимо. Нам, взрослым, надо осознать это и, не заискивая перед ними, постараться завоевать их доверие. Тут нужна работа ума и сердца…

Настойчиво и последовательно формировать у молодежи готовность к служению Отечеству, вырабатывать важнейшие качества гражданина-патриота – преданность Родине, честность, целеустремленность, мужество, решительность, доброту и человечность, способность активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, – эти задачи предстоит решать, прежде всего, педагогам и воспитателям

Содержание процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, защищать его от врагов, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу Родины.

Патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни. Оно развивает и формирует чувство патриотизма, которое трактуется как «чувство причастности ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешает жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что, так или иначе, мешало и мешает своим и чужим»

Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувстве национальной гордости, достоинства, долга и чести. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. И в этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению к действию.

Воспитание патриотического чувства весьма сложно. В одном случае нравственные переживания захватывают человека и, не встречая препятствий в других его побуждениях, свободно и легко проявляются по отношению к тому или другому событию, человеку, поступку.

Когда нравственное переживание не сразу овладевает человеком, встречает сопротивление в его эгоистических побуждениях, желаниях, – возникает негативное отношение к требованиям нравственности. В процессе развития нравственного переживания в результате борьбы мотивов побеждает лучшая сторона личности человека, негативное отношение исчезает. Человек внутренне принимает нравственные требования и отвергает все, что мешает ему следовать этим требованиям. То, что ему удалось подавить в себе эгоизм, себялюбие, что он стал выше, сильнее, значительнее как личность, вызывает нравственное удовлетворение.

Патриотизм формируется при соблюдении некоторых условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответственной практической деятельности. Поэтому необходимыми условиями формирования патриотизма являются следующие:

Последовательное и систематическое включение учащихся в такую коллективную деятельность, где они могли бы совершать патриотические дела и поступки.

Единство в воспитании патриотических убеждений, чувств, поведения. Любое дело, проводимое с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало сознание, вызывало эмоции и включало в деятельность.

Единство воспитания патриотизма с формирование потребностей и стремления участвовать в деятельности, носящей общественно полезный, патриотический характер.

Воспитание патриотизма достигается всей многообразностью учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, семьей, общественностью. Наряду с этим есть специальные средства и формы, специфичные для воспитания именно этого качества. Большие возможности для воспитания патриотизма, формирования навыков и привычек патриотического поведения имеет внеклассная работа.

Политическое просвещение – один из путей воспитания патриотических суждений, оценок, чувств, а также средство воспитания действенного отношения к окружающей жизни, стремления активно участвовать в политической жизни страны. Политическое просвещение осуществляется в разных формах: политические информации, беседы, работа с периодической печатью, лекции, доклады, конференции на политические темы, экскурсии, турпоходы, обсуждение книг, спектаклей и т.д.

Политическая беседа чаще всего проводится в связи с юбилеями, знаменательными событиями. Воспитательная ценность беседы в том, что в ней проявляются активность и самостоятельность мышления учащихся, оценка ими событий.

Знания, необходимые для беседы, ученики получают из СМИ, книг, на уроках, экскурсиях, из наблюдений. Среди вопросов беседы должны быть и требующие воспроизведения фактического материала, и направленные на проверку понимания факта или события и формирующие умения находить параллели и связывать события общественной жизни с повседневными делами учащихся. Беседа обязательно заканчивается обобщением.

Для результативности реализации Программы духовно – нравственного воспитания в системе образования нужно:

Возродить деятельность детских патриотических организаций;

Возродить патриотические военно-спортивные игры, олимпиады и конкурсы («Зарница», «Орленок» и т.д.);

Воспитывать уважение к государственным символам, атрибутике, геральдике (флагу, гимну, гербу);

Широко отмечать «Дни воинской славы Казахстана», воспитывать гордость за наш великий Казахстан;

Тесно сотрудничать с ветеранами и ветеранскими организациями;

Воспитывать у молодежи уважение к боевым и трудовым наградам Родины;

Использовать на уроках и классных часах наши патриотические фильмы;

Воспитывать уважение к Вооруженным силам РК, поднимать престиж военного труда.

Современное общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания школьников обладает система общего и дополнительного музыкального образования, которой в нашей школе уделяется особое внимание. Мы убеждены, что обучение музыкальному искусству может стать условием и средством развития и воспитания патриотических чувств. Эта деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Выстроенная линия музыкального образования отвечает запросам Государственного образовательного стандарта образования:

осуществляется преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечивается духовно-нравственного развитие учащихся;

формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Полученные на уроках музыки знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

Идея патриотического воспитания находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки в 1–6-х классах. Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах. Перед учениками раскрываются страницы истории становления казахского народа, его музыкального творчества, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни казахских и современных композиторов их творчества. Кроме того, ребята слушают легенды, эпосы и предания о славных сынах и героях Отечества, узнают о истории создания того или иного казахского музыкального инструмента, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, возникновении и развитии жизни народа в прошлом.

Особое внимание уделяется изучению казахской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. На мой взгляд, народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красоту родной природы, запечатленные в произведениях искусства, раскрываются на уроках музыкально-художественного творчества. Достижение эмоционально-чувственного восприятия и понимания произведений считаем основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду. С целью воспитания межнациональной толерантности, формирования общечеловеческих ценностей – дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, на уроках дети знакомятся с музыкальными традициями народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

Опыт многих учителей музыки показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Школа активно принимает участие в конкурсах проектов, научно-практических конференциях, олимпиадах по музыке. Патриотическое воспитание продолжается и в ходе внеклассной работы. С огромным успехом в школе проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали праздники «День Независимости Республики Казахстан», «День Президента», «День языков», конкурс патриотической песни, спортивно-познавательные игры «Зарница», «Казакша курес», «Тоғыз кумалак», фестиваль дружбы народов “Казахстан – наш общий дом”, «День защитника Отечества», конкурсы строя и песни, стихов о Родине казахских поэтов, конкурсы ораторов, дебаты и многие другие. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. У нас создан хоровой коллектив учителей. Музыкальный репертуар хора широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения учителей: хор участвует в различных концертных программах, занимают призовые места в районных и городских конкурсах и фестивалях.

В процессе приобщения учащихся к миру прекрасного юные слушатели в сотрудничестве с преподавателем осмысливают музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. К сожалению, не все направления этой условной схемы на практике всегда вносят действенный вклад в воспитание патриотов. Нам есть над чем работать в этом направлении.

Что же может помочь в патриотическом воспитании:

Память о том, что истинный патриотизм содержателен, предметен, нерасчетлив, бескорыстен; мы воспитываем истинных патриотов; системность и целостность работы.

Преподаватель – организатор ОБЖ

Максимова Галина Ивановна

Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

и во внеурочной деятельности

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы, у значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.

Выпускник школы, будущий защитник Отечества, должен быть высокообразованным, физически развитым молодым человеком, обладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

При составлении плана стараюсь работать в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата.

На занятиях по «Основам военной службы и ОБЖ» учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовки.

Занятия проводятся по следующим темам: строевая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, уставы вооруженных сил, огневая подготовка. В результате у многих изменилась негативное отношение к службе в Вооруженных Силах.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, кинотеатров. Поэтому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. В нашей школе проводится внеурочная работа по военно-патриотическому воспитанию.

Традицией в школе стало проведение в школе месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества, месячник «Пожарная безопасность», проведение Дня призывника, Вахты памяти, Дня Победы, военно-спортивной игры «Зарница».

В ходе работы по гражданско-патриотическому воспитанию родились и другие традиции: шефство над местами захоронения и памятниками, помощь ветеранам. Все мероприятия в рамках месячника, начинаются и завершаются торжественной линейкой, где сначала раздаются путевые листы с запланированными мероприятиями, а по окончании вручаются грамоты и подарки. Все это оставляет неизгладимый след в душах ребят.

Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравится ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивной игре «А ну-ка, парни!», «Силовое четырехборье», «Стрелковый турнир», в военно-спортивной игре «России верные сыны!». Традиционным стало проведение операции «Память» (возложение цветов к памятнику павловцев, погибших в ВОВ), поздравление ветеранов на дому, выпуск стенгазет, посвященных годовщинам великих сражений, юбилейным датам Великих полководцев, подвигам земляков- Героев ВОВ, Дню защитника Отечества, оформление уголка «Наши выпускники на защите Отечества».

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Юноши посещают различные, как школьные кружки и секции, так спортивные секции на базе физкультурно-оздоровительного комплекса. В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся разрабатывались различные мероприятия и привлекались ветераны войны, труженики тыла, военнослужащие запаса, представители военного комиссариата к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся предусматривает формирование развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания, обучения в школе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем:

    Собирают материал об учителях, работавших в Школе № 2, участников военных событий 1941-1945 гг.

    Собирают материал о выпускниках, служивших в Афганистане и Чечне.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории Гражданской и Великой Отечественной войн для учащихся. В Музее есть постоянно действующий экскурсовод Юндина Р.М., выступает перед учащимися и гостями школы и проводит экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: - первый директор «Белошевский А.Л. – участник ВОВ»; «Учителя и выпускники нашей школы - защитники Отечества”.

Много побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. 1941 год - на защиту Родины встали и жители города Красный Сулин, среди них были и учащиеся нашей школы. Участники поисковых отрядов нашли и встретились с ветеранами, участниками войны. И сегодня фотографии ветеранов войны занимают почетное место в нашем школьном музее:Куценко Николай Андреевич, Ряднов Петр Стефанович, Грабович Иван Георгиевич, Фатеев Василий Иванович, Шаповалов Иван Григорьевич, Демкин Николай Григорьевич, Гузеева Лидия Васильевна, Белошевский Анатолий Леонтьевич, Бондаренко Тихон Иванович,

Чеботарев Алексей Константинович. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

Посещая школьный музей и знакомясь с биографией космонавта героя РФ генерал-майора Корзуна Валерия Григорьевича, выпускником нашей школы, учащиеся воспитывают в себе дисциплинированность, смелость, физические качества и положительное отношение к учебе. Многие ребята задумались над выбором профессии.

Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

Что еще почитать