Потешки для второй младшей группы детского сада. Потешки для массажа и зарядки. Для качания на мяче

Гипертонус — это нарушение мышечного тонуса тела, которое выражается в перенапряжении мышц. Практически все детки рождаются с выраженным гипертонусом мышц. Ведь во время внутри утробы малыш постоянно находится в позе эмбриона. Конечности и подбородок в такой позе тесно прижимаются к туловищу и мышцы плода постоянно напряжены.

гипертонус у детей до года

Примерно до полугода нервная система крохи «учится» работать в условиях, отличных от внутриутробных. Малыш постепенно развивается и потихоньку начинает контролировать движения своих мышц и скелета. У месячного ребенка гипертонус выражен очень сильно. Это отображается в зажатых кулачках и согнутых ножках, в запрокидывании головы назад. Тонус разгибательных мышц у месячного грудничка выше, чем сгибательных.

При физиологическом гипертонусе ноги ребенка раздвигаются только на 45 0 каждая. При отодвигании ног чувствуется выраженное сопротивление движению. К трем месяцам гипертонус мышц у ребенка без патологий практически проходит. Если после достижения ребенком полугода сохраняется напряжение в мышцах нужно срочно обращаться к врачу.

Симптомы гипертонуса

Видео:

Осложнения во время беременности, родовые травмы, резус-конфликт, несовместимость крови родителей, местожительство с плохой экологической обстановкой и еще множество других факторов станут причиной возникновения гипертонуса. Стоит внимательно отнестись к симптомам гипертонуса, ведь это может быть выражением серьезного неврологического заболевания.

Признаки выраженного гипертонуса:

  1. Беспокойный и короткий сон.
  2. В положении лежа голова запрокинута назад, а руки и ноги поджаты.
  3. При попытке развести ноги или руки малыша чувствуется сильное сопротивление. Ребенок при этом плачет. Вторичное разведение усиливает сопротивление мышц.
  4. Вертикально на твердой поверхности ребенок пытается встать на переднюю часть стопы, то есть стоит на цыпочках (Информация: ).
  5. При плаче ребенок запрокидывает голову назад, выгибается и при этом у него дрожат мышцы подбородка (См статью ).
  6. Частые срыгивания.
  7. Болезненная реакция на разные раздражители: свет, звук.
  8. С рождения малыш «удерживает» голову за счет постоянного напряжения мышц шеи.

Важно как можно раньше определить что у ребенка гипертонус. Обнаружение у малыша хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов — веский повод обратится к детскому неврологу. Диагноз «гипертонус» поставят если сгибательный тонус выше, чем положено в данном возрасте.

Определяют гипертонуса мышц по нескольким рефлекторным тестам:

  • Присаживание за руки: невозможно отвести руки малыша от груди.
  • Шаговый рефлекс. При вертикальном положении ребенок как-бы пытается сделать шаг. Сохраняется после двух месяцев.
  • Рефлекс опоры: стоя ребенок опирается на пальцы стопы.
  • Сохранение после трех месяцев ассиметричного и симметричного рефлексов. При наклонении головы к груди лежа на спине у ребенка сгибаются руки и разгибаются ноги. При повороте головы налево в этом же положении левая рука вытягивается вперед, левая нога разгибается, а правая сгибается. При наклоне в правую сторону все повторяется в зеркальном отображении.
  • Сохранение после трех месяцев тонического рефлекса: лежа на спине, ребенок распрямляет конечности, а на животе сгибает их.

Если к определенному возрасту эти рефлексы не ослабевают, а в дальнейшем не исчезают, значит у ребенка выраженный гипертонус мышц. Следовательно, необходимо обращаться к врачу.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Последствия и опасность

Чем же так опасен гипертонус, если его возникновение обусловлено самим положением плода? Физиологический гипертонус проходит после трех месяцев бесследно. Патологический гипертонус обусловлен поражением тканей мозга, которые отвечают за состояние мышц. Такие нарушения возникают при повышенном внутричерепном давлении, перинатальной энцефалопатии, повышенной возбудимости и других патологиях.


гипертонус мышц

Если после трех месяцев гипертонус у детей сохраняется, последствия, при отсутствии лечения плачевны. Отсутствие регулирования тонуса мышц скажется на дальнейшем развитии ребенка:

  • Нарушение координации движений;
  • Формирование неправильной походки;
  • Неправильное формирование осанки;
  • Отставание в развитии, особенно двигательных навыков;
  • Нарушение речи.

Гипертонус ног

Особенно опасно если у ребенка возникает сильный гипертонус ног. Он влияет на скорость развития двигательной активности. Малыши с таким диагнозом позже начинают и . Для малышей с гипертонусом ног особенно противопоказано применение и . Эти приспособления усиливают состояние напряжения мышц ног и позвоночника за счет неравномерного распределения силы тяжести. Нагрузка увеличивается именно на мышцы таза и позвоночника.

Гипертонус рук

Гипертонус рук выражается в сопротивлении мышц при отведении ручек от груди, сильно сжатых кулачках. Такое состояние чаще всего наблюдается при физиологическом гипертонусе. Однако длительное сохранение напряженности в мышцах должно обеспокоить родителей ребенка.

См видео:

Лечение

Правильное и своевременное лечение гипертонуса проводится исключительно врачом специалистом — детским невропатологом. Все процедуры назначаются только лечащим врачом. Чем раньше начать лечение, тем лучше и быстрее появятся положительные результаты.

Существует несколько приемов и направлений в медицине позволяющий снять гипертонус:

  1. Расслабляющий массаж.
  2. Лечебная физкультура.
  3. Электрофорез.
  4. Парафиновые аппликации (теплолечение).
  5. Плавание.
  6. Медикаментозное лечение.

Как видно из списка чтобы убрать гипертонус лекарства применяются в последнюю очередь. Это препараты, расслабляющие мышцы, снижающие их тонус и мочегонные средства для снижения уровня жидкости головного мозга. Дополнительно к массажу может назначаться дибазол и витамины группы В.

Массаж

Массаж при гипертонусе можно проводить самостоятельно в домашних условиях начиная с двухнедельного возраста. Естественно, сначала надо проконсультироваться со специалистом по детскому массажу и получить у него инструкции и рекомендации по проведению массажа. Всего проводится десять сеансов, которые через полгода лучше всего повторить еще раз.

Массаж состоит из трех видов приемов воздействия: поглаживание, растирание и покачивание:

  1. Тыльной стороной ладони поглаживаем поверхность рук, ног и спины. Можно чередовать поверхностное поглаживание пальцами с обхватывающим поглаживанием всей кистью.
  2. Круговое растирание кожи. Малыша укладывают на животик и пальцами совершают круговые растирания штриховыми движениями снизу вверх. Затем то же проделывают с конечностями, перевернув ребенка на спину.
  3. Взять малыша за кисть руки и слегка потряхивать ее. При этом следует руку обязательно придерживать в области предплечья. Провести процедуру с обеими руками и ногами.
  4. Взять малыша за ручки повыше запястья и ритмично покачать руки в разные стороны.
  5. Ножки ребенка обхватить за голени и покачать.
  6. Закончить массаж плавным поглаживанием рук и ног.

При гипертонусе нельзя применять глубокое разминание мышц, похлопываний и рубящих приемов. Все движения должны плавными и расслабляющими, но ритмичными.

Видео: как делать массаж при гипертонусе

Ванны

Отличным средством для снятия гипертонуса являются травяные ванны. Вода сама по себе обладает расслабляющим свойством, а в сочетании с травами становится великолепным средством при гипертонусе. По очереди в течение четырех дней проводят теплые ванны с корнем валерианы, листом брусники, пустырником и шалфеем. Один день делается перерыв, повторяют процедуры снова и так 10 дней. Отличным расслабляющим действием обладают и хвойные ванны.

Тонус матки на ранних сроках беременности — вполне распространенное явление, с которым сталкивается как минимум половина мамочек. С одной стороны, это может означать обычную реакцию органа на те или иные действия, с другой — может стать предвестником серьезной угрозы для плода. Укажут на то, опасен ли конкретно в вашем случае тонус матки при беременности, симптомы в 1 триместр, о которых стоит знать каждой женщине.

Читайте в этой статье

Тонус матки: что это такое?

Если к неприятным ощущениям добавились кровяные выделения — срочно вызывайте скорую помощь! Не оставляйте без внимания и схваткообразные боли, ведь они также требуют незамедлительного вмешательства. Если состояние не критическое, рекомендуется в любом случае обязательно обратиться к врачу для установления диагноза и назначения лечения, если в нем есть необходимость.

В зависимости от состояния и факторов, приведших к нему, женщине может потребоваться либо медикаментозное лечение, либо же госпитализация с соблюдением постельного режима. В любом случае, главное при выявленном гипертонусе — покой и исключение раздражающих причин, вызывающих волнения и стрессы.

Чем опасен гипертонус матки

Гипертонус матки при беременности, симптомы которого могут остаться и совершенно незамеченными женщиной, при своевременном обращении к врачу редко заканчивается плачевно. Но игнорировать даже малейшую угрозу нельзя! В третьем триместре это может привести к преждевременным родам, а вот в первом закончиться непроизвольным выкидышем.

При зачатии же такое состояние женского органа приводит к проблемам с имплантацией плодного яйца в эндометрий, то есть оплодотворенная яйцеклетка не может внедриться в эндометрий матки для дальнейшего развития. Или же уже готовый плод просто отторгается. В этом случае врач констатирует самопроизвольный выкидыш.

Даже если выкидыша удалось избежать, гипертонус матки на ранних сроках беременности не меньше угрожает плоду. Ведь из-за увеличившейся нагрузки на органы малыш может недополучить полезные питательные вещества, в связи с чем вероятна задержка в росте. Не менее угрожающей окажется и гипоксия, при которой плоду поступает кислород в недостаточном для нормального существования и развития количестве.

Как происходит диагностика тонуса матки на ранних сроках

Признаки тонуса матки на ранних сроках беременности чаще всего устанавливает врач при осмотре, если до этого сама беременная ничего не подозревала. Гинеколог определяет состояние с помощью пальпации, но обязательно назначает дополнительное обследование на УЗИ. Именно так будет точно понятно, в каком состоянии находится мускулатура матки. В современных клиниках есть и специальные приборы, выявляющие патологию. Тем не менее, выявить тонус матки на ранних сроках беременности, симптомы которого бывают очевидными, намного легче, чем установить причину, приведшую к нему.

Методы лечения тонуса матки и профилактика его проявления

Если женщина почувствовала начинающийся гипертонус матки во время беременности, признаки не должны ее сразу напугать. Иначе она сама себе будет ухудшать состояние, увеличивая нагрузку от волнения на органы и плод.

Для начала следует выполнить простые действия:

  • удобно лечь и расслабиться;
  • погладить животик, поговорить со своим малышом;
  • выкинуть из головы любые мысли, которые вызывают тревогу, панику, раздражение;
  • исключить на время половую жизнь.

Что касается профилактики, то будущей мамочке, в первую очередь, нужно настроиться на позитив, верить, что ее беременность пройдет замечательно, а малыш родиться здоровым и счастливым. Во-вторую очередь, рекомендуется соблюдать нормальный

Нормальная сократительная способность мышц обеспечивает гармоничное физическое и психическое развитие ребенка. Тонус мышц у грудничка может быть физиологическим и патологическим. К физиологическим состояниям относится повышенный тонус мышц в первые недели после рождения. Далее тонус должен нормализоваться. Если у ребенка спустя две недели от рождения по-прежнему наблюдается повышенный мышечный тонус, такое явление называют гипертонусом и относится к разряду патологических состояний.

Гипертонус мышц новорожденного – явление объяснимое. Внутри утробы ребенок находился в скованном состоянии. Его конечности были плотно прижаты к телу, не было места для движения.

После рождения тело малыша постепенно привыкает к новым условиям. В течение первых двух недель мышцы постепенно расслабляются, конечности приходят в новое состояние. Однако если у малыша имеются поражения ЦНС различной степени тяжести, головной мозг не сможет полноценно контролировать мышечную деятельность. В этом случае состояние мышц будет отклоняться от нормального.

Сохранение гипертонуса в течение первого месяца жизни должно послужить поводом для обследования ребенка у невролога.

Возрастные нормы

Нормальным считается следующее развитие ситуации.


Заподозрить патологию можно уже с рождения. Проблемы с ЦНС часто выражаются в синдроме гипертонуса мышц. У таких детей все движения скованы, разведение нижних конечностей – не более чем на 45 о. Ручки и ножки твердо прижаты к туловищу, а пальцы рук невозможно разжать.

Что должно насторожить

Синдром гипертонуса препятствует дальнейшему развитию ребенка, нарушается формирование суставов и связок. Сохранение состояния может привести к нарушению моторики, двигательной активности и формирования позвоночника, осанки.

Если после первого месяца жизни гипертонус мышц у младенца сохраняется, в дальнейшем он имеет следующие признаки.

  1. Ребенок беспокойно себя ведет, плохо спит, просыпается менее чем через час и часто плачет.
  2. Малыш обильно срыгивает после каждого приема пищи.
  3. Во время сна ребенок выгибает спинку и запрокидывает голову . Это является характерной чертой для гипертонуса. При этом его руки и ноги согнуты и прижаты к телу.
  4. Во время истерики ребенок напряжен и изгибается. В нервном состоянии отмечается дрожание подбородка.
  5. Младенец способен удерживать голову в вертикальном положении с рождения.
  6. При разведении ножек в стороны ощущается сильное мышечное напряжение. При повторной попытке напряжение усиливается. Ребенок сопротивляется, протестует криком.
  7. В вертикальном положении малыш не опирается о поверхность всей стопой, стоит на носочках.

Имеющиеся признаки гипертонуса должны побудить родителей обратиться за консультацией к неврологу.

При осмотре врач выявляет наличие или отсутствие у ребенка определенных рефлексов и их соответствие возрастной норме.

  1. Рефлекс ходьбы. В вертикальном положении малыш стремится делать шаги. В норме эта способность пропадает после 2-месячного возраста.
  2. Симметрия рефлексов. В положении лежа на спине подбородок ребенка прижимается к груди. При этом наблюдают за поведением конечностей – должно происходить сгибание рук и разгибание ног. При наклоне головы вправо наблюдается выпрямление конечностей с правой стороны и напряжение с левой. При повороте головы в другую сторону все происходит с точностью наоборот. Этот рефлекс должен исчезнуть после 3 месяцев.
  3. Способность к тонусу. В положении лежа на животе малыш должен поджать конечности. В положении лежа на спине происходит расслабление рук и ног. После трех месяцев способность исчезает.
  4. При осмотре новорожденного врач располагает ребенка на руке лицом вниз. В этой позе у малыша должно наблюдаться сокращение рук и расслабление ног. Голова и спина при нормальном состоянии должны вытянуться в одну линию.

Родители могут обнаружить симптомы самостоятельно. При подозрении на нарушения им стоит обратиться к врачу . Невролог сможет определить наличие или отсутствие диагноза и установить его разновидность.

Характер нарушений

Мышечный тонус может быть как повышенный, так и пониженный. Иногда наблюдается дисбаланс – сочетание первого и второго. Другими словами, одновременно может присутствовать повышенный тонус мышц рук и пониженный тонус нижних конечностей, или наоборот. Этот симптом называется дистонией.

При асимметрии мышечный гипертонус имеет место только с одной стороны. Такое состояние еще называют кривошеей. Ребенку придают положение лежа на животе и осматривают со спины. При асимметрии голова повернута в сторону той половины тела, где проявляется гипертонус. С этой же стороны наблюдается изгиб спины и напряжение рук.

Гипотония также считается нарушением. Это явление имеет обратные гипертонусу симптомы, проявляется в вялости и нарушении двигательной активности.

Мышечный гипертонус и гипотонус могут проявляться не системно, а в отдельных частях тела. При этом наблюдается снижение или повышение тонуса мышц только рук, ног или спины.

Нарушение мышечного тонуса не является самостоятельным заболеванием, а свидетельствует о других, более серьезных патологиях нервной системы. Именно поэтому симптомы гипертонуса не должны оставаться без внимания. При обнаружении синдрома ребенка нужно всесторонне обследовать. При этом делается УЗИ головного мозга, а в редких случаях – томограмма.

Возможные причины

Причины поражения ЦНС могут крыться как в проблемах, связанных с беременностью, так и в осложнениях в процессе родов.

Перечень возможных причин поражения ЦНС у ребенка, вызвавших нарушение тонуса мышц:

  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • неправильный образ жизни беременной женщины;
  • прием лекарственных препаратов матерью во время беременности;
  • резус-конфликт будущей мамы и плода;
  • полученные ребенком травмы во время родов;
  • генетическая несовместимость родителей;
  • неблагоприятная экологическая ситуация.

Наличие этих факторов может лишь косвенно подтвердить присутствие у ребенка симптома гипертонуса.

Лечение должно быть направлено не только на исправление мышечной дистонии, но и на выявление и устранение основной причины, вызвавшей состояние.

Способы лечения

При лечении нарушения тонуса мышц в первую очередь используются немедикаментозные методы:

  • массажные техники;
  • водные процедуры (купание в травяных настоях валерианы, пустырника, шалфея, исключая ныряние);
  • гимнастические упражнения, за исключением динамической гимнастики;
  • физиопроцедуры;
  • остеопатические техники.

При назначении лекарственных средств подбираются те, которые способны улучшить мозговое кровообращение, наладить обменные процессы и снизить мышечное напряжение.

За незначительными нарушениями могут скрываться серьезные причины. Гармоничное развитие ребенка должно распространяться во всех плоскостях. Отклонение в одной сфере может повлечь за собой нарушение в другой области. Тревожные симптомы изменения мышечного тонуса не должны оставаться без внимания. На осмотре врач сможет определить, в каком направлении двигаться дальше, какое обследование и лечение может потребоваться ребенку.

Конспекты – младшая группа Чтение потешки «Наши уточки с утра». Цель - страница №1/1

Конспекты – младшая группа
Чтение потешки «Наши уточки с утра».
Цель: совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учит детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

Ход:

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки и беседует с детьми по их содержанию: выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (картинка). Проснулись, закрякали: «кря-кря-кря». Как закрякали уточки?» (хоровой и 3-4 индивидуальных ответа.)

Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова: выглянуло…солнышко, проснулись…уточки, проснулись и... закрякали.

Педагог продолжает рассказ: проснулись и гуси (картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: га-га-га. Как гуси кричат? Куда они идут?

Выглянуло солнышко, проснулся индюк. Вот он, какой этот индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: бал-бал-бал. Как индюк сам с собой разговаривает?

И курочки проснулись (картинка): ко-ко-ко, говорят. Вот мы, ко-ко-ко. Кто проснулся? Как вы догадались, что курочки проснулись?»

Затем педагог читает потешку «Наши уточки с утра…». Он повторяет потешку 1-2 раза, поощряя попытки малышей повторять звукоподражания.

Чтение потешки «Пошел котик на Торжок»
Цель: познакомить детей с народной песенкой «Пошел котик на торжок»

Ход:

Воспитатель показывает детям игрушечного кота. Малыши рассматривают игрушку, а педагог читает потешку: «Пошел котик на торжок…» и называет имя присутствующего на занятии ребенка «Самому ли есть, либо Сашеньке снесть? Я и сам укушу, да и Сашеньке снесу». (Сашенька «принимает» подарок, благодарит кота.)

Педагог читает потешку еще 3-4 раза, адресуя ее всем детям или кому-то персонально.

Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку, Купил котик булочку.

Самому ли есть, либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу, да и Бореньке снесу.

Заканчивая, воспитатель предлагает малышам сказать котику что-нибудь хорошее, покормить его, поиграть с ним.


Чтение потешки «Огуречик, огуречик…».
Цель: познакомить детей с новой потешкой «Огуречик, огуречик», помочь запомнить её.

Ход:

Воспитатель просит детей вспомнить, как вели себя козлятки, догадавшись, что за дверью волк.

«Хорошо, что козлятки были не только умными, но и послушными, - говорит воспитатель. Мама не разрешала козляткам открывать дверь волку, и они не нарушили обещания. А вот огуречик… Огуречик пытался один убежать на другой конец грядки. А там мышка живет. «Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик – там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

Воспитатель повторяет потешку. Затем предлагает детям поиграть. Он выбирает малышей на роль мышки и огуречика. Педагог читает потешку (ему помогают малыши), а огуречик тихонечко приближается к мышке. Мышка выскакивает из норки, огуречик убегает. Игра повторяется с другими детьми.

Русская народная песенка «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Цель: познакомить детей с песенкой – присказкой, учить внимательно, слушать её, повторять слова за воспитателем.

Ход:

Воспитатель читает детям песенку «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Дети знакомы с первой частью песенки, а вторую ее часть слышат впервые.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу во серебряную.

Труба точеная, позолоченная,

Песня ладная, сказка складная.

После чтения повторяют за воспитателем слова песенки.
Петушок и курочка

Цель: познакомить с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке и курочке, формировать познавательную активность, воспитывать гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».

Оборудование: картинки петушка, курочки, компьютер, диск «Нескучная азбука»

Воспитатель: дети кто поет «кукареку»? Рано встает, деткам спать не дает? (имитирует голосом крик петушка.)

Петушок! Позовем его: «Петушок, петушок! Иди к нам!» Не идет. А вы помните стихи про петушка? Мы расскажем, петушок услышит и придет.

Масляна головушка, шелкова бородушка.

Деткам спать не даешь!

Позовем петушка! Петушок, золотой гребешок, иди к нам! (перед детьми возникает изображение петушка, дети рассматривают его. Обращает внимание детей на особенности птицы: у него есть гребешок, перышки, клюв, лапки. Кого зовет петушок, как вы думаете?

Правильно, курочку! (появляется курочка)

Ко-ко-ко! Вот какая курочка! Клювик, лапки. Как она кудахчет? Кудах-тах-тах! (воспитатель побуждает детей повторить звукоподражание).

Воспитатель: Наши курочки в окно:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

А как Петя-петушок

Ранним утром по утру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Дети рассматривают курочку и петушка, находят различия.

Петушок, курочка и цыплята

Цель : продолжить знакомить с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке и цыплятах.

Оборудование: игрушки – цыплята, курочка, петушок; компьютер, диск «Нескучная азбука».

Ход:

Воспитатель: Курочка – тараторочка по двору ходит,

Хохолок раздувает, малых деток созывает: ко-ко-ко.

Кого зовет курочка? (цыпляток) перед детьми появляются цыплята.

Дети, посмотрите какие цыплята! Маленькие, желтенькие, пушистенькие! Как они пищат? Дети произносят звукоподражание: пи-пи-пи, курочку маму зовут.

Воспитатель: дети как курочка зовет своих цыпляток? (ко-ко-ко). Правильно, а как цыплята пищат? (пи-пи-пи). Что такое, почему пищат так громко цыплята? Что они хотят? (дети отвечают)

Перед детьми появляется курочка:

Курочка-рябушечка, куда ты пошла? - На речку!

Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

За водичкой!

Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить?

Пи-пи-пи!

Появляется петушок. Стал он курочку звать.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Через лес за реку покричи «ку-ка-ре-ку».

Дети помогают позвать курочку: ку-ка-ре-ку! Услыхала курочка, как зовет ее петушок, и пришла, принесла полное ведерочко водички (ставит игрушечное ведерко перед курицей).
Коровка и бычок

Цель : закрепить и расширить знания о домашних животных и их детёнышах; воспитывать гуманное отношение к животным – «братьям нашим меньшим», используя яркое фольклорное слово, используя яркое фольклорное слово, ввести в активный словарь однокоренные слова, учить использовать словосочетания, характерные для колорита народной поэзии (коровушка-матушка, коровушка-кормилица, коровушка-буренушка).

Оборудование: картинки: коровка, бычок; компьютер, «Нескучна азбука».

Воспитатель показывает картинку и спрашивает: Кто здесь изображен? (дети отвечают). Правильно, коровка! Посмотрите, дети, что у коровы на голове? (дети отвечают). Правильно рога. А какого цвета коровка? (дети отвечают). Правильно, белая с черными боками. Как она мычит? (дети произносят звукоподражание). Далее рассматривают теленка, отмечают его особенности. Теленок-бычок – сынок коровушки-матушки. Как мычит большая коровушка и как мычит теленочек? (дети произносят звукоподражания, меняя силу голоса и его высоту). Воспитатель предлагает подойти к столику и погладить теленочка, рассмотреть его поближе, неоднократно произносит слово бычок.

Бычок, бычок, смоляной бочок,

Бодучие рожки, резвые ножки!

Видите, сам бычок белый, а бочок черный, как смола, поэтому его и назвали «смоляной бочок», а на голове у него рожки. Где у бычка рожки? Вот они! (показывает на голову теленка.) Скачет бычок на травке, резвится. У него резвые, длинные ножки. Корова пасется на травке, она принесет к вечеру молоко. Молоко вкусное, полезное. Летом много зеленой, сочной травки! Коровушка очень любит зеленую травку. Каждое утро хозяйка провожает её на лужок пастись. Солнышко, небо голубое, цветы на лугу коровушку встречают.

Ты, коровушка, ступай в чисто поле погуляй!

А вернёшься вечерком, нас напоишь молочком!

Воспитатель повторяет потешку - песенку о коровке. Используя вопросы, активизирует речь детей. Приглашает поиграть с игрушками детей.

Пастушок и коровки

Цель: расширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, ввести новое слово «пастушок», объяснить его смысл, разыграть сценки с помощью игрушек, используя фольклорные тексты.

Оборудование: игрушечные коровки, кукла – пастушок, компьютер, диск «Нескучная азбука».
Воспитатель показывает куклу – пастушок и рассказывает: это пастушок, он пасет на лугу коровок, чтобы они не разбрелись по лесу, не заблудились, чтобы их волк не съел. Послушайте, как пастух играет на дудочке. Так он созывает коровок. Воспитатель читает потешки в процессе разыгрывания сюжета:

Рано, рано поутру пастушок: ту-ру-ру-ру!

А коровки в лад ему отвечают: му-му-му!

Каждое утро пастушок играет на дудочке, а коровки слышат и идут к пастушку. Но однажды вот что случилось: потерял пастух дуду. Да, нужно коров собирать, на дудочке играть, а дудочки-то нет! Ищет пастушок дудочку (воспитатель разыгрывает сценку поиска, предлагает детям помочь пастушку найти дудочку. Дети находят дудочку.)

А я дудочку нашла, пастушку я отдала!

Ну-ка, милый пастушок, ты спеши-ка на лужок!

Там Буренка лежит, на ребяток глядит,

А домой не идет, молока не несет!

Надо кашу варить, кашей деток кормить.

Воспитатель выдвигает вперед пастушка и играет на дудочке: ту-ру-ру, всех коровок к себе зову! Дети приносят своих коровок к пастушку. Пастушок договаривается с ребятами: они сами будут пасти коровок. Но как только он, пастушок, заиграет на дудочке, дети приводят к нему коровок. Дети расходятся с коровками по всему пространству комнаты.

Ты, коровушка, ступай, в чисто поле погуляй

А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Пастушок трубит, созывает коровок, дети ведут их домой.
Чтение потешки «Баю-баю, за рекой…»

Цель: вызвать интерес к фольклору, объяснить содержание поэтического произведения, привлечь к инсценировке по потешке, научить выполнять действия в соответствии с текстом.

Оборудование : кукла Андрюшка.

Воспитатель вносит куклу-мальчика, предлагает детям с ним познакомиться и поиграть в хороводную игру «Каравай».

Воспитатель: Андрюше пора идти спать. Уже стало поздно, солнышко тоже ушло спать. А спит солнышко за речкой. Давайте солнышку споем колыбельную:

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой. (2 раза)

Солнышко уснуло и Андрюша пошел спать. Вдруг из леса выскочили зайчатки - ребятки.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Зайки стали шумно играть в хоровод. Дети вновь играют в игру «Каравай».

Заиньки, заиньки, не пора ли баиньки?

Вам под осинку, Алеше – на перинку.

Зайчики успокаиваются, садятся на стульчики и затихают. Зайчики уснули, я спою песенку Андрюше, и он тоже уснет, помогите мне.

Дети имитирует качание кукол на руках, воспитатель качает куклу и поет.

Баю – баю, Лешенька,

Засыпай скорешененько! (3 раза)

Игра-развлечение по потешке «Бу-бу, я рогатый»

Цель: вызвать интерес к фольклору, учить понимать содержание поэтического произведения, развивать эмоциональную сферу.

Оборудование : игрушка бибабо коза, ширма настольная, компьютер, диск «Нескучная азбука».

Из-за ширмы появляется коза.

Коза: Бе-е-е, я коза рогатая пришла к вам в гости!

Воспитатель:

Бу-бу, я рогатый, бу-бу, я хвостатый.

Бу-бу, я ушастый, бу-бу, очень страшный,

Бу-бу, испугаю! Бу-бу, забодаю!

Воспитатель читает медленно, ждет, когда большая часть детей включится в игру. После слов «забодаю» воспитатель выходит из-за стола и догоняет детей, которые разбегаются по группе.

Чтение потешки «Как у нашего кота»

Цель: вызвать интерес к фольклору, учить концентрировать внимание, способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки.

Оборудование: мягкая игрушечная кошка, компьютер, диск «Нескучная азбука».

Ход:

Из-за двери слышится «Мяу, мяу!». Воспитатель: это кто к нам пришел? Как её зовут? (выглядывает за дверь и приносит игрушку.) Дети, кто это? (дети отвечают).

Как она кричит? (дети произносят звукоподражание). Она просится к нам в гости.

Приходи, котя – котенька - коток, котя острый коготок.

Вот тебе коврик, ложись на него, (гладит игрушку.)

Как у нашего кота шубка очень хороша!

Давайте погладим котика и вместе со мной скажем: как у нашего кота шубка очень хороша. А что есть у котика на голове? (дети отвечают)

Как у котика усы удивительной красы. Покажите, какие длинные усы у котика? (дети показывают усы). Какие усы у котика? (дети отвечают).

А что еще есть у котика на голове? (дети отвечают). Глаза смелые. Какие глазки у котика? (дети отвечают). А что есть у котика во рту? Чем он может кусаться? (дети отвечают).

Посмотрите, какие белые у него зубки. Чем мы угостим котика? (дети отвечают). Вот тебе, котик, тарелочка с молоком. Поешь молочка, а мы про тебя стишки почитаем:

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

Занятие переходит в игру с кошкой.


Чтение потешки «Еду – еду к бабе, к деду»

Цель: вызвать интерес к фольклору, учить концентрировать внимание. Включаться в игровые действия, предложенные воспитателем, способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки.

Оборудование : лошадки – каталки, персонажи кукольного театра – дед да баба, кукольный домик

Ход:

Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке и дедушке. Отвезем им подарки – платок и поясок, (показывает подарки). На чем же поедем в гости к бабе и деду? (предлагает их подойти к лошадкам).

Но! Поехали! Цок – цок – цок. Едем – едем! (подражая воспитателю, дети ритмично постукивают то левой, то правой ногой сидя на стульях) Воспитатель имитирует голосом цоканье лошадей, то быструю, то медленную езду. Побуждает детей к веселью, радостному общению.

Еду – еду к бабе, к деду!

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке на одной ножке.

В старом лапоточке по рытвинам, по кочкам.

Едем! Едем! Едем! Динь! Динь! Стоп!

Все прямо и прямо. Все прямо и прямо.

А потом вдруг…в ямку! Бух!

Дети приезжают в гости к бабе и деду. Подходят к домику. Воспитатель стучит в дверь.

Дедушка, бабушка, дома ли вы? Детей встречают бабушка и дедушка, дети дарят им подарки. Просят повторить потешку от начала до конца. Затем прощаются, садятся на стульчики и уезжают на лошадках.


Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр»

Цель : учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

Материал: красочные иллюстрации к сказке

Ход:

Воспитатель проговаривает малышам потешку, сопровождая слова движениями:

Ручки мыли? Мыли. А ушки мыли? Мыли.

Носик мыли? Мыли. А щёчки? Тоже мыли.

Всё помыли, ничего не забыли.

А теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Раз вы умылись, тогда подружитесь с Мойдодыром. Знаете, кто это такой? Нет!? Тогда садитесь удобно и слушайте сказку К.Чуковского «Мойдодыр».

Чтение сказки «Мойдодыр». Воспитатель сопровождает чтение показом иллюстраций.

Как называется это сказка? Ее написал Корней Иванович Чуковский. О ком рассказывается в сказке? (О мальчике - грязнуле и мойдодыре). Расскажите, что случилось с мальчиком. Почему? Каким он был? Как о нём говорил Мойдодыр? (Ах ты, гадкий, ах ты грязный, неумытый поросёнок…»)

Кто заставил грязнулю умыться? (крокодил) Как он сказал? (уходи-ка ты домой, говорит, - Да лицо своё умой, - говорит…)

Давайте все скажем слова Мойдодыра: надо, надо умываться.

Вам какой мальчик больше нравится: каким он был вначале или каким стал потом?

Сначала он был…, а потом стал…

Все от него…, а когда умылся…

Грязнулю никто…, а чистым все…

Грязь – это…, а чистота…

Наши дети всегда будут чистыми и не будут грязнулями. Воспитатель предлагает детям вымыть руки с проговариванием потешки «Водичка, водичка».

Озакомление с малыми фольклорными формами

Цель : продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку «Расти, коса до пояса»; учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки, упражнять в ритмичном и выразительном признесении текста в народной игре «У медведя во бору», воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материал : расчески, шапочки для мишки, картинки животных.

Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково называют. Как ласково называют вас ваши мамы? Мамы хотят, чтобы их дети всегда были весёлыми, ели, спали, любили умываться, причёсываться. Вот наши дочки (воспитатель показывает на кукол, предлагает каждому ребенку взять куклу). Чтобы дочки не плакали, когда мы их умываем, потеши дочек, повеселим потешкой (дети за воспитателем повторяют знакомую потешку «Водичка, водичка…», изображая процесс умывания кукол).

Умыли мы кукол, теперь причешем. Мамы причесывают дочек и проговаривают. Послушайте, как я буду говорить:

Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.

Расти косынька до пят – все волосыньки в ряд.

Расти коса, не путайся, дочка маму слушайся.

Потешку говорят ласково, нежно. Воспитатель приглашает детей повторить потешку, причёсывая кукол.

Причесали и потешили потешкой дочек. Не плакали куклы? Вот и хорошо. Посадите их отдохнуть.

Посмотрите, дети, сколько разных картинок. Я загадаю загадки, а вы найдите картинки и покажите. Слушайте загадки внимательно, не спешите отвечать, сначала подумайте, про кого я скажу.

Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живёт под крылечком, а хвостик колечком


Острые ушки, на лапках подушки. Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «У медведя во бору», обращает их внимание их внимание на интонационно выразительное проговаривание текста в игре.

Чтение стихотворения А. Кондратьева «Метель»
Цели: учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует.
Материал : яркие красочные иллюстрации с изображением зимней природы, рисунки «Летят снежинки», «Снегопад»; вырезанные из бумаги снежинки, игрушка медвежонок, листы бумаги, карандаши.
Ход:

Дети, этого маленького медвежонка я встретила на дорожке и очень удивилась. Все медведи зимой что делают? (спят в берлоге, лапу сосут).А этот малыш медвежонок – наоборот. Он проснулся, вышел из берлоги и впервые увидел зиму. Он не знает, что это зима, не видел снега. Расскажите медвежонку о зиме.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации зимней природы.

Зима какая? (белая, холодная, идет снег, красиво вокруг.) Что зимой бывает? (лед, снег, мороз, Новый год, Дед Мороз, подарки, елка)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть снежинки, поощряет высказывания о них: острые, красивые, есть уголки, кружевные, легкие.

Что умеют делать снежинки? (летать, падать).

Возьмите свои снежинки, давайте покружимся. – Воспитатель предлагает выполнить упражнение «Кружатся снежинки». Дети поднимают снежинки и тихо кружатся по комнате. На слова «Ветер дует» дети бегут в одну сторону гурьбой. На слова «Снежок на землю падает, ложится» дети опускают снежинки на пол.

Воспитатель предлагает детям сесть в кружок, затем читает стихотворение «Метель»:

Кружится и хохочет метель на новый год;

И весело деревьям, и каждому кусту.

Снег опуститься хочет, а ветер не даёт.

Снежинки, как пушинки, танцуют на лету.

Веселое это стихотворение или грустное? Что делают снежинки? Когда снежок тихо падает, говорят «снег падает» (воспитатель показывает детям рисунок). А когда дует ветер и летит снег, говорят «метель» (показывает рисунок). Читает ещё раз стихотворение. Метель кружится и хохочет, наверное, потому что Новый год такой весёлый праздник! Давайте весело расскажем стихотворение, чтобы Мишутка тоже запомнил его и рассказал своей маме, которая спит в берлоге.
Ознакомление с малыми фольклорными формами
Цели : познакомить детей со значением и содержанием потешки - заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты, мороз-мороз…»; помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз»; объяснить значение считалки – выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.
Материал : игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы».
Ход:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки по темам «Зима», «Зимние забавы», поощряет высказывания детей об их зимних играх.

Зимой дети на улице все время двигаются, чтобы не замёрзнуть. Какая погода зимой? (холодная. Мороз - значит, морозная. Снег – значит, снежная.) Есть такая поговорка: «Береги нос в большой мороз», а то, что может случится? (дети проговаривают поговорку несколько раз.)

Холодно на дворе. Надо песенку спеть морозу, чтобы он не морозил людей, чтобы потеплело и дети смогли гулять. Люди всегда пели песни морозу, чтобы он не злился, был добрым.


Ты, мороз-мороз-мороз, не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.

Мы саночки возьмём и на улицу пойдём.

Сядем в саночки - самокаточки.

Да с горы-то – ух!.. В снег пушистый – бух!
Давайте скажем ласково: «Морозушко! Послушай нашу песенку, мы для тебя её поём!» (Дети вместе с воспитателем становятся в круг и несколько раз проговаривают потешку-закличку.)
Дети, смотрите, зайчик сидит тихонько и мерзнет. Скажем ему поговорку: «Берегу нос в большой мороз». Зайке холодно сидеть, пусть с нами поиграет. Для игры надо посчитаться, чтобы никому не было обидно. Сегодня я посчитаю. На ком остановлюсь, тот и будет ловишкой:
Мы собрались поиграть. Ну, кому же начинать?

Раз, два, три, начинаешь ты.


Воспитатель помогает детям усвоить правила считалки и организует игру с зайцем «Ловишки».

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «С новым годом!». Рассказывание из личного опыта на тему «Новогодние праздники»
Цель : учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения передавать интонацией радость, торжество.
Материал: иллюстрации на тему «Новогодний праздник», ёлочные игрушки, искусственная ёлочка, маски.
Ход:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации, поговорить о празднике.

Какой праздник у нас был?

Это был весёлый или грустный праздник? Почему весёлый?

Кто приходил к нам на праздник?

Расскажите про Деда Мороза. Каким он был? Что делал?

Как дома вас поздравляли с Новым годом?

Воспитатель, используя приём сопряжённой речи, поддерживает у детей желание высказаться, участвовать в разговоре. Дети могут рассказать стихи, которые они выучили к новогоднему празднику.

Вы уже знаете много стихотворений о новогоднем празднике. Послушайте ещё одно.

Воспитатель читает читает стихотворение. Проводит беседу.

О ком это стихотворение? Кто принёс нам ёлку? Как говорится в стихотворении? Что на самой верхушке ёлки? Как горит звезда? (Воспитатель побуждает детей отвечать словами из текста).

Сколько углов у звёздочки? Пять углов, как пять крыльев. Пятикрылая звезда.

Послушайте, я ещё раз расскажу стихотворение. Кто хочет, может рассказать со мной. Вы малыши, и ёлочка у нас тоже маленькая. Хотите её нарядить? Кто расскажет стихотворение, украсит игрушкой нашу ёлочку.(дети рассказывают стихи и наряжают ёлочку)

Воспитатель предлагает детям стать вокруг ёлочки в круг, надеть новогодние маски и в хороводе повторить стихотворение ещё раз, сопровождая слова\ движениями.

С новым годом! Сновым годом! Здравствуй, дедушка мороз!

Он из леса мимоходом ёлку нам уже принёс.

На верхушке выше веток загорелась, как всегда,

Самым ярким, жарким светом пятикрылая звезда.

(Дети кланяются, стоя лицом к центру, изображают, как несут ёлку на плече. Дети высоко поднимают руки, показывая на звезду)

Стихотворение Я.Акима «Мама»
Цель : вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить своё отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой.

Материал : листы бумаги, краски, ваза с цветами.
Ход:

Скоро праздник 8 марта. В этот день мамам дарят подарки, рассказывают стихи, поют песни. Нужно и нам подготовится к этому празднику.

Я знаю, вы любите своих мам. Как ты, Катя, ласково называешь свою маму? А ты Коля? Какие ваши мамы? (Обо всех заботятся – значит какие? Любят, жалеют, гладят – значит, какие? Много работают – значит, какие?)

Что умеет делать мама?

Давайте подарим маме стихотворение:

Маму крепко поцелую,

Обниму её родную.

Очень я люблю её.

Мама – солнышко моё!
Как ребёнок называет маму в стихотворении? Как он покажет маме, что любит её?

Кто захочет подарить маме стихотворение, пусть поставит в вазу цветочек и расскажет стихотворение о маме.

Какой бы нам подарок ещё сделать мамам подарок? Давайте нарисуем для них солнышко. В небе солнышко, и в доме солнышко – наша мама.

У солнышка добрые лучи, а у мамы добрые руки. Лучи греют, а руки обнимают, гладят. Есть такая пословица:

При солнышке тепло, а при матери добро».

Воспитатель предлагает спеть песню о маме.


Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.
Материал: иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке.
Ход:

Отгадайте загадку: рыжая плутовка по лесу ходит, пушистым хвостом водит, курочек любит, петушков ворует. Кто это?

Какая всегда лиса в сказке? (хитрая). Её так и зовут: Лиса Патрикеевна, лиса плутовка. Она всегда всех обманывает, хитрит.

А сейчас я вам прочту сказку, в которой лиса не хитрая, а добрая и даже помогает маленькой девочке. Сказка называется «Снегурушка и лиса»

Снегурушка, так звали девочку, наверное потому, что она была беленькая, и у неё были волосы, как снег. Вот её и ласково прозвали Снегурушка.

Воспитатель рассказывает сказку, используя по ходу рассказа куклы из театра игрушек. В беседе по содержанию использует также иллюстрации.

Воспитатель рассказывает сказку, используя по ходу рассказа куклы из театра игрушек. В беседе по содержанию использует также иллюстрации.

Расскажите, как подружки пошли в лес.

Посмотрите, в каком дремучем лесу оказались девочки. Какой лес? (темный, густой, большой, страшный).

Что сделала Снегурушка, когда заблудилась?

Кто хотел помочь Снегурушке?

Почему Снегурушка не захотела ехать с медведем?

Что сказала Снегурушка не захотела ехать с медведем? Что сказала Снегурушка волку? (воспитатель поощряет использование детьми в ответах сказочных оборотов).

Расскажите, как помогла девочке лиса (в процессе ответов детей воспитатель использует приём совместного рассказывания).

Воспитатель предлагает проиграть отдельные эпизоды сказки с помощью игрушек настольного театра, помогает интонационно выразительно воспроизводить диалоги персонажей.
Ознакомление с малыми фольклорными формами:

потешка «Солнышко-вёдрышко», поговорка «Вода с гор потекла – весну принесла», считалка, загадки.
Цель : знакомить детей со значением и содержанием потешек - закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко- вёдрышко», запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла», упражнять в использовании считалок в подвижной игре; упражнять в загадывании и отгадывании загадок.

Материал: петрушка, Иллюстрации-рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели».
Ход:

Воспитатель возле окна организует наблюдение за весенней погодой и природой, помогает детям отметить сезонные перемены. Подытоживает:

Весной много солнца, все рады теплу, весело бегут ручьи. Есть такая поговорка: «Вода с гор потекла – весну принесла». (Воспитатель несколько раз с детьми повторяет поговорку, рассматривая иллюстрации.)

Пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте и мы споём песню солнышку. Станем в круг, в хоровод.

Воспитатель ведет с детьми хоровод в кругу и несколько раз повторяет закличку:

Солнышко, солнышко! Выгляни в окошечко!

Ждут тебя детки, ждут малолетки.

Солнышко-ведрышко! Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут, по камушкам скачут.

Солнышко, покажись! Красное, появись!

Завтра снова споём песню солнышку, позовём его к нам, и весна будет солнечной, теплой.

Пока мы весну встречали, солнышко приглашали, к нам Петрушка пришел. Давайте с Петрушкой поиграем в загадки. Загадайте ему загадки. А теперь Петрушка загадает вам загадки:

Чёрный, проворный,

Кричит крак,

Червячкам враг. (Грач)

Зимой в поле лежал,

А весной в реку побежал. (Снег)

Петрушка хочет с нами поиграть в догонялки. Надо посчитать, кто будет догонять. Станем в круг и скажем считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.


Заучивание стихотворения М.Клоковой «Зима прошла».
Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову.

Материал: иллюстрации на тему «Ранняя весна», шапочки воробышков; листы бумаги, краски, кисточки.
Ход:

Воспитатель приглашает детей к окну понаблюдать за первыми весенними переменами, прислушаться:

Слышите, с сосулек капает: кап-кап? Слышите, как весело чирикают воробышки? Они рады, что перезимовали. Посмотрите, какое голубое яркое небо.

Воспитатель предлагает послушать весёлое стихотворение о весне. Выразительно рассказывает стихотворение:

Воробей с берёзы на дорогу – прыг!

Больше нет мороза – чик-чирик.

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек.

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки,

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик – чирик!

Это радостное или грустное стихотворение? Чему радуется воробышек? Что он делает?

Воспитатель побуждает детей отвечать словами из стихотворения. Затем предлагает весело, радостно рассказать вместе с ним это стихотворение.

Давайте нарисуем, как прошла зима и наступает весна. Будем рисовать, и рассказывать стихотворение.

Возьмём коричневую краску – будет прыгать воробышек. (Дети рассказывают первое четверостишие и делают ритмичные движения кистью).

Что делают воробышки? (прыгают, скачут, чирикают, радуются.) (воспитатель показывает, как провести полоску-ручеек. Одновременно дети проговаривают второе четверостишие.)

Что делает ручеёк? (бежит, журчит, течёт.) Затем дети рисуют чёрточками, мазками, точками червячков и букашек.

Что делают червячки? (ползают, вылезают.)

Воспитатель предлагает детям надеть шапочки воробьёв и разыграть несколько этюдов: «Воробьи весело чирикают», «Испугались кошки», «Смотрят, нет ли опасности», «Чистят клювики».


Речевая игра «Жучок»
Цель: совершенствовать произношение детей, расширять словарный запас, развивает речевое дыхание и речевой слух, умение сочетать движение и слово.
Ход:

Воспитатель: ребята, посмотрите, летит маленький жучок (жужжит, изображая полёт жука, смотрит вместе с детьми вверх, а сам незаметно достаёт спрятанного заранее игрушечного жучка.

Прямо на ладошку

Села эта крошка!

Протягивает вперёд раскрытую ладонь, на которой лежит маленький жучок – «божья коровка».

Здравствуй, маленький жучок,

Ты, как яркий огонёк,

А на спинке точки

Черные кружочки.

Вы, малыши, знаете, как называется этот жучок? (дети отвечают). Верно, его называют божьей коровкой.

Надевает эта крошка платье красное в горошек,

И летать умеет ловко, это – божья коровка.

А давайте сейчас мы с вами станем божьими коровками. Хотите? Наши ручки сейчас мы превратим в крылышки, вот так. Наши ножки станут лапками, вот так. На голове у нас появятся маленькие усики, покачайте ими, вот так (качает головой). А ещё все жучки умеют негромко жужжать. Как? А вот: ж-ж-ж…

Речевая игра «Жучок»

Мы немного пожужжим: ж-ж-ж – дети летают, как жучки по всему залу.

На цветочкам посидим, жим-жим, жим-жим – стоят и слегка приседают.

Всюду яркие цветы, цветы, цветы! – вдыхают носом аромат цветов.

Сколько всюду красоты, красоты, красоты! – разводят руки в стороны.

А теперь нам есть пора, пора, пора! – поглаживают животы.

На обед у нас кора: ням-ням, ням-ням – активно произносят слоги, словно жуют.

Тёплый день, он так хорош, так хорош, так хорош!- поднимают руки в стороны.

Поневоле запоёшь. Запоёшь? Запоешь! – улыбаются друг другу, раскрывая ручки.

Мы споём свою жужжалку: жу-жу-жу – поют.

А теперь нам спать пора – потягиваются.

Будем спать мы утра, тс-с-с-с – зевают и ложатся на ковёр, закрывают глаза, руки по щеку.

Повторение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки».
Цель : вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А.Барто; формировать положительное отношение к поэзии.

Оборудование : яркая книжка «Игрушки» А.Барто; игрушки по числу детей: зайчики, мячики, мишки, лошадки, козлята, котята.

Ход:

Воспитатель привлекает детей к яркой книжке, предлагает вместе рассмотреть её.

В этой книге стихи об игрушках. Вы тоже их знаете. Давайте сейчас их расскажем. Сначала воспитатель показывает детям картинку, просит назвать игрушку, рассказать, какая она, что делает или, что умеет делать. Затем взрослый ритмично и выразительно начинает рассказывать стихотворение, поощряя детей рассказывать вместе с ним.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, где под салфеткой лежат заранее приготовленные игрушки, помогает каждому выбрать игрушку и встать всем в кружок.

Посадите игрушки на пол перед собой. Игрушки хотят, чтобы мы рассказали о них стихи. Мишка просит рассказать о нем. Дети поднимают на руки мишек и рассказывают стихотворение «Мишка». Затем они читают стихотворение о мячике, зайке и других игрушках.

Воспитатель предлагает детям поиграть с игрушками в игровом уголке.

Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Цель : учить детей внимательно слушать сказку, воспитывать интонационную выразительность речи.

Оборудование: театр на фланелеграфе по сказке, игрушечная мышка.

Ход:

Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе. – Воспитатель показывает мышку и предлагает детям сказать, какая мышка, как назвать её по-другому.

Эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Садитесь удобнее, слушайте сказку. По ходу рассказывания сказки воспитатель показывает иллюстрации. Дети могут участвовать в рассказывании. Можно использовать театр на фланелеграфе.

Беседа после просмотра. – Дети, мышка сама вытащила репку? Назовите тех, кто ей помогал? Почему ей помогали?

Не хвастай, мышка, ведь вы трудились все вместе, а любое дело лучше делать вместе, дружно.

Дети, кто хочет поиграть в эту сказку?- воспитатель раздает персонажей сказки и предлагает повторить сказку. Обращает внимание детей на интонацию, с которой говорят персонажи.

Чтение стихотворений о животных

Цель : учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи, побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.

Оборудование: игрушки – петушок, ёжик, зайчик, зеркальце, яркие картинки с изображениями животных.

Ход:

Воспитатель привлекает детей, предложив рассмотреть яркие картинки с изображениями животных и послушать стихи о них.

По каждой картинке воспитатель задает вопросы, например: - как в сказках называют петушка? (петушок-гребешок, петушок-золотой гребешок.)

Петушок яркий, нарядный. Что у него есть? Как он поет свою песенку? Голосисто, громко. Послушайте стихотворение о петушке:

Петушок у нас горластый.

По утрам кричит он: здравствуй!

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке гребешок,

Вот какой он гребешок.

Петушок поет громко, значит, он горластый. Что есть у петушка? (воспитатель побуждает детей отвечать словами из стихотворения, сопровождая ответы жестами – показывать на ноги, на ушки, на голову). Воспитатель повторно рассказывает стихотворение, поощряя детей участвовать в рассказывании. Далее дети рассматривают картинку «Ежи».

Кто это? Мама, папа, сыночек.… У ежей иголки на спинке, значит какие они? Послушайте стихотворение о ежах.

У ежей подрос ежонок - замечательный ребенок.

Но боятся мама с папой малыша погладить лапой.

Кто подрос у ежей? Чего боятся еж и ежиха? Почему? Как же мама ежиха приласкает сыночка, если погладить его боится? Что она может ему сказать, сделать? А эта картинка о ком? Отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Воспитатель и дети рассматривают картинку. Кто это? Как сказать по-другому? Какой зайчик? Он как… (комочек пуха, шарик, пушок). Послушайте стихотворение о зайчике:

Зайка серый умывается, Видно в гости собирается.

Вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

Что делает зайчик? Покажите, как он умывается. Умылся зайка и каким стал? Воспитатель предлагает детям повторить стихотворение вместе с ним, сопровождая рассказывание движениями.

Вам понравились стихи о животных? И нашим игрушкам они очень понравились. Я расскажу вам стихотворение о другом зайчике, о солнечном. Он сыночек солнышка. В процессе рассказывания воспитатель направляет зеркальце, показывая солнечного зайчика. Дети играют с солнечным зайчиком.

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок. Скок!

Что еще почитать