Психомоторное развитие доношенного и недоношенного ребенка. Психомоторное развитие ребенка

Основными функциями нервной системы являются регуля ция всех физиологических процессов в организме и непрерыв ная адаптация его к функциям внешней среды.
Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система заклады вается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3я неде ля), в течение внутриутробного периода происходит ее интен сивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее раз витие и дифференцировка происходят под воздействием внеш ней среды до 20—25летнего возраста.

Оценка нервнопсихического развития происходит в соот ветствии с разработанными стандартами развития. На первом го ду жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожден ных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому про исходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

  1. соматовегетативный, или первые два года жизни;
  2. психомоторный, или 3—6й годы жизни;
  3. этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10й годы жизни;
  4. аффективноидеаторный этап — 11—12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возраст ных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созре вания (см. табл. 3—8).




Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувстви тельность, которая имеется у плода к концу 9й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела пло да проявляет себя уже на 14й неделе жизни, к четвертому ме сяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть време ни спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

  1. пищевых — сосательного, хоботкового и др.;
  2. опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
  3. опоры автоматической ходьбы — переступает;
  4. рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
  5. хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготов ку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у груд ных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ре бенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хвата тельного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слу ховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интел лектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать об ращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, пол зает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, форми руется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает разви ваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и дву сложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3—6м году жизни совершенствуются двигательные уме ния. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По КернуИрасеку производится оценка школьной зре лости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек — семь то чек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисо вать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наи худшая.

В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обоб щения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечи вает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает много численные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоцио нальные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, ко торое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независи мым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оцени вается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды: 1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться; 2) в 4 месяца узнает маму; 3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету; 4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками; 5) в 3 года знает свое полное имя; 6) в 4 года умеет считать; 7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия воз расту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыка ми возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Ес ли отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Оценка психомоторного развития проводится в установлен ные сроки: на первом году жизни ребенка — ежемесячно, на вто ром — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие (см. табл. 10).
Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока — о резко дисгармоничном разви тии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опереже ние или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

  1. знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
  2. если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не опре делится необходимый показатель;
  3. при задержке развития отыскивать показатель с низким уров нем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения опреде ляется темп развития.

На плановом приёме у педиатра с ребёнком до года очень часто спрашивают, что умеет, и что делает малыш. Или врач сам перечисляет навыки ребёнка, согласно его возрасту. С чем это связано и что врач таким образом выясняет. О чём говорят умения малыша на определённом месяце его жизни. Давайте попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье.

Психомоторное развитие ребенка

Психомоторное развитие детей до года

На каждом приёме с новорожденным у педиатра вы слышите одно и то же: что умеет малыш в этом месяце? Что он делает из перечисленного врачом списка? Педиатр задаёт эти вопросы не из праздного любопытства. Он выясняет психомоторное развитие новорожденного. Это проявляется в умениях крохи свершать двигательную активность, жесты согласно возрасту.

Давайте рассмотрим психомоторное развитие младенца коротко по месяцам:

1 месяц характеризуется:

  • имеются рефлекторные действия;
  • ребёнок прислушивается к голосам;
  • сжимает руки в кулаки, подносит их ко рту;
  • следит за родителем, яркой игрушкой.

На втором месяце отмечается:

  • отвечает на звуки, поворачивая голову;
  • улыбается;
  • пытается удерживать голову;
  • захватывает предметы;
  • лёжа на голове хорошо держит голову.

Третий месяц знаменателен:

  • хорошо удерживает голову;
  • умеет переворачиваться;
  • гулит;
  • умеет сосредатачиваться;
  • отвечает на общение взрослого улыбкой.

4 месяц характеризуется:

  • узнаёт маму, реагирует на её голос;
  • умело переворачивается;
  • гуление более длительное, эмоциональное;
  • умеет себя занять.

На пятом месяце появляется:

  • может отличать своих от чужих;
  • развит хватательный рефлекс;
  • может есть прикорм;
  • различает тона.

Шестой месяц знаменателен:

  • может сидеть;
  • активно играет с игрушками;
  • поднимает упавшие игрушки;
  • смеётся в голос.

На седьмом месяце отмечается:

  • сидит самостоятельно;
  • пытается ползать;
  • активно гулит;
  • ест с ложки;
  • может себя занять.

Для восьмого месяца характерно:

  • может катать, стучать;
  • ползает;
  • встаёт у опоры;
  • активно ест прикорм;
  • играет в «ладушки»;
  • узнаёт себя в зеркале.

На девятом месяце проявляются:

  • ходит у опоры;
  • самостоятельно сидит;
  • ползает;
  • откликается на своё имя;
  • ест с ложки, пьёт из чашки;
  • пытается говорить слова.

Десятому месяцу соответствует:

  • ходит, держась за руки;
  • любопытен;
  • выполняет простые просьбы;
  • произносит первые слоги.

11 месяц характеризуется:

  • пытается ходить;
  • ходит у опоры;
  • ходит за одну руку;
  • способен выполнять просьбы;
  • определяет глаза, нос, рот, уши.

Первый год жизни ребёнка проявляется:

  • самостоятельно умеет ходить;
  • играет с игрушками;
  • произносит простые слова;
  • выполняет простые действия;
  • знает части тела.

Итак, мы вкратце рассмотрели психомоторное развитие детей раннего возраста на разных этапах жизни вашего малыша до одного года. Ребёнок развивается динамично, у него появляются новые навыки и умения.

Существует тест оценки психомоторного развития ребёнка.

Тест оценки психомоторного развития ребенка основан на способности ребёнка выполнять определённые задания, подходящие для его возраста. В результате должно получиться не меньше 3 выполненных и не выполненных заданий. Если ваше чадо при прохождении теста допустило ошибок больше разрешённого, то тест считается не пройденным. Если, ребёнок прошёл тест, где справляются 25% детей - результат будет «с опережением». Такой вид тестирования получил своё название «Денверский скрининговый тест»

В первый год жизни психомоторные функции ребенка развиваются наиболее интенсивно. Ежемесячно сравнивая сенсорные и интеллектуальные показатели своего малыша с нормами, которые приведены в календаре развития ребенка , можно своевременно заметить несоответствие психомоторного развития ребенка «эталонным» нормам календаря.

Календарь психомоторного развития ребенка: как он составлен?

Календарь психомоторного развития ребенка| составляют эксперты ВОЗ на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. Кроме того, при составлении календаря психомоторного развития ребенка (особенно в части календаря развития речевых навыков детей), принимаются во внимание национальные особенности.

В приведенном нами календаре развития ребенка указаны показатели речевого развития для носителей русского языка. У носителей иных языков этапы развития речи будут отличаться.

Для родителей и педиатров очень важна возможность сравнить показатели психомоторного развития ребенка с некой усредненной нормой, которая и описана в календаре.

Календарь психомоторного развития ребенка: индивидуальные отличия

Следует учесть, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям календаря психомоторного развития. Поэтому не стоит беспокоиться, если часть психомоторных реакций малыша немного опережает те, которые описаны в календаре развития ребенка для соответствующего возраста, а часть несколько отстает от них.

Оценивая психомоторные функции по календарю развития ребенка, также необходимо учитывать, что результаты оценки зависят от ряда факторов, таких как настроение ребенка, степень комфорта, окружение и т.д.

Календарь психомоторного развития ребенка: отставание в развитии

Отставание в развитии определенных навыков на 1 месяц или меньше (по сравнению с приведенными в «эталонном» календаре развития ребенка) не является симптомом заболевания. Однако родители должны уделить особое внимание развитию необходимых умений у ребенка, используя для этого дополнительные стимулы. К примеру: или

Лишь при отсутствии положительной динамики развития психомоторных функций ребенка в течение месяца и более, показано обследование ребенка у врача-невролога.

Календарь развития ребенка: оценка психомоторного развития ребенка в возрасте до 1 года

Календарь развития ребенка:

возраст, мес. Календарь развития ребенка: моторика Календарь развития ребенка: статика Календарь развития ребенка: сенсорные реакции Календарь развития ребенка: речь Календарь развития ребенка: эмоции и социальное поведение
1 Выражены безусловные рефлексы: (сосательный, хватательный), ползание. Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца. Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение. Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е». Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем.
2 Вращает головой в разные стороны Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении. Длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук. Частое короткое «гуление». Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется.
3 Начинает исчезать большинство безусловных рефлексов. Тянется за игрушкой. Хорошо держит голову. В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция. Частое, длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки. Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение.
4 Появляются направленные движения рук: все лучше берет игрушку. Переворачивается со спины на бок. В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе - уверенная опора на предплечья. Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке. Частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости. Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение.
5 Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней. Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев. Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка. Ритмичные цепочки звуков. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются.
6 Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую. В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони. Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз. Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона. Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми.
7 Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку. Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует). Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела. Продолжает лепетать. Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери).
8 Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время. Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается. При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет». Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да». Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет.
9 Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы. Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит. Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями. Четкое удвоение слогов. Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей.
10 Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами. Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет. Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку. Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог. Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой.
11 «Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев. Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед. Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет. Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца». Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям.
12 Может играть с игрушками по часу и больше. Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно. Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается. Языковой запас: 8-12 слов. Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком.

Развитие движений (моторики) и развитие психики ребенка тесно связаны. Научившись держать голову, поворачиваться, вставать, ребенок получает больше возможностей для познания окружающего мира, а интерес ко всему, что он видит вокруг, стремление приблизиться к привлекающему внимание предмету, захватить рукой игрушку, выяснить, откуда идет звук становится стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не только его двигательные навыки, но и эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет и вздрагивает при резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения неподвижный предмет, лицо матери, успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцы-сгибатели пока сильнее мышц разгибателей, он лежит, прижав согнутые в коленях ноги к животу, а согнутые в локтях руки к груди, его пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец (верхний хватательный рефлекс).

После месяца жизни наступает период, который врачи называют «комплексом оживления». Быстро двигает ручками и ножками. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Радостно реагирует на появление матери, появляется первая улыбка. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки и издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Плавно прослеживает движущиеся предметы.

В два месяца уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1-2 минуты, поднимает голову, когда его кладут на живот. Начинает «гулить» - подолгу певуче произнося звуки типа «га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое материнское «агу». Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Поворачивает голову в сторону голоса или звука. Сосредоточенно смотрит на неподвижный, привлекший его внимание предмет. Длительно следит за движущейся игрушкой. В три месяца лежа на животе, начинает приподниматься, опираясь на руки. При поддержке под мышками крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Громко смеется, когда с ним играют. Ищет глазами человека, издающего звук. В вертикальном положении сосредотачивает взгляд на лице взрослого или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно поворачивается со спины на бок. Охотно берется за протянутые к нему руки и, при поддержке садится. Потягивает руку за подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть ее к себе. Стоит при поддержке под мышки. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. По-разному реагирует на спокойную и быструю мелодию. Узнает маму и радуется ей. В пять месяцев самостоятельно поворачивается со спины на живот. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Свободно берет и держит в руке удобные для захвата предметы. Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Ест с ложки полу густую и густую пищу. Узнает голос матери. Различает тон, каким к нему обращаются: слыша ласковую, спокойную речь улыбается, когда говорят сердито, резко хмурится. Отличает по внешнему виду близких людей от чужих. Настораживается или даже плачет, увидев незнакомое лицо.

В шесть месяцев самостоятельно поворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Переступает ногами, когда его поддерживают под мышки. Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из чашки. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Произносит отдельные слоги, подолгу певуче повторяет их. По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки. Самостоятельно садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки. Начинает ползать. Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее. По просьбе взрослого ищет взглядом и находит знакомые предметы. Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми простые слоги - «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги, ухватившись за перила манежа; переступает вдоль него, держась обеими руками. Много и быстро ползает. Долго занимается игрушками, подражая действиям взрослого. Ест корочку, которую сам держит в руке. По просьбе взрослого подает ему руку, машет при слове «до свидания». Громко и четко повторяет различные слоги. В девять месяцев переступает за коляской, держась за нее обеими руками. Переходит от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками. Катает, вынимает, открывает, нажимает, гремит различными предметами, в зависимости от их свойств. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Совершает плясовые движения под музыку. По просьбе взрослого находит знакомые предметы в разных местах. Знает свое имя и имена близких ему людей. Повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

В десять месяцев держась за перила, поднимается на невысокую горку и спускается с нее. По просьбе взрослого находит и дает знакомые предметы. Действия с предметами принимают устойчивый характер (мелкие предметы вкладывает в кастрюльку, открывает и закрывает крышку). Занимается с другим ребенком. Повторяет за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете. В одиннадцать месяцев самостоятельно, без поддержки стоит. Балансируя руками, делает первые самостоятельные шаги. Начинает складывать пирамидку, снимая и надевая на стержень кольца. Пытается сам надеть носки, рубашку, шапочку. Радуется приходу детей. Называет начальными слогами некоторые игрушки, вещи. Начинает говорить односложные и двусложные слова - «на», «дай», «мама», «папа», «баба», «ав - ав», «кис - кис». В двенадцать месяцев ребенок ходит самостоятельно, без опоры. Выполняет четко данные поручения: найти, принести, положить на место. Понимает слова «можно», «нельзя». Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит). Различает предметы по форме, внешнему виду. Смеется и лепечет с ребенком, протягивая и отдавая ему игрушку. Легко подражает новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Безусловные рефлексы

Рефлекс - это закономерная ответная реакция организма в ответ на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы делятся на две большие группы: условные рефлексы, отсутствующие у новорожденных и длительно формирующиеся под влиянием различных раздражителей и специальных условий, и безусловные рефлексы - - сформировавшиеся к моменту рождения человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные рефлексы - такие как глотательный, половой, сухожильный и рудиментарные рефлексы - такие как поисковый, сосательный, ладонно-ротовой, рефлекс опоры, хватательный и др., а также рефлексы, появляющиеся после рождения и не всегда проявляющиеся - такие, как например, верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных рефлексов и формирование новых рефлексов - важный момент в оценке психомоторного развития ребенка. Поэтому перед тем, как приступить к массажу и гимнастике грудного ребенка мы рекомендуем изучить эти механизмы для повышения эффективности и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы (рефлекс Бабинского). Выполнение - плотное поглаживание одним пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к мизинцу. В ответ на это движение пальцы стопы раздвигаются «веером». Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 - 2 лет. Использование данного рефлекса очень эффективно и незаменимо при лечении плоскостопия. Нижний хватательный рефлекс. Выполнение - легкое нажатие кончиком большого пальца на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на это движение пальцы стопы поджимаются. Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев. Очень эффективно использование данного рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец, предмет.

Поисковый рефлекс. При поглаживании одним пальцем подбородка, ребенок открывает рот и поворачивает голову в стороны. Рефлекс присутствует до 4 месяцев. Очень эффективно можно использовать рефлекс при лечении кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс . При легком надавливании на подушечку дистальной фаланги большого пальца на руке, ребенок открывает рот, нагибает голову вперед и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс присутствует до 3-4 месяцев, хорошо тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры. Если ребенка зафиксировать в положении стоя, он опирается на полную стопу, выпрямляет ноги и спину. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая походка». Зафиксировать ребенка в положении стоя, слегка наклонить вперед и протянуть носками стоп по поверхности стола. Ребенок будет автоматически шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная походка.

Защитный рефлекс. В положении лежа на животе, ребенок поворачивает голову на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс. В положении лежа на животе, ребенок устанавливает голову вертикально. Рефлекс присутствует с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау «парение». Под живот ребенка подвести обе руки до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер. Далее поднимаем малыша над столом. При этом ребенок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Этот эффект присутствует до года.

Сосательный рефлекс. Так как питание - главная гарантия жизни ребенка, сосательный рефлекс является доминирующим рефлексом и его нужно рассмотреть более подробно. У ребенка существует рефлекторная потребность сосать. Даже сытый, он продолжает чмокать губами. Эти сосательные движения как бы успокаивают и расслабляют его. Занятый сосанием, ребенок быстро засыпает. У грудных детей, привыкших постоянно держать во рту пустышку, притупляется сосательный рефлекс, потому что к моменту кормления он бывает уже усталым от непрерывного сосания. Сначала он лениво и долго сосет грудь, а в дальнейшем просто отказывается то нее. Обеспокоенная мать предлагает ему тут же бутылочку с соской, боясь, что он остался голодным. И, как правило, ребенок охотно начинает сосать из бутылочки. Ведь не надо прикладывать никаких усилий, молоко льется в рот само! Сосательный рефлекс, как уже было сказано - доминирующий. Именно поэтому сосание способно тормозить все другие виды деятельности, подавлять двигательную активность. Большинство нормально развивающихся детей к году имеют определенный словарный запас. Дети, у которых во рту постоянно находится пустышка, как правило, в этом возрасте не говорят.И если ребенок продолжает сосать до двух, трех, а то и до четырех лет, то, возможны задержка развития речи, интеллекта, а также проблемы с дикцией.Конечно, безоговорочно отказываться от пустышки нельзя. Существует категория нервных, возбудимых детей, которые сильнее обычного реагируют на различные раздражители, внешние и внутренние. С помощью пустышки можно успокоить ребенка и отвлечь его внимание от раздражителей.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

поглаживание;

растирание;

разминание;

вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

Что еще почитать