Родительское собрание на тему: « семейное воспитание в семье» (воспитание нравственно-патриотических качеств). Конспект родительского собрания на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» материал (старшая группа) на тему Конспект родител

МДОУ «Детский сад» №9 « Радуга»

Родительское собрание в старшей группе

На тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! И так, начнём наше собрание.

Придумано кем – то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым,
доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников.
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Сегодня наша встреча и посвящена тому, как сделать ребенка добрее, как научить его делать добро другим.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Многие родители как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью...

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.

Родители для ребёнка - камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры - вежливость, и культуры внутренней).

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета - цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола - словом во всём, с чем мы входим в общество.

Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.


Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.

Обратимся к анкетам. Педагог делает анализ 1-го вопроса анкеты: Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи - своё место».

С чего начинать воспитание культуры?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях -появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился - маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо - маска дракона.

Анализ 3-го вопроса анкеты: Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Представьте такую ситуацию:

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Задумайтесь над этим.

Известная поэтесса Агния Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела

Мне помогает похвала»

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?

Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Игра: «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?»

(Родители встают в круг передают игрушку по кругу и хвалят её)

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

5. Игра: «Что умеет ваш ребёнок?»

А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих
детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на
подносах.

Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

Советы: «Ты и Вы»

Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).

В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).

Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

Короткие новости на тему «Вежливость и культура»

  1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны - то «простите».
  2. Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие. Ещё один пример неуместного употребления жестов. Например, однажды президент Америки Буш произвёл на Австралийцев шокирующее впечатление. Он воспользовался знаком победы - «V». В Австралии этот знак считается неприличным.

Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в наших руках.

Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.

Основные правила культурного поведения, которые

должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи - своё место».

Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.

Аккуратно складывает одежду.

Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.

Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.

Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.

Не говорит матерных слов.

Художественная литература-её роль в воспитании детей дошкольного возраста

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные чувства.
Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активнее отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Возникающие в их представлении при слушании живые образы помогают им понять идейный смысл произведения. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, вводит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем мире. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у детей формируется способность правильно оценивать все то, о чем они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей. В процессе слушания литературных произведений у детей развивается интерес и любовь искусству слова, способность испытывать большое удовлетворение от общения с ним. Это свидетельствует о зарождении у дошкольников начальных форм эстетического восприятия, открывает путь для плодотворного решения задач художественного воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,- писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Итог собрания


«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер

и их поведение.

Эрих Фром.

Форма проведения:

поисково-апробационная игра,

на родительском собрании определяются следующие группы:

  • «Добрые родители»;
  • «Активные родители»;
  • «Строгие родители»;

Цель:

  • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Оборудование:

  • Включить тихую мелодию;
  • Детские работы, фотографии;
  • Таблички с обозначением групп;
  • Варианты ситуаций;
  • Карточки с вопросами;

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня вы станете участниками деловой игры.

Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей - что такое семья, счастье, домашний очаг.

Основные наши условия – это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Итак, правила игры:

Внутри группы должен высказаться каждый, но помните: «краткость – сестра таланта», аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать.

Условия игры:

Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу

Психологическая разминка «УЛЫБКА»

Воспитатель.

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи

во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

«Правила родительской гармонии».

(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).

1. В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?

2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?

3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?

4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей?

5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение - 30%

Детский сад - 10%

улица -10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:

1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?

3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)

ответы родителей в микро группах

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости , которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка , которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы ». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла .

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели, они учатся жить у жизни.

Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убеж­денного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом до­брый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Работа в микро группах.

Активные родители:

"Лукошко сказок"

Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

В сказках – кладезь мудрости воспитания. Сказка «Колобок» – о трудном ребенке.

Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

Добрые родители:

"В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

Строгие родители.

"Конверт откровений"

с признаниями в любви.

Организовать выставку рисунков родителей «познакомьтесь – это я!» (рисование родителями своих детей).

Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Удачи вам, дорогие родители!


Родительское собрание

« Нравственное воспитание в семье »

«Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

не лекциями и наставлениями,

а прежде всего той атмосферой,которая царит в семье»

Д. С. Лихачев.

Цель: обсудить с родителями основные правила и законы нравственного воспитания ребенка в семье.

Структура собрания:

I. Вступительное слово учителя о Д.С.Лихачеве.

II. Нравственное воспитание в семье.

III. Работа с ситуациями.

IV. Семейный плакат

V. Работа с памяткой «Дети учатся жить»

VI. Подведение итогов.

Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей», готовит раздаточный материал «10 семейных заповедей», «Законы нравственного воспитания в семье» и памятку «Дети учатся жить...»

I. Вступление.

Тема сегодняшнего собрания неразрывно связана с нравственным воспитанием в семье.

Итак, нравственный человек, кто это?

Наше общество нуждается в ярком нравственном примере - примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины.

Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе», т.е. рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Одним из таких людей являлся Д.С.Лихачев.

Указом президента Р.Ф. В.В. Путина «О праздновании 100-летия со Дня рождения академика Д.С. Лихачева» 2006 год объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования - Годом академика Д.С. Лихачева.

Жизнь Лихачева - это история России. Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.

Эрудиция Д.С.Лихачева, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в тоже время, образно, ярко, делает его работы не просто книгами, но значительными явлениями всей нашей культурной жизни.

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классической филологической науки. Он автор более 500 научных работ и 600 публикаций по самому широкому кругу проблем: патриотическое и эстетическое воспитание молодежи, изучение литературы, охрана памятников культуры, музейного дела и т.д. Он писал о Родине, Величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном воспитании подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально.

Нравственным проблемам посвящены его книги: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Я вспоминаю».

Им сформулированы 9 заповедей, которые заслуживают того, чтобы их напомнить:

1. Не прибегать к убийству.

2. Не начинать войну.

4. Не красть.

5. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.

6. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.

7. Уважать идеи и чувства других людей.

8. Уважать своих родителей и предков.

9. Сохранять и уважать их культурное наследие.

Глубина и значение этих мыслей находят практическое подтверждение в современных условиях.

II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сущность нравственного воспитания

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в

семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании

основную, долговременную и важнейшую роль.

Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.

Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации -такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная

установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а

приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с

того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок

всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей

является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем

проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

III. СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование

продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего

ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с

анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Мария Анисимова
Конспект родительского собрания «Нравственное воспитание в семье»

Цель :

Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей .

Заинтересовать родителей проблемой , приобщить родителей к развитию нравственности в условиях семьи .

Задачи :

Развивать стремление к педагогическому росту родителей ;

Познакомить родителей задачами нравственного воспитания детей ;

Вооружить родителей знаниями по вопросам нравственного воспитания , убедить в их целесообразности;

Оптимизировать детско- родительское взаимодействие ;

Оборудование : конфедератка, мантия; большая книга «нравственности » .

Предварительная работа : подготовка презентации и видео роликов;

Методы активизации родителей :

Обсуждение темы;

Слушание материала;

Анализ проводимых мероприятий в ДОУ;

Здравствуйте уважаемые родители !

Сегодня мы все с вами собрались , чтобы обсудить важную тему- нравственное воспитание .

Для начала мне бы хотелось с вами поздороваться, для этого встаньте в круг.

Игра на сплочение «Здравствуйте!»

Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия :

В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим) .

В Италии – горячо обниматься.

В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.

В Зимбабве – трутся спинами.

В Македонии – здороваются локтями.

В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.

Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению.

«Давайте познакомимся»

Представляется первый участник, говорит, как его зовут, рассказывает о своей семье . И так далее по кругу.

Большое спасибо присаживайтесь.

Рассуждая мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни . Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность ? Как Вы это понимаете?

(Ответы родителей , высказывание собственных мнений) .

Да, действительно это любовь, красота, милосердие согревают нас подобно солнечным лучам, распускаются в наших сердцах подобно цветку, помогите нашему бутону распустится в цветок нравственности .

(Родители называют составляющие понятия нравственности , на слайде презентации распускается цветок).

Чтобы окончательно разобраться с понятием, мы пригласили магистра нравственного воспитания .

Магистр :

Слушая ваши высказывания, я поняла, что вы совершенно правы! Придя к вам, я конечно не забыл свою большую книгу нравственности , в которой содержатся следующие блоки нравственного воспитания :

Воспитание гуманности как качества личности (1 страница в книге) ;

Воспитание трудолюбия и желания трудится (2 страница в книге) ;

Воспитание коллективизма (3 страница в книге) ;

воспитание гражданственности и начал патриотизма (4 страница в книге) ;

Большое спасибо за интересную лекцию.

И так, мы выяснили, что нравственное воспитание это - справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений. (слайд)

Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности . Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Недаром народная мудрость гласит : «Сердце матери лучше солнышка греет» .

Сегодня мне бы хотелось заострить ваше внимание именно на гражданственном воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду работа по воспитанию любви к матери проводится с детьми всех возрастных групп, но особое место уделяется старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности . Во время общения с детьми, мы выявили, что у некоторых дошкольников достаточно ярко выражены чувства тревожности, и даже враждебности по отношению к своим родителям , проявляющиеся в высказываниях, поступках. Излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем, эмоциональная «закрытость» родителей , не желание вести беседы, общаться, приводит к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства, что выражается в его полном безразличие к своим родителям и близким людям . (СЛАЙД)

В своей работе мы попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании духовно - нравственно ребенка - ребенка не только любящего своих родителей , и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно : проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами.

От матери человек берет все прекрасное и самое чистое. Поэтому каждая мать должна помнить, что она главный педагог, главный воспитатель . От нее зависит будущее общества. Надо помнить, что ребенка в семье надо специально воспитывать , имея в виду, что он в будущем станет отцом или матерью.

Для этого мы организовали работу по приобщению детей к жизни своих мам, и приобщение мам к развитию нравственности своих детей . Для этого разработали ряд мероприятий :

Беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему : «Почему мама грустит?» (просмотр роликов) ;

Проведение праздников день матери (просмотр фото) ;

Игры-упражнения : «Скажи ласково» , «Найди свою маму» , «Чья мама?» (просмотр ролика «Скажи ласково» ).

Конкурс : «В гостях у мастериц» (выставка) ;

Для Вас уважаемые мамочки мы приготовили список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей (раздача памяток) ;

А также папку с пословицами и дидактическими играми, которые можно организовать дома;

Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.

Входит ребенок читает стихотворение :

Мне мама приносит

Игpyшки, конфеты,

Hо мамy люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Hам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Hо маму люблю я

Hе только за это.

Люблю свою мамy,

Скажy я вам прямо,

Hy просто за то,

Что она моя мама!

На этой прекрасной ноте мне хотелось бы закончить нашу беседу.

Желаем Вам успехов!

Тема: «Роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей»

«Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –

будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна

из самых мудрых истин материнства и отцовства».

В.А. Сухомлинский

Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.

Форма проведения: круглый стол.

Ход собрания

    Орг. момент.

    Вступление в тему собрания.

Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, я в сети интернет нашла Притчу о Путнике Вечности, с которой я хочу Вас познакомить.

Притча

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

3.Основная часть.

Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

Ведь именно ему жить в будущем.

И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет.

Сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с нами, воспитателями, они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы сегодня с вами, дорогие родители, отправимся в путешествие. Оно будет особенное.

Представьте себе мир, в котором они жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья.

Так и нас, всех собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Для наших детей школа становится вторым домом. Мы, педагоги, стараемся заменить родителей. Выходит, что на эти годы, проведенные вместе мы «сродняемся», живем общими заботами и радостями.

Итак, вся семья в сборе! Как говорится: «Сядем рядком, да поговорим ладком! »

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома.

А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него хорошего, доброго, достойного человека. Каждый из нас хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Но, прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта, честность, вежливость и другие понятия.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Мораль - нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность».

Представьте себе, что это ваш ребенок (модель ребенка). Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по-вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У вас на столах лежат сердечки, на которых написаны черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, и прикрепите на доске. - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно-нравственными ценностями.

Конечно же, мы с вами, взрослые являемся примером для подражания. Дети повторяют все ошибки, когда-то допущенные нами.

Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 3 ошибки в воспитании, которые он когда - либо совершал (мало внимания уделяется детям, излишняя опека, проявляем грубость - крик, равнодушие к действиям и т.д.).

Современные педагоги выделяют следующие ошибки родителей в воспитании:

Непонимание позиции ребенка.

Проявление равнодушия к проблемам детей.

Навязывают свое мнение.

Кричат, читают нотации.

Вашему вниманию предлагаются результаты анкетирования учащихся: «Идеальные родители»

Понимают своих детей ()

Любят своих детей ();

Помогают решать проблемы ();

Не кричат на своих детей ();

Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей ();

Не читают нотации ();

А теперь давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение с мнением детей.

Тест. Вашему вниманию предлагаются фразы, которые мы часто говорим своим детям. За каждую выбранную фразу поставьте себе один балл.

1. Сколько раз тебе повторять!

2. И в кого ты такой уродился?

3. Я в твое время!

4. Какая ты у меня умница!

5. А как ты считаешь?

6. Ты моя опора и помощник!

7. Все дети как дети, а ты...

Если вы набрали:

2-3 балла – вы живете с ребенком душа в душу.

4-5 баллов – свидетельствуют о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком.

А сейчас поговорим о Правилах общения в семье

Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитали, что заложили в его душу от рождения до 10 лет. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы, например, плохо относимся к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.

Давняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем? » - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя… »

В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ведь вежливость – лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях. Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».

Предлагаю вам следующее практическое задание

«Загибаем лист»

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Ребенок зеркало нравственной жизни родителей. Не будем ссылаться на улицу, перекладывать вину на школу. Заглянем внутрь себя: какие мы, такими вырастут и наши дети, несмотря на запреты, беседы, наказания, одергивания.

Скажите честно, а вы много читаете? Сколько часов в день? Кни ги - или только газеты и журналы? Имеет значение даже, когда читаете.

Есть семьи, в которых телевизор работает почти постоянно - что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребенку - «Читай!» надо снять. Предвижу реплики: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребенок в комнате?» Удивительно, родителей раздражает сама мысль, что надо чем-то поступиться ради ребенка, в чем-то себе отказать! Поверьте, не такая уж это большая жертва - иногда выключить телевизор.

Итак, если вы хотите, чтобы в воспитании сына или дочери вы мог ли опереться на литературные примеры, еще раз проанализируйте свою жизнь, свои взаимоотношения с книгой, и, если можно изме нить к лучшему, измените.

Вывод: «Читайте сами! Читайте с ребенком! Читайте всей семьей!»

И еще, не злословьте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.

В процессе подготовки к собранию я предложила детям известный тест «Нарисуй человека». Задание предполагало, что в течение короткого времени, не задумываясь, не стараясь, дети должны изобразить позу, выражение лица, жесты, направленность движений тела человека. Я раздаю рисунки вам, а вы, пользуясь моими комментариями, попробуете по его деталям оценить помыслы и действия вашего ребенка.

Комментарий к тесту «Нарисуй человека»

При интерпретации каждая часть тела носит символический характер: например, лицо - символ сферы общения. Если на рисунке черты лица нечеткие, то ребенок может ощущать сложности в общении. Если все детали лица прорисованы хорошо - это знак высокой заинтересованности в самом себе. Большие, с прорисованными зрачками глаза - признак агрессии.

Если на рисунке есть шея, значит, ребенок способен контролиро вать свои поступки. А уши свидетельствуют о соотношении между физическим и духовным.

Руки символизируют активность в общении. Если, напри мер, руки спрятаны, прижаты к телу, в кармане, за спиной - это говорит о замкнутости, необщительности. Если расставлен в стороны - об общительности. Тело, нарисованное без рук обозначает пассивность.

Что бы вы хотели бы исправить в рисунка ваших детей? Почему? Объяснило ли вам что-нибудь изображение ребенка в причинах поступков и реакций по отношению к другом, человеку, его боли, страданиям? Идет обсуждение.

Вывод: По завершении этой части собрания «выводится» следующее пра вило нравственного воспитания «Любите людей! Говорите о них хорошее!»

И если ребенок становится непослушным, до него не доходят добрые слова. В таких случаях надо посмотреть прежде всего на себя. Где – то есть трещинка, вначале маленькая, незаметная.
«Раскаяние отца» (У. Ливингстон Ларнед)
Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намаз хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих штанах были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Штаны дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» - резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ногами вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты мальчик.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кровати в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
ВОПРОСЫ
1. Какое отношение к теме собрания имеет этот фрагмент?
2. Какие родительские ошибки вы увидели в этом откровении?
3.Какие чувства вы пережили, прослушав текст?
4.Какое правило нравственного поведения в семье вы можете сформулировать?
Вывод: «Не критикуй! Бойся ранить словом!»
А сейчас попробуем решить следующие ситуации в группах

Ситуация1
Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал на время друг.
Ситуация2
Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».
Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы? ( ничего нельзя делать сгоряча, нужно разобраться в ситуации, выяснить причины драки.Не бывает, что виноват только один. Нужно, чтобы ребята успокоились, самим быть выдержанными.И только потом принимать решение. Разгневанная мать может наказанием обидеть ребенка, а позже выяснится, что можно было и не наказывать, а ограничиться замечанием.)

Ситуация3
«Оставьте проблему за дверью, станьте образцом подражания и восхищения для своего ребенка» (разыграть)
Паша (с радостью). Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе). Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.
Паша (настаивает). Ну, пожалуйста...
Папа (отталкивает Пашу). Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Какую ошибку допустил папа? (Толкнул ребенка, оскорбил, не сдержал слово.)
- Как нужно поступить? (Пообещать, что пойдем на каток завтра, предложить ребенку пойти одному.)

Ситуация4 4
Семья состоит из пяти человек: отец, мать, бабушка и двое детей- мальчик 6 лет и девочка 4 лет. Однажды, в четверг, мама сказала, что в субботу к 16 часам придут гости: дядя и тётя с пятилетней дочкой. Вечером того же дня мама испекла торт для гостей. В субботу пришли гости, подарили детям коробку шоколадных конфет, которые они тут же начали делить.
Сели за стол. Мать пошла за тортом, но оказалось, что от него остался только небольшой кусочек. Бабушка объяснила маме, что торт съели дети - "недоглядела". Мать молча взяла оставшийся кусочек торта на блюдечко и поставила перед девочкой-гостьей, извинившись перед её родителями за случившееся.
В начале двенадцатого ночи гости ушли. Мать, укоризненно взглянув на бабушку, сказала: "Нехорошо получилось, стыдно перед гостями". Бабушка обиделась: "Вам жалко торта для детей?" Тогда отец сделал замечание детям за то, что они съели торт. Дети расплакались, бабушка приласкала их. Мать прикрикнула на детей за то, что они до сих пор не спят, и ушла в свою комнату, расстроившись. Отец включил магнитофон, закурил сигарету и стал прослушивать записи.
Кто какие ошибки допустил в воспитании?
Мать, раз ух так случилось, не должна была подавать оставшийся кусочек торта на стол, извинение в данном случае не помогает делу.
Торт можно было приготовить в пятницу или в субботу утром - гостей-то ждали к 16 часам. Кроме того, детям не объяснили, что торт будет подан на стол, когда придут гости.
Мать напрасно прикрикнула на детей за то, что они не спят. У них не выработана привычка ложиться спать в определённое время, и виновата в этом в первую очередь она сама.
Отец не прав, что сделал замечание детям. Они не научены соблюдать определённый порядок, в этом есть и его вина. Отец напрасно так поздно включил магнитофон, закурив к тому же сигарету. Стол остался неубранным, посуда немытой. Плохой пример для детей.
Ситуация5
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация6
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Вывод : Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.

Мы увидели, что воспитание может быть плодотворным только тогда, когда оно озарено любовью родителей. Вашу любовь можно сравнить с теплом солнечных лучей.

У вас на столах лежат лучики солнца, запишите на них ответ на вопрос: Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь? (часто обнимаю, улыбка, доброта, похвала)

Посмотрите, какая красивая картина получилась - идеальный ребенок согретый любовью родителей. Это и есть мечта каждой семьи, каждого родителя…

Однако в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает.

Анкета «Мой стиль воспитания ребенка в семье»

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному… ”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя… ”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Вывод: Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть) .

2. Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным) .

3. Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины) .

4. Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других) .

5. Ребенка хвалят, он учится. (быть благородным) .

6. Ребенок растет в честности, он учится. (быть справедливым) .

7. Ребенок растет в безопасности, он учится. (верить в людей) .

8. Ребенка поддерживают, он учится. (ценить себя) .

9. Ребенка высмеивают, он учится. (быть замкнутым) .

10. Живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире) .

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Удачи вам, дорогие родители!

Что еще почитать