«Лети листокъ на восток на грудь белу ему кто дорог приятенъ сердцу моему на память дарю» — нитки красная, белая, синяя свиваются, сплетаются, перекручиваются, на узком ярком полотне проступают эти нехитрые, однако безмерной надежды слова…
Моментов, когда народная одежда оказывалась распоясанной, немного, и все они — чрезвычайные.
Замыкаясь вокруг живота (жизни ) человека, тельник охранял от всякого зла — исходящего от людей, стихий, потусторонних сил. Но были такие случаи, когда человек по своей воле снимал оберег, открывался.
В обычной жизни только колдуны, оборотни, ведьмы не опоясывались, чтобы не поймать самим себя в ловушку и не потерять силу.
Народные платья не предполагали частой перемены: рожала баба в чём была и где была — в поле, на покосе, скотном дворе, в избе. Нередко роды были тяжёлыми, тогда развязывали на роженице кушак и нательник, расплетали косы. Так же поступали и женщины, находившиеся при родах и помогавшие повитухе.
Случается, что и сейчас, отправляя дочь или внучку на роды, наказывают ей распустить волосы, расстегнуть пуговицы, развязать завязки, если окажутся на одежде.
А в далёких сибирских деревнях до сих пор некоторые бабки-лекарки лечат от бесплодия тем, что заставляют мальчика завязать на женщине кушачок. Носить его нужно постоянно: говорят — помогает.
Однако делать такие поясочки — на беременность, к рождению ребёнка, лучше самой женщине. Потому далее мы расскажем, как сплести шнурок самым простым способом — дёрганьем.
Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.
…Рассказывать о поясах можно много: как их завязывали, ткали-плели, украшали, сколько полагалось сделать девушке до замужества, какой — к свадебному костюму, как с их помощью уберечь скот и дом. Если эти истории покажутся вам интересны, мы к ним обязательно вернёмся.
Хочется добавить одно: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, убеждаешься в необыкновенной мудрости наших предков, в явном обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.
Плетеные пояса издавна сопровождали человека. Такие пояса завязывались поверх одежды и были обязательным элементом образа. Их плели из шерстяных и льняных нитей. Пояса были узкими, широкими, простыми и с узором. Пояс — это стильная и важная деталь гардероба. Не всегда удается подобрать пояс к одежде. Решение этого вопроса может быть довольно простым. Сделать плетеный пояс своими руками! Его можно сплести из ниток, веревки, тесьмы и лент.
Чтобы сделать плетеный пояс своими руками, выберите такую пряжкe, чтобы её ширина была равна ширине пояса. Отрежьте от шпагата 15 нитей по 2 метра длиной (это средняя длина, если ваш пояс получится длинным, можно легко отрезать лишнее). Теперь возьмите две дощечки и разместите между ними все нити шпагата. Затем зажмите стороны дощечек для дальнейшей удобной работы с веревками. Разделите нитки на 3 группы по 5 нитей и начните плетение. Коса должна быть плоской. После того, как сплели косу, закрепите последние нити.
Отрежьте около 50 см шпагата и обмотайте детали пряжки, начиная с нижнего края. Воспользуйтесь клеем для первого и последнего мотка. Закрепите им концы шпагата на пряжке. Продолжайте, пока не покроете всю поверхность пряжки. Закрепите клеем. Для этого хорошо подойдет прозрачный горячий клей, который не оставит следов на веревке.
Осторожно снимите зажимы с верхней части косы. Доплетите, если необходимо? косу. Сложите хлопковую ленту пополам и прострочите вдоль длинного края на швейной машинке, а затем сшейте боковые стороны. Проденьте верхний конец косы через пряжку. Оденьте сверху косы сшитую ленту и закрепите зажимом. Лента должна оказаться между косой и верхними нитями.
Затем прострочите вдоль верхнего края, рядом с пряжкой. Теперь прострочите на швейной машинке ниже ленты линию, параллельную первому шву возле пряжки. Этот шов должен закреплять ленту на косе. Отрежьте лишнюю длину от нитей, подровняйте концы.
Сшиваем другой конец
Наденьте пояс на вашу талию и решите, какой он длины должен быть. Загните концы нитей с другого необработанного края назад. Прострочите вдоль загнутого края на швейной машинке. Также вы можете сделать этот шов вручную или использовать ручную стежку. Аккуратно отрежьте лишние длинные нитки, подровняйте концы. Готово! Этот плетеный пояс своими руками прекрасно подчеркнет изгиб талии и подойдет практически под любой наряд.
(разработалаМ.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва)
Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.
Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.
Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами.
Плетение «дерганье»
Наиболее простой способ изготовления поясов и тесьмы так называемое «дерганье» — род плетения, применявшийся особенно часто в Рязанской губернии. Способ этот прост и не требует специального оборудования, с этой работой легко справляются дети 7-8 лет.
Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить — сделать из них пять петель одинаковой длины с учетом того, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю, стене, ручке двери и др. Свободные концы петель надеваем на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли — на указательный и средний пальцы другой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты), безымянный палец правой (или левой) руки остается свободным для работы.
Продеваем свободный безымянный палец в петли, надетые на пальцы другой руки, подцепив дальнюю петлю снизу вверх, и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется надетой на безымянный палец уже другой руки. Безымянный палец этой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, надетые на пальцы другой руки, подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя — петля окажется на безымянном пальце снова этой руки. Теперь повторим весь цикл сначала. Протащив очередную петлю, нужно развести обе руки в стороны и потянуть за все петли, чтобы затянуть работу. Делать это нужно равномерно, чтобы пояс был ровный — не расширялся и не сужался. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. Сделав нужную длину, завязываем нити, оставляя несколько сантиметров на кисть.
Этим способом можно сплести круглый или более плоский пояс. Если длина пояса или тесьмы должна быть более одного метра, то работать должны два человека, так как большая длина петель не позволит одному человеку развести руки на нужную ширину для затягивания тесьмы. В этом случае один собственно дергает, а второй помогает затягивать петли. Таким образом можно сплести неширокий узорный пояс из шерстяных ниток разных цветов.
Плетение «на бутылочке»
Вариантами простейших форм плетения поясов являются технологии, построенные на основе узлов и петель. Для плетения круглых поясов или тесьмы существует способ плетения «на бутылочке». Плетение чаще всего применялось на Русском Севере, в Архангельской губернии. Нитки для плетения брали шерстяные. Узор получался в виде закрученных по спирали полосок. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (от количества нитей зависит количество полосок) длиной в два раза больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок и связывали в узел вместе с основной нитью, а с другой — каждую нить сматывали в клубочки. Конец спицы вставляли в узел и опускали в бутылку. Плели вокруг спицы, завязывая узорными нитями узелок вокруг основной нити.
Плетение полотняное и саржевое
Для плетения более широких поясов существовал другой способ, тоже не требовавший дополнительных приспособлений. Нитки для плетения брали шерстяные или шелковые, узор получали в косую клетку. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (в зависимости от ширины изделия) длиной раза в полтора больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок, а с другой оставляли свободными. Нужно было прикрепить связанный пучок к неподвижному предмету, например к спинке стула, поставив его перед собой. Начиная плести, распределяли нити в желаемом порядке, разделив на две равные пряди. Теперь нужно отделить крайнюю нить с левой стороны и переложить ее в середину (т.е. к левому краю правой пряди), образуя полотняное переплетение, после чего присоединить ее к правой пряди.
Затем таким же порядком прокладывается крайняя правая нить к середине и присоединяется к левой пряди и так далее.
Узор получается в результате переплетения цветных нитей.
Порядок переплетения нитей может быть не только по принципу полотняного переплетения — через одну нить, но также и через две, каждый раз со сдвигом на одну нить, то есть по принципу саржевого переплетения. Плетение этого вида несколько более сложное, но с его помощью можно получить интересный эффект, напоминающий поперечный или продольный рубчик. При первом виде плетения лучше брать четное количество нитей, при втором — нечетное (для лучшей обработки краев). Еще один из вариантов этого плетения — с дополнительными нитями, которые оплетаются узорными нитями.
Тканье на дощечках
Еще одним способом изготовления узорных поясов является тканье на небольших квадратной формы тонких дощечках с отверстиями по углам. С этим плетением могут справиться дети разного возраста, но младшим (7-9 лет) педагог помогает заправлять нити в дощечки, а дети более старшего возраста (12-16 лет) справляются с задачей самостоятельно.
Нити, связанные в пучок и прикрепленные к неподвижному предмету, пробираются в отверстия дощечек: в каждое отверстие по одной нити (в каждую дощечку по четыре нити). Количество дощечек может быть разное — они определяют ширину изделия. Обычно их берут от десяти до тридцати, а в некоторых случаях и больше. Нити для такого тканья используются обычно шерстяные, разноцветные, средней толщины.
При тканье в тех местах, где в дощечки были пробраны нити одного цвета, получится узкая продольная полоска этого цвета. В том месте, где были пробраны в одну дощечку нити двух цветов, получится пестрая полоска. Затем дощечки соединяются, а нити натягиваются. Перед началом тканья дощечки должны быть установлены попарно, так чтобы две соседние нити были пробраны симметрично относительно друг друга. Для утка используют нить такую же, как в основе.
При тканье нити должны находиться в натянутом положении. Для этого их привязывают к поясу таким образом, чтобы для работы оставалось около полуметра, считая от подвязки к неподвижному предмету. Дощечки складываются вплотную друг к другу так, чтобы между нитями, пробранными в верхние и нижние отверстия, образовался зев.
Прокладывается уточная нить в этот зев и прибивается пальцем или деревянным ножом на себя. Теперь дощечки осторожно переворачиваются все вместе на 90 градусов в направлении к себе, и в полученный таким образом зев прокладывается еще уточная нить и прибивается к первой уточной нити как можно плотнее. Затем дощечки снова поворачиваются к себе, прокладывается очередная уточная нить, подтягивается и прибивается к предыдущей. Повторяем весь процесс сначала. Работаем таким образом до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что становится трудно работать. Тогда начинаем поворачивать дощечки в обратную сторону, прокладываем уточные нити тем же порядком.
Узор образуется от чередования цветных полос, гладких и пестрых. Можно придумать различные узоры в обрамлении гладких полосок по краям или сделать многоцветные шашечки. Можно сделать узор и в виде крупной елочки посередине, в окаймлении гладких и пестрых полосок по краям. Елочки выполняются из тех же шашечек, но сделанных со сдвигом на один поворот дощечки.
Известен еще и способ тканья на дощечках поясов и других изделий с орнаментальными узорами. Изделия с такими узорами выполняют на дощечках двух видов: обычных и с нитками двух цветов, расположенных по диагонали. Края изделия, как правило, делаются на обычных дощечках, с рисунком в продольную полоску. Узор выполняют из ниток двух контрастных цветов.
Количество узорных дощечек берут, в зависимости от ширины выполняемого узора, по одной паре на каждый уступ рисунка.
В начале работы узорные дощечки устанавливаются таким образом, чтобы в верхней части зева находились нитки как первого, так и второго цвета, расположенные в таком же порядке, как в узоре в исходном его положении. Переход из одного положения в другое соответствует одному повороту дощечек и одной прокидке утка. Простые дощечки поворачивают всегда одинаково — на 90 градусов. Узорные дощечки вращают в зависимости от узора. Поворачивая пару узорных дощечек вместе с неузорными на 90 градусов два раза (и, соответственно, каждый раз прокладывая уток), мы оставляем тем самым первый цвет наверху. Но при следующем повороте на 90 градусов он должен уйти вниз, поэтому мы смотрим на рисунок: если, по узору он должен при следующей прокидке утка уйти вниз, то мы поворачиваем данную пару дощечек, как обычно, на 90 градусов. Если же мы видим, что цвет этот должен в данном месте остаться наверху, то мы поворачиваем дощечку на 270 градусов, чтобы нужный цвет оказался снова наверху. И так поступаем со всеми парами узорных дощечек, строго следуя узору. Чем больше пар узорных дощечек, тем шире и сложнее рисунок, который можно на них выполнить. Непременным условием является только одно — по краям узора обязательно должны помещаться гладкие полоски, выполняемые на обычных дощечках.
Сами орнаментальные мотивы могут быть разнообразным. При желании можно выполнить пояс или другое изделие с надписями, датами, скомпоновав их в узор.
Я решил сделать подробнейшее описание своего опыта в виде фото-урока только потому, что на сайтах посвященных этому методу как-то всё очень поверхностно написано и самостоятельно, разобраться там – нелегко. Да ещё к тому же, на примере очелья с простеньким свастичным орнаментом, а не с каким-то непонятным рисунком.
Будем плести очелье
1. Сделать 3-х миллиметровые деревянные пластины не у всех получится. Иногда предлагают сделать их из банковских пластиковых карточек или пивных подстаканников. Но думаю, что это не лучшая тема для плетения обереговой символики.
А посему предлагаю более простой подход к этой проблеме:
2.
Лучше всего для такого плетения подходят нитки, в коих меньше ворса. Я использую "Ирис". Клубки с нитками удобно положить в тарелки, и поставить их на пол слева от себя.
3. В инете можно увидеть множество разных специальных конструкций для такого плетения. Но это, наверное, хорошо для тех, кто занимается этим профессионально. У меня же, другой способ, суть которого – обойтись тем, что есть практически в каждом доме. Тиски, письменный стол, струбцина, бельевые прищепки и 2 расчёски. Передний хвост закрепляю в тисках с расческой, а задний наматываю на струбцину. И плетение происходит не в воздухе (как в оригинале), а на столе.
4.
Закрепите тиски на 13-15см от края стола и хорошо зажмите в них расческу.
5. Ложем карточку №1 лицом вверх. Теперь нарезаем 2 отрезка красных ниток и 2 из белых. Длина моего стола 1м, и поэтому длину ниток я беру 1м 80см. Теперь продеваем нитки в отверстия карточки: нитки того цвета, которым вы хотите сделать фон очелья (красные) продеваются в передние 2 отверстия, а нитки цвета орнамента (белые) - в задние.
Для того чтобы полотно очелья не было "поведённое" (кривая плоскость), надо в нечётные карточки все нитки продевать сверху, а во все четные продевать нитки снизу карточки. Или наоборот. В общем, важно чередовать способ протягивания
6.
Вот все нитки проведены сверху. Красные нитки (фон) впереди, а белые (орнамент) сзади. Теперь сложите передние кончики 4-х ниток вместе, и завяжите в узелок.
8.
Вот все нитки проведены снизу.
9. Теперь закрепляем второй узелок в расческу рядом с первым, и ложем вторую карточку на первую.
10.
И так делаем все 19 карточек (не забывая чередовать способ протягивания ниток).
11. Поскольку центровка всех карточек теперь находится несколько выше стола, надо подложить под них какую-нибудь подложку (2-3см). В общем, после натягивания ниток на струбцину, вы сами определите ту высоту подложки, которая необходима, чтобы карточки не болтались в воздухе.
12.
Теперь по бокам дабы карточки были в горизонтальном положении, обставьте их книгами на 1-2 см от них, т.е. не зажимать карточки, а просто, чтобы не падали.
13.
Теперь закрепите на другом краю стола струбцину так, что стержень её был по центру ряда узелков на расческе. Можно просто промерить сантиметром.
14.
Поскольку одним из важных условий качественного плетения является хорошее натягивание и отсутствие послаблений ниток, то необходимо весь задний хвост хорошо расчесать. Особенно хорошо надо расчесать участок ниток от карточек и за 20-30 см за струбцину. Расческу берите не густую. Натягивайте сильно, но конечно так, чтобы не выломать расческу.
15.
Сделайте 4-5 оборота и зажмите прищепками. Уберите книги от карточек.
16.
Сделайте от оставшегося ламинированного картона вот такую "фишку" и намотайте на неё нитки, которые вы используете в качестве фона очелья т.е. красные. Это будет УТОК. В прочем уток можно сделать в любой момент, а не именно сейчас. Например, до продевания ниток в карточки.
17.
Стяните проволокой, если необходимо, нитки до ширины не более 22-25 мм. Закрепите начало ниток какими-нибудь плашками. Например, у меня дубовые плашки. В сущности, особой необходимости в этих плашках сейчас нет, но мне, например, нравится, когда первый сплетённый ряд во что-то упирается.
18.
Теперь проложите уток между верхними и нижними нитками, и "подбейте" его линейкой к плашкам.
19.
Теперь приступаем непосредственно к плетению.
Для этого с помощью программы GTT я создал свою программку очелья на 19 карточек:
20.
1 и 2-ю карточки поворачиваем на 90 градусов по часовой стрелке.
21.
Затем с 3-й по 11-ю поворачиваем также на 90 градусов уже против часовой стрелки. Затем с 12 по 14 по часовой стрелке. С 15 по17 против часовой стрелки. И 18 с 19-й по часовой.
Небольшое отступление:
Обычно принято делать квадратные карточки, а не прямоугольные. Но я предпочитаю прямоугольные т.к. допустим, когда вы делаете какую-нибудь строчку и вас отвлек, например телефон или ещё что-нибудь, то сев опять за стол, вы сразу видите, где вы остановились т.к. за счет прямоугольной формы карточек видно - какие стоят горизонтально, а какие вертикально.
22.
Сначала переплетение подбиваем пальцами.
23. Затем поджимаем линейкой. Убираем линейку.
24.
Затем прокладываем уток между верхней и нижней нитками, опять берем линейку, прижимаем ей уток, и не сильно его натягиваем, т.е. до упора и не более. Необходимо на всём протяжении плетения очелья уток натягивать с одинаковой силой, чтобы ширина очелья была одинаковая, а не сужалась или расширялась в разных местах. Ну, этот опыт со временем придёт.
25.
Теперь делаем вторую строчку, т.е. в точности повторяем все переворачивания карточек первой строчки. И после этого также, подбиваем пальцами ладони - линейка - прокладываем уток, прижимая его линейкой.
26.
Теперь все карточки опять в горизонтальном положении, но уже черной нумерацией вверху.
27.
Далее делаем 3 строчку:
с 1 по 8-ю поворачиваем против часовой стрелки, с 9 по 11-ю по часовой, 12-14 против часовой, 15-17 по часовой, и 18-19 против. Ну а далее, как и прежде: подбиваем пальцами - линейкой - прокладываем уток - натягиваем его и поджимаем линейкой. А затем делаем 4-ю строчку, т.е. повторяем 3-ю. И не забываем прокладывать уток.
28. И вот так делаем до 12-й строчки (коия является, напоминаю - повтором 11-ой).
29.
Вот мы первый раз прошли всю программку и получили первый коловратик. Когда мы приступали к первой строчке, то у нас все карточки были красной нумерацией сверху и уток справа от очелья. Теперь перед выполнением программки второй раз, у нас опять должна красная нумерация быть вверху и уток справа. Вообще иногда проверяйте цвет нумерации всех карточек. Перед выполнением 1-й, 5-й, 9-й строчек все карточки должны быть красной нумерацией вверху. А перед 3-й, 7-й и 11-й - черной. Если у какой-либо карточки не тот цвет сверху, то вы допустили ошибку. А посему, надо срочно возвращаться, т.е. распутывать и обнаруживать место ошибки. А распутывать не просто, т.е. надо идти с места остановки и переворачивать все карточки обратно тому направлению, коие указано. В общем, распутывать и обнаруживать ошибку, не имея опыта это, как правило – триллер, где «Чужой» - отдыхает. Часто учащийся при распутывании ещё раз запутывается, и в итоге берет ножницы и всё кромсает. И вообще бросает это творчество. А посему, советую быть очень внимательным. Поначалу я даже музыку не рекомендую слушать т.к. она может отвлечь.
30.
В общем, таким образом, делаем 6-7 коловратов т.е. по сути 6-7 раз проходим всю программку. Из-за увеличения длины сплетённого участка, увеличивается сила натяжения нитей, и каждый новый коловрат получается несколько длиннее предыдущего. Но это не страшно, т.к. после замачивания в воде очелья, оно «сядет» и все коловраты выровняются.
31.
Обставляем (как и раньше на 1-2 см от карточек) книгами карточки.
32. Отвязываем от струбцины хвост. Естественно после плетения и хвост переплёлся. Поэтому, отделяя группу ниток с каждой карточки от остального пучка, расплетаем её.
33.
Пододвигаем карточки вместе с подложкой и книгами ближе к тискам. Освобождаем расческу. И зажимаем в тиски между деревянными плашками часть сплетенного участка.
34. Затем натягивая левой рукой задний хвост ниток, правой рукой отодвигаем подложку с карточками и книгами от тисков, т.е. на прежнее место (середину стола).
35. Теперь, как и раньше, начинаем тщательно расчесывать хвост ниток, и прежде всего участок от карточек и до 20-30 см за струбцину. И опять наматываем на струбцину, и закрепляем хвост прищепками. Убираем книги. Поджимаем линейкой ослабший в процессе перестановки уток. И далее делаем ещё 6-7 коловратов.
36. И таким образом надо сделать нужную длину очелья. Какая нужная? Замерьте длину окружности своей головы, и прибавьте 9-10 см. Это необходимо т.к. плетение после стирки "садится" где-то на 4-5 см. и плюс 4-5 см. в на хлёст. На "среднюю" длину головы надо где-то 27-28 коловратов.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам