Айрис Апфель: «Если вы некрасивая — это плюс. Редкая икона стиля – Айрис Эпфель (Iris Apfel): история женщины, предвосхитившей богемный шик

Оставаться активным деятелем в той или иной области в 94 года нелегко; еще труднее это, если область славится своими требованиями к возрасту активных участников – как это свойственно модной индустрии. Для Айрис Апфель, однако, возраст не стал помехой – даже сейчас она остается настоящей легендой в мире моды.


Родилась Айрис Баррель (Iris Barrel) в Астории, Квинс, Нью-Йорк (Astoria, Queens, New York); была она единственным ребенком в семье Сэмуэля Барреля (Samuel Barrel), обладателя стекольно-зеркальной фирмы и его супруги Садьи (Sadye), владелицы модного бутика. И Самуэль, и Садья были евреями.

Айрис изучала историю искусств в университете Нью-Йорка; позже она также посещала школу искусств при университете Вайоминга. В бытность свою юной женщиной Баррель работала с изданием "Women"s Wear Daily" и у дизайнера интерьеров Элинор Джонсон (Elinor Johnson); кроме того, она была помощницей художника-иллюстратора Роберта Гудмана (Robert Goodman).



В 1948-ом Айрис вышла замуж за Карла Апфеля (Carl Apfel). 2 года спустя они запустили свой совместный проект – текстильную фирму "Old World Weavers"; управляли этим предприятием они до 1992-го. В период с 1950-го по 1992-ой Айрис Апфель успела принять уастие в ряде реставрационных проектов; в частности, она работала в Белом Доме при 9 различных президентах – Трумэне (Harry S. Truman), Эйзенхауэре (Dwight D. Eisenhower), Кеннеди (John F. Kennedy), Джонсоне (Lyndon B. Johnson), Никсоне (Richard Nixon), Форде (Gerald Ford), Картере (Jimmy Carter), Рейгане (Ronald Reagan) и Клинтоне (Bill Clinton). Как позже признавался Карл Апфель, Жаклин Кеннеди-Онассис оказалась неожиданно сложной клиенткой; впрочем, для настоящих профессионалов нерешаемых задач не бывает – и, сколь взыскательной бы не была первая леди, чете Апфель удалось удовлетворить все её нужды и потребности.


В 2012-ом, 90-летняя на тот момент, Айрис работала приглашенным профессором в Техасском университете Остина. Известно, что Апфель и по сей день активно читает лекции и организует консультации на различные модные темы. В 2013-ом Айрис стала одной из лучше всех одетых людей в возрасте старше 50 по версии "Guardian".

В 2005-ом Институт Костюмов в Музее Искусств Метрополитен в Нью-Йорке (New York) провел выставку, посвященную характерным особенностям стиля Айрис Апфель; называлась она "Rara Avis" – "Редкая птица". Демонстрация прошла с невероятным успехом; это сподвигло организаторов – в частности, Стефани Хоуй-Таунер (Stéphane Houy-Towner) – повторить выставку (изначально не планировавшуюся выездной) еще в целом ряде выставочных заведений страны; в частности, показы прошли в Вест-Палм-Бич, Флорида (West Palm Beach, Florida), Розлин-Харбор, Нью-Йорк (Roslyn Harbor, New York) и Салеме, Массачусеттс (Salem, Massachusetts).

В музее стиля и искусства моды в Бойнтон-Бич, Флорида (Boynton Beach, Florida) на данный момент идут работы по проектирования нового здания, в котором планируется выставка одежды, аксессуаров и предметов мебели от Айрис Апфель .

В октябре 2014-го на кинофестивале в Нью-Йорке была показана документальная картина Альберта Мэйслиса (Albert Maysles) "Айрис" ("Iris"). Позже компания "Magnolia Pictures" приобрела фильм для дальнейшего показа в кинотеатрах Америки; выйти в прокат картина должна была в 2015-ом. Сама Апфель о фильме отозвалась положительно, хотя и отметила, что со стороны на саму себя глядеть оказалось довольно-таки непривычно. Документальный проект, к сожалению, стал последней работой Мэйслиса – в 2015-ом режиссер скончался.


Айрис Апфель даже сейчас остается одной из самых необычных и ярких представительниц модного мира. 94-летняя женщина с впечатляющим постоянством продолжает создавать модные тренды и регулярно удивляет окружающих необычными стилевыми решениями. Строя сложные комбинации из дорогих и дешевых, современных и винтажных изделий, Айрис производит невероятный эффект – демонстрируя на практике, что возраст для настоящего таланта вовсе не помеха. Апфель активно интересуется редкими коллекционными изделиями и активно сотрудничает с множеством крупных известных брэндов. Весьма активно Айрис странствует по миру; путешествия эти не только доставляют Апфель огромное удовольствие, но и предоставляют ей новые материалы для создания сложных стилевых комбинаций. Необычные вещи, которые Айрис находит в своих странствиях, становятся отличным дополнением к её гардеробу – и нередко выступают в качестве "кирпичиков" при создании очередных шедевров модного дизайна.


Апфель с большим вниманием относится к процессу создания стиля и выбора нарядов на очередное мероприятие. Считая эти процессы глубоко творческими, Айрис подходит к ним, как к своеобразному искусству – и традиционно демонстрирует впечатляющие результаты. Вокруг Апфель собирается большое количество людей с незаурядными творческими способностями; среди них были выдающиеся музыканты вроде Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и талантливые художники вроде фотографа Билла Каннингема (Bill Cunningham) из "New York Times".

В свои 93 года она по-прежнему остается верна себе и своему стилю. Дизайнер интерьеров и коллекционер уникальных аксессуаров и нарядов Айрис Апфель по праву заслужила звание иконы стиля. Она умеет с легкостью сочетать несочетаемое, любит громоздкие браслеты и ценит экстравагантные украшения. Айрис одна из первых стала носить джинсы в США, а ее необъятный гардероб может послужить примером истории моды XX века. Сейчас она является лицом косметического бренда MAC и запустила собственную линию украшений под названием Iris Apfel Jewellery. Кроме того, уже более 60 лет она рука об руку ступает по жизни со своим любимым мужем Карлом Апфелем. У пары нет детей, что по признанию Айрис ее осознанный выбор: «Все успеть невозможно. Я хотела строить карьеру и путешествовать» . Мы собрали для вас еще 20 лучших цитат этой удивительной женщины о моде, стиле жизни и любви.

1. Было бы намного лучше, если бы женщины добавили себе ума в головы, а не ботокса на лицо.

2. Если вы внешне непривлекательны, вы развиваете в себе шарм и остроумие, может, какой-то талант или уникальную черту. Если вы некрасивая, у вас больше шансов стать привлекательной. А если вы красивая, зачастую вы просто красивая и все.

3. Я - настоящий романтик. Я никогда ничего не покупала только потому, что это ценно. Мой муж говорит, я смотрю на кусок ткани и слушаю нити. Они рассказывают мне истории. Они поют мне песни. Я должна получить физическую реакцию, когда что-то покупаю.

4. Я - человек цвета. Я никогда не стала бы известной, если бы не экспериментировала. Я люблю большие сумки. Мои очки настолько велики, что в маленькие сумочки они не влезают.

5. Уже 70 лет я не меняю свой стиль. Я не меняла свою внешность, свое мышление. А сейчас все вокруг меня пляшут и прыгают, словно я - звезда.

6. Запомните, я - самый старый в мире подросток.

7. Если кому-то не нравится то, что я делаю, это их проблема, не моя.

8. Если вы не чувствуете себя комфортно, неважно как шикарно вы одеты, это не будет выглядеть правильно. Я предпочитаю быть счастливой и чувствовать себя комфортно.

9. Больше - это больше, а меньше - это скучно.

10. Сегодня необходимо быть уверенным в себе, иначе вы просто не справитесь. И фантазия - это то, чего так не хватает современному миру. Фантазия - это очень-очень-очень мощное явление.

11. Все, что я делаю, делаю интуитивно. Если я буду слишком много думать, ничего не выйдет.

12. Если ваши волосы уложены и вы обули хорошие туфли, вы можете идти куда угодно в чем угодно.

13. Я всегда чувствовала, джаз - это стилевая импровизация, и композиционно он выстраивается по тем же принципам, что и декор интерьера и дизайн одежды: ритм, смешение высокого и низкого, переплетение этнических мотивов и классических элементов.

14. Моду вы можете купить. А вот стиль - врожденное чувство. Главный ключ - научиться понимать самого себя, что может занять годы.

15. Когда вы стареете, нужно заставлять себя двигаться вперед, иначе можно попасть в ловушку и начать разваливаться. Оставаться активным, занимать свой ум делами - это все очень важно. И я чувствую себя счастливой, потому что могу заниматься любимым делом на данном этапе своей жизни в 90 лет.

16. Я не люблю тренды, я предпочитаю традиции.

17. Моему мужу Карлу очень повезло. Меня не привлекают бриллианты. Наши ценности, политические взгляды, вкусы - все идентично. Он умеет делать массу вещей, на которые я не способна, вместе мы дополняем друг друга до целого. Он очарователен, заботлив, приятен в общении, мил и даже умеет готовить. Что еще нужно девушке для счастья? Но самое главное - он всегда умел рассмешить меня. Знаете, я выгляжу такой хулиганкой, но в том, что касается брака, я старомодна, как калоша.

18. Я никогда не была бунтарем и не хотела никого обидеть. Для меня главным было, чтобы моя мама не расстраивалась из-за меня и чтобы мой муж был доволен.

19. Однажды мне даже сказали, что я изменила кому-то жизнь! А я подумала: что же за такая несчастная жизнь была у этой крошки, если мне удалось повлиять на нее.

20. Я чувствую, что делаю свой вклад в освобождение женщин. Они понимают, что совершенно не обязаны выглядеть как все, а тем более думать как все. И эта мысль делает меня счастливой. Разве это не самая большая награда?

На днях я разговаривала с подругой о старости. Какими мы станем. Вспомнила фотографию Нины Хрущевой, которая на фоне Джеки Кеннеди выглядела натуральной дояркой в платке. Я бы хотела остаться современной энергичной веселой старушкой. Не хочу пахнуть старостью, хочу иметь свой индивидуальный стиль и любимое хобби. Мы даже посмеялись над тем, что я бы могла стать свадебным стилистом и приобрести новый бренд «Крутой свадебный стилист Babba Zhenya». А что, очень даже весело! Приезжает наряжать и красить невесту утонченная дама бальзаковского возраста! Видимо, Вселенная почувствовала, что мне надо показать хороший пример. И вот в своих подписках я читаю интервью с Айрис Эпфель (Iris Apfel). Сначала посмотрите на ее фотографию, ведь ей 90 лет! А теперь жмите на линк “далее” и читайте интересные факты про эту потрясающую, талантливую, неутомимую женщину.

Когда вы смотрите на Айрис Эпфель в первый раз, какая мысль возникает у вас в голове: что за странная женщина?

Но на самом деле она гениальна. Не потому что вместе с мужем смогла создать текстильную компанию Old World Weavers, ткани которой заказывали самые известные экстравагантные личности, не потому что она работала на 9 президентов США по реставрации Белого дома, не потому что в 2005 году музей Искусств Метрополитан в Нью-Йорке организовал ее дизайнерскую выставку, дав меткое название ее стилю «Rara Avis (редкая птица) – дерзкая Айрис Эпфель».

Биографическая справка

Айрис Эпфель – американская бизнесвуман, родилась в Нью-Йоркe, 29 августа 1921 г., дизайнер интерьеров и икона стиля. Единственный ребенок в семье Сэмюэля Барреля, владельца стекольного бизнеса. Мама имеет русские корни.

Айрис изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и посещала художественную школу при Университете штата Висконсин. Работалa для Women’s Wear Daily и на дизайнера интерьеров Элинор Джонсон. Она также была помощником иллюстратора Роберта Гудмана.

В 1948 году она вышла замуж за Карла Эпфель. Два года спустя они создали успешную текстильную фирму Old World Weavers, клиентами которой были Грета Гарбо, Эсте Лаудер и другие. За это время, Айрис приняла участие во многих дизайн-проектах, в том числе работала в спец-проекте для Белого дома, пережив 9 президентов: Трумэн, Эйзенхауэр, Никсон, Кеннеди, Джонсон, Картер, Рейган и Клинтон.

Айрис является профессором и консультантом по вопросам стиля и моды. Самое емкое высказывание, характеризующее Айрис: “Айрис Эпфель живёт ярко, она одевается и выглядит так же, как и ее трехкомнатная квартира в Манхэттене на Парк-авеню” (Architectural Digest).

Жизнь

В первую очередь Айрис Эпфель является настоящей иконой стиля. Она создала индивидуальный стиль для себя, смешивая все, что ей понравится, нисколько не переживая за то, что в результате она может выглядеть гротескно.

«Я безнадежный романтик. Я покупаю вещи, потому что я влюбляюсь в них. Я никогда не куплю вещь только потому, что она дорогая. Мой муж говорит про меня, что я смотрю на ткань и слушаю перешептывания нитей. Они рассказывают мне историю. Они поют мне песню. У меня должны проявиться реакции на физическом уровне. Как будто молния. Это очень забавное ощущение!».

и интерьерный дизайн

Теперь вы понимаете, что нет ничего странного в том, что Айрис может миксовать вещи от Lanvin с тибетской бижутерией особо крупного размера, ковбойский жакет с бахромой с ожерельем от Navajo, пальто, украшенное перьями с огромной брошью в виде попугая, инкрустированного драгоценными камнями от Hanna Bernhard. И все это великолепие венчают большие круглые очки в роговой оправе. Надо сказать, что эти очки являются визитной карточкой Айрис Эпфель.

«Я выбираю образ либо в стиле барокко, либо очень простой в стиле дзен. Все, что остается между этими образами, вызывает у меня чесотку».

Свой творческий путь Айрис Эпфель начала с дизайна интерьеров. Надо сказать, интерьеры она декорирует так же, как создает себе образы: «Мне кажется, что люди подумали так, ну раз она может самостоятельно украсить себя, значит, сможет декорировать и пару комнат».

Успех ей принесли ее умение видеть уникальные вещи и объекты, талант смешивать различные цвета и текстуры.

«Я не люблю обычные вещи и не приемлю минимализм».

Личная квартира в Манхеттене отражает ее собственный стиль. Повсюду стоят изящные французские стулья, окрашенные генуэзские сундуки, старинные шали с принтом пейсли и много разных других необычных вещиц, купленных во время многократных поездок по Европе.

Коллекционер ювелирных украшений

Айрис Эпфель также известна благодаря своей обширной коллекции аксессуаров, особенно ювелирных украшений.

«Я скопила огромную коллекцию сумок, ремней, бляшек и бус, без которой я бы чувствовала себя потерянной. Вы можете полностью менять образы, заменяя одни на другие. Я люблю вещи различных эпох и стран, скомбинированных мною особым образом. Это не выглядит дешево, а, надеюсь, имеет вид расточительного шика».

В сентябре 2011 года Айрис запустила коллекцию украшений в содружестве с Home Shopping Network (HSN). Коллекция называется “Rara Avis by Iris Apfel”, состоящая из 13 предметов, средняя цена которых от 20 до 180 долларов. Аксессуары сделаны их смешанных металлов, бисера и бусин: сочетание современности и винтажных элементов. В коллекции присутствуют яркие широкие ожерелья, браслеты и броши.

Вы можете сомневаться насчет ее дизайнерских умений декорировать комнату, не принимать ее образ, изобилующий деталями, но Айрис Эпфель наглядно доказала, что китч может превратиться в нечто красивое, смелое и гармоничное.

Вот как однажды она умно заметила: «Вы знаете, как высказался Роден? Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков. Хотя, я не люблю новые тренды – мне нравится традиционность».

Текущие проекты и секреты молодости

На вопрос, как Айрис удается оставаться такой энергичной, выглядеть молодо, она отвечает: «Я думаю, что постоянная занятость и умение быть активным, это очень важно. Когда ум занят, вы не можете себе навредить. А насчет своего образа я не сильно забочусь, я не использую много косметики. Да и волосы у меня всегда были седыми. Слава Богу, моему мужу это нравится. Ему 97 лет и мы пользуемся одинаковым парфюмом от Yatagan by Caron . Он не очень популярен, поэтому мы купили огромный флакон и держим его в холодильнике, так нам посоветовали».

«Я постоянно чем-то занята. И даже в 90 лет, у меня развивается карьера. Например, новый проект с компанией MAC, которая попросила меня разработать новую линию декоративной косметики MAC , еще один проект с компанией Eye-Bobs , мы вместе работаем над созданием нового дизайна оправ и солнцезащитных очков, мои ювелирные работы можно приобрести на Home Shopping и YOOX , а также я веду свой модный курс в Техасском университете в Остине – они меня сделали профессором!».

Даже журнал Vogue Italia в сентябре 2010 устроил фотосессию, вдохновившись уникальным стилем Iris Apfel!

«Моя мама всегда была гламурной. Она носила много косметики по сравнению со мной. Это был совсем другой тип женщины. Она выглядела больше как Герцогиня Виндзорская – очень собранная и просто совершенная. Никогда не было такого, чтобы у нее выбивалась прядь волос. Одежда мама носила преимущественно женственную, очень элегантную».

«Когда вы молодая девушка, и ваш рот похож на бутон алой розы, можно обойтись и без помады. Но отсутствие помады на губах женщина в возрасте – это глупо. Губы становятся белыми, и это выглядит непривлекательно. Поэтому при работе с МАС я использовала сочные яркие матовые тона».

«Стареть с достоинством – это значит не использовать много косметики, не использовать много пудры, потому что она забивается в морщинки, также не создавать себе черепашьи глаза с нависшими веками и самое главное, не стремится выглядеть молодо. Это не значит, что вы должны выглядеть старомодно, но, кажется, Шанель сказала, что ничто так не старит женщину, как отчаянное желание выглядеть молодой. Можно быть привлекательной в любом возрасте».

О собственном стиле

“Стиль – это интегральная часть вас самих».

“Мне все равно, что обо мне думают люди… Это я выучила уже давным давно… Мне было 19 и у меня был очень травматичный опыт. И я научилась тому, что нужно быть самой собой и радовать себя. И если я не обижаю людей, которых я люблю, я буду продолжать делать свои дела. Если публике это не нравится, значит это ее проблемы, не мои».

“Я считаю, что процесс одевания или раздевания должен стать творческим. Возбуждающим. Интересным. По возможности, всегда начинайте с красивой дизайнерской вещи, затем стройте весь образ вокруг нее. Для меня ключом к собственному стилю являются аксессуары. Мои друзья мне говорят, что мои огромные круглые очки и пара широких браслетов превратились в неписанный отличительный знак».

“Моя так называемая «коллекция» – это мой гардероб. Бесконечное количество вещей, которые я насобирала в течение многих лет. Я люблю образ без времени. Я могу скомбинировать вещь, которую я купила на прошлой неделе с вещью, которую я приобрела более 30 лет назад. Я не следую горячим модным трендам. Я покупаю то, что люблю и мои вкусы весьма католического характера – от haute couture до уличной моды. Вещи, которые по-дзенски просты или до безумия соответствуют стилю барокко. Я люблю и этнические мотивы, и современные. Мне нравятся и серьезные вещи, и забавные. Я стараюсь сделать так, чтобы все эти вещи заиграли в ансамбле».

“Вы можете себе привить вкус. Но стиль – это как харизма. Его всегда видно!».

Икона стиля и дизайна Айрис Эпфель несомненно является человеком, опережающим свою эпоху. Ее врожденный артистический вкус, стиль, индивидуальность и меткий глаз на паттерны и цвета создали путеводитель по богемному шику задолго до того, как термин и стиль стали популярны.

Если вы знаете английский, то вам будет интересно посмотреть фотографии в молодости и послушать то, что говорит Айрис в интервью.

Забавы ради

Перед тем, как читать статьи, я всегда пробегаю глазами по картинкам, а потом уже приступаю к внимательному чтению. Посмотрев на фото, я сразу вспомнила фото бабки с сигарой во рту, многие используют ее для форумской аватарки. Специально поискала в Интернете, чтобы вы сравнили образы. Забавная случайность, правда? Напоминает карикатуру. Хотя эта бабулька тоже очень популярна и бесплатно ее не сфотографируешь.

Айрис в интервью говорила, что очень сильно курила, но в один прекрасный день у нее просто, как отрезало, пропало желание. Она питается просто, но вкусно, используя только качественные продукты.

Другие примеры красивых леди в возрасте

Вдохновившись делами и образом Айрис Эпфель, я решила сделать подборку других пожилых, но неувядающих женщин. Есть хорошие примеры, на которые стоит обратить внимание.

А теперь хочется услышать ваше мнение по поводу неподражаемой Айрис Эпфель? Кем вы себя представляете в старости? На кого бы хотели быть похожей?

Каждый раз Айрис Апфель женщина создает из своей одежды настоящие произведения искусства. Она не боится сочетать тяжёлый люкс и находки с блошиного рынка. В аксессуарах она предпочитает всё самое большое, яркое и дерзкое. И она твёрдо уверена, что цвет может оживлять мёртвых. Возможно, в этом отчасти и кроется её секрет.

Сегодня Айрис Апфель 96 лет. Она - муза дизайнеров, кумир молодёжи (почти миллион подписчиков в Instagram говорят сами за себя) и владелица уникальнейшей коллекции нарядов и украшений, которые она собирала по всему миру на протяжении семидесяти лет.

Биография Айрис Апфель

Айрис родилась 29 августа 1921 года в Нью-Йорке. Ей посчастливилось расти в небедной семье. Отец — бизнесмен, который занимался поставками предметов интерьера для дизайнеров, мама — владелица магазина одежды.

С самого детства Айрис была окружена красивыми вещами. Мама обожала наряжать её, как куклу. Бывало, что за один день Айрис переодевалась трижды. И каждый раз мама придумывала для неё что-то необычное.

Не трудно догадаться, что именно мать Айрис оказала большое влияние на формирование её стиля. Она поклонялась аксессуарам. Детство Айрис пришлось на времена Великой Депрессии, когда даже самые состоятельные семьи не могли позволить себе покупать новые вещи. Мать часто повторяла Айрис: «Покупай простое маленькое черное платье, тогда тебе всегда будет что надеть». У неё самой была внушительная коллекция шейных платков и бус, благодаря которым одно и то же платье всегда выглядело по-разному.

К счастью, любви с «маленьким черным платьем» у Айрис так и не случилось, зато одержимость аксессуарами передалась по наследству.

Свою первую вещь Айрис купила в 11 лет. Это была брошь за 65 центов в комиссионном подвальном магазинчике в одном из многоквартирных домов Квинса. Айрис частенько захаживала туда полюбоваться на старинные вещи и поболтать с продавцом, который всегда носил монокль и обращался с Айрис, как с настоящей герцогиней. Больше никто так не интересовался его хламом:-) Но её все эти вещи завораживали.

Сегодня Айрис любит называть себя женщиной, которая первой в США начала носить джинсы. На дворе были 40-е, ей было 20, она училась в университете на факультете истории искусств. Вдруг в её голове созрела идея очередного образа. Что если взять клетчатую ткань, из которой шьют рубашки, сделать из неё тюрбан, дополнить крупными серёжками-кольцами, белой хлопковой блузой и джинсами…Да, определённо, это должны быть джинсы.

За джинсами она отправилась в магазин рабочей одежды. Естественно, её размера там не оказалось, джинсы в то время шили только на мужчин. Продавец лишь ответил ей: «Юные леди не носят такое» и мягко выставил за дверь.

Но Айрис не думала сдаваться. Каждую неделю она заходила в магазин в поисках своего размера, упрашивая продавца привезти для неё пару. Спустя шесть недель владелец лавки сжалился над ней и заказал для Айрис джинсы для мальчиков. Они подошли! Айрис собрала наряд и была счастлива!

В 96 Айрис всё ещё не прочь пощеголять в джинсах

В 1948 году Айрис познакомилась, а спустя 4 месяца обручилась со своим будущим мужем - Карлом Апфелем. Он был поражен яркой девушкой и её нарядами.

Айрис с детства была особой практичной, поэтому для свадьбы выбрала наряд, который можно носить и после. Это было лёгкое платье с розовыми кружевами. И она действительно надевала его потом на разные мероприятия.

Кстати, атласные розовые туфли сохранились в коллекции Айрис и сейчас.

В браке с Карлом Айрис прожила 68 счастливых лет. Вместе они отметили его столетний юбилей. Карл умер в 2015-м, не дожив до своего 101-го дня рождения.

Историю их любви лучше услышать из первых уст. В 2014-м вышел автобиографичный фильм «Айрис», где супруги сами рассказывают о своей жизни. Столетний Карл вспоминает о молодой Айрис словами: «В ней было что-то такое, что меня зацепило тогда. Может, дело в её шляпке?», она нежно поглаживает его руку, приговаривая: «Ах ты мой котик»:-)

Кстати, за стиль Карла тоже была ответственна Айрис. Именно с её лёгкой руки он непринуждённо щеголял в очках с леопардовой оправой, расписных брюках от Etro и кепках с шипами, даже находясь в инвалидном кресле.

Уже будучи в браке с Карлом, Айрис увлеклась созданием красивых интерьеров. Она декорировала квартиры, которые предназначались для продажи и из-под земли доставала оригинальные вещи, благодаря чему помещения выглядели привлекательно в глазах покупателей. Так бунтарка осознала, что дизайн - это ее настоящее призвание.

А в 1950-м Айрис и Карл открыли свое собственное дело - текстильную компанию Old World Weavers. Изначально у Айрис в планах не было открывать свой бизнес. Случай решил всё за неё.

Однажды она обставляла дом одного состоятельного человека и ей нужно было что-то особенное. Ткань, которой не существовало в природе. Айрис отправилась на фабрику к знакомому ткачу, чтобы показать свои эскизы. Он сделал нужную ткань. Клиент был в восторге. Ткач спросил, нет ли у нее ещё идей? А позже и вовсе предложил им с Карлом открыть свой бизнес. К счастью, идей у Айрис было навалом.

Карл и Айрис начали делать копии тканей 16-20 веков. Они стали много путешествовать по миру по разным фабрикам в поисках поставщиков. А за вдохновением отправлялись на блошиные рынки и аукционы Европы и Африки.

Клиентская база Old World Weavers росла. Супруги начали сотрудничать с Белым Домом, где Айрис даже получила прозвище «первая леди текстиля». Она действительно могла достать ВСЁ! Карл и Айрис успели поработать с Гарри Труменом, Клинтонами и даже с Джеки Кеннеди. С ней, по словам Айрис, было работать сложнее всего:-)


В итоге за десятилетия поездок по миру сокровищ накопилось столько, что Айрис и Карлу пришлось арендовать склад на Лонг-Айленде. Старинные ткани, статуэтки, мебель - чего там только нет. И с каждой вещью связано много воспоминаний.

После смерти Карла Айрис начала потихоньку распродавать склад. Она уверена, что, будучи спрятанными, эти вещи не могут приносить ей удовольствие. Так пусть порадуют кого-то другого.

Супруги владели компанией Old World Weavers до 1992 года, после чего выгодно продали её. Айрис и по сегодняшний день остаётся там приглашённым консультантом.

Несмотря на то, что имя Айрис Апфель было известно в творческом мире уже больше полувека, народная любовь пришла к ней относительно недавно.

В 2005 году музей Метрополитен хотел включить в свою экспозицию часть необычных украшений Айрис. Но когда кураторы увидели ВСЮ коллекцию одежды, они решили, что она заслуживает отдельной выставки. Ещё бы - несколько комнат в квартире на Парк-Авеню занимали наряды. Лагерфельд, Диор, Этро, одежда китайских шаманов — и всё это она носила.

В итоге эта выставка изменила её жизнь и превратила в публичную персону.

Это была по-настоящему уникальная экспозиция, отданная на откуп одной женщине, которая к тому же была ещё жива, что в принципе редкость для музеев.

Бюджета на рекламу почти не было. Сработало сарафанное радио. Отклик был феноменальный. После выставки Айрис накрыло волной писем с благодарностями. Это были простые американцы, которых поразила экспозиция. Многие признавались, что пересмотрели свое отношение к выбору одежды. Гости были обескуражены тем, как Айрис сочетала кутюрные наряды с вещами из секонд-хендов и превращала это в шикарные образы. Вещи, которые никто бы не догадался сочетать, соединялись в сумасшедшем коктейле.

В 2009 году состоялась ещё одна выставка под названием «Редкая птица: Избранное из коллекции Айрис Апфель». Туда вошло более трехсот аксессуаров и восемьдесят два костюма, которые дизайнер собирала по всему миру на протяжении всей жизни.

А магазин Бергдорф Гудман даже задекорировал витрину в стиле мисс Апфель.

Так в восьмидесятилетнем возрасте Айрис Апфель стала восходящей звездой-fashionista.

Если сегодня вы спросите её, кто является для неё иконой стиля, то она ответит вам, что самые стильные люди на земле - это жители Гарлема. В детстве она приходила сюда рассматривать людей, а сейчас приезжает со своим помощником на рынок, где выбирает себе очередное копеечное украшение и торгуется, как сам дьявол.

Украшения Айрис обожает. Она сочетает сразу несколько массивных бус и браслетов так, что кажется, будто это единое целое.

Её одежда — это буйство красок и эклектики. В её гардеробной с одинаковым успехом можно найти последнюю коллекцию Дриса Ван Нотена (он Айрис, кстати, тоже обожает) и платье, в котором она ходила на первое свидание с Карлом.

Что думает Айрис о пластике? Обычно она посылает куда подальше с такими вопросами:-) Мисс Апфель уверена, что нет смысла переживать из-за морщин. К тому же никакая пластическая хирургия не поможет в 70 выглядеть на 30. Руки всё равно всё выдадут. Так почему бы не наслаждаться жизнью?

Браво, Айрис! Если мода и имеет возраст, то стиль - нет! Доказательство налицо.

Цитаты Айрис Апфель

Сегодня к мнению Айрис прислушиваются, а её высказывания разлетаются на цитаты. Вот топ моих любимых:

- Гораздо важнее быть счастливым, чем хорошо одетым

- Женщинам следует добавить ума в головы, а не ботокса на лицо

- Процесс покупок - это тяжкий труд. Но чаще всего именно процесс - это самое интересное занятие.

- Я — самый старый в мире тинейджер.

- Если у вас хорошая укладка и туфли, то вы можете надеть что угодно

- Моду можно купить. Стиль - никогда. Это ген, который даётся при рождении. Всё, что вам нужно - это научиться слышать себя. Порой на это уходят годы.

- Если вам не посчастливилось родиться красивой, то у вас вдвое больше шансов стать привлекательнее. Развивайте чувство юмора и стиля. Ведь если вы красотка, то кроме красоты вам больше нечем похвастаться

- Уже 70 лет я не меняю свой стиль. Я не меняла свою внешность, свои мысли. А сейчас все вокруг меня пляшут, словно я — звезда. Всё, что я делала - экспериментировала.

- Если кому-то не нравится то, что я делаю, это их проблема. Меня это не касается.

- Современному миру не хватает фантазии. Богатые люди считают себя самыми стильными, но одеваются во всё чёрное. Это не стиль, это униформа. Самые стильные люди живут в Гарлеме.

Несколько лет назад Альберт Мейслес снял фильм о жизни Айрис. Это автобиографичное кино даже не столько про моду, сколько про любовь жизни! Если вы ищете вдохновение - смотреть обязательно! Айрис - великолепная женщина!

Стиль Айрис Апфель в прочтении Татьяны Тимофеевой

А мне, благодаря проекту , удалось примерить стиль, который был на 100% новым для меня! Симбиоз авангарда и этники:)!

Это настоящий гимн жизни, бунт и веселье! Никогда не забуду эту съемку:)!

!






Есть женщины, которые притягивают, как магнит. Есть женщины, которых обожают, перед которыми преклоняются. Есть и такие, образ коих пытаются наследовать, а живут и те, которыми восхищаются, ибо они являются истинным примером для подражания. Я не имею в виду манеру одеваться или преподносить себя, а говорю об их отношении к себе и окружающему миру. У этих женщин особый стиль бытия, особые с жизнью отношения. Таковой является великолепная Айрис Апфель. Ей, дизайнеру и основательнице текстильной фабрики Old World Weavers 29 августа 2015 года исполнится 94 года. Она американская икона стиля, которая без помощи стилистов и пиар-специалистов стала мировой знаменитостью благодаря своему чутью и врожденному чувству стиля.

Кем она вам покажется: экстравагантной старушкой в круглых очках, «старым тинейджером» или «редкой птицей» от моды с ярким оперением, конечно, не могу сказать, но, думаю, что восхищения эта необыкновенная женщина, конечно, достойна…

Неповторимая, неподражаемая и яркая Айрис Апфель смогла сотворить свой собственный стиль, отражающий её внутренний образ и довести его до совершенства. Она смогла оторваться от диктатуры моды и даже более того, она умудрилась создать новое направление в моде, которое каждой женщине может помочь выработать свой собственный неповторимый стиль, если она сможет освободиться от оков этой диктатуры, станет прислушиваться к своему внутреннему «Я» и каждый поход в магазин превращать в творческий процесс, в поиски, в охоту за сокровищами.

Сама Айрис обожает шопинг. Для неё это самое весёлое и увлекательное занятие в мире. При этом она никогда не прислушивается к советам продавцов-консультантов, а предпочитает сама вести свои поиски, сочетать несочетаемое, отрываясь от обыденности, серости и общепринятых правил. Завидная смелость...

Её фирменный стиль - безудержная эклектика. Она с легкостью смешивает разноплановые фактуры тканей, цвета и совершенно не подходящие друг другу по стилю вещи, щедро и с умом приправляя этот модный коктейль броскими украшениями. Айрис любит посещать блошиные рынки и магазины с винтажной одеждой и бижутерией, чтобы найти что-нибудь необычное и стоящее.

Миссис Апфель никогда не гонится за модными трендами, за тем, что диктует мода всем остальным, она покупает лишь то, что ей действительно нравится, от дзен-минималистских до барочных вещей. Она смешивает все это, и называет это своим собственным стилем.

Удивительное смешивание стилей поражало многие годы окружающих, поражает и ныне. Однажды она вышла в город в вышитой вручную свадебной юбке династии Чинг, итальянском кашемировом свитере и английских кожаных сапогах для верховой езды.

Один из её друзей говорит, что открыть шкаф Айрис, это все равно, что открыть шкатулку с сюрпризом. Ее манера, стиль одеваться, свойственные только Айрис Апфель, весьма необычны, она совмещает несовместимое, это баланс на грани изысканного вкуса и нелепой безвкусицы, но эту грань она никогда не переступала.

О манере Апфель одеваться можно долго рассуждать и спорить, но лучше обратить вниманияе на то, с какой любовью и тонким вкусом подобраны ее украшения даже не смотря на то, что они бывают очень большими и очень пестрыми.

Импонирует, что она не боится выразить себя через аксессуары, ей совершенно не нужно кому-то что-либо доказывать, она все знает сама. У Апфель роман с бижутерией длинною в жизнь. Путешествуя, Айрис ищет новые необычные аксессуары. Среди ее украшений поражает воображение разнообразие бус, ожерелий, браслетов, колец и брошей из различных материалов - от драгоценных камней до модного нынче пластика.

Яркая и красочная

Среди них можно найти уникальные вещи со всех концов Земного шара: там и серебряные марокканские бусы, и объемные африканские браслеты, и индийские многослойные ожерелья из бирюзы и слоновой кости. Здесь же и различные браслеты: от тонких металлических до деревянных, расписанных вручную. И каждый уникален! Большинству - не один десяток лет. А вот сережек нет, так как уши она не проколола. Отличительной чертой стиля являются круглые очки в роговой оправе, которых у Айрис великое множество.

Сочетать не сочетаемое и выглядеть стильно - вот её истинный талант.

А вот что говорит сама Айрис Апфель о моде и стиле:

- Что вам больше всего нравится в моде?

- Лучше скажу, что мне не нравится. Не люблю, когда мода что-то диктует. Все не могут носить одно и то же. Да и сама я не слежу за модой и не интересуюсь тем, что вошло в моду и что вышло.

- Что не так с сегодняшней модой?

- С тех пор как я стала пожилой звездой моды, женщины часто задают мне вопрос: «Что носить?» Честно говоря, мы слишком серьезно воспринимает то, что надеваем на себя. Мода не должна заставлять вас страдать. Когда вы несчастны, вы выглядите старше. Я не слишком задумываюсь над тем, что бы мне такого надеть. Просто набрасываю на себя то, что хочу. Люди видят меня и восхищаются, но я просто старая женщина...

- Тренд, который вам нравится больше всего?

- Меня расстраивает то, что сейчас многие девушки выглядят неопрятно. Во времена моей молодости мы старались быть аккуратными, привлекательными. Хотя я никогда не стремилась выглядеть как остальные.

- Какой предмет гардероба хорошо смотрится на женщине любого возраста?

- Если у вас красивая прическа и дорогие туфли, этого уже достаточно. Этого и еще доброжелательности. Сохраняйте баланс! Никакие пластические хирурги не помогут, если вы несчастны.

- Стиль - это...

- ...знание себя. Кто-то недавно подсказал мне удачное определение: «Стиль - это искренний интерес к себе». И правильное отношение к жизни!

- Хороший вкус - это...

- ...хорошо. Но следите за тем, чтобы ваш стиль не стал скучным. Здорово, когда в наряде есть перчинка. Невозможно всегда выглядеть безупречно.


- Идеальный аксессуар?

- Я обожаю аксессуары! Мне нравятся наряды архитектурного кроя, дополненные украшениями.

С утверждениями этой пожилой, но замечательной леди просто невозможно не согласиться.

Икона стиля — великолепная Айрис

Некоторое время назад госпожа Апфель выставила на продажу часть украшений, которые некогда носила сама. По признанию стильной леди, таким образом она захотела освободить место в своих многочисленных шкатулках и сундучках. Айрис тогда призналась прессе: «Наступил тот момент, когда мне понадобилось освободить пространство для новых вещиц. Я собирала эту бижутерию на протяжении всей своей жизни, так что многие аксессуары - раритет!»

О выставках

Айрис Апфель спокойно жила и занималась любимой работой, как в 2005 году Институт костюма (Нью-Йорк, США) выразил желание позаимствовать несколько ее аксессуаров для своей очередной выставки. Айрис не возражала, но когда кураторы музея приехали и увидели содержимое ее шкатулок, они поняли, что несколькими аксессуарами тут не обойтись, и что гардероб миссис Апфель заслуживает отдельной экспозиции.

Выставка имела огромный успех - и заставила ее вдохновительницу задуматься над статусом своего гардероба:

- Многие люди покупают роскошные дорогие вещи и никогда их не носят, для меня это дикость…

Айрис Апфель называют «Rare Bird of Fashion», то есть «Редкая птица в стиле моды». В 2009 году в Метрополитане (Нью-Йорк, США) прошла выставка избранной коллекции костюмов Айрис, выставленная Институтом костюма (такой чести удостаивался лишь Ив Сен-Лоран в 1983 году).

Эта выставка имела название «Rara Avis: Selections from the Iris Barrel Apfel Collection» («Редкая птица: Избранное из коллекции Айрис Баррель Апфель»).

Избранное - это более 300 аксессуаров и 82 ансамбля. На вопрос, почему ее костюмы причисляют к музейному искусству, Айрис ответила:

«Мне все время говорят, что я художник, и что я комбинирую вещи необычным способом. Но я не делаю ничего, чего не делала бы последние 70 лет. Забавно. Я стала иконой и супермоделью».

В то же время Айрис отмечает, что никогда не пыталась что-то придумать нарочно, она просто чувствовала, что именно нужно надеть. Прошло какое-то время, прежде чем получилось то, что надо. Для начала необходимо понять, кто ты есть, а потом уже проще выразить это в одежде.

Дом как средство самовыражения

Айрис негативно относится к минимализму, ее фавориты - цвет, текстура, изобилие, а потому ее квартира напоминает будуар госпожи Помпадур, когда в эпоху Людовика XV во дворцах нельзя было найти ни единого свободного места.

Апфель, говоря о своем жилище, называет его «джазом»:

- Хранитель музея однажды сказал мне, что в том, как я сочетаю вещи, есть джазовый компонент. Джаз - это импровизация, которая тянет элементы из всех культур».

Так делает и Айрис Апфель - в интерьере ее квартиры вещи, которые она привозила из самых разных мест, не только представители стран, но и эпох.

Именно поэтому в ее доме так много вещей XVII и начала XX веков. И ее звездный дом в Нью-Йорке - лучшее доказательство того, что из хаоса можно создать произведение искусства.

А началось все с купленной в Толедо (Испания) картины Веласкеса. Впрочем, Айрис не уверена точно, подлинный ли это Веласкес. Она говорит, что, если бы он был подлинным, ей было бы тяжело оставить его висеть фактически на пороге дома, в прихожей…

Происхождение, карьера

Айрис родилась в семье Сэмюэла Баррела (англ. Samuel Barrel) и его жены, русской эмигрантки Сэди (англ. Sadye), которая содержала модный бутик. Отец Айрис - предприниматель, специализировавшийся на поставке предметов из зеркал и стекла работал с лучшими дизайнерами США, когда позже она начинала свою карьеру, он помог ей освоиться в этой среде.

Айрис Апфель в молодости

Она изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и посещала художественную школу при Висконсинском университете в Мадисоне.

В 1948 году вышла замуж за Карла Апфеля, с которым ныне уже более 65-ти лет в браке.

В начале своей карьеры Айрис работала на журнал «Women"s Wear Daily», на дизайнера интерьеров Элионора Джонсона, а также была личным помощником иллюстратора Роберта Гудмана.

В 1950 г. вместе со своим мужем Карлом она открыла текстильную компанию «Old World Weavers», занимавшуюся реставрацией старинных тканей. Основными клиентами компании были музеи, тем не менее были и очень крупные заказчики.

Айрис с мужем Карлом

С 1950 по 1992 г. компания Айрис принимала участие в ряде проектов реставрационных работ включающих заказы Белого дома для девяти президентов: Гарри Трумэна, Дэвида Эйзенхауэра, Джона Кеннеди, Линдона Джонсона, Ричарда Никсона, Джеральда Форда, Джимми Картера, Рональда Рейгана и Билла Клинтона. В 1992 году Айрис продала компанию, но продолжает там работать в качестве консультанта.

В 2012 году Апфель была приглашённым профессором в Техасском университете в Остине, а в 2013-м она была включена в список пятидесяти самых модных женщин, которым самим уже за пятьдесят, составленный газетой «Гардиан». Сейчас Айрис является лицом последней кампании косметического бренда «MAC», чей лозунг «красота вне возрастных рамок», также ей была запущена собственная линия украшений под названием «Iris Apfel Jewellery».

Как видите, у этой милой пожилой дамы есть чему поучиться, что взять на заметку. Одно из ее искрометных высказываний гласит так: «Если кому-то не нравится то, что я делаю, это их проблема, не моя», - говорит Айрис Апфель. Даже не поспоришь.. .Скажем же «Да!» самовыражению и ярким краскам и «Нет!» серости и однообразию.

Что еще почитать