Что обозначает термин плечевая одежда. Путеводитель по дизайну одежды или Чтобы надеть такое, чтобы шло. Плечевая одежда. Плечевые и поясные изделия

Плечевая одежда – это одежда, которая удерживается на верхней опорной поверхности тела человека, ограниченной сверху линиями сочленения туловища с линией шеи и верхними конечностями, а снизу – выступающими точками лопаток и груди. Ее дополнительно классифицируют по конструкции, назначению, форме.

По конструкции: отрезная по линии талии или цельная, с рукавом (втачным или реглан, цельновыкроенным) или без него, с воротником (капюшоном или без него)

Основными видами плечевой одежды являются: платье, блуза, жакет, куртка, жилет. Разнообразие моделей достигается варьированием количества деталей, их формы и наличия.

Платье - одна из распространённых разновидностей плечевой верхней одежды, обязательно с достаточно длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом различались мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой именно женского гардероба.

Отдельные виды платьев:

Платье-блузон – платье, повторяющее в верхней части блузон, ниже талии подхватывается поясом или резинкой, продетой в кулиску. Нижняя часть плотно облегает фигуру.

Платье-комбинация – платье на узких бретелях, вечерний туалет.

Платье-костюм – верхняя женская одежда, комплект, состоящий из платья и жакета (без подкладки) и юбки либо сарафана. Конструкция обычно простая, отделка скромная. Используют те же ткани, что и для платьев.

Платье-майка – платье из трикотажного полотна с верхом типа майки.

Платье-пальто – легкое женское пальто без подкладки, с разрезом сверху донизу, шьется из бархата, плюша, джинсовой ткани, трикотажных полотен и других мате­риалов, различных фасонов в зависимости от моды. Может быть с застежкой и без нее, с длинными и короткими рукавами. Было в моде три-четыре десятилетия.

Платье-халат – платье со сплошной застежкой спереди, одно- или двубортное, с рукавами различной длины, изготовленное из различных тканей в зависимости от сезона.

Блузка - женская легкая одежда из тонкой ткани длиной до линии бедер. Чаще всего блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застегивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки. Нередки украшения в виде жабо, оборок, рюша, а также аппликации из бисера. Белая блузка - неотъемлемый элемент строгого делового стиля. Обычно блузки носят вместе с юбками или брюками классического покроя. Повседневные блузы чаще напоминают мужскую сорочку. Нарядные блузы шьют из тонких тканей, украшают оборками, рюшами, кружевом. Блузы спортивного стиля часто изготавливают из трикотажных полотен. Туники – свободные удлиненные блузы чаще свободной формы, которая обеспечивается сборками или складками.

Жакет – женская верхняя плечевая одежда со сквозной застежкой и рукавом. Чаще всего имеет воротник или капюшон. Изготавливают на подкладке или без нее, из различных материалов. Длина – от талии до линии, проходящей на уровне середины бедра. Жакеты повседневные шьют из костюмных тканей, они сдержаны и лаконичны, чаще прямого или полуприлегающего силуэта. Жакеты спортивные могут иметь застежку на молнию, накладные карманы, кокетки. Нарядные жакеты шьют из атласа, бархата, они могут иметь отличающиеся по фактуре лацканы, выразительную фурнитуру.

Жилет – жакет без рукавов.

Основные детали кроя: спинка, полочка (перед) и рукав. В качестве конструктивно-декоративных используются воротники ил капюшоны, манжет, карманы, кокетки, пояса, клапаны.

    плечевая одежда - Одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу линией, проходящей через выступающие точки лопаток и груди. [ГОСТ 17037 85] Тематики швейные и… … Справочник технического переводчика

    Одежда - искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют О. Наряду с Жилищем О. возникла как одно из основных средств защиты от… … Большая советская энциклопедия

    Одежда - традиционная народов У. Материал, из к рого ее шьют, покрой зависят от окружающей среды, хоз. занятий, моды. Развитие О. нас. У. в ист. плане проследить трудно, т.к. она плохо сохраняется в археол. пам. Мало сведений о ней дают и ранние… … Уральская историческая энциклопедия

    Одежда - предметы, предназнач. для покрытия тела человека; возникла как средство защиты от воздействия внеш. среды, зависит от геогр. и климат. условий. Отражает этапы обществ. развития, определяется соц. принадлежностью, характером быта, труда и т. п.,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - ▲ плечевая одежда костюм. пара. тройка. пижама. халат. балахон. капот. шлафрок (уст). кимоно. ▼ пиджак … Идеографический словарь русского языка

    Традиционная одежда саамов - Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии в 2005 2007 годах, в традиционной одежде Традиционная одежда саамов малочисленного … Википедия

    Распашонка - плечевая одежда для новорожденных; шьют из ткани или трикотажа свободной формы, с рукавами, разрезом от верха до низа на спинке или переде; надевают непосредственно на тело. До недавнего времени сохранялась традиция шить новорожденным Р.… … Энциклопедия моды и одежды

    Рубашечка - плечевая одежда для новорожденных, сшитая из ткани или трикотажного полотна с разрезом в верхней части переда или спинки; надевается непосредственно на тело. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) … Энциклопедия моды и одежды

    Азербайджанский национальный костюм - Азербайджанка в национальном костюме на празднике Новруз в Баку Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно свя … Википедия

    Национальный костюм Азербайджана - Танец азербайджанцев в национальных костюмах Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её… … Википедия

Книги

  • Перчаточки да руковицы, чулочки да ноговицы. Аксессуары традиционного костюма из собрания Российского этнографического музея , Н. М. Калашникова Категория: История и теория искусств Издатель: Северный паломник , Производитель: Северный паломник , Купить за 1041 грн (только Украина)
  • Шапочное знакомство. Коллекция головных уборов из собрания Российского этнографического музея , Н. М. Калашникова , В фондах Российского этнографического музея (РЭМ) в Санкт-Петербурге хранится полумиллионная коллекция, характеризующая культуру и быт народов, проживавших в XVIII-XX вв. на территории… Категория: Этнография Серия: Культурное наследие России Издатель: Северный паломник , Производитель:

Одежда - совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело (Большой толковый словарь русского языка). Костюм - верхняя комплектная одежда. Если одежда служит человеку для того, чтобы защищать его от климатических воздействий, то костюм отражает внешний облик человека, выявляет его внутреннее содержание, является психологической, социальной, возрастной и исторической его характеристикой.

Плечевая одежда, которую вы будете изучать в 7 классе, берет свое начало от первобытных плащей - шкур. Через тысячелетия эти одеяния трансформировались, например в мужские и женские костюмы греков. Они представляли собой полотна ткани, которые не сшивали, а искусно драпировали ими фигуру человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки - хитона - и верхней накидки - гиматия. Эту накидку перекидывали через левое плечо на спину и грудь. Более длинный и широкий гиматий назывался «пе-плос» - большой кусок шерстяной материи. Размеры пеплоса менялись в зависимости от общественного положения и вкуса человека (рис. 53).

Рис. 53. Костюмы греков

Одежда жителей Древнего Египта была, напротив, в основном облегающего силуэта (рис. 54).

Рис. 54. Одежда жителей Древнего Египта

Первые сведения об одежде времен Древней Руси относятся к периоду между VIII-XII вв. Женщины того времени носили длинную холщовую рубаху-соро-чицу широкого прямого покроя, подпоясанную по бедрам и расшитую по краям (рис. 55).

Рис. 55. Одежда времен Древней Руси

В XV-XVI вв. появились ночные сорочки и панталоны, которые долгое время были принадлежностью туалета только привилегированных слоев населения.

Силуэт в одежде

Первое, что фиксирует беглый взгляд, брошенный на идущего мимо человека, - это его силуэт. А «рисует», создает силуэт одежда. Она может облегать фигуру или быть свободной, летящей. Силуэт в одежде - характерное контурное очертание фигуры. Силуэт определяет ее главные общие пропорции. Изменения в моде находят отражение прежде всего именно в силуэте. На рисунке 56 можно увидеть, как изменялся силуэт женского платья в течение XX в.


Рис. 56. Женская одежда XX в.

Через определенные промежутки времени линии силуэта повторяются, возвращаются и становятся модными.

Меняется мода, меняется и силуэт. Если вы хотите выглядеть современно, нужно в первую очередь найти свой силуэт, соответствующий моде. При всем многообразии современной одежды можно выделить четыре силуэта, которые на протяжении последних десятилетий постоянно в моде: прямой, полуприлегающий, приталенный и трапециевидный. Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами.

Прямой силуэт подходит практически для всех типов фигуры. Одежда прямого силуэта вписывается в фигуру «прямоугольник».

Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры. При этом одежда может быть короткой или более длинной (форма «треугольник»).

Приталенный силуэт отличают расширенная линия плеча, низа изделия и зауженная талия. Приталенный силуэт возможен при узком или свободном лифе, расширенной или зауженной юбке.

Силуэт «трапеция» характеризует расширение от линии плеча или проймы. Расширение может быть незначительным или достаточно большим. Одежда этого силуэта хорошо смотрится на стройной фигуре.

Понятие о стиле

Что такое стиль? Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, утверждающий ее культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль - это манера одеваться (мода приходит и уходит, а стиль остается). Характер одежды зависит от ее стиля. По стилевому решению все многообразие форм одежды можно объединить в три основные группы.

К классическому (деловому, элегантному) стилю относят вещи, которые мало подвержены капризам моды. Это жакет, кардиган (удлиненный жакет без воротника), блейзер (женский жакет, выполненный по образцу мужского пиджака классического стиля), юбки со складкой спереди, платье рубашечного покроя, жилет. Время от времени мода вносит в них небольшие изменения: чуть уже или шире плечо, лацкан, плотнее или свободнее изделие по линии талии.

Одежда спортивного стиля удобна, комфортна. Она приемлема как для работы, так и для активного отдыха. Ассортимент - куртки, блузки, юбки различной длины и оформления, комбинезоны, полукомбинезоны, джинсовая одежда.

Романтический (или фантазийный) стиль представляет нарядная, экстравагантная одежда, подчеркивающая женственность и обаятельность ее обладательницы. Этому стилю присущи различного рода отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Одежда тонко дополняется бижутерией, аксессуарами. Ткани воздушные, блестящие, бархатные, струящиеся. Здесь могут быть использованы и элементы национального (фольклорного) костюма.

Гардероб девушки может состоять из одежды разных стилей, но выбор должен соответствовать ее назначению.

Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет смотреться привер-женица спортивного стиля, джинсовой одежды в театре. В то же время строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмосферу дискотеки, а повседневная одежда - в праздничную обстановку. Одежда и поведение человека характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы.

Требования, предъявляемые к одежде

В 6 классе вы узнали, что, создавая одежду, следует исходить из определенных требований к ней. Основные из них - гигиенические, эксплуатационные, эстетические и экономические. Вспомним, что они означают.

Гигиенические требования заключаются в том, что одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма и предохранять тело человека от неблагоприятных климатических воздействий.

Для этого она должна обладать теплозащитными свойствами, га-зо- и воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, соразмерностью телу человека, легко сниматься и одеваться.

Обеспечение определенных гигиенических требований зависит от свойств материала, из которого изготовлена одежда, от ее формы и конструкции. Так, летнее женское платье для отдыха должно быть мягким, гигроскопичным, воздухопроницаемым и легко стираться.

Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, что одежда должна быть устойчива к трению, сминанию, разрыву, химчистке и т. д.

Износоустойчивость и надежность изделия зависят от покроя, конструкции изделия, свойств ткани, качества обработки, условий носки.

Эстетические требования, предъявляемые к одежде, состоят в том, что она должна быть красивой и современной. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.

Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной. Экономичность модели во многом определяется конструкцией, так как от конструкции зависит расход ткани, а стоимость материала в основном и определяет себестоимость изделия.

Виды и характеристика плечевых изделий

Швейные изделия, которые держатся на плечах, называются плечевыми изделиями.

Платье - женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Платье может быть отрезное по линии талии и цельнокроеное; с воротником, рукавами и без них; с застежкой спереди, сзади, сбоку и без застежки; различной длины, с различными видами отделки.

Сарафан - разновидность платья с большим вырезом, но без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника.

Халат - верхняя одежда, покрывающая туловище и ноги, с разрезом или застежкой от верха до низа или с запахивающимися полами, с рукавами и воротником и без них, с поясом и без него.

Блузка - женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища и частично бедра. Блузка может быть с рукавами и без них, с застежкой и без нее, с воротником и без него.

Жилет - одежда с проймами без рукавов, различной длины, с застежкой и без нее.

Новые понятия

Силуэт, стиль, плечевые изделия.

Контрольные вопросы

1. Перечислите и дайте характеристику различным видам силуэтов. 2. Чем отличается классический стиль одежды от спортивного? 3. Какие виды плечевых изделий вам известны? 4. Какие требования предъявляются к одежде? 5. В чем заключаются экономические требования к одежде?

На богине с перстня Аргота надет широкий распашной кафтан с короткими (до локтей) рукавами (рис. 22, 15).

Головные уборы

Тип 1. Этот убор на изваяниях, известный почти исключительно на Северном Кавказе (№ 78, 126, 149) (рис. 22, 1), после ряда работ В.С. Ольховского было принято считать лишь достоверным изображением боевого шлема так называемого кубанского типа - с острым тонким валиком-гребнем надо лбом и пластинчатой металлической бармицей ниже тульи (Бокий, Ольховский 1994; Ольховский, Евдокимов 1994, с. 67). Однако трактовка В.С. Ольховского убедила не всех скифологов. Так, И.В. Яценко задалась вопросом: не являются ли эти изображения на деле «воспроизведением таких же кожаных башлыков»? (Яценко 1997, с. 169).

Действительно, для подобных сомнений можно найти самые серьезные основания. В Западном Предкавказье (где обнаружены почти все изображения «шлемов») еще в раннем средневековье, в VIII–IX вв. у ираноязычных аланов широко бытовал сшитый из ткани башлык, во всех деталях конструкции и декора соответствующий образцам на изваяниях (см., например: Мощевая Балка: Иерусалимская 1992, № 29; рис. 5). Он также имеет широкие лопасти с низом из полосатой ткани, застегиваемые на пуговку; общий контур его также шлемовидный, а узкий шишак изготовлен из деревянной палочки, обтянутой золоченой кожей. Заметим также, что изображения гребня есть лишь на одном (и при этом - самом схематичном) изваянии из ст. Манычской, где отсутствуют полосы в нижнем ярусе (Яценко 1997, рис. 1, 2); видимо, это и есть подлинное изображение шлема кубанского типа.

Итак, на мой взгляд, здесь обычно изображен не шлем, а шлемовидный кожаный или войлочный башлык особого типа. Его боковые лопасти, покрытые декором (?) из горизонтальных полос, плотно огибают подбородок, т.е., видимо, завязаны под ним.
Тип 2. Головной убор мужчины из Келермеса представляет собой оригинальный башлык из плотного материала (войлока?) с невысоким заостренным верхом и узким длинным назатыльником (Schiltz 1994, p. 99) (рис. 22, 2). В средней части он украшен горизонтальной полосой не вполне ясного декора (V-образные фигуры).

Тип 3. Он представлен в двух комплексах Лесостепи: кургане 100 у с. Синявка и кургане 35 у с. Бобрицы (Бобринский 1901, с. 138; Iллiнська 1971; Мирошина 1977, с. 83–87; рис. 7–9) (рис. 25). Следует, видимо, согласиться с определением обеих могил как женских (см., например: Бобринский 1901, с. 113, 138; Мирошина 1977, с. 86–87). Находчик определял этот убор как своеобразный платок, скрепленный сзади бронзовой булавкой и украшенный височными подвесками; Т.В. Мирошина допускает также, что это мог быть обычный башлык (см. оба варианта реконструкции: Мирошина 1977, рис. 8–9). Оба этих варианта не кажутся мне убедительными. В первом случае мы получаем убор, не имеющий никаких аналогов у этносов иранского мира древности и средневековья. Во втором трудно объяснить наличие при башлыке булавки и височных подвесок. Я склонен предложить менее экзотичный вариант, когда головной убор сочетается с дополняющим его начельным украшением. Речь идет, на мой взгляд, о повязке, украшенной по краю двумя нижними рядами треугольных бляшек, скрепленной сзади булавкой и декорированной парой подвесок, а также облегающей голову маленькой полусферической (?) шапочке.
Тип 4. У богини на перстне Аргота поверх прически изображен небольшой полусферический головной убор с отверстием на макушке, в которое пропущена крупная прядь волос (ср. ниже у мужчин: рис. 23, 17). Подобный убор у обоих полов известен позже, во II–VIII вв. н.э. у ираноязычных хотано-саков Синьцзяна (у мужчин: Stein 1907, pl. XLIV; Дьяконова, Сорокин 1960, № 15, 19; у женщин: Stein 1921, pl. CXXVI).


Начельные украшения

33 Первоначально в диадеме было четыре шнура, но один из них был удален новыми хозяевами-скифами, вероятно, из-за особого отношения к священному числу «3» (см.: Кисель 2003, с. 50).

Они представлены у обоих полов, наиболее эффектны из них золотые мужские. Архаические мужские диадемы представляют собой месопотамские или малоазийские изделия периода походов на Ближний Восток. Образец из Литого (Мельгуновского) кургана, вероятно, сирийского производства (Придик 1911; Артамонов 1966, рис. 4–5; Клочко 1983, рис. 1; Кисель 2003, с. 50–52) демонстрирует хорошо известную в регионе схему: сплетенную из трех золотых шнуров ленту 33 , к которой через равные промежутки крепятся крупные розетки. Более оригинальны типы диадем, найденных в курганах 1 и 3 в Келермесе на Кубани (Артамонов 1966, табл. 25–28; Галанина 1997, № 14–15; табл. 28–30; Кисель 2003, с. 52–59), связанные, видимо, своим происхождением с Малой Азией. Первый образец, возможно, являлся заказом скифского аристократа (здесь, в частности, представлен популярный в тогдашнем кочевом мире мотив взлетающего орла с выгнутыми вверх крыльями) (Манцевич 1959, с. 76; Кисель 2003, с. 57; кат. № 16) (рис. 26).

Известная сегодня женская диадема выглядит много скромнее (Матусов, гробница 1). На ее ленте были, видимо, нашиты два ряда бус (Ильинская, Мозолевский, Тереножкин 1980, с. 35).

Поясная одежда

Она представлена у обоих полов широкими шароварами. У богини на перстне Аргота видим подобные шаровары в крупных складках (рис. 22, 16). На изваянии из Кожемяк (№ 33) штанины не заправлены в обувь (персонаж бос), а стянуты по нижнему краю шнурком (рис. 22, 9).

Штаны на ритоне из Келермеса состоят из множества вертикальных полосок с линией зигзага внутри каждой; они заправлены в обувь.

Пояса

34 В этой книге не рассматриваются специфически воинские защитные наборные пояса, подобные № 149 (Ольховский, Евдокимов 1994, рис. 87).

Мужские пояса, известные на изваяниях, очень широкие (№ 1, 8) 34 . Один из них - в Виноградовке (рис. 22, 10) - красного цвета и застегнут на животе удлиненной прямоугольной пряжкой, окрашенной черным. В Литом кургане пояс украшали 17 литых бляшек в виде взлетающего орла (Граков 1971, рис. на с. 127; Кисель 2003, рис. 103).

Обувь

У богини на перстне Аргота туфли выделяются загнутыми внутрь острыми носами (рис. 22, 17). Невысокие сапоги от середины голени и выше хорошо известны в это время и не документируются в следующем периоде. Судя по изваянию из Виноградовки, Одесской области (Субботин и др. 1992, с. 5; рис. 1; Ольховский, Евдокимов 1994, с. 17, ил. 6, № 8), их голенища кроились отдельно от низа, окрашенного в красный цвет, и имели округлые носки (рис. 22, 11). На обухе келермесской секиры сапожки той же высоты имеют довольно длинные острые носы и перехвачены выше щиколотки ремешком (рис. 22, 12).

На ритоне из Келермеса, вероятно, представлены полусапожки, подвязанные шнурком.

Прическа

У большинства изображенных персонажей она скрыта под головными уборами. Однако некоторое представление о ней получить можно.

Наиболее характерную деталь мужской прически представляла собой коса средней длины, носившаяся сзади. При этом обнаруживаются любопытные различия между двумя основными регионами тогдашнего скифского мира - Северным Кавказом и Украиной.

На Северо-Западном Кавказе (№ 149) (рис. 22, 1а) бытует коса, сужающаяся книзу. Видимо, она заплетена, так как схематично разделена вертикальной полосой. На более западных землях от Днепра до устья Дуная коса оформлена иначе: она завершается особым украшением или накосником из плотной ткани или кожи в форме удлиненного прямоугольника или двух небольших прямоугольных выступов (рис. 22, 3–4).

На уникальном парном изваянии супругов из Мескетов в Чечне у женщины (см. выше) представлены, по-видимому, две короткие косы, убранные сзади в специальный двойной широкий прямоугольный накосник, украшенный горизонтальными полосами (рис. 22, 14).

На статуе из Александровского на Ставрополье (№ 128) (Ольховский, Евдокимов 1994, ил. 77) спереди передана очень короткая стрижка. Сзади же видно, что волосы скреплены высоко надо лбом узкой «ленточкой». Такая выступающая полоска в виде полукруга сзади, скорее всего, изображала воткнутый в прическу вогнутый деревянный монолитный гребень-расческу (см. подобную же деталь в «классический» период на персонаже гривны в Куль-Обе; ср.: Trippet 1974, p. 40). На изваяниях обычно показаны длинные висячие усы, но без бороды.

Урок технологии в 6 классе № дата:

Тип урока: урок открытие новых знаний.

Тема урока: «Виды плечевой одежды. Понятие о моде, стиле, силуэте, покрое, фасоне, модели».

Цель урока: « Формирование представления о классификации одежды».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с видами и признаками одежды; силуэтами и стилями.

Метапредметные: способствовать развитию памяти, самостоятельности, развитию творческого мышления, навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения.

Личностные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, творческую активность.

Оборудование: эскизы, альбом, цветные карандаши.

Структура урока.

I. Этап мотивации.

1. Приветствие, проверка присутствующих и их готовность к уроку.

2. … Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.

Д.С. Лихачев

3. Игра «Объяснялки»:

заголовки (плечевая и поясная одежда)

выбрать и приколоть виды одежды на свое место

2 человека (скорость, правильность, внимательность)

II . Этап актуализации.

Как вы думаете, что такое силуэт?

Какие силуэты вы знаете?

С какими стилями вы уже знакомы?

Какие виды плечевых изделий вы знаете?

Какие требования люди предъявляют к одежде?

III . Этап целеполагания.

Озвучивание цели урока.

IV . Этап открытия нового знания.

1. Классификация, виды и признаки одежды:

Одежду делят по назначению:

Бытовая одежда: должна быть модной, красивой, современной, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, быть комфортной, соответствовать размерам тела человека и сохранять потребительские свойства в течение срока пригодности.
Спортивная одежда - для выполнения физических упражнений.
Производственная одежда - защищает человека от неблагоприятных произ­водственных факторов и загрязнения.
Форменная одежда - должна указывать на принадлежность тому или иному ведомству, роду войск и т.п.
- По целевому назначению на повседневную, торже­ственную, домашнюю, для активного отдыха и занятий спортом.

Рабочая одежда - должна быть удобной для выполнения разных работ.

По модельно-конструктивному признаку одежду подразделяют на костюмно-платьевые изделия, бельевые, чулочно-носочные, платочно-шарфовые и головные уборы.

По условиям эксплуатации - верхние, бельевые, корсетные изделия.

По сезону- летняя, зимняя, демисезонная и всесезонная.

По половозрастному назначению одежду подразделяют на изделия для детей и для взрослых. Одежду для детей подразделяют на одежду для мальчиков и дево­чек младшего дошкольного, младшего школьного, старшего школьного и подрост­кового возраста. Одежда для взрослых подразделяется на мужскую и женскую.

По применяемым материалам - одежда из тканей, трикотажа, нетканых материа­лов, натуральной и искусственной кожи и меха, комплексных, пленочных материалов.

2. Виды и признаки одежды.

Виды и характеристика плечевых изделий:

Платье - женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Платье может быть отрезное по линии талии и не отрезное; с воротником, рукавами и без них; с застежкой спереди, сзади, сбоку и без застежки; раз­личной длины, с различными видами отделки.

Сарафан - разновидность платья, но без рукавов, ино­гда на бретелях, обычно без воротника.

Халат - одежда иногда удлиненная, почти до пят, с разрезом или застежкой от верха до низа, с рукавами и воротником и без них, с поясом и без него.

Блузка - женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища. Блузка может быть с рукавами и без них, с застежкой и без нее, с воротником и без него.

Жилет - одежда с проймами, без рукавов, различной длины, с застежкой и без нее.

3. Требования к одежде.

- Эксплуатационные требования к одежде заключаются в том, что она должна быть удобной в носке, достаточно проч­ной и износоустойчивой. Чтобы одежду было удобно

носить, ее размеры, расположение отдельных узлов и деталей должны соответствовать фигуре. Кроме того, необходимо, чтобы она не деформировалась - при долгой носке не теря­ла форму, не боялась яркого света и проливного дождя. Из­делие должно быть надежным, т.е. не разрушаться под воз­действием кратковременных напряжений, например под действием растягивающих усилий.

Износоустойчивость и надежность изделия зависят от покроя, конструкции изделия, свойств ткани, качества об­работки, условий носки.

- Эстетические требования , предъявляемые к одежде, со­стоят в том, что она должна быть красивой, современной, высокохудожественной. Она должна соответствовать хо­рошему вкусу и одновременно воспитывать этот вкус. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности те­лосложения и другие особенности внешности человека. Учет этих требований дает возможность создавать вырази­тельную, красивую, изящную одежду, преображающую внешний облик человека.

- Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной. Экономичность моде­ли во многом определяется конструкцией, так как от конст­рукции изделия зависит расход ткани, а в себестоимости из­делия стоимость материала составляет 85-90 %.

4. Мода, стиль, силуэт, покрой, фасон, модель.

Создание модели, композиции одежды – это большое сложное искусство. Под композицией одежды понимается согласованность всех её элементов в целое художественное произведение, называемое модой.

Мода (в переводе с французского) – мера, способ, правило.

1. Мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле – смена форм и образцов одежды.

2. Непрочная, быстро проходящая популярность.

Мода по своему существу динамична. В ней появляются стремления к новизне всего того, что её окружает. Под модой понимается господство отдельных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. Истоки моды одни авторы относят к средневековью, другие к более раннему периоду.

Долгое время центром моды был и остаётся Париж, это обусловлено его экономикой.

Если моду рассматривать на протяжении долгого исторического промежутка, то её изменения кажутся регулярными. Если изучить закон моды, то её можно прогнозировать.

Смена мод приводит к утверждению трёх основных стилей:

    Классический стиль – соразмерность, целесообразность, лаконичность, ясность. В моде многое меняется, но есть такие вещи, которые остаются неизменными. Общее мнение признаёт их превосходными, примерными, образцовыми. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека, линии форм и деталей просты и лаконичны.

    Спортивный стиль – свободные формы обеспечивают активные движения. Сложился под влиянием на моду удобной, гигиеничной и красивой одежды для спорта. В спортивном стиле может быть выдержана одежда различного назначения. Характерные черты стиля: удобство, практичность, сочетание тканей различных структур, разнообразие фурнитуры, отделочные детали.

    «Фантазии» или романтический стиль - необычность форм, разнообразие отделок.

В конце 70-х гг. XX столетия в характере массовой моды произошли принципиальные изменения. Определяя модность одежды, мы говорим не только о фасонах, силуэте, но и о стиле. Характер одежды зависит от стиля. Поэтому наряду с основными стилями в нашей жизни присутствуют и другие:

1. Молодёжный стиль – строится на основе контрастов, сочетания элементов, которые во взрослой моде считаются не сочетаемыми или признаются только в авангардной моде. Нарядная блузка с юбкой или платье, пошитые в романтическом или фольклорном стиле, могут по законам молодёжного ансамбля сочетаться с пиджаком делового характера. В многоступенчатом ансамбле обыгрывается сочетание элементов одежды разных уровней длины.

2. Фольклорный стиль (деревенский или «кантрилук» - использование мотивов, идей, образов, приёмов кроя и отделки народного костюма. Чаще всего это одежда для отдыха, дома, свободного времени. Появился в 50-е гг. XX в.

3. Джинсовый стиль – джинсовая мода. Характерная особенность – спортивность, точный крой, обилие карманов, молний, отделка, строчка, металлические пуговицы, заклёпки и т.д., украшения вышивкой, ситцевыми вставками, аппликация из кожи.

4. Стиль ретро – направление современной моды, использующей мотивы, детали, приёмы моделирования прошлых лет.

5. Индивидуальный стиль – предполагает не только индивидуальный внешний облик человека, т.е. телосложение, осанку, одежду, макияж, причёску, но и походку, жесты, речь, стиль, мимику. Всё это составляет единое целое и ассоциируется только с конкретным человеком.

Стильный образ – цельный, законченный; в нём всё продумано: от пуговиц до пряжек на туфлях. Но при этом важно не выглядеть идеально, как эталон или маникен. Умение носить вещи, способность подать себя, некий шарм, лёгкая небрежность и в т же время изысканность – вот что делает образ стильным и неповторимым.

Стильно одетый человек не просто одет со вкусом и продумал все детали гардероба от пуговиц до носового платка. Ему действительно подходит всё, что он носит. Это и есть взаимосвязь внешнего и внутреннего, соответствие имиджа стилю, а стиля имиджу. Всё это предполагает индивидуальный стиль.

Каждый человек сам создаёт свой образ, который выражается в манере одеваться, в общении с окружающими, в умении себя преподнести. Хорошо, если это соответствует индивидуальности, не портит фигуру, удачно подчёркивает достоинства и скрывает недостатки, но бывает, что чувство меры и вкус изменяют.

Для того чтобы правильно подбирать себе одежду, нельзя слепо следовать моде, а необходимо развивать эстетический вкус и точно знать, что вы хотите и что вам нужно для создания индивидуального стиля.

Существуют определённые принципы в создании индивидуального стиля, которые складываются из эстетических критериев и выражаются в следующем:

    определить пропорции фигуры, телосложения, устранить недостатки за счёт покроя одежды, деталей, фасона;

    подобрать цветовую гамму и фактуру ткани;

    выбрать стиль одежды;

    укомплектовать костюм дополнениями, аксессуарами, макияжем, причёской, создание рационального гардероба.

5. Историческое развитие костюма.

Плечевая одежда берет свое начало от первобытных пла­щей - шкур. Через тысячелетия эта одежда трансформиро­валась, например в мужские и женские костюмы греков. Они представляли собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали фигуру человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки - хитона и верхней накидки - гиматия. Эта накидка перекидывалась через левое плечо на спину и грудь. Более длинный и ши­рокий гиматий назывался пеплос - большой кусок шер­стяной материи. Размеры пеплоса менялись в зависимости от общественного положения и вкуса человека.

Одежда жителей древнего Египта была, напротив, в ос­новном облегающей фигуру.

Показ эскизов: греческий костюм, готика, барокко, романтизм, модерн.

6. Модель – это образец изделия в виде рисунка, фотографии или готового изделия.

Основу композиции одежды составляет совокупность образуемых одежду объёмов, пропорций или её силуэт.

7. Силуэт – это плоское контурное изображение предмета, подобное его тени.

Силуэт даёт чёткое представление об объёмности одежды, т.е. имеет чёткие внешние контуры в виде правильной тени.

Различают два вида силуэта:

    скульптурный – выявляющий, повторяющий формы человека, подчёркивающий его недостатки и достоинства;

    декоративный – отступающий от естественных сочетаний фигуры, маскирующий и скрывающий её недостатки.

Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами:

    силуэт, основные линии которого расходятся книзу, приравнивают к трапеции;

    силуэт с расходящимися линиями вверх и вниз от линии талии, напоминает два треугольника с вершинами в общей точке;

    если силуэт образован правильными кривыми линиями, его сравнивают с овалом.

Иногда силуэты сравнивают с буквами и предметами:

    силуэты с сильно зауженными плечами и плавно расширенной юбкой напоминают букву. А;

    силуэт юбки сильно зауженной книзу сравнивают с бочонком.

Силуэт одежды является выражением моды, меняется мода, прежде всего в силуэте т.к. он первый надоедает людям.

Силуэт – это рамка, в пределах которой разрабатывается форма и создаётся фасон.

Фасон – это внешние черты изделия, определяемые формой деталей, конструктивными линиями, отделками.

Конкретную форму одежды определяет покрой , его изменения связаны с изменением конструктивной основы модели. Используя одну конструктивную основу изделия, т.е. не меняя местоположения плечевых и боковых швов, направления вытачек, силуэт можно создать несколько разнообразных фасонов за счёт изменения конфигурации горловины, проймы и т.д.

Создавая эскиз модели, художник – модельер, прежде всего, продумывает и рисует силуэт, при этом он учитывает новые тенденции в отношении длины и ширины одежды, а также пластические свойства новых тканей, от которых зависит создание силуэта.

Композиция (в переводе с латинского языка) – составление, связывание.

Силуэт (в переводе с французского языка) – внешние очертания предмета.

Фасон (в переводе с французского языка) – внешняя форма.

3. Физкультминутка.

Исходное положение – стоя, руки опущены.

Руки в стороны, пытаемся «дотянутся» до стены.

Руки вверх, пытаемся «дотянутся» до потолка.

Исходное положение – стоя, руки на поясе, выполняем перекат с пятки на носок 6-8 раз.

Гардероб девушки может состоять из одежды разных стилей, но выбор одежды должен соответствовать ее назна­чению.

Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В то же время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмо­сферу дискотеки, а повседневная одежда - в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы.

V. Этап включения в систему знаний.

Практическая работа:

    выполнить эскизы плечевой лёгкой одежды в определённом стиле.

    выполнить рисунки силуэтов современного направления моды.

VI . Этап подведения итогов урока.

Проверить выполненные работы, сделать необходимые замечания, выставить оценки.

VII . Этап рефлексии и оценивания.

Удовлетворены ли вы работой на уроке?

Что нового узнали?

С каким настроением уходите с урока?

Что еще почитать