Конспект открытого занятия по фэмп в подготовительной группе. Открытие нового знания. Педагог открывает конверт и читает

Дата публикации: 2016-11-13

Краткое описание: ...

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с.Кошки муниципального района Кошкинский Самарской область

структурное подразделение детский сад комбинированного вида «Теремок»

План-конспект непосредственно

образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

образовательная область «Познавательное развитие»

тема недели: «Домашние животные»

Тема: « В гостях у Кота Матроскина»

ст.воспитатель: Корчагина Н.И.

ГБОУ СОШ с.Кошки

сп д/с кв «Теремок»

с. Кошки

2016 г.

Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Группа подготовительная

Тема недели « Мир животных» Тема дня «Домашние животные »

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

1. Проблемно-игровая ситуация «Угадай от кого письмо» (соединение пронумерованных точек)

2.«Игровое упражнение «Поможем Коту Матроскину сосчитать баночки с молоком» (отсчёт столько палочек, сколько баночек, образование числа 11,12,13,14,15 на счётных палочках)

3.Игровое упражнение «Матроскин готовит салат для друзей». Салат из 5 овощей (состав числа 5; 4 морковки 1 свекла (3 и 2,2 и 3, 3 и 2, 1 и 4)

4.Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата» (двумя цифрами обозначать варианты записи рецепта салата) и отправит рецепт своим друзьям.

5.Проблемно-игровая ситуация Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки по весу» 6. Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе» (ориентировка на листе бумаги)

Утро

Д/и «Герои сказок (домашние животные) в гостях у ребят» (количественный счёт до 10)

Игра с моделью «Ферма» (ориентировка в пространстве слева, справа, впереди, сзади, за, на);

Игра «Танграм» - плоскостное моделирование - кошка

Прогулка № 1

Наблюдение за кошкой. Определение нахождения в пространстве: справа, слева дерева, впереди, сзади и т.д.

П/и «Охотник и пастух» -классификация диких и домашних животных, количественный счёт.

д/и « Животные – стройся» (употребление числительных, порядковый счет)

Обед

Ситуативная беседа «Сколько нужно на обед еды животным: кошке, собаке, барану, корове»

Вечер

Викторина с использованием логических задачек по теме «Домашние и дикие животные»;

Силуэтное моделирование «Домашние животные»

Игра с лабиринтами «Кто, где живёт?»

Прогулка № 2

Игра с мячом: «Животные и детёныши»;

П/и «Васька кот»

Актуальная среда

Модель «Ферма»;

Игра «Танграм»;

Карточки с пронумеро-ванными точками (по количеству детей);

15 счётных палочек;

15 кругов, можно на магнитах;

Корзина, 10 морковок, 10 свекол, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей (свёкла, капуста, картофель лук);

Карточки с цифрами от 0 до 9;

5 конвертов с изображением героев сказок: корова Мурка, телёнок Гаврюша, пес Шарик, свинка Пеппа, Бараш;

5 разных по весу пластмассовых баночек, пронумерованных;

домашних животных;

картинки с лабиринтами.

Предложить родителям дома приготовить овощной салат, составить рецепт и записать его в цифровом качестве (для Кота Матроскина);

«Придумай животное из геометрических фигур» - конкурс творческих работ.

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

(образовательная деятельность)

по теме «В гостях у Кота Матроскина»

Образовательная программа « От рождения до школы »

Возрастная группа: подготовительная

1.Ориентировка на листе бумаги, последовательность действий

(проблемно-игровая ситуация «Угадай от кого письмо»);

2.Количество и счёт (знакомство с образованием чисел второго

десятка в пределах 15);

3. Состав числа (составление числа 5 из двух меньших и

раскладывание его на два меньших числа);

4. Количественный счёт (обозначение количества предметов цифрой,

соотношение количества предметов с числом);

5. Величина (нахождение места предметов с определенной массой,

выполнение сериационного ряда по весу предметов);

6. Ориентирование на плоскости (показывать и называть верх – низ

листа, боковые стороны (левую и правую), центр листа (середина),

углы (верхний – нижний, левый – правый).

Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):

Задание (действие и его содержание)

Способ предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

1.Соединить пронумерованные точки последовательно от 1 до 8 и рассказать, кто приглашает нас в гости

Словесный

Словесно-практический

Наглядный, словесный

Словесно-практический

3.Приготовить «салат» из 5 овощей.

Сколько всего овощей взял Кот Матроскин? Сколько, каких овощей он взял? Как вы составили число 5?

Выложить свои варианты приготовления салата. Рассказать о своём варианте.

Наглядный, словесный

Словесно-практический

4. Записать рецепт «салата» для друзей, при помощи двух цифр, сложить в конверты кому бы они хотели отправить рецепт.

Словесный

Практический

5. Взвесить баночки на руках и расставить их, начиная с самой лёгкой и заканчивая самой тяжёлой. Назвать вес каждой баночки: легкая, тяжелее, ещё тяжелее…,самая тяжёлая

Наглядный, словесный

Практический, словесный

6. Разложить на магнитной доске карточки с овощами: в середине -капуста, слева от капусты – морковь, справа от капусты – свекла, над капустой – лук,под капустой – картофель; на листах бумаги разложить геометрические фигуры, рассказать, как разложены овощи.

Наглядный, словесный

Словесно-практический

7. Рассказать чем занимались в гостях у Кота Матроскина.

Словесный

Словесный

Образовательные задачи.

1.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, соединяя точки

в определённой последовательности;

2.Формировать умение последовательно называть числа числового

ряда (в пределах 10);

3. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15;

4. Формировать умение раскладывать число на два меньших и

составлять из двух меньших большее;

5. Формировать умение обозначать количество предметов цифрой,

соотносить количество предметов с числом;

6. Развивать умение определять более тяжелый предмет «на руках»,

находить место предмета с определенной массой, выполнять

сериационный ряд по весу предметов;

7. Упражнять в умении самостоятельно выкладывать на листе бумаги

картинки в соответствии с заданием; правильно показывать и

называть верх – низ листа, боковые стороны (левую и правую),

центр листа (середина), углы (верхний – нижний, левый – правый).

Материалы и оборудование.

1. Дидактический материал:

Письмо (конверт с заданиями для детей); конверты с изображениями

сказочных героев: корова Мурка, телёнок Гаврюша, пес Шарик, свинка Пеппа, Бараш; 15 кругов, магнитная доска, 10 счётных палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 свеколок, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей (свёкла, капуста, картофель, лук);

Карточки с цифрами от 0 до 9.

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :

Карточки (в крупную клетку с пронумерованными точками от 1 до 8); счётные палочки по количеству детей; карточки с цифрами от 0 до 9; листы бумаги по количеству детей, наборы геометрических фигур (красный, жёлтый и зелёный круги, треугольник, квадрат.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Вносит письмо. Предлагает детям соединить пронумерованные точки от 1 до 8 и узнать от кого это письмо.

Дети выполняют задания и узнают на картинке кота. Отвечают на вопросы педагога.

Основная

Предлагает детям сосчитать «баночки с молоком» (на магнитной доске), а детям выложить счетные палочки на местах, столько, сколько баночек с молоком (10). Проверяет правильность действия детей. Предлагает закрепить резиночкой палочки в пучок.

Сколько палочек в пучке? - Сколько пучков у вас получилось? Положить пучок на стол и над ним положить 1 палочку (2,3,4,5). Объясняет образование числа 11, один-на-дцать, показывает цифру 11. (12,13,14,15).

Педагог сообщает, что Матроскин хочет приготовить салат из 5 овощей. Выкладывает на магнитной доске 4 моркови и 1 свеклу.

Сколько всего овощей взял Матроскин? Сколько, каких овощей он взял? Как вы составили число 5?

Все варианты выкладываются на магнитной доске.

Педагог предлагает детям помочь Коту Матроскину записать «рецепт салата» при помощи цифр и разослать его друзьям.

Педагог предлагает детям помочь Матроскину расставить баночки с мёдом по весу, начиная с самой лёгкой и заканчивая самой тяжёлой.

Педагог рассказывает детям о том, что Кот Матроскин очень запасливый и у него есть погреб. Он нас попросил помочь разложить овощи в погребе для хранения.

Матроскин йрассказывает, где какие овощи будут лежать в погребе, и располагает их на магнитной доске: капуста посередине, слева от капусты - морковь; справа от капусты – свекла; над капустой – лук; под капустой – картофель.

Матроскин благодарит детей за помощь в подготовке к зиме.

Дети отсчитывают счётные палочки (10), делают пучки – десяток и раскладывают по 1 палочке над пучком,

Объясняют, как получили число 11(12,13,14,15).

Дети выкладывают свои варианты приготовления «салата», рассказывают о них.

Дети на листочках в клетках записывают рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов 2 цифры. Рассказывают о своих рецептах и вкладывают в тот конверт, кому хотели бы они отослать (корове Мурке, телёнку Гаврюше, Шарику, свинке Пеппе, Барашу)

Дети сравнивают баночки, взвешивая их на руках, расставляют их в ряд, называя вес каждой баночки: « легкая, тяжелее, ещё тяжелее… и самая тяжёлая.

Дети на листах бумаги раскладывают геометрические фигуры:

Посередине – зеленые круги, слева - оранжевые треугольники, справа – красные круги, над зелеными кругами – желтые круги, под зелеными кругами – коричневые квадраты.

заключительная

Педагог предлагает вспомнить, как побывали в гостях у Кота Матроскина. Что больше всего запомнилось, понравилось, чем было интересно заниматься?

Дети рассказывают, делятся своими впечатлениями, получают открытки от Кота Матроскина.

Методы и приемы:

    Проблемно – игровые;

2.Упражнение в ориентировке на листе бумаги;

3. Упражнение в счете и отсчитывании предметов;

4.Соотнесение количества предметов с числом (цифрой);

5. Словесные: объяснение, вопросы, обобщение;

6. Практические: измерительная деятельность детей, сериация

предметов, моделирование.

Литература:

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы»: Под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Издательства Мозаика – Синтез,

Москва, 2014.-368;

2.Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.

3.«Занятия с детьми дошкольного старшего возраста по теме

«Домашние и дикие животные» О.А.Скоролупова,

ООО Издательство Скрипторий 2003», 2005 г.

«Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Центр «Познание»

Центр «Художественное творчество»

Центр «Познание»

Центр «Познание»

Центр «Экспериментирование»

Центр «Развивающие игры»

Центр театра

Центр «Познание»

Стимульный материал Письмо от Кота Матроскина в конверте;

Конверты с изображениями сказочных героев: корова Мурка, телёнок Гаврюша, пес Шарик, свинка Пеппа, Бараш и др.

Материалы и оборудование

для деятельности

Счётные палочки по количеству детей;

10 морковок, 10 свекол,

картинки с изображением овощей (свёкла, капуста, картофель лук);

Карточки с цифрами от 0 до 9;

листы бумаги по количеству детей, наборы геометрических фигур (красный, жёлтый и зелёный круги, треугольник, квадрат.

5 разных по весу пластмассовых баночек;

Карточки с изображение диких и домашних животных;

Листы (0,5 альбомного) с силуэтными изображениями

домашних животных;

картинки с лабиринтами.

Дидактический материал :

Картинки с изображением сказочных героев – 10 шт.;

15 кругов, можно на магнитах;

Модель «Ферма»;

Игра «Танграм»;

Конверт из картона с заданиями для детей (картонные карточки15х15 с пронумерованными точками)

Конверты из картона А-4, с наклеенными картинками персонажей сказок.

Фабричные пособия, по количеству детей

Карточки из твёрдого картона

Пластиковая, фабричная

Пластмассовые, фабричные, 300 гр.

Наглядно-дидактические пособия «Дикие животные», «Домашние животные»,

Папка с заданиями по ФЭМП.

Наглядно-дидактические пособия, фабричные

Фабричные, одного цвета

Макет изготовленный воспитателем, родителями и детьми

Конверты с игрой «Танграм»

На полке, в центре «Познание»

На полке в центре «Художественное творчество»

На полке, в центре «Познание», в коробке.

На полке, в коробке «Раздаточный материал для детей»

На полке, в центре «Экспериментирование»

На полке в центре «Развивающие игры»

Центр «Театра»

Центр «Познание»

Способствуют формированию умения ориентировки на листе бумаги, в последовательном количественном счёте.

Упражняют детей в счёте количественном, порядковом, ориентировке на листе бумаги, выкладывании геометрических фигур.

Упражняют детей в счёте количественном, порядковом, ориентировке на листе бумаги, выкладывании геометрических фигур, узнавании и назывании цифр.

при проведении дидактических игр.

Используется

Вызывает у детей интерес к измерительной деятельности, к экспериментированию.

Упражняют детей в классификации предметов, развитии творческого воображения.

Упражняют детей в развитии речи, развивают интерес к самостоятельной счетной деятельности, развитии памяти, логического мышления.

Упражняет в плоскостном моделирование, закрепляет знание геометрических фигур, развивает логическое мышление.

Дата публикации: 01.02.18

Приходько Елена Викторовна воспитатель, МБОУ «Начальная школа №15»,города Нефтеюганска ХМАО-Югры

Конспект НОДпо ФЭМзнаний в подготовительной группе на тему «Знакомство с числом 6»

Тема: «Знакомство с числом 6».

Цель: Сформироватьпредставление о составе числа 6 из двух меньших, тренироватьумение сравнивать числа в пределах 6.

Задачи:

  • Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах шести, знание цифр в пределах шести.
  • Закрепить представлениео смысле действий сложения и вычитания, их записи,взаимосвязи части и целого, тренировать умение печатать цифры 1-5 в клетках.
  • Сформировать опыт работы в команде,самопроверки по образцу.

Материалы:

Демонстрационный:

  • Домик с составом числа 6.
  • Схема упражнений для физминутки
  • Листы с выражениями равные 6
  • Карточки с ключами
  • Желтые и синие овалы (по 15 штук каждого цвета на 5 детей)
  • Банка из картона
  • Карточки для записи рецепты

Раздаточный:

Ход занятия.

1. Водная часть.

Введение в ситуацию.

Воспитатель собирает детей возле себя.

В:Ребята!У кого из вас есть дача?

В:Какие овощи и фрукты вы выращиваете на даче? (Выслушиваются ответы)

В:У бабушки Тани и Вани был хороший урожай слив. Она просит у вас помощи,чтобы вы помогли ей закатать на зиму компот.

В:Скажите,какой получится компот из слив?

В:Поможем бабушке?

2. Основная часть.

В: Чтобы открыть кладовку, в которой хранятся сливы, надо найти ключ. Кладовку откроет только тотключ, который составлен из 6 геометрических фигур.

(дети подходят к столу,на котором находятся карточки с изображением ключей, задание проверяется у каждого ребенка.)

В:Молодцы!Справились с заданием, кладовка открыта.Пошлите за сливами для нашего компота.

Игра «Компот»

В:Ребята,присаживаемся за столы по 5-6 человек.

В:Перед вами банка(на каждого ребенка по 1 банке вырезанная из картона),сливы:желтые и синие(по 15 желтых и синих слив)

В:Бабушка просила сначалаположить в банку желтые сливы, но так чтобы всем хватило желтых слив.

В:Еще бабушка сказала, чтобы компот получился вкусным, нужно чтобы в банке было по 6 слив

В:Что нужно сделать для того,чтобы в каждой банке было 6 слив?(нужно доложить синие сливы)

В:Молодцы!Справились,теперь надо записать рецепт компота.

Игра «Рецепт»

В:Ребята,давайте запишем рецепт компота, чтобы на следующий год закатать такой же вкусный компот.

(воспитатель кладет на столы листы для записи рецепта и фломастеры)

В:Из каких частей состоитвсе содержимое банки?(1часть-желтые сливы,2часть –синие сливы.)

В:Давайте напечатаем количество желтых слив, т.е. 1 часть.

В:Синие сливы напечатаем во вторую часть

После выполнения задания всеми детьми воспитатель вывешивает листы в таком порядке:

1+52+43+34+25+1

В:Чемуравно значение выражения в каждом случае?(равно 6 и дописываю 6)

1+5 = 62+4 = 63+3 = 64+2= 65+1=6

В:Какой вывод моно сделать?(6 состоит из 2 частей, вывешиваю числовой домик)

В:Компот мы с вами сварили, можно и отдохнуть.

Физминутка

«Сделай также»

В:молодцы!Ребята,давайте еще поиграем в игру?

Игра «Состав чисел»

В:Вам нужно будет разделиться на 2 команды.

В: Перед вами листы, на них написаны числа, вам нужно записать из каких оно состоит. Победит та команда, которая быстрей и правильно справится с заданием

3. Заключительная часть.

Воспитатель собирает детей околосебя.

В:что мы сегодня делалиназанятии?

В:С каким числом сегодня познакомились?

В:Вам понравилось занятие?

Мартынова Юлия Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Березка"
Населённый пункт: п. Малые Арбаты, Таштыпского района, Республики Хакасия
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Знакомство с числом 15
Дата публикации: 10.05.2017
Раздел: дошкольное образование

конспект Непосредственно образовательной деятельности

Тема:

«Знакомство с числом 15»

Воспитатель: Мартынова Юлия Ильинична

Возрастная группа: Подготовительная

Область: познавательное развитие

Цель: Ознакомление и образование чисел второго десятка.

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших

Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов.

Закреплять умение ориентироваться в пространственном расположение предметов,

предмет относительно другого предмета, отражать в речи словами: вверху, внизу, слева,

2. Развивающие: Развивать классификационные умения.

3. Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи «герою занятия»

Оборудование/ материалы/ инвентарь: компьютер, мультимедийная установка.

Демонстрационный материал: Полоска бумаги, 15 кругов, магнитная доска, 10 счетных

палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 свекол, 5 разных по весу баночек, картинки с

изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук).

Раздаточный материал: Счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка), резинки (по

1 шт. на каждого ребенка), карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы

геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат на

каждого ребенка), логические блоки Дьениша на каждого ребенка, карточки таблицы.

Этапы организации

образовательной

деятельности

Примечания

I.Ориентировка в

деятельности

Мотивации

Определение

Определение

необходимых

действий

II. Исполнительский

Воспитатель предлагает детям подготовить и разложить на

столы раздаточный материал.

Раздается стук в дверь на мультимедийном экране

появляется кот Матроскин (из мультфильма «Трое из

Простоквашино»)

Здравствуйте ребята!

Как я рад вас всех видеть. Знаете, хотел вас пригласить к

себе в гости и угостить свежим молоком от моей коровки,

но вот не успел сделать все домашние дела. И вот

переживаю, как же мне быть?

Ой, ребята, а вы мне можете помочь?

Справимся вместе с моими домашними делами?

Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину

На магнитной доске 10 кругов. Воспитатель говорит детям,

что это банки с молоком, которые приготовил Матроскин.

палочки резинкой и поясняет, что у них получился пучок, из

десяти палочек.

– Сколько пучков у вас получилось? – уточняет

воспитатель.

раскладывают

раздаточный

материал.

Здравствуйте.

Ответы детей.

Ответы детей.

– Сколько палочек в пучке?

– Один пучок называется десятком. Очень давно его

называли «дцать».

– Обозначьте один десяток цифрой и назовите число.

Воспитатель отделяет 10 кругов вертикальной полоской и

рядом прикладывает еще один круг. Он поясняет, что

Воспитатель уточняет у детей:

– Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Дети

кладут на пучок еще одну палочку.)

– Сколько у нас десятков?

– Сколько единиц над десятком?»

Воспитатель называет новое число:

– «Одиннадцать». Дети обозначают число с помощью цифр

и уточняют, сколько в нем десятков и единиц. Вызванный

ребенок выполняет задание на доске.

Воспитатель выкладывает на магнитной доске еще один

круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на

– Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин?

– Сколько у нас десятков?

– Сколько единиц над десятком?

– Какое число у нас получилось?

– Обозначьте его цифрами.

Таким образом, дети считают до 15.

Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».

Воспитатель сообщает детям, что Матроскин хочет

приготовить салат из 5 овощей. Воспитатель выкладывает

на магнитной доске 4 моркови и 1 свеклу и спрашивает у

– Сколько всего овощей взял Матроскин?

– Сколько, каких овощей он взял?

– Как вы составили число пять?

Затем выкладывает 10 морковок и 10 свекол и предлагает

детям по-другому составить число 5. Все варианты

выкладываются на магнитной доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и

4). Воспитатель предлагает записать рецепт салата,

используя для обозначения ингредиентов две цифры.

Воспитатель обсуждает возможные варианты записи

рецепта салата.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми

выполняет соответствующие действия.

Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают

кисель».)

На горушечке, (Соединяют кончики пальцев, а ладони

разводят в стороны.)

Для Андрюшечки. (Кладут правую руку на грудь.)

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог. (Скрещивают большие пальцы и

делают взмахи остальными пальцами.)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил. (Несколько раз ударяют пальцами

по ногам и вытягивают руки вперед.)

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Один десяток.

Одна единица.

Ответы детей.

Один десяток.

Две единицы

Двенадцать

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

выполняют

Вот и нету киселька (Разводят руки в стороны.)

В черепушечке (Складывают ладонь «горстью».)

У старушечки

На горушечке. (Изображают горку.)

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Вытирают слезы.)

Не плачь, бабка, не рыдай! («Грозят» указательным

пальцем.)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя.

Во-о-от столько! (Правой рукой «помешивают» кисель и

разводят руки в стороны.)

Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки с

медом по весу».

На столе у воспитателя 5 баночек с «медом». Он обращает

внимание детей на то, что все они разные по весу, и просит

расставить баночки, начиная с самой легкой и заканчивая

самой тяжелой.

Матроскин показывает самую легкую баночку,

обозначенную цифрой 1. Вызванные дети сравнивают ее с

остальными, взвешивая на руках, и убеждаются, что она

самая легкая. Затем двое детей берут по две баночки и

выбирают из них самые легкие. Третий ребенок сравнивает

выбранные баночки, определяет самую легкую и ставит

рядом с первой. Таким же образом из оставшихся банок

дети выбирают самые легкие и расставляют их в ряд.

Вместе с Матроскиным дети называют вес каждой баночки:

«Легкая, тяжелее, еще тяжелее… и самая тяжелая».

Игра с логическими блоками Дьенеша «Расставь

баночки с медом »

Перед детьми - таблица. На ней нарисован шкаф куда

нужно расставить баночки с медом. Воспитатель объясняет

детям, что Матроскин запутался, и не может разобраться на

какую полочку ему нужно поставить баночки с медом. А

поставить баночки надо так, чтобы на каждой полочке

оказались одинаковые по размеру баночки с медом

Знаки внизу шкафа подсказывают, какие (фигуры) баночки

на какой полке должны стоять.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в шкаф. В

конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в

каждой клетке (полочке), какие они.

Упражнение повторяется с другими таблицами. Сначала

дети классифицируют фигуры по указанным основаниям

(заполняют шкаф со знаками), а затем самостоятельно

выделяют признак, по которому можно разделить фигуры

(заполняют шкаф без знаков). Взрослый поощряет само-

стоятельный выбор основания классификации.

Игровое упражнение «Раскладываем продукты в

погребе».

У детей альбомные листы и геометрические фигуры.

Матроскин рассказывает, где какие овощи будут лежать в

погребе, и располагает их на магнитной доске:

капуста посередине,

Примечание.

Для упражнений

с блоками

необходимо

увеличить

изображения

шкафов. Их

располагать на

полу, на столе,

на коврике и в

другом удобном

дети кладут на

листы бумаги

III. Завершающий

Беседа по достижению

слева от капусты – морковь,

справа от капусты – свекла,

над капустой – лук,

под капустой – картофель.

Затем дети рассказывают, как разложены овощи.

Кот Матроскин благодарит детей. Молодцы ребята!

Хорошие помощники. Благодаря вам, я все дела сделал

очень хорошо и вовремя.

Воспитатель:

– Ребята сумели ли мы помочь Матроскину?

– А как нам это удалось?

– И в знак благодарности Матроскин дарит вам по кружки

молока. (Значок с изображением кружки).

зеленые круги

выкладывают

треугольники

выкладывают

красные круги

желтые круги

квадраты

Анаит Товмасян
Конспект НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы «Число 15, цифра 15»

Программное содержание : Познакомить с образованием числа 15 и с новой счётной единицей; учить записывать образования числа 15 , читать запись; учить писать число 15 ; развивать умения воссоздавать силуэты по образцу; продолжать формировать навык самоконтроля и самооценки; закрепить знания о прямом и обратном счёте, о соседей числа , дни недели; воспитывать умение не перебивать взрослого. Воспитывать умение слушать взрослого и не перебивать.

Материал : цветные карандаши, простой карандаш, «Вьетнамская игра» .

Ход занятия:

1. Математическая разминка : Дети стоят в кругу, передают мяч по кругу :

Прямой счёт от 1 до 14;

Обратный счёт от 14 до 1;

Назови соседей числа 2 ,3,5…

Назови дни недели;

Какой день недели по счёту понедельник, вторник…

2. «Слушай, считай, записывай» работа в тетради

Чтение стихотворения В. П. Гудимова :

Есть игра одна у Вани :

«В бой, матросы, веселей!»

Дунул, - и поплыли в ванне

Все пятнадцать кораблей.

Сколько больших кораблей на рисунке? (десять)

Как можно сказать по - другому? (Один десяток)

Давайте их раскрасим в зелёный цвет.

Сколько маленьких корабликов на рисунке? (пять)

Давайте их раскрасим желтый цвет.

Сколько получилось всего кораблей на рисунке? (пятнадцать)

Как получилось число 15 ? (к десяти прибавить пять)

Напишите, как получилось число 15 , и прочитайте запись. (десять плюс пять равняется пятнадцать)

3. «Пишем Число 15 »

Предложить детям написать число 15 до конца строчки , как показано на

4. Физкультминутка : «Ждут нас быстрые ракеты…»

Стульчики стоят по кругу, дети свободно бегают по группе и произносят слова с педагогом :

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет.

Педагог убирает один стул и на последние слова дети садятся. Игра повторяется 2 – 3 раза.

5. «Вьетнамская игра»

Взрослый сообщает детям, пока они играли рассыпались рыбки. Просит

помочь собрать их. У детей лежат два набора разного цвета. Дети сортируют по цвету и собирают силуэты рыб по образцу.

6. «Кто больше назовёт пословиц и крылатых выражений с числами

Один за всех и все за одного.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Одна голова лучше, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Не узнаешь друга в три дня – узнавай в три года.

Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.

Знать как свои пять пальцев. (Знать хорошо)

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.

Абсолютный ноль, круглый ноль. (Бесполезный человек)

7. Самоконтроль и самооценка выполненной работы в тетради

Давайте проверим с вами работу в тетради :

1) Зелёных кораблей закрашено 10

2) Жёлтых кораблей закрашено 5

3) Должна сделана запись 10+5=15

4) Написано число 15 пропуская одну клеточку

У кого нет ошибок – зелёный, 1 – 2ошибки – жёлтый, если задание не выполнено – красный. (сигналы светофора) .

Мне очень понравилось, что вы сегодня были внимательными , сообразительными, настойчивыми и поэтому вам удалось отыскать сокровища. Наше путешествие закончилось.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математическому развитию для детей средней группы «Счёт до четырёх. Число и цифра 4» Конспект по математическому развитию для детей средней группы «Счёт до четырёх. Число и цифра 4» на 06.10.2017 Подготовила: Овчаренко.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

на конкурс «Воспитатель года»

Воспитатель МБДОУ № 15 «Катюша» Агабабова И.Ю.

Тема: «Число 8.Цифра 8 «Путешествие в страну знаний »

Программное содержание.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
  2. Продолжать формировать временные представления (дни недели)
  3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
  4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
  5. Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление
  2. Дать представления об истинных и ложных суждениях

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
  3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Приоритетная образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Труд»

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Социализация

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

Музыка

  • закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.

Труд

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

  1. художественное слово;
  2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
  3. самостоятельная работа на карточках;
  4. индивидуальные и хоровые ответы;
  5. игры с мячом, счет вслух;
  6. работа с пособиями
  7. сюрпризный момент;
  8. поощрение и похвала детей.

Предварительная работа:

Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Материал к НОД : магнитная доска, карточки с цифрами «7», «8»; числовой ряд с цифрами от 1 до 10; картинки диких животных (заяц, белка, волк, медведь, рысь, лось, ёж), картинки с изображением предметов на что похожа цифра 8 (груша, матрёшка, неваляшка), домик «Состав числа 8», карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 8 (по точкам) для самостоятельной работы детей, тарелки для раздаточного материала по количеству детей, мяч, магниты для закрепления пособий, клей, кисточка, шоколадки по количеству детей, смайлики по количеству детей, музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково», музыка для физкультминутки.

Ход занятия.

Организационный момент.

В. – Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Юрьевна я приглашаю вас пройти на ковёр.

В. - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

В. - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. - В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз

В. – Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

(2 мин)

В . - (приглашение в страну Знаний математики) .

В. - Ребята, на чём можно путешествовать?

Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

Для этого мы должны купить билеты.

1. Игровое упражнение с мячом «Билет на поезд»

Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10

Вы передавая мяч друг другу считаете.

В.- вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд.

Звучит музыка «Паровозик из « Ромашково», дети проходят на свои места за стол.

Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку)

2. Игровое задание «Соседи числа»

В. Я называю число,а вы его соседей

Назовите соседей числа 2 ; соседей числа 4 ; соседей числа 5; соседей числа 6

В . Ребята, вы знаете в каких сказках встречается число «7»?

1. В какой сказке было семеро козлят?

2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?

3. Как называется сказка где были гномы и одна девочка?

4.Как называется сказка А.С.Пушкина где было семь богатырей?

Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

В. - Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?

В. - Число 7 , обозначается цифрой «7 »

В.- Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки. (4 мин)

В . - Первая остановка – станция «Лесная». Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

Загадки:

1. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)

2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

3. Серый, и зубастый
Произвел в лесу переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(волк)

4. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый летом, но не мышка, зимой белый.
Кто это? (заяц)

5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

7. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

В. - Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные). Сколько всего животных? (7) Считают и снимает воспитатель. Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше (музыка) пока звучит музыка приготовить квадраты на доске

Следующую станция «Цифровая»

Вот мы и доехали. Какое интересное задание приготовили для нас

В.- что вы видите на доске? Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

Сколько всего квадратов? (7)

В. Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1)

Как мы получили число 7? к 6 +1=7

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

В.- Внимательно посмотрите на квадраты на них и запомните.

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Воспитатель меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

Д.- Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? (7)

Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.

В. - Число восемь обозначается вот такой цифрой.

(Выставляется на доске цифра 8)

Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

В . – Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)

Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

В. - Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша)

Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе,потом на листе по точкам (работа с тетрадью)

Физкультминутка.

В. - Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Состав числа 8

«Домик» на доске с кружками.

В.- Какой номер у этого дома? (8)

Как разделить число 8 на 2 меньших числа?

Сколько нужно добавить кружков чтобы получилось число 8?

Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты: 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;

Вывод : воспитатель говорит можно составить по разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8

В.- Молодцы! Хорошо справились.

А пока мы будем ехать до следующей станции поиграем в игру

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»

1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)

5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

В.- Молодцы!

Мы приехали на станцию – «Геометрических фигур».

А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют)

В.- А какая геометрическая фигура у меня в руках?

Возьмите в руки такую же геометрическую фигуру.

Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает: на сколько частей вы разделили круг, как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ½

Что меньше: половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части: сколько всего частей получилось? (4)

Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или целое?

В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)

В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний». Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.

Воспитатель хвалит детей. Дети говорят до свидания гостям.

Что еще почитать