Навыки новорожденных по месяцам. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей. Развитие детей раннего возраста

Развитие человека начинается с момента зачатия. Это непрерывный последовательный процесс, который занимает всю дальнейшую жизнь. Его отличительной особенностью является неравномерность, когда периоды ускоренного роста ребенка сменяются замедленными. Информация по месяцам об этапах развития ребенка до года позволит молодым мамам адекватно оценить состояние малыша и вовремя заметить проблемы.

Этапы развития ребенка до года по месяцам

На протяжении первых месяцев жизни организму ребенка приходится пройти адаптацию к новым условиям существования, приобрести множество навыков, наладить функционирование основных систем. За первый год жизни год дети проделывают колоссальный путь, скорость обучения на котором уже больше не повторится никогда в жизни.

Давая оценку развитию ребенка, нужно на несколько показателей:

Период грудного вскармливания, который в большинстве случаев длится как раз до 1 года расписан по месяцам. Это должен быть последовательный процесс без отклонений от основных природных процессов.

Этапы развития речи у детей

Как и многие навыки, становление речи требует поэтапного развития. Возрастные проявления речи заметны после 3 месяцев, когда ребенок активно «агукает ». К концу первого полугодия он говорит несколько слогов. К году в арсенале у ребенка несколько слов, связанных с определенными предметами. Не всегда эти слова произносятся четко, пока они ближе к лепету. На начальных этапах у детей всегда соседствует правильно и неправильно произносимые слова.

К 2 годам словарный запас ребенка достигает 50-100 слов, появляются короткие предложения. К 3 годам малыш начинает задавать вопросы, а к 4 – в его речи появляются сложные фразы. Главным показателем нормального развития речи является не правильность произношения слов, а умение выстраивать из них предложения. Быстрое расширение словарного запаса часто не дает времени малышу освоить правильное произношение слов. К этому стоит отнестись спокойно, артикуляционный аппарат ребенка не достаточно развит.

Развитию речи способствует диалог, поэтому необходимо уделять внимание общению с малышом.

Возрастные этапы развития ребенка

Процесс развития детей делят на два основных этапа: внутриутробный или пренатальный и внеутробный. Они охватывают период от зачатия до полового созревания.

Весь этот долгий путь разделили на несколько дистанций (этапов):

  • пренатальный – около 38 недель от зачатия до рождения;
  • новорожденный – от 0 до 1 месяца;
  • грудной возраст – до 1 года;
  • раннее детство – от 1 до 3 лет;
  • дошкольники – 3-7 лет;
  • младший школьный возраст – 7-12 лет;
  • подростковый или период полового созревания – от 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период становится базой, формирующей внутренние органы. Правильное питание и образ жизни матери оказывают значительное влияние на развитие маленького человека.

Пренатальный этап делится на три стадии:

К моменту рождения малыш умеет реагировать на раздражители, различать голоса, чувствовать вкус и прикосновения. Некоторые черты характера ребенка закладываются в это время, поэтому так важен контакт матери и малыша.

Новорожденному в первые минуты внеутробной жизни приходится приспосабливаться к новым непривычным условиям жизни. Его атакуют агрессивные факторы внешней среды. Устойчивость иммунитета новорожденного обеспечивает грудное вскармливание. Малыш еще не умеет управлять своим телом, уход за ним полностью ложится на родителей.

Первый год жизни ребенка связан с обучением, он учится сидеть, ползать, ходить, взаимодействовать с внешним миром. Возрастные изменения сопровождаются интенсивным ростом, к концу первого года вес тела увеличивается в 2 раза, а рост на 50%. Для полноценного развития малышу требуется режим питания и полезная пища. К 10-11 месяцев у грудничков формируются зачатки речи, они уже не просто «агукают», а произносят 5-8 простых слов.

Раннее детство и дошкольный возраст сопровождаются замедлением темпов увеличения роста тела, теперь на первый план выходит формирование двигательных функций и психологического развития.

Изменяется рацион питания, расширяются границы окружающего мира. Дети попадают в дошкольные учреждения, где наблюдается тесный контакт со сверстниками. Этот период сопровождается частыми болезнями, пассивный иммунитет, переданный матерью, слабеет, а собственные защитные силы организма только формируются. Предотвратить появление опасных заболеваний помогает своевременное прививание. У дошкольников происходит осознание себя как отдельной личности, они активно мыслят, овладевают начальным багажом знаний.

Поступление в школу и первые годы обучения становятся важным этапом адаптации к социальным нормам. Дети находятся в физическом и психическом напряжении, необходимо обеспечить контроль над их питанием и полноценным отдыхом. Психологическая поддержка родителей не менее важна, чем забота о физическом состоянии.

Подростковый период – один из критических этапов в жизни человека. Возрастные изменения организма, находящегося под влиянием гормональной перестройки, сопровождаются эмоциональной неустойчивостью. Конфликты со старшими и ровесниками, заниженная самооценка – с этими трудностями сталкивается большинство подростков. Сроки полового созревания зависят от индивидуальных особенностей, девочки развиваются быстрее мальчиков. Этот этап завершает физическое и психическое развитие ребенка. Перед нами взрослый самостоятельный человек.

Психическое развитие детей

Каждый ребенок имеет комплекс врожденных рефлексов, помогающих ему выжить. Благодаря психическому развитию малыша они дополняются социальными навыками, ответной реакцией, зачатками темперамента, формирующего новую личность. Возрастные периоды развития тесно взаимосвязаны с эмоциональным и интеллектуальным ростом детей.

Период от рождения до года – это такой промежуток времени, в течение которого человеческий организм совершает просто головокружительный скачок в развитии. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, уже никогда больше не происходят столь глобальные заложенные природой изменения, меняющие человека до неузнаваемости.

И только в этот самый первый год молодые мамы отмечают маленькие дни рождения своего малыша ежемесячно. И ведь правда – каждый прожитый месяц – это важный этап в жизни вашего крохи. Скорость приобретения навыков в процессе его развития просто феноменальна. Давайте рассмотрим этот процесс подробно, по месяцам.

Если посмотреть со стороны на малыша в возрасте от рождения до 1 месяца, то может показаться, будто он только и делает, что ест и спит. Однако именно в этот период его организм производит огромную работу по адаптации к жизни вне тела матери.

Младенец ещё не различает собственных границ, и у него сильна потребность постоянно чувствовать мамино тепло. Он воспринимает себя как продолжение мамы, а не как отдельное существо.

Мама, которая ждала его долгие месяцы, пытается поговорить с ним, заглянуть в глаза, но малыш только к концу первого месяца начинает фиксировать взгляд. Однако это не означает, что ему безразличны мамины слова и интонации. Он просто ещё не умеет выдавать привычных для нас реакций.

Кроха проводит в состоянии сна 18-20 часов в сутки. И очень много времени он готов проводить у груди (может сосать грудь даже во сне). Движения ручек и ножек хаотичны, а мимика и звуки, которые издаёт ребёнок, являются скорее реакциями на внутренние ощущения, чем на внешние раздражители, кроме сильных (резкий звук, яркий свет, холод).

2-й месяц жизни

Ваш малыш больше не новорожденный. Теперь он – грудничок. Кроха по-прежнему много спит и нуждается в постоянном присутствии мамы, однако вы можете заметить некоторые изменения в его поведении:

  • Малыш стал проявлять интерес к окружающему миру, умеет выразить улыбкой радость от появления мамы. Может долго и сосредоточенно разглядывать её лицо, узнаёт и выделяет её среди других людей;
  • Фиксирует взгляд на предметах, следит за перемещаемой игрушкой. Любит смотреть на яркие и контрастные предметы;
  • Различает звуки и цвета;
  • Если положить малыша на животик, он пытается приподнять головку.

Зрительный аппарат ребёнка ещё не полностью сформирован, поэтому он хорошо видит только те предметы, которые расположены не дальше полуметра от него.

3-й месяц жизни

Теперь ваш малыш умеет выражать эмоции так, что у вас не остаётся сомнений – доволен он или расстроен, радуется или капризничает. Вы уже можете определять все его потребности именно по эмоциональному состоянию. Улыбка всё чаще озаряет его личико, что очень радует любую маму. У ребёнка совершенствуется зрительный аппарат, и он уже умеет различать предметы на расстоянии более 50 см.

На 3-м месяце жизни появляются следующие навыки:

  • Удерживает головку из положения лёжа на животике до 30 секунд иногда дольше. Умеет поворачивать головку в сторону из этого же положения;
  • Произносит различные звуки, пытаясь подражать разговору окружающих. Реагирует на приближение мамы не только мимикой, но и повышенной двигательной активностью;
  • Находит свои кулачки и обсасывает их.

Малыш больше времени проводит в состоянии бодрствования, у него начинает формироваться режим, периоды ночного сна становятся длиннее, чем периоды дневного. Некоторые дети в этом возрасте уже могут проспать ночью 6 часов кряду.

4-й месяц жизни

Вы с удивлением замечаете, что ваш малыш превращается в крепкого карапуза. На 4 месяце его мышцы значительно окрепли, а выражение лица стало более осмысленным.

Отмечаются следующие навыки:

  • Хорошо и довольно долго держит головку, когда лежит на животике;
  • Со спины переворачивается на бочок;
  • Издаёт более разнообразные звуки, гулит;
  • Тащит в рот не только свои ручки, но и игрушки, исследует их, пробуя на вкус;
  • Начинает смеяться;
  • Прислушивается к музыке, очень хорошо различает голоса всех членов семьи.

Ваш малыш уже немного по-другому нуждается в маме. Если раньше мама была только источником еды и тепла, то теперь ребёнок нуждается в общении с ней. Разговаривайте с малышом, пойте песенки и рассказывайте ему сказки.

5-й месяц жизни

Ваш малыш меньше беспокоится, лучше спит по ночам. Если раньше у него могли отмечаться кишечные колики, то к 4 месяцам животик обычно успокаивается, пищеварение налаживается.

Отмечаются следующие умения:

  • Целенаправленно захватывает игрушку, так как улучшилась координация движений;
  • Возникают первые попытки сесть. Малыш приподнимает голову и плечи из положения лёжа на спине;
  • Может произносить отдельные слоги;
  • Если мама достаточно разговаривала с малышом и называла его по имени, то на 5 месяце жизни ребёнок узнаёт свое имя, «откликается» на него.

Ребёнок начинает осознавать собственные границы. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы существом, однако всё равно не любит оставаться один, ему становится скучно, и он требует, чтобы взрослые проводили с ним время.

6-й месяц жизни

Ваш малыш начинает более настороженно относиться к чужим людям. Если раньше его мог подержать на ручках даже незнакомый ему человек, то теперь ребёнок начинает громко плакать и проситься к маме или тому, кто проводит с ним много времени. Общается кроха всё более активно, гуление сменяется лепетанием с явно выраженными попытками подражания. Иногда у ребёнка случайно получается произнести целое слово, но эта речь не является осознанной.

Совершенствуются следующие навыки:

  • Может перевернуться с живота на спинку;
  • Лёжа на животе, вращается вокруг точки опоры, отталкивается ножками, делая попытки ползти;
  • Из положения лёжа на спине может подтянуться и сесть, держась за опору;
  • Стоит с поддержкой.

Ребёнок 6-го месяца жизни уже способен занимать сам себя игрушками, и умеет какое-то время обходиться без мамы.

7-й месяц жизни

Каждый прожитый месяц – это как маленький праздник для ребёнка и его родителей. Но теперь вы отметили более серьёзную дату – полгодика. Это тоже своего рода рубеж, после которого дальнейшее развитие вашего карапуза пойдёт уже по другому сценарию. Но и сейчас ребёнка не узнать. Вы смотрите на его фотографии, где он новорождённый, и не верите, что это было совсем недавно. Кстати, эти же фотографии с интересом рассматривает вместе с вами и ваш малыш.

Он проявляет интерес к различным картинкам, а на фото уже может узнать маму и других родственников.

Умеет он тоже уже довольно много:

  • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
  • Сидит с поддержкой;
  • Совершенствует навыки ползания, может перемещаться на небольшие расстояния;
  • Повторяет один и тот же слог много раз;
  • Играя, перекладывает игрушку из одной руки в другую;
  • Хорошо держит голову из любого положения.

Расширяется диапазон проявляемых эмоций. По ночам малыш начинает чаще просыпаться и капризничать – у него прорезаются зубы.

8-й месяц жизни

С этого возраста за малышом нужен глаз да глаз. Навык ползания уже сформирован, и многие 7-месячные малыши «перекочёвывают» из кроватки на пол. И там их интересует абсолютно всё.

Необходимо убрать из поля зрения малыша все опасные предметы, так как он не пропустит ни одной вещи, попавшейся ему на пути.

Малыш уже понимает многие слова мамы, в том числе освоил значение слова «нельзя», но им движет любопытство, заставляя игнорировать мамины запреты.

Навыки ребёнка в возрасте от 7 до 8 месяцев следующие:

  • Активно ползает;
  • Может выполнять простые просьбы (покажи, где глазки, носик, ручки);
  • Проявляет упорство, когда хочет достать интересующий предмет;
  • Играет в игрушки более осмысленно. Имеет представление о размерах и может вложить маленькую игрушку в большую;
  • Может сидеть и стоять у опоры.

Продолжается прорезывание зубов. Как правило, в 7 месяцев у ребёнка есть как минимум уже 2 нижних резца.

9-й месяц жизни

Активность вашего малыша не знает границ. Теперь он уже не только проворно ползает по всей квартире, но ещё и садится из любого положения, самостоятельно встаёт и ходит у опоры. Пытается прыгать и танцевать.

Развитие ребёнка на данном этапе:

  • Понимает довольно много слов и выражений, выполняет простые действия по просьбе взрослых (машет ручкой, даёт нужный предмет, хлопает и т.д.);
  • Умеет осмыслено играть с игрушками, согласно их предназначению;
  • Становится более упорным и настойчивым, может попытаться отобрать у взрослого или другого ребёнка понравившийся ему предмет.

На 9 месяце жизни у ребёнка обычно 4 или больше зубов, он может пережёвывать мягкую пищу и откусывать кусочки передними зубами. Умеет пить из чашки с помощью взрослого, или самостоятельно – из поильника. Для этого возраста характерны резкие перепады настроения. В силу повышенной активности быстро наступает эмоциональное перенасыщение. Важно оберегать ребёнка от слишком большого количества впечатлений, поскольку нагрузка на его нервную систему и так достаточно велика.

10-й месяц жизни

Ваш малыш всё больше и больше подражает окружающим. Теперь вам придётся ещё больше следить за собой, за своим поведением и речью, так как ребёнок всё запоминает и копирует. Закладывается основа для его дальнейшего поведения в обществе.

Его навыки всё более совершенствуются:

  • Поскольку полноценной речи пока нет, а жажда общения крайне велика, малыш активно пользуется жестикуляцией для общения;
  • Умеет захватывать предметы двумя пальцами;
  • Умеет ползать, удерживая игрушку в одной руке;
  • Знает названия большинства игрушек и многих предметов, может показать их по просьбе взрослого.

Уже совсем скоро малыш начнёт ходить, а пока он всё более активно перемещается, держась за опору. По мере того, как развивается самостоятельность, начинает проявляться своеволие: малыш может сопротивляться гигиеническим процедурам, одеванию и другим манипуляциям с ним. Родителям требуется всё больше терпения.

11-й месяц жизни

Освоив все основные способы перемещения по квартире, ваш малыш начинает активно участвовать в маминых делах. Чем бы мама ни занималась, кроха попытается ей «помочь». Не отстраняйте ребёнка и не ругайте за испорченные вещи, ведь его внимание сейчас сконцентрировано на том, чтобы быть полезным, закладывается навык проявлять внимание к людям и оказывать им помощь. У вас растёт помощник.

На 11 месяце жизни ваш малыш умеет:

  • Самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды;
  • Произносить первые слова, копировать интонации окружающих;
  • Сидеть на горшке, приучается им пользоваться.

Некоторые дети в конце этого месяца начинают делать первые шаги

12-й месяц жизни

Вот и подошёл к концу этот уникальный период в жизни вашего ребёнка. В последний месяц первого года жизни, в принципе, ребёнок уже разговаривает, только его язык пока ещё малопонятен. Отдельные слова могут получаться хорошо, но основная речь весьма неразборчива.

Приближаясь к первой круглой дате, малыш умеет:

  • Понимать большинство обращённых к нему просьб. Пассивный словарный запас у него уже достаточно большой;
  • Ползает и лазает уже довольно ловко, некоторые малыши уже ходят без опоры не маленькие расстояния;
  • Знает предназначение большинства предметов;
  • Положительно реагирует на похвалу, ждёт от родителей оценки своих действий;
  • Совмещает язык жестов и речь, дополняет жестами простые слова.

Видео — календарь развития ребенка по месяцам до года

Когда в семье появляется маленькое счастье, то родителям следует быть подготовленными и терпеливыми, потому как правильно организованный уход и досуг с малышом доставят удовольствие и маме и младенцу. Именно до года малыши приобретают самые важные физические навыки, учатся ползать, сидеть, ходить и разговаривать. Так же необходимо следить за показателями веса и роста. Весь необходимый комплекс знаний и таблица с нормами, представлены в данной статье. Итак, развитие детей от 0 до 1 года по месяцам (ниже представлена таблица).

Рост и вес детей до года (таблица)

Что должен уметь ребенок

Первый месяц


Физическое развитие

В первый месяц у младенца все еще сохраняются врожденные рефлексы, из-за которых малыш сжимает все, что попадает в ручку, сосательный рефлекс и поисковый. Хаотично двигает ножками и ручками, может приподнять голову, лежа на животе.

Психомоторное развитие

Первая улыбка, чаще всего появляется именно в первый месяц, так же, как и «агуканье», если с малышом много разговаривают. Ребенок перестает плакать, когда родители берут малыша на руки, может вздрагивать от громких и резких звуков.

Ребенок в 1 месяц

Кормление малыша в это время будет хаотичным, по требованию. Он может покушать 15 минут или остаться у маминой груди на час. Так же необходимы ночные прикладывания.

Опорожнять кишечник малыш может до 12 раз в день, чаще всего, во время или после кормления. Кал имеет желтый оттенок и отсутствует неприятный запах. Мочеиспускание происходит часто, каждые 15-20 минут. Моча должна быть почти прозрачной.

Необходимо ежедневно устраивать осмотры кожных покровов на появление раздражения или высыпаний. Пупочную ранку необходимо смачивать перекисью водорода и менять повязки. Так же купание в течение 3-4 месяцев должно происходить в слабом растворе марганцовки, нежно-розового цвета.

Второй месяц


Физическое развитие

К этому времени у младенца начинают пропадать врожденные рефлексы и исчезать гипертонус ручек. Малыш может пару минут удерживать голову, лежа на животике, переворачиваться со спинки на бок, и реагировать на звуки, путем поворота головы в его сторону.

Психомоторное развитие

Улыбка малыша становится шире и теперь более логична. Ребенок улыбается и гулит, когда видит маму или знакомится с погремушками, и замирает, когда прислушивается к знакомым голосам.

Ребенок в 2 месяца

Кормить малыша нужно по требованию, нет единого графика днем. Промежутки между прикладываниями днем начинаются с 40 минут и достигают 2,5 часов. Кроме этого, малыш может просить покормить его каждые 15 минут по чуть-чуть. Так же стоит приложить ребенка к груди перед ночным сном и после пробуждения.

Мочеиспускание происходит часто, но иногда некоторые малыши уже спят сухими и подают маме сигнал о желании пописать. Опорожнение кишечника происходит индивидуально. Оно может быть через день или 1 раз в день, или же малыш может ходить в туалет по 5-7 раз в день.

В 2 месяца малыш начинает меньше спать. У него появляются разграничения на два длинных дневных сна по 1-1,5 часа и пару коротких засыпаний по 10-15 минут. Так же устанавливается ночной сон, длительностью в 12 часов, включающий перерывы для кормления.

Третий месяц


Физическое развитие

Малыш спокойно держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Может рукой найти другую руку и начать их рассматривать. Смеется громко и может перекатываться со спины на бок и обратно. Малыш может держать легкие игрушки в руке и двигать ею.

Психомоторное развитие

Малыш долго осматривает интересующие предметы, двигает глазами и следит за игрушками. Производит звуки, похожие на интонации взрослых, начинает подражать внешним звукам. Когда ребенок видит маму, начинает радостно улыбаться, двигать ручками и ножками, а так же активно гулить. Если малыш, лежа на животе, нащупывает игрушку, то рукой пытается ее взять, а при попытке подержать ребенка за руки, он подтягивается и старается поднять голову.

Ребенок в 3 месяца

Стул младенца становится густым, количество опорожнений достигает 5 раз в день или 1 раз в 2-4 дня. Это нормально при грудном вскармливании. Цвет желтый с зеленоватым оттенком, появляется кисловатый запах.

В 3 месяца малыши начинают реагировать на погодные условия, ветер, новолуние, полнолуние и другие явления. Ночной сон длится 10 часов, количество ночных кормлений - 4-5 раз. Днем спит дважды по 2 часа и по 40 минут.

Кормления становятся более определенными по времени. Чаще всего днем малыш кушает 10-11 раз, а ночью 2-4 раза. В три месяца у ночных кормлений повышается промежуток до 3,5 часов.

Четвертый месяц


Физическое развитие

Малыш уже может дотягиваться до предметов или игрушек. При помощи родителя может переворачиваться с животика на спинку. Взрослый должен придерживать младенца за одну ручку. Дети в это время начинают облизывать пальцы ручек и пытаются схватить ножки с этой же целью. К четырем месяцам гипертонус ножек окончательно пропадает, и ребенок может более ритмично ими двигать.

Психомоторное развитие

Ребенок может различать голоса родителей, бабушек или дедушек, зрительно оценивать расстояние до погремушки и тянуться к ней. Учится громко кричать и самостоятельно прислушивается к своему голосу. Малыш может подтягиваться лежа на животе и держа за ручки маму. Умеет пугаться громкости звуков и внезапных резких движений. В это время все игрушки и предметы, с которыми играет малыш, должны быть максимально чистыми, так как в 4 месяца ребенок начинает все тянуть в рот и пробовать.

Ребенок в 4 месяца

Появляется режим кормлений, так как кушать малыш стал реже, во время сна перед засыпанием и после пробуждения. Особенность данного возраста заключается в том, что малыш может отвлекаться во время кормлений, чтобы проверить маму на надежность, поэтому ей нельзя заканчивать кормление, а наоборот заботливо подождать младенца. Некоторые малыши переходят на 3 периода дневного сна.

Пятый месяц


Физическое развитие

Малыш начинает долго лежать на животе, занимаясь с игрушками, круча их в руках. Некоторые дети начинают ползать по-пластунски в этот временной период. Ребенок более уверенно может перевернуться с животика на спинку самостоятельно. Часть детей пытается сидеть в 5 месяцев, но спина при этом еще слабая и согнута. Ребенок пытается взаимодействовать с игрушками, осматривая их в руках.

Психомоторное развитие

Малыш начинает разговаривать с игрушками на своем языке, так же взаимодействует с родителями. Слушает музыку, замирая во время ее воспроизведения. В речи младенца начинают возникать первые слоги «ма», «па», «ба». При поддержке за руки, малыш может сесть из положения лежа на спине. Как только родители покажут ребенку новую игрушку, или новый предмет для взаимодействия, малыш настораживается и замирает. Начинает развиваться реакция страха.

Ребенок в 5 месяцев

Режим кормлений приходит к постоянству и нормам. Теперь малыш кушает по часам и кормления зависят от сна. Малыш начинает очень часто отвлекаться от маминой груди, реагировать на каждый шум и шорох. Маме не поможет даже поиск самого тихого места. Это одна из особенностей возраста, с которой надо просто примириться. Ребенок в пять месяцев начинает интересоваться едой мамы. Просит ее дать ему попробовать то, что она кушает. Мочеиспускания происходят реже, через 40 минут. Стул примерно тот же, что и в прошлом месяце.

Шестой месяц


Физическое развитие

Малыш может самостоятельно сесть и посидеть определенное время. Умеет хорошо ползать по-пластунски и может проделать путь в 20 сантиметров, чтобы схватить игрушку. Ребенок пробует вставать на четвереньки, это показатель того, что не за горами и привычное ползание. Может переложить игрушку из одной руки в другую или положить погремушку в коробку. Некоторые дети учатся хлопать в ладошки и играть в «Ладушки» в 6 месяцев.

Психомоторное развитие

Дети в 6 месяцев осваивают понятия «свой» и «чужой». Отличают родителей и просятся на руки, а так же концентрируют свое внимание на игрушке, на которую указывает один из родителей. Малыш в 6 месяцев эмоционально реагирует на музыкальные игрушки. На понравившиеся мелодии дети могут радостно улыбаться и махать ручками, а при звучании неприятных звуков могут начать плакать.

Ребенок в 6 месяцев

Срыгивания в 6 месяцев исчезают или становятся редким явлением. При полном грудном вскармливании снова меняется режим. Малыш редко просыпается в первую половину ночи, но к утру нужно прикладывать пораньше. Шестимесячные малыши во время кормления ручками могут отталкивать маму, это некоторый признак отделения от матери. Это явление необходимо принять. 6 месяцев - оптимальное время для начала прикорма. Если малыш активно тянется к еде взрослых, то это не признак недоедания ребенка маминым молоком, а скорее интерес к чему-то новому в жизни. Прикармливать рекомендуется с антиаллергенных продуктов - овощей и каш.

Сон ночью становится длиннее, а днем возникают 2-3 сна по часу в среднем.

Седьмой месяц


Физическое развитие

В это время малыш сидит гораздо увереннее. При дисбалансе может опираться на руку. Ползает намного увереннее. Бывают случаи, когда дети начинают ползать не вперед, а назад.

В восемь месяцев ребенок уже умеет пить из кружки с поддержкой мамы или папы.

Может подняться на ножки, опираясь на опору и немного постоять и перебирает ножками, когда родитель придерживает его за туловище.

Может показать, где у него располагаются нос, рот, глаза и уши. Развивается и речь, у ребенка появляются новые слоги: «па», «та», «ба», «да», «на». Младенец может определить запрет по тону голоса, а так же перебирает страницы книг.

Психомоторное развитие

Малыш может пританцовывать при поддержке мамы в подмышечных впадинах, а так же стоять, опираясь на всю ступню. Держит спинку, сидя на полу, а ручками дотягивается до ножек в положении лежа на спине, пытается притянуть их в голове. Если ребенку не хватает внимания, то он начинает плакать или хныкать, пытаясь донести свое негодование до взрослых.

Ребенок в 7 месяцев

Прикорм продолжается, так же как и грудное вскармливание. Режим прикладываний тот же: 7-8 дневных и 3-4 ночных. Дети в 7 месяцев начинают активно менять позы при кормлении грудью, поэтому мамам нужно придерживать их. У некоторых малышей в этом периоде появляются первые зубы. Ими дети могут прикусывать грудь, отчего маме нужно реагировать естественно - она может немного вскрикнуть. Но при этом не надо терпеть или реагировать чересчур бурно, все это может дезориентировать ребенка. Стул теперь становится более ожидаемым, раз в день или через день, но при этом в одно и то же время.

Восьмой месяц


Физическое развитие

Малыш в 8 месяцев самостоятельно садится, очень активно ползает, пытается вставать у опоры. Малыша в этом возрасте опасно оставлять одного в комнате, так как дети становятся любопытными и могут залезть туда, куда не следует.

Психомоторное развитие

Некоторые дети уже могут произносить «мама» и «папа». Ребенок в 8 месяцев становится более эмоциональным, у него появляются новые ощущения в качестве недовольства, восторга, негодования и удивления. Малышу в этот период нравится слушать и танцевать под музыку. Речь продолжает развиваться и у ребенка возникают новые звуки и лепетания. Дети в это время становятся сильно привязанными к маме и начинают расстраиваться и скучать, когда ее долго нет. Игрушки тоже меняются. Теперь ребенок может собирать маленькие пирамидки и закрывать банки крышками.

Ребенок в 8 месяцев

При мочеиспускании ребенок начинает немного хулиганить, делая свои дела на полу, а потом трогая все руками, разводя лужицы. Таким образом, ребенок познает продукты своей жизнедеятельности. Режим грудного кормления снова терпит изменения. Малыши становятся активнее и днем забывают приложиться к груди, а ночью число прикладываний наоборот становится больше. Так же во время кормления ребенок может принимать различные позы или мять руками мамину грудь, это является возрастной нормой. Прикорм продолжается, теперь порции съеденных продуктов достигают 100 грамм. Будет хорошо, если ребенок будет кушать вместе с родителями за одним столом.

Девятый месяц


Физическое развитие

Малыш может вставать на ножки из положения сидя, и наоборот, а так же хорошо ходит, опираясь на что-либо. В 9 месяцев дети начинают проявлять самостоятельность в кормлении и одевании, пытаются держать ложку в руке и надевать на себя все, что найдут. Малыш узнает значения некоторых предметов и может указать на них, если его попросят. Любит повторять действия за родителями. Мелкая моторика так же развивается, и малыш уже может заниматься и брать мелкие элементы в руки и засовывать их в узкие баночки. Но такие детали лучше убирать от детей, чтобы они не засунули их себе в нос или ушки.

Психомоторное развитие

Дети в этом возрасте начинают манипулировать родителями, при помощи крика и плача. Так же у младенцев формируется свой язык, на котором они лепечат. Эмоционально малыш тоже растет, теперь он может восхищаться, злиться, может вырываться, когда мама чистит ему ушки или подстригает ногти. Так же ребенок в этом возрасте пугается, если потеряет маму из виду.

Ребенок в 9 месяцев

В этом возрасте у ребенка идет процесс прорезывания зубов. Для того чтобы облегчить состояние зудящих десен, малышу необходимо массировать десенки или давать жевать сушки, твердые кусочки яблока и морковки. При всем многообразии прикорма, который вводит мама, не нужно полностью отказываться от грудного вскармливания. Оно может происходить малыми порциями, но и днем и ночью.

Десятый месяц


Физическое развитие

Малыш в это время делает первые шаги без опоры, легко садится и встает из положения сидя. Умеет хлопать в ладошки и пританцовывает под негромкую музыку. Может освоить навык открывания, закрывания, а так же может прятать игрушки. В это время определяется основная рука у ребенка, которой он преимущественно выполняет движения. В качестве игрушек для десятимесячного малыша отлично подойдут пирамидки, сортеры и другие предметы, которые можно складывать друг в друга.

Психомоторное развитие

Ребенка в этом возрасте преимущественно интересуют мелкие предметы, чем крупные. Некоторые дети показывают части лица, нос, рот, ушки и т.д. у себя или родителей. Ребенок в 10 месяцев учится взаимодействовать с другими детьми, играет с ними и разговаривает на своем языке. Повторяет за родителями их действия и мимику, может воспроизвести, как мама разговаривает по телефону.

Ребенок в 10 месяцев

Малыш в этом возрасте продолжает знакомиться с естественными функциями своего организма и начинает интересоваться этими процессами.

В прикорм вводятся новые продукты, поэтому он становится более энергетическим, нежели педагогическим. Смело орудуя ложкой, ребенок может кушать супы или каши самостоятельно.

Грудное вскармливание продолжается и учащается количество приемов пищи днем малыми порциями. Ночью же все остается прежним, 5-6 кормлений. Во время данного процесса ребенок может самостоятельно искать и доставать мамину грудь, а так же принимать любые позы во время приема пищи.

Одиннадцатый месяц


Физическое развитие

Все передвижения становятся активнее и увереннее. Малыш проходит некоторые расстояния без опоры. К 11 месяцам у ребенка вырабатывается щипковый захват двумя пальчиками. Малыши любят его использовать в этом возрасте.

Психомоторное развитие

Дети привыкают и обожают похвалу, понимают запреты и слово «нельзя». Младенец может кивать при согласии или, наоборот, покачивать головой в стороны в знак отрицания. Умеет показывать, что хочет пальчиком или переводя взгляд. Прислушивается и танцует под музыкальные игрушки, любит большие и яркие книги с картинками. Может махать рукой на прощание с мамой или папой.

Ребенок в 11 месяцев

Дневной сон малыша сокращается до двух раз по 40 минут. Ночью ребенок кушает мамино молоко активнее под утро, между 5 и 8 часами, а днем может запивать прикорм молоком. Так же, теперь малыш тянет в рот любой вид взрослой еды.

Двенадцатый месяц (1 год)


Физическое развитие

Малыш, возрастом 1 год может самостоятельно перешагивать препятствия и приседать, для того чтобы поднять игрушку с пола. Умело использует ложку, тарелку и чашку, может пережевывать твердую еду, а так же активно принимает участие во всем, что его касается, чистит зубы, одевается самостоятельно.

Психомоторное развитие

Понимает слова «можно», «нельзя», «дай», «положи» и знает их. Ребенок в этом возрасте отличается усидчивостью в игре с игрушками, поэтому если предмет его действительно заинтересовал, то он может долго с ним заниматься. Ребенок так же может ярко объяснить, хочет он или не хочет данную пищу. Годовалый малыш нуждается во внимании родителей, и начинает скучать и нервничать, если их долго нет. Дети уже понимают все, о чем их просят и что им говорят.

Ребенок в 1 год

Мамам рекомендуется по возможности продолжать кормить ребенка грудью и подстраиваться под его режим. Не отказываться и от ночных прикладываний. В этом возрасте можно начать чистить появившиеся зубки у малыша. В аптеках нужно приобрести специальную щетку для малышей от года и счищать грязь с зубиков. Рекомендуется подстричь малыша в год, чтобы новым взрослым волоскам было легче расти.


Отличия в развитии мальчиков и девочек

Различия в развитии мальчиков и девочек видны даже, если не приглядываться к малышам. Мальчики позже начинают говорить и ходить, но разница в развитии составляет примерно 4 недели. Девочки более стабильны и результативнее, чем мальчики. Подрастая, мальчикам нужен простор и раздолье для освоения и знакомства с миром взрослых, поэтому к году они начинают разбрасывать игрушки и шуметь, в то время как девочки будут спокойно играть в уголке со своими куклами.

Девочка


Природа поставила перед девочками иную задачу, нежели перед мальчиками. Поэтому игры и действия их стабильны и регулярны. Девочки на свет появляются более зрелыми, так как они должны быть наиболее приспособленными, чтобы не нарушить природную гармонию. По активности в играх и жизни девочки так же результативнее и спокойнее в поведении, чем мальчики. Девочки внимательно слушают маму и отзываются на каждую ее просьбу, а так же до года они отличаются чрезмерной послушностью.

Мальчик


Мальчики всегда отличались высокой активностью. Природа их поведения нацелена на постоянное развитие и физическое в том числе. Приучаются к горшку, учатся говорить, ходить, ползать и так далее, мальчики позже девочек. И странно то, что к году, мальчики превосходят девочек в развитии по всем показателям. Чтобы психологическое развитие было полным, мальчикам необходимо пространство для самореализации. Мальчики любят пошуметь и проявить себя, пробуя себя на выносливость и силу, разбрасывая игрушки.

Рост и вес детей до года (таблица)

Возраст, месяцев Рост, в см. Масса тела, г. Прибавка за месяц, г.
0 50-51 3100-3400
1 53-54 3700-4100 600
2 56-58 4500-4900 800
3 59-61 5200-5600 800
4 62-64 5900-6300 750
5 64-68 6500-6800 700
6 66-70 7100-7400 650
7 68-71 7600-8100 600
8 70-72 8100-8500 550
9 71-73 8600-9000 500
10 72-74 9100-9500 450
11 73-75 9500-10000 400
12 74-76 10000-10800 350

Наблюдая за развитием своего малыша и понимая, что он еще чего-то не умеет, не нужно впадать в панику. Важно помнить, что каждый малыш индивидуален, если в 6 месяцев младенец не умеет сидеть, значит, он сядет в 7 месяцев и будет чувствовать себя уверенно. Самое главное, что необходимо ребенку, это любовь и забота его мамы и папы. Если родители одарят малыша лаской и теплом, то он непременно будет радовать их каждодневными свершениями.

Ни в какой другой период жизни человек не достигает стольких высот как в физическом, так и в психоэмоциональном плане, как в первый год своей жизни. Подумать только – всего за год вес ребенка увеличивается почти в 3 раза, рост – в полтора раза.

Из орущего свертка малыш превращается в человечка, который может самостоятельно передвигаться. Из невнятных звуков составляются самые простые слова.

Хорошая идея – записывать все достижения вашего ребенка. Когда он подрастет, перечитать все записи будет интересно не только вам, но и подросшему сыну или дочке. Несмотря на индивидуальность развития каждого отдельно взятого малыша, все они примерно в одно и то же время овладевают определенными навыками.

Эти навыки сведены в календарь развития ребенка по месяцам от рождения до года. Сверяясь с ним, вы будете знать, верно ли развивается малыш, и сможете адекватно и своевременно реагировать на отклонения от норм, описанных в календаре.

Первый месяц

Еще его называют периодом адаптации. Это важный в жизни крохи момент, когда происходит привыкание к жизни за пределами маминого животика. В первый месяц новорожденный, в основном, спит. Сон – важная часть жизни ребенка, во сне он растет, набирается сил. Период бодрствования занимает всего 4 часа. В это время малыш ест. В идеале, конечно, мамину грудь.

При кормлении ребенка не торопите его, это прекрасные моменты единения мамы и малыша, когда он чувствует любовь, заботу и защищенность. Несмотря на совсем юный возраст, у ребенка уже есть определенные навыки:

  • он обращает внимание на яркие игрушки; в положении лежа на спинке расположите на отдалении примерно 30 см от глаз яркую игрушку, медленно перемещайте ее вправо, влево, вниз, вверх, малыш будет следить за ней глазами;
  • обращает внимание на звуки: вы можете проверить это, погремев погремушкой справа или слева от головки малыша, в ответ малыш повернет голову к источнику звука.

Ребенок обладает такими рефлексами новорожденного:

  • сосательный: сосет все, что попадает в рот;
  • хватательный: вложите палец в раскрытую ладошку малыша, он сожмет ее в кулачок;
  • плавательный: расположите малыша на воде пузиком книзу, он начнет плыть;
  • рефлекс шагов: в вертикальном положении ребенок перебирает ножками, имитируя ходьбу;
  • поисковый рефлекс: почесав щечку малышу, он начнет вытягивать губки, ища грудь.

Физические достижения первого месяца:

  • прибавление в весе составляет 600-700 граммов;
  • прибавка в росте – 2-3 см;
  • в положении лежа на животе пытается приподнимать голову.

Второй месяц

Это месяц «оживления». Периоды бодрствования увеличиваются. Малыш может не спать уже в течение 50 минут. Ребенок узнает маму и других близких людей. Если вы склонитесь над кроваткой, где лежит малыш, он, увидев вас, активно задвигает ручками и ножками.

Он уже «разбирается» в вашем настроении: грустны вы или веселы, умиротворены или тревожны. Начинают постепенно затухать рефлексы новорожденного.

Достижения второго месяца:


Третий месяц

Совершенствуются физические возможности малыша: в положении лежа на животе малыш уверенно удерживает голову, поворачивает ее на источник звука или в попытках дотянуться до интересного предмета. Пробует подняться на предплечья. Если вы будете петь малышу песенки, он станет вам подпевать.

Достижения третьего месяца:

  • прибавка в весе – 700-750 граммов;
  • прибавка в росте – 3-3,5 см;
  • предпринимает попытки к переворачиванию: может повернуться со спины на бок;
  • в поле зрения попадают ножки, это начало знакомства с ними;
  • учится смеяться вслух, пародирует родителей;
  • громким криком требует внимания к себе;
  • поворачивает голову к источнику света или звука;
  • удерживает игрушку в руке;
  • все, что попадает в руки, немедленно отправляется в рот.

Четвертый месяц

Происходит скачок как в физическом, так и в эмоциональном развитии. Малыш уже уверенно держит голову в положении на животе, может подниматься на выпрямленные руки, активно переворачивается. Точно знает, где его мама, часто не хочет ее никуда отпускать. Будьте с малышом – это временное явление, и скоро оно пройдет.

Достижения четвертого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • переворачивается со спины на живот;
  • пытается сидеть;
  • ползает по-пластунски, активно работая руками и подтягивая туловище;
  • определяет любимые игрушки, тянется к ним, пробует на вкус, может бросать их или стучать ими;
  • при кормлении поддерживает руками грудь или бутылочку;
  • осознанно следит за движущимися объектами;
  • начинает откликаться на свое имя;
  • формирует понятные слоги: «ма», «ба», «да».

Пятый месяц

Месяц оттачивания физических навыков. Малыш хорошо переворачивается, пытается сидеть, ползать, подниматься на ноги. Отлично отличает своих от чужих, может расплакаться при виде посторонних людей. Учится капризничать, когда ему не хватает внимания и становится скучно.

Достижения пятого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • попытки к сидению: полулежит на одном бедре, опирается о поверхность одноименной с бедром ручкой;
  • может дотянуться до стоп, берет их в рот, сосет;
  • играет с игрушками (бросает их, стучит ими, облизывает);
  • рассматривает книжки с крупными картинками; хорошо, если они будут из плотного картона (его трудно порвать, зато можно взять в рот);
  • с интересом слушает мамино чтение простых стишков;
  • может повторять простые слова: «мама», «папа», «баба»;
  • хорошо умеет заливисто хохотать или, наоборот, грустить.

Шестой месяц

У большинства малышей появляется первый зуб, ему начинают вводить прикорм. Малыш уже может самостоятельно сидеть, предпринимает попытки подняться на четвереньки из положения лежа на животе. Умеет держать в руках игрушки, играть ими, перекладывая из руки в руку.

Достижения шестого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • самостоятельно сидит;
  • освоено ползание по-пластунски;
  • в процессе освоения ползание на четвереньках, пока что малыш только приподнимается на руках, подтягивая ножки и покачивается в этом положении;
  • учится пить из кружки, знакомится с прикормом;
  • изучает устройство предметов, берет их в рот, может сломать их;
  • уверенно держит игрушки в руках, осознанно их перекладывает;
  • любимые игры: «ку-ку» и «ладушки»;
  • ярко проявляет эмоции (смех, когда весело, крик, когда хочется внимания или недоволен);
  • изучаются причинно-следственные связи: нажал кнопочку, зажегся свет; толкнул мячик, он упал;
  • в речи появляются отдельные согласные: «с», «з», «ф».

Седьмой месяц

Это уже настоящий непоседа: малыш легко переворачивается с живота на спину и обратно, может сидеть, ползает по-пластунски, а иногда уже и на четвереньках.

Достижения седьмого месяца:

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • купание переходит в разряд развлечений с игрушками: малыш сидит в ванной и играет с набросанными в воду игрушками;
  • самостоятельно пьет из кружки;
  • проявляет интерес к еде: берет ее в руки, мнет;
  • обычно, держась за перегородки в кроватке, малыш начинает вставать на ноги;
  • при поддержке под мышками учится ходить;
  • изучает части лица и тела, может показать свои ушки, носик, глазки;
  • с интересом листает страницы;
  • копирует взрослых;
  • осваивает новые игры для пальчиков «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик»;
  • умеет произносить много слов, типа «гав», «дай», «ква»;
  • понимает интонацию запрета: слова «нет».

Восьмой месяц

Это месяц активных попыток встать отдельно от опоры. Не оставляйте ребенка на высоте, он может упасть. Возрастает социализация малыша, он с удовольствием реагирует на приветствие, машет «пока».

Достижения восьмого месяца:

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • проявление интереса к самостоятельному приему пищи;
  • сидит, встает, ползает самостоятельно;
  • может ходить, держась за опору;
  • хорошо ориентируется в знакомом пространстве;
  • выполняет простые поручения: подними, принеси;
  • осваивает складывание пирамидок, работу с сортерами;
  • говорит осознанные слова: «мама», «папа», «дай»;
  • расширяются доступные эмоции: умеет выражать радость, удивление, восторг, настойчивость;
  • слушает музыку и совершает под нее ритмичные движения.

Девятый месяц

Продолжается освоение ходьбы. Малыш может «по стеночке» передвигаться по знакомому пространству. Он хорошо осваивает возможность залезть на диваны, кресла, стулья. А также учится слазить с них. Будьте внимательны, обеспечьте малышу безопасность.

Достижения девятого месяца:

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • встает и садится из любых положений, ходит с помощью опоры;
  • изучает окружающую обстановку: диваны, кресла, стулья, пытаясь на них залезть и слезть;
  • проявляет интерес к содержимому ящиков и кухонных шкафчиков;
  • нравится рвать бумагу;
  • можно предложить пластилин для творчества (лучше, если это будет тесто для лепки, оно не липнет к рукам), следите за тем, чтобы он его не съел;
  • ползает в нужном ему направлении, умеет разворачиваться;
  • знает, куда убирают интересные ему предметы, может криком сообщать, чего именно он хочет;
  • достигает успехов в самостоятельном приеме пищи;
  • запоминает названия вещей и предметов, может показать их;
  • любит публичное признание: нравится выполнять поручения и получать похвалу;
  • речь богатая, правда, понятная пока только близким.

Десятый месяц

До самостоятельной ходьбы уже рукой подать. Некоторые дети в этом возрасте начинают ходить без опоры.

Достижения десятого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • совершенствуется мелкая моторика: в одной руке малыш может удерживать несколько предметов, появляется ведущая рука;
  • приходит понимание, как играть: машинку нужно катать, куколку укладывать спать;
  • если взрослые показывают, как играть в совместные с другими детьми игры, малыш активно принимает участие;
  • знакомится с понятием формы: пытается сложить мелкие предметы в крупную форму;
  • интересуется конструкторами с крупными блоками, в основном разбирая их;
  • уже знаком с основными животными, может найти их на картинке, воспроизвести звуки, которые они издают;
  • хорошо знает части тела и лица: может показать их на себе, на маме, на кукле, на картинке;
  • любит танцевать под музыку.

Одиннадцатый месяц

Это уже почти маленький взрослый. Малыш понимает, что обращаются именно к нему, может выполнить простые просьбы, общается.

Достижения одиннадцатого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • может пройти небольшое расстояние самостоятельно, без опоры;
  • любит похвалу, понимает запрет;
  • осваивает самообслуживание: старается сам кушать, брать одежду из ящика, пытаться ее надеть;
  • знает, как и куда складывать игрушки;
  • помимо крика, может выражать свои желания, указывая пальцем на нужный предмет, активно учит и применяет новые слова;
  • умеет кивать при согласии или отрицательно качать головой;
  • осознанно машет при приветствии и прощании.

Двенадцатый месяц

Порой в это трудно поверить, но уже почти год, как малыш стал неотъемлемой частью вашей жизни. Почти все малыши к году уже ходят самостоятельно, пробуют сами кушать, одеваться, собирать свои игрушки с помощью мамы.

Достижения двенадцатого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • почти все дети уже передвигаются самостоятельно;
  • могут сами встать после падения;
  • перешагивают препятствия;
  • стараются сами кушать, одеваться, умываться, чистить зубы;
  • в словарном запасе крохи от 8 до 10 понятных всем слов;
  • игры малыша усложняются, он уже не просто укладывает куколку спать, а может покормить ее перед «сном», покачать;
  • ребенок отлично помнит, где лежат его игрушки;
  • малыш понимает практически все, что ему говорят родители, отлично считывает их эмоции.

Полезные покупки от 0 до 1 года

Может вам будет полезно видео с вещами маст-хев от 0 до 1 года

Грандиозный скачок развития ребенка происходит в его жизни от рождения до года, все его достижения можно вести в персональном календаре. Так вы сможете проследить все его успехи: от первой улыбки до самостоятельных шагов. Записывайте его первые слова, снимайте на видео первые танцы. Когда он подрастет, ему будет интересно узнать о своем детстве, а вам будет что рассказать и показать.

Если вы не определились с методикой, по которой будете учить ребенка ребенка навыкам чтения и письма. Обратите внимание на Методику , или .

Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

  • много спит - до 20 часов в сутки,
  • много кушает (подробнее об этом читайте в статье кормление грудью >>>).

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного >>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть >>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать >>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного , которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку ; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке , глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться >>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться >>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать >>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Подробнее об этом возрасте читайте также в статье что должен уметь ребенок в 2 месяца >>>, и, конечно, смотрите в моем видеоуроке:

Третий месяц

На протяжении месяца физические, психические, эмоциональные навыки вашего малыша продолжают совершенствоваться.

  • Ребенок все лучше и лучше умеет держать голову;
  • Находясь на животе, малыш приподнимается на предплечья и может оглядывать все вокруг;
  • К третьему месяцу жизни кулачки расправляются, кроха уже умеет брать погремушку, тянется к интересующим его предметам;
  • Детки продолжают изучать свои ручки; к концу месяца самые активные из них уже захватывают себя за коленки (первый этап в изучении собственных ножек);
  • Все, что попадает в ручки ребенка, оказывается у него во рту;

Интересно! Дело в том, что слизистая оболочка рта и язычок куда чувствительнее пальцев. Детки изучают окружающие предметы с помощью ротика.

Третий месяц развития ребенка характеризуется расширением эмоционального спектра.

  • Некоторые детки уже умеют смеяться , другие – только начинают улыбаться;
  • Ребенок внимательно следит за выражением лиц близких людей и уже может «считывать» их настроение и подражать их мимике;
  • Продолжается развитие речи младенца. Кроха подолгу и с удовольствием может гулить, все чаще произнося не только певучие гласные звуки, но и слоги.

В статье важная информация о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца >>>

Четвертый месяц

Четвертый месяц развития ребенка характеризуется быстрыми изменениями и в физиологическом, и в психологическом плане:

  1. Головку малыш держит уже уверенно: и когда его держат «столбиком», и когда он лежит на животе; может поворачивать ее, следя за предметами или реагируя на звук;
  2. Кроха умеет подниматься на локти, лежа на животе. Некоторые детки уже опираются на выпрямленные ручки;
  3. С трех до четырех месяцев ваш ребенок учится самостоятельно переворачиваться – как с живота на спинку, так и со спинки на животик. Наиболее активные детки уже умеют перекатами перемещаться по комнате, или даже ползать по-пластунски! Интересная информация о том, когда ребенок начинает ползать >>>

Важно! Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок.

  1. 4 месяца – возраст осознанных манипуляций с предметами. Малыш может сам взять погремушку и поиграть ею;
  2. Ребенок хорошо умеет отличать своих близких;
  3. В этом возрасте силен страх остаться без мамы, поэтому малыш часто ни на секунду не отпускает ее от себя. Уделяйте ему больше внимания и ждите, этот период скоро пройдет;
  4. В четыре месяца кроха уже имеет любимые игрушки, может интересоваться отражением в зеркале, внимательно прислушивается к различным звукам: стуку погремушки, звону колокольчика, голосам, музыке;
  5. Речевое развитие ребенка закладывается в первый год жизни. В 4 месяца гуление сменяется лепетом: появляются внятные слоги «ба», «ма», «гу».

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Шестой месяц

Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:

  1. Именно в это время детки начинают ползать по-пластунски, и мамам приходится убирать множество предметов из зоны их досягаемости;
  2. В шесть месяцев ребенка уже можно ненадолго сажать в положение полулежа. Самостоятельно детки садиться еще не умеют. Узнайте из статьи, а когда же ребенок начинает сидеть ?>>>
  3. Полугодовалые малыши, лежа на животике, пытаются встать на коленки – это важный этап подготовки и к сидению, и к ползанью. Если ребенку это удается, через некоторое время он начинает раскачиваться в этой позе. Такие движения совершенно нормальны и свидетельствуют о развитии малыша;
  4. Ребенок уверенно держит различные предметы, может брать их любой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  5. 6 месяцев – возраст изучения окружающего пространства. Ребенок отправляет в рот все, до чего может дотянуться, может ломать игрушки;
  6. В полгода формируются первые бытовые навыки: с началом прикорма дети узнают, что такое ложка; учатся пить из чашки, которую придерживает взрослый. Подробная информация о введении прикорма и питания ребенка >>>
  7. Развитие получает интеллект ребенка. В 6 месяцев детки начинают понимать последствия своих действий: если бросить кубик, он упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк;
  8. Продолжается формирование речи. В шестимесячном возрасте детки уверенно произносят слоги, осваивают первые согласные: «з», «с», «ф».

Седьмой месяц

Семимесячный ребенок становится все более активным:

  • Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.

Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.

  • В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>
  • Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.

Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот.

  • Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
  • В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
  • Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.

Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.

  • В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.

На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.

Восьмой месяц

Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать.

  1. Кроха доползает до любой опоры и пытается придать телу вертикальное положение. Пока этот маневр удается далеко не всем деткам. Если поставить ребенка рядом с опорой, он будет стоять;
  2. Самые активные детки уже умеют ходить вдоль опоры, а также перебирают ногами, когда взрослый держит их за обе руки или подмышки;
  3. Восьмимесячный ребенок умеет ползать на четвереньках, изучает помещение, где он живет, знает расположение комнат, сам передвигается по квартире;
  4. Ребенок умеет сидеть, садится сам из положения «стоя на четвереньках»;
  5. Игры маленького человечка становятся все более осмысленными. Кроха умеет складывать игрушки в коробку или какую-нибудь емкость. Некоторые детки уже могут надевать кольца на основание пирамидки и снимать их, пытаются вкладывать стаканчики один в другой.

В это время ваше чадо может захотеть есть ложкой самостоятельно. Это желание нужно поощрять, тогда впоследствии вам не придется прививать ребенку этот навык.

  1. Ребеночек уже освоил несложные игры: «ку-ку» (прячется за своими ручками, прячет лицо у мамы на груди или, например, в одеяле на кровати), «ладушки» (хлопает в ладоши), показывает «фонарики». С удовольствием слушает музыку, может «подпевать» и даже пританцовывать, особенно если видел, как это делают родители;
  2. Ребенок понимает простые просьбы: принести игрушку, показать люстру. Многие детки уже умеют показывать какие-то части своего тела;
  3. Постоянно совершенствуется речь. Кроха пытается повторять слова за взрослыми, получаются новые слоги. Возможно, именно сейчас ребеночек произнесет свое первое осмысленное слово.

Девятый месяц

  • Девятимесячный малыш продолжает свои попытки подняться на ножки;
  • Он уже увереннее встает и стоит у опоры, передвигается вдоль диванов, кроватей, по детскому манежу;
  • Во время ползанья может развернуться и поползти в обратную сторону. Умеет сесть из положения «лежа» и встать из положения «сидя»;

Важно! В это время ребенок пытается залезть на стул, диван, самостоятельно слезть оттуда. Родители должны быть все время начеку, чтобы предупредить опасные падения.

  • Кроха старается дотянуться до всего, что он видит. Если не получается, может выразить свое недовольство криком. Именно в девять месяцев чадо активно проявляет свой характер. Может начать сопротивляться одеванию и гигиеническим процедурам, даже если до этого переносил все безропотно. Ребенок испытывает страх потери мамы и не хочет даже ненадолго выпустить ее из поля зрения.

В девятый месяц развития ребенка возникают новые умения:

  1. Кроха учится мять и рвать бумагу, перелистывать книжки;
  2. Можете дать ребенку пластилин, только следите, чтобы он его не ел. Разминание пластилина укрепит кисти, разовьет мелкую моторику. Кроме того, это занятие очень нравится деткам;
  3. Словарный запас крохи постоянно пополняется. Детки быстро запоминают названия всех предметов, которые им показывают взрослые, знают также значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др.

Десятый месяц


В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Одиннадцатый месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя >>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

  • В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку >>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же.

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

  • На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Что еще почитать