Определение особенности подросткового возраста обществознание. Подросток в современном обществе. Реальные проблемы. Статистика

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Гимназия имени И.А.Бунина

Проект на тему:

«Легко ли быть подростком?»

Руководитель: учитель истории и обществознания

Анохина Л.В.

Воронеж-2018

Содержание:

    Цель работы, ее задачи и этапы проведения проекта

    Кто такой «подросток»?

    Легко ли быть подростком?

    Список литературы

Цель работы:

    рассмотреть само понятие «Подросток»

    рассмотреть основные этапы подросткового возраста

    охарактеризовать основные особенности подросткового возраста

    проанализировать режим дня подростка

Задачи :

    просмотреть ресурсы по данной теме.

Проблемный вопрос: Легко ли быть подростком?

Предмет работы – ресурсы содержащие информацию о подростковом периоде человека

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании дополнительной информации на уроках обществознания 5 класса, на классных часах.

Методы исследования:

Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий.

Этапы проведения проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность – определение целей и формулировки задач)

    Поисково-исследовательский:

Обращение к учителю обществознания с просьбой включиться в работу проекта;

Коррекция сроков и графиков;

Проведение поисково-исследовательской деятельности

    Трансляционно-оформительный:

Работа над презентацией;

Оформление проекта

    Доработка проекта с учётом замечаний и предложений:

Написание сценария защиты проекта

    Заключительный:

Защита проекта.

Кто такой подросток?

У слова «подросток» множество определений.

«…Подросток - это человек, который не является взрослым и не ребенком. Это такой особый тип людей.

это человек в сложном возрасте, когда нужна помощь. В этом возрасте человек хочет все, когда очень много интересов, и очень много просьб. Но еще это очень хороший возраст… Заканчиваешь школу, идешь в институт, перед тобой открывается новая жизнь! Но в этом возрасте человек нуждается в очень большом понимании.

это человек, который находится в таком возрасте, когда допускает больше всего ошибок в своей жизни, которые решают порой дальнейшую судьбу.

это бунтарь. Он воюет не только с окружающими, но и с самим собой. Его переполняют чувства, совершенно противоречивые и в то же время похожие между собой.

это кошмар для взрослых. Потому что в этом возрасте они сильней всего меняются, начинают требовать чего-либо , грубят всем, права начинают качать, считают что весь мир против них.

это человек,нуждающийся в понимании и сочувствие у него есть права которые часто нарушаются. Ему нужно понимания это самое главное.

это взрослый ребенок, которому хочется все попробовать.

Подросток - это человек с несформировавшейся личностью, подверженный как плохому, так и хорошему воздействию окружающей среды.

В психологии есть несколько вариантов названия переходного возраста (периода жизни человека, определяемого возрастом от 11-12 до 14-16 лет).Этот возраст называют пубертатным, тинейджерством, переходным периодом и т.д. Каждое из названий, в принципе, отражает его особенности.

Таким образом, в психологии и педагогике под подростковым возрастом понимается возраст от 10 до 15 лет. Его называют переходным от детства к взрослой жизни.

Подростковый возраст: основные этапы

Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст.

Младший подростковый возраст. Младший подростковый возраст подразумевает детей от 12 до 14 лет. Это время совпадает с переходом ребенка на новую систему обучения: если в начальной школе уроки проходили под руководством одного педагога, то после 5 класса ученики знакомятся с большим количеством учителей-предметников, что вызывает необходимость перестраиваться на новые условия. Все более важным становится общение, которое в первую очередь ориентировано на сверстников. В процессе этого общения подросток усваивает определенные социальные нормы взаимодействия, а на основе обратной связи от сверстников формирует определенную самооценку.

Старший подростковый возраст.

Период с 15 до 17 лет определяется как старший подростковый возраст, иногда также называемый ранней юностью. К основным новообразованиям старшего подросткового возраста относят профессиональное и жизненное самоопределение, ведь именно в старших классах подростку необходимо решить, чем он будет заниматься в дальнейшем после школы. В этом возрасте продолжает формироваться образ собственного «Я», который опирается в первую очередь на то, какие оценки подросток получает от тех, с кем он общается. Становятся крайне важными эмоциональные контакты, в том числе получение признания от противоположного пола.

Чем отличаются подростковый и юношеский возраст.

Хотя юношеский возраст от подросткового отделяют, определяя его как период с 17 до 20 лет, грань перехода от подростка к юноше достаточно расплывчата. Подростковый и юношеский возраст стоят рядом на возрастной шкале, и у них есть некоторые отличия. Если подросток пока что находится в процессе формирования собственного мировоззрения, из-за чего ему часто сложно определиться с принятием определенных решений, то в юношеском возрасте психика становится более устойчивой, появляется склонность логически обдумывать собственные поступки и их последствия. Физически юноши также отличаются от подростков. Их тело теряет подростковую угловатость, ярче проявляются отличия в плане мужского и женского телосложения.

Особенности подросткового возраста

Физиологические особенности подростков

Само формирование биологически заключается в изменениях во внешнем виде ребенка.

Стремительный рост тела сопровождается также увеличением внутренних органов: сердца, легких, почек. Завершается созревание тогда, когда все органы и системы полностью развиты.

Время между 7 и 10 годами – это период подготовки организма к будущим интенсивным преобразованиям, которые будут иметь место в период полового созревания.

Можно наблюдать интенсивное вытягивание конечностей. Семилетние ребенок достигает зрелости основных двигательных функций, которые будут через три года совершенствоваться.

Результатом этого будет достижение гармонии движений и координации.

С возрастом постепенно увеличивается, в этот период способность к концентрации внимания, развивается механическая и логическая. В это время совершенствуется речь, формируется характер, формируется разум и сфера эмоций.

В период от 5 до 14 лет происходит смена зубов молочных. Девочки развиваются обычно быстрее мальчиков, это заметно, также и в случае зубов. У них смена зубов начинается в среднем на полгода раньше, чем у мальчиков.

Девочки «перегоняют» мальчиков в росте, подвижности и интеллектуальном развитии.

Личность в подростковом возрасте.

Формирующееся собственное «Я» чаще всего воспринимается самим подростком как неизбежный этап взросления. Он чувствует себя взрослым и одновременно стремится доказать это всем окружающим – и родителям, и сверстникам.

Особенность психологии подросткового возраста – достаточно сильная зависимость от мнения определенной группы значимых лиц. Отмечено, что для мальчиков подростков больше характерно опираться на мнение сверстников, тогда как девочки подростки тяготеют к установленному в их собственной семье привычному укладу жизни. Однако авторитет родителей и в том, и в другом случае становится существенно ниже, и на первый план выходит общение со сверстниками. Если для подростка допустимо схитрить перед взрослым, например, придумать какую-то причину для ухода с урока, то соврать своим друзьям считается недопустимым поведением подросткового возраста.

Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период.

Поведение подросткового возраста.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-межличностное общение, в ходе которого подросток получает необходимый материал для формирования собственной картины мира, системы ценностей и образа собственного «Я». Такая смена интересов может негативно повлиять на успехи в учебе, и именно поэтому многие родители совершают ошибку, начиная ограничивать подростков в общении. Этого делать не следует, поскольку без достаточного общения невозможно полноценное психологическое развитие в подростковом возрасте. Изменения, происходящие как в психике, так и в физиологии подростка, накладывают отпечаток на его поведение. Половое созревание, которое приходится как раз на подростковый школьный возраст, приводит к изменению гормонального баланса, в результате чего поведение часто крайне непредсказуемо. Целеустремленность в достижении цели может смениться импульсивными и необдуманными решениями, а самоуверенность – резко упавшей самооценкой. Если сегодня подросток жаждет общения, то завтра он может с такой же силой захотеть побыть один. При этом наиболее интенсивную реакцию подростки показывают в те моменты, когда кто-то задевает их самолюбие.

Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возраста по праву считается самым сложным кризисом как для самого ребенка, так и для его родителей. Он приходится на период с 12 до 14 лет и является наиболее долгим из всех остальных возрастных кризисов. В редких случаях проявления кризиса отсутствуют или проходит слабо. Во многом это определяется социальной ситуацией и моделью воспитания в семье.

Основное проявление кризиса заключается в обострении подросткового негативизма. Дети подросткового возраста начинают чаще вступать в конфликты со взрослыми, даже в тех случаях, когда объективной причины для противостояния нет. На этом фоне может появиться желание преодоления ранее поставленных запретов, и именно поэтому многие пробуют сигареты, алкоголь или наркотики в подростковом возрасте. Однако это только внешние проявления.

При этом существенно меняется и внутренний мир подростка: происходит переоценка ценностей, самоопределение, постепенное все большее отделение от родителей, ощущение, что их никто не понимает. Это заставляет детей замыкаться в себе, у них появляется повышенная чувствительность к любой критике, особенно со стороны значимых людей.

Реакция на такую критику во многом зависит от личности подростка; одно и то же замечание может стать поводом доказать обратное у одного подростка, и поводом для апатии – у другого.

Признаки кризиса.

У кризиса подросткового возраста присутствует два основных признака. Первое – это существенное снижение продуктивности, что сказывается даже на результатах по тем предметам или занятиям, к которым у подростка ранее был замечен очевидный талант. Второй и наиболее заметный для взрослых симптом – это негативизм, который заключается в склонности к ссорам, провокациям.

Одновременно с этим подросток может стремиться к изоляции и одиночеству. Негативизм может проявляться по-разному: Ярко выражен. Согласно статистике, негативизм затрагивает абсолютно все сферы жизни подростка примерно в 20% случаев. Этот острый период может длиться несколько недель. Средне выражен. Негативные реакции наблюдаются эпизодически, как ответ на ситуацию в семье или школе. Такие симптомы характерны для трех подростков из пяти. Отсутствует. Случается так, что подростковый кризис протекает бессимптомно – примерно у одного из пяти ребят. Учитывая, что такие дети подросткового возраста, как правило, живут в семьях с доверительной атмосферой и отсутствием излишней авторитарности (демократичный стиль воспитания), можно сделать вывод о том, что негативизм в период подросткового возраста является в том числе следствием воспитания.

Как помочь подростку преодолеть кризис.

Подростковый кризис является закономерным этапом развития личности, поэтому «вылечить» его нельзя – в этот период подростку требуется именно помощь и поддержка.

Для того, чтобы определить план действий, важно понять, в каком из вариантов кризиса находится ребенок.

Существует два варианта протекания кризиса в подростковом возрасте: Кризис независимости . Наиболее типичный подростковый кризис, при котором ребенок стремится доказать всем собственную взрослость. В этом случае важно проявить максимум терпения и обеспечить подростку ощущение защиты и доверия.

Кризис зависимости . В последнее время подростки, которые не хотят взрослеть, встречаются все чаще и чаще; состояние характерно для семей, в которых присутствует гиперопека. Ребенок становится инфантильным, не хочет взрослеть, но чрезмерное послушание может радовать взрослых. Однако в подростковом возрасте абсолютное послушание и отсутствие собственного мнения негативно влияет на психику ребенка и может говорить о недостаточной зрелости. В таком случае необходимо помогать ребенку принимать новые социальные роли, заинтересовывать его чем-то новым и оказывать разумную поддержку. Оставлять подростка в этот период наедине с собственными размышлениями необходимо, но далеко не всегда, ведь родители и атмосфера в семье по-прежнему очень важны.

Как вести себя родителям подростка в период кризиса? Психологи рекомендуют принять тот факт, что ребенок взрослеет, а соответственно, требует другого отношения. При этом проявлять агрессию и силу означает лишь демонстрировать собственное бессилие, к тому же такие реакции явно не способствуют формированию доверительной атмосферы.

Следующие советы помогут вам наладить общение с подростком в период кризиса:

Относитесь к своему ребенку искренне. Подростки очень чувствительны к фальши и отвечают тем же.

Примите как факт то, что подростку требуется много времени для общения с друзьями, и не обижайтесь на его занятость и невнимание.

Не устраивайте допросов с пристрастием. Если хотите узнать что-то, подождите, пока подросток придет в спокойное состояние.

Рассказывайте ему о своих планах, советуйтесь, как с равным – так вы дадите ему понять, что принимаете его взросление и перемены.

Поддерживайте, хвалите и одобряйте. Конечно, критика должна присутствовать, но в разумных пределах – помните, что подростки довольно ранимы.

Интересуйтесь самочувствием ребенка. Физические перемены в подростковом возрасте могут быть интенсивными и не всегда понятными самому ребенку, тем самым вызывая страх и усугубляя психологический дискомфорт. Эти несложные рекомендации могут помочь избежать конфликтов и сделают атмосферу в семье в период кризиса комфортнее.

Когда обратиться к психологу?

Кризис подросткового возраста может протекать достаточно остро, и иногда родители начинают сомневаться, смогут ли они помочь собственному ребенку своими силами – или же лучше обратиться к специалисту?

В следующих случаях помощь психолога настоятельно рекомендуется: Резкое снижение успеваемости

Апатия, отсутствие желания что-то делать

Крайний негатив к себе, своему телу, характеру

Повышенный уровень агрессивности

Отсутствие круга общения в сочетании с нежеланием заводить друзей

Стремление к бродяжничеству

Девиантное поведение

Подростковая депрессия является крайне опасным состоянием, и именно поэтому ребенку требуется помощи

Спорт и ЗОЖ.

Подростковый возраст – время, когда особенно важно правильное физическое развитие, ведь в этот период идет интенсивный рост организма, в частности – развитие сердечно-сосудистой системы. От того, получает ли подросток регулярную физическую нагрузку, зависит то, насколько выносливым и крепким он будет в дальнейшем.

Помимо этого, занятия спортом помогают правильному развитию мышц и тренировке всего организма в целом. Однако главное – не просто мотивировать ребенка заниматься спортом, но и правильно дозировать длительность занятий и нагрузку.

Наиболее подходящие виды нагрузки для подростков – это быстрый бег, гимнастика, велосипед, плавание, подвижные игры. Важно помнить, что средняя длительность физической активности для подростка составляет 8-10 часов в неделю, однако этот показатель индивидуален и зависит от особенностей организма конкретного подростка.

Не менее, чем физическая активность, для подростка важен здоровый образ жизни. ЗОЖ включает не только активность, но и ряд других моментов, способных заложить крепкий фундамент для здоровья подростка в будущем. Это мероприятия по гигиене, закаливанию, правильное питание, а также положительное психологическое состояние.

Следующие факторы могут нарушить нормальное физическое и психологическое развитие: недостаток движения (что актуально для современных детей, большое количество времени проводящих либо за партой, либо за компьютером), нерациональное питание, в том числе привычка к фаст-фуду, стрессовые ситуации, вредные привычки (ведь многие подростки в целях продемонстрировать собственную крутость или просто из интереса начинают пробовать алкоголь, курение и даже наркотики), Основная ответственность на прививании основ здорового образа жизни подросткам лежит на родителях, которым следует в первую очередь демонстрировать собственный положительный пример. Кроме того, пользу ЗОЖ и вред некоторых привычек нужно объяснять подробно, а не просто вводить ничем не обоснованные запреты.

Проблемы подросткового возраста.

Подростковый возраст является довольно неспокойным периодом, и любой может столкнуться с разного рода проблемами, которые он в силу эмоциональной нестабильности и несформированности собственного «Я» воспринимает крайне остро. Родителям не следует оставлять подростка наедине с его проблемами, оказывая ему поддержку и создавая атмосферу понимания и доверия.

Прыщи в подростковом возрасте .Прыщи в подростковом возрасте крайне негативно влияют на самооценку, поскольку и девочки, и мальчики в этот период крайне критично относятся к собственной внешности. Причиной появления прыщей в первую очередь является интенсивный рост кожи, что сопряжено с быстрым ростом костей. Чтобы предохранить кожу от растяжек и повреждений, активизируется деятельность сальных желез, а уже это является причиной появления прыщей. Дополнительными факторами появления прыщей в подростковом возрасте может стать неправильный уход за кожей, неправильное питание, нехватка витаминов и гормональные изменения. Для подростковой угревой сыпи существуют специальные лечебные комплексы, однако наиболее эффективным будет посещение дерматолога, который определит причину и назначит лечение, воздействующее и на нее, и на проявления прыщей в подростковом возрасте.

Вредные привычки. Подростковый возраст – это время, когда дети пробуют на прочность ранее установленные рамки, кроме того пытаются доказать, что они уже становятся взрослыми. Из-за этого, а также по причине стремления к новому, подростки могут попробовать курение, алкоголь и наркотики, а ведь эти вредные привычки очень быстро становятся частью жизни и наносят существенный удар по здоровью. Чем старше становится подросток, тем сильнее возрастает вероятность, что он пристрастится к одной из вредных привычек. Несмотря на существующие возрастные ограничения, и табачные изделия, и спиртные напитки могут быть проданы подросткам, не говоря уже о наркотиках – дилеры рассматривают подростков как одну из наиболее «податливых» категорий потенциальных покупателей смертельных веществ. Отношение к вредным привычкам очень сильно зависит от того, как воспитан подросток. Если в семье изначально демонстрируется пример здорового образа жизни, проводятся беседы о вреде таких привычек, то подростки из таких семей более устойчивы к провокациям по поводу спиртного, курения или наркотиков.

Психологические зависимости. Психологические зависимости – отдельный специфический класс проблем подросткового возраста, который определяется как навязчивое влечение к определенному занятию или объекту. Подросток может попасть под такие виды зависимостей: Компьютерная зависимость в разных ее формах. Это может быть игромания, зависимость от социальных сетей или от просмотра сериалов – в любом случае очевидно патологическое влияние зависимости на развитие личности в подростковом возрасте. Зависимость от секты. Так как подростковый возраст является периодом, когда ребенок ищет себя и старается сформировать определенное мировоззрение, грамотное воздействие на его психику легко сделает его членом секты, выйти из которой не так-то просто.

Шопоголизм . Навязчивое стремление совершать бессмысленные и бесцельные покупки является еще одним видом психологической зависимости. Приобретаемые вещи часто становятся смыслом замещения внутренней неопределенности и пустоты, но приносят лишь временное облегчение. Объект, завладевший психикой подростка, замещает собой многие занятия, в том числе и жизненно необходимые. Поэтому при деформации поведения подростка и смещения его разносторонних интересов в сторону одной вещи родителям нужно помочь своим детям, при необходимости посетить психолога.

Легко ли быть подростком?


Подростковый возраст является сложным периодом, во время которого происходит глобальная физическая и психическая перестройка организма. Хотя подросток – это уже не ребенок, взрослым пока что назвать его нельзя, и именно поэтому помощь родителей в сложных ситуациях в данный период поможет преодолеть многие проблемы и особенности подросткового возраста.



Список литературы

Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.

Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 1995. - С. 118-132.

Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.

Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.

Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская. педагогика. - 1985. - № 8. - С. 60-63.

Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? - М.: Мирт, 1995.

Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994.

Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.

Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

1. Ребят в возрасте от 11 (12) до 15 лет называют подростками, тинейджерами. Напишите, какие слова применяют для характеристики подросткового возраста и почему.

Переходный возраст – происходит переход от детского к взрослому состоянию.

Несовершеннолетние – те, кто не достиг 18 лет.

Выводы: современный подросток совмещает в себе качества, которые могут способствовать самостоятельности, так и качества, которые не дают ему развиваться.

3. Подчеркните выражения, определяющие отличительные черты поведения подростков.

Подчёркнутая независимость.

Стремление к риску.

Повышенная агрессивность.

Противоречивое поведение.

Дополните этот перечень ещё тремя чертами, характерными для подростков: зависимость от мнения других, обидчивость, категоричность суждения.

4. Сформулируйте отличия подростка от взрослого человека и от ребёнка.

Отличие подростка от ребенка: взрослая жизнь требует принятия собственных решений, приходится принимать и самостоятельно вырабатывать свои идеалы и ценности. За ребенка решения принимают родители.

Отличие ребенка от взрослого: подросток более эмоционален, энергичен, часто поступает наперекор правилам, мыслит крайностями (либо хорошо, либо плохо, середины нет).

Какой вывод из получившихся отличий вы можете сделать?

Подросток имеет больше опыта, чем ребенок, но меньше, чем взрослый. Подросток пытается найти свое место в жизни, самоутвердится, но не знает как это сделать, что выражается в поведении, непонятном для взрослых.

5. Даём полезные советы. Подростковый возраст - переходный период от детского к взрослому состоянию. Подумайте, какие советы можно дать подростку в предложенных ситуациях. Запишите ваши рекомендации.

Я слишком неуклюжий.

Надо найти силы поверить в себя, работать над собой, меньше обращать внимание на мнение сверстников.

Мои родители решают за меня абсолютно всё. Необходимо разговаривать с родителями, искать вариант, который будет устраивать подростка и его родителей, не быть слишком категоричным.

6. Объясните смысл фразы: «Подростковый период - это испытание, данное каждому человеку».

В этот период человек ищет себя, готовится ко взрослой жизни. Может сделать много глупостей, которые повлияют на его дальнейшую жизнь.

Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

Я и согласен и не согласен с этим высказывание. Подростки бывают разные. Все зависит от характера. В дном случае это рассудительный и ответственный человек, в другом ленивый и безучастный. И от того, какие качества подросток будут развивать в себе в этот период, будет зависеть его успех в жизни.

7. Запишите факторы, которые влияют на формирование личности взрослеющего человека. Чёрным цветом обведите обстоятельства, способствующие развитию отрицательных черт личности, красным - факторы, формирующие положительные черты.

Факторы, отрицательно влияющие на формирование личности: друзья, взрослые (соседи, незнакомые люди), СМИ, увлечения подростка, жизненные потрясения.

Факторы, положительно влияющие на формирование личности: друзья, родители, другие взрослые (учителя, соседи, незнакомые люди), СМИ, социальные нормы общества, увлечения подростка (чтение, занятие в секции, кружке), жизненные потрясения.

Одни и те же факторы могут влиять на формирование личности как с отрицательной стороны, так и с положительной.

На предыдущем занятии мы рассмотрели понятие личность; узнали, как формируется личность, а также об этапах ее формирования. Стоит сказать о том, что этапы формирования личности связаны и с нашими физиологическими изменениями.

Сегодня мы поговорим о том, что имеют в виду под словом «подросток». В понятии «подростковый возраст» выделяют два периода: младший (примерно 5-6 классы) и старший (7-8 классы).

Изменения происходят и в общении: подросток учится общаться как взрослый самостоятельный человек. Хотя к этому времени в семье уже сложились определенные отношения, и дети успешно манипулируют родителями: знают, к кому подойти, чтобы получить разрешение на что-то; знают, к кому прийти, чтобы пожалели и пр. Но наступает время, когда хочется отойти от этого, хочется, чтобы к тебе относились как к взрослому, считались с твоим мнением. Каждый человек переживает это время.

3. Физиологические проблемы подростка

Этот период сопряжен с проблемами как физиологического, так и психологического свойства. К физиологическим проблемам можно отнести рост. Наверняка, вы заметили, что ваши младшие братья или сестры быстро растут, и вы также быстро растете, а то и быстрее. Подростковый возраст – это период наиболее активного роста, скелет ребенка начинает формироваться по типу скелета взрослого человека.

Рис. 5. Скелет взрослого человека и ребенка в сравнении ()

Вы знаете, что скелет ребенка серьезно отличается от скелета взрослого человека, даже количество костей и их состав у них отличается. Поэтому сейчас для шестиклассников наступает напряженный период.

Вы могли замечать, как после летних каникул вырастали ваши одноклассники. При этом можно быть уверенным, что девочки обгонят мальчиков. Это тоже заложено в нашей физиологии – девочки растут быстрее. Только к 15-16 годам парни догонят и перегонят девочек.

Еще одним физиологическим проявлением подросткового возраста является активное наращивание мышечной массы.

Подросток много и часто ест, это необходимо ему для роста и энергии. Человек относится к классу млекопитающих, и у него должна поддерживаться постоянная температура – 36,6. Чтобы поддерживать такую температуру, организм должен сжигать энергию, которую человек получает из пищи. Таким образом поддерживается баланс. Поскольку организм должен обеспечивать поддержание функций жизнедеятельности, да еще и поддерживать активный рост подростка, вам необходимо больше пищи, нежели ранее. Следовательно, увеличивается масса тела.

4. Эмоциональные проблемы подростка

Часто в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неустойчивость: из хорошего настроение может мгновенно превратиться в плохое и наоборот. Такие перепады настроения происходят потому, что нервная система не успевает за изменениями в эмоциональной сфере и иногда выдает «неправильные» реакции на определенные ситуации.

Если вы знаете, что происходит с вашим телом и с вашей эмоциональной сферой, ориентируетесь в процессах, происходящих в вашем организме, вам должно быть гораздо легче пережить это время. Ведь не зря говорят «Предупрежден – значит вооружен». Информация, полученная сегодня поможет вам правильно, не пугаясь, воспринимать изменения, происходящие с вами.

5. Важность осознания особенностей своего возраста

Каждый возраст важен для человека. Детство необходимо для осознания основных направлений жизнедеятельности человека, основным способом осознания окружающей среды для ребенка, является игра. Следующий период – отрочество – закладывает основы того, каким вы будете в будущем, основы формирования вас как полезного члена общества. Каждый этап (юность, зрелость, молодость, старость) необходим. Поэтому вы должны понимать, что этап, который вы переживаете сейчас, это не что-то проходящее, что стоит кое-как пережить и поскорее забыть, только потому, что вы в чем-то можете быть собой недовольны (внешность, голос, реакции).

6. Как пережить подростковый возраст?

Помните, что нормальными для вашего возраста являются утомляемость даже после небольших физических или умственных нагрузок; нормально то, что вы не всегда можете понимать то, о чем вам рассказывают на уроках. Бывает, что раньше человек хорошо понимал, допустим, математику, но вдруг не смог решить простейшее уравнение, а потом разобрался и в этой теме и в следующих.

Рис. 6. Нормально, если вы не все понимаете из урока ()

Подростковый возраст – естественный возраст активного развития человека, нужно только правильно его понимать и воспринимать. Еще раз подчеркнем, что знание – сила. Т.е. если вы правильно понимаете, что происходит с вами, вы сможете заложить правильные основы для будущей жизни уже как полноценного взрослого человека.

1. Ответьте на вопрос на стр.28. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение.

2. Постарайтесь описать особенности подросткового возраста, которые присущи вашему однокласснику или вам.

3. *Составьте портрет типичного подростка с его особенностями, воплотите его в определенную форму (коллаж, рисунок). Проанализируйте, чем вы похожи на него.

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими измене­ниями, бурной физиологической перестройкой организма.

    Подросток начинает быстро расти

    Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание.

    В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность.

    Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками.

    В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее

    В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответствен­ность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно па них.

Становление личности . Личность – результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личность обязательно предпо­лагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды обще­го характера, которые создают определенную картину мира и человека.

Система таких взглядов есть у любого человека, пре­тендующего на то, чтобы называться личностью. (У од­них людей вся система их взглядов определяется убеж­дением в ценности человечества, гуманным и справедли­вым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охваты­вает весь мир во всем его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружаю­щего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопро­сами о смысле жизни.

Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их кар­тина мира сужена до собственных забот и достижений).

Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе. Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но имен­но богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззре­ний, обогащает общество, дает возможности формирова­нию личности, ее неповторимого внутреннего мира.

Как же проходит становление личности? Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление) состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производ­ственных и др.)

Вторая фаза может быть определена как фаза инди­видуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуаль­ности. Третья фаза - интеграция (от лат. tntegratip - вос­становление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности - социализацией.

Среди агентов социализации принятого выделять бли­жайшее окружение человека - семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди опреде­ленным образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей.

К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека - организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государ­ство, церковь, средства массовой информации, политиче­ские партии и общественные организации

Процесс социализации продолжается всю жизнь , пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщает­ся к нормам, правилам и ценностям этого общества.

МБОУ Зональная средняя общеобразовательная школа

Школьная НПК. Секция «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Особенности подросткового возраста

Выполнила: Гавриленко Виктория Владимировна, учащаяся 8 класса Научный руководитель: Колмаков А. И., учитель истории и обществознания

с. Зональное


План исследования:

1. Актуальность проблемы. 2. Понятие подросткового возраста 3. Подходы к проблеме. 1) рост и развитие подростка в переходном возрасте; 2) актуальность подросткового возраста; 3) развитие мышления в переходном возрасте; 4) подростковый интеллект; 5) подростковый комплекс; 6) смена настроения 4. Реальные события 5. Кто виноват и что делать?


Актуальность проблемы

  • Во все времена актуально противоречие "отцов и детей", проблема стабильности сложившегося стиля поведения в обществе, традиций и нового, приходящего с молодёжью.
  • Проблема молодёжи имеет внешнюю (отношение со стороны взрослых) и внутреннюю (с точки зрения самой молодёжи) стороны.
  • Являясь представителем современной молодёжи, хочу рассмотреть проблему изнутри.

Понятие подросткового возраста

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.


Рост и развитие подростка в переходном возрасте

  • Рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объём сердца и лёгких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом, происходят также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
  • Идёт серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растёт количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
  • В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми.

Актуальность подросткового возраста

  • Особое положение подросткового периода в развитии ребёнка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
  • Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Развитие мышления в переходном возрасте

  • Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышление начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств.
  • В подростковом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни интенсивно развивается мышление подростка, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всёсторонне, ему недостаёт ещё философского диалектического мышления

Подростковый интеллект

Особенности теоретического мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир.


Подростковый комплекс.

  • Проявления подросткового комплекса:
  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения. Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет

Смена настроения.

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
  • Веселье, радость может быстро смениться апатией
  • Повышенная самоуверенность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
  • Неустойчивость интересов

Проблемы молодежи в 21 веке

  • Молодые люди (девушки и юноши) не знают, чем заняться (в прямом смысле). Одни сразу после школы идут за угол, и курят, и пьют; другие – на улице гуляют с утра до вечера, только некоторые посещают различные кружки и секции, находят полезные занятия.
  • У мальчиков обычно другие вредные привычки: алкоголь и курение. Как известно из курса биологии, алкоголь и курение отрицательно влияют не на отдельные органы тела, а на весь организм в целом. Так как у подростков идет еще биологическое развитие, то происходят различные проблемы с развитием и созреванием.
  • Сейчас очень популярны дискотеки. Это хорошо – дети танцуют, отдыхают, но если бы это был только отдых! Почти в каждом развлекательном клубе не обходятся без наркотиков. Подросткам предлагают: «Попробуй: один раз – это ничего». Но этот один раз превращается обычно не в один раз, а в жизнь. Только старшие предлагают не только из-за того что они таки добрые – угостили, а просто им надо на что-то жить. Вот и смотрят: впечатлительный, любопытный подросток - можно дать. Поэтому почти невозможно избавиться от наркомании, мошенничества в мире. А наркоманы еще причиняют вред не только себе, но обычно они не могут себя контролировать, находясь под действием этого наркотика. Происходит большое количество нападений на малолетних, кражи, убийства и т.д.


Реальные проблемы. Статистика

  • ОСТАНОВИТЕ!!!

Кто виноват и что делать?

Может быть, в этом виноваты не только дети, но и сами родители. Некоторые приведут в школу ребенка и думают, что из него «сделают» взрослого человека (личность). Они не проверяют уроки, не помогают детям, иногда даже не интересуются успехами своих детей. Другие разрешают детям все, что те захотят. Одни хотят что-то купить – им покупают, другие погулять разрешают. Но пройдет время, ребенок взрослеет и поймет, что ничего делать сам не умеет, кроме как гулять, ему остается только жить за счет своих родителей. НО не все время будет так. Придет пора и этим детям надо будет ухаживать, помогать своим родителям (это предусмотрено конституцией РФ). Хорошо, что все же много детей выбирают другой образ жизни, других друзей, посещают различные развлекательные кружки, спортивные секции. Мне кажется, что каждый из нас должен в один день задать себе вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Смогу ли я добиться чего-то в жизни? Могу ли я быть не только лидером компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни?»


Источники информации:

http://ob38.ucoz.ru/publ/bilet_18/1-1-0-18- Подростковый возраст.

http://humanitar.ru/page/bilet_number18- Рост и развитие подростка в переходном возрасте.

http://www.sova.ru/expo/17685/prod_4483_r.htm- Проблемы молодёжи 21 века.

http://cango.net.kg/dusha_podrostka/53-smena-nastroenija-u-podrostkov.html- Смена настроения.

Что еще почитать