Правильный уход за новорожденным в первый месяц жизни. Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К 1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной — двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики

Поведение новорожденного в первые недели жизни – лишь цепь реакций на быстро сменяющиеся ощущения, которыми одаривает его окружающий мир. У крохи имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он не располагает ни знаниями, ни опытом, ему пока неведомо, что он – это он, а не часть окружающего мира.

В его системе мышления отсутствуют причина и следствие – события происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Слышит ли ребенок собственный плач, успокаивается ли, коснувшись маминой груди – все в этом мире происходит для него неожиданно. Быть может, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Лишь спустя некоторое время в сознании малыша выстраивается связь между этими событиями.

Постепенно младенец начинает интуитивно ощущать себя в безопасности, почувствовав рядом близкого человека. Настанет день, когда и вы ощутите, что ребенок перестал быть для вас существом неизвестным и непредсказуемым. Как только это произойдет, знайте – ваш малыш окончательно приспособился к жизни вне материнского организма, он уже не новорожденный, он грудничок !

Никто кроме самих родителей, не в состоянии определить, когда это произойдет. С наступлением этого периода у ребенка возрастает доверие к вам, а в вас – крепнет уверенность в своих силах. Именно в течение этих первых недель между вами и малышом закладываются узы любви. На протяжении всей своей жизни ребенок будет черпать из них энергию, и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Учимся понимать друг друга

Период младенчества – время, когда и ребенок, и родители приспосабливаются друг к другу. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция малыша. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот.

В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. В периоды бодрствования младенец реагирует на звуки, пристально смотрит на лица и предметы перед собой – его энергия направлена на то, чтобы воспринимать информацию. Именно в эти моменты у родителей появляется возможность заниматься и общаться с крохой.

Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются, и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни маленького человечка должны перемежаться. Правильно организовав распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным путем переходить от одного состояния к другому.

После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Если кроха кричит, помогите ему успокоиться. Но помните, что при этом к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат тиканье часов и т.д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка – колыбельные, записи классических произведений и т.д.

Существуют два способа, посредством которых ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии – это улыбка и плач . В первые недели жизни крохи они возникают как бы сами собой и отражают реакцию на физиологические процессы, происходящие внутри его организма.

Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка – свидетельством того, что младенец спокоен и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбка все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, разумеется, еще без слов, общаться с родителями.

Первая блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. В возрасте двух недель новорожденный начинает улыбаться не только во сне, улыбку можно увидеть и после кормления. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок уже реагирует на голос родителей, устанавливает с ними визуальный контакт и, в конце концов, награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Но если вашего кроху, даже несмотря на заботливое отношение взрослых, нелегко успокоить, не теряйте уверенности в себе. Помните, что нередко повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме. Методом проб и ошибок вы приобретаете опыт и найдете собственные способы успокоения сына или дочки.

Двигательные навыки ребенка в 1 месяц

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако младенцы заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые – до удивления вялы и пассивны, другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к изголовью, пока не упрется в самый угол.

Еще одно важное различие у новорожденных – уровень мышечного тонуса. Одни дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к тельцу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие – более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие заключается в степени развития сенсорно-двигательного аппарата. Кого-то очень легко вывести из равновесия: при любом, даже незначительном шуме кроха вздрагивает всем тельцем, а его ручки и ножки начинают беспорядочно двигаться. А кто-то с самого рождения как будто знает, как положить руку в рот, и часто делает это, чтобы успокоиться.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Активные, хорошо развитые дети, имеющие нормальный мышечный тонус, считаются «легкими».

Труднее приходится родителям пассивных, вялых малышей, а также мамам и папам детей со слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается в 1 месяцы жизни. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детишек преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Вижу, слышу, ощущаю…

Ребенок появляется на свет с определенным набором реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом расстоянии он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Малыш даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцев особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Кстати, для стимуляции развития зрения попробуйте ходить дома в тельняшках!

Также новорожденный обладает замечательным слухом. Известно ли вам, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука? Однако, несмотря на то, что новорожденный может воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы.

Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая младенцу, возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

Новорожденному доступны и другие ощущения. К примеру, он отворачивается от сильных и резких запахов и реагирует на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает кроху, ласковый массаж способен его усыпить. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи.

Занятия с ребенком в 1 месяц

Большую часть времени новорожденный спит. Периоды активного бодрствования, когда он готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с младенцем, просто не упускайте удобный случай.

Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Не бойтесь избаловать ребенка. Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете младенцу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. В первую очередь младенцу необходимо человеческое тепло, поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.

С появлением нового члена семьи жизнь всех домочадцев кардинально меняется. Дом наполняется новыми звуками и запахами, а распорядок дня взрослых подстраивается под нужды малютки. Теперь нельзя включать громкую музыку и громко разговаривать вечером, необходимо соблюдать абсолютную чистоту и покупать кучу подгузников. Итак, первый месяц жизни малыша: что надо знать маме, как обращаться с грудничком?

Молодая мамочка приехала с младенцем домой. Сколько всего необходимо малышу! Ему даже месяц не исполнился, а он такой умненький и самый красивый. Чтобы обеспечить ребенку комфорт, следует все подготовить в доме заранее, и вещи покупать тоже заранее.

Список необходимых вещичек для крохи:

  • мебель для сна и пеленания;
  • постельное белье для кроватки;
  • одеялко теплое/летнее;
  • клеенки разных размеров;
  • предметы для банных процедур;
  • предметы детской гигиены;
  • стиральные принадлежности для детских вещей;
  • коляска и предметы для прогулки;
  • посуда для приема и разогревания пищи;
  • стерилизатор детской посуды;
  • разнообразные игрушки.

Все эти предметы необходимо покупать заранее, чтобы не расходовать драгоценное время, а посвятить его общению с крохой. Заранее покупается коляска и кроватка (можно и сразу после рождения малютки) и формируется гардероб крохи, заранее можно купить предметы гигиены. Это можно сделать самой маме в последние месяцы беременности, а можно дать поручение покупать вещички бабушке.

Развитие в первую неделю

Это наиболее тяжелое и ответственное время в жизни крохи. Все системы жизнедеятельности проходят активную перестройку, приспосабливаясь к новым условиям.

Кроха учится:

  • автономному дыханию;
  • автономному питанию;
  • автономной терморегуляции;
  • существовать при дневном свете;
  • осознавать звуки нового мира.

Кожа малыша, лишенная первородной смазки, адаптируется к воздуху и влаге. Кроха в первые дни теряет много жидкости, которую необходимо восполнить кормлением. Кормить малютку следует «по заявке», то есть, по первому требованию.

Первые дни жизни наполнены практически беспрерывным сном: кроха просыпается лишь для приема порции молочка. Маме необходимо проверить наличие важных рефлексов новорожденного:

  • прогибание спинки;
  • раскидывание ручек/ножек в стороны;
  • умение громко кричать;
  • шаговый рефлекс;
  • оттопыривание пальчиков на ножках при касании (надавливании) стоп.

В первую неделю жизни следует наблюдать за состоянием и тоном кожных покровов, первородной желтушкой. Желтушка, в норме, проходит через 14-15 дней, однако в некоторых случаях исчезает только через месяц.

Если желтушка новорожденного не прошла через месяц, а желтый цвет кожи изменился на более темный или зеленоватый, — срочно ведите кроху к педиатру.

Развитие во вторую неделю

Во вторую неделю жизни продолжается адаптация к новому миру. У ребеночка еще плохо развита терморегуляция, и он склонен к моментальному перегреву/переохлаждению. Поэтому нужно внимательно относиться к регуляции температуры/влажности в комнатке малыша.

В это время уже заживает пупочная ранка и прекращается желтушка. В режиме дня происходят изменения: ребенку уже требуется время для гуления, он начинает реагировать на окружающий мир. Также это время отмечено и первыми неприятностями с ЖКТ — появляются колики.

Взгляд крохи уже уверенно фокусируется на мамином лице, а на губках начинает появляться подобие улыбки. Кроха делает первые шаги социализации. Малыш начинает различать звуки, в это время можно напевать ему песенки.

Развитие в третью и четвертую неделю

Кроха может удерживать на 20 секунд головку, находясь на животике, и даже разворачивать ее в направлении источника звука. Если ребенку дать палец, и он его схватит ручонкой. Малютка проявляет реакцию на зрительные и звуковые образы.

Четвертая неделя жизни знаменует важный этап адаптации в новом мире: ребенка можно гордо назвать новорожденным. В этот период очень важен психоэмоциональный контакт с матерью, который устанавливается во время кормления грудным молочком. Мамочка должна знать, что уход за ребенком заключается не в одной лишь смене подгузников, но и в формировании доверительных отношений с малюткой.

Показатели развития месячного крохи

Какими навыками должен владеть малыш в свой первый месяц жизни? Хорошими показателями правильного развития являются:

  • умение реагировать на маму и узнавать ее;
  • умение открыто улыбаться при обращении к нему;
  • умение фиксировать взгляд на предмете на расстоянии полуметра;
  • умение различать цвет и концентрировать внимание на предметах контрастного тона;
  • умение удерживать и поворачивать головку, находясь на животике;
  • воспроизведение звучания «гуления»;
  • попытка воспроизводить звуки в ответ на диалог с ним;
  • реакция на звуки и свет;
  • умение выгибать спинку;
  • воспроизведение хаотичных движений.

За первый месяц кроха активно прибавляет в весе, масса тельца увеличивается на 500-600 грамм. В росте тоже прибавка на 3 см. Ночной сон малыша длится примерно 9 часов, а дневной сон поделен на 3-4 этапа по два часа.

Примерный режим дня месячного малютки:

  • 6-00: первое кормление;
  • 7 — 9-30: первый дневной сон;
  • 9-30: второе кормление;
  • 11 — 13-30: второй дневной сон;
  • 13-30: третье кормление;
  • 14 — 16-30: третий дневной сон;
  • 16-30: четвертое кормление;
  • 17-30 — 19-30: четвертый дневной сон;
  • 20-00: пятое кормление;
  • 21 — 23-30: вечерний сон;
  • 23-30: последнее кормление;
  • 23-30 — 6-00: ночной сон.

Как ухаживать за мальчиками?

Как ухаживать за новорожденным мальчиком, и что надо знать мамочке? Когда малышу только месяц жизни от роду, он опорожняется после каждого приема молочка. То есть, подмывать малютку надо часто, и делать это правильно. Уход состоит в обмывании не только попки, но и полового органа ребенка. Моют мальчика под проточной теплой водой, бережно держа под краном.

Допустимо ли подмывать кроху в тазу с теплой водой? Нет, такой уход может привести к раздражению кожи остатками дефекации.

После подмывания необходимо просушить кожу чистой пеленочкой и смазать складочки специальным маслицем.

Важно! Нельзя смазывать маслом мошонку мальчика.

Можно ли открывать крайнюю плоть мальчика для гигиенических процедур в месяц? Врачи не рекомендуют уход за крайней плотью до шестилетнего возраста: нет необходимости в насильственном открытии головки пениса. Такой уход приведет лишь к образованию микротрещинок, которые при заживлении формируют неэластичную соединительную ткань.

Что должно насторожить маму? Иногда из крайней плоти мальчика появляются выделения, а пенис приобретает красный оттенок и припухает. Это тревожный сигнал: малыша необходимо обследовать. Так проявляется воспалительный процесс полового органа крохи.

Как купать мальчика в месяц? Грудничков в месяц жизни рекомендуют купать ежедневно. Сначала малышу обмывают личико и головку, а в конце омывают гениталии. Водичка кипяченая готовится заранее. Травяные сборы применять не рекомендуется: вместо них берется марганцовка.

Как мыть мальчика, если нет доступа к проточной воде? В такой ситуации уход заключается в протирании тельца влажными детскими салфеточками. Детские салфетки пропитаны специальным составом для кожи грудничков, поэтому уход с их помощью полностью безопасен.

Как ухаживать за девочками

Уход за девочкой отличается обработкой половых органов при купании/подмывании. Подмывать органы необходимо по направлению к попке, чтобы во влагалище не попала инфекция. В остальном уход за девочкой не отличается от гигиены новорожденного мальчика.

Первая неделя или две после рождения отмечены некоторыми изменениями наружных половых органов: набуханием грудных желез и гениталий. Иногда у девочек могут быть и выделения из влагалища кровянистого характера. Страшного ничего нет, все пройдет само.

В это время рекомендуется наблюдать за девочкой: вовремя подмывать и заранее менять подгузники, не дожидаясь опорожнения. При уходе за девочкой не рекомендуется применять детское мыло: оно высушивает нежную кожу крохи. Как тогда правильно обмывать малышку? Делайте это с помощью простой воды из крана, соблюдая правила ухода за девочкой.

Водичку для ванны следует готовить заранее: прокипятить и остудить.

Травяные сборы покупать не следует: они высушивают кожу. Для обеззараживания воды применяют раствор марганца, приготовленный заранее.

Марганец надо покупать в аптеке. Если из-за банных процедур кожа становится сухой, смазывайте складочки детским маслом, а воду для купания проводите через очищающий фильтр.

За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Обследования ребенка в 1 месяц

После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.

С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.

Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:

  1. невролог;
  2. офтальмолог;
  3. ортопед;
  4. хирург.

Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).

Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Речь Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г».
Слух Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели.
Зрение От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами.
Эмоции Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему.
Моторика Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:

  • слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
  • может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
  • начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
  • может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
  • прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
  • во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
  • в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
  • чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.

Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:

  • лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
  • смотрит на источник света;
  • фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
  • пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
  • моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
  • прислушивается к звону колокольчика.

На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:

  • хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
  • сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
  • защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
  • рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
  • рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.

Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.

Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?

Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:

  1. УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
  2. ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
  3. МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
  4. КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.

Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.

Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.

Кормление

Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».

Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.

Сон

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.

У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:

  • глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
  • неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
  • дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
  • бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
  • плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.

Купание и гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Прогулки

Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.

  • Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
  • В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
  • В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.

На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.

Гимнастика и массаж

Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.

Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция):

Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.

Появившись на свет, ребенок попадает в огромный, невиданный и пугающий мир. Здесь живут великаны. Здесь то холодно, то жарко. Здесь очень ярко и светло. Сколько всего необычного и непривычного. А еще здесь есть мама. Первый месяц жизни ребенка очень важен, ведь это время адаптации, когда малыш старается привыкнуть, приспособиться к окружающему миру.

Он еще такой маленький, но уже готов расти и развиваться, если ему помогут. Он же не знает, как правильно. Зато его мама знает: она сделает все для его развития, чтобы кроха вырос здоровым и сильным. Первый месяц – это тяжелое время, когда забота и уход должны стать целью номер 1.

Чувства

Со временем все органы чувств у новорожденного станут достаточно развиты, а пока что они находятся в самом начале пути. Но за 1 месяц их развитие будет очень заметно, если будет правильный уход, нормальный режим и распорядок дня. За этим необходимо следить молодой матери.

Слух

Хотя еще в животике малыш слышал ваш голос, нельзя сказать, что слух новорожденного находится на соответствующем уровне. Да, ребенок слышит вас, но не достаточно хорошо. Он не понимает вас, сколько бы вы ему не рассказывали и каких бы ласковых слов не говорили. И даже если бы он умел говорить, ни за что не смог бы повторить ваши слова. Ваш голос для новорожденного – это что-то вроде шума на заднем плане. Со временем этот шум станет разборчивее, но на это нужна не 1 и не 2 недели.

Зато малыш уже умеет различать звуки. Он чувствует разницу между голосом матери и скрипом двери, не беспокойтесь. Развитие слуха происходит, когда вы говорите с ребенком, включаете ему музыку. Уже на 2 неделе малыш будет помнить ваш голос, и при разговоре с ним вы увидите улыбку на лице.

Зрение

Поскольку ребенок очень долго пробыл в замкнутом пространстве, зрение не развивалось – там не на что смотреть. Но уже в 1 месяц жизни постепенно малыш научится видеть. А правильный уход и режим дня ему только поможет.

В начале своей жизни новорожденный не способен фиксировать взгляд. Примерно ко 2 или 3 неделе он научится наводить фокус, но только видит малыш на определенном расстоянии. Обычно это примерно 25-30 см – столько, сколько составляет расстояние до лица матери, когда та держит новорожденного на руках.

Ко 2 или 3 месяцу зрение пойдет на лад – радиус фокуса увеличится, со временем ребенок будет видеть все вокруг себя четко. Но не в начале жизни.

Осязание

Осязание, как и прочие чувства, то же зрение, развито не очень. Чтобы оно становилось лучше, необходимо постоянно стимулировать рецепторы. Если ребенок не спит, в течении дня касайтесь его, щекочите, давайте в руки какие-то предметы – интересно наблюдать за его реакцией – на некоторые моменты он реагирует улыбкой на лице, на другие любопытным выражением, его мимика очень выразительна. Обязательно много возитесь с малышом в первые 3 месяца жизни: так его восприятие улучшится очень быстро, а соответственно и развитие.

Вкус и запах

Младенцу знаком только один вкус – вкус молока. Так пахнет от матери, это он считает правильным. Он научился уметь различать и другие вкусы и запахи, но только этот для него родной и близкий, каких бы других не было рядом.

Рефлексы

Достаточно, чтобы прошли 1, 2 или 3 недели, чтобы у ребенка начали вырабатываться определенные рефлексы на звуки и запахи. Есть такие вещи, на которые ребенок реагирует уже в первый месяц жизни. Его развитие состоит из двух основных и главных рефлексов – сосательного и хватательного. Его зрение не позволяет ему видеть, где расположен мамин сосок, но он безошибочно его находит.

Пища . К разной еде новорожденный отнесется по-разному. Например, если дать ему лизнуть что-то сладкое, рефлексы его просты - он начнет причмокивать. Это вкусно. Но если вдруг в рот попадет что-то из каких-то горьких, кислых или соленых продуктов, малыш поморщится – это невкусно. Но лучше не экспериментировать в первые месяцы, потому что у малыша может проявиться реакция на новый продукт – например, аллергические прыщики, они могут быть на лице или теле.

Сосательный рефлекс . Если коснуться пальчиком губ новорожденного, он вытянет их, готовясь принимать пищу – сосать грудь.

Реакция на раздражитель . Если неподалеку раздастся резкий звук, малыш вздрогнет. В начале 2 недели он лишь слегка приподнимет голову, но на рубеже 2 и 3 недель он уже повернется к источнику звука.

Хватательный рефлекс . Даже на 1 неделе жизни малыш уже может что-то крепко держать в ручках. Если вложить ему в кулачок свой палец, ребенок схватит его и не захочет отпускать. Новорожденному даже проще держать кулак сжатым – в таком виде ручки у ребенка в первые недели, малышу так удобнее, так он привык в утробе матери. Лишь постепенно они начинают раскрываться.

Реакция на эмоции . Ребенок еще не может давать оценку событиям. Поэтому его реакция на то или иное действие будет прочно связана с матерью. За 2 или 3 раза он хорошо запомнит, как реагировала мама, хотя его зрение еще слабое, зато он прекрасно понимает и чувствует ее на эмоциональном уровне. Если, к примеру, во время купания мама играла с крохой, улыбалась ему, то новорожденный полюбит эту процедуру надолго. Но если женщина мыла малыша серьезно, с недовольным выражением лица или даже кричала в этот момент на кого-то, ребенок запомнит, что эта процедура плохая – она расстроила мамочку. Тогда в дальнейшем, когда вы решите искупать сына или дочку, вам это удастся с трудом: ребенок будет капризничать и отпираться.

Подошвенный рефлекс . Если провести по подошве рукой или пальцем, малыш отдернет ногу, подтянет её под себя – проявляются такие рефлексы вне зависимости от срока: как на 1 или 2 неделе, так и в дальнейшем. Щекотно!

Подражательство . Если мама много говорит с ребенком в течении дня, со временем он должен начать ей отвечать. Когда он издает разные звуки, словно в ответ – это начальное развитие речи, он просто старается сымитировать действия матери. Она говорит, и он говорит. Такой вот простой рефлекс. Зато так постепенно развивается речевой аппарат. Когда малыш слышит мамин голос – на его лице появляется очаровательная улыбка.

Когда 1 месяц жизни вашего ребенка подойдет к концу, все эти рефлексы так или иначе должны появиться. Если малыш недостаточно развит, сообщите об этом своему врачу, чтобы он рекомендовал какой-то особый уход, режим и распорядок дня.

Первая неделя

Покинув организм матери, новорожденному придется привыкать к новой, внеутробной жизни. 1, 2 и 3 месяцы ребенок очень слаб, ему необходимы забота, правильный режим дня и уход. И постоянные обследования: не стесняйтесь, если с малышом происходит что-то, что вам кажется странным, немедленно обратитесь к врачу – например, появились подозрительные прыщики на лице, повысилась температура. Лучше зря поднять панику, посетить врачей, чем что-то недоглядеть, особенно если идут 1 или 2 недели.

Весь первый месяц нужен уход за пупочной ранкой – в нее очень легко может попасть инфекция. В течении дня помажьте её два раза зеленкой или чем-то еще, что посоветует врач.

Первый месяц начинается с того, что младенцу делают укол – вакцинация от вирусного гепатита. Это рекомендуют сделать еще в первый день жизни, чтобы выработать иммунитет, но вы вправе и отказаться. Ближе к концу 1 недели требуется сдать кровь на тест-бланк. Также в это время сделают прививку от туберкулеза. На 3 или 4 неделе жизни вам сделают прививку от гепатита B. Делать эти процедуры сейчас или нет - решать вам. В любом случае, перед прививкой у ребенка не должны наблюдаться температура, высыпания и т.д. Не путайте это с состоянием после прививки, когда 37 – это нормальная температура, это реакция организма, а вот высыпания в любом случае не норма.

Скрининг

Так же в первые дни малышам проводят неонатальный и аудиологический скрининг, его необходимо сделать всем.

Неонатальный скрининг позволяет выявить наследственные заболевания, для исследования берется кровь из пяточки. Результат скрининга будет готов через 10 дней, но помимо него еще проводят множество других исследований – проверяется слух, зрение, тонус и т.д. Впрочем, некоторые заболевания выявляются еще во время беременности, когда делается узи-скрининг. Неонатальный скрининг позволяет выявить множество заболеваний, в том числе фенилкетонурию, галактоземию и т.д.

Аудиологический скрининг – проверяют слух, обычно еще в роддоме, возможно и в поликлинике. Ранее его проводили выборочно, но в нынешнее время делают такой скрининг всем новорожденным, чтобы вовремя начать лечение. Ранняя проверка слуха позволит вылечить ребенка, например, при выявлении проблем применяется протезирование даже на первом месяце жизни. Проверяют так же и зрение, но не методом скрининга.

Такая проверка нужна для своевременного выявления и лечения заболеваний. После аудилогического и неонатального скрининга могут назначить еще дополнительные исследования, например, УЗИ.

УЗИ

Малышам так же проводят и ультразвуковое исследование при необходимости. Виды УЗИ новорожденных:

  1. УЗИ мозга
  2. Диагностика сердца и состояния крупных сосудов
  3. УЗИ почек и брюшной полости

Это не плановые проверки, для малышей они не обязательны, каждый из типов УЗИ проводят лишь после назначения врачей. Это может быть как педиатр, так и узконаправленный специалист. Назначение УЗИ может быть обусловлено различными причинами – например, УЗИ мозга проводят, когда роды и период беременности протекали с осложнениями, ребенок недоношенный, были родовые травмы и т.д.

Режим дня

Когда первый месяц подойдет к концу, у вас уже должен быть устоявшийся режим дня – сон, кормление. Для этого старайтесь кормить ребенка в одно и то же время. Не позволяйте ему слишком долго спать или бодрствовать, контролируйте активность новорожденного.

Сколько спят малыши. В общем, сон ребенка должен составлять до 19 часов в день. Длина наибольшего отрезка бодрствования не должна превышать 1,5 часа – для новорожденного это очень долго. Каждые 2 или 3 часа осторожно будите малыша, чтобы покормить его. Затем было бы неплохо с ним часик повозиться, а потом укачать и уложить, пусть спит снова.

Важно выработать режим кормления. В среднем нужно покормить ребенка 6-7 раз в сутки, это примерная норма (ночью, когда спит – 2-3 раза). Длина каждого кормления – примерно 15 минут. Аккуратно придерживайте ребенка во время еды. Когда он закончит, немного подержите его вертикально, чтобы он срыгнул воздух. Затем положите его набок, чтобы в случае повторного срыгивания, но на этот раз уже не воздуха, он не задохнулся, а отрыгнул все наружу. С рождения и дальше есть таблица для кормления, сколько он должен выпивать в 1 неделю, во вторую и т.д. Ночью, конечно, не стоит его поднимать, чтобы не перебить ему сон, лучше, если кроватка будет наклонной, или положите небольшую подушечку под голову. Есть два варианта, как кормить ребенка – установить режим или по требованию. Мамочке немаловажно соблюдать рацион питания, потому что любой продукт может отразиться для вашего малыша в виде высыпаний – прыщики на теле, лице, которые можно принять за потничку.

Малыш должен «ходить в туалет» несколько раз в день – норма, это 2 или 3 раза по большому, примерно каждый час по маленькому. В 1 неделю кал будет жидким и зеленоватым. Но начиная со 2 недели, он должен стать насыщенно желтым и кашеобразным.

Купание – важный процесс в первый месяц. Делайте это очень осторожно: вода должна быть идеальной температуры 36-37 градусов (сколько градусов можно узнать, если использовать специальный градусник, или воспользоваться обычным методом – опустить свой локоть в воду, и по своим ощущениям – горячо или холодно, узнать нормальная ли вода для купания), кипяченой или разбавленной специальным дезинфицирующим раствором. По окончании оберните новорожденного в пеленку, но ни в коем случае не растирайте чувствительную кожу тела – осторожно протрите её несколько раз. Обязательно заверните в сухое. Не купайте сразу после кормления, лучше после всех процедур покормить и уложить спать – сон будет сладким.

Запреты

Уход за недавно родившимся ребенком – это очень сложное дело. Можно случайно допустить массу ошибок, поэтому многие родители с некоторой опаской подходят к детской кровати. А ведь малыш чувствует ваши эмоции, не понимая ваше поведение, и начинает нервничать. Поэтому нужно постараться запомнить несколько запретов, это сильно облегчит вам уход за ребенком.

  • Не нужно поднимать новорожденного за ручки, не тяните за конечности.
  • Держите ребенка так, чтобы голова не свешивалась. Желательно, чтобы новорожденный полностью лежал на какой-то одной вашей руке, а другой вы его придерживали.
  • Не берите малыша на руки без необходимости – привыкнет, ни на шаг вас от себя не отпустит. Он видит вашу реакцию и запоминает, что если громко заплакать, мама придет.
  • Не подпускайте к новорожденному людей, которые могут его напугать. Например, большие очки на лице, которых он не видел раньше, или резкий аромат духов могут заставить ребенка нервничать.

Неприятности

В 1 месяц жизни с ребенком может многое произойти, его подстерегает немало опасностей. Родители должны быть очень внимательны, чтобы уход за младенцем защищал его от всего на свете, и был правильно установлен режим сна и кормления. Улыбка на лице малыша очаровывает, но иногда ребенок плачет. На то может быть 3 нормальные причины, которые описывают его поведение:

  • голод или жажда;
  • наполненный памперс;
  • неудобная поза, что-то где-то давит.

Первым делом проверьте эти пункты. Если ни один из них не подходит, возможно, новорожденный просто привлекает ваше внимание. Но иногда это значит, что у малыша в этот месяц что-то где-то болит. Несколько очень распространенных неприятностей, которые могут случиться с любым ребенком:

  • Потничка. Небольшая сыпь, которая возникает на ранимой коже тела, если вовремя не удалить с нее пот. Обычно бывает на шее или затылке. Избавиться от нее легко – помажьте кремом или мазью, нужно вовремя удалять пот. Если не лечить, там может развиться инфекция. Это может быть и аллергическая потница, некоторые прыщики будут с гноем – например, когда мама съела/выпила новый продукт и у ребенка на него аллергическая реакция. Чтобы убрать такие прыщики, необходимо во время купания добавлять в воду марганцовку, врач может дополнительно назначить прием Супрастина.
  • Переедание. В погоне за весом, особенно на 2 или 3 неделе, когда ребенок может немного не доставать до нормы, матери начинают слишком сильно кормить новорожденного – в некоторых случаях даже прерывать его сон, чтобы накормить. Не нужно так делать, ведь в результате это отражается в виде проблем с желудком – для каждой недели жизни новорожденного есть норма потребляемого молока, чтобы узнать, сколько съедает ребенок, можете сцедить молоко и покормить из бутылочки. Ребенок может сегодня – завтра прибавлять вес, а последующие два дня не прибавлять, но помните, лучше чуть-чуть недокормить младенца, чем перекормить.
  • Переохлаждение. В начале своей жизни малыш еще не умеет подстраиваться под температуру, поэтому ему легко переохладиться, подхватить простуду. Это часто происходит во время купания. Хорошенько закутывайте новорожденного, не позволяйте ему мерзнуть.
  • Опрелости и прыщики. Возникают от долгого лежания на чем-то мокром. Чтобы этого не произошло, тщательно вытирайте ребенка после купания (особенно уделите внимание сгибам, складочкам), укутывайте в сухие вещи, быстро и своевременно меняйте памперсы. На ночной сон, чтобы не появились прыщики, под памперс нужно использовать присыпку или крем для тела – одного средства достаточно, нет необходимости совмещать.
  • Струпики на голове. Избыток выделения кожных желез, если его вовремя не удалить в этот месяц, засыхает и превращается в неприятные образования на голове, которые очень сложно очистить, не повредив кожный покров (в ранки может попасть инфекция). Старайтесь следить, чтобы их не было.
  • Комары. Если ребенок родился в пору года, когда эти кровососы активны, необходимо обеспечить ему защиту от них, ведь они могут нарушить его сон ночью. А поутру вы будете наблюдать покраснения на теле ребенка, прыщики на лице. Покраснения и прыщики проходят самостоятельно – в течении двух-трех дней. Если же прыщики от комариных укусов на теле или лице долго не проходят, или начали гноиться – обратитесь к врачу.
  • Температура. Первый месяц она только выстраивается, поэтому 37 градусов является порогом нормы для новорожденных. Если после измерения температура выше, то тут лучше обращаться к врачу. Если температура 38 и выше, стоит вызвать скорую, если самостоятельные попытки ее сбить неуспешны. Высокая температура может свидетельствовать как о перегреве, так и об инфекции. Разденьте ребенка, потрите ему ручки и ножки, чтобы улучшить кровообращение, сделайте обтирание. Не проходит температура – обратитесь к врачу.

Как ухаживать

Многие будущие мамочки заботятся о беременности и готовятся к родам, забывая, что важно еще больше узнать о том, как ухаживать за малышом.

За ушами . Не поддавайтесь рекламе – и не берите для новорожденных палочки с ограничителями, они вам не понадобятся. Сера из ушей убирается ватным жгутиком, можете аккуратно сделать, пока малыш спит. Чистить стоит лишь ту, что вышла из слухового прохода, внутрь не нужно лезть – рискуете протолкнуть серу вглубь. Купая малыша, осторожно промойте ушки, потом промокните полотенцем. Кожу за ушками нужно промыть и затем смазать маслом.

За носиком . Его нужно прочищать каждый день, сначала размягчите корочки стерильным растительным маслом, затем опять же (!) жгутиком почистите носик – аккуратными вращательными движениями.

За ногтями . Используйте ножнички с закругленными кончиками, на ручках уголки нужно скруглять при обрезании, на ножках оставить прямыми, чтобы впоследствии они не врастали в кожу. Один раз в неделю достаточно, по мере вырастания. Делать это можно пока малыш спит или наиболее спокоен.

Особенности ухода за девочкой . После рождения на половых губах у малышки есть небольшой налет, если он небольшой – впитается сам, если обильный – нужно удалить. Ухаживая за девочкой, не устраняйте его за раз, а уберите в несколько приемов, используя теплую кипяченую воду и ватные тампоны. Подмывать малышку нужно каждый раз после смены подгузника. За девочкой нужно ухаживать аккуратно и наиболее деликатно – промывая по направлению к заднему проходу. После подмывания нужно промокнуть насухо полотенцем и увлажнить кремом. Не вытирайте изнутри и ничем не мажьте половые губы, чтобы не нарушить микрофлору. Если ухаживая за девочкой на 4 или 7 день можно заметить небольшие выделения, это гормональный криз, волноваться и лечить его нет надобности, он пройдет самостоятельно. Помощь врачей нужна, если появятся гнойные выделения. При уходе за девочкой, нужно уделить внимание и молочным железам. Гормональные проявления имеют место и тут – в виде покраснения и набухания, выделения молозива. При уходе за девочкой не массируйте ей молочные железы и не старайтесь выдавить содержимое. К врачам стоит обратиться, если покраснение и набухание слишком выражены.

Билирубин

В организме малышей появления билирубина – это физиологический процесс, проходящий постоянно, образующий механизм связки и вывода билирубина. Образуется он после распада эритроцитов, а так как у малышей присутствует избыток эритроцитов, то и количество билирубина так же повышено. Происходит так из-за того, что когда плод формировался еще в утробе матери, в эритроцитах содержался гемоглобин плодный, отличающийся от гемоглобина взрослых, а когда ребенок рождается, необходимость в плодном гемоглобине проходит и он разрушается, этот быстрый распад и дает повышенное содержание билирубина. Предусмотрена норма для билирубина в крови ребенка – для определения уровня, из вены на голове малыша берут кровь. Такой анализ по определению количества билирубина безопасен.

Больше беспокойства может вызвать повышенное содержание билирубина в крови малыша, так как он свидетельствует о том, что развивается патологическая желтуха. Для деток, что родились в срок – количество билирубина по норме составляет 256 мкмоль/л, для недоношенных 171 мкмоль/л. Когда ребенку исполняется месяц, процесс распада эритроцитов уже постепенно стабилизируется, а соответственно и количество билирубина в крови становится по показателям, как у взрослых.

Зарядка для тела

Развитие ребенка так же зависит не только от того, сколько он спит или ест, важна для него и гимнастика. При этом зарядка должна нравиться обоим – малышу и маме, потому что ребенок чувствует настроение матери, и если маме не нравится делать гимнастику, то и ребенок будет от нее не в восторге. Новорожденный ребенок набирает вес, спит и…играет со своими ручками и ножками, эти непослушные ручки все время лезут в глазки, ножки куда-то бегут. Зарядка призвана задействовать не только ручки и ножки, но и остальные части тела. Гимнастика не проводится после еды, или когда малыш голоден, идеально подобрать такое время, когда ребенок спокоен и у него нет острого желания спать/кушать и т.д.

Гимнастика тела проводится на ровной поверхности – пеленальный стол очень хорошо подходит, положите на него нетолстый поролон или любую другую подложку. Главное, не делайте поверхность, где будет проводиться гимнастика тела слишком мягкой. Перед тем как начать занятия, убедитесь, что все подготовлено правильно - комната проветрена и температура в ней не выше 21 градуса, а после кормления прошел примерно час, или до кормления осталось хотя бы полчаса.

Несмотря на то, что гимнастика должна проводиться ежедневно, не следует принуждать малыша к зарядке, если он устал или заболел. По времени гимнастика тела проводится чуть более 15 минут, перед выполнением упражнений, просмотрите видео, как правильно делать занятия. Не относитесь к гимнастике, как к военной подготовке – быстро сделали все упражнения и все. Улыбайтесь, разговаривайте с ребенком, перед каждым упражнением погладьте малыша.

Что еще почитать