Виды массажных дорожек в детском саду. Ходьба по «дорожкам здоровья» профилактика плоскостопия с детьми и родителями средней группы. в физкультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сабарский детский сад «Радуга»

«Массажные коврики и дорожки»

Воспитатель: Субботина Галина

Викторовна

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В. А. Сухомлинский.

Введение

Использование нетрадиционного оборудования благоприятно влияет на формирование всех систем и функций организма, удовлетворяет потребности ребенка в движении, вызывает большой восторг и служит средством всестороннего развития дошкольника.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Особенностью предметно-развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным стандартом может стать нетрадиционное оборудование, которое несет теплоту рук, фантазию, креативность. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества. Среда может быть монотонной и привычной, а может стать необычной и очень притягательной, когда каждый ребенок сможет найти что-то для себя и придумать свои способы действия с выбранным предметом.

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.

Наша задача - насыщение пространства групповой комнаты недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим требованиям.

Тип проекта

Творческий детско-родительский, познавательный.

Оздоровление организма ребенка при помощи массажных ковриков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.

1. Расширить знания детей и родителей о средствах и методах активного оздоровления организма.

2. Уточнить понятия о строении организма человека

3. Развивать воображение и творческие конструктивные способности детей.

4. Расширить взаимодействие с родителями, привлечь их к обсуждению и созданию детско-родительского творческого проекта.

Образовательные области

«Познавательное развитие»

Создание эскизов ковриков (выполняют дети) ;

Создание проблемных ситуаций;

Дидактические игры;

Выставка "массажный коврик"

«Речевое развитие» (беседы "Роль стопы в укреплении здоровья"; "Какое физкультурное оборудование мы используем в детском саду для массажа стопы", "Копилка идей"; составление рассказов, загадок, стихов, сказок по теме. Рассматривание макета "Строение тела человека"; д/игра "Говорящая анатомия"

«Художественно-эстетическое развитие» (рисование "Чудо - коврики", аппликация "Мой любимый коврик"; изготовление ковриков - совместно с родителями).

«Физическое развитие» (физминутки; подвижные игры)

«Социально - коммуникативное развитие» (беседы "Почему нужно только по чистым коврикам ходить? ", "Безопасное физкультурное оборудование в детском саду")

Период (продолжительность) и этапы реализации проекта

Среднесрочный (сентябрь, октябрь)

1 этап подготовительный:

Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями;

Подбор методической литературы.

2 этап основной:

Работа с родителями (сбор материала, оформление выставки семейных работ "Массажный коврик", поиск необходимой информации) ;

Работа с детьми по образовательным областям.

3 этап заключительный:

Презентация проекта;

Обобщение результатов работы.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

Дети: расширение знаний детей о строении организма человека, о роли стопы для активного укрепления здоровья, о пользе массажных ковриков, ребристых дорожек.

Педагоги: удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Родители: появился интерес к образовательному процессу, здоровьесберегающей среде группы, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы; родители будут с детьми проводить больше времени, и уделять время для физических упражнений

ДОУ: обогащение предметной среды группы, заинтересованность и сотрудничество родителей с детским садом.

Участники проекта:

Дети младшей группы, воспитатели, родители.

Результаты проекта

  • Коллективное обсуждение с детьми и родителями в сентябре на родительском собрании;
  • активное участие в проекте педагогов, детей, родителей;
  • Презентация проекта на родительском собрании в январе.
  • Презентация проекта на сайте МДОУ
  • Сообщение об итогах работы в СМИ (Газета "Новая жизнь")
  • Статья на официальном сайте Суксунского муниципального района
  • "Мой коврик самый лучший" (рассказы детей о создании массажных дорожек и их использование)
  • Выставка конкурсных работ на собрании родителей в январе

Перспективы развития данного проекта:

  • Данный проект применить с детьми и родителями старшей группы. (январь 2016г.)

Просмотр содержимого документа
«Проект "Массажные коврики и дорожки"»

МДОУ «Сабарский детский сад «Радуга»

Массажные коврики и дорожки

Воспитатель Субботина

Галина Викторовна


Актуальность

В современном мире проблема здорового поколения стоит наиболее остро. Анализируя показатели здоровья детей поступающих в ДОУ видим, что идет преобладание второй и третьей группы здоровья. Часто болеющие дети имеют самые распространенные заболевания: ОРВИ, плоскостопие, нарушение осанки. Современные дети стали более пассивными, большую часть времени проводят у телевизора или компьютера, в результате низкие показатели двигательной активности, физической выносливости, силовых качеств, нарушения координации движений. Перед нами возникла проблема, как привлечь детей к занятию физическими упражнениями в целях укрепления и оздоровления организма. Важным моментом в этом направлении является массаж стопы ребенка, цель которого - воздействие на биологически активные центры на ногах.


  • Оздоровление организма ребенка при помощи массажных ковриков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы

  • 1. Выявить уровень культуры здоровья детей, их потребности и функциональные возможности.
  • 2. Определить теоретические основы создания нестандартного оборудования с учетом особенностей детей.
  • 3. Разработать и изготовить нестандартное оборудование.
  • 4. Обогатить двигательную среду с целью воспитания культуры здоровья у детей.
  • 5. Привлечь родителей воспитанников к изготовлению нестандартного оборудования

Период и этапы реализации проекта

Среднесрочный (сентябрь, октябрь)

  • 1 этап подготовительный:

- Постановка цели

- подбор методической литературы.

  • 2 этап основной:

Работа с родителями (сбор материала, оформление выставки семейных работ "Массажные коврики и дорожки", поиск необходимой информации);

- работа с детьми по образовательным областям.

  • 3 этап заключительный:

-презентация проекта;

-обобщение результатов работы.


Ожидаемый результат

  • Дети: расширение знаний детей о строении организма человека, о роли стопы для активного укрепления здоровья, о пользе массажных ковриков, ребристых дорожек.
  • Педагоги: удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
  • Родители: появился интерес к образовательному процессу, здоровьесберегающей среде группы, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы; родители будут с детьми проводить больше времени, и уделять время для физических упражнений
  • ДОУ: обогащение предметной среды группы, заинтересованность и сотрудничество родителей с детским садом.

Участники проекта:

Дети младшей группы

Родители детей младшей группы

Воспитатели


Результаты проекта

  • Коллективное обсуждение с детьми и родителями в сентябре на родительском собрании;
  • активное участие в проекте педагогов, детей, родителей;
  • Презентация проекта на родительском собрании в январе.
  • Презентация проекта на сайте МДОУ
  • Сообщение об итогах работы в СМИ (Газета "Новая жизнь")
  • Статья на официальном сайте Суксунского муниципального района
  • Выставка конкурсных работ на собрании родителей в январе
  • "Мой коврик самый лучший" (рассказы детей о создании массажных дорожек и их использование)

Семья Медведевых

Семья Седельниковых

Семья Седухиных


Семья Юксеевых

Семья Пашковых

Семья Хисматуллиных


Семья Денисовых

Семья Денисовых

Семья Мичковых


Семья Бабушкиных

Семья Седухиных

Семья Зуевых


Семья Зыковых

Семья Кустовых

Семья Кузнецовых


Семья Бабушкиных

Семья Седухиных


Статья на официальном сайте Суксунского Муниципального района

Детский сад – это второй дом для детей, сотрудников и родителей, а свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, теплым, непохожим на другие. Сотрудники «Сабарского детского сада «Радуга» и родители помогают обновлять, пополнять группы игровым, дидактическим, развивающим материалами, чтобы дети выросли добрыми, умными, талантливыми. С целью оздоровления детей при помощи массажных ковриков по средствам воздействия на биологически активные точки стопы воспитатель Субботина Г. В. совместно с родителями реализуют проект «Массажные коврики и дорожки». Воспитатель младшей группы Ганева Е. В. работает по методической теме «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста», с этой целью совместно с родителями дополнена развивающая среда в группе. Родители внесли посильный вклад в подготовку учреждения к новому учебному году.


  • Данный проект применить с детьми и родителями старшей группы. (январь 2016г.)

Оксана Коваленко

В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы родители часто забываем, что самое главное – вовремя остановится и задуматься над простыми и вечными проблемами : как вырастить здорового ребенка . Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Растить детей,здоровыми , сильными, эмоциональными – задача каждого ДОУ.

На одном из родительских собраний мы познакомили родителей с различными видами закаливания : контрастным обливанием ног, контрастным воздушным закаливанием, солевым закаливанием, хождением по «дорожке здоровья » . Обсудив все виды закаливания, родители пришли к единому мнению : проводить закаливание детей, используя «дорожку здоровья » . «Дорожка здоровья » представляет своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка.

Цель : Оздоровление организма ребенка при помощи массажных ковриков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.

Дорожки здоровья приобрели в последнее время огромную популярность. И думаю не случайно.

Во - первых, они являются хорошим помощником в оздоровительной работе (закаливание, профилактика плоскостопия) .

Во- вторых, их можно изготовить своими руками.

В- третьих, их можно использовать, как дома, так и в детском саду.

Современный городской ребенок очень редко имеет возможность походить босиком. Поэтому в последние годы плоскостопие стало одним из самых распространенных детских заболеваний.

Массажные коврики, которые ежедневно используем в целях, оздоровительной работы мы выкладываем в игровой комнате.

Описание массажных дорожек : все дорожки сделаны из винилискожи.

«Камушки»

За основу я взяла винилискожа, так как её очень удобно обрабатывать, вырезаем круги, на один камушек два круга, между ними кладем плотную ткань, края обшиваем тканью, желательно из плащевой, дольше прослужит. Берём губки разной жесткости и пришиваем к основе по две губки, так чтобы дети могли наступать двумя ногами. Эту дорожку хорошо использовать для развития равновесия и координации.

«Речка»

Из винилискожи вырезаем дорожку 40х90 , из этого же материала вырезаем рыбок разной формы, и разных цветов, чтобы получилось ярко и красиво, наклеиваем на основу. Затем берём колпачки от фломастеров и вырезаем одинаковой высоты, я вырезала канцелярским ножом. Затем пришиваем на рыбок по цветам. Эта дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы


«Стебелёк»

Нам понадобится много пробок от бутылок и леска. В пробках по, середине мы делаем отверстие, шилом. Затем на одном конце делаем узелок, так чтобы пробка не смогла выйти, и начинаем нанизывать пробки на леску примерно с 1 метр, и закрепляем узлом. Наш стебелек готов.


«Цветочек»

Из основы вырезаем цветок, пришиваем разноцветные пружинчатые резинки в разброс, получается, разноцветный цветочек.


«Разноцветная радуга»

Из основы вырезаем дорожку 40х90 ,так же из основы вырезаем следы и приклеиваем клеем, я пользуюсь ПВА. На следы пришиваем колпачки из фломастеров по цветам радуги.


«Цветочная полянка»

Так же вырезаем дорожку 40х90 ,вырезаем цветочки, приклеиваем на основу, на цветы пришиваем пуговицы разноцветные. Наша полянка готова.

«Аленький цветочек»

Из основы вырезаем большой цветок, сверху нашиваем пробки из сока в виде Аленького цветочка.


Очень важно, чтобы хождение по массажным коврикам было детям в радость!

При ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой» и отправиться в весёлое путешествие.

Представляю одно из путешествий, которое очень нравится детям.

«Сказочное путешествие к Аленькому цветочку»

Выходя из спальни, дети попадают, не просто на коврики, а на дорожку с препятствиями .

1. «С камушка на камушек» .

Наступая с одного камушка на другой, дети не знают, какой он по ощущению. Пройдя это препятствие, перед ними лежит следующая задание.

2. «Речка» .

Перед ними речка, с разными видами рыб, детям нужно пройти по речке не пропустив ни одной рыбки. Пройдя реку, детям вновь предстоит выполнить следующее задание.

3. «Стебелек» .

Детям нужно подняться вверх на цветок, это можно сделать только по стеблю цветка. Вот они оказываются на высоте, от куда можно все увидеть.

4. «Разноцветный цветок» .

Поднявшись на цветок яркий, очень нежный, детям нужно преодолеть сказочное препятствие, ходьба по радуге.

5. «Радуга» .

По радуге детям нужно пройти, не пропустив ни один цвет радуги. Дойдя до конца, они опускаются на полянку.

6. «Полянка» .

Дети на полянке увидят много красивых цветов и разные виды грибочков. Пройдя эту полянку, они увидят Аленький цветочек. На этом наше путешествие заканчивается.

Всем детям очень понравилось сказочное путешествие!

Публикации по теме:

Дорожка здоровья предназначена для массажа ступней ног после сна. Основной элемент дорожки здоровья прорезиненный коврик 1 метр на 0.8 см.

Недавно в нашем детском саду проходил конкурс-смотр "Лучшая дорожка-здоровья". Участие принимали родители наших воспитанников и педагоги.

«Дорожка здоровья» из бросового материала. Дорожка здоровья приобрели в последнее время огромную популярность. И я думаю, что не случайно.

Дорожки здоровья предназначены для массажного воздействия на стопы. На стопах есть множество активных точек, стимуляция которых благотворно.

Лучшая методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Вохма» Вохомского района Костромской области Руководители проекта:.

Дорожка здоровья очень популярна в летний период на площадке. Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия дорожка здоровья подходят.

Методическая разработка Предлагаю вам конспект НОД для детей средней группы

МБДОУ «Детской сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ.

Целевая игра.

Ходьба по «дорожкам здоровья»

профилактика плоскостопия

с детьми и родителями

средней группы.

Воспитатель I квалификационной

2015 год.

Тема. Ходьба по «дорожкам здоровья» профилактика плоскостопия.

Программное содержание:

1.Упражнять детей в ходьбе по массажным дорожкам наступая на всю стопу.

2. Закреплять умение: выполнять приемы самомассажа четко и правильно.

3. Воспитывать ловкость, отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Материал к занятию:

Стульчики на каждого ребенка, дорожка со следами, ребристая, с плоскими пуговицами, с камушками.

Предварительная работа: Беседа с детьми и родителями о пользе упражнений для профилактики плоскостопия, приготовление разных дорожек для ходьбы детей.

Ход занятия:

Поздороваться и познакомиться с гостями детьми и родителями.

Беседа с детьми о нашем здоровье. Объяснить родителям, зачем и для чего нужно делать гимнастические упражнения предупреждающие плоскостопие. Главное значение корригирующих упражнений – укрепление всего связочно- мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые и прикладные двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, подвижных и спортивных играх. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы. Вот почему мы в дошкольном возрасте уделяем большое внимание на формированию основных видов движений.

Воспитатель: 1. Упражнение. Массаж ступни.

Сидя на стульчике, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Поочередно выполнять массаж то одной, то другой ноги.

Воспитатель: 2. Упражнение «Танцовщица».

Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

Дети сами или с помощью родителей выполняют упражнения.

Воспитатель:3. Поочередное поднимание носков и пяток.

Дети сами или с помощью родителей выполняют упражнения.

Воспитатель: 4. Поочередное разведение носков и пяток.

Дети сами или с помощью родителей выполняют упражнения.

Воспитатель: молодцы. А теперь сняли обувь и босиком все вместе пойдем за мной по дорожкам. Старайтесь наступать на всю ступню.

1-я дорожка - обычная, т.е. со следами.

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем, топ, топ, топ!

Топают ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

2-я дорожка – ребристая.

Смотрим прямо, дышим ровно,

Дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Делать это нам легко!

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!

3-я дорожка – с плоскими пуговицами.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай прямо по дорожке,

Поднимай все выше ножки.

Топай левою ногою,

Снова - левою ногою.

После – правою ногою,

Так иди, шагай за мной,

И тогда придешь дорой.

4-я дорожка – с камешками.

Вот медведь из леса,

А за ним принцесса,

А вот и серый зайка,

Быстро догоняй-ка,

По дорожке побежим –

Всех гостей опередим.

Помассируем ступни

На лесной дорожке,

Чтобы было веселей,

Хлопаем в ладошки!

Воспитатель: молодцы ребята! Все справились. Спасибо и родителям. На этом наши упражнения закончены, надеюсь, что упражнения укрепят ваше здоровье.

Воспитатель раздает брошюрки с гимнастическими упражнениями предупреждающие плоскостопие.

Статья "О пользе массажных дорожек"

Жорова Виктория Николаевна
Должность и место работы: воспитатель МДОУ "Детский сад №4 "Буратино" ТМР, г.Тутаев
Назначение материала: данная статья будет полезна воспитателям и родителям.В ней рассказывается о массажных дорожек и влияние их на детский организм.

Как известно, маленькие дети (2-3 года) - самые непоседливые и неусидчивые существа на свете. Однако не стоит забывать о том, что наши дети познают этот мир не только на слух и ощупь, но и в движении - беспрестанно шагая и бегая своими неутомимыми ножками. Чтобы эти «органы познания» не выходили из строя, о них нужно заботиться.
Что же предпринять для того, чтобы ножки деток, да и они сами, росли счастливыми? Ответ прост: пальчики и пяточки смогут только тогда правильно развиваться и всегда оставаться красивыми и здоровыми, когда родители дома и воспитатели в детском саду создадут все условия для регулярного массажа стоп малышей.
Одним из таких изобретений является дорожка здоровья в детском саду, которая одновременно выполняет функцию и развлечения, и массажа. Благодаря использованию разных по фактуре материалов (пуговицы, губки, грубые шнуры, наполнители и др.), ходьба по массажному коврику помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия. Такой массаж оказывает благотворное влияние на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из очень эффективных способов укрепления здоровья ребенка.
Развивающую массажную дорожку можно сделать своими руками, много времени это не займет, а сам процесс - творческий и интересный.


Цель: Формирование и укрепление сводов стопы.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

Коррекция плоскостопия;

Использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.

Закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

Формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

Формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;

Осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

Воспитание физических качеств;

Приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;

Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Данная разработка рекомендуется детям дошкольного возраста.

В нашем ДОУ имеется спортивный зал, совмещённый с музыкальным, где и проводится корригирующая гимнастика после дневного сна.

Оборудование и материалы: губки, досточки, камешки мелкие и крупные, пуговицы, пластмассовые крышки, трубочки, мягкая и жёсткая ткань, мягкие модули.

Литература: Евдокимова Т.А. Полная энциклопедия для лечебной гимнастики. 2003.

Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Москва 1982г.

Милюкова И.В. Пенькова И.В. Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе воспитания. Москва 2000.

Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика».

Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.

Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010. Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.

Актуальность:

Плоскостопие у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что у 32% детей, выявлено плоскостопие, то есть почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.

Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли.

Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы.

Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы.

Что же всё-таки такое плоскостопие?

Плоскостопие – это отсутствие свода стопы, то есть когда подошва касается всей поверхностью к полу. Плоскостопие бывает двух видов: врожденное и приобретенное в процессе жизнедеятельности.

Что плохого в плоскостопии

Не боли и деформация, а их последствия - нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника.

Чтобы спина малыша не страдала от искривлений, а внутренние органы работали как часы, ребенка нужно уберечь от плоскостопия. Этого можно избежать, если вовремя определить проблему и начать лечение.

Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине.

Частая причина плоскостопия

Неправильно подобранная обувь.

Слабый связочно-мышечный аппарат стопы.

Что делать?

Основное и самое верное средство лечения и профилактики плоскостопия - специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.

Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.

Дошкольные учреждения призваны поддерживать здоровье деток, стремиться повышать иммунитет и развивать физические способности. Именно поэтому в нашем ДОУ проводятся занятия физкультурой и различные мероприятия. Высокой популярностью пользуется конструкция под наименованием дорожка здоровья. Её сооружают в помещении либо на улице и активно применяют в работе с детками. Что же это такое?

Зачем нужна дорожка здоровья?

Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.

Стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.
Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.
Деткам такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Прогулки по такой дорожке рекомендуется совмещать с процедурами закаливания, поэтому мы применяем ещё и солевую дорожку, чередуя с корригирующей. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшится.

Размещение

Отлично, если конструкция будет постоянно доступна детям, чтобы они могли пройтись по ней, как только у них возникнет такое желание.

Своими руками

Воспитатели ДОУ и я, инструктор по физической культуре проявили инициативу и создали дорожку здоровья своими руками. В качестве наполняющих предметов применяли самые разные вещицы, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить песок, деревянные палочки, камушки и галька, пуговицы, губки и т.д.

Конструировать дорожку здоровья можно с помощью толстой веревки, пластиковых ковриков по типу травка, резиновых ковриков для обуви. Кроме того на конструкции должны находится и достаточно мягкие предметы, к примеру посудные губки из поролона. На дорожке можно разместить полотняные мешочки, заполненные крупами, фасолью и горохом.

Следики с нашитыми пуговицами

Сочетание жёсткой и мягкой тканей

«Крокодил» из колючего коврика

«Галька»

«Змейка» с камушками внутри

мягкие модули «камешки»

мелкие и крупные камни

Пластмассовые трубки покрытые тканью

ребристая лесенка

В новом учебном году я планирую изготовить дорожку для занятий на прогулке. Дорожку можно сделать в виде ящиков с разными наполнителями, подразумевается, что дети будут переступать из одного в другой.


В том случае, если дорожка сооружается на улице, под ней нужно разместить подложку, используя для этой цели клеенку. Это поможет предотвратить зарастание конструкции травой.

Каждое лето наши дошколята ходят по траве и песку босиком.

После завершения прогулки по дорожке здоровья мы споласкиваем ножки ребенка прохладной водой, температура которой может постепенно понижаться, доходя до десяти градусов.


Педагоги при занятиях на дорожке могут выполнять веселые упражнения.


Стоит помнить, что массажи такого типа не проводятся, если ребенок не совсем здоров.

Результаты:
Как показывает практика использования дорожек здоровья в дошкольном учреждении, за период их применения удалось значительно сократить уровень заболеваемости воспитанников. У деток наблюдается положительная динамика показателей роста и веса, у них формируется правильная осанка. При этом у малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата фиксируются значительные улучшения.

Дети проявляют активное желание заниматься на подобных дорожках здоровья, особенно на свежем воздухе. На фоне таких занятий происходит заметное улучшение общего эмоционально-психического состояния.

Использование дорожек здоровья пойдет на пользу всем деткам.

Приложение №1

Ряд упражнений по профилактике плоскостопия.

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)

2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)

3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

5. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. (2-3 раза).

7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)

9. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)

10. «Покажи ёжику солнце». Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить. (8-10 раз.)

11. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)

12. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)

13. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

Приложение№2
Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование: кубики.
Выполнение:
сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование: пуговицы разного размера.

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Приложение№3

Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение:
пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение:
пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение:
дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение:
по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол.

Приложение №4

Игры по профилактике плоскостопия

Загрузи машину

Цель:

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно.

Увези машину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом.

Нарисуй картину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.

Поймай рыбку

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки, детки пальцами ног ловят рыб.

Найди клад

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки, палочки (любые предметы), детки пальцами ног ловят тот предмет, который им называет педагог.

Стирка

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

На полу платочки, пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду (стирают- 2р), а потом собирают в гармошку и отжимают.

Сидячий футбол.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему ребенку напротив.

Что еще почитать