Воспитание, обучение, образование. Взаимосвязь обучения и воспитания

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечествообеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

    передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

    вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

    стимулирует самовоспитание;

    формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

    овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

    работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);

    обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

    преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

    руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

    создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

    учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

    осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

    проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

    единый процесс обучения и воспитания человека;

    как результат процесса обучения;

    как система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

Как соотносятся три основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий (см. схему 1).

На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос совсем несложно. Ведь эти понятия давно и прочно вошли в наш повседневный и научный язык. Да к тому же обуче­ние и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.

Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защи­тить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накоплен­ный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через про­стое подражание взрослым. Постепенно в общинах появ­ляются специальные люди, в обязанности которых вхо­дило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки. У наро­дов Севера воспитанием и обучением детей занимались шаманы, самые уважаемые в стойбищах люди, которые «все знали, общались с духами, умели их задобрить и умилостивить».

И несмотря на то что обучение и воспитание осуществ­ляли уже в глубокой древности, они трудны и сейчас как для современного учителя и воспитателя, так и для семьи, детского сада, школы и других детских воспитательных учреждений. Казалось бы, человечество, в процессе своего исторического развития накопившее огромный всесто­ронний опыт по подготовке подрастающего поколения к жизни, творчеству, созиданию, общению, не должно до­пускать новых ошибок в этом процессе.

На практике же мы имеем обратное: чем больше мы узнаем о ребенке, о закономерностях его развития, тем с большими трудностями приходится нам сталкиваться. И это не случайно. Сложнее становится жизнь общества, сложнее становится обучать и воспитывать детей. Да, ко­гда-то обучали и воспитывали семья и община, когда-то можно было создать закрытое учебное заведение типа Царскосельского лицея, когда-то мы говорили, что школа является центром воспитания. Теперь ситуация измени­лась. Мы уже неоднократно подчеркивали, что обучают и воспитывают детей не только семья, детский сад, школа, но и вся окружающая ребенка среда. Причем ни школу, ни детский сад, ни семью нельзя «закрыть» даже на очень короткое время от внешних воздействий, которые, к не­счастью, не всегда положительны.

К вышесказанному прибавляются и другие трудности:

это и постоянно рождающиеся «педагогические прожек­ты», не всегда соответствующие истинным целям обучения и воспитания, и альтернативные учебные заведения, где нередко процесс обучения ставится в зависимость от до­ходов семьи ученика, и многое другое.

В преодолении всех трудностей учитель, воспитатель должен руководствоваться следующими педагогическими заповедями:

Помните, что обучение и воспитание всегда подчине­ны целям. На всем историческом пути развития обучения и воспитания этот процесс был целенаправленным;

Необходимо знать, что ведущим условием эффектив­ного обучения и воспитания является принцип деятельно­сти, предполагающий обязательное включение ребенка в любую обучающую, развивающую и воспитывающую деятельность в качестве ее субъекта;

Необходимо как можно более широко использовать общение как внутри детского коллектива, так и между различными возрастными группами.

Учение книжное - это не обучение простой грамот­ности, а систематическое школьное преподавание. . . Де­тей «нарочитой чади», т. е. старших дружинников, кня-жих мужей, бояр набирали не для того, конечно, чтобы воспитывать из них пономарей или даже рядовых свя­щенников, а для того, чтобы создать образованных лю­дей и государственных деятелей, способных поддержи­вать общение с той же Византией и другими странами.

Б. Д. Греков

Итак, воспитание - это процесс передачи новому поко­лению накопленного человечеством опыта материальной и духовной деятельности, опыта общения людей, исторически сформировавшихся отношений человека к миру, к природе и обществу; это процесс передачи культуры, процесс вклю­чения ребенка в жизнь в качестве активного ее субъекта.

Воспитание - это исторически конкретное обществен­ное явление, особенность которого состоит в том, что по своему назначению оно выполняет социальную функцию под­готовки детей к участию в производственной и духовной деятельности, в общественной жизни в целом. Назначение

воспитания в самом широком смысле слова заключается в том, чтобы подготовить производительные силы общест­ва, дать необходимые знания в соответствии с требова­ниями производства, с социальными требованиями обще­ства в целом или отдельных ее социальных, этнических или национальных общностей, развить каждую отдельную личность. Следовательно, воспитание обязательно пред­полагает наличие целей, которые задаются или всем обще­ством, или его составляющими - социальными, нацио­нальными и др. Цели воспитания представляют систему требований к качествам личности, которые необходимы для сохранения дальнейшего развития данного общества, социальной, национальной или этнической общности.

Таким образом, в воспитании обязательно существует система норм, правил, предписаний, специфическим спо­собом регламентирующих поведение, деятельность, обу­чение и отношения человека. Они составляют специфиче­скую для данной общности систему ценностей: нравствен­ных, эстетических, идеологических и др.

Педагогическая наука, и в частности теория воспита­ния на основе социальных целей - требований общества к качествам, необходимым человеку, и с учетом психологи­ческих и педагогических закономерностей развития лич­ности, разрабатываетсодержание, методы и формы орга­низации воспитательного процесса. Здесь требуется четко определить, что может сделать школа, семья, неорганизо­ванная среда, окружающая ребенка; какими способами возможно противостоять отрицательным влияниям, каки­ми объединить воспитательные воздействия различных социальных институтов, как организовать обучение, труд и другие виды деятельности детей, чтобы они давали мак­симальный воспитательный эффект. Это уже будетпедаго­гическая воспитательная система, основу которой состав­ляют семья и школа.

Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценно­стного отношения к миру, научного мировоззрения и разви­тия общих и специальных способностей.

Обучение как социальное явление возникло также с первых лет существования человечества для передачи но­вому поколению умений, необходимых для сохранения и продолжения жизни рода, общины. Это были умения, свя­занные с удовлетворением самых насущных потребностей:

в пище, одежде, жилище и передавались они методом, ко­торый в настоящее время называется «деятельность по образцу», или «делай, как я». (Этот способ сохранился и до настоящего времени, например при обучении многим трудовым операциям.) Для обучения характерно взаимо­действие двух деятельностей:преподавания и учения. Пер­вая относится к учителю (хотя эту функцию может выпол­нять и другой источник информации: обучающая машина, книга и т. д.); вторая - к обучающемуся, ученику.

Обучение - целенаправленная деятельность, цели кото­рой раскрываются через содержание обучения, представ­ляемое в учебных планах, программах, учебниках и других учебных пособиях.

Обучение может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальное обучение возможно по той причине, что научное знание не зависит от характера обще­ственных отношений, от системы ценностей отдельных со­циальных и национальных групп. Оно объективно и имеет единственную ценность - истину. Поэтому для обучения большое значение имеют стандарты, характеризующие уровень обучения - уровень необходимых знаний для опре­деленных возрастных групп, для того чтобы возможна была система непрерывного образования, преемственность раз­личных видов учебных заведений: от дошкольных учрежде­ний до высших учебных заведений.

Обучение может быть общим для всех (общеобразо­вательная школа) и

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что обучение и воспитание лежат в основе развития человека. Согласно С.Л. Рубинштейну, «развитие не только обусловливает обучение и воспитание , но и само обусловлено ими» . «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» [Там же]. «Всякое обучение, – писал Л.С. Выготский , – является источником развития» .

Но что значит «человек развивается»? Что развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию? Ответы на все эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн , «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения (А.К. – а также развития и воспитания) имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики .

Линии развития человека.

Будучи представителем особого вида живых существ, человек характеризуется особой конституцией, особой структурой организма и обладает особыми функциональными возможностями. С этой, можно сказать, биологической точки зрения человек выступает как особый индивид. Соответственно можно говорить о развитии человека как индивида. Развитие индивида включает в себя развитие организма, которое в большей степени биологически обусловлено и потому может соотноситься с понятием «созревание ». Однако в развитии организма и соответственно человека как индивида есть и социально обусловленные особенности, которые соотносятся с понятием физического развития человека. Для развития этих особенностей необходимы специальные физические упражнения и специальные занятия, организуемые и инициируемые членами общества, в котором происходит развитие человека. Физическое развитие человека выражается, в частности, в развитие силы, выносливости, гибкости; в достижение скорости, точности и координации движений; в укрепление здоровья и иммунитета к заболеваниям и т.д.

Второе, что отличает человека от других живых существ, это – особенности его психики, которые, как показал Л.С. Выготский , в значительной степени являются социально обусловленными. Высший уровень развития психики – Сознание , а также вербальная форма мышления возникают у человека исключительно в процессе и благодаря его взаимодействию с другими людьми. Будучи носителем психики, человек выступает как субъект . Соответственно, можно говорить о развитии человека как субъекта. Развитие субъекта – это особая линия в развитии человека, которая соотносится с понятием психического развития.

И, наконец, наиболее значимой отличительной особенностью челове‑ ка, составляющей его сущность, является наличие у него особого свойства (качества), обозначаемого понятием «личность». По определению А.В. Петровского, «личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» . Аналогичное определение личности дается в одной из работ Л.И. Анцыферовой, согласно которому «личность – это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» . Вместе с тем, более распространенным является понимание личности не как особого социального качества человека или формы существования социальных отношений, а как самого человека, обладающего особым социальным качеством и демонстрирующего различные формы социальных отношений. Учитывая данное обстоятельство, можно говорить о развитии человека как личности. Данная линия в развитии человека соотносится с понятием социального развития.

Таким образом, говоря о развитии человека, следует рассматривать особенности его развития как индивида, субъекта и личности. Соответственно, следует учитывать наличие в развитии человека линий физического, психического и социального развития.

Не подлежит сомнению, что развитие человека по всем трем линиям детерминируется социальными условиями, организуется и осуществляется обществом. Человек с рождения начинает развиваться в обществе и во взаимодействии с другими людьми. И вот здесь возникает ряд вопросов. Какое взаимодействие между развивающимся человеком и людьми, занимающимися его развитием, представляет собой то, что мы называем обучением? Чем воспитание отличается от обучения? Что у человека развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию?

Обучение и развитие человека.

Очевидно, что в обучении есть тот, кто обучает и тот, кого обучают. Но в обучении есть и то, чему обучают, т.е. содержание обучения. При этом предполагается, что в результате обучения человек усвоит то, чему его обучают, и это будет особым новообразованием в его развитии. Как указывал С.Л. Рубинштейн , «обучают тому, чем еще не овладел обучающийся ребенок» .

Чему же могут обучать человека, и что человек может усвоить в результате обучения?

Наверное, можно согласиться с тем, что при взаимодействии человека с окружающей его природной и социальной средой он получает знания об особенностях своего окружения и приобретает умения и навыки адекватного поведения в этом окружении. При этом он может получать эти знания и приобретать соответствующие умения и навыки самостоятельно путем проб и ошибок, проявляя определенные формы познавательной и двигательной активности. Но ребенок, будучи изначально включенным в систему социальных отношений, начинает получать необходимые знания и у него начинают вырабатываться необходимые умения и навыки под руководством взрослых и, что немаловажно, в особых условиях – условиях учебной деятельности.

Воздействие других людей на человека с целью усвоения им определенных знаний, умений и навыков – это и есть то, что называется обучением. Обучение есть деятельность других людей (педагогическая деятельность), направленная на передачу человеку необходимых знаний, умений и навыков или, выражаясь современным языком, на выработку у человека необходимых компетенций. Собственная деятельность человека, направленная на получение знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций, представляет собой то, что называется учебной деятельностью или просто учением. Таким образом, есть обучение человека, где человек выступает как объект педагогической деятельности, субъектом которой является педагог (учитель), и есть учение человека, где сам человек является субъектом своей учебной деятельности.

Следует отметить, что не всякое обучение может достигать своей цели. Во-первых, для эффективного обучения у педагога должна быть надлежащая мотивация педагогической деятельности и надлежащий уровень педагогического мастерства. Во-вторых, эффективность обучения зависит и от наличия соответствующей мотивации учения у обучаемого. Кроме того, обучаемый должен обладать уровнем умственного (психического) разви‑ тия, а также уровнями физического и социального развития, достаточными для усвоения того, чему его обучают. Как отмечал Л.С. Выготский , «что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать» . Однако в обучении необходимо ориентироваться не на то, что человек уже усвоил, а на то, что он может усвоить, т.е. на зону его ближайшего развития. «Учение о зоне ближайшего развития, – писал Л.С. Выготский , – позволяет выдвинуть … формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» .

Специфика обучения состоит в передаче человеку знаний, умений и навыков (или соответствующих компетенций) в тех или иных предметных и интеллектуальных видах деятельности. Но выполнению какой бы деятельности человек ни обучался, он непременно будет вступать в определенные межличностные отношения и с теми, кто его обучает, и с теми, кто так или иначе принимает участие либо в организации его обучения, либо в осуществлении им какой-либо деятельности. Будучи субъектом социальных отношений, человек выступает в качестве личности.

Как вести себя по отношению к другим людям в той или иной ситуации социального взаимодействия не дается человеку от рождения. Этому он должен научиться, и этому его можно обучить. Очевидно, что передача человеку знаний, умений и навыков в сфере социальных межличностных отношений тоже есть обучение. Но это особое обучение, благодаря которому достигается усвоение человеком моральных норм и правил поведения в обществе, и обычно оно называется воспитанием.

Воспитание и развитие человека.

Говоря об обучении, мы ставим вопрос о том, чему человек обучается и чему он может научиться. Но если говорится о воспитании, то вопрос ставится иначе – какие личностные качества у человека вырабатываются и кем (в смысле какой личностью) человек может стать. воспитание обеспечивает социальное развитие человека и развитие его как личности.

Исходя из приведенных выше определений понятия «личность», для того, чтобы ребенок стал личностью, необходимо наличие его взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия ребенка с людьми в психике ребенка возникают образы этих людей, образы доступных для наблюдения социальных отношений между ними и образы действий, ожидаемых от него взрослыми . Отражение в психике ребенка социальных отношений, демонстрируемых взрослыми, является начальной стадией становления ребенка личностью. Но чтобы ребенок стал личностью, необходимо, чтобы эти социальные отношения были представлены в поведении самого ребенка, чтобы он сам мог их демонстрировать в отношениях с другими людьми. А это возможно при соблюдении двух условий:

  • во-первых, когда в психики ребенка благодаря процессам мышления из целостных образов восприятия взаимоотношений между конкретными взрослыми начинается выделение образов социальных отношений безотносительно к их конкретным носителям;
  • во-вторых, когда в психике ребенка образ социального отношения начинает связываться, с одной стороны, с образом ребенка и, с другой стороны, с образом человека, с которым ребенок вступает в социальные отношения.

В этом случае ребенок начинает пытаться во взаимодействии с другим человеком демонстрировать ту форму социального отношения, которую он имел возможность наблюдать среди людей своего социального окружения. Однако, очевидно, что, будучи ребенком, он не в состоянии в точности воспроизвести взрослую форму отношения. Поэтому у него получится воспроизведение своего индивидуального детского отношения, которое, тем не менее, будет соотноситься с отношением взрослым. Это и будет та самая «индивидуальная форма существования социальных отношений», которая, согласно определению Л.И. Анцыферовой, характеризует человека как личность. По мере взросления ребенка, развития его физических и интеллектуальных способностей индивидуальные формы реализации социальных отношений ребенка будут становиться все более совершенными. Соответственно, более высоким будет становиться и уровень развития личности ребенка.

Усвоение ребенком социальных отношений и выработка у него социальных форм поведения в процессе воспитания происходит также благодаря механизмам непосредственной трансляции в психику ребенка ожидаемых от него социально приемлемых действий и поступков. Когда взрослый выстраивает свои отношения с ребенком, он дает понять ребенку, чтó от него требуется, какие действия и какое поведение ребенок должен продемонстрировать. Взрослый ожидает от ребенка и фактически навязывает ему те формы социальных отношений, которые он считает необходимыми и приемлемыми в той или иной ситуации социального взаимодействия.

Большое значение в воспитании и выработке у человека необходимых социальных компетенций и соответствующих свойств личности, имеет социальный статус человека – то место или положение, которое он как личность занимает в структуре общества. В зависимости, например, от того, является ли ребенок мальчиком или девочкой, наследником престола или выходцем из простой семьи, у него будут формироваться разные свойства личности, и ему будут предлагаться для усвоения разные системы социальных отношений. Избирательность и регламентация социальных отношений выражается в системе ожидаемых от личности форм поведения, соответствующих ее социальному статусу. Эти ожидания распространяются не только на внешние формы поведения, но и на внутренние позиции личности – установки, ценностные ориентации, мотивы поведения и деятельности.

Таким образом, воспитание , определяющее особенности социального развития человека и развития его как личности, способствует усвоению человеком моральных норм и правил поведения, существующих в обществе, развитию его мотивационной сферы, системы жизненных ценностей и определенного мировоззрения.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. – №2. – С.8-18.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
  3. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С.208-210.
  4. Корниенко А.Ф. Сущность и соотношение понятий «личность» и «Сознание » // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013г. /Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2т. Т.1. – М.: РГГУ, 2013. – С.110-117.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720с.

УДК 78.91 ББК 67.9

Старикова Людмила Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра профессиональной педагогики Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Starikova Lyudmila Dmitrievna Doctor of Pedagogics,

Department of Professional Pedagogics Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»

About Relationship Between «Education» and «Training» Concepts

В статье рассматриваются вопрос о соотношении понятий «обучение» и «воспитание» в историческом аспекте.

The article deals with the question of the relationship between the concepts of «education» and «training» in the historical aspect.

Ключевые слова: Обучение, воспитание, теория и практика воспитания, педагогический процесс.

Key words: education, training, theory and practice of education, pedagogical process.

Проблема обучения и воспитания является актуальной для любого общества, которое стремится развиваться успешно. От того, как и кого мы воспитаем, зависит то, по какому пути мы пойдем.

Проблема соотношения воспитания и обучения волновала педагогическую мысль издревле. Так, еще Платон в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать - искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» . При этом под воспитанием он понимал формирование у обучающегося позитивного отношения к тому, чему его обучают, приобщая к знаниям и способам деятельности.

В последующие столетия многократно делались попытки дать определение воспитанию и обучению, развести эти процессы, проанализировать их соотношение.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи . Положение о неразрывности воспи-

тания и обучения в процессе обучения подчеркивалось в трудах ученых и педагогов XIX и XX вв. (И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Ф., Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов и др.).

Обычно в теории и практике воспитания выделяют специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения. Первым, кто обстоятельно обосновал и ввел в педагогику принцип «воспитывающего обучения» и поставил его в один ряд с другими важнейшими педагогическими понятиями, был немецкий ученый Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841).

Исходным пунктом теоретических построений этого ученого служило положение о «восприимчивости к воспитанию, присущей ребенку» .

И. Ф. Гербарт считал, что человек не определен природой полностью, а открыт миру и духовно самостоятелен, т.е. ему изначально присуща «восприимчивость к воспитанию воли в нравственных целях». Через понятие восприимчивости он утверждал, во-первых, возможность воспитания как перехода в состояние взрослого, являющегося устойчиво разумным и моральным существом; во-вторых, необходимость воспитания, которое является единственным средством организации различных внешних формирующих сил в направлении достижения единой цели - образования человека, в котором «виден чистый и неискаженный отпечаток личности, семьи, происхождения и народности» .

П.Ф. Каптерев на рубеже XIX-XX вв. рассматривал воспитание и обучение в единстве как стороны целостного педагогического процесса.

В конце 80-90-х годов XX века отечественные ученые И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Петровский, Б. М. Бим-Бад и др. признают, что воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной отечественной психолого-педагогической литературе все чаще интерпретируется как образование.

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три

элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание.

В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения.

В последние десятилетия прошлого века из-за сложившейся социальноэкономической и политической ситуации в российском образовательном процессе ведущее место «заняло» обучение, как «передача кому-нибудь каких-нибудь знаний, навыков». Сколько бы не говорилось красивых слов о единстве (или необходимости единства) обучения и воспитания, по сути, и в их единстве, и в каждом в отдельности, «высшей ценностью, критерием достижений остается механическая сумма знаний» . Весь процесс обучения сводится к одному показателю - успеваемости, а работа педагога - к максимуму этого показателя . Школьная, а зачастую и студенческая, жизнь вращается только вокруг знаний, будто этим исчерпывается жизнь. Сегодня очевидно, что попытка отказа от целенаправленной воспитательной работы в системе высшего образования в девяностые годы ХХ в. была ошибочной.

В 2002 г. вышло в свет письмо Министерства образования Российской Федерации (№ 13-51-28/13 от 02.04.2002), в котором цели и задачи российской образовательной политики XXI в. были определены следующим образом: «приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания».

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации.

Это особенно важно в связи с тем, что российское общество живет в постоянно изменяющихся условиях: социальных, экономических, правовых и т.д.,

жизненные ценности и приоритеты студенческой молодежи радикально изменились.

Вместе с тем в последние годы к воспитательной работе вузов ослабло внимание со стороны органов государственной власти, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Союза ректоров. Раздел «Воспитательная деятельность» отсутствует в макете Устава вуза и в Целевых показателях деятельности высших учебных заведений (приказ Федерального агентства по образованию от 28.11.2008 № 1770).

Воспитание должно ориентировано на формирование мотивации поведения, способности к самоопределению и сопротивлению внешнему насилию в любых его проявлениях. Человека создать нельзя - он создает себя сам. Но педагоги могут участвовать в этом процессе своим присутствием, играя роль среды.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный «фон» личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится лично-стно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

И.А. Зимняя выделяет следующие типы взаимосвязи между обучением и воспитанием .

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.

4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

В философском аспекте педагогика - это путь к истине. Человек - единственное и уникальное звено в цепи мироздания, которое служит для создания истины, красоты и добра. Если есть предназначение человека, то оно как раз в этом. Педагогика и должна быть ориентирована на то, чтобы вывести человека на путь наивысшей истинности судьбы .

Особенностью педагогики является то, что она имеет дело с конкретными людьми. От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности и факторы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.

Педагогика принимает во внимание внешне обусловленные характеристики личности, к которым относятся, прежде всего, ее социальная и групповая принадлежность, целостность и стадиальность развития.

Общество в совокупности всех его проявлений оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Группа, микрогруппа, семья также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности. Особенностью педагогики является то, что она рассматривает и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детского возраста, рассматривает и изучает явления, происходящие с человеком на протяжении всей жизни. То, что педагогикой закладывается и учитывается в детском возрасте, развивается и совершенствуется впоследствии.

Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы, что обусловлено тем содержанием, которое предлагается обучающимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании личности. Соответственно имеют свои доминирующие характеристики, задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения преобладает формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития.

На формирование и развитие человека оказывают влияние не только внешние условия, но и внутренние, определяющиеся особенностями организма человека. При этом педагогика исходит из того, что у человека в процессе обучения и воспитания должна формироваться активная жизненная позиция, представляющая собой обусловленную конкретными социальными обстоятельствами устойчивую форму проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.

Активная жизненная позиция вырабатывается в течении продолжительного времени в процессе обучения и воспитания человека, в результате преодоления повседневных трудностей, овладение человеком социальным опытом, профессиональным мастерством.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам обучающихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения.

При проектировании педагогического процесса надо исходить из того, что обучение и воспитание являются глубоко национальными по своему содержанию, отражают многогранные традиции, национальную психологию своего народа.

Обучается и воспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему психологическими особенностями, к которым обычно относят своеобразие национального сознания и самосознания, особенности национального мышления, чувств и воли, специфику проявления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

Человек, который связал свою жизнь с воспитанием и обучением подрастающего поколения, прекрасно осознает, что педагогический процесс должен содержать в себе две противоположные тенденции: строиться с учетом природы обучающегося, законов его внутреннего развития и отвечать запросам общества.

Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания.

Библиографический список

1. Асадуллин, Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе [Текст] / Р.М. Асадуллин. - Казань: Дом печати, 1997. - 140 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Издат. центр «Логос», 2001. - 384 с.

3. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издат. центр «Логос», 2000. - 272 с.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. А.И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. центр «Логос», 2000. 272 с.

1. Asadullin, R.M. In the Mazes of Pedagogy. Reflections About the Waldorf School / R.M. Asadullin. - Kazan: Printing House, 1997. - 140 p.

2. Readings on the History of Foreign Pedagogy : Textbook for Students of Ped. Institutes / Comp. by A.I. Piskunov. - 2-e Publ., Rev. - M.: Prosveshchenie, 1981. - 436 p.

3. Serikov, V.V. Education and Identity: Theory and Practice of Educational Systems Designing / V.V. Serikov. - M.: «Logos» Publ. Centre, 2000. - 272 p.

4. Zimnyaya, I.A. Educational Psychology : Textbook for Universities / I.A. Zimnyaya. - 2-e Publ. Rev. and Enl. - M.: «Logos» Publ. Centre, 2001. - 384 p.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Образование как педагогический процесс включает в себя: цели образования, содержание образования, принципы и методы, формы, результаты образования.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина):

  • 1) цель обучения (для чего учить);
  • 2) содержание учебной информации (чему учить);
  • 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
  • 4) преподаватель;
  • 5) учащийся.

B. Я. Свирский так характеризует педагогический процесс: педагогические цели обусловливают деятельность преподавателя, который организует интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие с учеником, мотивирует учебную собственную деятельность ученика, от характера которой зависят полученные результаты педагогического процесса.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель -* принципы -* содержание -* методы -* средства -* формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

C. И. Архангельский формулирует следующие законы педагогического процесса.

I. Закон единства учебной и обучающей деятельности, в результате чего формируется система знаний ученика в соответствии с целями и задачами обучения.

  • 2. Закон единства обучения и воспитания, в результате чего достигается всесторонне развитие личности учащегося.
  • 3. Закон преемственности знаний и последовательности научного развития, который гласит, что каждое изучаемое научное содержание учебного предмета всегда связано с предшествующим, что оно исходит из него и развивает его. Учебная и воспитательная деятельность обусловливают профессионально-научную подготовку обучаемого.

Функции обучения следующие.

  • 1. Образовательная функция - обучающие цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения учащихся.
  • 2. Воспитательная функция - реализация цели формирования отношений учащихся к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.п.
  • 3. Развивающая функция - реализация цели формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков, интересов, интеллекта учащихся, духовного развития личности.

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения. Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

  • - стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
  • - организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
  • - развитие мышления, памяти, творческих способностей;
  • - совершенствование учебных умений и навыков;
  • - выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Что еще почитать