Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе «Большие и маленькие мячики»
Конспект НОД
По ФЭМП
интегративной образовательной области «ПОЗНАНИЕ»
В первой младшей группе
Тема : «Большие и маленькие мячики »
Цель :
Продолжать развивать у детей интеллектуальный интерес через формирование элементарные математические представления.
Задачи :
Учить различать цвет и величину (большой – маленький ) ;
Учить подобрать мячи по цвету и величине .
Развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Воспитывать желание помогать игровым персонажам
Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, умение выслушивать ответы других детей.
Методы и приемы :
Наглядный – использование дидактических пособий;
Словесный – вопросы к детям, художественное слово, пояснение сравнение,
инструкция для выполнения, контроль и оценка работы;
Игровой – сюрпризный момент, игровой;
Практический – выполнение детьми практических заданий.
Предварительная работа :
Дидактическая игра «Оденем куклу»
Активизация словаря :
большой ; маленький
Оборудование :
Собачка;
Красивый пакет;
Мячи (красный-маленький ; зеленый-маленький ; желтый- большой ; синий-большой )
Кукла большая в желтой юбочке ;
Кукла маленькая с красным бантом .
Ход занятия
В группу младший воспитатель вносит собачку и красивый пакет
Воспитатель обращается к младшему воспитателю
Где вы взяли эту собачку?
Мл. воспитатель - Собачка сидела около дверей, мотала хвостиком и просилась к нам в группу , а рядом стоял этот пакет.
Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостьей, погладим ее и присядем на стулья.
Воспитатель : - Собачка побудет у нас в гостях, а мы посмотрим, что в пакете (достает из пакета мячики разных цветов синий , зеленый, красный, желтый) и разной величины (большие и маленькие ) .
Воспитатель : - Показывает, как мячи подпрыгивают , и ритмично приговаривает
Прыг да прыг,
Всё прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель : - дает в руки детям мячи
Этот мяч большой , желтый (подает ребенку)
Этот мяч маленький , красный (подает ребенку)
Этот мяч большой , зеленый (подает ребенку)
Этот мяч маленький , синий (подает ребенку)
Дети : - (рассмотрев мячи , возвращают их в пакет)
Открывается дверь и в группу заходят , две куклы подружки
Куклы : Здравствуйте ребята (представляются)
Я кукла Оля
Я кукла Ира
(кукла Оля по больше , кукла Ира по меньше)
Воспитатель : - Здравствуйте! Кукла Оля и кукла Ира
Дети : - Здравствуйте куклы!
Воспитатель : - Кукла Оля и кукла Ира? Почему вы грустные, что случилось?
Кукла Оля – Мы с куклой Ирой ходили в магазин и купили для себя разноцветные мячи красный , желтый, синий, зеленый но они куда-то исчезли.
Кукла Ира – Мячи кто-то взял без разрешения
Воспитатель : - Куколки, мы с ребятами вам поможем. К нам сегодня прибежала Собачка и принесла красивый пакет с мячами. Посмотрите, может это ваши мячи .
Куклы смотрят в пакет – Да это наши мячи .
Воспитатель : - Ребята? поиграем с куклами и с мячами
Дети : - Поиграем!
Воспитатель : - Ребята в пакете есть большие и маленькие мячи . Кукла Оля какой мяч купила для себя?
Дети : - Большой
Воспитатель : - Правильно кукла Оля купила себе большой мяч
Дети : - достают большой мяч и отдают кукле Оли.
Воспитатель : - А какой мяч купила для себя кукла Ира - маленький .
Дети : - достают меленький мяч и подают Кукле Ире.
Воспитатель : - Ребята, но куколки капризничают, они хотят, мячи по цвету своей одежды.
Кукле Оля купила мяч желтого цвета, такой как ее юбочка.
Дети : - достают из пакета большой желтый мяч и отдают кукле Оли,
а предыдущий мяч кладут обратно в пакет.
Кукле Ира купила мяч красного цвета, такой, как ее бантик.
Дети : - достают из пакета маленький красный мяч отдают кукле Ире,
А предыдущий мяч кладут в пакет.
(физкультурная минутка)
Воспитатель : - предлагает ребятам и куклам поиграть, попрыгать и проговаривает слова
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой».
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель : обращается к куклам
Куколки вам понравилось у нас в детском саду?
Куклы : Нам понравилось у вас в детском саду, ребята все очень честные, заботливые, добрые, вежливые, веселые с вами здорово. Спасибо.
Дети говорят : - До свидания
Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе «Большие и маленькие мячики»
Конспект НОД
(непосредственно образовательной деятельности)
По
ФЭМП
интегративной образовательной области
«ПОЗНАНИЕ»
В
первой младшей группе
Тема : « Большие и маленькие мячики »
Цель :
Продолжать развивать у детей интеллектуальный интерес через формирование элементарные математические представления.
Задачи :
Учить различать цвет и величину (большой – маленький ) ;
Учить подобрать мячи по цвету и величине .
Развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Воспитывать желание помогать игровым персонажам
Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, умение выслушивать ответы других детей.
Методы и приемы :
Наглядный – использование дидактических пособий;
Словесный – вопросы к детям, художественное слово, пояснение сравнение,
инструкция для выполнения, контроль и оценка работы;
Игровой – сюрпризный момент, игровой;
Практический – выполнение детьми практических заданий.
Предварительная работа :
Дидактическая игра «Оденем куклу»
Активизация словаря :
большой ; маленький
Оборудование :
Собачка;
Красивый пакет;
Мячи (красный- маленький ; зеленый- маленький ; желтый- большой ; синий- большой )
Кукла большая в желтой юбочке ;
Кукла маленькая с красным бантом .
Ход занятия
В группу младший воспитатель вносит собачку и красивый пакет (в пакете что-то лежит объемное)
Воспитатель обращается к младшему воспитателю
Где вы взяли эту собачку?
Мл. воспитатель - Собачка сидела около дверей, мотала хвостиком и просилась к нам в группу , а рядом стоял этот пакет.
Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостьей, погладим ее и присядем на стулья.
(дети гадят собачку, проходят и присаживаются на стульчики)
Воспитатель : - Собачка побудет у нас в гостях, а мы посмотрим, что в пакете (достает из пакета мячики разных цветов синий , зеленый, красный, желтый) и разной величины (большие и маленькие ) .
Воспитатель : - Показывает, как мячи подпрыгивают , и ритмично приговаривает
Прыг да прыг,
Всё прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель : - дает в руки детям мячи
Этот мяч большой , желтый (подает ребенку)
Этот мяч маленький , красный (подает ребенку)
Этот мяч большой , зеленый (подает ребенку)
Этот мяч маленький , синий (подает ребенку)
Дети : - (рассмотрев мячи , возвращают их в пакет)
Открывается дверь и в группу заходят , две куклы подружки
Куклы : Здравствуйте ребята (представляются)
Я кукла Оля
Я кукла Ира
(кукла Оля по больше , кукла Ира по меньше)
Воспитатель : - Здравствуйте! Кукла Оля и кукла Ира
Дети : - Здравствуйте куклы!
Воспитатель : - Кукла Оля и кукла Ира? Почему вы грустные, что случилось?
Кукла Оля – Мы с куклой Ирой ходили в магазин и купили для себя разноцветные мячи красный , желтый, синий, зеленый но они куда-то исчезли.
Кукла Ира – Мячи кто-то взял без разрешения
Воспитатель : - Куколки, мы с ребятами вам поможем. К нам сегодня прибежала Собачка и принесла красивый пакет с мячами. Посмотрите, может это ваши мячи .
Куклы смотрят в пакет – Да это наши мячи .
Воспитатель : - Ребята? поиграем с куклами и с мячами
Дети : - Поиграем!
Воспитатель : - Ребята в пакете есть большие и маленькие мячи . Кукла Оля какой мяч купила для себя?
Дети : - Большой
Воспитатель : - Правильно кукла Оля купила себе большой мяч
Дети : - достают большой мяч и отдают кукле Оли.
Воспитатель : - А какой мяч купила для себя кукла Ира - маленький .
Дети : - достают меленький мяч и подают Кукле Ире.
Воспитатель : - Ребята, но куколки капризничают, они хотят, мячи по цвету своей одежды.
Кукле Оля купила мяч желтого цвета, такой как ее юбочка.
Дети : - достают из пакета большой желтый мяч и отдают кукле Оли,
а предыдущий мяч кладут обратно в пакет.
Кукле Ира купила мяч красного цвета, такой, как ее бантик.
Дети : - достают из пакета маленький красный мяч отдают кукле Ире,
А предыдущий мяч кладут в пакет.
(физкультурная минутка)
Воспитатель : - предлагает ребятам и куклам поиграть, попрыгать и проговаривает слова
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой».
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель : обращается к куклам
Куколки вам понравилось у нас в детском саду?
Куклы : Нам понравилось у вас в детском саду, ребята все очень честные, заботливые, добрые, вежливые, веселые с вами здорово. Спасибо.
Дети говорят : - До свидания
Конспект занятий по ФЭМП в первой младшей группе
Тема: «Найди свой домик».
Задачи: закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету; закрепить умение отличать понятия «один» и «много»; развивать память, мышление; воспитывать активность.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети заходят в группу. Видят: по полу разбросаны колечки от пирамиды.
Воспитатель: «Ай-ай-ай! Это кто же разбросал игрушки?».
Дети обнаружили лошадку.
Воспитатель: «Лошадка, это ты раскидала игрушки по группе?».
Лошадка: «Да».
Воспитатель: «Дети, разве можно так делать?».
Дети: «Нельзя. Нет».
Воспитатель: «Лошадка, как нехорошо ты сделала. Нельзя разбрасывать игрушки. Поняла?».
Лошадка: «Да».
Воспитатель: «Раз ты поняла, что это плохо, то собери игрушки, а ребята тебе помогут. Только пирамидку надо собрать правильно: сначала большие колечки, потом поменьше, меньше и маленькие».
2. Подвижная игра «Собери пирамидку». Дети начали собирать колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет и размер колечка. Дети отвечают индивидуально или хором. Если один ребенок ошибается, другой поправляет его. Идет повторение и закрепление словарных слов. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит каждого ребенка. Еще раз повторяют цвета и размеры колечек пирамидки. Лошадка благодарит детей за помощь. Воспитатель предлагает ей поиграть вместе с детьми.
3. Пальчиковая гимнастика. Дети садятся на стульчики. Проводится пальчиковая гимнастика
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
4. Дидактическая игра «Найди свой домик». Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру «Найди свой домик». Педагог раскладывает на полу четыре обруча, в центре каждого по одному цветному кругу.
Воспитатель объясняет задание: «У нас есть пирамидка. На ней много разноцветных колечек. Какого цвета колечки?».
Дети еще раз повторяют названия цветов.
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы хорошо знаете цвета. А теперь надо эти цветные колечки разместить по домикам. У каждого цвета свой домик: желтый домик (воспитатель указывает на желтый круг на полу) , синий домик, красный и зеленый домик. Какого цвета это колечко, Эмилия?.
Эмилия: Синее.
Воспитатель: В какой домик ты положишь его?
Эмилия: В синий.
Воспитатель: Правильно! Молодец!.
Таким образом все колечки находят свои домики. По ходу игры идет активное повторение названий и размеров колечек. Воспитатель хвалит каждого ребенка. Если малыш ошибается, ему помогает другой ребенок.
5. Подведение итогов. Лошадка, наблюдавшая за ходом игры, вызывается помочь собрать пирамидку по окончании игры « Найди свой домик». Дети следят за тем, правильно ли лошадка собирает колечки. Если она затрудняется или ошибается, детишки помогают ей. После того, как пирамидка собрана и убрана на место, лошадка благодарит детишек за то, что научили ее правильно играть.
Лошадка: Теперь я знаю все цвета: желтый, синий, красный, зеленый. Все размеры: большой, поменьше, маленький. Спасибо вам, ребята. А теперь мне пора домой, меня мама ждет. До свидания.
Дети прощаются с лошадкой.
Воспитатель: Дети, вам понравилось играть вместе с лошадкой?
Дети делятся своими впечатлениями от игры. Занятие окончено.
Математические упражнения и игры положительно влияют на восприятие окружающего мира, стимулируют развитие мышления и речи, расширяют кругозор ребёнка. Важнее не предоставлять малышу готовую информацию, а поощрять его интеллектуальные способности, прививая вкус к самостоятельному поиску и открытиям, к дальнейшему использованию знаний в жизни.
От того, как педагог будет использовать методические приёмы в работе с детьми раннего возраста, зависит познавательный интерес его воспитанников к математике и в дальнейшем.
Математические дарования, подобно музыкальным, нередко врождённые, проявляются рано и органически определяют склад ума данного человека.
С. Вавилов
Педагогическая работа по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в детском саду ставит перед собой такие цели:
ФЭМП решает задачу творческого и интеллектуального развития ребёнка
До двух лет ребёнок наблюдает и учится воспринимать предметы, действия, впитывает разнообразие красок и звуков внешнего мира. К третьему году проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают. Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу. Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало». В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало». Ребёнок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой. Наиболее понятными для различения количества предметов являются такие соотношения:
Малыши младшей группы в первую очередь замечают размеры предметов, а не их количество, поэтому целесообразно для занятий использовать вещи одинаковой величины. Желательно также, чтобы малыш не только смотрел на предметы, но и активно взаимодействовал с ними - мог самостоятельно переставлять, собирать, ощупывать, отбирать по одному из признаков (например, форме или цвету). Это развивает сенсорные способности.
Целесообразно во время занятий использовать предметы одинакового размера
Трёхлетние малыши овладевают количественными и порядковыми числительными (один - первый, четыре - четвёртый) почти одновременно. Однако не стоит торопиться с выводом, что ребёнок уже освоил навыки счёта. Проговаривание слов-числительных в этом возрасте, как правило, не наполнено математическим содержанием - они скорее озвучивают ритм движения, а не обобщают количество.
Лучший способ закрепления знаний для трёхлетних детей - это практическая деятельность, когда, к примеру, они выполняют просьбу принести определённое количество игрушек, карандашей и т. д.
Возможные трудности:
Желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками
Воспитанников первой младшей группы обучают:
В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приёмов:
Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками
https://youtube.com/watch?v=1exMNlVOUPU Video can’t be loaded: Урок 20. Математика для малышей. Вкусные яблочки, 31-32 мес. (https://youtube.com/watch?v=1exMNlVOUPU)
https://youtube.com/watch?v=rj8q38r4RlU Video can’t be loaded: Занятие по сенсорике 1 мл.гр.mp4 (https://youtube.com/watch?v=rj8q38r4RlU)
Для малышей второго-третьего года жизни продолжительность занятия составляет всего 10–15 минут. Занятия обычно начинаются во второй половине сентября и проводятся один раз в неделю. Однако не стоит ограничиваться «обязательной» запланированной программой: тренировать навыки счёта, развивать предметную память, логическое мышление, аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной утренней зарядки, оздоровительной прогулки, чтения любимой сказки, повседневной свободной игры в группе. Логическая структура занятия:
Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески - это создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит малышей и поможет настроить их на серьёзную интеллектуальную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания детей воспитатель в организационной части занятия использует арсенал разнообразных методических заготовок:
Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.
Малыши заходят в комнату и видят на полу колечки от пирамидки.
Педагог: Ребятки, посмотрите, нашу пирамидку кто-то разобрал. Гномик (игрушка), это, случайно, не ты напроказничал?
Гномик: Простите меня, пожалуйста, мне очень понравились ваши игрушки, они такие яркие и красивые, но собрать пирамидку правильно я не смог. Ребята, вы такие умные и добрые, помогите мне.
Педагог: Конечно, поможем! Ребята, а как правильно собрать игрушку? Да, сначала мы подбираем самые большие колечки, затем поменьше, а на верхушке пирамидки будут самые маленькие детали.
Дети должны помочь собрать пирамидку игрушечному герою
Воспитатель вносит куклу с ярким цветным мешочком и обращается к малышам со словами от имени куклы: «Здравствуйте, ребята, я нашла вот такой красивый мешочек. Интересно, что там? Давайте вместе рассмотрим». Педагог достаёт из мешочка мячик синего цвета и обращается с вопросом к одному ребёнку: «Серёженька, скажи, пожалуйста, что это? А какого цвета мячик? Молодец!». Затем педагог достаёт следующий предмет и продолжает диалог с другим ребёнком.
Педагог просит назвать цвет предмета из мешочка
Оформление комнаты: две ширмы, изображающие большой и маленький домики.
На полу лежат короткая и длинная ленты красного и жёлтого цвета.
Педагог: Наши лесные друзья прислали нам письмо с приглашением в гости, кто же это? (читает загадку о зайчиках). Правильно, это зайчики, но чтобы попасть к ним в гости, нам нужно пройти по длинной дорожке. Посмотрите внимательно и скажите - какая дорожка длинная, а какая короткая?
(Дети называют цвет длинной дорожки и вместе с педагогом идут вдоль ленты-дорожки, подходят к ширме-домику, где малышей ожидают новые интересные задания).
Такие упражнения тренируют также вестибулярный аппарат детей
Воспитатель: Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад я встретила крошечного пушистого цыплёнка. Он сидел на крыльце и горько плакал потому, что потерял свою маму. Поможем малышу найти свой дом? А где живёт семья цыплёнка? (На птичьем дворе, в деревне). Внимание, мы отправляемся в путешествие на поезде.
Дети подбирают колёса, соотнося их с величиной или цветом вагона
Вот незадача! Поезд состоит из вагончиков, но у них нет колёс, давайте вместе подберём колёса. Вагоны одинаковые? (Нет). Правильно, большие и маленькие (или жёлтые, красные). Как же нам подобрать колёса, чтобы наш поезд смог отправиться в путь? (Дети подбирают колёса, соотнося их с величиной или цветом вагона).
Педагог: Сегодня к нам придут необычные гости.
(Загадывает загадку о ёжике, дети разгадывают загадку и слышат стук в дверь).
Педагог: Слышите, кто-то пожаловал к нам в гости, вы оставайтесь на местах, а я открою дверь.
(Выходит и заходит с игрушкой ёжика и корзиночкой).
Ёжик: Здравствуйте, ребята, я принёс вам гостинцы, грибы в корзинке, но посчитать не могу, поможете?
Педагог: Сколько грибов в корзинке? (Много).
(Педагог раздаёт по одному грибочку каждому ребёнку).
Педагог: Сколько у вас грибочков? (По одному). Сколько осталось в корзинке? (Ни одного).
Малыши встречают лесных гостей и собирают грибочки
Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога. Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения знаний, закрепления умений. Кроме того, индивидуальные упражнения могут быть использованы как образец для коллективного исполнения.
Цели и задачи | Цель: формирование элементарных математических представлений. Задачи:
|
Материалы | Демонстрационный материал:
|
Организационная часть | Дети становятся кругом. Проводится элемент психогимнастики «Мы - друзья». Воспитатель обращает внимание детей на рядом стоящие мольберты, накрытые тканью. (На мольбертах расположены бабочки: на первом - одна маленькая, на втором - все остальные). |
Основная часть |
|
Итоговая часть | Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились - нашли бабочкам полянку и подарили им домики из цветов. Посмотрите в корзинку, они вам оставили подарок (конфеты). Нам пора возвращаться, давайте скажем до свидания бабочкам и отправимся с вами в детский сад, пить чай с конфетками. |
Темы занятий | Образовательные и воспитательные задачи |
«Бегите ко мне» |
|
«Что нам привёз мишутка?» | Учить определять форму и размер предмета путём осязательного обследования. |
«Большой маленький» | Учить группировать по размеру, закреплять знания об овощах. |
«Отгадай что в мешочке» |
|
«Принеси и покажи» |
|
«Пирамидка» | Учить собирать пирамидку из 4–5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах. |
«Разноцветные ленточки» | Учить различать цветовые тона путём сравнивания их друг с другом и прикладывая к образцу. |
«Что растёт на огороде» | Учить различать овощи по внешнему виду и по вкусу. |
«Подбери по цвету» |
|
«Какой это формы» | Научить ребёнка чередовать предметы по форме. |
«Найди такую же» |
|
«Оденем кукол» | Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. |
«Курочка и цыплята» | Обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. |
«Куклы пришли в гости» |
|
«Какой мяч больше?» | Научить ребёнка сравнивать однородные предметы по величине. |
«Что катится?» | Познакомить с формой предметов их свойствами. |
«Поручения» |
|
«Разноцветные поляны» | Закрепить умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. |
«Найди свой домик» | Продолжать знакомить с предметами разной формы и величины, соотносить детали. |
«Домики и флажки» | Повторить с детьми принцип чередования по цвету. |
«Что делают матрёшки» | Познакомить с величиной, учить сравнивать матрёшек по росту, закреплять полученные знания о цвете и форме. |
«Приходите на лужок» | Учить сравнивать и различать предметы по величине путём накладывания их друг на друга. |
«Найди пару» | Познакомить с геометрическими фигурами, учить называть их. |
«Гуси и гусята» | Научить ребёнка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов двух заданных цветов из пяти предложенных. |
«Раз, два, три, ищи» | Учить строить образ предмета заданной величины, закрепить представление о величине, форме, цвете. |
«Разноцветные бусы» | Продолжать учить детей чередовать элементы по цвету. |
«Как звери выбирали себе место» | Учить различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова:
|
К этим стихам почти не требуется дополнительная инструкция: они просты и ритмичны, и педагог без труда сможет подобрать по смыслу и показать детям подходящие движения.
Название игры | Цели | Содержание |
«Найди предмет» | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. |
|
«Весёлые матрёшки» | Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. |
|
«Длинное - короткое» | Развитие у детей чёткого дифференцированного восприятия новых качеств величины. |
|
«Подбери фигуру» | Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. | Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Даёт задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») её на начерченную фигуру. |
«Три квадрата» | Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», «самый большой», «самый маленький». |
|
«Широкое - узкое» | Формировать представление «широкое - узкое». | Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой приём. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами. |
«Три медведя» | Упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. |
|
«Доползи до игрушки» | Учить воспринимать расстояние; показать, что от этого зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве. |
|
«Ёжик» |
|
|
«Золушка» | Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости. Знать наполнители ёмкости. Развитие эмоционального настроя. | Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку разложить наполнители из одной ёмкости в разные, сортируя их (наполнители) по видам. Наполнителями служат наборы однотипных предметов (игрушек, кубиков, шариков и т. п.) Оборудование:
|
«Ищи и находи» | Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. |
|
https://youtube.com/watch?v=WmpEPJZzzIo Video can’t be loaded: Занятие в первой младшей группе. (https://youtube.com/watch?v=WmpEPJZzzIo)
Открытое занятие - доступная и очень популярная форма методической работы в ДОУ. Открытые просмотры являются эффективным средством профессионального развития педагогов. Они отличаются от обычных плановых занятий иной организационной спецификой и практикой проведения. Тема открытого занятия обычно соответствует образовательной программе, а в названии отражается игровая форма проведения. Открытый показ ориентируется на следующие цели:
Открытое занятие демонстрирует практические наработки как в традиционном стиле работы, так и с использованием инновационных образовательных технологий
Открытое занятие должно соответствовать определённым требованиям:
Во время обсуждения и оценки открытых занятий обращают внимание на такие моменты:
https://youtube.com/watch?v=WyQweAaEGeY Video can’t be loaded: Занятие. Занятие в детском садике. Интегрированное занятие по математике. (https://youtube.com/watch?v=WyQweAaEGeY)
Для большей эффективности занятий педагог учитывает индивидуальные особенности детей, на основании которых условно всех воспитанников делит на небольшие подгруппы:
Полезные советы:
Такой продуманный подход сохранит интерес к математике у отстающих детей, позволит снять психологическое напряжение, вызванное неуверенностью и страхом, а талантливые ребята смогут полнее проявить свою математическую одарённость.
Индивидуальная работа за рамками обязательных занятий проводится в утренние часы раз в неделю, как правило, в игровой форме.
Инвентарь для большинства таких игр легко изготовить или подобрать самостоятельно.
Оборудование:
Игра направлена на формирование первичного представления о величине и цвете.
Игра формирует первичные представления о величине и цвете
Оборудование:
Помогает научить отбирать предметы по цвету (детям нужно каждому ежу подобрать грибочки того же цвета: красному красные, синему синие, жёлтому жёлтые).
Игра помогает научить отбирать предметы по цвету
Оборудование:
Детям можно предложить дополнить цветные заготовки прищепками так, чтобы получилась новая готовая фигурка. Например, две зелёные прищепки могут стать ботвой для морковки, много жёлтых - лучиками для солнца (если прикрепить их на золотой или жёлтый круг), зелёных - ветками ели (если прикрепить их к зелёном у треугольнику) и т. д. Игра способствует развитию мелкой моторики, а также закрепляет знания основных цветов.
Игра способствует развитию мелкой моторики, а также закрепляет знания основных цветов
Оборудование:
Ребёнка просят закрыть белые пятна на зонтике соответствующими кружочками. Игра развивает восприятие цвета и размера.
Игра развивает восприятие цвета и размера
Оборудование:
Малышу необходимо отсортировать яблочки по цвету; более сложный вариант задания - отобрать только большие или только маленькие силуэты яблок одного цвета.
Малышу необходимо отсортировать яблочки по цвету
Игра развивает мелкую моторику, совершенствует восприятие цвета и формы. Ушки зайчика или мишки держатся на пуговичках, малыши подбирают ушки нужного цвета, формы и размера и пристёгивают к мордочке.
Ушки зайчика или мишки держатся на пуговичках, малыши подбирают ушки нужного цвета, формы и размера и пристёгивают к мордочке
Пособие изготавливается из плотных салфеток, плотного картона или тонкой туристической пенки и представляет собой набор цветных геометрических форм, в каждой из которых вырезана другая геометрическая форма (вырезанное сохраняется, детям его требуется найти и вставить обратно). Помогает сформировать первичные знания о форме и цвете.
Пособие изготовлено из плотных салфеток, помогает сформировать первичные знания о форме и цвете
Малыши подбирают пробочку соответствующего цвета и нанизывают на шнурок.
Малыши подбирают пробочку соответствующего цвета и нанизывают на шнурок
Ребёнку нужно найти для каждой цветной пары тапочек свой лист с цветными силуэтами. Игра стимулирует сенсорное развитие.
Игра стимулирует сенсорное развитие
Малыши ловят рыбок и сортируют улов по цвету: синих на синий картон, жёлтых - на жёлтый и т. д.
Малыши ловят рыбок и сортируют улов по цвету: синих на синий картон, жёлтых - на жёлтый и т. д
Пособие развивает элементарную счётную деятельность, закрепляет понятия часть и целое. Материал: вязаный стручок со вшитой молнией, восемь бочонков от киндер-сюрприза, обвязанных нитками.
Вязаный стручок со вшитой молнией, внутри которого восемь бочонков от киндер-сюрприза
Вариант первый: составить стручок из горошин, попутно усваивая понятия «один», «много».
Первый вариант задания: составить стручок из горошин, попутно закрепляя понимание слов «один», «много»
Вариант второй: определять цвета горошинок и правильно их называть.
Второй вариант задания: научить определять цвет горошинки
Ребёнку предоставляют много картонных рукавичек, каждая пара украшена по-своему геометрическими фигурами (на одной паре синие ромбы, на другой оранжевые треугольники и т. д.), просят найти каждой рукавичке свою пару.
Пособие закрепляет знания о цвете, учит различать и называть геометрические фигуры.
Пособие легко изготовить самостоятельно из цветной бумаги и картона
Пособие для развития мелкой моторики и чувства цвета. Материал: коврики для мытья посуды и яркие ленты.
Ленточки прикрепляются к сеточным коврикам, ширина подбирается так, чтобы ленту можно было вплетать в сетку. Ребёнка просят вдеть ленточку определённого цвета в сетку.
Пособие для развития мелкой моторики и чувства цвета
Игра развивает внимательность и логическое мышление.
Наталья Фоминых
Конспект НОД по математике в 1 младшей группе.
Цели: Ознакомление с фигурой «круг»
Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму
предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и
предметами в повседневной жизни. Рассматривание один и множества
предметов.
Образовательные задачи:
Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного)
Развивать умение различать и называть основные цвета: красный, синий.
Развивающие задачи:
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Развивать наблюдательность, мыслительную активность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту и отзывчивость, трудолюбие.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большие и маленькие кубики.
Большая и маленькая коробка.
Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по
одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого
ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю сейчас загадку, а вы
отгадайте кто же он?
В норке живёт- морковку грызёт
От лисы и от волка -убегает ловко (кто это?)
Ответы детей (зайка)
Правильно, это зайка, а вот он уже и стучится. (Стук в двери - воспитатель
приносит зайку)
2. Основная часть.
1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам»
Воспитатель:
Ребята, что -то наш Зайчик грустный. Зайчик, почему ты такой грустный?
Ребята, он говорит, что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда
посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -
Артём, какие кубики по величине (большие и маленькие). Какого цвета
кубики?
Дети называют цвета (синий, красный,)
Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую
коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику.
Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают)
Покажите маленький (показывают)
Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а
маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.
Физкультминутка;
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Дети, давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.
2. Игра задание «один и много» (за столами)
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого
цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)
Воспитатель: Дети, у вас на столе белая тарелочка. Какой она формы?
(Круглая). А ещё перед вами коробочка, что в ней? (кружочки) Какого они
цвета? (Синего) сколько кружков? (Много). А на тарелочки (ни одного.)
Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку.
Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному). А сколько осталось в
коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много
кружков, а в коробочке ни одного? Что нужно сделать? Дети выполняют
задание.
Сколько в коробочке кружков? (Ни одного)
А у вас на тарелочке? (много). Ребята, посмотрите, а у Зайки в тарелочке
сколько кружков? (Ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на
тарелочку по одному кружку.
Юля, сколько ты будешь класть кружков (Один)
Настя, а ты сколько? (Один)
Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)
Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.
"Спасибо дети! ""-говорит вам Зайка и уходит.
Вот какие мы с вами молодцы!!!
Конспект НОД по ФЭМП в первой младшей группе
«Найди свой домик»
Цели:
Обучающая - закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету; закрепить умение отличать понятия «один» и «много»;
развивающая - развивать память, мышление, активный словарный запас;
воспитательная - воспитывать уверенность в себе, активность.
Развивающая среда: лошадка, одна большая пирамидка, четыре обруча, четыре вырезанных из картона круга (желтый, синий, красный, зеленый)
Словарная работа: один, много, поменьше, такой, не такой, желтый, синий, красный, зеленый.
Индивидуальная работа: Алена, Олег - воспитывать уверенность в себе. Ольга, Рита - проговаривание слов.
Методические приемы: сюрпризный момент, подвижная игра «Собери пирамидку», пальчиковая игра, дидактическая игра «Найди свой домик», помощь, похвала, повторение словарных слов, индивидуальное проговаривание.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ай-ай-ай! Это кто же разбросал игрушки?».
Ребята обнаружили лошадку.
Воспитатель: «Лошадка, это ты раскидала игрушки по группе?».
Лошадка: «Да».
Воспитатель: «Ребята, разве можно так делать?».
Дети: «Нельзя. Нет ».
Воспитатель: «Лошадка, как нехорошо ты сделала. Нельзя разбрасывать игрушки. Поняла?».
Лошадка: «Да».
Педагог: «Раз ты поняла, что это плохо, то собери игрушки, а ребята тебе помогут. Только пирамидку надо собрать правильно: сначала большие колечки, потом поменьше, меньше и маленькие. Поняли, ребята?».
Дети: «Да».
Воспитатель объясняет задание: «У нас есть пирамидка. На ней много разноцветных колечек. Какого цвета колечки?».
Дети еще раз повторяют названия цветов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете цвета. А теперь надо эти цветные колечки разместить по домикам. У каждого цвета свой домик: желтый домик (воспитатель указывает на желтый круг на полу) , синий домик, красный и зеленый домик. Какого цвета это колечко, Алена?
Алена: Синее.
Воспитатель: В какой домик ты положишь его?
Алена: В синий.
Воспитатель: Правильно! Молодец!
Таким образом, все колечки находят свои домики. По ходу игры идет активное повторение названий и размеров колечек. Воспитатель хвалит каждого ребенка. Если малыш ошибается, ему помогает другой ребенок.
Лошадка: Теперь я знаю все цвета: желтый, синий, красный, зеленый. Все размеры: большой, поменьше, маленький. Спасибо вам, ребята. А теперь мне пора домой, меня мама ждет. До свидания.
Дети прощаются с лошадкой.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть вместе с лошадкой?
Детишки делятся своими впечатлениями от игры. Занятие окончено.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам