Чему родитель должен научить своего ребенка? «Маленькие учителя», или Чему дети учат родителей

— Чтобы я научилась ходить "за ручку", однажды вечером моя мама потерялась в толпе. Со мной был папа. Я жутко переживала за маму, плакать не могла от ужаса. Я не могу припомнить педагогического эффекта - стала ли я послушнее? Но всю жизнь помню этот жуткий вечер, черную толпу людей и звенящую тишину внутри.

Быть смелой

У меня вагон таких историй из детства. И из лодки выпихивали, и дверь специально на ночь закрывали, чтобы перестала темноты бояться, и с горки запускали с крутой на лыжах, мяч в лицо кидали, потому что боялась. И много всего. Долго пришлось со специалистами прорабатывать во взрослом возрасте.

Не открывать двери незнакомым

— У меня знакомого мама оставляла одного дома в 4 года, и решила научить его не открывать двери чужим. Стучалась, скреблась, говорила грозным не своим голосом, чтобы открыл.

Соблюдать правила дорожного движения

— Меня отец оставил на одном конце, а сам прошел через неоживлённую дорогу на другой конец. Мне было, наверное, где-то 4-6 лет. Я помню, как очень испугалась, расплакалась. Для меня это было не уроком самостоятельности, а создало чувство, что тебя бросили. Чувство предательства на всю жизнь.

Источник фото: 99px.ru

Не перечить

— А меня мама, когда я не хотела выходить из моря, притопила немного и села сверху, и пока я чуть не захлебнулась, не отпускала. Это было сделано для того, чтобы я слушалась с первого раза.

Быть дома в одиночестве

— Меня оставляли дома одну. И в 4-5 лет я страшно боялась, что мама не придёт и я умру с голода.

Поддерживать слабейших

— Родители оставляли нас одних с сестрой (младшей) дома на полдня. Не помню, сколько нам было лет, но в садик я ещё не ходила. И мы сидели в кроватке, обнявшись, и плакали от отчаяния, что за нами никто не придёт и мы здесь умрём. И нужно было ещё утешать сестру, что они скоро придут. Я говорила это, гладила ее, но сама не верила и плакала. Вспоминаю и до сих пор слезы в глазах

Кататься на велосипеде

— Меня так учили ездить на двухколесном велосипеде. Дедушка сзади шел и держал за багажник. А потом оглядываюсь - его нет. Тормозить не умею. Упала, правда, не сильно. Ездить научилась, но плохо и боюсь.


Источник фото: jeniasofronov.ru

Быть здоровым

— Меня лечили от простудных заболеваний луком и чесноком. Их надо было есть без ничего. Однажды мама заставила съесть сорт синего лука, пообещав, что возьмёт меня с собой на свадьбу, я ела и давилась, но обещание родители не сдержали. До сих пор ей вспоминаю этот случай и терпеть не могу сырой лук, хоть знаю, что он полезный.

Не лезть куда попало

— Из того, что не помню - 6 месяцев мне было. Мама с гордостью рассказывает, как она прислонила мою ручку к раскаленной затворке печки, чтоб больше я к ней не тянулась.

Быть самостоятельной

— Меня мама в 5 лет хотела научить саму ездить на фигурное катание на двух троллейбусах с пересадкой. Садила в конец троллейбуса, а сама пряталась в начале и наблюдала, как я себя веду одна и выйду ли на пересадке. Что уж тут говорить, я все детство терпеть не могла коньки.

Ориентироваться в магазине

— Оставить у кассы в магазине и учесать за забытым маслом/хлебом,это прям классика, да? Жили мы скромно, я боялась, что тетя кассир точно знает, что у меня нет денег и как дойдёт моя очередь, то станет смеяться или кричать. И я боялась поменяться в очереди,потому что раз мама сказала стоять здесь,значит надо стоять здесь.

Аккуратности

— Папа приучал меня к порядку: если я не подмету пол перед школой (2-ая смена), он мог сделать это сам и высыпать содержимое совка мне под подушку (обычно пугал, но кажется разок было). И еще наставлял, что если я не буду гладить мужу рубашки (когда вырасту и выйду замуж) - муж выгонит меня поганой метлой. Мой муж живет в моей квартире, любит пылесосить, и ненавидит рубашки.

Не бояться

— Меня "отучали" бояться гусениц, тем, что папа заставлял их брать в руки (к счастью, мама вмешалась). Гусениц до сих пор боюсь до паники

Решать самостоятельно школьные проблемы

— Я помню, как пошла в первый класс в первый учебный день. На первое сентября меня привели родители, познакомили с учительницей, показали класс, а второго дали рюкзак и сказали "иди". До школы я как-то дошла, минут 20 пешком, но все время по прямой. А в школе потерялась. Помню, как наматывала круги по коридорам, лестницам, этажам и не могла найти, где же мой класс. Ещё страшнее было от того, что я понимала, что урок скоро начнётся и я опоздаю.


Источник фото: uraldaily.ru

Не кусаться

— Я кусалась в садике. После пары жалоб воспитателей, мама привела меня домой, завела в туалет, намазала язык толстым слоем горчицы и закрыла меня в туалете.

Кататься на коньках

— Меня папа учил на коньках кататься: отвез на середину катка и уехал. А я не могла добраться до него. Помню, плакала и на коленях ползла, сильно лоб расшибла, а он все-равно стоял и ждал. Сейчас мне 39 лет, на коньках не катаюсь и не тянет. С папой отношений нет. Интересно, что я помню как-будто это был лес вокруг и я одна на льду, а по факту это был городской каток. Мне было 5 лет.

А что помните о своем детстве вы?

Мир меняется, меняется воспитание, восприятие и отношение к жизни. Так и наши детки – они современны, по-другому видят мир, быстрее растут, скорее учатся. 5 лет назад, став мамой, я и подумать не могла как буду удивляться, насколько быстро растут дети. А сегодня я уже задумываюсь о том, чему дети могут научить родителей, как моя дочка помогает мне стать лучше…

Безусловно, задача каждого родителя – научить своего ребенка, дать как можно больше знаний об окружающем мире и подарить наибольшее число возможностей для развития и самореализации. Но чем старше становится моя дочь, тем больше я понимаю, что с каждым днем все больше учусь у нее сама.

Чему дети могут научить родителей

И сегодняшнюю первую статью из серии «Ребенок в большом городе» я хотела бы посвятить тем полезным вещам, которым могут научить нас наши дети.

На Алине: Платье от российского дизайнера @born_by_theocean ; радужные колготки Next и модные сапоги Gallucci .

На Алине: Куртка Grow от @kidsgrow77 ; Сапоги Gallucci.

Если мы, как дети, чаще будет выбирать то, в чем нам комфортнее и уютнее, интуицией и внутренним осознанием, прислушиваться к себе, а не ставить в приоритеты «а что подумают другие», «это сейчас модно», то тоже научимся получать удовольствие от мелочей, быть немножко счастливее.

Чему дети могут научить родителей: Слышать и слушать

Эту особенность при общении с дочерью я стараюсь вспоминать достаточно часто. Когда-то еще до ее рождения в умной книжке я прочитала, о том, что нужно понимать важность тех малозначимых, казалось бы, на первый взгляд, вещей для ребенка. Что-то сказали в садике, обиделась, испугалась и так далее. Научившись слышать своих детей, мы лучше слышим окружающих, придаем большее значением их словам.

Стараться быть лучше, понимая, что ты пример

Как говориться «хочешь научить ребенка, покажи на своем примере». И это абсолютная правда.

  • Невозможно научить ребенка быть опрятным, самой разбрасывая вещи.
  • Нельзя приучить к хорошему вкусу в одежде, одеваясь самой безвкусно.
  • Хочешь, чтобы ребенок не кричал и не истерил, не кричи на него сама.
  • Хочешь вырастить помощницу, помогай ребенку, даже в мелочах, ему будет приятно. (Это не подразумевает «делай все сама»).
  • Хочешь, чтобы ребенок любил себя, полюби себя тоже и делись любовью с ним.

Дети – наше зеркало, и в тоже время в них столько доброты, открытости и искренности, что нам можно и нужно у них учиться. Начните прямо сегодня, сейчас!

Родители - это первые люди, которых видит и ощущает ребёнок в своей жизни с самого момента рождения. Только они способны дать ему максимальную опору, безопасность, развить нужные жизненные навыки и заложить тот фундамент, с помощью которого в дальнейшем у малыша разовьются лучшие его стороны и качества.

Мамы и папы, прежде всего, закладывают в своих малышей веру, они могут дать, или наоборот, разрушить внутренний стержень маленького человека. Взрослые всегда учат своих детей тем правилам и законам, по которым живёт общество, они играют огромную роль в формировании его самостоятельности.

Малыши

С самого раннего детства родители учат детей ходить, держать самостоятельно ложку, одеваться, ходить на горшок. Благодаря их заботе и терпению к четырём годам малыш уже владеет необходимыми жизненными навыками самообслуживания, такими как, самостоятельное мытье рук, приём пищи, уборка своих игрушек. Ребёнок может самостоятельно одеться, заправить после сна кровать.

Если что-то у малыша первоначально не получается, мама помогает ему и терпеливо рассказывает и показывает до тех пор, пока у него не получится сделать самостоятельно. Она учит сына или дочь готовить себе простую еду, такую как варёная картошка, яичница, бутерброд и чай; выбирать в магазине одежду, стирать своё белье, мыть за собой посуду.

Поскольку, в этом возрасте ребёнок лучше всего запоминает то, что узнает ненавязчиво, в виде игры, родители учат, что любое умение достигается нужным упражнением и повторением.
Мама осторожно и ненавязчиво, под своим присмотром, учит малыша пользоваться такими опасными предметами как спички и ножи, поскольку это является самым правильным и безопасным путём обучения использованию этих предметов.
Благодаря своим заботливым и любящим маме и папе, в первом классе дети уже умеют считать, писать и знают буквы.

Школьный возраст

Поскольку, основной задача мам и пап первоклашек является помочь им оторваться от родительской опеки и адаптироваться в среде сверстников, они стараются во всем подсказать своим детям. В этот период жизни они учат общаться с другими детьми, заводить нужных друзей, развивают у ребёнка необходимое упорство при достижении поставленных целей. Мамы и папы знают, что особенно хорошо этот навык развивается при посещении детьми различных спортивных секций.

Постепенно взрослые позволяют школьнику принимать самостоятельные решения , касающиеся его действий. Это, пожалуй, самый важный навык которому можно научить ребёнка в этот период его жизни. Однако быть очень строгими в такие моменты родителям не нужно, у школьников младших классов ещё нет чувства времени и ответственности.

Родители показывают и учат, что результат бывает только там, где прикладываешь необходимые усилия при достижении своих целей и учитывают, что излишнее проявление характера и интересов ребёнка, в это время, может, крайне негативно отразится на его дальнейшем развитии.

Уличив ребёнка в обмане, они терпеливо объясняют и учат, что обманывать нельзя, что это плохо, а особенно по отношению к ним. Родители обучают школьника всем кулинарным премудростям: как необходимо накрывать стол, как можно превратить обычный прием пищи в праздник, как нужно сервировать стол.

Подростковый возраст

Когда дети достигают сложного подросткового возраста, мама и папа ещё больше учат их необходимой самостоятельности, постепенно снимая с себя ответственность за их личные дела и перекладывая её на них.

В этот период его жизни подростку нужно дать возможность столкнуться с негативными последствиями своей безответственности. Принимать решения за свои действия и брать на себя ответственность за полученный результат подростки ещё толком не умеют, а путём проб и ошибок подросток постепенно научится понимать, что взрослые не всегда не правы, и в некоторых вещах понимают гораздо меньше его самого.

Родители понимают, что подростки уже стремятся к самостоятельности, но ещё избегают ответственности за свои поступки. Им нужно быть очень тактичными и аккуратными, чтобы навсегда не отбить у ребёнка желание принимать решение относительно своих целей и строить свою жизнь. Ведь для того, чтобы дети чего-то в жизни добились, мама и папа должны в них верить, оказывать поддержку.

В этот период жизни ещё не сформированной, но такой «самостоятельной» личности, родители обучают своего ребёнка навыкам правильного обращения с деньгами , как их сохранять и приумножать. Они понимают, чем раньше у ребёнка появятся собственные деньги, тем быстрее он научится распоряжаться имеющимися денежными средствами.

Они учат сосредотачиваться на настоящем и будущем, а не на прошлом. Объясняют, что для того чтобы что-то иметь нужно быть благодарным за то что уже умеешь.

Подводя итог, можно сказать, что родители дают своим детям не просто огромное количество возможностей, но и прививают любовь к себе, учат общаться и находить общий язык со сверстниками, понимать разницу между действиями и мыслями.

Путём проб и ошибок ребёнок понимает, что неудач бояться не стоит и папе с мамой необходимо доверять. В какой-то момент своей жизни человек оглядывается назад и с благодарностью вспоминает уроки взрослых, понимает насколько родительское терпение и мудрость бесценны и необходимы.

(5 голосов : 4.6 из 5 )

Каясь в своих многообразных прегрешениях, мы, родители, часто забываем о том, что иногда учим детей восьми . И даже не подозреваем об этом.

1) Чревоугодие

Только вдумайтесь: практически ежедневно мы заталкиваем эту страсть нашим детям в рот, восклицая: «Доедай все и чтобы без разговоров» или «Съешь всю кашу, получишь конфетку!». Покупая всякие сладости без повода, закидывая по привычке в корзину с покупками – конфеты, чупа-чупсы, киндер-сюрпризы и прочие сладости, мы потакаем желудку и сдаем ему в рабство собственных детей. Сюда же можно отнести и кусочничество в перерывах между едой, неконтролируемый доступ детей к печенькам. А ведь чревоугодие – корень всех последующих страстей.

2) Блуд

Кажется, что приучить ребенка к блуду может только неадекватный родитель – извращенец. Но если задуматься, если вспомнить и проанализировать моменты нашей жизни, приходит понимание, что блуд начинается с якобы невинных сцен-диалогов-ситуаций. Самое стандартное знакомство начинается с телевизора. Причем это не обязательно «фильмы для взрослых», которые и взрослым-то грех смотреть. Это может быть и совершенно банальный сериал с нелепым сюжетом, где блуд заложен в фабуле, это может быть сцена во время рекламы и т.д. Затем ребенок знакомится с блудом в собственной семье. Горе родителям, живущим в блудном сожительстве (не путать с гражданским браком), ведь их формула счастья «браки рождаются на небесах» не одобряют в «небесной канцелярии». Но и в узаконенных браках тема блуда проявляется в разговорах взрослых о том, кто, где и с кем «живёт», развелся, встречается… Разве это предмет для гордости и радости, когда четырехлетняя дочь «сходит с ума» от разлуки с мальчиком из-за перевода в другой садик, а мама ей при этом говорит – «забудь ты его, у тебя таких еще будет…»

3) Сребролюбие

Мы стараемся учить детей не быть жадными. Заставляем их делиться. На время, правда. Или меняем одну жадность на другую – «Дай мальчику поиграть в машинку, а он тебе свою даст». То и дело слышишь на улице, как мамы одергивают детей, которые хотят забрать чужое. Но если совсем маленьким это простительно, т.к. они только познают мир и не понимают границ свое-чужое, то детям старше трех лет необходимо объяснять, что жадность и скупость – очерняют нашу душу. Вместо этого многие родители идут на поводу у новомодной психологии, которая говорит о том, что игрушки и вещи ребенка – это его личная собственность, и он имеет полное право не делиться ими.

А как мы мотивируем детей учиться? Окончишь четверть на пятерки – получишь самокат, или приставку, или новую сумочку, или лучше деньгами? Да, давай деньгами, копи, и в конце года купишь себе что-то большое и дорогое. А еще лучше – подарю-ка я тебе монополию, чтобы развить предпринимательские качества! Разве плохая игра? Очень даже хорошая – развивает способности разные. Подумаешь, что цель игры - «рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков». Зато бизнесмен вырастет, деньги научится считать, вот!

4) Гнев

Часто приходится сталкиваться с выбором «дать сдачи» или «подставить щеку». Не правы те, кто без разбора учат детей махать кулаками, воспитывая в них злобу, мстительность и агрессию. Но не правы и те, кто не прививают умение постоять за себя. Самый тяжелый случай – если ребенка учат не вмешиваться в чужие дела. Подумаешь, слабого обижают или над скромной девочкой издеваются, пройди мимо – не твое это дело. В таких ситуациях гнев как раз-таки уместен, потому что он праведный. Блаженный говорит : «иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены ».

5) Печаль

«Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?», — поется в песне известного музыканта. А Бальзак писал: «Ничто так не пьянит, как вино страдания ».

Часто мы надеваем угрюмую маску матери уныния, примеряем на себя роль этакого страдальца. Причем зачастую совершенно по незначительным поводам. Для кого-то поводом опечалиться становятся бесконечные политические распри. Если родители и старшее поколение постоянно причитают «В этой стране всё хуже некуда», «Жизнь с каждым днем всё тоскливее и тоскливее», «Непонятно, куда всё это катится». И это угрюмое лицо, безнадежные монологи изо дня в день видит и слышит ребенок. Радостнее ему от этого живется? Вряд ли. А если взрослые просто любят печалиться – тушите свет. Никакой практической пользы от мнимой печали нет, только деструктив, который ребенок примеряет на себя, и начинает печалиться, как взрослый: и крокодил у него не ловится, и кокос не растет.

Вместо того чтобы заниматься совместным творчеством, делая себя и мир лучше, родители загоняют ребенка в серый, мрачный, беспросветный угол, из которого все выглядит ужасно, как в зеркале тролля из сказки Андерсена.

Депрессия и стресс стали синонимами жизни, а ведь они – дети печали. Родители, пребывающие в постоянном стрессе, принимающие антидепрессанты, загоняют в угол себя и своих детей. Обвиняя во всем обстоятельства и окружающих, мир, природу, политиков, врачей, бабушек в церкви, тётенек на почте, милиционеров на дороге, они не хотят искать бревна в собственном глазу. А ведь именно там прячется истинная причина этого упаднического состояния души!

«Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только провоцируют её. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Потому что установленный факт: депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина ее всегда не внешняя, а внутренняя» .

6) Уныние

Продемонстрировать его легче всего получается у родителей: устал после работы – пошел спать раньше времени, ничего толком не сделав. Выходные пришли – наконец, посижу, телевизор посмотрю, идти куда-то лень. Убираться лень, готовить лень (закажем пиццу на дом, пойдем в кафе поедим и т.д.). Другая крайность – уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения. Это когда дома сидеть невозможно, родителям с детьми невыносимо в четырех стенах, скучно, и они постоянно придумывают приключения – развлечения.

Развить чувство внутренней неудовлетворенности, а впоследствии и уныние помогут следующие фразы: «У тебя не получится, ты еще маленький», «Не надо, я сама все сделаю», «Руки у тебя не из того места растут» и др.

7) Тщеславие

О, это же необъятный простор для родительской фантазии! Сюда относятся все долгожданные победы наших детей, все рассказы об этих победах друзьям и родственникам. Хвастаемся при детях о детях.

Новшество этой страсти – снимать ролики со своими детьми на youtube, завоевывать популярность, просить лайки, а также просить детей просить лайки для увеличения числа подписчиков, прививать любовь к славе. А от тщеславия недалеко и до гордыни.

8) Гордыня

Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим мы показываем и на собственном примере, если ведем себя соответствующим образом по отношению к ближним. Дети видят, что родители не хотят уступать друг другу, не хотят идти на примирение, гордость же не позволяет первому сделать шаг и признать свою неправоту. Дети слышат в разговорах взрослых само-возвышение над другими, чувствуют пренебрежительный тон в отношении каких-то других людей, и впитывают это в себя, считая за норму.

«Ты мой самый замечательный (умный, красивый и т.п.) ребенок на свете!» «Ты этого достоин» или «Мой ребенок выше этого» и пр.

Если это повторять регулярно вместо молитвы, ребенок будет думать, что он – пуп земли, самый-самый ее центр. Мальчики и девочки с высоким о себе мнением становятся заносчивыми, высокомерными зазнайками. А ведь родители ничего плохого не имели в виду, поддерживая на плаву их значимость и самость.

Бытовых ситуаций с перечисленными страстями – великое множество. Мы учим смертным страстям детей, передаем наши грехи им, а они – своим детям. И так будет до бесконечности, пока не будет разорван порочный круг нашими собственными усилиями в воздержании, целомудрии, нестяжании, кротости, надежде, трезвении, смирении и любви.

Каждый родитель видит в своём чаде самые лучшие проявления, тогда как со стороны это может быть далеко не соответствовать действительности. И то, каким, действительно вырастет ребёнок, зависит именно от родителей. Есть определённые вещи, научить которым может семья. Впоследствии это может значительно облегчить ребёнку жизнь и помочь взаимодействовать в социуме.

Вежливость

Научить ребёнка употреблять слова благодарности или приветствия достаточно просто. Зачастую малыши сами с огромным удовольствием произносят слова «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро». Хорошие манеры и приятное поведение открывают многие двери.

Научить отказывать

На первый взгляд довольно просто сказать человеку «нет», однако, многие люди не умеют отказывать. Ребёнок должен осознавать, что великолепно быть вежливым, однако, и этим качеством необходимо жертвовать ради самоуважения, а иногда и из чувства собственной безопасности.

Пунктуальность

Привычка опаздывать подводит в самый ответственный момент. Стоит объяснять ребёнку, чтобы быть всегда пунктуальным, надо с вечера сложить учебники, утром выйти на 10 минут раньше и пр. Очень важен и собственный пример родителей.

Правила безопасности

Приучить ребёнка соблюдать их, жизненно важно и необходимо. Причём желательно довести это до автоматизма.

Слушать собеседника

Умение внимательно слушать пригодится ребёнку на протяжении всей жизни. Для того чтобы привить ребёнку это качество, родителям необходимо внимательно выслушивать ребёнка, тем самым подавая личный пример.

Выражать свои чувства

В некоторых ситуациях детям необходимо рассказать о своих чувствах и переживаниях. В основном это происходит при стрессовой ситуации. Дети должны уметь передавать свои чувства, объясняя, что им больно, страшно или неприятно. Это поможет ребёнку не закрыться в себе и, избавит от определённых комплексов во взрослой жизни.

Задавать вопросы

Желание почемучки удовлетворить своё любопытство необходимо поощрять. В старшем возрасте это будет полезным, так как ребёнок не будет бояться задавать вопросы учителю, а во взрослой жизни свободно общаться с начальством.

Уметь сочувствовать

Научить ребёнка помогать больному животному, одинокому старику необходимо, чтобы он умел сочувствовать. Разговор об определённых жизненных ситуациях, о чужой боли, помогут понять ему, что такое сострадание и как важна именно его помощь.

Правильно питаться

Пищевые привычки закладываются у детей от родителей. И для того чтобы в дальнейшей жизни у ребёнка не возникало неправильных привычек в питании, необходимо с детства закладывать в них привычку к здоровой пище.

Делать зарядку

Для того чтобы ребёнок рос трудолюбивым, он должен трудиться над собой с самого детства. Поэтому родителям под силу приучить, даже на собственном примере, не лениться и, иногда пересилив себя, сделать зарядку. Да и здоровье ещё никому не помешало.

Понимать природу денег

Одной из задач родителей – обучить ребёнка финансовой грамотности для того, чтобы дети смогли грамотно распоряжаться денежными средствами в старшем возрасте и во взрослой жизни.

Научить оптимизму

С детства необходимо приучить ребёнка верить в лучшее, быть уверенным в своих силах и способностях. Самое главное, дети должны чувствовать, что сами родители верят в них.

Доводить дело до конца

Столкнувшись с тем, что не получается выполнить какую-либо задачу, ребёнок теряет интерес к этому. Родители могут давать ребёнку посильные задания, увеличивая их сложность. Испытав удовлетворение от выполненной задачи, ребёнок приучиться доводить дело до конца.

Кроме всего, ребёнка можно научить приучить к личной гигиене, заботе о близких. Все эти навыки, заложенные родителями, помогут ему в дальнейшей жизни.

Что еще почитать