Дислексия как определить у ребенка. Дислексия у детей – коррекция, симптомы, лечение. Патофизиология дислексии у детей

    Дислексия встречается не так часто, как об этом говорят. Как считает известный педиатр Е. О. Комаровский: истинная дислексия – неврологической природы, а та, с которой мы сталкиваемся, возникает из-за того, что в доме вообще ничего читать не принято!

Чтобы родителям было проще разобраться в этом недуге и вовремя помочь ребенку, мы расскажем о причинах этой болезни, основных её видах и симптомах. Разберёмся в методах коррекции и способах лечения этого заболевания.

Дислексия – хроническая болезнь, которая вызывает проблемы с чтением. Часто является сопутствующим синдромом при различных инвалидностях ребенка.

По статистике, от дислексии страдают до 15% населения всего мира. Чаще болеют мальчики.

Дети с дислексией бывают талантливы в искусстве, дизайне, творчестве, в области математики и программирования.

Причины дислексии:

Выделяют три причины дислексии. К сожалению, пока не всем проявлениям болезни ученые нашли объяснение.

Наследственная предрасположенность заболевания, пожалуй, одно из самых понятных и изученных проявлений болезни.

Второй фактор, который влияет на возникновение болезни, – клинико-психологические симптомы, возникающие при неврологических заболеваниях и патологиях развития.

Еще существует педагогический подход к дислексии – когда признаков патологии и заболевания организма нет, а симптомы дислексии присутствуют. Определяется эта причина только при тщательном медицинском обследовании. Объяснить проявления заболевания в таком случае учёные пока не смогли.

Виды дислексии:

Классификация дислексии была проведена педагогом-профессором Р.И. Лалаевой.

Выделяют 6 типов заболевания:

Семантическая, проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

Оптическая, проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Выделяют литературную оптическую дислексию и привербальную.

Фонематическая, выделяют две формы.
Первая форма – нарушение чтения, где происходит замена звуков (б-п, д-т, с-ш, ж-ш).
Вторая форма – патология чтения, которая обусловлена побуквенным чтением, искажением звуко-слоговой структуры слова. Искажение звуко-слоговой структуры – в пропуске согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках звуков (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

Мнестическая – трудность в усвоении букв, в их недифференцированных заменах.

Аграмматическая дислексия. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», кошка – «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения (все – «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида (влетел – «влетал», видит – «видел»).

Тактильная дислексия, обычно проявляется у слепых детей.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Прежде всего нужно знать, что диагноз «дислексия» ставится ребенку только после 8 лет. Все те ошибки при чтении и письме, которые он совершает до этого возраста, могут быть банальным обучением чтению. Но если эти ошибки остаются и после 8 лет, а ребенок никак не хочет их исправлять, задумайтесь о проявлении болезни.

Симптомы дислексии:

Существует множество признаков дислексии. У каждого ребенка она протекает по-своему. Но мы постараемся выделить симптомы, которые встречаются чаще других, и разделим их на основные и дополнительные.

Основные:

Частое потирание глаз, чтение под неестественным углом зрения.

Приближение книги к глазам при чтении. При этом нарушения зрения в других случаях не наблюдается.

Чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди.

Жалобы на усталость, головную боль, нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением.

Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.

Трудности с пониманием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное, непонимание отдельных его участков.

Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

Дополнительные:

Эти симптомы не всегда являются признаками заболевания. Если вы у своего ребенка заметили один из этих симптомов, не спешите бежать к врачу, понаблюдайте за ним. И только когда сойдутся несколько пунктов из нашего списка, стоит обратиться к специалистам:

Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том, что общее речевое развитие протекает нормально.

Проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями.

Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения.

Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

Неузнавание слов при чтении, непонимание текста.

Методики коррекции и лечения дислексии:

Ребенок с заболеванием дислексии может обладать выдающимися способностями. Но эмоциональная зрелость у него отстает от возраста. Избавиться от дислексии раз и навсегда нельзя, но ее можно скорректировать, помочь ребенку самостоятельно контролировать своё состояние и оградить его от неприятия сверстниками. При правильной корректировке дислексии он может не отличаться от одноклассников, но при возникновении стресса или болезни ошибки в письме и чтении увеличиваются.

Начиная коррекцию дислексии, прежде всего нужно пройти обследование, диагностику, получить у специалистов рекомендации, индивидуальные для каждого ребенка.

Методы коррекции, которые мы рассмотрим, относятся к тем детям, которые клинически здоровы, и у них не диагностировано психическое заболевание. Исправление дислексии заключается в построении недостающих связей в мозге.

Чтобы помочь своему малышу, важно понять, что для таких детей характерно образное мышление, для него мысли – это в первую очередь картинки. Малышу трудно выражать свои идеи словами, для него это просто звуки, от которых он устает. Отсюда кажется, что ребенок плохо вас понимает. Иногда именно из-за этой особенности речь ребенка-дислектика односложная, непоследовательная, и кажется, что у ребенка бедный словарный запас. Часто дислексия является сопутствующим заболеванием диагноза «СДВ» (синдром дефицита внимания). Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

Начать корректировку недуга нужно с развития речи и увеличения словарного запаса ребенка. Но такому ребенку не объяснишь всё на словах, для него это просто звуки. Ему нужны образы, а значит, родителю все нужно показывать: предметы, признаки, действия. Для ребенка важно использовать в дальнейшем свой жизненный опыт, и обязанность родителей ему этот опыт дать. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок.

Развитие речи для ребенка с дислексией и его родителей – это образ жизни. Сначала малыша нужно научить не только читать, но и понимать прочитанное. В одном слове может быть несколько значений, и до ребенка все эти значения нужно донести. Впоследствии могут возникнуть трудности с математикой, музыкой и другими предметами, где сложно представить образ.

При коррекции дислексии очень важно не заставлять ребенка читать. Это может вызвать у него истерику, головную боль, тошноту, слезы.

Для ребенка важна визуальная информация, поэтому читайте ему сами, включайте различные аудиосказки и энциклопедии в аудиоформате. Очень помогает посещение различных спектаклей и представлений.

Особенно хорошо помогает при корректировке спорт, это могут быть упражнения на координацию движений и баланс. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. Дыхательная гимнастика поможет ребенку успокоиться и придаст силы для дальнейшей борьбы с недугом.

Эффективные методы коррекции дислексии у младших школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис является автором методики лечения дислексии, он сам страдал этим недугом и успешно с ним справился. По утверждениям врача, дислектики – это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось у А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчилля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Р. Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Бесспорный успех методики доказывает и реакция детей, которые с удовольствием ходят на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Методика Корнева

А. Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • рядоговорение;
  • ритмы;
  • субтест «повторение цифр»;
  • кулак-ребро-ладонь.

Профилактика дислексии:

Для полноценного развития ребенка и для исключения возможности возникновения дислексии с детьми нужно заниматься с раннего возраста. Это должны быть различные занятия в игровой форме, развивающие речь, письмо, мелкую и крупную моторику, увеличивающие словарный запас.

Игры помогают развитию умственных способностей у детей, а также учат мыслить, анализировать, ориентироваться. На начальном этапе обучение должно состоять из демонстрации образов: животных, предметов, букв и слов. Визуальная информация ребенком воспринимается легче при такой форме обучения. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем не возникнет таких проблем, как дислексия. Даже в детских дошкольных учреждениях обучение детей строится на демонстрации зрительных материалов.

Игры для профилактики дислексии:

Составление предложения из слов: предложение должно быть легким, каждое слово написано на отдельной карточке. Родитель озвучивает предложение, показывает его ребенку, а затем перемешивает карточки и предлагает малышу вновь собрать предложение правильно.

«Пишем вслух». Игра заключается в написании отрывка любимого произведения ребенком под диктовку. Главное условие – это чтобы отрывок нравился.

Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. И так же можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Эти игры помогут родителям научить ребенка писать и читать, не потеряв интереса к обучению в дальнейшем.

Справиться с дислексией возможно. Родителям нужно набраться терпения, а ребенку понадобятся поддержка, внимание и участие. Регулярные занятия малыша с родителями и специалистами помогут скорректировать заболевание и научат жить полноценной жизнью, не отличаясь от сверстников.


Recenzie utilizator



  • Conținut similar

      Всего было открыто десять вакантных позиций, и чтобы претендовать на одну из них, ребенок должен быть младше тринадцати лет и должен увлекаться играми, научными наборами, куклами и машинками, а также уметь живо и интересно делиться своими впечатлениями о них.
      Чтобы предложить свою кандидатуру, соискателям (или их родителям) необходимо заполнить специальную форму на сайте и прислать тридцатисекундный ролик, в котором ребенок рассказывает о своей любимой игрушке. Успешные кандидаты, отобранные целой судейской коллегией, получат годовой запас игрушек от Aldi и работу по тестированию и оценке полученных игрушек.
      «Это отличная возможность для детей заниматься тем, что они и так делают лучше всего, - играют с игрушками!», - говорит Джули Эшфилд, директор по закупкам британского подразделения Aldi. Заявки уже приняты, а значит, совсем скоро определятся десять счастливчиков, которые смогут играть в игрушки на профессиональном уровне.
      n-e-n.ru

      1. Час, день, неделя без гаджетов
      В английском языке недавно появился новый термин для обозначения того, как смартфоны мешают людям общаться вживую, - technoference (от слов technology - «технология» и interference - «помеха, вмешательство»). Исследования показывают, что они действительно лишают нас удовольствия от разговора лицом к лицу, мы постоянно отвлекаемся и не включаемся в то, что происходит в реальности.
      Начать можно с малого: достаточно изучить статистику экранного времени, причём как детскую, так и свою (разумеется, вместе). Цифры могут вас удивить - неужели социальные сети могут съедать столько? Не говоря уже о мессенджерах.
      Чтобы перестать импульсивно тянуться к смартфону каждые пять минут, можно как минимум выделить час, когда никто в семье не пользуется телефонами
      Вместо этого, о ужас, вы общаетесь. Играете в те самые настольные игры (если хочется), читаете, гуляете, ходите в кино и, в общем-то, приятно проводите время. Но только без гаджетов. Добровольно, разумеется. Для эксперимента стоит выбрать не загруженный будний день, а выходной, когда в реальности смартфон не нужен каждую минуту.
      А еще важно откладывать их во время совместных завтраков и ужинов. Так и тем для разговора станет больше, а неловкого молчания - меньше. Вскоре вы обнаружите, что и час, и два отлично обходитесь без проверки фейсбука, а смешные гримасы могут жить и без инстаграма.
      Неделя - испытание для отважных. Проще всего её пережить, к примеру, в отпуске (да, мы помним про инстаграм, но наверняка где-то в шкафу у вас лежит и «просто фотоаппарат»).
      2. Дети на работе
      В конце апреля во многих странах родители берут с собой на работу детей - познакомить с коллегами, рассказать о своих обязанностях, ну и, само собой, покормить в офисной столовой или заказать пиццу. Зачем? Разве детям это интересно? Конечно, да!
      Для некоторых взрослых то, чем занимаются их родители, навсегда остаётся загадкой. Подумайте, как вы отвечаете на вопрос детей: «Что ты делал на работе?» Вряд ли из этих ответов складывается реальная картина мира. А вот такие мероприятия очень сближают, потому что приоткрывают дверцу во взрослый мир, который так интересен детям.
      К сожалению, в Молдове далеко не каждый сможет привести ребёнка на работу, у многих ненормированный рабочий день, многие офисы совсем не жаждут принять тех, кто топает, бегает и задает странные вопросы. Здесь нам есть чему поучиться у шведов. Не так давно страну признали мировым лидером по балансу между работой и жизнью: декретный отпуск там могут взять не только мамы, но и папы; большая часть населения работает по гибкому графику и не пользуется услугами нянь. Так что рассказать и показать, чем занимаются родители, там существенно проще.
      3. Видеоигры
      Не спешите листать дальше, если ваш ребёнок не залипает часами в Майнкрафте и не тратит все карманные деньги на сюрреалистичные образы в Фортнайт. Видеоигры часто ругают за то, что они, мол, провоцируют агрессию, мешают спать, да и вообще сущее зло. Так ли это на самом деле? Спорный вопрос. Возможно многомиллионные гонорары киберспортсменов и стримеров убедят вас в том, что, если играть осознанно и вдумчиво, из них можно извлечь как минимум море удовольствия, а то и пользу.
      Вот лишь несколько идей:
      Выпустить пар после тяжёлого дня в школе или на работе - устройте семейный чемпионат или серию дуэлей в файтинге. Куда веселее и полезнее, чем копить негативные эмоции. Отправиться в путешествие во времени - поездка на море в Грецию, Турцию или Египет может пройти куда увлекательнее, если предварительно всей семьёй пройти одну из частей серии Assassin’s Creed. Смотреть на Парфенон куда интереснее, если неделей ранее побывал на его вершине. Устроить свой чемпионат - причём не только по футболу. Сегодня можно сыграть в детальные симуляторы баскетбола, тенниса, гольфа, регби и других видов спорта. Заодно разберётесь в хитроумных правилах. 4. Семейный сериал
      Стриминговые сервисы вроде Netflix и онлайн-кинотеатры есть во всех более или менее умных телевизорах, не говоря уже о компьютерах и смартфонах. Выделите время, когда вся семья сможет спокойно собраться у экрана и посмотреть любимый сериал или шоу. У такого клуба киноманов есть одно важное правило: никто не жульничает и не смотрит следующую серию раньше остальных. Иначе какой в этом толк?
      Что же посмотреть?
      «Гравити Фоллз» - если вы не слышали об этом мультсериале, а дети ещё не успели надоесть пересказами любимых серий, вам крупно повезло. Пару близнецов - Диппера и Мейбл - отправили на лето гостить у дядюшки в глухом городке, где то и дело происходят загадочные события в духе «Твин Пикс». Яркая рисовка, взрослые темы, остроумные шутки - смешать, взболтать, смотреть три сезона запоем. «Очень странные дела» - захватывающий, красивый и просто ностальгический сериал, который уже на третьем сезоне успел приобрести статус культового. Неудивительно, ведь загадочная атмосфера захолустного городка, на окраине которого в секретной лаборатории открывают портал в параллельный мир, мягко говоря, способствует погружению. Главные герои - дети, только вот приключения у них самые что ни на есть взрослые. «По ту сторону изгороди» - этого мультфильма не хватит надолго (всего десять серий по 11 минут), но лучше вечерней сказки не придумать. Братья Грег и Вирт вместе с лягушкой по имени Джейсон Фундерберкер ищут дорогу домой через мрачный волшебный лес. О важных и сложных темах создатели рассказали остроумно и тонко, так что высочайший рейтинг мини-сериала вполне заслужен. «Лемони Сникет: 33 несчастья» - экранизация легендарной серии детских книг с Нилом Патриком Харрисом в роли харизматичного антагониста дяди Олафа. История злоключений трёх сирот, оставшихся на попечении безумного родственника, не балует зрителя неожиданными поворотами. Тем не менее магический антураж и фантасмагорические декорации неизменно держат в напряжении.
      5. Совместное планирование
      Ситуация, знакомая многим родителям: поехали за границу, в другой город или просто выбрались на выходных в центр, а ребёнку всё неинтересно, скучно, он хочет домой или хотя бы поесть. Почему так? Неужели ему ничего не интересно? Лишь бы у компьютера или в смартфоне подольше посидеть! К сожалению, всё не совсем так.
      Большинство родителей планируют каникулы, отпуск и даже выходные сами, не учитывая мнение ребёнка, ради которого вроде бы всё и затевается
      Чтобы все члены семьи получили удовольствие от совместного досуга, стоит подключать детей к принятию решений, сколько бы лет им ни было. Спрашивайте, делитесь мнением, давайте советы, но позвольте хотя бы часть решений принимать ребёнку. Мало того что это научит его самостоятельности и поможет стать ответственнее, такие каникулы действительно могут стать отпуском мечты.
      Ребёнок очень хотел покататься на лошадях, но ему не понравилось? Делаем выводы вместе! Родители не хотели играть в лазертаг, но дочь настояла, а им в итоге понравилось? Взрослые, делайте выводы!
      mel.fm

      Снежные ангелы – это такие специальные ангелы, которые следят, чтобы зимой был снег. Долгое время работы у них было немного, потому что снег и сам выпадал, как полагается. Но мир изменился, и наступило Глобальное потепление. Снег от этого не то чтобы исчез, но стал ложиться неравномерно – там выпадет, тут растает.

      И не вся живность была надежно укрыта бело-пушистыми одеялами на зиму. Поэтому Снежным Ангелам пришлось покинуть свои ангельские чертоги и спуститься на землю, чтобы уже на месте следить за порядком.
      Они придумали прижимать снег к земле, примерно так же, как кнопками прикалывают к доске листы бумаги. Тогда он лежит на месте и никуда не девается.
      Кстати, люди могут видеть Снежных Ангелов за работой. Но они не догадываются ни о миссии этого народа, ни о его настоящем имени. Поэтому люди называют Снежных Ангелов по-своему – “снеговики”.

      А если верить старинному преданию, в конце XV века, примерно в 1493 году жители Флоренции, проснувшись по утру, обнаружили, что город завален шедшим всю ночь снегом.
      Молодой правитель города, Джованни ди Лоренцо ди Пьеро де Медичи, попросил своего 18-ти летнего друга слепить снеговика во внутреннем дворе своего дворца. Юноша же был не кто иной, как итальянский скульптор, архитектор, поэт, Микеланджело Буонарроти.
      В честь такого милого праздника редакция собрала милые фотографии Снежных ангелов.

      Lemonade.style

      Оперевшись на мнение психологов, мы разобрались, какие фразы, сказанные в адрес детей сегодня, могут повлиять на принципы восприятия ими жизни на долгие годы вперед.
      «Ты сможешь стать, кем захочешь»

      Всячески поддерживать детей в их увлечениях и целях на будущее - это замечательно. Однако чрезмерная амбициозность детей, как показали исследования, может оказывать негативное действие. Важно донести до своих детей, что у них должен быть запасной план на случай, если им не удастся реализовать свои мечты касательно карьеры. Не каждый ребенок может стать талантливым хирургом, космонавтом или звездой футбола, даже если будет усердно трудиться для достижения своей цели. И это совершенно нормально.
      Задача родителя - вырастить ребенка реалистом, научить ставить достижимые цели и подготовить к тому, что в жизни его могут ждать разочарования.
      «Делай через не могу»
      В случае с физическими нагрузками такие наставления могут причинить ребенку вред. Чаще всего это касается родителей, которые пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты, например быть балериной или звездой спорта. Чересчур интенсивные тренировки грозят травмами, которые могут перечеркнуть будущее вашего ребенка. Научите его прислушиваться к собственному телу и вовремя реагировать на боль и дискомфорт.
      «Ты весь в отца / мать»

      Нет ничего плохого в том, чтобы сравнивать детей с кем-либо из его родных в положительном ключе. Но чаще всего подобные фразы носят отрицательный характер. Причем критике подвергается поведение не только ребенка, но и родителя. Это сбивает детей с толку и вынуждает выбирать сторону мамы или папы, стремиться угодить кому-то одному из них.
      «Ты лучше всех / Тебе нет равных»
      Даже если вы говорите такие фразы из самых лучших побуждений, идеализирование ребенка может иметь негативные последствия для его самооценки. Это приводит к тому, что дети не решаются пробовать себя в чем-то новом, боясь, что потерпят неудачу и не оправдают ожидания родителей.
      «Съешь брокколи / шпинат / цветную капусту, это очень полезно»

      По мнению исследователей из Чикагского университета, для детей слово «полезный» со временем становится синонимом слова «невкусный». Из-за этого они могут отказываться от любой здоровой пищи, даже не попробовав ее. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок съел, например, цветную капусту, лучше скажите, что она вкусная и хрустящая.
      «Не бей сестру / брата»
      Когда нас переполняют негативные эмоции или злость по отношению к конкретному человеку, это совершенно нормально. Как дети, так и взрослые зачастую не в состоянии повлиять на свои чувства, но мы можем найти способ управлять ими. Именно этому нужно научить ребенка - принимать эмоции и контролировать свою реакцию на них. Фраз «не бей брата» или «не обижай сестру» без объяснения причин недостаточно. Ни один ребенок не ответит на них: «Хорошо, не буду!»
      Постарайтесь донести до своих детей, что они не должны подавлять свои эмоции, однако направлять их в причинение физического вреда близким неправильно. Предложите ребенку выплеснуть негатив на подушку или игрушку, нарисовать картинку, отражающую его чувства, или просто описать их словами.
      «Не расстраивайся из-за ерунды»

      Не преуменьшайте проблемы своего ребенка. Возможно, для него это вовсе не ерунда, даже если речь идет о потерянной игрушке. Демонстрируя детям пренебрежение, вы можете потерять к ним доверие, а это грозит тем, что в более взрослом возрасте они не придут к вам за советом или помощью, если проблема будет действительно серьезной.
      «Давай я тебе помогу»

      Умение ребенка определять, когда ему действительно нужна посторонняя помощь, а когда он может справиться самостоятельно, - один из самых важных навыков, которые мы должны приобрести в раннем возрасте. Многие родители опережают потребности своих детей, например, помогая им с домашним заданием, которое они вполне могли бы сделать сами. Во взрослой жизни такие люди потом с трудом берутся за новую для них работу, опасаясь неудач.
      «Не трогай - поломаешь!»

      Если вы будете постоянно повторять подобного рода фразы, это приведет к тому, что ребенок станет скованным и неуверенным в себе. После таких слов малыш и правда, вероятнее всего, уронит или поломает вещь, ведь вы заранее настроили его на такой исход. Во взрослой жизни этот человек может бояться строить карьеру - он будет уверен, что у него ничего не получится, а значит, и начинать не стоит. Если вы боитесь, что ребенок может сломать или испортить какую-то ценную вещь, лучше скажите: «Будь осторожнее с этим. Я переживаю, как бы оно не разбилось».
      «Ты такой умный!»

      На первый взгляд, эта фраза кажется хорошим способом похвалить ребенка, однако она может убедить его в том, что для достижения успеха не обязательно прикладывать усилия, ведь он обладает особым талантом или умом от природы. Лучше поощрять работу и старания детей, а не их качества. Например: «Ты так усердно трудился над этим проектом», «Я верил, что у тебя все получится, ведь ты столько времени и сил потратил на задание».
      «Мама не плачет, все в порядке»
      Пытаясь защитить своего ребенка от переживаний, некоторые родители надевают перед ним счастливую маску и притворяются, что все хорошо, когда их самих переполняют эмоции. Однако дети очень тонко чувствуют фальшь, и она их пугает. Если вы будете подавлять негативные эмоции и имитировать позитивные, это ухудшит не только ваше самочувствие, но и отношения с ребенком. Вам не обязательно рассказывать ему обо всем, что случилось, однако детям важно на своем примере показать, что они не должны стыдиться собственных чувств.
      «Не разговаривай с незнакомцами»

      В случае с маленькими детьми эта концепция слишком сложна для понимания. К тому же они могут начать сторониться всех незнакомцев, в том числе тех, кто пытается им помочь, например полицейских или пожарных. Вместо того, чтобы запрещать ребенку разговаривать с любыми прохожими, лучше объясните, как нужно вести себя в конкретных ситуациях, например если какой-нибудь подозрительный мужчина предложит им конфеты и позовет к себе домой.
      А ваш ребенок часто слышит от вас подобные фразы в свой адрес? Как вы считаете, какие еще слова родителей губительны для детской психики?
      adme.ru

  • Дислексия – виды, признаки и лечение болезни у детей

Многие люди понятия не имеют о том, что такое дислексия. Но есть и те, кто не понаслышке знаком с этим специфическим нарушением, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения. Дислексия у детей проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. Нарушение может быть приобретенным или врожденным, наблюдаться у ребятишек с интеллектуальной недостаточностью и у детей с совершенно нормальным интеллектом. О том, что такое дислексия, о ее причинах, симптомах, разновидностях и методах устранения расскажем в статье.

Этиология

Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

Симптоматика

Ошибки при чтении - это еще далеко не все проявления расстройства. Специалисты, рассматривающие проблему более широко, говорят также о клинических признаках, которыми зачастую сопровождается дислексия. Симптомы, к примеру, включают церебрастению, психический инфантилизм. Непосредственно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной и большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:

  • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
  • замена сходных графически букв;
  • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
  • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в ;
  • аграмматизмы, зеркальное чтение.

Клинико-психологический подход

Чтобы понять, что такое дислексия, необходимо рассмотреть ее в разных аспектах. Так, зачастую данное расстройство встречается у детей с системными нарушениями ЦНС (диффузными, функциональными, локальными, органическими). Такие ребятишки страдают парциальной недостаточностью высших психических функций, имеют проблемы с устойчивостью и регуляцией подвижности психических процессов. Также у детей наблюдаются патологические особенности эмоциональной сферы: слабость вербально-логического мышления при хорошем образно-наглядном, нормальная адаптация в житейских условиях наряду со школьной дезадаптацией и так далее. Ребятишки имеют недостаточный объем слухоречевой памяти, дефицит графических и изобразительных способностей.

Многие исследователи связывают расстройство с недостаточным развитием устной речи и среди факторов затруднения чтения называют недоразвитие звукобуквенных ассоциаций, а также нарушение фонетического декодирования. Дети испытывают сложности с установлением кодовых соответствий (буква-звук) и не могут автоматизировать этот процесс. В результате у них снижается познавательная активность.

Овладение чтением

Воспроизведение звуковой основываясь на его графическом изображении, - это и есть процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, понимаем смысл через восприятие букв.

В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтобы читать, нужно двигать глазами, забегать вперед (антипация) и возвращаться назад (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит непосредственно в момент фиксации, то есть тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций зависит от того, насколько знакомы слова, их структуры и т. п. Буквы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буквы, а только доминирующие.

Классификация

На основании учета операций, нарушенных в ходе чтения, были выделены разные виды патологии. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Оптическая дислексия

Симптомы такой формы заключаются в том, что дети не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у них возникают сложности с усвоением букв. Ребятишки путают буквы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие дети оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.

2. Фонематическая дислексия

Расстройство связано с недоразвитостью функций фонематической системы, в число которых входят:

  • смыслоразличительная - способность соотносить определенные сочетания фонем со смыслом, когда изменение одной фонемы или последовательности единиц звукового строя влечет изменение смысла;
  • слухопроизносительная дифференциация - способность различать фонемы артикуляторно и акустически;
  • фонематический анализ - способность раскладывать слова на составляющие их фонемы.

Дети обычно испытывают трудности со слухопроизносительной дифференциацией и фонематическим анализом. В первом случае это проявляется путанием акустико-артикуляторно схожих звуков, чтением по буквам, пропусками согласных при их стечении, перестановкой звуков и слогов. Во втором случае дети испытывают трудности с определением:


3. Аграмматическая дислексия

Зачастую эта форма встречается у ребятишек с общими Она обусловлена недоразвитостью синтаксических и морфологических обобщений, грамматического речевого строя. Дети с таким расстройством в процессе чтения изменяют и числа существительных, неправильно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.

4. Семантическая дислексия

Коррекция такого нарушения требует несколько иных подходов, чем в других случаях, поскольку этот вид расстройства характеризуется проблемами с пониманием фактического содержания и смысла текста, хотя технически школьник текст читает правильно. Варианты нарушения:

  • чтение по слогам, когда ребенок последовательно произносит слоги, но не может объединить их в значимое целое, а следовательно, не может воспринять информацию во время чтения, то есть имеют место сложности звукослогового синтеза;
  • чтение полными словами, когда ребенок не может четко представить синтаксическую связь внутри предложения, то есть каждое слово он воспринимает не в совокупности с соседними словами, а изолированно;
  • совмещение первых двух вариантов, когда чтение по слогам с непониманием смысла сопровождается нечеткостью представлений о синтаксических связях в предложениях.

5. Мнестическая дислексия

Это нарушение обусловлено проблемами со слухоречевой памятью, в результате которых ребенок испытывает трудности с образованием связи между зрительным образом буквы и звуком. Школьник не может запомнить буквы, заменяет их при чтении на другие, путает.

6. Тактильная дислексия

Расстройство данного вида характерно для слепых. При чтении такие люди применяют не зрительное восприятие, а сенсомоторную систему (читают за счет Однако исследования демонстрируют, что у слепых ребятишек дислексия по своим механизмам нисколько не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих детей. При тактильном расстройстве основная проблема - нарушение узнавания букв письма по Брайлю (этот французский ученый придумал для незрячих людей тактильный шрифт). Слепые дети при наличии дислексии при чтении теряют слова, путают буквы, зачастую не дочитывают слово до конца, а стараются угадать его. При этом нарушения при движении пальцев у таких ребятишек соответствуют нарушениям при движении глаз, возникающим у зрячих детей, страдающих аналогичным расстройством (у них наблюдаются хаотичные вращения глазами, частые регрессии).

Дислексия: лечение

Нарушение может стать пожизненной проблемой, хотя некоторым людям все-таки удается развить функциональные навыки чтения. И все же подавляющая часть дислектиков требуемого уровня грамотности никогда не достигает. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо откорректировать полностью весь учебный процесс. Дети с таким расстройством нуждаются в применении прямых и непрямых методов обучения распознаванию слов и формирования навыков, позволяющих выделять компоненты в словах. При прямом обучении используются специальные фонетические техники, не связанные с овладением чтением. Непрямое обучение предусматривает применение особой программы, которая посредством определенных фонетических методик позволяет научиться читать

Устранение дислексии производится разными способами. К лечению каждого ребенка следует подходить индивидуально. Так, для кого-то предпочтительным будет подход, подразумевающий обучение чтению сразу же целыми словами и выражениями, а для кого-то лучше подойдет методика, использующая иерархическую систему по приобретению навыков чтения, когда ребенка сначала обучают восприятию звуковых единиц, а затем уже слов и предложений. Также рекомендуется применять варианты терапии, при которых воздействие осуществляется сразу на разные виды органов чувств. Что касается медикаментозного лечения патологии или использования таких способов терапии, как оптометрические тренинги и тому подобное, эффективность их на сегодняшний день не доказана.

В заключение

Многие родители пугаются, когда у их детей диагностируют дислексию. Почему-то большинство людей считает данную патологию психическим заболеванием. Однако это совсем не так. Ребятишки, имеющие такое расстройство, зачастую проявляют феноменальные способности в иных областях, например, физике, математике, музыке, живописи. Так что такое дислексия? Проблема или... дар? Хорошенько подумайте, прежде чем ответить.

Дислексия – это нарушение навыков чтения и распознавания знаков, которое проявляется частично и возникает из-за поражения некоторых психических функций. Больной с трудом может понять смысл прочитанного текста из-за того, что он зрительно плохо воспринимает буквы и другие символы. Чаще всего данным заболеванием страдают дети, у взрослых это заболевание процветает только из-за того, что его не лечили в юном возрасте.

Дети с проявлениями данного недуга обычно выглядят ленивее и глупее своих сверстников, поэтому педагоги предпочитают помещать таких ребят в специализированные группы и классы для отстающих. Наличие проблем с письмом и устной речью не характеризует интеллект человека, как отстающий, большинство детей с дислексией имеют живой ум и хорошую способность к обучению. Очень важно вовремя начать лечение дислексии, так как нахождение в специализированных учреждениях отбивает интерес к обучению у таких детей, они начинают отлынивать от домашних заданий, многие просто прогуливают школу.

Главная причина развития нарушений – поражение головного мозга, которое основывается на психическом или биологическом факторе.

Общее

  • водить ребенка на индивидуальные занятия с логопедом, обучать его чтению;
  • проводить работу с психологом;
  • периодически диагностировать динамику коррекции;
  • медикаментозное лечение.

В зависимости от степени нарушений подбирается индивидуальная программа корректировки, работу с некоторыми детьми начинают с произношения и понимания отдельных звуков, постепенно приближаясь к изучению целых слов.


Медикаментозные средства

Эффективность лечения дислексии лекарственными средствами на сегодняшний момент не имеет доказательств. Тем не менее, многие врачи выписывают медикаменты для поддержания стабильного нервного состояния и помощи в работе мозгу. Чаще всего выписывают ноотропные препараты в сочетании с седативными средствами.

Ни в коем случае нельзя подключать лекарства самостоятельно, все препараты должны быть подобраны по индивидуальным показателям, после тщательного осмотра.

Упражнения

Коррекция дислексии включает в себя специально подобранный комплекс упражнений, которые выполняются с педагогом логопедом на занятиях и дома с родителями. Периодическое выполнение гарантирует постепенное восполнение письменной и устной речи. Работать с ребенком нужно размеренно, не перегружая его новой информацией, важно помнить, что больной дислексией воспринимает речь медленно.

Гимнастика для улучшения артикуляции включает в себя:

  1. упражнения на дыхание, которые выполняются с логопедом;
  2. , которые нужно разучивать с ребенком дома;
  3. последовательное проговаривание звуков;
  4. упражнения для развития мелкой моторики.

Вот некоторые примеры основных упражнений для борьбы с дислексией для выполнения с ребенком дома:

  • «Колечко» – поочередно замыкать каждый палец рук в колечко с большим пальцем, сначала в одну сторону, затем в другую. Повторять упражнение нужно ежедневно по 10-15 минут в течение 60ти дней. Данные занятия способны развивать мелкую моторику, внимание и память, что благотворно влияет на коррекцию в целом.
  • «Корректурная проба» – перед ребенком кладется напечатанный текст, желательно крупным шрифтом, для лучшего восприятия. По очереди надо называть сначала гласные буквы, потом согласные и просить их вычеркивать из текста. Проводить такое занятие нужно ежедневно, постепенно ребенок научится четко зачеркивать буквы и тогда можно переходить к следующему этапу – просить его обводить некоторые буквы в круг, а некоторые подчеркивать и т. д. Данное упражнение помогает запоминать буквы и соотносить к ним звуки.
  • «Зеркальное рисование» – вместе с ребенком, на чистом листе бумаги нужно медленно вырисовывать обеими руками сразу симметричные рисунки, для начала можно взять руки малыша в свои, чтобы дать ему понять принцип задания.

Дислексия лечится долго, для ее коррекции будет достаточно данных упражнений на начальных этапах, для выполнения дома.


Мнение специалистов

Педагоги и врачи говорят о том, что нельзя выжидать время, и при первых признаках данного заболевания нужно идти к логопеду для коррекции нарушений. Родители должны помнить, что критиковать в жесткой форме ребенка нельзя, нужно поддерживать его в любых продвижениях, подбадривать.

Подключать к работе следует нескольких врачей: психоневролога, логопеда, психолога. Специалисты утверждают, что дислексия поддается коррекции в молодом возрасте, и во многих случаях способность читать и говорить восстанавливается полностью.

Прогноз лечения заболевания зависит от степени тяжести проявлений, возраста пациента, первопричины.

Профилактика заболевания

Главные профилактические меры в данном случае – предупреждение внутриутробных травм и инфекционных заболеваний матери во время беременности.

Профилактика после рождения:

  1. наблюдение за ребенком, находящимся в группе риска по наследственности или перинатальным патологиям, с целью раннего выявления настораживающей симптоматики;
  2. в возрасте 3х лет важно проверить слуховую восприимчивость звуков и их дифференциацию;
  3. своевременная диагностика и обнаружение дислексии на ранних стадиях с последующей коррекцией.

В мире существует большое число детских заболеваний. Одной из этих болезней является дислексия. Как лечить эту болезнь? Она лечится в России, и лечится довольно успешно. Для того чтобы не запустить эту болезнь, необходимо знать её начальные симптомы, а затем уже разбираться, какое именно лечение подойдёт ребёнку. Эта статья расскажет родителям, какая существует коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для коррекции также будут рассмотрены. А теперь обо всём по порядку.

Дислексия: что это такое?

Молодым родителям будет полезно знать, что вообще представляет собой эта проблема. Сама по себе дислексия - это болезнь, при которой у ребёнка затрудняется восприятие цифр и букв.

Ребёнок способен их различать, знать, но из-за болезни возникают моменты, когда он не может понять их смысл.

Когда проявляется болезнь?

Ответив на вопрос: "Дислексия, что это такое?", - нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников. Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом. Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

Симптомы дислексии

Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

  1. Дезорганизация.
  2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
  3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
  4. Различные проблемы в усвоении слов.
  5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

Иные симптомы дислексии

  1. Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
  2. Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
  3. Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
  4. Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
  5. Плохая память.

Разновидности болезни

В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

  1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
  2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с
  3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
  4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
  5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

Дислексия: способы коррекции

Любое заболевание необходимо лечить. И начинать этот процесс лучше как можно раньше. Как уже было сказано выше, коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, направленные на борьбу с ней, могут помочь справиться ребёнку с этим недугом. Но это довольно сложный процесс. К сожалению, коррекция дислексии Москве лишь под силу. В других городах лечение этой болезни не производится. Методика коррекции дислексии может иметь несколько форм. Далее будет рассказано об абсолютно всех методиках и упражнениях, которые существуют на данный момент в медицине.

Метод Дейвиса

Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис. Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии. Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

Этапы метода Дейвиса

  1. Самый первый этап - это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
  2. Следующий этап - это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два. Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.
  3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к. он может их потрогать руками и даже понюхать.
  4. Последний и самый важный этап - чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо. И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

Отзывы родителей о методике Дейвиса

Отзывы о данной методике в основном положительные. Родители отмечают повышение успеваемости детей в школе, а также их успехи в чтении. Они могут воспринимать по 50, а некоторые и по 60 страниц в день. Школьник начинает писать более разборчиво, чем до лечения. Да и сам ребенок становится более активным. Его легче поднять рано утром в школу, хотя раньше, как многие отмечают, им удавалось сделать это с огромнейшим трудом.

Конечно, пользоваться этой методикой или нет, решать вам, но то, что она помогает, подтвердили уже многие родители, чьи дети, к сожалению, знакомы с этим недугом.

Занятия и упражнения для коррекции дислексии

В Москве существует огромное количество центров, которые дают возможность посетить занятие с логопедом для коррекции дислексии. Именно эти специалисты и используют упомянутый выше метод Дейвиса. Кроме того, логопед может посоветовать родителям именно те упражнения, которые подходят ребёнку больше всего. Конечно, за эти посещения необходимо заплатить достаточную сумму денег. Минимальная цена за одно посещение - 1500 рублей. В некоторых клиниках ещё больше - 2300 рублей.

Конечно, можно пойти и другим путём - заниматься ребёнком самостоятельно. Для этого существует большое количество различных упражнений, которые помогают эффективно бороться с дислексией. Для начала будут рассмотрены способы, которыми пользуются логопеды в борьбе с дислексией.

Упражнения, которые проводятся с логопедами

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

  1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
  2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
  3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
  4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
  5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, - помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

Коррекция дисграфии и дислексии младших школьников: упражнения

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

  1. Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
  2. Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
  3. Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
  4. Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
  5. Упражнение "Буксир". Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
  6. Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Итог

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для борьбы с ней широко практикуются в различных странах мира. К сожалению, в России специальных учреждений довольно мало.

Цены на услуги логопеда сравнительно невысокие. Поэтому лечить ребёнка можно и нужно в России. Результат будет и закрепится он навсегда. Благодаря специальным упражнениям, активность ребёнка вырастет, а также улучшится его успеваемость в школе. Дислексия - это болезнь, которую можно вылечить.

Начало обучения в школе всегда характеризуется выявлением множества проблем. Одной из них является дислексия у детей, когда при общей, весьма неплохой обучаемости ребёнок не может овладеть навыком чтения. При этом школьник может проявлять недюжинные способности в математике или других предметах, быть талантливым в живописи или музыке.

Зачастую родители и педагоги не считают это заболеванием и уверены в том, что со временем их чадо освоит программу. Однако этого не происходит ни через год, ни даже к концу обучения в начальной школе, а драгоценное время безвозвратно уходит. Что же это за болезнь?

Что такое дислексия, нужно знать родителям и педагогам для того, чтобы вовремя выявить заболевание и начать лечение. Это нарушения обучения, имеющие неврологическую природу.

При этом ребёнок не способен:

  • быстро и правильно узнавать слова;
  • декодировать буквенную информацию (переводить её в звуки);
  • осваивать элементарные навыки правописания.

У школьника, несмотря на все эти отклонения, полностью сохраняются другие когнитивные способности. Однако неумение понимать тексты, дефицит словарного состава и читательского опыта мешают ребёнку обучаться не только литературному чтению и языку, но и остальным предметам. Что же лежит в основе данного заболевания?

Причины заболевания

Основная причина дислексии у детей - отклонения от нормы развития определённых зон мозга, изменения в структуре мозговой ткани, врожденные аномалии нервной системы. Это определяется наследственностью, генетическими патологиями.

В рамках одной семьи данное заболевание чаще всего не является открытием, так как один из родителей в детстве наверняка страдал от такого же недуга. Чтобы не запустить заболевание, необходимо вовремя его выявить, а для этого нужно знать его признаки.

Симптомы детской дислексии

Характерные для данного расстройства симптомы помогут родителям и педагогам понять, что они столкнулись именно с дисплексией, которая потребует предпринять необходимые и своевременные действия для лечения.

При таком диагнозе ребёнок:

  • пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;
  • постоянно трёт глаза;
  • немного косит;
  • жалуется на головную боль после чтения;
  • подносит книгу очень близко к глазам;
  • слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;
  • быстро устаёт;
  • избегает чтения, домашних заданий;
  • запоминает и воспроизводит простейшие геометрические фигуры с трудом;
  • пишет слова задом наперёд;
  • не укладывается в нормы техники чтения;
  • плохо пишет.

Диагностировать дислексию у детей желательно на самом раннем этапе. Однако стоит учесть, что большинство из перечисленных симптомов может указывать ещё и на проблемы со зрением. Так что настоятельно рекомендуется изначально проконсультироваться у офтальмолога.

Ни родители, ни даже педагоги не могут самостоятельно поставить диагноз: это может сделать только специалист.

Методы лечения и коррекции

Своевременное лечение дислексии у детей предполагает использование специальных программ коррекции. Их подбирают индивидуально. Благодаря разработанным экспертами курсам, ребёнок всё-таки овладевает навыками чтения, что позволяет ему чувствовать себя увереннее и развиваться дальше.

Индивидуально подобранная коррекция дислексии у детей - это и устная работа, и использование различных технических средств, и применение альтернативных методов обучения. Всё это в комплексе помогает школьникам преодолеть трудности с распознаванием чисел и букв.

Во многом выбор программы зависит от типа заболевания.

  1. При дисфонезии лечение направлено на распознавание слова как единого целого. Активно применяется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим, обучение по специальной программе приносит достаточно позитивные результаты.
  2. При дисэйдезии дети не могут распознавать слово как целое. Многие специалисты высказывают мнение, что данный тип заболевания вылечить нельзя. Однако использование «обучающей» терапии всё-таки помогает в отдельных случаях. Применяется мультисенсорная методика интенсивного обучения, но данный способ лечения не всегда успешен.
  3. Диснемкинезия проявляется в написании задом наперёд цифр и букв и корявом почерке. При такой патологии главной задачей лечения является обучение отличать два понятия - «право» и «лево». Трудности с чтением такие дети испытывают только потому, что они дезориентированы в пространстве.

Нередко детей, страдающих дислексией, просто считают ленивыми, непослушными, упрямыми. Соответственно, их определяют в классы для отстающих, несмотря на их выдающиеся способности в различных областях. Результат - потеря интереса к учёбе, прогулы, снижение самооценки, депрессивное состояние, ухудшение поведения.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Что еще почитать