Гипнотизирование детей

Психотравма, полученная в детском возрасте, может послужить причиной различных проблем со здоровьем спустя многие годы. Дарья Чевжик, психолог-гипнолог , специалист по неврозам и психосоматическим расстройствам, рассказывает, на что следует обратить внимание, чтобы уберечь своего ребенка от детских травм, и в каких случаях может помочь гипноз.

Привет из раннего детства: новые болезни на старых психотравмах

Примерно у 90% пациентов, проходящих гипнотерапию, причиной невроза или психосоматического заболевания оказывается событие, перенесенное в раннем детстве: до 5-6 лет. Оно годами лежит глубоко в бессознательном и называется детской психотравмой. Что может ее провоцировать?

  • Стрессовые ситуации: крики, побои, оскорбления, унижения в семье;
  • Эмоции более сильного человека, который срывает их на беззащитном ребенке;
  • Стремление взрослых людей или детей постарше обидеть более слабого ребенка ради самоутверждения или вымещения собственных психологических проблем;
  • Различные формы испугов – даже, на первый взгляд, незначительные;
  • Родительские неврозы или неврозы того, кого ребенок считает авторитетом, так называемые «подражательные неврозы».

Несмотря на то, что взрослый человек, как правило, уже не помнит о травмирующем событии, он продолжает носить в себе его на протяжении всей жизни, и в любой момент оно может дать о себе знать. Существует большое количество заболеваний, у которых корни в подавляющем большинстве случаев уходят в детство.

  • Заикания;
  • Аллергии;
  • Внезапно появившийся невроз;
  • Псориаз и другие кожные проявления;
  • Панические атаки;
  • Некоторые виды опухолевых заболеваний.

Почему так происходит? Мозг ребенка и мозг взрослого человека – это два разных мозга. Детский еще незрелый, гибкий, легко обучающийся, легко подстраивающийся и не способный делать адекватные логические выводы и заключения. Одно и то же событие взрослым и ребенком будет восприниматься по-разному. Если взрослый человек способен легко справиться со множеством жизненных испытаний, то для ребенка уровень стресса может оказаться критическим и при незначительных, с точки зрения взрослого, событиях, вот тогда-то и возникает психотравма.

Непосильная работа для мозга: «переварить» не удастся

Психотравма появляется тогда, когда нервная система не может или не способна справиться с предложенным ей вызовом. Можно привести простой пример из человеческой физиологии. Представьте, что вы съели что-то несъедобное. То, что желудок не может переварить, будет удалено из него при помощи встроенного механизма – рвотного рефлекса. Но как мозгу избавиться от того, что он не в силах усвоить и «переварить»? У мозга есть механизмы адаптации, он ищет пути выброса стрессовой энергии и излишних эмоций, так появляются неврозы и физические проявления психосоматических заболеваний.

Еще пример: ребенка трех лет напугала собака, его мозг не может «переварить» сильный испуг и проявляет его в виде заикания. Затем быстро обучающийся и адаптирующийся детский мозг закрепляет эту эмоциональную реакцию и создает поведенческий шаблон. Таким образом, заикание для него становится нормой. Теперь для того, чтобы от него избавиться, нужно «взломать» этот поведенческий шаблон и сделать отмену этой поведенческой реакции. Гипноз для этого – самый подходящий инструмент.

Кладовые бессознательного: разобрать весь «хлам» в голове

«Взламывать» нежелательные поведенческие шаблоны можно и у взрослых, даже у человека, который уже совсем не помнит событие, повлиявшее на возникновение психотравмы. К слову, забывание травмы – это еще один механизм адаптации нашего мозга. Но подсознание помнит все, что было эмоционально окрашено. Все, что вызвало в человеке эмоциональный отклик, можно отыскать в кладовых бессознательного. Вынуть это на поверхность и переосмыслить, уже с высоты прожитых лет. Именно таким образом идет работа при гипнотерапии. В сложных случаях, таких как заикание или псориаз, чем раньше начнется лечение, тем легче и быстрее наступит излечение. Потому что чем старше человек, чем богаче его жизненный опыт, чем больше пережито, тем больше и дольше приходится разгребать эмоциональные завалы, снимая слой за слоем.

Психотравмы есть у всех

По большому счету на земле не существует людей без психотравм. Каждый человек в процессе взросления сталкивается с событиями, с которыми он не в силах справиться из-за нехватки жизненного опыта или внутренних сил. Кто-то пережил физическое насилие, кто-то был его свидетелем, кто-то попадал в аварию или в эпицентр боевых действий, над кем-то издевались сверстники, кого-то покусала собака, а кто-то просто упал с дерева и теперь панически боится высоты выше собственного роста. Почти что угодно может стать психотравмирующим событием, все зависит от возраста и, конечно, от индивидуального уровня чувствительности человека. Например, громкий хлопок из-за угла одного четырехлетнего ребенка напугает до слез, а другой просто вздрогнет и продолжит копошиться в песочнице, а в шесть лет те же самые дети побегут сломя голову смотреть, что же там бахнуло.

Стресс как закалка

Стресс как таковой не есть нечто обязательно вредное, это не приговор, стресс учит нас выживанию, учит преодолению, приводит к адаптации и жизни в любой среде и при любых условиях. Стресс – это инструмент эволюции.

Человек так устроен, что будет искать механизмы компенсации и изживания из себя этой травмы:

  • Дети, у которых не складывались отношения со сверстниками, выбирают для себя в дальнейшем профессии и занятия, не связанные с общением. Например, они становятся программистами.
  • Те, кого в детстве били, идут заниматься спортом. И могут достигнуть там высоких результатов.
  • Те дети, которые сильно болели или пережили серьезную травму, могут связать свою жизнь с медициной или наукой.

В каком-то смысле набор этих детских травм формирует нас, делает нас теми, кто мы есть. Не каждая психотравма является абсолютным злом, она может дать человеку не меньше, чем отнимает у него. Все дело лишь в том, каким образом человеческий мозг к ней адаптируется, включит ли он нежелательные реакции, направленные на саморазрушение, или приведет к заболеваниям?

Самоизлечение или гипнотерапия?

Существуют случаи самоизлечения, когда в процессе взросления у человека вдруг проходят неврозы, аллергии или тот же псориаз. Это называется «перерасти невроз».

На это может повлиять смена:

  • окружения;
  • места жительства;
  • рода деятельности;
  • социального статуса.

Подросток может как бы перерасти свои страхи и зажимы. Но подобные случаи не так часты, как хотелось бы. Именно поэтому у психологов и гипнотерапевтов всегда есть работа.

Гипноз – это скорее техника для уже повзрослевшего мозга, активно живущего лобными долями, вооруженного аналитикой, логикой и критическим мышлением. Поэтому гипнотерапия используется для пациентов, начиная с подросткового возраста. У каждого человека созревание мозга происходит индивидуально, поэтому принять решение о гипнотерапии может только профессионал.

Почему она практически не применяется у детей младшего возраста? Дело в том, что в силу особенностей детской психики лечение проводится без применения гипноза. Получить доступ к «абстрактно-образному» мышлению можно просто с помощью игры на воображение и фантазии. Именно поэтому родителям рекомендуется обращаться к специалистам как можно раньше после получения психотравмы ребенком.

Сеанс гипноза начинается

Существуют разные методики погружения в гипноз. Наиболее предпочтительной, с моей точки зрения, является мягкая техника, заключающаяся в максимальном телесном расслаблении и переключении работы мозга с логического мышления на «абстрактно-образное». Как это происходит?

Вход в гипноз. Пациент сидит в удобном кресле или лежит на диване. При этом он полностью осознает все совершающееся. Человек понимает приходящие к нему из прошлого образы, переживает все события, как в реальности. Все это происходит как бы понарошку, но он верит во все происходящее так же, как ребенок верит в свою игру. Добравшись до травмирующего события, психолог-гипнолог и пациент начинают совместно менять правила игры, т. е. корректировать впечатление от травмирующего события таким образом, чтобы оно из травмы превратилось в опыт.

Выход из гипноза. После окончания сеанса гипноза человек, разумеется, помнит все, что происходило с ним за это время, а также и само травмирующее событие, но больше не чувствует сильных негативных эмоций по отношению к нему. Полное излечение возможно за считанные сеансы – в среднем от 3 до 5. В особо сложных случаях требуется больше сеансов. Гипнотерапия совершенно безвредна и очень эффективна. Все, что нужно для достижения результата, это желание человека избавиться от проблемы, и чем выше у него мотивация, тем быстрее будет достигнут результат.

Конечно, современная наука предлагает различные методы избавления от психологических проблем, в том числе и гипноз. Но какими бы действенными они ни были, стоит помнить, что любую проблему лучше и легче предотвратить, чем потом искать пути решения. Каждому родителю стоит придерживаться нескольких основных правил:

  • Не создавайте стрессовых ситуаций своими руками, не кричите и не бейте ребенка без действительно серьезного повода, а лучше вообще никогда. Даже не сомневайтесь, он будет помнить побои, крики и оскорбления всю жизнь.
  • Никогда не срывайте свои собственные эмоции на том, кто слабее, кто не может от них защититься и кто не в состоянии вам помочь. У вас нет на это права. Просто запомните, что если плохо вам, это не дает никакого права делать плохо другим.
  • Если вы видите, что вашего ребенка обижают более сильные или старшие – вмешайтесь. Защищайте своего ребенка. И учите его защищаться и просить помощи при необходимости.
  • Если вы заметили, что ребенок чего-то очень сильно испугался, даже если вам это кажется несерьезным или совсем не страшным, как можно быстрее успокойте его. Необходимо переключить его внимание на что-то другое – позитивное. Не дайте реакции страха запустить механизм травматизации! Самое простое – указать ребенку на что-то с эмоциональным возгласом: он быстро переключится, а страх рассеется.
  • Помните, что ваши дети – зеркальное отражение вас самих. Если вы ведете себя уверенно и спокойно, то и ваши дети будут спокойны и уверены в своей безопасности. И ни одна неожиданность не сможет пробить брешь в этой уверенности.

Детский гипноз: многоуровневая помощь маленькой личности

Применение техник гипноза для лечения детей. Официальная терапия детей методами гипноза проводится с начала XIX столетия. При этом очевиден парадокс: чем больше инновационных находок изобретает психофармакологическая отрасль, тем больше сторонников приобретает гипноз.

Возрастающая популярность гипносуггестивной терапии для детей и подростков объяснена в первую очередь безопасностью, безвредностью и атравматичностью методик. Как правило, большинство маленьких пациентов очень боятся врачебных манипуляций, особенно выполнения уколов. В то время как у детей отсутствуют предрассудки и страхи перед гипнозом: большинство малышей чувствуют себя комфортно во время сеансов.

Еще одно преимущество лечения гипнозом детей – стойкость достигнутого результата. Например, в случае купирования фобических страхов с помощью транквилизаторов, эффект наступает мгновенно, но и медикаменты действуют непродолжительный срок. В отличие от медикаментозной терапии, результат, достигнутый после процедур гипноза, сохраняется не только длительное время, но и полностью устраняет существовавшую проблему.

Важное достоинство гипнотических техник – отсутствие нежелательных побочных эффектов. Именно этот аргумент становится веским доводом для родителей в избрании именно гипноза способом лечения своего малыша.

Особенности и ограничения детского гипноза

Гипноз – эффективная техника лечения детей, поскольку в такой возрастной категории очень развито и подвижно воображение, и дети очень внушаемы. В то же время детский возраст создает ряд трудностей.

Сложность заключается в том, что малыши дошкольного и раннего школьного возраста (как правило, до 9 лет) не способны адекватно излагать свои мысли. Они не могут самостоятельно установить и конкретизировать ситуации, которых они боятся, не умеет понятным языком рассказать о своих переживаниях. Именно поэтому к гипнозу не прибегают для детей младше девятилетнего возраста. Однако такое возрастное ограничение – очень условный рубеж, поскольку формирование и развитие коры головного мозга происходит у каждого человека в разных темпах.

Гипнотерапия может быть использована для помощи детям при условии установления доверительных отношений между врачом и клиентом. Маленький пациент должен полностью доверять гипнологу, которыйс ним работает. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, что терапевт искренне ему сопереживает, волнуется за происходящее в его внутреннем мире и действует с единой целью: оказать ему помощь. Именно от личности гипнотерапевта, его умения подобрать верный ключик к сердцу маленькой личности, зависит успех мероприятия.

Поскольку ребенок – подвижный и активный непоседа, он быстро переключает внимание на новые раздражители, включая перемены в поведении врача. Особенно отчетливо ребята ощущают отсутствие уверенности у гипнолога, его сомнения и нерешительность. Поэтому за работу с детьми берутся только опытные профессионалы, излучающие неколебимую уверенность. Те врачи, кто умеет тщательно контролировать свои мысли и управлять эмоциями.

Из-за таких особенностей детей перед началом сеансов гипноза целесообразно провести предварительную консультацию, на которой врач определит степень внушаемости пациента, его психологическую готовность к сотрудничеству с гипнологом. В случае если установить доверительный контакт между врачом и ребенком не удается, то делать попытки лечения гипнозом бессмысленно.

Важная составляющая для успеха гипноза: готовность родителей не присутствовать во время проведения сеансов. Такое обязательное условие – вовсе не прихоть врача, а адекватная необходимость. Часто именно индивидуальные особенности родителей, их стиль поведения является неосознаваемой первопричиной детских проблем. Сложившееся мировоззрение у взрослых является дамокловым мечом для детей, не давая малышам возможности осознать и переосмыслить их переживания. Ошибочные стереотипы взрослых – катализаторы психологических проблем у детей.

Распространена ситуация, когда родители «внушают» отпрыску: «Ты неудачник, глупец, лентяй. У тебя ничего не выйдет». То есть они попросту закладывают в подсознание ребенка установку на неминуемый провал. Именно из-за этого присутствие взрослых на сеансах детского гипноза не приветствуется.

Еще одним запретом для гипнотерапии детей является проведение съемки. Многие родители хотят запечатлеть на камеру, как проходил сеанс гипноза. Однако такие действия попросту отвлекают маленького пациента и сводят усилия врача к нулю.

Когда эффективен детский гипноз: показания к сеансам

Взрослым необходимо осознавать, что гипноз не панацея от проблем. Даже усилия самого опытного гипнолога не заменят назначенное медикаментозное лечение при тяжелых соматических недугах. Следует учитывать, что к гипнозу не прибегают при наличии у ребенка серьезных психических расстройств.

В то же время гипносуггестивную терапию выгодно отличают от иных психотерапевтических методик ее сильные стороны. Гипноз для детей положительно зарекомендовал себя в решении разнообразных психологических, психоэмоциональных и поведенческих проблем. Гипноз рекомендован:

  • при наличии у ребенка различных негативных привычек, например: обгрызании ногтей, сосании пальцев, сдирании корочек с заживающих ранок;
  • для корректировки проблем с усвоением знаний, например: недостаточной концентрацией внимания, неспособностью сохранить навыки счета;
  • при трудностях в контактах со сверстниками или проблемах в семейных отношениях;
  • при сложностях подросткового периода, например: при невозможности подростка самоутвердиться или неадекватной самооценке;
  • при патологических страхах перед процессами обучениями, например: при боязни экзаменов или неконтролируемой тревоге перед выступлением;
  • при навязчивых страхах, например: при боязни темноты;
  • при расстройствах поведения, например: при чрезмерной агрессивности и конфликтности;
  • при игровой зависимости ребенка;
  • после пережитых психотравмирующих ситуаций, например: после развода родителей.

Особо ценны техники гипноза при тяжелых соматических заболеваниях ребенка. В результате сеансов малыш более спокойно воспринимает проводимые манипуляции. Он испытывает меньше страданий от того, что прикован к больничной койке. Удается снизить интенсивность и частоту возникновения болевых приступов.

Гипноз доказал свою эффективность при повышенной метеочувствительности ребенка, при головных болях психогенного характера, при проявлениях вегетососудистой дистонии. У большинства детей удается достигнуть отличных результатов в устранении заболеваний органов дыхания. С помощью гипноза удается устранить тяготы бессонницы и возвратить малышу полноценный ночной сон.

Техники гипноза улучшают общий психоэмоциональный статус ребенка, обеспечивая комфортное становление личности и даря мотивацию для раскрытия природных талантов.

Уличный гипноз (индукция Элмана). Как бросить курить с помощью гипноза?

Медитация & Гипноз. Самогипноз. Как научиться управлять подсознанием?

Гипноз для детей: реальная помощь

Гипноз – эффективное средство для избавления детей от разнообразных проблем.

Применение гипноза во врачебной практике для лечения психогенных расстройств и избавления от проблем в психоэмоциональной сфере не является данью современной моде или каким-то новым психотерапевтическим методом. Еще в XVIII столетии, в период стремительного развития техник гипноза, проводилось воздействие на подсознание пациентов и взрослой возрастной категории, и детей. Сегодня официальная медицина широко применяет гипноз для решения разнообразных психологических проблем у детей, устранения психических и неврологических дефектов, стимуляции развития способностей и раскрытия талантов.

Техники гипноза – сильное средство, позволяющее ввести человека в полусонное состояние, в котором возможно оказать влияние непосредственно на сферу бессознательного. При гипнотическом трансе происходят изменения в работе головного мозга, благодаря чему устраняются защиты, выстраиваемые сознанием при бодрствовании.

При пребывании под гипнозом переключается концентрация внимания на процессы, происходящие внутри нас, что практически невозможно достичь во время бодрствования. В силу возрастных особенностей психики дети ориентированы на внешние события, они не могут сознательно рассмотреть проблемы внутреннего мира, провести оценку и анализ состояния, целенаправленно направлять усилия на корректировочную работу.

Широкое распространение и признание врачей получили щадящие, недирективные варианты гипнотизации детей, например: эриксоновский гипноз , основанный на использовании языка образов. Стоит отметить, что дети старше трех лет, в сравнении с взрослыми пациентами, идеально подходят для погружения в гипнотический транс и более восприимчивы к внушению.

Устранение болезней детского возраста с помощью гипноза

Гипноз – эффективное средство для избавления детей от разнообразных проблем, включая иррациональные страхи и патологическую тревогу, которые, как правило, формируются именно в период взросления и оказывают значительное негативное влияние на дальнейшее становление личности. Коварный недуг, отмечающийся у 10% детей в возрасте от 5 до 12 лет – энурез. Однако с помощью внушения в гипнотическом трансе удается преодолеть у детей эту серьезную патологию – недержание мочи. Не менее востребована гипнотизация детей, страдающих энкопрезом – недержанием кишечного содержимого, мучительного заболевания, создающего значительные неудобства для комфорта подрастающих чад.

В некоторых случаях только с помощью воздействия в состоянии полудремы получается устранить наиболее тяжелое расстройство инициации речи – полное молчание, называемое мутизм. Не менее важный аспект внимания родителей – наличие у детей логоневроза, и особое значение для преодоления заикания имеет ранний старт лечения гипнозом до окончания полного формирования речевого аппарата малыша.

К сожалению, не все родители придают значения, когда их дети демонстрируют «вредные привычки» и «некрасивые манеры»: накручивание на палец и выдергивание волосинок, сосание пальцев, откусывание кусочков ногтей или их полное обгрызание, сдирание корочек на заживающих ранках. Однако такие явления вовсе не «плохие повадки» детей: это явные признаки проблем психоневрологического спектра, которые требуют обязательного врачебного вмешательства.

Нередко после эмоционального потрясения или умственного перенапряжения взрослые замечают появление у детей нервных тиков: непроизвольные подмигивания глазами или быстрое подергивание мышц лица. Такие неврологические дефекты могут быть полностью устранены в результате сеансов гипноза.

Погружение детей в гипнотический транс и проведение внушения нашли широкое применение для ликвидации многих психосоматических заболеваний и соматоформных расстройств. Описано немало случаев успешного лечения гипнозом:

  • хронических воспалительных поражений кожи – экземы;
  • бронхиальной астмы;
  • патологий эндокринного характера;
  • не запущенных форм сахарного диабета;
  • метаболических нарушений, провоцирующих ожирение.

Особую роль играет применение гипноза для купирования болевого синдрома у детей как психогенного характера, так и физической природы. Иногда только после проведения гипнотизации удается избавить малыша или подростка от головной боли напряжения и неприятных проявлений нейроциркулярной дистонии. Отмечено поразительное влияние внушения при трансе на детей, проходящих лечение в ожоговых и хирургических отделениях, маленьких пациентов, страдающих онкологическими болезнями. Неоценимую пользу приносит гипноз детям, которые боятся выполнения уколов, хирургических манипуляций, посещения стоматологов.

Гипноз способствует уменьшению посттравматических реакций и устраняет расстройства у детей, возникшие на фоне стресса. Многие родители, избравшие проведение гипноза для преодоления проблем с бессонницей детей, отмечают значительное улучшение качества и продолжительности сна, быстрое засыпание, крепкий и глубокий сон, отсутствие у отпрыска ночных кошмаров. Гипноз проявил себя с положительной стороны для коррекции проблем когнитивной сферы: для формирования и развития учебных навыков, улучшения памяти и усиления концентрации внимания.

Однако следует четко понимать, что гипноз – отнюдь не панацея от всех существующих недугов у детей. Для преодоления серьезных заболеваний требуется индивидуальная программа лечения, включающая медикаментозную терапию, психотерапевтическую работу, применение физиотерапевтических методов. Гипноз не устранит сложных психических аномалий, однако в любом случае пребывание детей в гипнотическом трансе стабилизирует деятельность нервной системы и окажет влияние на сокращение продолжительности фармакологического лечения.

Особое достоинство техник гипноза – их безопасность, атравматичность, комфортность для пациентов маленького возраста. В гипнозе нет никакого волшебства и «вмешательств потусторонних сил». Чудеса творят раскрытые в состоянии транса ресурсы организма и заложенное фундаментальное свойство – полное соматическое и психическое здоровье, абсолютное психологическое благополучие.

Ликбез по гипнозу

Готовы набрать, остановитесь. Четко сформулируйте запрос. Пожалуйста, предварительно посмотрите статьи о гипнозе, дабы иметь ясное представление о явлении и быть может развеять страхи и мифы:

Отзывы, статьи о гипнозе на сайте medbooking.com

Что такое гипноз и гипнотерапия? Советская школа гипноза (1961).

Уличный гипноз. Как бросить курить с помощью курения?

УЧИМСЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГИПНОЗА

Воспитание детей “трудное, огорчительное, но и благодарное дело. Как правило, оба родителя заняты на работе. Не во всех семьях есть бабушки, дедушки, любящие тети и дяди, которые частично принимают на себя заботу о детях. Именно в наши дни родители особенно нуждаются в поддержке и понимании.
В гораздо большей степени, чем взрослые, дети открыты для гипнотического воздействия. У них необыкновенно богатая фантазия, они живут в своем выдуманном мире и легко поддаются положительному самовнушению. Посмотрите, как они обращены в свой внутренний мир, когда сидят у телевизора, за обеденным столом, увлечены игрой или просто задумчиво молчат, погруженные в свои грезы. В течение дня дети неоднократно впадают в кратковременный транс.
Исследования ученых показывают, что наиболее открыты для гипнотического воздействия дети дошкольного и школьного возраста, пока они не начали взрослеть. Вхождение в жизнь общества требует от юношей и девушек более рационального и реалистичного взгляда на окружающий мир, результатом чего является растущий скептицизм и большая замкнутость внутреннего образного мира.
Овладение техникой самогипноза поможет как родителям, так и детям научиться владеть собой и откроет им двери в подсознательное царство образов. Мы надеемся, что эти навыки пригодятся детям, когда они станут юношами и девушками, а затем взрослыми людьми.
В клинических случаях (ночное недержание мочи, гиперактивность, значительное отставание в учебе, необузданность и агрессивность поведения и др.) ребенка следует показать специалисту. В этих случаях самогипноз годится только как вспомогательное средство, после установления точного диагноза.
Гиперактивность, например, связана с повышенной раздражительностью центральной нервной системы, осложненной нарушениями обмена веществ, перенесенными инфекционными заболеваниями и даже токсическими воздействиями на организм. Необходимо четко разграничить психологические и физиологические причины, прежде чем приступать к лечению ребенка.
Неформальный гипноз и внушение в повседневной жизни могут помочь родителям наладить контакт с детьми, повысить их успеваемость, привить им необходимые навыки, снять беспокойство и пр.
Что касается детей, то самогипноз поможет им снять волнение перед экзаменами и контрольными; повысить успехи и внимательность в школе; улучшить сон; не бояться визита к доктору или зубному врачу; избавиться от боязни темноты, животных и других страхов; исправить изъяны поведения, например, капризы за едой или постоянный палец во рту.
Вас поразит, как быстро даже маленькие дети овладевают техникой самогипноза, ведь они доверяют вам, любят и уважают вас. Главное, будьте терпеливы с собой и ребенком.

Самогипноз для родителей

Прежде чем начать заниматься с ребенком, научитесь самогипнозу сами. Для этого познакомьтесь с первым разделом этой книги, если вы еще этого не сделали.
Когда кто-нибудь из родителей расстроен, это состояние передается ребенку. Вы, верно, заметили, как наблюдательны дети. Они следят за вами даже тогда, когда вы не замечаете их присутствия. Ваше плохое настроение передается ребенку, вызывая у него стресс. Ребенок может сбросить этот стресс в виде какого-нибудь отчаянного поступка, который еще больше расстраивает вас и вызывает ваше ответное негодование. Порочный круг замкнулся, и вырваться из него непросто.
Как справиться со стрессом, вам подскажет глава 12. Ваше спокойствие - это спокойствие ваших детей. Вот как использовал самогипноз Сэм, тридцатишестилетний отец двух сыновей, шести и восьми лет.
Когда Сэм возвращался по вечерам с работы, мальчишки прямо-таки набрасывались на него, дергая за руки и требуя, чтобы он поиграл с ними. Он едва успевал сбросить пальто и перевести дух. В конце концов, с каждым вечером по мере приближения к дому в нем все больше нарастало раздражение и нервное напряжение. В дом он входил заведенный, как пружина.
Сэм перебрал в уме несколько вариантов объяснения с детьми. Он представил, что откупается от них подарками, конфетами и уступками, только бы они не тормошили его так нещадно. Затем Сэм вообразил, что усаживает их и они все вместе обсуждают его состояние и то, как мальчикам следовало бы вести себя. Сэм представил, как сыновья отреагируют на его слова, подумал, что надо заручиться поддержкой жены. Короче, Сэм дал себе простор для выбора. После нескольких сеансов, отведенных для репетиций, Сэм пришел к самому лучшему и наиболее легко осуществимому решению: придя домой, он сначала поиграет с ребятами, а затем последует поощрение, если они дадут ему время переодеться и перевести дух. Поощрением будет сеанс самогипноза, когда они все вместе станут придумывать разные вещи. Конечно, Сэм не скажет, что это сеанс, а объяснит что это игра и называется она “Придумай сам”.
Теперь, приходя домой, Сэм минут двадцать играл с мальчиками в мяч, видеоигры или участвовал еще в какой-нибудь из их затей, а затем объявлял, что ему пора переодеться и поужинать. Если они будут себя хорошо вести, впереди у них интересная игра под названием “Придумай сам”. Воспользовавшись вначале естественным детским любопытством, Сэм увлек ребят игрой и, чем больше они входили во вкус, тем больше у него появлялось времени для себя и жены.
Игра заключалась в том, что все усаживались на пол в комнате мальчиков (Сэму хотелось, чтобы они оставались там и после окончания игры) и Сэм предлагал каждому вообразить себя любимым героем мультика, комикса или сказки. Для себя он выбрал Зорро, героя своего детства. Затем он придумывал для всех какое-нибудь трудное дело, например спасти кому-нибудь жизнь, скажем, прекрасной принцессе, или маме, или любимой собаке, защитить волшебное королевство и тому подобное. Для этого все закрывали глаза, делали глубокий вдох, задерживали дыхание, затем делали три “волшебных” выдоха и каждый по очереди начинал фантазировать.
Как мы уже выяснили, глубокое дыхание помогало мальчикам расслабиться и успокоиться. У каждого появилась возможность выговориться и помечтать вслух. Сэм даже не ожидал, что ему будет так интересно слушать рассказы сыновей об их занятных приключениях. Игра продолжалась с четверть часа, затем Сэм желал ребятам спокойной ночи. К этому времени они вполне утихомиривались и были готовы ко сну.
Самогипноз помог и самому Сэму избавиться от нервозного состояния перед приходом домой и научил его радоваться предстоящей встрече с детьми и женой. Раздражавшие его прежде красные сигналы светофоров теперь подсказывали, что надо остановиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы снять накопившиеся за день стрессы и напряжения. Дистанционно открывавшиеся двери гаража напоминали об управляемом на расстоянии игрушечном автомобиле его мальчиков и настраивали на игру с ними.
Теперь он подходил к двери своего дома в совсем ином настроении и был рад поиграть с сыновьями минут двадцать.
Поскольку дети не любят однообразия, игру “Придумай сам” приходилось постоянно видоизменять, но основным элементом всегда оставалось глубокое размеренное дыхание.

Использование самогипноза в зависимости от возраста ребенка

Интересные исследования по этому вопросу провели клиницисты Карен Олнесс и Гейл Гарднер (1988). Они установили, что, например, детям от двух до четырех лет можно проводить гипнотическое внушение, рассказывая сказки от имени любимой плюшевой зверюшки или дружно пуская мыльные пузыри.
Дети от четырех до шести лет хорошо реагируют на музыку, любят смотреть на проплывающие в небе облака, воображать полет на ковре-самолете или вспоминать посещение любимых мест. Для старших детей годятся те же образы, что вы используете для себя.
В качестве примера расскажем о Келли, ученице шестого класса. Вместе с родителями она переехала в другой город, заканчивала шестой класс в новой школе и со страхом думала о начале нового учебного года в сентябре. Застенчивая от природы, Келли боялась, что одноклассники будут ее дразнить и не примут в свой коллектив, как это часто бывает с новичками.
Школьный консультант-психолог познакомил девочку с приемами “управляемого фантазирования” для того, чтобы избавить ее от связанных с новой обстановкой тревог. Келли научилась быстро расслабляться. Закрыв глаза, она представляла, что перед ней экран телевизора или киноэкран. Вот она включает “школьный канал”, проигрывает всевозможные школьные ситуации и придумывает собственные.
Келли без конца вспоминала, как во время перемены одна из ее одноклассниц прошла мимо, не окликнув и даже не заметив ее. Девочка не могла понять, чем она обидела подругу. Расстроившись, она старалась избежать новой встречи в течение оставшегося дня.
Включив вечером свой гипнотический экран, Келли прорепетировала, как она на следующий день попросит подругу объяснить, в чем дело. Это помогло ей почувствовать себя увереннее на следующий день. Оказалось, что у подружки на голове были наушники плейера и она так увлеклась музыкой, что ничего и никого не заметила. Объяснение успокоило Келли.
Теперь ее отношение к школьным делам стало меняться. Если раньше она еще долго бы переживала обиду и придумывала, что бы сделать в ответ, то теперь во время сеанса она заново оценивала ситуацию и находила наиболее удачную форму поведения. Она стала более уверенной в себе и стала лучше успевать.

Ребенок учится расслабляться

Занятия самогипнозом сближают родителей и детей в процессе сотворчества.
Расскажем о восьмилетней Саре, страдавшей от аллергии и головных болей. Симптомы появились после смерти отца, и здесь прослеживалась явная связь между появлением болезни и печальным событием. Некоторое улучшение наступило после занятий с профессиональным психотерапевтом. Затем девочку познакомили с приемами самогипноза.
Вместе с мамой Сара стала проводить сеансы самогипноза суммарно по два часа в неделю. Отрегулировав дыхание, они давали волю своему воображению. Сара любила рисовать, и они переводили свои фантазии на бумагу в виде рисунков. Девочка очень полюбила эти спокойные минуты с мамой, дыхание у нее выравнивалось, а симптомы аллергии становились менее выраженными. На одном очень трогательном рисунке она изобразила себя на вершине горы разговаривающей с отцом, который смотрел на нее с облаков. Так она смогла выразить свою тоску об отце.

Изменение поведения с помощью неформального гипноза

В глазах детей авторитет родителей настолько велик, что иной раз нет нужды в гипнотическом воздействии, достаточно одного лишь слова. Однако в воспитательном процессе есть моменты, когда невозможно воздействовать на поведение ребенка, кроме как с помощью гипноза.
Например, родителям стоит немало сил, чтобы уложить ребенка в постель. Особенно часто испытывают терпение родителей дети от двух до шести-семи лет. Чтобы подготовить ребенка ко сну, можно почитать ему книжку, вставляя где можно слова “спать”, “устал”, “глаза слипаются” и прочее. Такие вставки наиболее эффективны, когда ребенок увлечен тем, что вы ему читаете.
Можно предложить ребенку игру “Попоем с закрытым ртом”. Сначала покажите, как в нее играть. Надо сделать глубокий вдох, секунды на три задержать дыхание и на выдохе загудеть, то на низких, то на высоких нотах. Игру надо сделать интересной и забавной, чтобы удержать внимание ребенка. Пусть он изображает то поющую птицу, то музыкальную ноту, то гул ветра и т.д. Главная цель “дать ребенку возможность расслабиться, глубоко и спокойно дышать и помочь ему выработать постгипнотические сигналы.
Многие дети любят, когда родители поглаживают их по спинке или по животику, особенно если лежат у телевизора или с книжкой. В таких случаях попросите малыша сделать глубокий вдох и задержать его, пока вы массируете спинку. Массаж делаете энергичнее на вдохе и слабее на выдохе.
Четырехлетний Тейлор казался слишком робким и застенчивым для своего возраста. Год назад он достаточно быстро научился говорить, но постепенно замолчал, правда, слушал очень внимательно и все понимал. Педиатр не нашел никаких физических отклонений и порекомендовал обратиться к гипнотерапевту.
Сеанс начался с того, что Тейлору разрешили разговаривать с самим собой, когда он только этого пожелает. Затем его научили смотреть с закрытыми глазами фильм “Все о Тейлоре”, а потом “нарисовать” все, что он видел, годились любые каракули. Правда, не все дети охотно откликаются на предложение “порисовать”.
В своем фильме Тейлор мог делать все что угодно и бывать где угодно. Если ему слышалась музыка, можно было попеть вслух. Вскоре родители заметили, что, играя в своем уголке, Тейлор довольно громко напевает. Появилась новая модель поведения. Постепенно малыш начал все больше разговаривать и месяца через три его речь вполне соответствовала возрасту. Его молчание, как выяснилось позднее, было вызвано боязнью сказать что-нибудь не то и рассердить папу с мамой.

Самогипноз для детей старшего возраста

Дети воспринимают самогипноз как занятие чем-нибудь понарошку, как забавные выдумки или игру в “замри”. Поэтому вы можете честно сказать, что все это не что иное, как искусство направленного самогипноза, которым они уже владеют. Дети авторов книги восприняли термин “самогипноз” без особого удивления.
Шестилетний Адам научился самогипнозу у отца, который прошел курс занятий у себя на работе. С начала учебного года, вот уже несколько недель, Адам страдал ночным недержанием мочи. Педиатр не обнаружил никаких физиологических причин и предположил, что на мальчика, возможно, отрицательно повлияла обстановка в новом классе.
Вместе с отцом Адам начал занятия самогипнозом. Вскоре мальчик научился управлять своим дыханием и расслабляться. Его любимым образом стал грузовик, и даже не один. Вот они несутся “и вдруг мгновенно тормозят. Моторы у них такие сильные, что им ничего не стоит взобраться на гору.
Вообще-то не столь важно, о чем мечтает ребенок, надо только его поддержать и похвалить. С неделю Адам занимался своими грузовиками. За это время они у него научились летать, останавливаться по его команде и преодолевать препятствия.
Вскоре Адам заметил, что он спокойно засыпал (включая тормоза), вставал когда надо и шел в туалет (выжимал полный газ), а постель оставалась сухой. Через три недели он совсем успокоился и избавился от своей беды.
Вы, скорее всего, поможете ребенку, если увлечете его сказкой, в которой в иносказательной форме будет фигурировать его проблема. Ребенок может начать придумывать свою сказку как с открытыми, так и закрытыми глазами. Подсказывая ребенку тот или иной поворот событий, можете закрыть глаза. Дети любят подражать взрослым, и особенно родителям, поэтому они скоро станут сочинять тоже с закрытыми глазами. По ходу сказочных событий подскажите ребенку решение его проблемы, задавайте ему наводящие вопросы и слушайте его ответы без всяких комментариев и оценок.
Самое главное “добиться соучастия ребенка в этой игре (навыке).
Если вам это удалось и ребенок живо заинтересовался предложенной игрой, положительные результаты не заставят себя ждать.
Нет родителей, которые не желали бы всего самого хорошего своему ребенку. Научив его навыкам самогипноза, вы сделаете ему подарок на всю жизнь. Он вырастет счастливым человеком, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства. А это и есть заветная цель всех родителей, ибо, воплотившись, она дает им основания полагать, что их воспитательные труды не пропали даром.

Совсем несложно загипнотизировать человека, который хочет, чтобы его загипнотизировали, поскольку, в конечном счете, гипноз - это самогипноз. Вопреки распространенным заблуждениям, гипнотизм - это не манипулирование сознанием и не мистическая способность. Гипнотизер в основном помогает гипнотизируемому расслабиться и войти в состояние транса. Описанный здесь метод прогрессивной релаксации очень прост в освоении и может использоваться даже неподготовленными людьми.

Шаги

Часть 1

Подготовка к сеансу гипноза

    Найдите желающего пройти сеанс гипноза. Если человек не хочет поддаваться гипнозу или не верит в действенность гипноза, его будет очень трудно загипнотизировать, особенно если вы начинающий гипнотизер. Найдите заинтересованного партнера, который желает пройти сеанс гипноза и готов терпеливо выполнять все инструкции.

    Выберите тихую, уютную комнату. Ваш партнер должен чувствовать себя в ней комфортно и спокойно. В комнате должен быть порядок и приглушенное освещение. Предложите партнеру сесть в удобное кресло и устраните любые отвлекающие факторы, такие как работающий телевизор или присутствие посторонних людей.

    • Отключите мобильные телефоны и музыку.
    • Закройте окна, если снаружи шумно.
    • Предупредите ваших родных, чтобы они вас не тревожили, пока вы сами не выйдете из комнаты.
  1. Расскажите партнеру, чего следует ожидать от гипноза. Большинство людей имеют ошибочные представления о гипнозе, навязанные кинематографом и телевидением. На деле же гипноз - это просто техника релаксации, которая помогает людям находить решения проблем и ответы на вопросы в своем подсознании. Мы все регулярно входим в гипнотическое состояние - во время мечтаний, когда погружаемся в прослушивание музыки, просмотр фильма или впадаем в глубокую задумчивость. В реальности во время сеанса гипноза:

    Спросите партнера, для чего он хочет пройти сеанс гипноза. Установлено, что гипноз избавляет от тревожных мыслей и даже укрепляет иммунитет. Это отличный способ укрепить внимательность, особенно перед экзаменами или важными событиями. Его можно использовать для глубокой релаксации при стрессах. Понимание мотивов партнера поможет вам ввести его в состояние транса.

    Спросите вашего партнера, гипнотизировали ли его ранее, и какие у него остались впечатления. Если он проходил сеанс гипноза, спросите, что ему говорили делать и как он на это реагировал. Это поможет вам понять, насколько восприимчив он будет к вашим указаниям, и чего вам следует избегать во время сеанса.

    • Как правило, люди, которых уже гипнотизировали, впоследствии легче поддаются гипнозу.
  2. Попросите партнера визуализировать варианты решений проблем. Вместо навязывания партнеру конкретных решений предложите ему вообразить, что он сам решает свою проблему. Как он представляет себе успешное решение? Как он к нему пришел?

    • Каким он хочет видеть свое будущее? Какие изменения сделают это возможным?
  3. Помните о том, что гипноз можно использовать при многих психических проблемах. Конечно, лучше обращаться за помощью к профессиональному психотерапевту, тем не менее гипнотерапия успешно применяется для борьбы с зависимостями, физической болью, фобиями, неуверенностью в себе и рядом других проблем. Не следует пытаться «исправить» человека, а лучше используйте гипноз, чтобы помочь ему исцелить самого себя.

    • Помогите партнеру визуализировать мир, в котором его проблемы не существуют. Пусть он представит, будто провел день без курения, или вообразит ситуацию, повышающую его самооценку.
    • Гипнотерапия оказывается гораздо эффективнее, когда человек сам хочет работать над своей проблемой еще до погружения в транс.
  4. Помните о том, что гипноз - это лишь один шаг на пути решения любых психологических проблем. Главные достоинства гипноза - релаксация и возможность безопасно поразмыслить над проблемой. Он позволяет погрузиться в себя и найти ответ в собственном разуме. И все же гипноз не является панацеей или средством быстрого решения проблем, это лишь способ помочь человеку глубже погрузиться в собственный разум. Эта своеобразная саморефлексия очень важна для крепкого психического здоровья, но для лечения хронических заболеваний и решения серьезных психологических проблем нужно обращаться к квалифицированному профессионалу.

Часть 4

Завершение сеанса
  1. Медленно выведите партнера из транса. Не следует резко вырывать его из состояния глубокой релаксации. Сообщите партнеру, что к нему постепенно возвращается осознание окружающего. Скажите ему, что он полностью вернется в сознание, как только вы досчитаете до пяти. Если вы видите. что он все еще погружен в глубокий транс, проведите его вверх по воображаемой лестнице, возвращая к сознанию с каждым шагом.

    • Начните с таких слов: «Сейчас я досчитаю от одного до пяти, и на счет пять вы полностью проснетесь, вернетесь в сознание освеженным и полным энергии».
  2. Обсудите с партнером проведенный сеанс гипноза, чтобы в будущем усовершенствовать свою технику. Спросите его, какие моменты ему понравились, что угрожало нарушить состояние транса, и что он чувствовал во время сеанса. Это поможет вам в следующий раз действовать более эффективно.

    • Не следует немедленно настаивать на беседе. Просто начните диалог, а если ваш партнер выглядит расслабленным и хочет еще немного побыть в тишине, дайте ему немного времени и дождитесь подходящего момента.
  3. Подготовьтесь к часто задаваемым вопросам на будущее. Будьте заранее готовы отвечать на подобные вопросы, поскольку от понимания процесса и доверия будет зависеть восприимчивость человека к вашим указаниям. Наиболее распространенные вопросы относительно гипноза таковы:

    • Что вы собираетесь делать? «Я попрошу вас визуализировать приятные сцены, а сам в это время буду подсказывать вам, как использовать свои психические способности более эффективно. Вы всегда сможете отказаться делать то, чего вы не хотите, и в любой момент сможете самостоятельно прервать сеанс, если в этом будет необходимость».
    • Каково это - быть загипнотизированным? «Большинство из нас испытывают изменения в степени осознанности по несколько раз в день, не замечая этого. Каждый раз, когда вас глубоко захватывает мелодия или отрывок стихотворения, когда вы даете волю своему воображению или настолько вовлекаетесь в события фильма, что чувствуете себя участником сцены, а не зрителем, вы переживаете одну из форм транса. Гипноз помогает вам сосредоточиться и наблюдать эти изменения осознанного восприятия с целью более эффективно использовать свои умственные способности».
    • Безопасно ли это? «Гипноз не является измененным состоянием сознания (как сон, например), это лишь изменение степени осознанности. Человеку невозможно навязать какие-либо действия или мысли против его воли».
    • Если это всего лишь работа воображения, то какая от этого польза? «Не следует путать тенденцию в языке использовать слово «воображаемый» как антоним к слову «реальный», а также путать его с термином «образ». Воображение - это абсолютно реальная группа умственных способностей, потенциал которых только сейчас начинают исследовать ученые, и эти способности не ограничиваются возможностью формировать умственные образы!»
    • Можете ли вы заставить меня делать то, чего я не желаю делать? «В состоянии гипноза ваша личность остается при вас, вы остаетесь самим собой, поэтому вы не будете говорить или делать то, чего не стали бы делать в подобной ситуации вне состояния транса. Вы можете легко отказаться от любого внушения, которое не хотите принимать».
    • Что я могу сделать, чтобы лучше откликаться на установки? «Гипноз очень похож на состояние, когда вас захватывает мелодия или стихотворение, когда вы погружаетесь в созерцание заката или мерцающего огня костра, или чувствуете себя участником сцены фильма, а не зрителем. Все это зависит от вашей способности и готовности следовать инструкциям гипнотизера».
    • Что если мне настолько это понравится, что я не пожелаю возвращаться? «Гипнотические внушения являются в основном упражнениями для ума и воображения, так же как, скажем, кинематографический сюжет. Но по завершении сеанса вы вернетесь к обычной жизни, как и после завершения киносеанса. Однако гипнотизеру может понадобиться несколько попыток, чтобы вернуть вас в обычное состояние. Быть абсолютно расслабленным очень приятно, но вы не так много способны делать во время гипноза».
    • Что если это не сработает? «Случалось ли вам в детстве настолько увлекаться игрой, что вы не слышали, как мама звала вас на обед? Или, может быть, вы - один из тех людей, которые могут вставать каждое утро в определенное время, просто подумав об этом с вечера? У всех нас есть такие умственные способности, о которых мы зачастую не подозреваем, и у некоторых из нас они развиты больше, чем у других. Если вы просто позволите своим мыслям свободно и естественно реагировать на слова и образы, которые вам предлагают, вы сможете пойти за своим сознанием, куда бы оно вас ни вело».
  • Помните о том, что релаксация - это главный ключ. Если вы поможете партнеру расслабиться, вам удастся погрузить его в гипноз.
  • Не доверяйте распространенному мифу о том, что гипноз позволяет заставить любого человека сделать что угодно по одному лишь щелчку пальцев.
  • Перед сеансом попросите партнера представить себя в приятном и спокойном месте. Например, в спа-салоне, на пляже, в парке. Или же возьмите аудиоплеер и включите запись шума волн, ветра или других успокаивающих звуков.
  • Гипнотизируемый не должен быть слишком оживленным и радостным перед сеансом, но и слишком уставшим он быть тоже не должен.
  • Говорите спокойным и расслабленным голосом.
  • Не щелкайте пальцами и не хлопайте в ладоши, чтобы вывести человека из транса.

Предупреждения

  • Не пытайтесь прибегать к гипнозу, чтобы лечить физические или психические расстройства (включая боль), если вы не являетесь квалифицированным профессионалом, подготовленным для лечения подобных болезней. Никогда не следует использовать гипноз как замену психотерапии или для спасения распадающихся отношений.
  • Не пытайтесь возвращать людей в воспоминания молодости. Если хотите, попросите партнера вести себя так, будто ему снова десять лет. У некоторых людей есть подавленные воспоминания, которые им не хотелось бы возвращать (унижения, обиды и прочее). Они подавляют эти воспоминания в рамках естественной психологической защиты.
  • Хотя многие люди рассчитывают на эффект постгипнотической амнезии, это ненадежный способ скрыть последствия недобросовестности гипнотизера. Если вы попытаетесь заставить загипнотизированного человека делать то, чего он не желает делать, они просто выйдет из гипнотического состояния.
  • Не гипнотизируйте одного и того же человека слишком часто, это может отразиться на его здоровье.

Что еще почитать