Почему ФБР помогало снимать «Молчание ягнят», а Фостер не хотела общаться с Хопкинсом. ​Кларисса Старлинг - девушка, которая нравилась Ганнибалу Лектору Ганнибал лектор любил клариссу

Лучи утреннего солнца с трудом пробивались сквозь Искусные витражи маленькой сельской часовни имени святой Анны. Трава у входа шуршала под потоками ветра, рассказывая что то на непостижимом человеку языке природы. Вокруг не было ни души, если не считать старого священника, как обычно кормящего у входа прожорливых птиц. Через несколько минут к часовне подъехал черный мустанг. Любого другого такое раннее вторжение могло бы удивить, но отец Николас знал, кто решил нанести ему этот утренний визит. Из открытой двери автомобиля показался стройный мужчина и подал руку своей спутнице. Она выглядела несколько утомленной, однако глаза ее светились от переполнявшего душу счастья. Длинная белая юбка, явно сшитая на скорую руку, раздувалась ветром, придавая девушке очень трогательный, неуклюжий вид. Тюлевая шаль приподнялась, обнажая бледные плечи со спускавшейся на них волной медных волос. - Рад приветствовать тебя, Ганнибал. Спокойно сказал священник, глядя с крыльца на эту забавную пару. Лектер улыбнулся, чуть сильнее сжимая руку стоящей рядом девушки. - Я так же рад видеть вас в добром здравии, отец Николас! Это официальное приветствия показалось Клариссе не столько чопорным, сколько действительно пропитанным уважением. Она внимательно рассматривала лицо Ганнибала, все еще крепко сжимавшего ее ладонь. - Готова? Тихо спросил он, проводив взглядом вошедшего внутрь святого отца. - Да, готова... Так же тихо, но уверенно ответила Старлинг. Она не сомневалась ни на минуту, что делает правильный выбор. Они вошли в церковь. Солнечные лучи проходили через разноцветные стекла и окрашивали скучные белые стены помещения во всевозможные цвета, то заставляя их сиять как алмазы, то приглушая набежавшими на солнце облаками. Клариса и Ганнибал стояли у алтаря, крепко держа друг друга за руки. - Не волнуйся. это не страшнее, чем 6 лет заключения в психлечебнице! - Хорошее сравнение, Кларисса! Предупреждю, это был сарказм... Наконец Священник начал свою речь. - Дорогие влюбленные! Мы собрались здесь сегодя, чтобы соединить два любящих сердца и заключить союз между этим мужчиной и этой женщиной. Ганнибал Лектер! Согласен ли ты взять в жены Клариссу Старлинг и делить с ней все радости и горе, пока смерть не разлучат вас? Ганнибал нежно посмотрел на девушку. - Согласен. - Кларисса Абигаэль Старлинг! Согласна ли ты взять в мужья Ганнибала Лектера? - Согласна! И снова ни тени сомнения. - Что ж, в таком случае, если ни у кого нет возражений против заключения данного брака, я объявляю вас мужем и женой. Можете поцеловать невесту и обменяться кольцами. Лектер приблизился к своей возлюбленной. Легким движение руки он отодвинул тюль, скрывавший верхнюю часть ее лица. - Заметь, ты сама согласилась! - Дурак... Улыбнулась Старлинг и впилась глубоким поцелуем в губы мужчины. Она больше не Старлинг, уже нет. Теперь она миссис Лектер, синьора Фебба, мадам Латтер, но только не Кларисса Старлинг. Она давно мечтала избавиться от прошлой своей жизни и вот наконец она сделала это. Она свободна. - А теперь, если не возражаете, приступим к формальностям! Деловитым тоном произнес отец Николас, поспешно открывая журнал. - Поставьте подпись. Так. Отлично. А теперь ваши паспорта, будьте так любезны! Каким то далеким чувством Кларисса осознавала, что вместе с росписью в учетнике священника осталась вычеркнутой и ее биография. Еще пять минут назад она была Клариссой Старлинг, бывшим спец агентом, считавшейся без вести пропавшей после роковой встречи с доктором Лектером. А сейчас... Она и сама не понимала, кем теперь ей предназначено быть. Теплый поцелуй Лектера вывел ее из мыслей. - Все готово, Клариса. - Мы можем ехать? Вместе ответа Ганнибал подхватил ее на руки и, усадив в машину, нажал на педаль газа. Отец Николас помахам им в след. Он знал - больше он никогда не увидит эту пару. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Аэропорт Вашингтона. 10:31 утра. Опаздывающие пассажиры снуют туда-сюда, не обращая никакого внимания на богато одетого мужчину и его спутницу. - ... Ах, это просто ужасно! Пресса говорит, ей не было и 33 лет... Услышала Кларисса разговор людей впереди себя. - Этот Лектер просто чудовище! Он не просто убил ее, он уничтожил все что от нее осталось! - А может быть она жива? Сбежала или он пощадил ее! - Не говори ерунды, Джонни! Этот маньяк не оставляеть в живых никого!... Кларисса озадаченно взглянула на своего мужа. Он так же слышал разговор молодых людей. - Милый, что это значит? - Это популярность, Кларисса! Радуйся! Она шутливо ударила его по плечу. - Ты меня своими шуточками в могилу сведешь!! В ответ Ганнибал бережно обнял супругу. - Ничего не бойся, любовь моя. Скоро все закончится... - Ваши документы, господа! Раздался металлический голос служащего на паспортном контроле. Он несколько раз взглянул сначала на фотографию в паспорте, затем на лица супругов. - Вы муж и жена? - Там все написано, молодой человек! Нетерпеливо Проговорила Кларисса, от чего получила легкий щипок со стороны доктора. - Да, мы женаты. Он снова недоверчиво полистал паспорта. - Цель вашей поездки в Аргентину? - Знаете, много лет назад я прикупил там особняк. Шикарный особняк, должен вам сказать! Прекрасные виды, дюжина слуг... Мы решили покинуть соединенные штаты ради удовлетворения собственных желаний... Проще говоря, смена места жительства является нашей причиной отъезда. - Ладно.. Процедил сквозь зубы совершенно сбитый с толку юноша, отдавая паре паспорта. - Я вас где то видел... Сказал он, когда Кларисса уже была за калиткой досмотра. - Сомневаюсь. Теперь их никто не остановит. Через несколько часов самолет на Аргентину пролетал над водами атлантического океана. Кларисса смотрела в иллюминатор, наблюдая за тем, как солнечные блики отражаются в воде и как они преобразовывабтся, когда созерцаешь их гораздо выше, чем с высоты птичьего полета. Будто бы сквозь сон она почувствовала горячие губы Лектера на своей шее. Она удивленно повернулась, натыкаясь прямо на поцелуй. - Кларисса, должен ли я повторять то, что тебе и так хорошо известно? Девушка хитро прищуриваюсь. - Ну кое что я была бы не против услышать еще пару раз. - Я люблю тебя. Сказал Лектер, устремив взгляд куда то мимо Клриссы. Она в свою очередь нагло усмехнулась и, с нескрываемым удовольствием, больно дернула мужа за волосы. - Я говорил, что ты самая добродетельная сволочь на земле? - Я тоже люблю тебя, Ганнибал. Улыбнулась девушка, чувствуя, как сильные руки доктора привлекают ее к себе. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ганнибал Лектер помнил каждую минуту того дня. Даже сейчас, по прошествии 8 лет, он с улыбкой вспоминает их последний вечер, когда прошлая жизнь еще не до конца ушла за порог. Сейчас он сидит в гостинной, неспешно потягивая из бокала красное вино. Дрова весело потрескивают в камине, отражаясь горящими точками в глазах доктора. Он один. Кларисса спит наверху, в их спальне. Он не любил будить ее, ведь эта девушка так прелестна, когда погружена в объятия морфея. - Ганнибал? На лестнице показалась сонная фигурка, закутанная в длинный махровый халат. - Ничего, Кларисса. Иди спать. Но она и думать об этом не хотела. Она словно бабочка опустилась у ног Лектера, опустив голову на его колени и вопросительно глядя ему в глаза. - Ты так красива... Прошептал доктор, не смея оторвать взгляд от этих волшебных голубых глаз. -Почему ты сидишь здесь? Идем, давным давно за полночь... - А я тут вспоминал наш последний день в Вашингтоне. Выражение лица Клариссы сменилось улыбкой. - И как? - Это был лучший день в нашей жизни. - Ты считаешь так? Она встала и обняла его за шею. - Наверное потому, что это был последний день Клариссы Старлинг. - И первый день Корделии Фебба! Кларисса нежно поцеловала его в макушку. Он, словно пушинку, перекинул девушку через плечо, благодаря чему та оказалась у него на коленях, свесив ножки на пол. - Почему ты босая? А ну ка давай... Лектер взял в руки холодные ступни супруги. - Мне жарко! А теперь еще и щекотно... Ай! Отпусти! - Миссис Лектор, вы наглая, не послушная, дрянная девчонка, но я люблю вас и такой! С этими словами он поцеловал её. Кларисса протестующее замычала. Хотя больше этот звук был похож на полу протест-полу стон. - Хам! - Стерва! Очередной страстный поцелуй. Когда же доктор наконец оторвался от нее, Кларисса вдруг крепко-крепко обхватила руками его шею, прижимаясь к груди. - Я люблю тебя, милый. Он лишь нежно обнял ее в ответ. Он наконец то мог чувствовать эти любимые руки, любимые губы, глаза, слышать такой любимый голос... Пусть он видел ее каждый день, он никогда не устанет любоваться красотой своей жены, своей Клариссы. Жизнь часто ставит нам преграды, от которых мы не можем отказаться. Не Можем обойти их или избежать. Они неколебимы, и уходят со временем сами, как уходит детство, печаль, счастье, любовь... И только завтра не умрет никогда. Оно останется с нами до самого конца. Кларисса и Ганнибал вот уже восемь лет как живут под одной крышей и спят в одной постели. Они любят друг друга, наверное так, как их самих никто никогда не любил. И плевать, что будет с ними потом. В объятиях доктора Лектера Кларисса чувствовала себя защищенной, полностью сокрытой ото всех бед этого жестокого и злого мира. Она не думала о том, что ждет их в будущем. Для нее существовало лишь сейчас, сейчас, которое она проводит в горячих руках любимого мужчины, и плевать ей на завтра. Существует лишь сейчас, и пусть весь мир подождет!

Аромат березовых поленьев смешивался с ароматом великолепной, изысканно украшенной елки. На камине и столе горело множество свечей, так что даже не было необходимости включать свет.
- Удивительно! Как будто я вернулась в детство, - подумала Кларисса.
Она подошла к окну, открыла жалюзи. За окном шёл густой снег, играла снежинками. Благодаря прекрасной звукоизоляции картина казалась немного ирреальной. Кларисса долго стояла, задумчиво глядя в окно, и наслаждаясь непривычным для неё вкусом вина.
Позади послышались мягкие шаги Ганнибала. Он подошел, и осторожно положил свои руки ей на плечи, слегка сжав их. Кларисса всем телом приникла к нему, он уткнулся лицом в ее шею.
- Ты сводишь меня с ума, Кларисса...
- Как же так, Доктор, я думала, это Вы будете лечить меня от безумия, - игриво произнесла она.
Лектер лишь вздохнул, и прошелся рядом мелких поцелуев вдоль всей шеи Клариссы. Она почувствовала приступ острого возбуждения, до сих пор никогда ею не испытанного. Понимая, что Лектер прекрасно осознает ее состояние, Кларисса даже не пыталась его замаскировать.
- Надеюсь, он не посчитает меня полной дурой, - подумала она.
- Нет, Кларисса, конечно - нет, - словно прочитав ее мысли, ответил Ганнибал, - Эта именно та реакция, которая является самой естественной в данной ситуации.
- Ганнибал, - чуть помедлив, спросила Кларисса, - Чей это дом?
- Мой, - просто, и беззастенчиво ответил он. - Я ведь не упускал возможности все эти годы время от времени приезжать в США, чтобы издали полюбоваться тобой. Вот и купил этот дом. Это было мое убежище... А теперь - наше. Но ненадолго, скоро мы уедем отсюда навсегда, и уже никогда не вернемся обратно.
- Ты всё уже обдумал, но не спросил меня, хочу ли я уехать.
- А ты не хочешь? Мы же не можем здесь остаться, - удивленно ответил он.
- Для меня достаточно серьёзный шаг просто быть с тобой, и тут вдруг ещё такой удар - ты хочешь уехать из страны, прихватив меня с собой.
- Не говори так - "прихватив". Это похоже на то, как если бы ты сказала, что я не оставил тебе выбора. Выбор у тебя был, есть и будет.
Кларисса повернулась к нему лицом, и оказалась в плену его дерзких рук. Пока она ждала его у окна, Лектер успел принять душ, и поменять рубашку - на нем была великолепная вещь такого же цвета, как и платье Клариссы. Воротничок по-домашнему не застегнут, и без галстука.
- Давай продолжим наш разговор за столом, - предложил Лектер, забирая у нее из рук бокал, и сопровождая ее в столовую.

Обеденный стол заставил Клариссу оробеть. Она никогда не пользовалась столь изысканной сервировкой, исключая лишь редкие походы в достаточно простые и незамысловатые ресторанчики.
- И как у тебя всё это получается? - произнесла она с восторгом.
- Это очень просто, на самом деле, - улыбнулся Лектер.
- Я никогда не смогу каждый день обедать в такой обстановке, - тихо пожаловалась Кларисса.
- У тебя получится, - заверил Ганнибал, - К тому же это праздничный обед. В другие дни все будет гораздо проще. Не волнуйся, каждый день я тебя не буду этим смущать.
- А что мы празднуем? - спросила Кларисса, когда Лектер помог ей сесть за стол.
- Ты считаешь, что у нас нет повода для торжества? Собственно, на мой взгляд, есть сразу несколько причин для праздника - наше освобождение от оков, наш первый совместный вечер, ну и, Рождество, само собой.
- Действительно, довольно много поводов. Ганнибал, я, к сожалению, не сильна в обеденном этикете, так что если тебя будет смущать мое поведение за столом, не ругай меня слишком сильно, - застенчиво произнесла Кларисса.
Он улыбнулся, и произнёс, - Не беспокойся, и даже не думай об этом.
Ганнибал подал суп, и сел напротив Клариссы. Они пожелали друг другу "приятного аппетита", и начали есть. Кларисса попробовала суп, и восхитилась.
- Никогда не ела такой вкуснятины, - просто, и немного по-детски сказала она.
- Мне приятно видеть, что ты открываешь для себя что-то новое, и искренне радуешься этому, - ответил Лектер, восхищаясь ее непосредственной реакцией, - Это трюфели, очень приятные грибы, мои любимые, так что тебе придется их есть достаточно часто.
- Я не против! - счастливо засмеялась Кларисса.
Пока Кларисса доедала суп, Доктор Лектер извинился, и ненадолго вышел из столовой, но вскоре вернулся, с весьма довольным видом, и двумя большими тарелками. Форель под белым соусом из вина со спаржей, и артишоками, обрамленная маленьким отварным картофелем.
Кларисса взяла было вилку, но приостановилась...
- Что-то не так? - спросил Лектер.
- Пытаюсь вспомнить, как правильно есть рыбу, - засмеялась Кларисса.
- С аппетитом, - улыбнулся Лектер, - Об остальном не стоит беспокоиться.
Десертом было решено насладится в гостиной, у камина.

Агент Кларисса Старлинг - молодая девушка, выпускница школы ФБР. С точки зрения карьерного роста Клариссе Старлинг очень повезло: ей доверили участие в деле о Баффало Билле, маньяке, который срезал с убитых им женщин кожу. Надеясь найти зацепку, Старлинг отправили к маньяку Ганнибалу Лектору, который находился под строгой охраной и, в свое время, будучи врачем, имел контакт с Баффало Биллом.

Лектору понравилась непосредственность, честность, ум и выдержка Клариссы, кроме того, в обмен на сведения, ему пообещали более мягкие условия содержания. Между Лектором и Старлинг образовалась связь и что-то похожее на взаимную симпатию. Лектор согласился сотрудничать и помочь найти маньяка. Правда он выдвинул условие: Кларисса должна была рассказывать ему о своем детстве и внутренних переживаниях. Видимо Лектору захотелось вновь применить свои знания (он был психиатром) и помучить (а может и спасти) молодую девушку.

Отношения Клариссы Старлинг и Ганнибала Лектора, то, как он вместе с ней вычислял Баффало Билла и разобрался в ее детских страхах, полностью затмевает тему поимки маньяки-убийцы. По большому счету, это практически "любовная" линия фильма.

Кларисса, попав под влияние гения Лектора, тем не менее, вложила весомый вклад в поимку убийцы. Она догадалась, что Баффало Билл - бывший портной и нашла его жилье. Ясно, что маньяк мог легко убить Клариссу, но он стал играть с ней и допустил ошибку не схватив ее сразу. Когда он взвел курок, Кларисса выстрелила на звук и убила его.

Кларисса не супергерой и не крутой профессионал. Она обычная девушка, попавшая в столь запутанную и жуткую ситуацию.

Но, после этого дела, Кларисса превращается в настоящего матерого специального агента. Она участвует в боевых действиях и убивает владелицу нарколаборатории Эвелду Данго.

Клариссу опять вовлекают в дело, связанное с Лектором, к тому же, тот явно к ней неравнодушен и пишет ей письмо, дразня ФБР. Когда Лектора ловит миллионер Верджер, Кларисса спасает его, получая ранение. В ответ, Лектор не бросает ее, а привозит в дом представителя министерства юстиции Пола Крэндлера. Кларисса пытается поймать его приковывая к себе наручниками, но Лектор отрубает себе руку и сбегает.

Цитаты и диалоги с участием Клариссы Старлинг

Доктор Лектер: «А теперь признайтесь, что вам сказал Миггз? Тот, с раздвоением личности, из соседней камеры. Он свистнул вам, а сказал что?».
Кларисса Старлинг: «Сказал, что может учуять запах моей промежности».
Доктор Лектер: «Ясно. А вот я не могу. Вы пользуетесь кремом Эвиан. И иногда духами Лэр Ду Тэм, но не сегодня».

Мюррей: «А правду говорят, будто он что-то навроде вампира?»
Кларисса Старлинг: «Тому, кто он, ещё нет названия».

Ганнибал Лектер: «Джек Кроуфорд помогает вам по службе, верно? Несомненно, вы ему нравитесь, да и он вам тоже». Кларисса Старлинг: «Никогда над этим не задумывалась».
Ганнибал Лектер: «А вы не предполагали, что он хочет вас? Да, он староват, но вы не думали, что он представляет какие-то сцены с переодеваниями, что он трахает вас?».
Кларисса Старлинг: «Доктор, мне это не интересно, а, если откровенно, то намного ли ваши домыслы отличаются от того, что говорил мне Миггз?».
Ганнибал Лектер: «Больше не буду».

Ганнибал Лектер: «Думаете, почему он сдирает с них кожу, агент Старлинг? Поразите-ка меня своей проницательностью». Кларисса Старлинг: «Это его возбуждает. Большинство серийных убийц оставляет себе всякого рода трофеи от жертв». Ганнибал Лектер: «Я не оставлял».
Кларисса Старлинг: «Да, свои вы съедали».

Кларисса Старлинг (после побега Лектера): «Он не будет меня искать».
Арделия Мэпп: «Да ну!».
Кларисса Старлинг: «Не будет. Не могу этого объяснить… Он… он решит, что это неэтично».

Кларисса Старлинг: «Где вы, доктор Лектер?».
Ганнибал Лектер: «В мои планы не входит навещать вас, Кларисса. С вами этот мир гораздо интереснее».


Извините. Я не знаю, как начать. Извинили?

Все конечно же, знают Ганнибала Лектера...
Ганнибал Лектор - герой популярного фильма "Молчание ягнят", а так же...

Разве так можно начинать? Да и речь не о "Молчании ягнят". Хотя как можно писать о Лектере и не упоминуть "Молчание"? Никак.

Надеюсь, всем знаком сюжет. Агент Кларисса Старлинг (Джоди Фостер) - молодая сотрудница ФБР, идущая по следу маньяка. Доктор Ганнибал Лектер - маньяк-каннибал, пациент лечебницы для преступников-психопатов, помогает ей в этом нелегком деле. Дело в том, что Лектер - не только псих, но и профессиональный психолог, необычайно одаренный, к тому же. В качестве платы за свою помощь он пытается покопаться в мозгах Клариссы. Между ними возникает определенное влечение, хотя Кларисса не может себе в этом признаться. В конце она ловит своего маньяка, а Ганнибал сбегает из психушки, убив несколько человек, и исчезает.

Так, с описательной частью закончили. Лирика. Я посмотрел "Молчание ягнят" сравнительно поздно. Что можно сказать? ИМХО - Ганнибал Лектер один из самых эротичных мужских образов в современном кинематографе. В этом с ним сравнится только князь Дракула из "Дракулы Брэма Стокера". Впрочем, у них одно амплуа.

Разрешу себе привести _обширную_ цитату из Ницше: "Различие между людьми сказывается не только в различии скрижалей их благ, стало быть, не только в том, что они считают вполне желанными различные блага и вместе с тем не сходятся в сравнительной оценке, в установлении табели о рангах общепризнанных благ, - оно сказывается еще более в том, что считается ими за действительное обладание и владение каким-нибудь благом. По отношению к женщине, например, более скромному в своих требованиях человеку уже право располагать ее телом и удовлетворение полового чувства кажутся достаточным и удовлетворяющим его признаком обладания и владения; другой человек, со своей более недоверчивой и более притязательной алчностью к владению, видит в таком обладании «вопросительный знак», видит только его призрачность и хочет более тонких доказательств прежде всего, чтобы знать, только ли женщина отдается ему, или же она готова бросить ради него все, что имеет или чем очень дорожит, - лишь это и значит для него «владеть». Но третий и тут не останавливается в своем недоверии и жажде обладания; если женщина всем для него жертвует, то он спрашивает себя, не делает ли она этого ради фантома, созданного ее воображением: чтобы быть вообще любимым, он хочет прежде быть основательно, до глубочайших недр своих узнанным, - он отваживается дать разгадать себя. - Лишь тогда чувствует он, что вполне обладает своей возлюбленной, когда она уже не обманывается на его счет, когда она любит его так же сильно за его зло и скрытую ненасытность, как и за его доброту, терпение и умственное развитие (Выделение моё - Г.Н.)".

Дракула и Ганнибал как раз представляют третий тип отношений. Гипертрофированный и преломленный в призме кино, но именно такой; и так я объясняю себе их привлекательность.

А поговорить я хотел о "Ганнибале", книге и фильме; "Ганнибал" - продолжение "Молчания ягнят". Как и "Молчание", "Ганнибал" снят по книге Томаса Харриса. Именно Томас Харрис и создал образ обаятельного Ганнибала-каннибала.
Немного хронологии.
1.В связи с выходом фильма "Ганнибал" "ТВ-Парк" посвящает статью творчеству Харриса. М-да, говорю я себе, сделать каннибала положительным персонажем - это надо догадаться. Секундочку... кто-нибудь сомневается. что Ганнибал - положительный персонаж? Поехали дальше.
2.Я смотрю фильм "Ганнибал" по телевизору.
3.Мне в руки случайно попадает роман "Ганнибал".

Информация к размышлению. По книге (да, "Молчание ягнят" я тоже читал) особенно заметно, насколько автор влюблен в своего героя. Ганнибал непознаваем; все психиаторы мира не могут проникнуть в его разум. Между собой они называют его "Чудовище", и в глубине души не считают его человеком. Его самообладание потрясает. Даже убивая, он остаётся абсолютно спокойным. Обоняние Ганнибала гораздо тоньше человеческого. Он "сильный, как муравей", по выражению автора, т.е. намного, гораздо сильнее обычного человека его возраста и комплекции. Он не только очень силён, но и невероятно быстр. О его интеллекте, повторюсь, ничего сказать нельзя, он находиться за рамками человеческих представлений. Сказать, что Ганнибал очень умён - ничего не сказать. Ганнибал - настоящий специалист в области изящного, его вкус в еде, одежде, винах - безупречен. Он разговаривает на нескольких языках и диалектах, хорошо рисует и разбирается в истории, истории искусств, архитектуре. О том, насколько он талантливый психолог, я уже писал. В свою бытность психоаналитиком он промыл мозги парочке богатых пожилых клиентов, которые оставили ему все свои деньги... которые он положил на такие хитрые счета, что даже ФБР не смогло их найти. Так что Лектер не стеснён в средствах. В полумраке его глаза отсвечивают красным.
...И по фотографии Томаса Харриса видно, что он пытается подражать стилю Ганнибала.

О чём фильм "Ганнибал"? Прошло несколько лет. Клариссу стала играть другая актриса (Джулиана Мур). У неё проблемы. Её зажимает начальство - тупые похотливые мужланы. Когда какой-то начальник посмотрел на её ноги, я сразу сказал, что он антигерой, и, скорее всего, не доживёт до конца фильма. В американском кино такое не прощается (хех, тут надо вспомнить "Эволюцию" и добавить...в серьезном кино). В этот момент мой отец резонно заметил, что не хочешь, чтобы смотрели на твои ноги - не надевай на работу юбку с вырезом. И ушел спать 8-).
Ганнибал всплыл на поверхность, и Кларисса ему всё еще небезразлична. Происходят разные события.
Конец фильма. Ганнибал похищает Клариссу и её плохого начальника. Одевает её в вечернее платье и приглашает на ужин. После чего съедает мозги еще живого нехорошего босса. Полиция уже едет, и Ганнибалу пора бежать. Но тут Кларисса вспоминает, что она агент ФБР. Она выхватывает наручники и приковывает себя к Лектеру. "Отдай ключи" говорит Ганнибал. Кларисса идёт на принцип. "Сейчас будет очень больно", ухмыляется он, примерясь мясницким тесаком к её тонкому запястью. ... В общем, Ганнибал отрубил СЕБЕ руку и успел скрыться до прибытия полиции. Конец фильма. Продолжение следует.

Эта концовка меня чудовищно обломала. Мне было больно. У нас даже вышел спор с Шелом (вы знаете, кто такой Шел, правда?). Я говорил, что Ганнибал должен был отрубить руку ей. Через пять минут приехала бы полиция, руку положили бы в лёд, и потом пришили обратно. Современная медицина, чик-чик. Ганнибал бы отрубил ей руку.
Или горианский - староамериканский вариант. Ганнибал грозит ей ножом, она плачет и отдаёт ему ключи. Как хорошая девочка. И кто сможет её обвинить? Он же маньяк, на нём куча трупов, такой искалечит и не задумается. Но в современном американском кино женщина не может сломаться.

Шел утверждал, что концовка очень правильная, и что так всё и должно быть. Ганнибал ни в коем случае не стал бы отрубать Клариссе руку. Да он попросту и не смог бы - он же любил её. Но даже согласившись с этим агументом (я могу поверить, что для Ганнибала её тело дороже собственного), я всё равно остался при своем мнении. Ладно, Ганнибал мог бы отрезать себе руку. Но он никогда бы не опустился до пустой угрозы. Он не стал бы угрожать ей, а потом резать руку себе, поняв, что она не уступит. В конце концов, это же Лектер!

Впрочем, на самом деле мы спорили о другом. Шел - романтик, и для него любовь связана с болью. Любимый человек часто оказывается мучителем, а во имя любви приходиться расставаться с частью себя. Я не такой. Я не люблю, когда мне делают больно. Очень не люблю.
И меня задели все эти образы. Плата за любовь, да. В стерильном мире современной Америки (таком, каким мы видем её в триллерах и детективах) любить так, как любит Ганнибал - преступление. И за эту преступную любовь к женщине Ганнибал лишается руки. Да, ведь он поцеловал её без спроса, а это хуже чем убить и съесть десять человек - так это следует понимать?
И конечно, ей-то ничего не было. В конце фильма она стоит и строит глазки. Мило провели время; приходи еще. Тварь. О, ну ты же понимаещь - я агент ФБР и не могла поступить иначе. Нет, лучше бы он ей руку отрубил. За то, что не ценит своего счастья. Кто еще будет так любить её? Когда еще она встретит такого человека? Это если изложить словами мои эмоции.

А потом я прочел книгу. Чтобы понять. Что оказалось? В книге гендерная тематика выраженна еще ярче. Кларисса - икона феминизма. Она стреляет лучше мужчин. Расследует дела лучше мужчин. Все молодые острудницы ФБР молятся на неё, потому что она была первой, и её образ поддерживает их в борьбе с уродливым мужским миром. Начальники Клариссы еще гаже, чем в фильме. Они все ей завидуют и хотят засунуть в неё свои мерзкие мужские штуки, чтобы утвердить свое мужское господство. Естественно, она им отказала, поэтому они мешают её продвижению по службе. В общем, полный патриархальный кошмар. Один Ганнибал ценит и уважает её как личностью. А тупых мужланов он тоже ненавидит, мочит их и ест.

Обычная американская вонючка. Заодно мы узнаем, почему Ганнибал такой маньяк. Оказыватся, он литовец. Естественно, такой выродок не может родиться в Америке! И родиться выродком никто тоже не может - все дело в детских травмах. Вот и у Ганнибала была детская травма. У него была младшая сестра Миша, которую он очень любил. Наверное, родители назвали её в честь своего русского друга:). Холодной весной 44 года сестру съели оголодавшие немецкие дезертиры. Поэтому он и вырос людоедом. Одно хорошо - это были не советские воины-освободители, а немцы. Спасибо автору.

Конец книги... Тут-то и начинается самое интересное. Ганнибал похищает Клариссу и её тупого начальника. Потом накачивает её наркотиками, подавляющими волю. После чего они ВДВОЁМ ужинают мозгами еще живого начальника и просто великолепно проводят время. А потом для Клариссы начинается долгий период лечения под руководством доктора Лектера, вовсю применяющим гипноз и вышеупомянутые наркотики. Проще говоря, Клариссе промывают мозги. Ведь в чём корень её проблем? Её отец был полицейским, погибшим на дежурстве. Он очень много для неё значил, и чтобы доказать себе, что она его достойна, Кларисса поступила в ФБР.
Отсюда её проблемы в отношениях с мужчинами. Она хочет остаться папиной дочкой, и её привлекают только мужчины, которые намного старше её. Ганнибал как раз такой. Сначала он внушает ей, что он и есть её отец, а она - его маленькая дочка. После чего показывает ей выкопанные на кладбище кости её отца (серьезно!) и объясняет, что тот давно умер. В ходе дальнейших сессий, он показывает, как ей мешала вера в то, что "папа лучше знает" (daddy knows best - американская формула для обличения патриархата и прочего тоталитаризма). Все негативные черты мужчин в её жизни тоже принадлежали её отцу. В конце Ганнибал доказывает Старлинг, что она попросту лучший полицейским, чем её отец когда-либо мог стать. Он умер из-за собственной глупости. Пора прекратить идеализировать его и начинать жить своей жизнью. Да, и к черту ФБР.

Одним словом, Лектор вылечил Старлинг. Но у него свои пробемы, и он готов перейти ко второй части своего плана. Он хочет вернуть Мишу, свою младшую сестру. Лектера долго кормили грудью; прекратили кормить, только когда родилась его сестра. И он любил её, как никого в этой жизни. В своем невероятном мозгу он сохранил слепок её личности. Увидев Клариссу, он сразу понял, что её тело идеально в роли носителя. Теперь, исцелив и очистив её мозг, он собрался записать на него личность своей трагически погибшей сестры.
Естественно, Клариссу такая перспектива вовсе не радует. В обновленном состоянии она сама становится чуть ли не умней самого Ганнибала. Так что ей удается убедить его, что его тело гораздо более достойное хранилище для личности его сестры, чем её. А потом она спрашивает, кормила ли мать его грудью (вопрос, который обычно задавал сам Лектер). Лектер признаётся, что кормила, и тогда Кларисса обнажает грудь, льёт на неё шампанское и даёт Ганнибалу пососать свой сосок. В голове людоеда замыкает нужные контакты, и память о прошлом перестаёт его мучить. А потом они занимаются любовью.

Так исцеленная Кларисса исцелила Ганнибала. В этом месте gwen_frozen , которой я рассказывал эту историю, сказала: "Это означает, что женщина может полностью отдаться мужчине, сохранив при этом свою идентичность. Я умная!" 8-).

Эпилог книги: Рио-де-Жанейро, канун Миллениума, Кларисса и Ганнибал танцуют в ресторане под открытым небом на крыше своего пятизвездочного отеля. Она счастлива и не вспоминает про свою прошлую жизнь. Тут, я думаю, имеет смысл вспомнить про конец "Мастера и Маргариты" и шприц с жидкостью чайного цвета;-). Тем не менее, несмотря на феминистко-гендерную шелуху, получается примерно следующее. Честь, присяга, жетон - пустые слова для Женщины. Она счастлива, потому что рядом человек, который любит её, который водит её в театр и в оперу, а потом занимается с ней любовью, как в первый раз. Она красива, потому что Он хочет видеть её такой. Её вкус стал таким же безукоризненным, как у Него - Он научил её разбираться в живописи и винах. Она не думает о будущем, не думает, откуда берутся деньги, но знает - если кто-то станет на пути их счастья, Он его убьёт. Кларисса Старлинг нашла своё место в мире.

А вот теперь вопрос. Почему потребовалось написать для фильма другую концовку? Я сам догадываюсь, но... Может, кому-то концовка фильма нравится больше? Хотел бы услышать ваше мнение. А то gwen_frozen жаловалась, что мои постинги слишком закончены, чтобы их комментировать. Чтож, закончу на полуслове.

Кларисса Старлинг (роль исполнила Джуди Фостер) была молодой симпатичной девушкой, слушательницей школы ФБР, когда ей доверили участие в расследовании убийств, совершенных маньяком по кличке Баффало Билл. Скорее всего выбор был не случайным, так как Кларисса полностью отдала себя работе (судя по фильму личная жизнь у нее полностью отсутствовал) и была довольно заметной студенткой (по крайне мере Кроуфорд ее запомнил). Отметим также, что у нее была двойная специализация: психиатрия и криминалистика.

Клариссу отправили на беседу с психиатром-людоедом Ганнибалом Лектором, сидящем в одиночной камере, который мог помочь найти Баффало Билла. Девушка понравилась Лектору и он стал сотрудничать с ФБР (да и он "приглянулся" Клариссе) в обмен на улучшение условий отсидки.

Кстати, Лектор сразу раскусил ее:

...Вы ведь так амбициозны, не так ли? Знаете, как Вы выглядите со своим дорогим портфелем и дешевыми туфлями? Выглядите как деревенщина. Добротно выделланой, суетливой деревенщиной с плохим вкусом. Хорошее питание чуть удлинило Ваши кости, но Вы не более чем на одно поколение ушли от отребья общества. Ведь так, агент Старлинг? Акцент, который Вы так отчаянно пытаетесь скрыть, - чисто из Западной Вирджинии. Ваш отец шахтер? От него постоянно несет керосином?..

Желая подразнить Клариссу и вспомнить свою профессиональные навыки, Лектор заставил ее рассказать о своих детских страхах. Выяснилось, что Кларисса до сих пор страдает от кошмаров. В детстве она жила на ранчо и, когда настал сезон забоя скота, Клариссу разбудили жалобные крики ягнят. Девочка попыталась освободить, открыв ворота в стойле, но ягнята не побежали. Тогда она схватил одного ягненка и попыталась убежать с ним, но ее поймали. После этого, Кларисса часто просыпалась ночью и ей чудились крики ягнят. Проницательный Лектор сразу понял, что девушка надеется, что после спасения жертвы Баффало Билла (а он поймал дочку сенатора), она перестанет слышать эти жуткие звуки.

С помощью Лектора и своей смекалки Кларисса смогла обнаружить место жительства Баффало Билла (об этом маньяке читайте ). Маньяк заманил ее в ловушку (оказался с ней в темном подвале с прибором ночного видения), но Кларисса смогла застрелить его.

Хотя Кларисса встречалась с Лектором всего несколько раз, между ними установилась связь. В фильме "Ганнибал", став уже матерым агентом, она опять сталкивается с Лектором и спасает ему жизнь (к сожалению, это обрекло на страшную смерть Верджера, который хотел отомстить Лектору). Тот не остается в долгу и оказывает помощь Клариссе, которая получила ранение в перестрелке. Когда та пытается отдать людоеда в руки правосудия, приковав Лектора к себе наручниками, он, жалея Клариссу, отрубает себе руку (а ведь мог освободиться более неприятным для девушки способом) и сбегает.

Что еще почитать