Подготовка изделия к 1 примерке. Конспект "Подготовка изделия к примерке" план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему. Подготовка изделия к примерке

Высокое качество изделий по индивидуальным заказам обеспечивается
прежде всего своевременным выявлением и устранением их недостатков
(дефектов) в процессе примерок.

Одежда изготавливается с одной или двумя примерками в зависимости от сложности фасона, индивидуальных особенностей заказчицы и квали­фикации закройщика. При этом задача закройщика состоит в том, чтобы помочь выбрать фасон изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы, направления моды и свойств материалов.

Необходимость примерок вызвана и используемыми в практической работе при разработке первичной конструкции изделия расчетно-графическими методами, которые являются приближенными методами конструирования.

При проведении примерок изделий обращают внимание на три основ­ных момента:

Уточнение посадки изделия на фигуре;

Уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры;

Уточнение размеров, формы и положения отделочных деталей в изделии.

Аналогично индивидуальному производству примерки проводят и при проектировании новых моделей для массового производства. Отличие только в том, что примерки и уточнение конструкции производят на типо­вую фигуру базового размера или на манекен.

Все дефекты, возникающие в процессе разработки конструкции и изго­товления изделий, делят на три группы: конструктивные, технологиче­ские и дефекты моделирования. В данном пособии рассмотрены только конструктивные дефекты, не связанные с ошибками моделирования.

Выделяют следующие стадии работы по уточнению конструкций:

1. Подготовка изделия к первой примерке.

2. Проведение первой примерки.

3. Внесение изменений в изделие по результатам первой примерки.

4. Проведение второй примерки.

5. Окончательное изготовление изделия на индивидуальную фигуру или образца модели на типовую фигуру.

Несмотря на то, что для различных видов изделий и покроев преду­сматривается различная последовательность действий при примерках из­делий, можно выделить общие рекомендации по их проведению.

В случае изготовления изделий с одной примеркой необходимо осо­бенно точно и тщательно провести раскрой, примерку и правильно вы­полнить уточненную обмелку.

Перед раскроем ткань проглаживают, а при необходимости декатиру­ют (смачивают или увлажняют и сушат).

Изделие раскраивают по изготовленным шаблонам деталей данной мо­дели и без них, непосредственно строя детали на ткани. При этом строго соблюдают направление нитей основы, направление ворса, условие со­вмещения рисунка и, если необходимо, симметричность.

К контурам срезов деталей при их раскрое дают припуски по ширине и длине для уточнения (по срезам спинки, боковым швам, горловине, прой­ме, низу). В таблице 11.1 приведены величины припусков к деталям одежды для уточнения моделей при примерке на фигуре заказчицы.


Таблица 11.1 – Запасы для уточнения моделей одежды на фигуре заказчицы

Степень готовности плечевого изделия к примерке (при изготовлении с одной примеркой)

А) должны быть сметаны все конструктивные и фасонные линии и срезы, вытачки, складки, плечевые и боковые срезы, соединены лиф и юбка

Б) рукав должен быть вметан, а не приколот (в изделиях на нестандартную фигуру, из тяжелых и скользящих тканей – вметаны оба рукава. В изделиях с рукавами реглан по срезам пройм должна быть проложена кромка или строчка)

В) должны быть приметаны декоративно-отделочные детали, решающие модель: карманы, воротник, манжеты, планки, воланы

Г) в изделиях с большим вырезом горловины по вырезу должна быть проложены нитка. Если форма выреза горловины точно определена, горловина может быть обработана окончательно

Д) низ изделия и низ рукава должны быть заметаны (в клешной юбке не заметывают, давая ей отвисеться)

Ж) изделия, подготовленные к примерке, должны быть тщательно отутюжены

Прежде чем сметать тот или иной шов, его закалывают булавками, которые ставят поперек, чтобы они не мешали строчке.

По переведенным линиям детали сметывают от середины к краям, то есть соединяют сначала внутренние линии вытачек, складок, а затем сметывают детали между собой. При необходимости заготавливают плечевые накладки и отделочные детали (карманы, оборки, вставки и пр.).

В ходе машинной обработки к первой примерке могут быть обработаны вытачки, складки, мелкие отделочно-декоративные детали.

Временная сборка включает в себя:

Влажно-тепловую обработку полочек, спинки, верхних частей рукавов;

Соединение деталей с прокладкой;

Сметывание и заметывание составных частей спинки;

Сметывание и заметывание составных частей полочки;

Сметывание и заметывание плечевых срезов (со стороны спинки; если на спинке нет линий рельефов, упирающихся в плечевые срезы, ткань припосаживают для правильного облегания. Посадку увеличивают для более выпуклой спины или развитых лопаток и распределяют по плечевому шву спинки. Вместо посадки закладывают вытачку, размер которой определяют во время примерки).

Сметывание и заметывание боковых срезов; (если изделие цельнокроенное, первую булавку ставят по линии талии и затем вверх и вниз от нее. Сметывание производят по спинке)

Прокладывание кромки по проймам;

Заметывание застежки

Вметывание воротника (вкалывают середину воротника, совмещая ее с серединой горловиной спинки. Вметывают по воротнику, от середины к краям.)

Обработка рукава и вметывание его в пройму; (при обработке рукавов следует передний срез верхней части оттянуть, а локтевой срез в области локтя, припосадив на нитку, сутюжить. Если ткань не способна усаживаться, то следует ее заложить в складочки или вытачки.

Линия шва, соединяющего верхнюю и нижнюю части, должна располагаться на расстоянии двух сантиметров от края сгиба. Рукав должен лежать безукоризненно ровно. Локтевые срезы половинок сначала соединяют, начиная снизу, до уровня локтя, а затем до этого же места сверху. При таком способе соединения детали не будут перекашиваться). Рукав (в женских изделиях – правый, в мужских – левый) сначала прикалывают в соответствии с надсечками, а затем вметывают (по рукаву), припосаживая, если посадка не была образована заранее. Заметывают низ рукава.

Заметывание низа изделия.

Приметывание декоративно-отделочных деталей

Проверку качества выполненных операций, подготовленных к примерке.

К примерке могут быть обработаны борта и карманы изделия. В изделиях на фигуры сутулые, перегибистые и с разной высотой плеч к примерке вметывают два рукава.

Изготовление изделий с двумя примерками

При подготовке изделия ко второй примерке обрабатывают вытачки на полочках и спинке, рельефные швы и складки. На полочках обрабатывают карманы, обтачные петли, борта, низ изделия, стачивают боковые и плечевые срезы, обрабатывают воротник и окончательно соединяют его с горловиной, полностью обрабатывают рукава и вметывают их в проймы. В изделиях, отрезных по линии талии, сметывают и заметывают детали по линии талии.

Примерка юбки

Примерять юбку следует стоя прямо, но свободно, в естественной позе. Надевают изделие на фигуру, расправляют боковые швы по обе стороны, сгибы вытачек при этом должны быть направлены к середине полотнищ, застегивают молнию или скрепляют несметанный участок для застежки булавками, определяют приметанную тесьму точно по талии. Верх юбки оформляют по фигуре.

Примерку следует проводить очень внимательно, обращая внимание на:

1) общий вид (свободу посадки, отсутствие неровностей, видимых дефектов, пропорциональность изделия, гармоничность композиционного решения)

2) симметричность переднего и заднего полотнища (анализируя положение контрольных линий посередине деталей, которые должны располагаться точно посередине фигуры проходить строго вертикально);

3) баланс изделия (признаками правильного баланса являются: вертикальность боковых швов, одинаковая степень прилегания полотнищ к ногам спереди и сзади, горизонтальность верхнего среза юбки по линии талии и горизонтальность линии низа). на примерке необходимо стоять прямо, ноги на ширине плеч. Для проверки баланса соединим низ переднего и заднего полотнищ юбки, совмещая точно посередине. Если баланс нарушен, то есть переднее и заднее полотнища не уравняются по низу своими серединами, в этом случае исправление производим только за счет линии талии. Подчеркнув линию талии тонкой резинкой, следует сбалансировать изделие на фигуре, отметив изменения по линии талии – следует выпустить припуск по верхнему срезу того полотнища, которое кажется вздернутым, и забрать - на более прилегающем к ногам).

4) направление и длину вытачек, при помощи чего можно визуально корректировать фигуру (если фигура худая, вытачки расположим ближе к боковым швам, если полная - ближе к середине линии полотнища. Визуально варьировать соотношение обхватов талии и бедер можно, изменяя направление вытачек – концами к боковым швам или к середине полотнища).

5) положение и конфигурацию боковых швов (боковой шов должен проходить строго вертикально, по прямой линии, располагаться посередине бедра.);

6) облегание изделия по линии талии и бедер; (если изделие широко - излишки скрепим булавками, а если заужено - распорем боковой шов и выпустим ткань из запаса шва, предварительно приколем булавками середины полотнищ к белью).

7) конфигурацию фасонных линии, положение отделочных деталей (карманы, подрезы, драпировки). Если изделие с застежкой, размечают петли;

8) линию верхнего края юбки (она должна проходить горизонтально, точно совпадая с тесемкой или резинкой по талии, или параллельно ей при завышенной или заниженной линии талии).

9) в расклешенных изделиях дополнительно уточняют положение линии низа, отмечая линейкой вкруговую одинаковое расстояние от пола до подгибки низа (без обуви) Нижний край правильно сидящей юбки должен находиться на одинаковом расстоянии от пола по всей длине.

Примерка брюк

Примерку лучше проводить в той обуви, с которой предполагается носить брюки. Во время примерки уточняют объем и длину изделия.

Последовательность проведения примерки.

1. Надеть изделие, сколоть застёжку, уточнив положение средних линий передней и задней половинок.

2. Проверить посадку изделия на фигуре – прилегание по линии талии, бёдер.

3. Уточнить ширину брюк и положение боковых швов. Лишний объем по верхнему срезу брюк убирают в шов сиденья, задние вытачки или в боковые швы (равномерно). Исправления вносить за счёт запаса в среднем шве. Лишний объем удобно убирать, просто прикалывая булавки с лицевой стороны изделия.

4. Уточнить ширину половинок и длину изделия. Длину регулируют так, чтобы половинки брюк полностью покрывали задник обуви. Для очень широких брюк длину увеличивают соответственно длине каблука, для узких - укорачивают до немного ниже щиколотки.


Дефекты юбки:

Дефект Причина возникновения Способ устранения Графическое изображение
Поперечные заломы у пояса на заднем полотнище юбки Раствор задних и боковых вытачек не соответствует фигуре (глубокие) Уменьшают раствор задних и боковых вытачек
Юбка широка по линии бедер Юбка не соответствует фигуре - расширена Забирают излишки в боковые швы
Юбка спереди прилегает к ногам, сзади - вздернута Недостаточный прогиб посередине верхнего среза переднего полотнища Увеличивают прогиб посередине переднего полотнища в соответствии с фигурой
Юбка сзади прилегает к ногам, впереди - вздернута Недостаточный прогиб посередине верхнего среза заднего полотнища Увеличивают прогиб посередине заднего полотнища в соответствии с фигурой
Складка внизу расходится Недостаточнфый прогиб по верхнему срезу юбки Верхний срез припуска на складку не соотвевтвует по формеверхнему срезу юбки Изделие заужено по линии бедер Увеличивают прогиб верхнего среза юбки Верхний срез припуска складки приводят в соответствие Изделие расширяют по линии бедер за счет припусков боковых швов или уменьшают глубину складки
Слабина по боковому шву на уровне линии бедер Увеличение раствора боковой вытачки Уменьшают раствор боковой вытачки, соответственно на такую же величину увеличивают раствор задний и передних вытачек
Поперечные заломы в области бедер Изделие заужено в области бедер Выпустить запасы из швов

Дефекты в брюках и их устранение.

Дефект Причина возникновения Способ устранения Графическое изображение
брюки широки в поясе неверно выполнено измерение обхвата талии; брюки растянуты по верхнему срезу. забрать излишки ткани в боковые швы и вытачки или в средний шов от талии до бедер; сделать соответствующую посадку брюк по верхнему срезу на пояс
брюки широки в бедрах - вертикальная складка на задних половинках вдоль бокового шва на уровне бедер неверно проведено измерение обхвата бедер или увеличена прибавка по бедрам. забрать излишки ткани в боковой шов на уровне бедер
сгибы передних половинок смещены наружу половинки брюк неправильно соединены по шаговому шву; при конструировании не была учтена особенность позиции ног - носки стоп обращены внутрь; заужены задние половинки брюк в области ягодиц; короткий боковой шов - не учтена особенность фигуры (выпуклые бедра переднюю половинку брюк сместить вверх по шаговому шву на необходимую величину, углубляя при этом линию банта; при необходимости срезать излишки ткани у талии спереди; соответственно на такую же величину выпустить запас ткани внизу и поменять положение контрольной точки на линии колена; расширить задние половинки брюк в области ягодиц; выпустить запас ткани у бокового шва или поднять линию банта; при необходимости углубить средний шов.
слабина на задних половинках брюк у линии притачивания пояса задние половинки брюк длинны по линии среза наверху : забрать излишки ткани в пояс, затем срезать излишки ткани
излишнее провисание среднего шва в нижней части увеличена глубина сидения уменьшить глубину сидения (срезать излишки от линии талии, выпустить длину снизу).
сгибы передних половинок смещены внутр половинки брюк неправильно соединены по шаговому шву - передняя половинка смещена вверх; при конструировании не была учтена особенность позиции ног - носки стоп развернуты наружу из-за отсутствия запаса ткани по линии банта передней половинки исправление производится за счет задней половинки; заднюю половинку нужно сместить вверх по шаговому шву на необходимую величину, углубляя при этом средний шов, соответственно выпустить запас ткани в низке на такую же величину и изменить контрольную точку на линии колена
веерные заломы в области подъягодичной складки задние половинки брюк заужены на уровне сидения выпустить запас ткани по шаговому шву задних половинок; если дефект значительный, нужно притачать клин к задней половинке.
горизонтальные складки от линии бедер и выше -брюки узки по линии талии неверно проведено измерение обхвата талии; не учтена прибавка по линии талии. выпустить запас ткани по боковым швам, уменьшить глубину вытачек.
Винтообразное закручивание половинок брюк, наклонные заломы Нарушение технических условий подготовки к примерке – соединение боковых и шаговых швов со стороны разных половинок. Распороть один из швов и сметать со стороны задних половинок

Подготовка изделия к первой примерке проводится в последовательности:

· проверка кроя;

· прокладывание копировальных строчек на деталях изделия по линиям швов и конструктивным линиям;

· смётывание нагрудных вытачек, швов, складок;

· стачивание вытачек, швов, складок, которые не изменяются при примерке;

· ВТО деталей, создающая форму изделия;

· изготовление прокладочных деталей, обработка бортовых и утепляющих (для зимнего пальто) прокладок;

· соединение полочек и нижнего воротника с клеевыми прокладками;

· временный монтаж включает в себя операции:

Смётывание частей полочек, спинки, рукавов и замётывание швов;

Смётывание боковых и плечевых срезов изделия;

Замётывание низа изделия и рукава;

Вмётывание нижнего воротника в горловину;

Вмётывание рукава в пройму (в женских правого, в мужских левого);

В изделиях на перегибистые фигуры, на фигуры с разным уровнем плеч к примерке следует вметать оба рукава.

При временном монтаже изделия должны быть примётаны все декоративно–конструктивные детали изделия, определяющие фасон изделия: накладные карманы, манжеты, планки; изделие должно быть тщательно отутюжено.

1.1.8 Проведение первой примерки.
Внесение изменений после первой примерки в МК и шаблоны

Порядок проведения примерки :

1. уточнение посадки изделия на фигуре;

2. уточнение формы и пропорций изделия с учётом индивидуальных особенностей фигуры заказчика;

3. уточнение формы, размеров и положения декоративно–отделочных деталей;

4. выявление технологических дефектов изделия.

Уточнение посадки изделия на фигуре

Изделие надевают, расправляют, совмещают середины переда и скалывают их булавками на линии груди, талии и петель.

Примерку женских изделий выполняют по правой стороне, мужских – по левой. Сначала необходимо установить причину возникновения дефекта, а затем приступать к переколке.

При правильной посадке линии середины полочек, спинки и боковых швов должны быть вертикальными, линии груди, талии и бедер – горизонтальными. При этом не должно быть заломов и перекосов.



Во время примерки, прежде всего, уточняют передне-задний и боковой баланс изделия, форму и длину рукава.

Неправильная посадка изделия на фигуре заключается в неверном расположении бортов полочек (они могут расходиться или излишне находить одна на другую).

Уточнив длину рукава, его форму и ширину вверху и внизу, рукав отделяют от проймы. Чтобы достичь баланса, распарывают плечевой шов, выпускают или забирают запасы в высшей точке плечевого шва и горловины. При этом следует обратить внимание на то, как полочка облегает фигуру на плечевом участке, в области горловины, груди и проймы, а спинка – в области горловины, лопаток и проймы. Затем проверяют правильность соотношения ширины горловины спинки и полочки, правильность расположения и направления плечевого шва, в женских пальто и жакетах – длину и раствор нагрудных вытачек, длину и раствор вытачек на спинке (от плечевого шва) и величину посадки плечевого шва спинки.

Перекосы плечевого шва устраняют перемещением спинки и полочки относительно друг друга.

Затем уточняют направление боковых швов. В изделиях, прилегающих и полуприлегающих по талии, проверяют, соответствует ли линия талии фигуры линии талии изделия; при этом на уровне намеченной линии талии вытачки и рельефы должны иметь наибольший раствор.

На фигуре, имеющей отклонения от условно-пропорциональной, и на фигуре с несимметричными сторонами уточняют обе стороны изделия.

Если пройма мала, её отмечают мелом и подрезают участки ткани, которые заламываются. Намечают линию втачивания рукава и накалывают рукав, уточняя положение по окату и вдоль рукава, чтобы на нём не было заломов. Рукав накалывают по трём точкам: против плечевого шва и по подмышечным углам со стороны спинки и полочки. Затем уточняют ширину рукава и подкалывают низ.

Затем уточняют форму, размеры и положение декоративно–отделочных деталей изделия. Форму и пропорции изделия сверяют с рисунком модели. Для уточнения формы изделия могут быть изменены боковые швы, вытачки, рельефы и другие конструктивные линии. Изменяя, таким образом, соотношения ширин спинки и полочки можно зрительно завуалировать недостатки фигуры.

Важным этапом примерки является уточнение положения петель, формы лацкана и воротника, а если распарывались плечевые швы – то и линии соединения воротника с горловиной. Уточняют высоту стойки и ширину воротника сзади посередине, на уровне плечевых швов и в концах, проверяют степень прилегания к шее.

Уточнив положение линий боковых швов, силуэт, низ изделия, уточняют форму и положение на основных деталях карманов, клапанов, пат и т.д. Форму и размеры отделочных деталей можно уточнить на примерке, но они могут быть полностью изготовлены к примерке.

При обмелке изделия сухим мылом или мелом отмечают новое положение линий, ставят контрольные знаки для соединения деталей. Изделие размётывают, намеляют и подрезают по новым линиям, вносят изменения в лекала.

Тема программы.

«Разработка моделей женской поясной одежды юбки».

Тема урока.

«Раскрой юбки. Подготовка к I примерке.

Проведение I примерки. Осноровка».

Цели урока:

Образовательные: Закрепление практических навыков и умений и по

приемам раскладки лекал на ткани, обмеловке и

раскрою изделия.

Совершенствование навыков по ручным стежкам при

подготовке юбки к I примерке.

Формирование практических навыков и умений по

проведению I примерки и осноровки юбки.

Развивающие: Развитие коммуникативных навыков работы в

разноуровневых группах, пространственного и

экономического мышления, умений выделять главное. Воспитательные : Воспитание личностных качеств, обеспечивающих

успешность творческой деятельности (активности,

увлеченности, целеустремленности, настойчивости,

наблюдательности, волевых качеств, интуиции,

сообразительности, самостоятельности).

ТИП УРОКА: Деловая игра - Тендер.

М. Т.О. УРОКА : И.К.Т. Подготовленные ручные рабочие места.

Мел, мыло, линейки, лекало, ножницы, булавки,

сантиметровые ленты, иглы, нитки, ткань.

Ход урока.

I . Организационная часть

Приветствие, проверка присутствующих, готовности рабочих мест, инструментов для работы. Проверить внешний вид учащихся.

II . Вводный инструктаж

Сообщить тему и цели урока. « Раскрой юбки. Подготовка к I

Примерке. Проведение I примерки. Осноровка».

Задачи урока:

    Предоставление проекта.

    Раскрой юбки.

    Подготовка юбки к первой примерке.

    Проведение первой примерки.

    Осноровка юбки.

Наш урок, пройдет в форме Деловой игры - тендер.

Сегодня проходит тендер по разработке коллекции юбок для серийного

запуска малыми партиям.

К нам пришли представители А.О. «Юлиана».

Предприниматель – Титоренко. С. И.

Модельер – дизайнер – Имангалиева. М. Б.

На тендер подали заявки Дома моды, которые предоставят мини проекты по разработки коллекции юбок;

Модный путь.

Имидж.

Элита.

    Предоставим слово нашему искусствоведу Барановой Ксении.

Которая, нам расскажет об истории создания юбки.

А теперь мы можем увидеть этапы перерождения юбки с прошлого века до настоящего времени. (Просмотр слайдов: История юбки, ассортимент юбок).

Как утверждает признанная история моды, история юбки, насчитывает всего пять веков (не считая нескольких лет века нынешнего). Конечно, и это немало, но по сравнению с многовековой историей костюма - достаточно мало.

Древние гречанки и римлянки обходились без юбок, их одежда состояла в основном из хитона или туники и плаща.

Строго говоря, юбка – это часть одежды от талии книзу.

Считается, что слово «юбка» имеет одного прародителя с «шубой»: и то и другое происходят от арабского слова «джубба», которым называли суконную тунику без рукавов.

В истории юбки мы находим подтверждение тому, что все сословия не упускали случая, чтобы даже с ее помощью подчеркнуть значимость своей персоны. Очень хорошо этой цели служил шлейф (XV в.). Церковь объявила шлейфы «дьявольскими хвостами» и отказывала в отпущении грехов всем дамам, которые осмеливались их носить.

Три века спустя шлейф при европейских дворах был еще в большем почете. Самый внушительный шлейф был у коронационного платья Екатерины II – длиной 70 метров и шириной 7 метров, его несли 50 пажей.

В 16 веке появились юбки необъятной ширины, которые располагались в несколько ярусов или набивались конским волосом. Юбки стали настолько тяжелы, что женщины не могли их носить.

И тогда для юбок придумали каркас из обручей. Юбка тех времен – это целое сооружение: установив ее на полу, в нее просто «входили», а потом пристегивали к корсету.

В 17 веке одежда стала более удобной, свободной. А эффект широких бедер создавался надетыми юбками. Число юбок зимой доходило до 12 штук. Все юбки украшали вышивками, кружевами, воланами. Самая нижняя юбка была одна. Пока эта юбка была в стирке, хозяйка вынуждена была лежать в постели под одеялом.

К 18 веку вернулась юбка в виде купола. Опять сооружались каркасы, на них натягивают ткани. Многочисленные металлические (деревянные) планки, соединенные клеенкой, издавали шорохи, поэтому юбку называли «крикуньей».

В такой юбке нельзя было приходить в церковь. С непослушных принародно снимали юбку и сжигали.

Причудливая мода делала юбку то шире, то уже, на каркасе из китового уса или проводки, со складными каркасами.

К середине 19 века металлический каркас был заменен на кринолин: льняной чехол, проплетенный конским волосом, который был вскоре заменен на проволочный. Они стали доступны всем.

Платья на каркасах были объемными и тяжелыми. Свадебное платье иногда весило целый центнер (100 кг). Невесту в таком платье приходилось вносить в церковь на руках, так как сама она не в силах была передвигаться.

К 1870 годам, чтобы изменить силуэт фигуры обзавелись турнюром – валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины.

Начало 20 века запомнилось роскошеством дамских туалетов. Стоимость одного платья достигала нескольких тысяч, но, несмотря на это женская одежда стала более изящной и более удобной. И юбка становится самостоятельным поясным изделием.

    Представление Домов Моды.

Сейчас Модельер – конструктор Дома Моды представит свои мини проекты, каждый закройщик охарактеризует свой выбор модели,

Учащиеся предоставляют свои модели, зарисовки, построение своей конструкции и охарактеризуют их.

«Модный путь». Конструктор- модельер Кульчарова. Э. (Слайд).

В моем салоне разработаны прямые юбки с различными складками: веерными бантовыми, односторонними. Выполненые из различных тканей.

Вместе с романтическим стилем в наш гардероб вошли складочки, радуя нас озорством и разнообразием. Линии складок, ритмично расположенные в продольном направлении, вытягивают фигуру. Сближаясь по направлению к талии, они придают силуэту стройность. С некоторых пор складки на юбках стали неизменным атрибутом.


«Имидж». Конструктор - модельер Пономарева. Ю. (Слайд).

В моем салоне разработаны конические юбки различных моделей из различных тканей. Форма, силуэт, длина зависит от направления моды и желания заказчика ткани преобладают легкие, струящиеся, так как юбка строится от угла, имеет мягкие фалды. Чем легче ткань, тем красивее фалды.

Коническими называют юбки, которые по внешнему виду напоминают усеченный конус. Ведь эти летящие юбки прекрасно выглядят на любой фигуре и великолепно комбинируются с облегающими вещами! У них можно найти только один недостаток - это количество ткани, которое требуется для раскроя такой юбки.

«Элита». Конструктор- модельер Аничкина. А. (Слайд).

В моем салоне разработаны юбки клинки различной длины и формы, выполнены из костюмной и джинсовой ткани.

Юбки, состоящие из клиньев, относятся к классическому типу юбок и сохраняют свою популярность у женщин разного возраста уже на протяжении многих лет. В этом нет ничего удивительного: ведь такие юбки удачно вписываются в любой гардероб и за счет продольных швов скрывает недостатки, создается зрительная иллюзия удлинение нижней части фигуры, что позволяет выглядеть стройнее.

В клиньевых юбках всегда используется четное количество клиньев

от 4 до 12. Несмотря на такое разнообразие вариантов, принцип конструирования остается одним и тем же, меняются лишь результаты расчетов.

Конструктор – модельер заполнит оценочный лист на каждого

Модельер – закройщика своего дома моды.

    Карты задания.

Термины

Примеры

Сметать

Сметать боковые, рельефные срезы.

Приметать

Приметать кромку к линии талии.

ЗАДАНИЯ НА ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМ, ТАБЛИЦ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ РАБОТ.

Термины

Примеры

Сметать

Сметать боковые.

Наметать

Наметать складку на основную деталь.

Закрепить подогнутые края изделия заметочной строчкой

ЗАДАНИЯ НА ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМ, ТАБЛИЦ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ РАБОТ.

Термины

Примеры

Разметать

Разметать складку на основную деталь.

Закрепить подогнутые края изделия заметочной строчкой

Сметать

Сметать боковые срезы

ЗАДАНИЯ НА ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМ, ТАБЛИЦ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ РАБОТ.

Термины

Примеры

Приметать

Кокетку к нижней части юбки.

Закрепить подогнутые края изделия заметочной строчкой

Сметать

Сметать боковые срезы


Определение лицевой стороны ткани.

Определите правильные этапы последовательности операций раскроя. Проставьте нумерацию в соответствии с последовательностью.

Раскладка лекал на ткани.

Проведение декатировки ткани.


Определение долевой нити.


Обмеловка контура лекал.


Определение рисунка на ткани.


Проверка сопряжения деталей.

Обмеловка припуска на швы.


Раскрой юбки.


Раскладка лекал на ткани.

Промер ширины и длины ткани.


Просмотр ткани.

    Выполнение раскладки юбки на ткани.

В подготовку ткани к раскрою входит.

Просмотр ткани, промер длины и ширины, проведение декатировки ткани перед раскроем, определение лицевой стороны, определение долевой нити, определение рисунка, направление ворса.

Выполнение раскладки лекал на ткани.

Раскладка лекал ответственная операция, от ее качества зависит качество продукции и расход ткани на изделие.

Изделие следует выкраивать с учетом направления нитей основы или утка, допускаемых надставок и отклонений от лекал по срезам деталей.

Раскладку лекал всегда следует начинать с крупных основных деталей, а мелкие детали располагать между крупными. Детали нужно располагать так, чтобы их вертикальные линии были параллельны долевой нити. Так как модели юбок у вас разнообразные раскладка лекал на ткани будет проходить в 3 этапа.

1. При раскрое ткань складывают в сгиб, лицевой стороной внутрь,

совмещая кромку вдоль стола.

2. Лицевой стороной вниз кромка вдоль стола.

3. Расположение кромки к середине чтобы у ткани было два сгиба,

сгибом вдоль стола.

Из этого следует, что преимущество имеет способ раскроя ткани в сгиб, то есть отсутствие перекосов на деталях кроя, уменьшение времени на раскладку и удобство выполнения раскладки.

Сначала выполняют предварительную раскладку лекал для нахождения наиболее рационального варианта. Сделав наиболее экономичную раскладку, выполняют обмеловку лекал. Меловой линией 0,1 – 0,2мм обмеляют контуры лекал, второй меловой линией делают припуски для пошива. После обмеловки лекал проверяют сопряжение срезов (боковых, рельефных, нижнего среза кокетки и верхнего среза нижней части юбки).




Техника безопасности при ручных работах.

Какая допустимая норма припусков на швы при раскрое?

Что такое сопряжение?

Нужно ли проверять сопряжение деталей?

Как правильно произвести разрезание ткани?

5. Подготовка юбки к первой примерке.

1. Проверка кроя:

Симметричность деталей, сопряжение срезов.

2. Перенос меловых линий на симметричную деталь.


3. Сметывание:

вытачек, складок, рельефных швов, приметывание

кокеток, сметывание боковых швов, оставляя не сметанный

участок с левой стороны для застежки молнии.

4. Заметывание низа юбки.

5. Приметывание кромки по линии талии для фиксирования

посадки юбки.

6. Проверка правильности подготовки юбки к примерке

(самоконтроль, взаимоконтроль).

Какие требования предъявляют на выполнение ручных работ при подготовке к первой примерке?

6. Проведение первой примерки юбки.

Степень готовности изделия к примерке может быть различной. На это оказывает влияние многие факторы, такие как фигура заказчика, сложность модели, вид материала, количество проводимых на заказчике примерок, квалификация закройщика.

Во всех случаях степень готовности должна быть рациональной.

Затраты времени на повторное выполнение отдельных операций после первой примерки должны быть минимальными. Кроме того, изделие, подготовленное к примерке, должно давать заказчику полное представление о форме, размерах деталей изделия. В условиях производства одежды по индивидуальным заказам возможны три степени готовности: минимально необходимая, максимально возможная и высокая.

Для обеспечения высокого качества швейных изделий, принятых по индивидуальным заказам, большое значение имеет процесс проведения примерки на фигуре заказчика. В зависимости от количества примерок устанавливают различные требования.

Общим требованием является установление правильной посадки изделия на фигуре заказчика и требуемой модели.

Процесс примерки начинают с общего осмотра изделия на фигуре. После этого приступают к исправлению замеченных недостатков.

Своевременное выявление и устранение недостатков при пошиве одежды по индивидуальным заказам играет большую роль в обеспечении высокого качества одежды.

Устранение недостатков в готовом виде требует большой затраты времени и не всегда возможно. Гораздо проще и эффективнее выявить и устранить все недостатки во время примерки. Во время примерки закройщик часто испытывает затруднения в определении причины возникновения и способе устранения дефекта.

Поэтому большое внимание должно уделяется точности выполнения технологических операций при подготовке изделия к примерке.

При пошиве изделий особо сложных фасонов или при пошиве на заказчика с аномальными фигурами, а так – же при недостаточной квалификации закройщика могут проводиться две примерки.

Подготовленное изделие примеряют на заказчике.

Примерку проводят в женском изделии по правой стороне, если фигура имеет отклонение от нормальной или фасон асимметричен, примерку проводят по каждой стороне.

Для поведения примерки необходимы:

Знания пропорции фигуры и телосложения, внимательность, знания определения дефекта и способа устранения.

    Надеть юбку, на фигуру сколоть застежку в области талии

в вертикальном положение острием иглы вниз.

    Проверить боковые срезы должны быть вертикально, строго

посередине.

3. Проверить положение складок должны лежать вертикально.

4. Проверить расположение клиньев.

5. Проверить расположение вытачек, так как вытачки не имеют

постоянного места расположения и зависят от выпуклости

живота.

Если живот острый вытачки располагаются ближе к боковому

срезу для того чтобы сгладить остроту живота.

Если живот округлой формы и большой ширины вытачки

располагают ближе к центру примерно как в типовой фигуре.

Проверить глубину и длину, при изменении булавки

вкалываются вдоль вытачек в конце, поперек.

6. Проверить высоту кокетки.

7. Проверить ширину кокетки по линии талии, ширину бедер и

линии низа.

8. Проверить оформление линии низа в конических юбках долевая

нить идет по косой или под углом 45 градусов, и обязательно

вытянется и низ будет разной длины. Чтобы этого не произошло

юбке нужно отвисеться, то есть дать повисеть ей несколько дней.

Чтобы ускорить процесс можно повесить небольшие грузила

через небольшое расстояние.

9. Уточнение длины изделия. Если у фигуры большая выпуклость

живота и ягодиц, низ изделия может вздергиваться

на выпуклость в таком случае низ измеряют при помощи

поворачивается вокруг своей оси, измеряют длину по самому

минимальной длине юбки.

Дефекты юбки.

Мы с вами знаем, что наша фигура не идеальна и у нее есть множество недостатков. Например: тонкая талия широкие бедра:

маловыраженная талия и зрительно кажется, что у

фигуры узкие бедра:

Разноуровневые бедра и ягодицы:

Заниженные бедра:

Выступающий живот различной формы:

Дефекты, которые могут возникнуть

при проведении 1 – ой примерки.

Юбка широка по линии бедер:

Для устранения этого дефекта необходимо забрать излишки ткани в боковые швы или складки.

Поперечные заломы у пояса на заднем или переднем полотнища юбки:

Для исправления этого дефекта необходимо углубить верхний срез.

Слабина на участке линии бедер по линии боковых швов следствие увеличения растворов боковых вытачек:

Для исправления этого дефекта уменьшают растворы боковых

вытачек, а раствор задних и передних вытачек увеличивают на туже

величину.

Искривлен низ юбки.

Для исправления этого дефекта низ изделия измеряют при помощи

линейки и горизонтальной поверхности пола. Фигура медленно

поворачивается вокруг своей оси, промеряют длину по самой минимальной длине юбки.

НЕКОТОРЫЕ ДЕФЕКТЫ ЮБКИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.

1. Юбка широка или узка. Заберите или выпустите припуски в боковых швах на необходимую величину.

2. Юбка спереди вздернута. Опустите линию талии на заднем полотнище на 1-1,5 см, а на переднем - поднимите на 1-1,5 см.

3. Юбка сзади вздернута. Поднимите линию талии на заднем полотнище на 1-2 см, а на переднем - опустите на 1-2 см.

Уточните величину исправления на примерке. Можно добиться исправления дефекта путем выравнивания низа юбки за счет припуска на подгиб.

4. Если на переднем или заднем полотнищах имеются заломы ниже линии талии, то излишки ткани срежьте.



7. Осноровка юбки.

После первой примерки и нанесения уточнений, изделия разбирают, если есть изменения, складывают изнаночной стороной внутрь, прометывают (прокалывают) по боковым и рельефным срезам, линии талии и низу изделия, наносят новые контрольные знаки и линии стачивания. Уточняют длину изделия, соотношение боковых и рельефных швов сопряжение кокетки и юбки, а также проверяют талию по мерке.

Новые линии стачивания переносят на парную деталь копировальными стежками или меловыми линиями. По произведенным уточнениям делают, осноровку изделия оставляя припуск на шов стачивания.

Для этого изделие располагают вдоль стола низ изделия вправо.

При этом строго следят за тем, чтобы не было перекосов. Осноровку производят, не отрывая изделие от стола.

V . Текущий инструктаж . Провести индивидуально.

Самостоятельная работа учащихся.

Целевые обходы:

Проверка организации рабочих мест;

Проверка техники безопасности;

Проверить правильность выполнения трудовых приемов и приемов

самоконтроля;

Проверка правильности выполнения раскладки;

Проверка правильности выполнения раскроя;

Проверка правильности проведения первой примерки;

Проверка правильности выявления дефектов;

Проверка правильности выполнения осноровки;

Индивидуальный инструктаж с учащимися;

Проверка качества работы и своевременное предупреждение

дефектов при выполнении ручных работ.

VI . Заключительный инструктаж:

Охарактеризовать коллекцию Дома – Моды предпринимателем и

модельер – дизайнерами.







Проверить качество кроя.

Кратко охарактеризовать каждую работу.

Сообщить критерии оценки работы учащегося.

Подведение итогов работы.

Оценивает работу своего дома моды - Модельер конструктор.

Оценивает работу модельер конструкторов предприниматель - Титоренко С.И.

Имангалиева М.Б.

Выбор модели соответствует направлению моды и особенностям фигуры.

Качество кроя хорошее, посадка юбки на фигуре без дефектов, работы

выполнены без замечаний в соответствии с техническими условиями, аккуратно,



VII . Домашнее задание.

Повторить обработку застежки молния различным способом.

VIII . Уборка рабочих мест.

Что еще почитать