Инструкция
Один из игроков играет белыми камнями, другой – чёрными. Ходы в го делаются противниками по очереди. Начинают чёрные. В начале игры доска пуста. Во время хода игрок ставит один из своих камней в любую точку пересечения двух линий доски (пункт).
Камни одного цвета, расположенные друг с другом в соседних пунктах, образуют группы. Дамэ любого из камней группы является общим для всей группы дамэ. Таким образом, достаточно, чтобы только один из камней группы имел дамэ.
Правилами игры запрещается игроку делать ход, в результате которого его группа теряет все дамэ (самоубийственный ход), кроме случаев, когда таким ходом он лишает всех дамэ противника, тем самым захватывая её. После того, как захваченная группа будет , у группы появятся новые дамэ, а значит, ход не являлся самоубийственным.
В процессе игры помимо того, чтобы захватывать группы противника и не допускать захвата своих групп, участнику требуется окружать территории и препятствовать окружению территорий противником. Окружённой считается территория доски, со всех сторон камнями одного цвета (замкнутой группой).
Игрок имеет право пропустить свой ход, сказав «пас». В случае, когда оба игрока пасуют, игра считается завершённой. Так происходит, когда ни один из игроков больше не видит ходов, которые могут принести ему очки.
Если после окончания игры на доске остаётся группа камней, которая обязательно была бы захвачена в случае продолжения игры, эта группа считается пленной и тоже снимается с доски.
По окончанию игры производится подсчёт очков. Каждому игроку начисляется одно очко за каждую захваченную клетку и одно очко за каждый снятый с доски камень противника.
В го запрещается изменять ход, перемещать , ходит подряд два раза, если противник не пропускает свой ход, ставить на доску более одного камня за один ход. В любом из этих случаев провинившемуся игроку автоматически засчитывается поражение.
В го предусмотрена компенсация игроку, делающему второй ход, она называется коми. Величина коми оговаривается перед началом игры. Обычно коми составляет 5,5; 6,5 или 7,5 очков в пользу игрока, который ходит вторым.
Видео по теме
Источники:
Для игры в гандбол потребуется закрытое помещение, ворота и мяч определенных размеров. Мяч можно кидать, толкать, ударять любой частью тела, кроме ноги ниже колена. Цель игры – забросить мяч в ворота противника.
Вам понадобится
Инструкция
Соберите две команды численностью не более 14 человек.
Отправьте на поле по 7 человек от каждой из команд.
Вратарь должен защищать ворота, отбивая мяч посредством касания к нему любой частью тела, передвигаясь в зоне ворот либо покидая ее для принятия непосредственного участия в игре.
Игра проходит в течение двух таймов, продолжительность которых составляет полчаса. Перерыв между таймами длится 10 минут.
В гандбол е нет ничьих. При равном результате судья назначает дополнительный тайм или пенальти в виде 5 бросков по воротам с расстояния 7 м. Держать мяч можно всего три секунды. Бежать с мячом разрешается всего три шага.
Видео по теме
Обратите внимание
Вратарь не имеет права покидать зону ворот с мячом в руках, возвращаться с ним из игровой зоны в область ворот, а также касаться меча в зоне ворот, находясь в этот момент в игровой области.
Если игрок с мячом вышел за пределы игровой площадки, то команда противника имеет право на свободный бросок. После взятия мяча под контроль нельзя касаться его более одного раза, до того как он коснется пола.
Запрещается бить по мячу и касаться его ступней или ногой ниже колена. Если игрок делает повторное нарушение, то назначается свободный бросок для команды соперника. В серьезных случаях производится предупреждение либо дисквалификация нарушителя.
Источники:
«Легенда: Наследие Драконов» относится к тому типу игр, в котором у игроков, которые действительно хотят получить удовольствие от игры, есть выбор: пользоваться поддержкой друзей или клана либо вливать реальные деньги. Однако также существует возможность самостоятельной игры с использованием одного из многих способов заработка.
Инструкция
Наиболее простым способом заработка является убивание мобов и собирание как денег, выпадающих с них, так и . Чем выше уровень убитого вами моба по отношению к вам, тем больше денег вы получите за его . Именно поэтому с этого способа заработка рекомендуется начинать. После того как вы получите благословление старейшины, отправляйтесь истреблять мобов второго и третьего уровня – вы получите больше денег за их истребление, когда находитесь на первом уровне, нежели позже. Точно так же рекомендуется поступать при получении экспериментальных доспехов – получив их, отправляйтесь бить мобов на один-два уровня выше вашего.
Вторым этапом заработка можно обозначить получение профессий – травника, алхимика, взломщика, палача и многих других. Используя одни профессии, вы сможете добывать ресурсы для последующей продажи, а при помощи других вы сможете оказывать услуги, взимая за них определенную плату. К этому же этапу можно отнести продажу таких игровых ресурсов, как грибы Шизки, слизь Гурральдия Корра, услуги по натравливанию мороков, а также такой способ заработка, как ников, создание , как личных, так и клановых, а также создание значков . Все это относится к малым способам заработка, отнимающим большое количество времени при сравнительно малой прибыли.
Отдельно стоит вынести помощь в прохождении квестов, а также совместное хождение в инстансы. Стоимость данных услуг сильно варьируется и зависит как от вашего уровня, так и от сложности прохождения конкретного инстанса либо квеста.
Накопив определенную сумму денег, вы можете сделать выбор в пользу одного из двух вариантов: покупку синих либо зеленых доспехов с последующей сдачей их в аренду, либо выдачу кредитов. И в том, и в другом случае ваша прибыль зависит от количества денег, которые находятся в обороте. Помните, что каждую вашу сделку необходимо оформлять у Стражей, иначе вы рискуете стать жертвой «кидалова» либо получить бан за финансовую прокачку.
В игре участвуют , как правило, это Бамбук, Точки и Знаки, каждая масть имеет номинал от 1 до 9. Еще в комплект входят 4 ветра, и 3 дракона. Играют в маджонг четверо, и каждый за себя.
Игрок, стена которого будет разбираться, кидает один кубик, определяя конкретное место разбора. Он отсчитывает вертикальные пары костей своей стены по часовой стрелке. Вытащив выпавшую пару, он кладет ее на стену третьим слоем справа от точки разбора. Теперь это место определяет Конец Стены, а лежащие третьим рядом кости называют Свободными. Начинается процесс разбора стены. Восточный Ветер первым берет 4 кости слева от точки разбора. Следом за ним по 4 кости берут поочередно все игроки, пока костей у каждого не будет по 12. Затем каждый берет по еще одной, а Восточный Ветер берет пару. Кости каждый раскладывает перед собой, скрывая лицевую сторону.
Лидер начинает игру, выкладывая свою лишнюю кость лицом вверх в центр стола. Ходы делаются игроками против часовой стрелки. Суть игры - непрерывный обмен костей на более подходящие, пока один из игроков не соберет у себя выигрышную комбинацию. Игра считается законченной и несыгранной, если комбинацию никто не смог собрать, а в стене остается только 14 костей без учета Свободных Костей. Выигрышными в маджонге считаются несколько комбинаций, которые состоят из собранных 4х или 3х костей одной масти. Трое проигравших выплачивают полную стоимость комбинации проигравшему. А если выигрывает Восточный Ветер, проигравшие выплачивают стоимость его комбинации вдвойне. Не подсчитываются очки в несыгранной игре.
Есть разновидность игры, в которой используются кости дополнительных мастей: это цветы и сезоны. Ряд для постройки стены у каждого игрока в этом случае состоит из 18 костей, а не из 17, как обычно. Для подсчетов очков в игре пользуются специальными палочками, обозначающими одно, два и три очка. Цена каждого очка определяется перед игрой по обоюдной договоренности между игроками.
Источники:
диагр. 2
диагр. 3
Из этих примеров можно сделать вывод, что окружать территорию в углу или на стороне выгоднее, чем в центре.
диагр. 4
Игорь Гришин:
10 правил как играть в Го (или Вейчи) на доске.
1. Сначала на поле ничего нет.
2. Первыми ходят черные, а потом - по очереди.
3. Камень ставится на свободное пересечение и не передвигается.
4. Играя, надо поделить поле между собой, огораживая участки поля своими камнями. Соревнуйтесь, кто огородит больше.
5. Если камень окружен чужими камнями и не осталось связи с пустыми пересечениями, то он должен быть снят. Снятые камни сохраняются до конца игры.
6. Есть места, куда камень ставить нельзя. Это там, где рядом нет пустых пересечений или своих камней, а только чужие камни.
7. Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у "чужаков" не осталось свободных пересечений. Тогда они снимаются с поля.
8. Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход.
9. Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных участков, которые можно еще огородить и сделать своими.
10. Победил тот, у кого оказалось больше огороженных пересечений в сумме с пленными и снятыми камнями.
Тимур! У меня получилось десять правил. Это, наверное, многовато, а?
Некоторые правила достаточно туманные, как ты считаешь?
На самом деле все гораздо проще. Труднее - при формализации.
Пусть читатель попробует свои силы, быть может, у него получится передать правила Го проще и доходчивей.
Кстати, у меня есть более простая формула, которой пользуются наши дети-инструктора, работая с начинающими. Она звучит так:
Го - это очень интересная игра,
начинаем на пустой доске,
первыми ходят черные, потом по очереди,
камень ставится на пересечение и не передвигается,
цель - поделить доску, огораживая камнями,
камни можно съедать,
съеденные камни - те, у которых не осталось "веточек",
побеждает тот, у кого больше территории или съеденных камней.
Есть только одно правило, о котором мы не сказали, но пока можно играть без него.
Давайте сыграем?
На мой взгляд, лучше не просто играть в Го, а изучать Го. Как назовешь то, чем занимаешься, тем оно и станет для тебя. Обычно так. Поэтому я решил взять на себя смелость составить
10 правил как играть в Го в жизни
1. Сначала идей нет, камней тоже нет.
2. Первой ходит жизнь.
3. Камень - это поступок, его почти невозможно изменить.
4. Играя с жизнью, надо построить зону, в которой Ваш контроль также реален, как реальна жизнь.
5. Ваши камни-поступки могут быть окружены жизнью и сняты ею с доски, особенно, если они ценны для Вас. Жизнь не окружает малоценных камней.
6. Есть случаи, когда поступки невозможны. Вы сумеете это понять сами.
7. Можно окружить ходы реальности, если это получилось, то это серьезное достижение. Главное суметь определить - была ли это жертва или Вы съели действительно ценные камни.
8. Ко-борьба с реальностью такая же реальность, как и все остальное.
9. Легко проверить, когда заканчивается игра. Если Вы еще живы - игра продолжается.
10. Обычно побеждает жизнь, но по теории должны быть и исключения.
Тимур Саитов: Игорь! Я ни в одной книге не видел правила Го в жизни. Видел только 10 заповедей Го. Тогда возьму и на себя смелость привести их здесь:
10 заповедей Го:
" Чересчур стремящийся к победе не победит.
" Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее.
" Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя.
" Отдав камень, борись дальше.
" Отдай малое, возьми большое.
" Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.
" Воздержись, не разбрасывайся.
" Когда противник атакует, непременно отвечай.
" Если противник укрепился, укрепись и сам.
" Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.
Я взял эти правила из книги известного японского мастера, Отакэ Хидэо.
А теперь, если мне позволят наши читатели, я бы хотел перейти к теме дыхания, захвата и соединения камней.
Го – это необычайно популярная в восточной Азии, и в частности в Японии тактическая настольная игра. На японских островах го распространилась в 7 веке н.э.
Действие происходит на доске гобан, перекрытой девятнадцатью горизонтальными и вертикальными линиями. В теории, размер доски может быть какой угодно, но стандартом является 19 на 19. Для игры используются 181 черных и 180 белых камня.
Цель игры – захватить и удержать территорию. Выигрывает тот игрок, у которого к концу игры наибольшее количество очков территории.
Если противник окружит группу соседних камней, перекрыв дамэ, он заберет эти камни, построив на этом месте территорию. Важное следствие этого заключается в том, что рано или поздно противник сможет окружить нашу группу. Как понять, захвачены эти камни, или нет? Для этого существует понятие двух глаз, или двух пунктов недоступности. Вражеский камень, брошенный в любой из этих пунктов, является сразу мертвым, у него будут перекрыты дыхания. Но у всей нашей группы остается еще одно дыхание, благодаря которому группа жива безотносительно действиям черных. Таким образом, она становится вечно живой и в конце игры она принесет два очка территории, это крепость.
«Правило вечности», или го. Го означает «вечность». В этой игре достаточно часто возникает ситуация, когда один и тот же пункт может быть захвачен сначала одной стороной, а затем другой стороной. Такой повтор позиций запрещен. В данном случае, если сначала черный снял камень, а затем белый, то позиция повторилась. Этого не должно быть, поэтому белые не могут сразу же снять камень черных назад, они делают ход в другом месте.
Партия заканчивается тогда, когда больше нет ни одного хода, который приносит выгоду. Что это значит? Если есть ход, который либо отнимает территорию у противника, либо добавляет ее нам, то это может принести выгоду. Когда такого хода нет, или сторона их не видит, человек дает пас, и ход переходит к оппоненту. Если второй игрок также не видит хода, выгодного для себя, он тоже делает пас. После трех пасов партия считается законченной, и стороны переходят к подсчету очков.
Жанр статьи - Культура Японии
Правила Го неодинаковы для разных стран. В Китае и в Японии правила будут разниться, но общий смысл всегда будет одинаков. Существенным различием в правилах являются метод подсчета очков и то, каким образом завершается игра.
Различия в правилах игры могут в некоторых ситуациях влиять на использование стратегий, но в конечном итоге характер игры всегда остается неизменным, как и результат. Говорят, что различия в правилах игр создают проблемы лишь в одном случае из 10,000.
В этой статье мы рассмотрим основные правила игры, которые распространены в интернете, отдельной статьей коснувшись нюансов китайской и японской версий.
Го, как и большинство настольных игр, является состязательной игрой, в которой может быть только один победитель. В игре принимают участие два игрока, один из которых играет белыми камнями, другой черными. Игра ведется на доске с разметкой 19х19 линий, создающих собой 361 пересечение, именуемое пунктами. Игроки по очереди выставляют на доску камни, обозначая границы территорий. Главной целью игры является окружение наибольшей территории доски, захват камней оппонента и контроль над пространством игрового поля. Тот игрок, под чьим контролем окажется большая территория, признается победителем.
Установленные на доску камни не могут быть перемещены, но могут быть сняты с доски, если окажутся в окружении. Оба игрока выставляют камни до тех пор, пока ни один из игроков не захочет делать следующий ход – это единственное условие окончания игры.
Когда игра заканчивается, происходит подсчет территории. Подсчитываются захваченные камни, территории и коми (компенсация белым за то, что они зходят вторыми) и таким образом определяется победитель. Игра может быть так же окончена сдачей одного из оппонентов.
Игра начинается с пустой доски, если игроками заранее не оговорена фора. Один игрок играет белыми камнями, второй черными.
Как мы уже говорили, доска может быть как 9х9, 13х13 и 19х19 линий.
Доска для Го — 9х9 |
Доска для Го — 13х13 |
---|
Если игра происходит с неравными оппонентами, слабому игроку предлагается играть черными и выставить на стол несколько камней форы. По большинству правил, фора считается нулевым ходом и следующими ходят белые, но согласно правилам Инга, которые мы разберем позднее, фора не считается ходом и после ее выставления ходят черные.
Точки свободы, также именуемые дыхательными пунктами или дамэ, это пункты, незанятые прилегающие к камню по вертикали или горизонтали (не диагонали) и позволяющие камню «дышать». На диаграмме ниже дамэ обозначены как «Х».
Как мы видим, левый верхний камень имеет два дыхательных пункта, верхний центральный имеет три, ну а тот, что в центре доски – четыре.
Стоящие в непосредственной близости камни одного цвета, связанные в цепочку, образуют группы и делят дыхательные пункты между собой.
Камень или группа камней, окруженная вражескими камнями так плотно, что у нее не остается дыхательных пунктов, по правилам игры снимается с доски.
Снятие с доскиКак мы уже говорили, лишив камней оппонента дамэ, мы можем снять их с доски. Перекрывая пункт за пунктом, рано или поздно мы оказываемся в положении атари – когда у камня или группы камней остался лишь один дыхательный пункт. Давайте рассмотрим на примере процесс окружения камней и снятия их с доски:
Атари |
Окружение оппонента |
Снятие с доски |
---|
Но если на простых примерах все просто и понятно, с большими группами камней все может быть куда сложнее.
Окружение оппонента |
Снятие с доски |
---|
Из приведенных выше примеров становится понятно, что пока у камня или группы камней есть хоть один дамэ, они остаются на доске.
Большинство правил запрещает игрокам заканчивать жизнь самоубийством, добровольно перекрывая себе последний дыхательный пункт. Но если такой ход ведет не только к самоубийству, но еще и к окружению оппонента и снятию его камней с доски, то он становится разрешенным.
На картинке выше мы видим пример разрешенного хода для белых, который на первый взгляд выглядит как суицид, но на самом деле является последним дамэ для двух верхних камней черных и влечет их снятие с доски. Такой ход разрешен.
Правило Ко (劫)гласит, что игроки не могут повторять одну и туже позицию на доске. На простом примере ниже мы видим, что освобожденный после захвата черными пункт D17 является привлекательным для белых, но на него уже распространяется правило Ко. Если белые пойдут на него, черный камень будет снят с доски и ситуация повторится.
|
Ход черных — захват белого камня |
Позиция ко |
---|
В такой ситуации белые либо пропускают ход, либо ходят в другом месте на доске. Черные могут закрыть пункт D17 камнем, образовав при этом прочную цепь из пяти камней. Если черные не закроют этот пункт, белые могут вернуться к нему после того, как черные сходят в любое другое место на доске. Повторение таких обменов называется борьба за ко.
Кол-во игроков От 2
Время партии От 10 минут до 2 ч.
Сложность игры Сложная
Го относится к стратегическим и логическим играм, подобно шахматам. Точная дата возникновения игры неизвестна, первые сведения появились примерно 4 тысячи лет назад.
Первоначально появилась в Древнем Китае и была известна только в Восточной Азии, широкое распространение по миру получила лишь в ХХ веке. Популярность игры растет с каждым годом, сегодня она входит в базовые дисциплины на Всемирных Интеллектуальных играх. Самыми сильными игроками в современном мире принято считать японцев и китайцев. Также большой интерес к игре проявляют программисты, так как сегодня люди играют почти наравне с компьютерами.
Для игры понадобится инвентарь в виде гобана, камней и чаш, которые служат для хранения камней.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам