Признаки глистных инвазий у детей. Как выявить глисты у ребенка

О том, что человеческий организм поражен глистной инвазией, могут говорить самые разнообразные симптомы и сбои в его работе. Это:

  • запоры и диарея,
  • вздутие живота и образование газов,
  • боли в суставах и мышцах,
  • нервозность и плохой сон,
  • аллергия и потеря веса,
  • слабый иммунитет и состояние депрессии.

Список признаков, указывающих на присутствие гельминтов, весьма обширен. И нередко врачи ошибочно начинают лечить не от них, а от другого заболевания, которое имеет аналогичные симптомы.

Какие анализы выявляют глистов?

Параллельно с этим берутся для исследования образцы крови на изучение следов присутствия гельминтов в организме. Такой комплексный подход получил наибольшее распространение и считается достаточно объективным.

Косвенный способ – это процесс изучения вторичных изменений организма, которые являются следствием жизнедеятельности определенных видов глистов.

Также среди медиков наиболее распространенными диагностическими мероприятиями являются макро- и микрогельминтоскопический методы.

  • иммуноферментный анализ;
  • иммуноэлектрофорез;
  • метод иммуноабсорбации и непрямой гемагглютинации.

Как выявить глистов в скелетной мускулатуре?

В том случае, когда подозревается заражение мышечной ткани, используют биопсию. Для этого у человека берется образец мышцы и проводится исследование. Данный метод позволяет выявить с высокой точностью трихинеллы.

Признаки заболевания и лечение глистов у детей на дому

Острицы - это тоже круглые белые черви, но очень маленькие, длиной до 10 см. Они попадают в организм человека через ротовую полость, живут и размножаются в кишечнике. Беспокоят человека в ночное время суток, в этот период самки откладывают яйца в анальном отверстии. Острицы можно заметить в кале невооруженным глазом.

Наличие любого вида глистов наносит колоссальный вред организму. Глисты могут жить в одном органе, мигрировать в другие органы и системы, они поглощают слизистые оболочки, стенки органов, плевру, способны даже уничтожать органы.

Глисты в виде личинок могут окружать человека везде, и для маленького человека, познающего окружающий мир, это огромная угроза здоровью и жизни. Глистами можно заразиться в таких случаях:

Глистные инвазии наблюдаются при нарушении или недостаточном соблюдении правил личной гигиены, соблюдение которой сохранит здоровье малыша.

Как определить глисты у детей, лечение которых обязательно? Признаки глистов зафиксировать нелегко, но внимательные родители смогут увидеть существенные изменения в поведении и в состоянии здоровья ребенка:

Симптомы глистов у детей должны обратить внимание родителей, потому что глистные инвазии становятся причиной развития серьезных нарушений работы органов и систем, это может быть отсталость в физическом и даже в умственном развитии. Как определить, есть ли у ребенка глисты?

Для этого достаточно обратить внимание на сон ребенка в ночное время суток и на консистенцию кала. У ребенка младше 2 лет глистные инвазии - частое явление, в домашней диагностике поможет кал ребенка, который отобразит наличие остриц. У детей старше 3 лет глистные инвазии выявить проще, так как ребенок может рассказать о своем самочувствии. Если родители обнаружили у ребенка признаки гельминтов, необходимо немедленно обращаться к врачу.

  • общий анализ крови;
  • анализ мочи;
  • анализ кала за 2-4 суток;
  • соскоб на энтеробиоз;
  • УЗИ ОБП;
  • дополнительные обследования на усмотрение врача.

Кроме лекарственных средств в период лечения ребенку необходим прием комплекса витаминов: Пиковит, Алфавит, Квадевит, Ундевит, Ревит, Компливит, которые будут способствовать скорейшему выздоровлению и восстановлению потенциала организма.

Раздраженные участки тела необходимо лечить мазью, кремом, присыпкой, можно использовать тальк, крахмал.

Аллергические высыпания лечатся местными препаратами в виде мази и крема.

В период лечения особенно серьезно нужно отнестись к соблюдению правил личной гигиены. Необходимо тщательно подмывать ребенка после туалета, можно использовать для этого отвар ромашки и мелиссы, тщательно стирать вещи, постельное белье.

Важное место занимает глажка белья, с помощью которой микробы уничтожаются лучше, чем в процессе стирки.

Как узнать, не появились ли у малыша глисты после лечения? В этом поможет убедиться повторная диагностика и осмотр у специалиста, иногда может понадобиться новый курс лечения. Кроме этого необходимо придерживаться нескольких правил:

Процедура лечения гельминтов у детей весьма сложная, потому что малыши находятся в зоне риска этого заболевания, постоянно контактируют с окружающей средой. Узнать, есть ли гельминты в организме, можно только с помощью тщательного мониторинга состояния здоровья.

Основные признаки появления глистов у ребенка

Гельминтозы – одно из самых распространенных заболеваний у малышей. Дети до 3 лет заражаются чаще из-за незрелости защитных барьеров в желудочно-кишечном тракте, а также из-за того, что активно познают мир, часто пробуя все на вкус.

Диагностика заболевания

Очень часто родители не замечают, что ребенок болен гельминтозом. Многие симптомы этого заболевания могут приниматься за простуду или кишечную инфекцию. И очень важно вовремя диагностировать заболевание. Для этого родителям нужно внимательнее следить за состоянием ребенка, а при первых тревожащих симптомах проверять его на наличие глистов.

Важно! Опасность в том, что многие гельминты годами могут никак не проявляться. Даже при наличии выраженных симптомов очень сложно определить, что ребенок болен гельминтозом.

  • повышенное слюноотделение, особенно по ночам, ребенок просыпается с мокрыми пятнами на подушке;
  • нарушение аппетита - малыш отказывается от еды, ест плохо, или наоборот, постоянно голоден;
  • нарушается работа желудочно-кишечного тракта - ребенка мучают запоры или поносы, боли в животе, появляется дисбактериоз и метеоризм;
  • дефицит железа, витаминов группы В и других микроэлементов вызывают снижение гемоглобина, развитие анемии;
  • может наблюдаться недержание мочи;
  • ломкость ногтей, выпадение и тусклость волос, шелушение кожи;
  • различные аллергические реакции – частое проявление глистных инвазий;
  • ребенок часто болеет простудами, воспалительными заболеваниями носоглотки и половых органов.

Важно! О наличии глистов можно понять по тому, что ребенок бледен, быстро утомляется. Такие дети слабые, худеют при нормальном питании или совсем не прибавляют в весе.

Гельминтозы у детей до 2 лет приводят к отставанию в физическом и умственном развитии. Считается, что дети скрипят зубами во сне именно из-за наличия глистов.

Интоксикация организма при гельминтозах

  • головные боли, головокружения, тошнота, обмороки;
  • нарушение сна: сонливость или беспокойный сон;
  • раздражительность, капризность, вспышки гнева;
  • мышечная слабость, быстрая утомляемость;
  • нарушение аппетита, тошнота;
  • у детей после 7 лет заметно снижение памяти, концентрации внимания, отсутствие усидчивости и отставание в учебе;
  • если зараженному глистами ребенку сделать прививку, у него может быть сильная аллергическая реакции на нее.

Глисты у грудного ребенка

  • малыш плохо ест, теряет в весе или почти не прибавляет его;
  • он становится капризным, часто плачет, беспокойно спит;
  • нарушаются функции кишечника, у ребенка случается то понос, то запор;
  • кожа малыша бледная, а под глазами темные круги;
  • аллергические высыпания на кистях и стопах;
  • может повыситься температура;
  • такие младенцы отстают от других не только в весе, но в росте, и в развитии.

Признаки заражения аскаридами

По статистике большинство детей до 5 лет были хоть раз заражены аскаридами. Этот вид гельминтозов считается самым опасным, потому что встречается очень часто, а глисты эти могут поражать многие внутренние органы, вызывать непроходимость кишечника или асфиксию. Это происходит потому, что мелкие личинки аскарид, вылупившиеся в тонком кишечнике, разносятся кровью по всему организму. Так они проникают в легкие, сердце, печень, желчный пузырь. Признаками этой стадии заболевания являются такие:

  • сухой кашель, иногда с примесями крови;
  • развитие бронхита, пневмонии или бронхиальной астмы;
  • повышение температуры;
  • слабость и сонливость;
  • увеличение лимфатических узлов, печени;
  • аллергические реакции.

Важно! Такое состояние долго может протекать бессимптомно. Только при снижении иммунитета ребенка или при массивном заражении заметны такие признаки:

  • боли в животе, которые могут быть схваткообразными;
  • воспалительные заболевания слизистых или кожи;
  • частые простудные болезни;
  • поносы или запоры, тошнота, рвота, метеоризм;
  • нарушение сна, беспокойство, раздражительность и другие нервно-психические расстройства;
  • иногда может наблюдаться снижение артериального давления.

Признаки энтеробиоза

Редкие виды гельминтозов

Редко в нашей стране встречаются другие глистные инвазии. Чаще всего такими глистами ребенок заражается от кошек или при поедании плохо прожаренной рыбы. Как проявляются редкие гельминтозы у ребенка:

Как выявить гельминтоз у ребенка с помощью анализов

В каловых массах детей, в организме которых поселились глисты, под многократным увеличением можно обнаружить неизмененные взрослые особи гельминтов, их личинки либо яйца. Именно на основании этого исследования специалист определяет тип глистной инвазии у малыша.

В крови детей с гельминтозом обнаруживается повышенный уровень эозинофилов – веществ, свидетельствующих о сниженном иммунитете и наличии аллергической реакции организма на токсины.

О типах диагностики гельминтоза пойдет речь далее.

Виды лабораторных исследований

В современной медицине существуют такие анализы для детей на глисты:

Об особенностях лабораторных исследований при диагностике гельминтоза у детей пойдет речь далее.

Клинические показания

Когда у детей берут анализ крови на глисты? Основанием для этого являются такие симптомы:

  • у малыша часто болит голова;
  • на пятках больного появились множественные сухие трещины;
  • наблюдается ломкость ногтей;
  • у малыша диагностируются кишечные расстройства – жидкий стул либо запоры;
  • он скрипит зубами во сне;
  • иммунная дисфункция.

Специфика процедуры

Анализ на глисты проводится в нескольких вариантах – в первом случае исследуются кожные складки, находящиеся вокруг анального отверстия малыша. Такие манипуляции помогают обнаружить гельминтоз на более ранних стадиях (глисты откладывают яйца вокруг заднего прохода). Для выявления заболевания на более поздних этапах требуется провести анализ кала – там обнаруживаются взрослые особи либо их сегменты.

Лабораторный анализ крови помогает выявить:

  • кишечные инвазии;
  • внекишечные глисты.

Какие индикаторы гельминтоза помогают поставить диагноз на основании исследования состава крови? Выделяют три основных показателя:

  • низкий уровень гемоглобина;
  • большое число эозинофилов;
  • повышенное СОЭ.

Данная процедура очень точная – так, анализ крови подтверждает гельминтоз у пациента в 95 процентов случаев.

Дополнительные исследования

Для подтверждения диагноза «гельминтоз» либо с целью уточнения типа глистной инвазии (или места ее локализации) используют также следующие методы обследования пациентов:

  • эндоскопия;
  • реакция непрямой гемагглютинации;
  • эндобиопсия;
  • УЗИ отдельных органов ребенка;
  • реакция агглютинации латекса;
  • компьютерная томография;
  • рентген внутренних органов.

Любой анализ назначается специалистом, исходя из индивидуальной клинической картины болезни малыша.

Забор материала для последующего изучения проводят в лабораторных условиях, натощак. Длительность исследования составляет от двух до девяти дней. Результат такого анализа на глисты репрезентативен – его точность составляет не менее 95 процентов.

У ребенка глисты: что делать?

И действительно, повод для беспокойства существует, ведь наличие глистов в детском организме оказывает плохое влияние на состоянии здоровья детей. Такое воздействие проявляется в нарушении усвоения питательных веществ, минералов, витаминов, а интоксикация организма оказывает отрицательное воздействие на нервную систему и все ткани и органы.

Узнать о том, есть у ребенка глисты можно двумя способами:

  1. Если заметить в горшке конкретного червяка;
  2. Если присутствуют специфические симптомы, к примеру, распространённые глисты – острицы вызывают специфический зуд в анальной области. Если вы заметили, что ваш ребенок чешет постоянно попу, то можно со 100% уверенностью утверждать, что это глисты.

Вред, причиняемый организму малыша

Если в организме ребёнка имеются глисты, то вред, который они наносят, может проявляться в следующем:

  1. Возникновение интоксикации – постепенно организм отравляется продуктами их жизнедеятельности;
  2. Повышение утомляемости, плохой или наоборот, хороший аппетит, возникновение головных болей;
  3. Замедление физического и умственного развития;
  4. Нарушение работы кишечника и он не справляется с выработкой и усвоением витаминов;
  5. Возникает дисбактериоз, проявляющийся в виде:
  • Болезненных ощущений в животе;
  • Поноса;
  • Запора;
  • Тошноты и рвоты;
  • Повышении чувствительности к аллергенам.

По мнению врачей-аллергологов, больше половины всех возникающих аллергических реакций является результатом существующего и когда-то пережитого гельминтоза. Глисты у ребенка оказывают негативное воздействие на защитные силы организмы, а это способствует снижению иммунитета.

Лечение

Что делать, когда в организме у ребенка обнаружили глисты? Здесь существует два варианта: обратиться за помощью к врачу для назначения эффективного лечения или лечить гельминтоз народными средствами, предварительно получив одобрение от врача.

Препараты, применяемые при гельминтозе

Если вы решили воспользоваться традиционным лечением, то эффективная терапия по устранению глистов включает в себя прием следующих препаратов:

  1. Вермокс. Форма выпуска – таблетки по 100 мг, принимать следует при появлении первых признаков (раздражение и зуд анальной области). Повторный курс приема необходимо повторить спустя 2 недели.
  2. Зентел. Форма выпуска – таблетки по 400 мг и суспензия 400 мг/мл. Принимать следует по одной таблетке, а при сохранении симптомов, прием повторить спустя 14 дней.
  3. Паринтел. Форма выпуска- таблетки по 250 мг и суспензия по 50 мг/мл. Необходимая для лечения доза составляет 11 мг/кг. Запрещается превышать дозу в 2 грамм. Повторное лечение может происходить только по прошествии 2-х недель.

Если у вашего ребёнка глисты вызывают сильный зуд в анальной области, врач назначит принимать такие препараты:

  1. Прамоксин – местный анестетик. Его действие направлено на снятие раздражение, боли и жжение, которое часто сопровождает зуд, вызванный глистами;
  2. Лидокаин – препарат, относящийся к классу анестетиков. Форма выпуска – гель или крем. Необходимо наносит непосредственно на участки кожи, где имеется зуд, 3-4 раза на протяжении всего дня;
  3. Оксид цинка можно отыскать в составе с другими компонентами, такими как пчелиный воск, миндальное масло, глицерин. Представленные препараты нужно применять для устранения зуда. Они создают своеобразный защитный барьер в перианальной области.

Народные средства от глистов

Народные средства лечения оказывают более эффективный результат, когда компонуются. Осуществить передозировку при помощи представленных средств будет очень сложно, а вот, если сочетать их с различными методами, то они действительно могут стать эффективными в лечении глистов у детей. Когда народные средства оказались бессильны, необходимо применять представленное выше медикаментозное лечение.

Лекарство для профилактики глистов

Профилактика глистов у ребенка включает в себя:

  • ежедневную чистку унитаза;
  • смену постельного белья каждые 3-4 дня;
  • мытьё рук перед едой и после туалета;
  • регулярное подстригание ногтей;
  • следить, чтобы ребенок не брал руки в рот.

Источник

Глисты у ребенка в 4 года и 5 лет

Поэтому очень важно приучать ребенка к правилам гигиены – уже с 4-5 лет развивать в нем сознание культуры собственного тела, формировать позитивное восприятие здорового образа жизни.

Заражение глистами ребенка в 4-5 лет

Идеальным методом борьбы с гельминтами является своевременная и комплексная профилактика их появления. Это относится и к соблюдению правил гигиены, и правильному питанию, и регулярным медицинским обследованиям.

Конечно, не всегда можно уследить за ребенком в 4-5 лет – или заставить его регулярно мыть руки перед едой. Не говоря уже о том, что он часто срывает и ест разнообразные ягоды и фрукты прямо с грядки, куста или дерева – а они могут быть заражены личинками глистов.

Поэтому гельминтозом в той или иной форме на разных этапах развития болеют практически все дети 4-5 лет – и в этом нет ничего страшного, если вовремя принять меры и не допускать развития острых форм поражения.

В связи с тем, что гельминтоз у ребенка 4-5 лет – достаточно распространенное заболевание, возникает риск несерьезного отношения к данной проблеме. Тем не менее, поражение глистами ребенка в 4 года может иметь весьма болезненные последствия, включительно с:

  • общим истощением организма;
  • состоянием астенизации;
  • развитием аллергических патологий;
  • широким спектром возможных поражений внутренних органов.

Поэтому лечить глисты у ребенка 4-5 лет необходимо, желательно на ранних стадиях заражения, обнаружив первые признаки. И, естественно, для того, чтобы вывести глистов как можно менее болезненно и быстро, большое значение имеет своевременная и точная диагностика.

Симптомы глистов у ребенка 4-5 лет

В 4 года организм не имеет еще самостоятельных ресурсов, чтобы сопротивляться активному развитию глистов. Даже в 5 лет кишечник еще очень уязвим.

Определить наличие глистов в организме ребенка 4-5 лет можно по ряду симптомов:

  • неумеренный аппетит либо его отсутствие;
  • беспокойный сон, сопровождающийся характерным скрежетом зубов;
  • возможное увеличение лимфоузлов;
  • частые аллергические реакции на коже, плохо поддающиеся терапии;
  • нестабильный стул;
  • режущие боли в животе, локализирующиеся в районе пупка, либо мигрирующие по всему кишечнику;
  • зуд в области анального прохода;
  • приступы головокружения, тошнота;
  • общее истощение организма;
  • повышенная нервозность, беспричинные изменения самочувствия.

Лечение глистов у ребенка 4-5 лет

Ребенок в этом возрасте еще не готов к применению большинства «взрослых» препаратов, рекомендуемых против гельминтоза современной медициной. Существует спектр наиболее часто применяемых лекарств от глистов, которые характеризуются щадящим воздействием, и имеет умеренную токсичность.

Ребенок в 4 года уже может принимать такие препараты, как Левамизол, аналогом которого является Декарис – комплексное эффективное средство, применяемое против широкого спектра глистов. Эти таблетки стоит сочетать с курсом антигистаминной терапии, а также не забывать о необходимости восстановления организма детей 4-5 лет после курса интенсивной терапии. Стоит помнить о возможном побочном действии препарата, которое может проявляться в таких симптомах, как:

  • головокружение;
  • тошнота;
  • диарея;
  • приступы головной боли;
  • нарушения сна;
  • болевые проявления в районе желудка;
  • судороги.

Среди противопоказаний к приему таблеток – почечная или печеночная недостаточность, которая может проявиться и в 4 года. Детям до 3 лет лекарство принимать не разрешается, в 4 года оно уже вполне применимо.

Представь себе такую картину: твой сын 5-ти лет от роду просто одержим динозаврами. Он знает абсолютно все их названия (даже если они состоят из 5 слов), знает, где эти звери обитали и чем питается каждый представителей из вида. Это одаренный ребенок?

Также у тебя есть еще один малыш. Младше на год. Он не может долго сосредотачиваться на одном деле, ужасно неусидчив, плохо запоминает то, что происходит на занятиях в детском саду. Если сравнивать его старшим ребенком, то он кажется очень медлительным и неактивным. Но стоит ли его сравнивать? Как узнать одаренность своего чада?

Родители могут подумать, что их ребенок одарен, когда малыш хорошо все запоминает или проявляет нестандартное для своего возраста мышление.

Но часто случается, что дети, которые в малом возрасте имели все задатки гениальности, в будущем становятся обычными людьми. И наоборот, те, кого в школе порицали и считали даже умственно отсталыми, могут в будущем превратиться в Нобелевских лауреатов. Примеров этому масса.

Менделеев не мог поступить в университет и несколько раз подряд «завалил» экзамены по химии. Элтона Джона в Академии юных музыкальных дарований считали полной бездарностью и, благодаря вере его мамы в талант своего ребенка, он стал гениальным музыкантом. Томас Эдисон был исключен из первого класса школы, так как учителя считали его умственно отсталым, и его образованием занималась мама. В итоге вырос гениальный физик и инженер, придумавший первую лампу накаливания и усовершенствовавший телеграф и телефон. Альберта Эйнштейна тоже считали умственно отсталым: он поздно начал разговаривать, ни с кем не общался, а учителя были уверены, что из него ничего путного не получится.

Для того, чтобы развивать талант своего ребенка, нужно четко знать, что ты ищешь.

Можно пройти специальное тестирование у специалистов, которое стоит немало денег. А можно просто внимательней понаблюдать за своим чадом, чтобы выделить основные характеристики гениальности. Когда можно считать ребенка гением?

Согласно наблюдениям специалистов, можно выделить несколько признаков одаренности маленького человека. Это:

  1. Необычная, как для ребенка, проницательность и любознательность;
  2. Превосходная ступень суждений и рассуждений;
  3. Способность малыша видеть связи между понятиями;
  4. Раннее умение читать;
  5. Большой словарный запас;
  6. Острая наблюдательность;
  7. Сильно развитое чувство этики и моральных ценностей;
  8. Отличное чувство юмора;
  9. Быстрое овладение базовыми навыками;
  10. Проявление особых способностей в одной или нескольких областях, таких как музыка, искусство, наука, языки, компьютерная грамотность или математика.

Инструкция

Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у . Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – , аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.

Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.

Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился , быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или . У таких богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего вы сможете в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано . Просто интереснее всего для него , получать удовлетворение от физической усталости.

Полезный совет

Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.

Источники:

  • определение способностей ребенка

Считается, что у ребенка будет тем больше шансов успешно реализовать свои способности в дальнейшем, чем раньше родители смогут определить его наклонности. Безусловно, здорово, если ребенок, как Моцарт, с 5 лет сочиняет музыку - тут все ясно. А как же это сделать, если талант малыша не лежит на поверхности?

Инструкция

В раннем возрасте интересы малыша только начинают формироваться, поэтому разговор с ребенком о том, что ему нравится делать, а что нет, - мало что даст. Определить «гуманитарий» малыш или «технарь» тоже очень сложно. Случаи, когда наклонности были определены у дошкольника, очень редки. В этот период большинству нравится заниматься самыми разными делами. Конечно, можно говорить о музыкальной или художественной одаренности, артистичности, если ваш ребенок хорошо поет или рисует. Но, как правило, определить склонность ребенка к какому-то виду деятельности можно не раньше того времени, когда психика перейдет в подростковую. А до этого старайтесь развивать своего малыша во всех направлениях. Гармоничное развитие ребенка в дальнейшем поможет вам определить его наклонности, а ему самому сделать правильный выбор.

Учитывая возраст малыша, максимально расширяйте круг его интересов. Все дети рождаются с потенциальными задатками к любому виду деятельности, т.е. способными ко всему. Ваша задача помочь развиться этим способностям. И здесь не так важно научить малыша в три года читать и считать. Этому он и так научится. Ему необходимо базовое, общее развитие. Как можно больше общайтесь с малышом, водите его на экскурсии, в театр. Учите его давать развернутые ответы на вопросы, красиво говорить, пересказывать. Читая ему сказку, спрашивайте, как бы он сам поступил на месте разных героев. Всячески поощряйте творческие начинания малыша. На стенах комнаты развесьте листы ватмана, чтобы кроха рисовал, лепите из , стройте песочные замки на берегу реки или в песочнице, собирайте разные конструкторы.

Наблюдайте за тем, какими игрушками ваш малыш любит играть и за тем, как он с ними играет. Играйте в разные игры и наблюдайте, какая из них ему больше нравится. Чаще играйте в ролевые игры. Рассказывайте ребенку о разных профессиях. Дайте возможность малышу представить себя в игре учителем, врачом, космонавтом и т.д. Устройте для него небольшую познавательную экскурсию к себе на работу. Приобретите для малыша разные игры «Юный химик», «Парикмахер», «Доктор», микроскоп, набор детских музыкальных инструментов и т.п. Пусть это будут ваши «стратегические» покупки. Запишите малыша в спортивную секцию по его выбору.

Когда малыш станет старше (в школьном возрасте), попробуйте составить для себя список, который поможет определить его способности к разным видам деятельности. Например, ребенок склонный к занятиям научной работой:
- много , в том числе научно- издания;
- точно и ясно умеет выражать свои мысли;
- хорошо усваивает абстрактные понятия;
- точно может записать то, что слышит, зафиксировать увиденное;
- пытается выяснить смысл разных событий;
- много времени проводит за конструированием.
Литературные способности ребенка выражаются в его умении:
- легко, последовательно строить повествование, рассказывать о чем-либо;
- рассказывая, отбрасывать все незначительное, оставляя самое главное;
- привнести что-то необычное, новое, рассказывая о чем-то известном и знакомом всем;
- выбирать в своем рассказе слова, хорошо передающие чувства и эмоциональный настрой героев;
- передавать важные для понимания события детали;
- стихи и рассказы.
Технические способности помогают ребенку:
- с легкостью выполнять задания по ручному труду;
- разбираться в механизмах и машинах, конструировать их (авиамодели, модели поездов, и т.п.);
- легко чинить сломанные приборы, старые детали использовать для создания новых игрушек, поделок, приборов;
- рисовать наброски и чертежи и механизмов.
Ребенок с интеллектуальными способностями:
- легко и быстро все схватывает на занятиях;
- ясно рассуждает, не путаясь в мыслях;
- использует свои знания на практике в повседневных ситуациях;
- может улавливать связь между причиной и следствием, одним событием и ;
- быстро, без специального заучивания запоминает прочитанное и услышанное;
- имеет обширный словарный запас;
- любит читать книги, которые обычно интересуют детей на год или два постарше;
- может решать сложные, требующие умственного усилия, задачи;
- задает много вопросов взрослым на разные темы;
- предлагает неожиданные решения, ответы, мыслит.
Артистические способности выражаются у ребенка:
- в легком вхождении в роль другого человека;
- понимании и возможности хорошо разыграть какую-либо драматическую ситуацию, конфликт;
- в точной передаче чувств и эмоций через жесты, мимику, движения;
- в стремлении вызвать у своих слушателей эмоциональные реакции, когда он чем-то рассказывает с увлечением.
Безусловно, вы сможете дополнить этот далеко не полный перечень всех особенностей поведения вашего ребенка.

Полезный совет

По возможности посещайте с ребенком разные кружки, студии – дайте ему попробовать разные занятия. Возможно, то, которое ему понравится больше других – его призвание.

Источники:

  • Как определить способности ребенка с помощью нумерологии?

Вспоминая годы, предшествовавшие этой шокирующей новости, в голове всплывает фраза: «Если бы я только знала…». У меня было бы намного меньше разочарований.

Мне жаль, что я не уделила больше внимания ранним признакам аутизма у своего ребёнка, ведь можно было помочь ему раньше. Чем раньше выявлен аутизм, тем большее влияние на ребёнка оказывает лечение, корректирующее важнейшие навыки, которыми он будет пользоваться всю жизнь.

Здесь, в штате Висконсин, существует программа под названием «С рождения до трёх». При необходимости врач может направить вас на местную программу раннего вмешательства.

Аутизм подобен пазлу.

Необходимо рассмотреть все «кусочки» и понять, что из них складывается. Врач знает, что именно он ищет, и будет прислушиваться к вашим наблюдениям, чтобы назначить ребёнку надлежащее обследование для постановки диагноза.

Итак, сегодня мы рассмотрим некоторые из этих «кусочков». Но прежде, давайте сделаем глубокий вдох.

Этот список наблюдений нужен, чтобы помочь вам увидеть возможные признаки, а затем донести эту информацию до педиатра для дальнейшего обследования. Эта статья написана не для того, чтобы вызвать дополнительное беспокойство или стресс. Помните, знание – это сила!

Это далеко не все признаки аутизма у детей!

Запишите основные ранние признаки детского аутизма, а затем обсудите их с вашим врачом.

Ранний признак аутизма №1. Нет реакции

Понаблюдайте за ребёнком…

  • не отзывается на своё имя;
  • не поворачивает голову, чтобы определить, откуда идёт звук.

По мере развития обычные дети начинают поворачивать голову и реагировать на шум, голос родителя и т. д. Обычно к 6 месяцам можно ожидать реакции на громкие звуки или речь.

Ранний признак аутизма №2. Развивается немного с задержкой

Ребёнок немного запаздывает в освоении базовых навыков? Я знаю, все дети развиваются с разной скоростью, но чаще основные этапы (то есть ребёнок начинает переворачиваться, ползать, ходить и т. д.) у детей происходят в границах разумного промежутка времени.

Мой сын пополз в 10 месяцев, первый зуб у него вылез почти в 9 месяцев, и он начал ходить в 16 месяцев.

Ранний признак аутизма №3. Слишком идеальный

Все вокруг говорят: «Какой чудесный малыш!»

Но иногда это не комплимент. Если ребёнок молчалив, это может указывать на аутизм: замкнутый, не гулит, скудно выражает эмоции, нет лепета и отдельных слов.

Мой сын был хорошим, самодостаточным ребёнком. Он иногда выражал эмоции и немного лепетал, но слов говорил очень мало – возможно, четыре к возрасту 18 месяцев.

Ранний признак аутизма №4. Фокусируется на странных вещах

Кажется, что малыш живёт в своём маленьком мире…

  • летает в облаках;
  • не смотрит в глаза;
  • не ищет предметы, которые вы прячете;
  • не замечает, когда родитель (или опекун) уходит и возвращается;
  • фокусируется только на визуально-стимулирующих игрушках с музыкой и огоньками.

В нашей семье мы всё поняли ещё до постановки диагноза, когда решили убрать все игрушки на батарейках, потому что ребёнок зациклился на них и никогда не играл с игрушками как обычные дети, то есть, например, не катал машинку по полу, издавая шум мотора.

Больше всего Кристоферу нравились «конкретные» игрушки, те, с которыми нужно было совершать определённое действие, имеющее начало и конец, а затем его повторять. Игрушки, вроде сортеров или такие, где что-то выскакивает.

«Обычные» игрушки – машинки, мягкие игрушки или доска для рисования – ему не нравились. С ними нет чёткого сценария игры, требуется проявить воображение. Это расстраивало Кристофера, потому что он не знал, когда игра заканчивается.

Единственным исключением были игрушки для сенсорного восприятия, например, «Гонка пингвинов» или мягкие игрушки с подсветкой.

Ранний признак аутизма № 5. Фиксирует внимание на предметах

Это похоже на предыдущий признак, но только сильнее. Когда ребёнок фиксирует внимание на чём-то, это значит, что он максимально сфокусировался:

  • всё должно происходить в очень специфическом виде или порядке;
  • уделяет всё своё внимание предметам, которые развлекают или привлекают ребёнка, то есть видео, музыка, лампа, электронные приборы;
  • будет просить, чтобы это включали или показывали снова и снова.

Всё так, как было у нашего сына: ему нравилось повторение и он закатывал истерику, если что-то было сделано не точно так, как раньше. То есть тосты должны быть нарезаны на треугольники, а не на прямоугольники. Он также просил включать ему Baby Einstein снова и снова.

Ранний признак аутизма № 6. Жизнь как снежный шар

Знаете, как это – рассматривать сувенир в виде стеклянного шара со снегом? Вам не кажется, что ваш малыш воспринимает жизнь вокруг, как будто он смотрит на такой шар?

  • Он сидит и наблюдает, но никогда не участвует?
  • Кажется, что он не «вписывается» к своим сверстникам на детской площадке или в детском саду?
  • Будет ли он сидеть в одиночестве где-нибудь в комнате, когда другие дети в группе играют и бегают без него?
  • В комнате, где полно игрушек, он находит что-то другое, например, занавеску, и играет этим предметом?
  • Он слоняется, не зная, чем заняться?

Эти постоянные моменты были очень тяжелы для меня.

Если мы с сыном приходили в гости поиграть, то он либо выбирал предметы, которые игрушками не являются, либо сидел один в углу и смотрел на какую-то одну игрушку или нажимал на ней кнопки снова и снова. Признаюсь, я много раз просто вставала и уходила, потому что была расстроена, смущена и огорчена, и моё сердце не выдерживало, когда я видела «обычных» детей.

Я всё ещё борюсь с этим, хотя мне уже проще. Раньше я позволяла его отличиям питать моё горе, что вводило меня в депрессию. Но благодаря консультациям, группе поддержки и моей вере я научилась замечать сильные стороны сына и сосредотачиваться на них.

Я перестала использовать в речи слово «нормальный» и рассматривать сына как проблему, которую необходимо решить.

Ранний признак аутизма № 7. Выборочное подражание

Детям, проявляющим первые признаки аутизма, не интересно никому подражать.

На это можно посмотреть по-разному.

  • С одной стороны, это печально, потому что они не будут пытаться подметать пол как мама.
  • С другой, можно найти и положительный момент: они не будут прыгать или стучать, как брат или сестра.

Несмотря на то, что такие дети, как правило, не подражают поведению окружающих, очень часто, как только позволяет развитие речи, они начинают повторять фразы из фильмов, книг и песен.

Это называется эхолалия – автоматическое повторение речи.

В этом мой сын – «олимпийский чемпион». Он никогда не повторял за мной или мужем, но он цитирует фильмы и книги, как никто другой!

Первые два года его «разговора» были похожи на сценарии фильмов. Я помню «Ты … игрушка, ты не настоящий Базз Лайтер!» снова и снова в 2 часа ночи.

Несмотря на то, что это тяжело, от эхолалии есть большая выгода. У ребёнка, проявляющего эти симптомы, есть возможность выучить язык и тем самым «вернуть» его.

Не все дети демонстрируют эхолалию, так что не пугайтесь, если у вашего малыша её нет. Помните, что ранние признаки детского аутизма – это просто наблюдения! Врач рассмотрит их, чтобы получить общую картину для постановки возможного диагноза.

Ранний признак аутизма № 7½. Мамина интуиция

У этого признака номер с «половиной» не потому, что он менее важен (на самом деле, он очень важен), а потому, что ваш доктор не будет придавать ему большое значение для получения цельной картины, которая может привести к постановке диагноза. (Если он спрашивает вас об этом, у вас отличный педиатр!)

Доверяйте своей интуиции.

Возможно, у вас появились подозрения, основанные на одном из вышеприведенных признаков.

Или, возможно, возникли вопросы о поведении вашего ребёнка.

Лучшее, что вы можете сделать, это спросить, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет для вашего ребёнка.

Балансируя на волнах родительства

Ваша задача сейчас – найти идеальный баланс на волнах родительства.

Не стоит отступать и игнорировать возможные ранние признаки детского аутизма. Вы не можете просто закрыть глаза и думать о хорошем. Такой подход «спрятать голову в песок» никому не поможет.

Также не стоит паниковать по поводу всех возможных опасностей, связанных со словом «аутизм».

Помните, вы ещё ничего не знаете. Вы просто наблюдаете за возможными знаками.

Хорошо, если вы что-то заметили, у вас появились вопросы, и вы поговорите с профессионалом, врачом, учителем и начнёте действовать.

Не паникуйте! Всё нормально!

Аутизм НЕ смертный приговор, вы и ваш ребёнок это переживёте!

«Нормальный», просто по-другому.

Другой, новый путь.

Может быть среди ваших знакомых есть кто-то, у кого ребёнок с аутизмом? Вы заметили какие-либо из этих признаков у вашего малыша?

Формирование определенных задатков тесно связано с общим развитием ребенка. Психологи выделяют пять возрастных периодов:

1-2 года — у малышей проявляются первые творческие наклонности;
. 3-4 года — время всестороннего развития, пик формирования способностей. В этот период проявляются симпатии к определенному типу деятельности;
. 5-6 лет — развитие мышления. Приветствуется посещение секций и кружков по интересам, развитие таланта;
. 7-8 лет — проявление стойкого интереса детей к творчеству, период посещения регулярных занятий, достижение первых успехов;
. 9-14 лет — формирование самостоятельности, способностей к анализу и синтезу, ответственного отношения к занятиям, определение дальнейшего пути развития.

Такая классификация не панацея для родителей. Важно помнить, что способности у детей могут пробуждаться в разном возрасте. Если ваш кроха в четыре года еще не поет и не рисует, не пытайтесь насильно навязать деятельность. Его одаренность может раскрыться лишь к семи годам.

Как выявить талант у ребенка?

Выявить задатки и способности — первостепенная задача в развитии таланта. Это сделать несложно посредством наблюдения за малышом. Есть группа талантов, которые обнаружить легко по поведению детей. К ним относятся: музыкальное дарование, художественный талант, артистичность и предрасположенность к спорту.

Чтобы узнать художественные наклонности, необязательно, чтобы малыш с утра до вечера рисовал или разукрашивал картинки. На повышенное визуальное восприятие мира указывают и другие особенности поведения.

. Художественное дарование — любит рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, строить визуальные образы, разукрашивать и наряжаться. Такие дети воспринимают мир глазами: при описании предметов употребляют слова «красивый», «яркий», «светлый», быстро обучаются распознавать цвета.
. Музыкальные способности — ребенок с ранних лет обращает внимание на музыку, повторяет мелодию и ритм, копирует интонацию и произношение слов, прислушивается к окружающим звукам. Дети с хорошо развитым слухом легко осваивают иностранные языки, а также танцы.
. Артистические способности — любит быть на публике, повторяет поведение взрослых, любит наряжаться, изображает позы, копирует животных.
. Спортивные задатки — активный, много бегает, играет с мячом. Увлекается просмотром спортивных программ, любит наблюдать за игрой других людей. Целеустремленный и настойчивый.
. Математические способности — любит головоломки, задачки, нравится играть в шахматы и шашки, увлеченно считает, хорошо запоминает числа. В раннем возрасте долго разглядывает цифры.

Если талантов несколько?

Бывает так, что ребенок проявляет интерес сразу к нескольким занятиям. На вопрос «Что тебе нравится больше всего?», малыш отвечает «Не знаю». В возрасте от трех до пяти лет выявить преобладающие способности помогают психологические консультации и использование специальных методик. Например, диагностика образного мышления и интеллекта по методу «Шесть кругов» Элиса Пола Торренса. Также родителям советуют больше играть с детьми, ведь во время игры чаще всего раскрываются способности.

Определиться с выбором в более старшем возрасте помогают ознакомительные уроки и посещение тематических мероприятий. Например, если ребенок много рисует, сходите в картинную галерею или на пленер художников. Если малыш любит петь, посетите вместе выступление детских ансамблей.

Как направить ребенка на развитие таланта, рассказал клинический психолог Игорь Лобачевский.

Отсутствие способностей

Как определить способности ребенка, если он не рисует, не поет и не пляшет? Не спешите думать, что он бездарный. Вполне вероятно, что растет математический гений или ученый естественных наук. Способности к науке проявляются у детей только с возникновением умения анализа и синтеза.
Среди возможных талантов стоит отметить лидерские способности. Согласитесь, что собирать вокруг себя толпы заинтересованных лиц, придумывать новые игры, справляться с любыми трудностями могут далеко не все дети. В будущем такое чадо успешно зарекомендует себя в предпринимательской деятельности или в работе с коллективом.

В 1980 годах американский психолог Говард Гарднер выделили семь типов интеллекта. Развитость того или иного типа влияет на проявление талантов у ребенка.

Типы интеллекта по ГовардуГарднеру

. вербально-лингвистический - хорошая способность к письму и слову, интерес к литературе;
. логико-математический - интерес к цифрам, к математическим действиям, хорошо считает, аналитические способности;
. визуально-пространственный - развитое воображение, придумывает истории и героев, хорошо рисует;
. кинестатический - развитая моторика и жестикуляция, выражает свои эмоции, любит выступать перед публикой;
. музыкальный - познает мир через звуки и музыку, хорошо чувствует ритм, увлекается музыкальными инструментами;
. межличностный - ораторские способности, любит общение с людьми, может держать внимание людей;
. экзистенциальный - эмоционально устойчив, теоретик, генератор идей, понимает свои эмоции и чувства;
. натуралистический - интерес ко всему живому, к природе, любит общение с животными, растениями.

1. Развивайте личностные интересы ребенка . У взрослых остается много собственных несбывшихся ожиданий. Некоторые родители пытаются себя реализовать в детях. Обычно это заканчивается неудовлетворенностью, причем и родителей, и детей. Ребенок — это личность со своими взглядами, интересами и способностями.
2. Обеспечьте необходимым инвентарем . Перед тем как отдать детей в кружок или студию, оцените свои финансовые возможности. Очень плохо, если ребенок начнет заниматься живописью, но вы не сможете ему купить необходимые краски.
3. Поощряйте во всех начинаниях . Во время обучения дети сталкиваются с проблемами и неудачами. Хвалите и поощряйте желание двигаться дальше, даже если что-то не получается.
4. Проявляйте интерес к занятиям ребенка . Мама и папа — это первые зрители и первые судьи. Не жалейте времени, чтобы порадоваться за первые успехи детей.
5. Не идите путем проб и ошибок . Не стоит пытаться развивать несколько талантов и способностей сразу: в 5 лет ребенок посещает художественную школу, в 8 лет — идет в музыкальную студию, в 12 — записался на танцы. Такое разнообразие приведет лишь к тому, что он ни в одной из сфер не достигнет успеха.
6. Не ведитесь на отказ . Ребенок, который любил рисовать и бредил стать художником, отказывается посещать изостудию. Причиной такого поведения бывают конфликты в группе, неумение находиться в социуме, страх и прочее. Попробуйте разобраться в ситуации, нежели сразу зарывать талант в землю.
7. Выбирайте хорошего преподавателя, тренера . Часто успех в деятельности зависит от преподавателя. Например, у малыша могут быть музыкальные способности, но ему настолько понравится тренер спортивной секции, что он бросит музыку и будет играть в хоккей. Перед подбором кружка или секции пообщайтесь с руководителем группы, оцените его как личность.
8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми . Если кто-то рисует лучше, не ставьте его в пример. Картины Ван Гога тоже не всем нравятся.
9. Подготовьте детей к посещению секции и к самостоятельности . Объясните малышу, почему нужно слушать учителя или тренера, посещать все занятия, выполнять рекомендации.
10. Не ставьте на талант ребенка, как на бизнес, все свои ожидания . Вы 7 лет оплачивали посещение музыкальной школы, покупали дорогие инструменты, терпели бесконечные симфонии дома, а сын или дочь не стали великим музыкантом? Ничего страшного, ведь это опыт и умения ребенка. Они непременно ему были полезны и интересны, если он выбрал свое хобби сам.

Педагоги уверены, что талантливыми рождаются все дети. Но не все становятся чемпионами, примами и профессионалами. Наличие способности у ребенка к творчеству еще не сулит ему успех. Важно вовремя определить увлечение...

Что еще почитать