Ребенок не хочет учиться причины. Что делать, если ребенок не хочет учиться, консультации психологов. А существует ли проблема

Практически все родители в определенный период сталкиваются с ситуацией, когда их дети не проявляют большого желания учиться в образовательном учреждении. Хватаются за головы: «Как же так, ведь он такой умненький и талантливый, совсем недавно он с удовольствием учился и приносил из школы хорошие оценки, учителя его хвалили, но сейчас - будто подменили…»

Что только не предпринимают папы и мамы, бабушки и дедушки в своем благородном стремлении наставить чадо на путь истинный, используют метод кнута и пряника, стыдят, хвалят, рисуют «лентяю» его незавидное будущее, приводят в пример в учебе сверстников, а исчерпав все методы воздействия, отчаявшись, идут с сыном или дочкой к психологу.

Между тем причины, по которым ребенок не хочет ходить в школу, довольно просты, однако, требуют тщательного разбора.

Масштаб проблемы

А известно ли вам, что изначально слово «школа» в переводе с греческого означало «свободное времяпрепровождение, беседа». Философы приглашали желающих на своеобразные «уроки», где обменивались опытом, ведя неспешные беседы в спокойной обстановке. А теперь сравните древнегреческую и современную школы. Сегодня система образования далека от исконной: строгий контроль за успеваемостью, оценки.

Школа выполняет свое предназначение - дать детям определенные знания, а индивидуальные особенности конкретного обучающегося - это уже второстепенный вопрос. Родители хотят того же, чтобы их дети на протяжении одиннадцати лет усваивали информацию, приносили удовлетворительные оценки, чтобы впоследствии могли поступить в вуз и получить образование. Ребята же непосредственны и искренни, многие из них не приемлют навязанную в ультимативной форме систему обучения.

Так что, нежелание учиться является адекватной реакцией. Вспомните себя в их возрасте? А так ли уж было велико ваше стремление посещать школу каждый день? Все ли предметы вызывали у вас одинаковый интерес? Все ли учителя были любимы вами? Вряд ли. Да и современная система образования в наши дни далека от идеальной.

Если разобраться, то все дети без исключения хотят учиться. Однако у всех школьников разные способности. Одни наделены аналитическим складом ума, другие обладают творческими способностями, третьи тяготеют к гуманитарным предметам.

Между тем всем им приходиться овладевать одними и теми же науками, многие из которых им попросту не даются. Так что, перед тем как навешивать на ребенка ярлык бездельника, попробуйте вникнуть в проблему, разобраться, что лежит в основе потери интереса к учебе, и если вы вовремя не смогли раскрыть в нем талант, подумайте, может быть, в сложившейся ситуации есть и ваша вина тоже?

Пока не поздно нужно принимать меры, которые заключаются в выявлении у ребенка профориентации, склонности к тем или иным изучаемым наукам, и при необходимости переводить в учебное заведение, где углубленно изучают эти предметы, подбирать кружки, записывать на факультативы.

10 причин, по которым ребенок не хочет учиться в школе

Если родители сумеют выяснить причину, по которой их ребенок не хочет учиться, то можно сказать, что проблема наполовину решена. Главными факторами, вызывающими отрицательное отношение к школе, являются:

  1. Тотальный контроль со стороны родителей. Ребенка, вернувшегося из школы, сразу же заставляют делать уроки, скрупулезно осматривают дневник, тетради, начинают ругать за неудовлетворительные оценки. Между тем ему требуется не менее 1,5 часов, чтобы восстановиться и передохнуть. Усталость, рассеянность приводят к тому, что он становится раздражительным, в нем поднимается буря протеста против подобного контроля и, как следствие, возникает нежелание учиться.
  2. Отсутствие контроля. Бывает и так, что родители впадают в другую крайность, предоставляя ребенку полную свободу действий, мол, он уже взрослый и ответственный. Ребятам же хочется погулять, поиграть с товарищами, посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. Не переоценивайте возможности сына или дочери, контроль в разумных пределах еще никому не вредил.
  3. Конфликты в школе. Ребенок может не рассказывать родителям о своих личностных проблемах. Он может ссориться с другими ребятами, педагогами и не афишировать этот факт. Между тем это основная причина, по которой дети не хотят учиться и посещать учебное заведение, и являются неуспевающими.
  4. Переоценка ценностей. На малыша, с самого раннего возраста проявлявшего выдающиеся способности, родители возлагают большие надежды. Каким же горьким бывает разочарование, когда ребенок, которого они с гордостью называли гением, вдруг заявляет, что ему неинтересно учиться. Такие ребятишки не могут учиться из-под палки, а чрезмерное давление их только раздражает.
  5. Нет стимулов. Если ребенок не хочет учиться, вполне возможно, что у него нет мотивации. Не все дети понимают, зачем нужно каждый день ходить в школу, не все ориентированы на долгосрочный результат, на окончание учебного заведения хотя бы без троек.
  6. Спекуляция на здоровье. Часто болеющие дети иногда могут симулировать признаки болезни. Родители жалеют свое чадо, часто позволяя ему оставаться дома, вместо того, чтобы отправляться в школу. Хитрец же, получая поблажку, начинает размышлять примерно так: «Зачем нужна эта школа, оценки, если все равно за прогулы не накажут?» Хорошие отметки ведь и так поставят, жалея «бедного больного».
  7. Неблагоприятная обстановка в семье, скандалы между родителями способствуют раздражительности и нервозности у ученика, снижает интеллектуальные процессы и желание учиться.
  8. Плохая компания. Очень часто ребенок-подросток не хочет учиться, если он находится под влиянием других детей, для которых в приоритете другие ценности и, возможно, дурные привычки.
  9. Закомплексованность. Если у ребенка есть какие-то дефекты внешности или он сильно отстает по какому-либо предмету, вполне логично, что он не будет испытывать желание ходить в школу, опасаясь насмешек в свой адрес.
  10. Чрезмерная активность. Если мальчик или девочка отличаются гиперактивностью, ему будет сложно высидеть все уроки в школе, выдержать учительский контроль.

Есть и множество второстепенных причин, объясняющих, почему дети не хотят учиться в школе. Это может быть и психологические стрессы, и переутомляемость, и недосыпание (обычно это касается младших школьников), и чрезмерная ответственность ребенка, которая может привести к потере интереса к учебе.

Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться

В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком, как со взрослым человеком, узнать, что именно является для него препятствием для успешного обучения. Установив причину, следует немедленно приступить к ее устранению. От того, насколько оперативно вы будете действовать, зависит успех процесса, который не будет быстрым.

Например, если причина отсутствия интереса к учебе кроется в чрезмерной родительской опеке, то необходимо слегка опустить вожжи и дать ребенку немного самостоятельности (в разумных пределах). Вполне может статься, что вначале он будет учиться хуже, но затем обязательно поймет, что ходить в аутсайдерах не слишком престижно, и предпримет определенные усилия для получения хороших оценок.

Установите доверительные отношения. Поинтересуйтесь, как ваш сын или дочка общается со сверстниками, возможно, с кем-то из них у него серьезный конфликт. С малышами - учениками −1-4-х классов (от 7 до 11 лет) - проблему можно решить, что называется, на месте. Достаточно прийти вместе в класс и поговорить с детьми, со всеми вместе или по отдельности. С детьми в подростковом (12-15) и старшем возрасте (16-18) несколько сложнее, так как в этом возрасте не хочется казаться слабым перед ровесниками.

Что еще нужно делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Обязательно поговорите с учителями. Не все педагоги обладают тактичностью и бывают справедливы. Не допускайте, чтобы кто-то обижал вашего ребенка.

Проводите с детьми больше времени, ходите на концерты, в кино, гуляйте, занимайтесь спортом. Найдите общие интересы - это будет способствовать сближению.

Если вы не можете сами разрешить ситуацию, нелишним будет обращение за помощью к специалисту, иногда и к психиатру, если проблема очень серьезна.

Было бы неправильным считать, что посещение психолога - это нечто постыдное, ведь на кону стоит здоровье вашего ребенка. Вполне возможно, что даже одного посещения специалиста будет достаточно, чтобы сделать жизнь ребенка и всех членов семьи легче. Советы опытного психолога, специализирующегося на школьных проблемах, помогут снять напряжение и прекратят дальнейшие споры о важности и целесообразности обучения:

  1. Постройте доверительные отношения с ребенком, станьте для него другом. В этом случае тайн у него от вас не будет.
  2. Постоянно показывайте малышу, насколько он дорог вам и любим, и его плохие отметки не повлияют на ваше отношение.
  3. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими, более успешными товарищами. Это может вызвать обратную реакцию.
  4. Позволяйте проявлять самостоятельность и самому решать, когда садиться за уроки и в каком порядке их делать. Однако ненавязчиво подскажите, что приступать сначала нужно к более сложным предметам, требующим максимальной концентрации внимания.
  5. Не устанавливайте жестких временных рамок, не принуждайте садиться за уроки. Договоритесь, что если малыш выполнить домашние задания до 19.00, то после это вы пойдете на каток, в кино, в зоопарк. Не бойтесь стимулировать.
  6. Не скупитесь на похвалу, помните, что лучшая награда - родительское одобрение.
  7. Не ругайтесь, за несделанные уроки, а констатируйте факты, например: «Ну вот, скоро ложиться спать, домашние задания еще не выполнены…»
  8. Не делайте уроки вместо ребенка, позвольте ему проявить собственную инициативу.
  9. Радуйтесь каждому, даже самому маленькому успеху. Ребенок должен поверить, что вы готовы разделить с ним его радости.
  10. Не стесняйтесь озвучивать чувства: «Я переживаю, что ты плохо выучил стихотворение. Вдруг учитель попросит тебя его рассказать, и ты получишь плохую оценку?».

В заключение хочется сказать всем взрослым: доверяйте сыну или дочери. Если ребенок произносит слова «Мне неинтересно учиться, я не пойду в школу», это не значит, что он хочет причинить вам обиду, возможно, он нуждается в помощи. Вам придется проявить незаурядное терпение, чтобы пройти со своим чадом этот долгий путь, стоит только захотеть.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье .


Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.


Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям» . Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога . Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.


Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.


При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.


Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию .

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Другие причины

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать ,

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

  • Холерики.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


ребенок не хочет учиться

4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Очередная двойка в дневнике сына или дочки мало кого из родителей оставляет равнодушным. Ещё хуже, когда ребёнок на стандартный вопрос о том, как дела в школе, отвечает односложно и без энтузиазма. Нежелание учиться и, как следствие, низкая успеваемость – проблемы, требующие незамедлительной реакции, вот только криком и угрозами здесь не поможешь. Истерично-авторитарное поведение родителя наверняка вызовет протест в детской душе. Чтобы предпринятые вами шаги были адекватными и результативными, выясните вначале, почему ребёнок не хочет учиться.

Причины, по которым пропадает интерес к учёбе

Ребёнок – не только плоть от вашей плоти, это отдельная личность со своими способностями и потребностями. Об этом важно всегда помнить, и не подменять его жизненные установки собственными. Очень часто родители, не реализовавшись в какой-то сфере, предъявляют к детям завышенные требования, навязывают им свои пристрастия. Но цель отеческой заботы состоит в ином: вы должны здраво оценить интеллектуальный потенциал и эмоциональную зрелость малыша, выявить его склонности и направить их в нужное русло. Таким образом, первое, что нужно сделать, это честно ответить на вопрос: «Ваш ребёнок не хочет или не может учиться?».

Некоторым ученикам одолеть стандартную школьную программу не позволяют умственные способности или состояние здоровья. Родителям в таком случае нужно, признав за ребёнком особенности, определить его в коррекционный класс. Пойти на такой шаг зачастую сложно: мешают личные амбиции, боязнь пренебрежительного отношения со стороны окружающих. И в то же время сделать это необходимо. Когда ребёнку ставят посильные для него задачи, у него появляется и интерес к учёбе, и уверенность в себе.

Впрочем, может быть и обратная ситуация, когда уровень обучения не соответствует высоким запросам ученика. Скука, которая одолевает одарённых детей в обычной средней школе, напрочь убивает мотивацию. Чтобы ребёнок окончательно не охладел к учёбе, его можно перевести в специализированное заведение, отдать в секцию, студию или кружок.

Вообще замечено, что дети, посещающие тренировки и занятия вне школы, более организованы и целеустремлённы. Однако есть у таких увлечений и обратная сторона. Осознав, что спорт, музыка или танцы – его истинное призвание, ребёнок будет меньше уделять внимание школьным дисциплинам. В такой ситуации родителям желательно договориться с чадом о границах допустимого.

Существуют и другие причины, почему дети не хотят учиться:

  • гиперопека взрослых, подавляющая инициативность школьника;
  • бесконтрольность и попустительство со стороны родителей;
  • конфликты со сверстниками, старшеклассниками, учителями;
  • вредные зависимости и неблагополучные друзья;
  • избыток энергии, мешающий сосредоточиться (гиперактивность);
  • напряжённая внутрисемейная обстановка;
  • отсутствие возможности реализовать врожденные лидерские задатки;
  • наличие комплексов или, наоборот, завышенных требований к себе (перфекционизм);
  • сложности с пониманием материала, педагогическая запущенность.

Как повысить мотивацию к учёбе

Нужно понимать, что стремление к познанию – естественная тяга ребёнка, которую нужно поощрять с самого рождения. Старайтесь всегда отвечать на вопросы маленького «почемучки», обстоятельно беседуйте с ним во время прогулок, играйте в сюжетно-ролевые игры. Устраивайте совместный просмотр познавательных передач с последующим обсуждением. Обязательно читайте дошколёнку интересные книги – не только детские энциклопедии, но и художественные произведения, стихи.

Помните, что развивать малыша нужно всесторонне: интеллектуально, эмоционально, эстетически, нравственно. При этом проявляйте чувство меры: основательная дошкольная подготовка может привести к тому, что первокласснику будет неинтересно на уроках.

В младшем школьном возрасте стимулировать нужно игровыми заданиями, посредством совместной деятельности. Дети не хотят учиться в школе, если у них нет мотивации. Зачастую родители это понимают, но выбирают неправильные стимулы. Так, популярным способом воздействия на ребёнка является метод «кнута и пряника», состоящий из угроз, шантажа, наказаний, посул и вознаграждений.

Подобная стратегия имеет право на жизнь, но не должна доминировать, так как воспитывает меркантильность и не всегда эффективна. Гораздо результативнее пробуждать внутреннюю мотивацию. Один из постулатов психологии общения, сформулированный Дейлом Карнеги, гласит: «Самый лучший способ заставить человека что-то сделать – это сделать так, чтобы он сам захотел это сделать».

Советы родителям по формированию учебной мотивации у ребёнка следующие.

  • Меньше критикуйте и больше хвалите детей. Всячески подчёркивайте связь между их стараниями и конечным результатом. Так дети учатся легче.
  • Будьте искренни. Чтобы не обесценивать достижения ребёнка, не подменяйте честно заслуженную похвалу дежурной лестью.
  • Критикуйте по делу и деликатно. Не переходите на личности, не ставьте ваши чувства к близкому человеку в зависимость от его достижений.
  • Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Единственное мерило успеха – то удовлетворение, которое получает ваше чадо от полезной деятельности.
  • Ставьте перед ребёнком посильные задачи. Не отказывайте в помощи, когда он просит, но и не делайте работу вместо него.
  • Не пренебрегайте значением общения в жизни детей. Успешность ребёнка напрямую зависит от того, как он контактирует с членами семьи, сверстниками, учителями.
  • Учите личным примером. Если вы хотите, чтобы ребёнок улучшил показатели по физкультуре, прекращайте по вечерам сидеть перед телевизором и выходите вместе на беговую дорожку. У него сложности с изучением французского? Что ж, есть повод совместно освоить новый язык. Такой подход не только укрепляет внутрисемейные связи и повышает авторитет взрослого в детских глазах, но и формирует у ребёнка чёткое представление о том, что учиться никогда не поздно.

Что делать с «нехочухой»

Когда ребёнок не хочет ходить в школу, с ним нужно говорить по душам. Интересуйтесь не столько оценками, сколько общей атмосферой в классе, темами и содержанием уроков. Не пренебрегайте переживаниями близкого человека. Порой достаточно одного глупого замечания, чтобы он замкнулся и больше с вами ничем сокровенным не делился.

Если ребёнок не хочет учиться в школе, а у вас не получается выяснить причину демарша с его стороны, обратитесь за помощью к психологу. Ничего постыдного в том, что вы наведаетесь к специалисту, нет. У профессионала быстрее получится вывести ребёнка на откровенный разговор, увидеть объективную картину проблемы. В случаях, когда малышу нормально учиться мешает рассеянность внимания, повышенная возбудимость, может потребоваться консультация невролога.

Возможно вы знаете, как поступить в описанных выше случаях и что делать; а если ребенок не хочет учиться из-за конфликта с учителем? Что тогда? Такая ситуация сложнее….

Причины напряжённых отношений могут быть разными. В начальной школе они, как правило, возникают из-за неаккуратности малыша. Подростки порой осознанно противопоставляют себя учителю, чтобы самоутвердиться в коллективе. Конфликты часто возникают между творческими, растущими в свободной домашней атмосфере детьми и авторитарными педагогами. По статистике, с учителями чаще «воюют» мальчишки. Взрослые недовольны хулиганским поведением, прогулами, опозданиями и внешним видом детей.

5 шагов, которые нужно сделать родителю, в случае конфликта сына (дочери) с учителем, опишем ниже.

  • Дайте ребёнку возможность откровенно и эмоционально высказаться. Внимательно его выслушайте. Не обвиняйте и не высмеивайте. Не ругайте при нём учителя. Займите позицию арбитра, желающего во всём разобраться.
  • Вместе с ребёнком проанализируйте ситуацию. Выясните, почему случился конфликт. Решите, что делать дальше.
  • Встретьтесь с педагогом, чтобы узнать его точку зрения. В общении сохраняйте нейтралитет. О своём визите в школу обязательно уведомьте ребёнка. Если он не хочет, чтобы одноклассники видели ваш приход, посетите учителя после уроков.
  • Устройте беседу втроём. Позвольте ребёнку и педагогу в цивилизованной форме высказать претензии. Сами играйте роль посредника, предлагая компромиссные решения.
  • Если очевидно, что виноват учитель, что он продолжает провоцировать конфликт, незамедлительно обратитесь к директору школы. Если администрация заняла сторону педагога, есть смысл сменить учебное заведение. Но помните: делать это надо быстро, так как каждый день пребывания в агрессивной среде, наносит серьёзный ущерб детской психике.

Когда ваш ребенок не хочет учиться, а советы психолога не помогают, обратите внимание на следующие рекомендации по организации рабочего времени и места.

  • Желательно, чтобы у школьника была своя комната. Если такой возможности нет, выделите ученику рабочий уголок.
  • С малых лет приучайте чадо к порядку. Хаос на столе мешает сконцентрироваться, затрудняет работу.
  • Не заставляйте делать домашнее задание сразу после прихода со школы. Пусть у школьника будет 1,5–2 свободных часа отдохнуть, позаниматься любимым делом.
  • Не допускайте, чтобы малыш учился допоздна. После 7–8 часов вечера продуктивность, как правило, заметно снижается.
  • Обеспечьте сыну/дочери комфортную обстановку. Кому-то для эффективного обучения нужна тишина. Кто-то, наоборот, продуктивнее работает под любимую музыку или в компании друга.
  • Следите, чтобы школьник не переутомлялся. Приучите его через каждые полчаса занятия делать 5–10-минутные перерывы.

Нежелательно, чтобы выполнение домашнего задания занимало больше двух часов. Если так происходит, задумайтесь о методах интенсификации. Чтобы ребёнок захотел учиться, ему нужно доказать, что это интересный и необременительный процесс. Малыш плохо запоминает стих? Обращайтесь к его образному мышлению. Например, стихи про природу лучше учить во время прогулок. Ещё один способ быстро запомнить текст – придумать к нему мелодию и исполнять как песню. Изучаемые иностранные языки будут даваться легче, если по дому развесить яркие карточки со словами.

  • Не хочет учиться
  • Не хочет заниматься спортом
  • Большинство родителей могут с уверенностью сказать, почему их дети не хотят ходить в школу. Многие из них наблюдают картину, как их ребенок просто ленится и весь день сидит за планшетом , а школу посещает только чтобы пообщаться с одноклассниками и поиграть в игры. Родители приходят в ужас, не зная, что дальше делать. На самом деле решение проблемы довольно простое: им следует выяснить, почему их ребенок не хочет учиться.

    Причины плохой успеваемости

    Ответственность за учебу берут родители

    Иногда мама излишне опекает малыша, контролирует его шаги, действия и слова на всех этапах его развития. Когда ребенок взрослеет, поступает в первый класс и начинает учиться, опять мама вмешивается в процесс обучения, собирает портфель, делает иногда за него уроки. Тем самым она просто тормозит его самостоятельность и мешает становиться школьником. В таких ситуациях ребенок лишается права голоса, ведь все за него решат родители. В этой ситуации полностью пропадает желание думать и действовать.

    Родители должны понимать, что помощь и внимание очень нужны в процессе обучения, но ни стоит перегибать палку. Хуже, когда детей начинают жестко контролировать, то есть отдавать приказы, которые он будет выполнять. В итоге при обеих ситуациях у ребенка, конечно, пропадет желание учиться, а некоторые дети к тому же будут еще и грубить, конфликтовать.

    Неблагоприятная обстановка в семейном окружении способствуют лишь замкнутости и тревожности, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его умственную деятельность.

    Неуверенность в себе, заниженная самооценка

    Откуда берется такое непринятие себя у ребенка - спрашивают многие родители. Все дело в том, что родители часто проецируют на детях все свои желания и ожидания. Это самая распространённая их ошибка. Ставя перед ребенком высокие цели и запросы, они не замечают тем самым, что ему это не интересно. А не получив положительный результат, всеми способами показывают свою разочарованность в малыше, что не смог, не оправдал надежды. И это может происходить не только в период школы, но еще раньше - в детском саду.

    Такой ребенок чувствует тревожность, неуверенность в своих силах, чувство вины, он часто говорит «У меня не получится, «Я плохой». Также если у ребенка присутствуют дефекты внешности или речи, конечно, он будет стесняться отвечать на уроках.

    Гиперактивность

    Из-за особенностей нервной системы такие дети переполнены энергией, которая мешает успешному усвоению информации. В классе они мешают другим ребятам, встают во время урока, кривляются, что, естественно, влияет не только на учебу и на отношение учителя.

    Зависимость

    На успеваемость в начальных классах влияет зависимость ребенка от игр и прогулок с друзьями, в более старшем возрасте дети зависят от компьютера и планшета, а подростки имеют пристрастие к вредным привычкам. Всё это мешает учебе, а задача родителей - вовремя обратить на это внимание.

    Одаренный, но ленивый

    Про таких детей часто говорят «дети - индиго». Это когда с самого рождения ребенок обладает уникальными способностями, а родители мечтают о его успехах. Такие дети очень умные не по годам, обычно читают много книг, получают информацию из разных источников. Рано начинают говорить, читать и писать. Поэтому поступая в школу, они могут смело заявить, что им это неинтересно, так как они все знают. Отсюда возникает нежелание учиться, лень одолевает.

    Отсутствие интереса к учебе и школьной мотивации

    Образовательные школы придерживаются в процессе обучения той или иной программы. Она бывает полезной и интересной для детей, или наоборот скучной и простоватой. Каждый предмет в школе ведет свой преподаватель.

    Учащиеся не умеют еще разделять понятия «предмет» и «учитель»: если не интересен преподаватель, то им не будет нравиться и предмет.

    Крайне сложно найти такую школу, чтобы весь педагогический состав был творческий и креативный. Чтобы помочь ребенку учиться, нужно учитывать его интересы. Если у ребенка есть представление, кем он хочет стать или чем будет заниматься, то появится и мотивация, цель и желание учиться.

    Болезненный ребенок

    Дети, которые имеют различные заболевания, во-первых, часто пропускают школу из-за своих недомоганий, во-вторых, иногда любят симулировать такие приступы, жалуясь на плохое самочувствие или головную боль. Все их жалеют и помогают, а учитель делает поблажки. Здесь у ребенка возникает вопрос, а зачем учиться, ведь и так поставят хорошую оценку.

    Особенности темперамента

    Процесс успешной учебной мотивации еще зависит от типа нервной системы у ребенка.

    Все мы помним, что с рождения у ребенка преобладает один из 4х типов темперамента:

    1. Меланхолик.
    2. Сангвиник.
    3. Флегматик.
    4. Холерик.

    Ребенку со слабой нервной системой очень сложно будет учиться, такие дети тяжело переживают неудачи, они плаксивы и не уверены в своих действиях и словах. Поэтому для них важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

    А вот дети с сильной нервной системой могут плодотворно работать, учиться и выдерживать любую умственную нагрузку до шести уроков в день. Приходя домой, тут же садятся за уроки. Им легче всего дается совмещение учебы и посещение дополнительных секций в отличие от других детей.

    Что делать родителям в таких ситуациях

    Начальная школа

    Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

    1. У меня будет сердитый учитель.
    2. Я не смогу завести друзей.
    3. Как же сложно делать уроки.

    Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

    • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
    • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
    • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
    • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
    • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.

    • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
    • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты» ; «Дорисуй животное».
    • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
    • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
    • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов "Детская неделя" И. Подоляк.

    • Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
    • Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
    • После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино. Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!

    Среднее звено

    Психологи считают, что школьники в 9-12 лет не желают учиться из-за конфликтов с учителями.

    Именно в этот период у них закладываются первые зачатки характера. Поэтому им трудно сделать выбор между собственными желаниями и мнением окружающих, это и провоцирует конфликты.

    Что делать родителям

    • Поговорите и выясните, что беспокоит ребенка, и связана ли эта тревожность со школой.
    • Посетите учителя, пусть он прояснит вам причины неуспеваемости и поможет вам определиться в дальнейших действиях.
    • Иногда негативное поведение ребенка напрямую может быть связано с атмосферой дома. Ведь известно, что дети – зеркало семьи. Постарайтесь не выяснять конфликты в присутствии ребенка.
    • Дети должны быть всегда уверены, что получат от вас поддержку в любой ситуации.
    • Напомните им интересные случаи из вашей школьной жизни, посмотрите фотоальбомы.
    • Хвалите ребенка за старание и вознаграждайте.
    • Выполните следующие упражнения «Мой портрет в лучах солнца». Пусть ребенок нарисует солнышко, в середине него себя, а по краям напишет все положительные черты и достоинства. Это придаст ему уверенность, покажите, что лучей может быть больше.

    • Поиграйте в игру «Король (королева) школы». Ребенок должен представить, что школа - его королевство, и только он может устанавливать здесь свои законы и порядки.
    • Относитесь с осторожностью ко всем детским переживаниям, научитесь слушать и понимать его, занимайте позитивную позицию.
    • Позволяйте самому принимать решение, выбирать, какую одежду надевать, и что делать, пусть научиться отвечать за свои поступки.
    • Если он жалуется на преподавателя, посетите школу и решите этот вопрос, а своему ребенку скажите, что не будете обращать внимание на оценку по этому предмету.

    Что еще почитать