Сценарий детской игровой программы на день левши. День левши или когда дарят ножницы Названия мероприятий к дню левшей

ГБОУ ШКОЛА № 2025

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 10

ДОСУГ

для детей старшей и подготовительной к школе групп

на тему «Международный день левшей».

Подготовила:

Воспитатель 5 группы

Баркова Анастасия Викторовна

Москва, 2014 год.

Цель: организация досуговой деятельности дошкольников в летний период .

Задачи: сформировать у детей представление о таком празднике, как Международный день левшей; познакомить детей с преимуществами, а также сложностями, с которыми сталкиваются леворукие люди.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята, уважаемы взрослые! Мы собрались сегодня с вами зале, чтобы отметить праздник, который состоялся в понедельник, 13 августа – Международный день левшей. Мы живём в большом мире, нас окружает много людей. Нам кажется, что все мы одинаковые, однако всё-таки мы сильно отличаемся друг от друга, например, ростом, физическими способностями, цветом волос и глаз, характером и так далее.

Есть различия и в том, какой рукой человек пользуется чаще для того, чтобы совершить привычные всем нам действия: причесаться, застегнуть молнию на куртке, взять ложку в руку или карандаш, зубную щётку. Ребята, поднимите правую руку те, кто этой рукой выполняет перечисленные мной действия. Как вас много! А теперь поднимите руку те, кто рисует, пишет левой рукой. Немного! Так вам удобнее, легче, сподручнее? (Да).

Интересно, что даже среди животных, есть левши и правши (праволапые и леволапые). Так, в дикой природе среди обезьян (шимпанзе) больше левшей. Это значит, что большинство шимпанзе срывают банан с пальмы именно левой лапой. Левши и белые медведи, они левой лапой ловят рыбу в реках.

Конкурс "Какой отпечаток". (Два силуэта рук на мольбертах).

А вот насколько хорошо вы, ребята, владеете левой рукой, я сейчас проверю. Но нам потребуются два мольберта. Вот они! Но посмотрите, что это? Кто-то оставил на их поверхности отпечатки своих рук! Исчезнут они только тогда, когда вы определите, какой отпечаток сделан правой, а какой левой рукой! (Дети высказывают свои предположения). А кто сможет выйти и доказать, что это именно так? (Ребёнок, подойдя к мольберту, прикладывает руки к отпечаткам).

Конкурс "Аппликация". (Ладошки, мольберты).

Для следующего конкурса под названием «Аппликация» мне нужны 4 человека. Вам сейчас нужно составить аппликацию из ладошек разных цветов, используя при необходимости овалы, круги, полоски картона. (2 человека встают к 1 мольберту, другие 2 человека встают к другому). Вам, ребятки, я предлагаю выложить перед нами цветок, а вам, ребята, насекомое (каких знаете? (…бабочку)).

Игра со зрителями (пока дети выполняют задания).

Пока команды выполняют задания, вам, ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопалка». Для этого вам нужно встать у своих стульчиков и приготовить свои ладошки!

Хлопните:

Все присутствующие.

– Только девочки.

– Только те, кто любит мороженое.

– Только те, у кого дома живёт собака.

– Только мальчики.

– Только те, у кого день рождения зимой.

– Только воспитатели.

– Только те, любит есть перец.

Конкурс "Художники".

Настало время следующего конкурса «Художники». Приглашаю ко мне двух детей. Возьмите маркеры в левую руку и подойдите каждый к своему мольберту. Предлагаю вам левой рукой нарисовать цветок.

Музыкальная пауза. (Включаю фонограмму).

Девочки и мальчики, выходите ко мне. Образуем круг. Мы исполним вместе весёлый танец, который называется «Лавата». Для этого я в ответ на мои слова вы хором должны сказать «а у соседа лучше».

Повторяйте:

(Идём по кругу, не держась за руки)

Дружно танцуем мы.

Тра-та-та, Тра-та-та,

Танец весёлый наш – это лавата.

(Останавливаемся).

Н аши руки хороши? хороши...

А у соседа? лучше!

Н аши руки хороши? хороши...

А у соседа? лучше!

(Все берутся за руки и поют) .

Эстафета "Попади точно в цель". (2 таза, 12 шариков, 2 коробки).

Ребята, правшей большинство. Я, например, тоже правша. В правой руке держу кисточку, правой рукой перелистываю страницы книги, застёгиваю пуговицы. Пользуюсь в основном одной рукой. Леворуких детей рождается меньше, однако они, как правило, пробуют совершать те же действия как левой, так и правой рукой. Таким образом они развивают обе руки. Имеют левши преимущество и в спорте: сопернику сложнее подстроиться под леворукого соперника, отработать направление удара. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться .

Левая рука должна и вам принести успех в эстафете под названием «Попади точно в цель». Первые шесть ребят станут участниками команды «Пупсики», вторые шесть детей войдут в команду «Ловкачи». Вам нужно взять по одному шарику в левую руку и постараться попасть в таз. Команда, забросившая больше шариков, победит.

Эстафета "Покупатель". (2 столика, 2 подноса, 2 тазика, 12 продуктов).

Опять объявляю набор в команды «Пупсики» и «Ловкачи» по 6 человек в каждую. Представьте, что вы покупатели в магазине. Ваша задача – взять в левую руку поднос, подбежать к тазику, положить на поднос любой продукт и, держа поднос в левой руке, отнести продукт на столик (кассу). Команда, которая быстрее доставит последний продукт, победит.

Заключительное слово.

Я вам так скажу, ребята,
Не пристало в нашем веке
По руке с рожденья главной
Нам судить о человеке!
Ну с какой, скажите, стати
Все должны работать правой?
Тем, кто не согласен с этим,
Заявляю - вы не правы!
Человек двумя руками
Все дела обычно делал,
А не только самой правой
Или может только левой.
За поступки, за заслуги
Мы друг друга уважаем.
И левшам на всей планете
Равноправия желаем!

На этом наш досуг окончен. До свидания, до новых встреч!


Наталья Одинцова
Сценарий познавательно-игровой программы «Леворукие всех стран, объединяйтесь!»

(Звучит музыка. ТРЕК – 1. На сцену выходит ведущий .)

ВЕД. – Добрый день, дорогие ребята!

Скажите пожалуйста, какой сегодня праздник отмечают во всём

мире? (ответ) .

поздравляю!

И ещё. Ответьте мне пожалуйста – кого называют «левша» ? (ответы) .

Известно, что на Земле более 500 миллионов левшей, что

первый американский астронавт Армстронг ступил на Луну левой

ногой, что левое полушарие головного мозга отвечает за

логическую деятельность человека, что все кандидаты на

президентских выборах в США в 1992 году – Билл Клинтон, Росс

Перот, Джорж Буш – были левшами, а вот в Библии слово «левый»

трактуется как всё плохое, известно, что леворукость передаётся

по наследству, а одинаково владеющие обеими руками, по

определению французов, называются «рацематами» , или

«графические левши, но бытовые правши» , и напоследок – пару –

тройку веков назад считалось, что женщина должна быть

обязательно праворукой, для того, чтобы держать младенца у

самого сердца.

Итак, с незапамятных времён, когда человек взял в руки орудие

труда, мир разделился на левшей и правшей. И начались

бесконечные споры – откуда это деление и кто всё – таки лучше?

Предмет спора актуален и сегодня. Учёные так и не могут

разобраться в этой проблеме до конца. Всё спорят и спорят…

Мы же решили время даром не терять и объединиться в общество

леворуких под девизом : «Леворукие всех стран , объединяйтесь

(Звучат фанфары. ТРЕК – 2.)

ВЕД. – Для начала познакомимся . Попрошу всех похлопать в ладоши .

А сейчас вспомните, какая рука у вас ложилась сверху. У кого левая?

Поднимите руку вверх. Это люди, которые принадлежат к «чистому»

типу леворуких . Вы впечатлительны, возбудимы, чувствительны,

ответственны, общительны, но часто не уверены в себе. Ваша

идеальная среда обитания – Южное полушарие, например,

Австралия .

У кого правая? Поднимите руки вверх. Вы – «чистые» праворукие.

Ваша среда обитания – Север. Вы спокойные люди, тяготеющие к

точным наукам.

А кто хлопал двумя руками сразу? Вы, как я уже и говорил

«рецематы» - одинаково владеющие руками. Ваша среда обитания –

ВЕД. – Итак, я заканчиваю рассказ о левшах и объявляю начало игровой

программы , под названием «Леворукие всех стран , объединяйтесь

Независимо от того, кто из вас левша, а кто правша, сейчас мы

организуем две команды и дадим им название.

конкурсы и эстафеты проходят с применением левой

ноги и руки.)

НАЗВАНИЕ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИГР, КОНКУРСОВ И ЭСТАФЕТ.

1 – «Неординарная личность» . (Команды организуют два круга. Задача :

взяв левой рукой левую ногу , простоять в таком положении как

можно дольше. Время конкурса – пока звучит музыка.)

2 – «Левая – толчковая» . (Командная эстафета. Игроки, взяв левой рукой

левую ногу пробегают дистанцию, передавая эстафету друг другу.)

3 – «Ловкий левша» левой ноге , проходят

дистанцию, неся теннисный шарик на ракетке.)

4 – «Леворукий бадминтон » . (Командная эстафета. Игроки, на левой ноге ,

проходят дистанцию, жонглируя воздушным шариком на

бадминтонной ракетке.)

5 – «Рыбак - левша» . (Команды становятся друг против друга.

Соперники берутся левыми руками. Задача каждого игрока

перетянуть соперника на свою сторону.)

6 – «Левый – крайний» левой

ногой, проводят футбольный мяч через кегли.)

7 – «Леворукий центровой » . (Командная эстафета. Игроки, по очереди,

ведя баскетбольный мяч левой рукой , проходят через кегли.)

8 – «Автограф» . (Командная эстафета. Игроки, по очереди, на левой ноге ,

бегут к журнальному столику, ставят свой автограф левой рукой , на

лежащей на столе бумаге, и возвращаются к своей команде,

передавая эстафету следующему участнику. Учитывается время и

разборчивость росписи.)

ВЕД. - Закончилась игровая программа , я предлагаю всем занять свои места

в зале, и объявляю «Леворукую викторину » . За каждый

правильный ответ вы будете получать жетоны. Кто больше их

наберёт, тот и станет победителем викторины.

1 – Кто из животных – левша? (Полярный медведь.)

2 – Сколько левшей на Земле? (Более 500 миллионов.)

3 – Кто ступил на Луну левой ногой ? (Американский астронавт

Армстронг.)

4 – Какое из полушарий головного мозга отвечает за логическую

деятельность? (Левое .)

5 – Как звали мастера, подковавшего блоху? (Левша.)

6 – Что объединяет всех кандидатов на пост президента США

в 1992 году? (Все они были левши.)

7 – Как в Библии трактуется слово «левый» ? (Всё плохое.)

8 – Кто такие «рацематы» ? (Люди, одинаково владеющие как

левой так и правой рукой .)

9 – Почему в далёкие времена считали, что женщина обязательно

должна быть праворукой? (Считалось, что она должна была

держать младенца у сердца.)

10 – Передаётся ли леворукость по наследству ? (Да.)

(Подсчёт жетонов. Награждение победителей.)

ВЕД. – Итак, наша программа «Леворукие всех стран , объединяйтесь »

подошла к концу. Так плохо ли быть леворуким или хорошо ?

Ни то, ни другое, то есть настолько же плохо и настолько же хорошо,

как и быть правшой. Так что, дерзайте, учитесь владеть в полную

меру обеими руками. Когда – нибудь вам это пригодится!

А за вашу смелость, дружбу, ловкость и смекалку, позвольте вручить

вам небольшие сувениры. Всем спасибо! До свидания!

(Звучит музыка. Вручение сувениров.)

Этот мир создан для тех, кто максимально похож на других. Всем, кто хоть чем-то отличается, выбиваясь из общей массы, приходится туго. Ведь они вынуждены постоянно подстраиваться под условия, созданные для большинства. Вы думаете, что это легко? Тогда попробуйте хотя бы один день обходиться без правой руки, и вы поймете, каково это – быть левшой в мире правшей!

Левши однажды не выдержали дискриминации и… создали себе праздник. Впервые его отметили в 1992 году. Инициатором выступил британский Клуб Левшей, созданный за два года до этого. Празднику дали название «International Lefthanders Day» (в России его называют “Международный День Левши ” или “Всемирный День Левшей “).

С тех пор каждый год 13 августа во многих странах мира проходят различные мероприятия, цель которых – привлечь внимание общественности к проблемам левшей.

Быть левшой непросто

Проблем, конечно, не так много, но они есть. В первую очередь, это касается товаров для левшей, которые производятся в недостаточном количестве. Например, такую элементарную вещь, как специальные ножницы для левшей, можно купить далеко не в каждом канцелярском магазине. Второе, что волнует Клуб Левшей – это дискриминация. Вы думаете, это надуманная проблема? Вовсе нет!

Например, в США были организованы митинги леворуких после того, как с работы уволили полицейского-левшу. Причина увольнения – неподчинение уставу, согласно которому кобуру следует носить только справа. Леворукий полицейский, не желая рисковать своей жизнью, носил ее так, как ему было удобно, за что и поплатился. Тогда же, в 80-ых годах, было несколько подобных случаев. Леворукие, будучи уволенными только за то, что работали не той рукой, подавали в суд и организовывали митинги. Об этих проблемах стали говорить все громче, и не только в Америке, но и в Европе. Наконец, в 1992 году англичане приняли решение о создании праздника – Всемирного Дня Левши.

Дискриминация на работе – это, конечно, большая проблема. Однако в старину левшам жилось еще хуже. К ним относились очень подозрительно, не доверяя и обвиняя во всех грехах. В какой-то период на Руси левши даже не допускались в суд в качестве свидетелей.

Говорили, что дьявол был леворуким, поэтому в каждом левше есть что-то демоническое. Со временем большинство подобных предрассудков было искоренено. Однако в 20 столетии появилась новая проблема – детей-левшей начали активно переучивать, заставляя держать ручку в неудобной для них руке. В итоге первые классы школы превращались для левши в тяжелейшее испытание.

К счастью, во многих странах переучивание левшей уже не практикуется – в основном это заслуга психологов, изучающих феномен леворукости. Ну, и, конечно, велика заслуга различных общественных организаций – в том числе британского Клуба Левшей, придумавшего этот замечательный праздник.

Кого поздравляют?

Тринадцатого августа принимают поздравления миллионы людей. По данным статистики, каждый десятый землянин является леворуким. Среди них очень много творческих, талантливых людей. Список мировых известностей-левшей огромен.

Знаменитые левши:

  • Актеры : Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Том Круз, Брэд Питт, Киану Ривз, Сильвестр Сталлоне, Брюс Уиллис, Вупи Голдберг, Анджелина Джоли
  • Художники : Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Микеланджело, Рубенс
  • Композиторы : Моцарт, Бетховен, Рахманинов
  • Писатели : Марк Твен, Николай Лесков, Ганс Андерсен, Герберт Уэллс
  • Ученые : Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон
  • Мыслители, философы : Аристотель, Кафка, Ницше
  • Правители, цари, императоры : Юлий Цезарь, Петр Первый
  • Политики : Уинстон Черчилль, Билл Клинтон, Фидель Кастро, Барак Обама, Буш – старший и, по некоторым данным, Владимир Путин (к слову, левшами были 8 президентов США)
  • Полководцы : Наполеон, Александр Македонский, Жанна Д’арк

Левши часто выбирают творческую профессию, требующую применения своих талантов, наличия креативности и умения мыслить нестандартно. А это значит, что и Международный День Левши нужно отмечать необычно.

Как отпраздновать День Левши?

Ответ на этот вопрос зависит, прежде всего, от того, кто и с кем будет праздновать . Это может быть семейный праздник, если один из членов семьи является левшой. Устройте праздничный ужин, и пусть все правши в этот вечер едят левой рукой, а левши… тоже левой. Ведь это их праздник!

Если в вашей дружеской компании есть леворукие, то День Левши – прекрасный повод для интересной вечеринки . Назовите ее как угодно: «Левая вечеринка», «Left-party», «Left-hand-party», «В зазеркалье», «Зеркальная вечеринка», «Левша-пати» и т.п.

Покреативить в честь этого события можно на славу! Например, разослать всем участникам вечеринки приглашения-перевертыши, где слова написаны задом-наперед.

«еигороД ишвеЛ и ишварП, мёдЖ саВ аН екниречеВ, йоннещявсоП умондорануджеМ юнД ишвеЛ!»

Можно сделать по-другому – перевернуть не буквы в словах, а расположения слов. То есть начать текст с конца, а закончить началом.

Пусть на вечеринке каждый почувствует, каково это – жить в мире, в котором все повернуто в иную сторону. Можно обозначить дресс-код – предложить гостям явиться в одежде, надетой задом-наперед или шиворот-навыворот.

Место проведения вечеринки тоже стоит «отзеркалить» – разложить на столе приборы не так, как принято (положить вилку справа, а ложку и нож – слева), поставить различные предметы декора (вазы, сувениры, настольные часы и т.п.), что называется, с ног на голову, включить «перевернутую» музыку.

Кстати, «отзеркаленное» украшение праздника – это не только креатив, но и возможность провести конкурс. В самом начале вечеринки можно дать участникам задание найти все «перевертыши». За каждый найденный/замеченный перевертыш (стрелки на часах идут в другую сторону, книга на полке стоит задом наперед, в вазе один из цветков перевернут «вниз головой», этикетка на бутылке переклеена на другую сторону и т.д.) можно выдавать жетон. Тот, кто к концу вечеринки соберет больше всех жетонов, получит звание «Самый внимательный левша (или правша)» и недорогой, но оригинальный приз.

Какие еще игры и конкурсы стоит организовать в День Левши? Например, игру «Левша» . Обычно ее проводят с малышами, предлагая написать или нарисовать что-либо левой рукой (или правой, если игрок – левша). Кто справится с заданием лучше, получает приз. Для взрослых это задание можно усложнить, предложив им не рисовать левой рукой, а, например, метать дротики в надутые воздушные шарики. Приз тому, кто лопнет больше шаров.

Если вечеринка в боулинге или в биллиардной , можно устроить турнир среди правшей, запретив им пользоваться правой рукой (чтобы не было соблазна использовать ведущую руку, можно привязать ее к телу либо надеть на нее боксерскую перчатку).

Другой вариант игры – парный. Разделить участников на пары. Игроков в каждой паре привязать друг к другу за правую руку. То есть у пары будет свободно всего две руки – обе левые. Потом нужно предложить парам какое-либо задание – например, раздать им пустые коробки, оберточную бумагу и ленточки. Пусть они превратят коробку в подарок, обернув ее бумагой и красиво завязав ленточку. Сделать это будет очень не просто. В этой игре может быть две пары-победителя: та, которая выполнит задание быстрее, и та, чей подарок будет упакован аккуратнее и красивее.

Интересной может получиться и игра в пантомиму . Напишите имена известных левшей на бумажках и раздайте их участникам. Пусть игроки по одному выходят в центр и с помощью пантомимы пытаются изобразить известного левшу так, чтобы остальные участники смогли угадать его. Победителями признаются те, чья пантомима-загадка была разгадана максимально быстро.

Если же нет желания и возможности устраивать празднество, можно отметить День Левши дома , в узкой компании, посвятив вечер просмотру кинофильмов «Левша» (режиссер – Сергей Овчаров, Ленфильм, 1986 г.) либо одну из экранизаций книги Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье». Да-да, известная книга об Алисе тоже посвящена леворукости, но об этом известно далеко не всем. Ведь проблему леворукости автор раскрыл в завуалированной форме.

Напоминаем: Международный День Левши (как и Всемирный День Левшей) празднуется 13 августа. Не забудьте поздравить своих леворуких друзей и родственников.

Цель: организация досуговой деятельности дошкольников в летний период .

Задачи: сформировать у детей представление о таком празднике, как Международный день левшей; познакомить детей с преимуществами, а также сложностями, с которыми сталкиваются леворукие люди.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята, уважаемы взрослые! Мы собрались сегодня с вами зале, чтобы отметить праздник, который состоялся в понедельник, 13 августа – Международный день левшей. Мы живём в большом мире, нас окружает много людей. Нам кажется, что все мы одинаковые, однако всё-таки мы сильно отличаемся друг от друга, например, ростом, физическими способностями, цветом волос и глаз, характером и так далее.

Есть различия и в том, какой рукой человек пользуется чаще для того, чтобы совершить привычные всем нам действия: причесаться, застегнуть молнию на куртке, взять ложку в руку или карандаш, зубную щётку. Ребята, поднимите правую руку те, кто этой рукой выполняет перечисленные мной действия. Как вас много! А теперь поднимите руку те, кто рисует, пишет левой рукой. Немного! Так вам удобнее, легче, сподручнее? (Да).

Интересно, что даже среди животных, есть левши и правши (праволапые и леволапые). Так, в дикой природе среди обезьян (шимпанзе) больше левшей. Это значит, что большинство шимпанзе срывают банан с пальмы именно левой лапой. Левши и белые медведи, они левой лапой ловят рыбу в реках.

Конкурс «Какой отпечаток». (Два силуэта рук на мольбертах).

А вот насколько хорошо вы, ребята, владеете левой рукой, я сейчас проверю. Но нам потребуются два мольберта. Вот они! Но посмотрите, что это? Кто-то оставил на их поверхности отпечатки своих рук! Исчезнут они только тогда, когда вы определите, какой отпечаток сделан правой, а какой левой рукой! (Дети высказывают свои предположения). А кто сможет выйти и доказать, что это именно так? (Ребёнок, подойдя к мольберту, прикладывает руки к отпечаткам).

Конкурс «Аппликация». (Ладошки, мольберты).

Для следующего конкурса под названием «Аппликация» мне нужны 4 человека. Вам сейчас нужно составить аппликацию из ладошек разных цветов, используя при необходимости овалы, круги, полоски картона. (2 человека встают к 1 мольберту, другие 2 человека встают к другому). Вам, ребятки, я предлагаю выложить перед нами цветок, а вам, ребята, насекомое (каких знаете? (…бабочку)).

Игра со зрителями (пока дети выполняют задания).

Пока команды выполняют задания, вам, ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопалка». Для этого вам нужно встать у своих стульчиков и приготовить свои ладошки!

Хлопните:

— Все присутствующие.

– Только девочки.

– Только те, кто любит мороженое.

– Только те, у кого дома живёт собака.

– Только мальчики.

– Только те, у кого день рождения зимой.

– Только воспитатели.

– Только те, любит есть перец.

Конкурс «Художники».

Настало время следующего конкурса «Художники». Приглашаю ко мне двух детей. Возьмите маркеры в левую руку и подойдите каждый к своему мольберту. Предлагаю вам левой рукой нарисовать цветок.

Музыкальная пауза. (Включаю фонограмму).

Девочки и мальчики, выходите ко мне. Образуем круг. Мы исполним вместе весёлый танец, который называется «Лавата». Для этого я в ответ на мои слова вы хором должны сказать «а у соседа лучше».

Повторяйте:

(Идём по кругу, не держась за руки)

Дружно танцуем мы.

Тра-та-та, Тра-та-та,

Танец весёлый наш – это лавата.

(Останавливаемся).

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

(Все берутся за руки и поют) .

Припев.

Эстафета «Попади точно в цель». (2 таза, 12 шариков, 2 коробки).

Ребята, правшей большинство. Я, например, тоже правша. В правой руке держу кисточку, правой рукой перелистываю страницы книги, застёгиваю пуговицы. Пользуюсь в основном одной рукой. Леворуких детей рождается меньше, однако они, как правило, пробуют совершать те же действия как левой, так и правой рукой. Таким образом они развивают обе руки. Имеют левши преимущество и в спорте: сопернику сложнее подстроиться под леворукого соперника, отработать направление удара. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться .

Левая рука должна и вам принести успех в эстафете под названием «Попади точно в цель». Первые шесть ребят станут участниками команды «Пупсики», вторые шесть детей войдут в команду «Ловкачи». Вам нужно взять по одному шарику в левую руку и постараться попасть в таз. Команда, забросившая больше шариков, победит.

Эстафета «Покупатель». (2 столика, 2 подноса, 2 тазика, 12 продуктов).

Опять объявляю набор в команды «Пупсики» и «Ловкачи» по 6 человек в каждую. Представьте, что вы покупатели в магазине. Ваша задача – взять в левую руку поднос, подбежать к тазику, положить на поднос любой продукт и, держа поднос в левой руке, отнести продукт на столик (кассу). Команда, которая быстрее доставит последний продукт, победит.

Заключительное слово.

Я вам так скажу, ребята,
Не пристало в нашем веке
По руке с рожденья главной
Нам судить о человеке!
Ну с какой, скажите, стати
Все должны работать правой?
Тем, кто не согласен с этим,
Заявляю — вы не правы!
Человек двумя руками
Все дела обычно делал,
А не только самой правой
Или может только левой.
За поступки, за заслуги
Мы друг друга уважаем.
И левшам на всей планете
Равноправия желаем!

На этом наш досуг окончен. До свидания, до новых встреч!

(СЦЕНАРИЙ)
Вступление: на сцене два скомороха.

1-й скоморох:

За горами, за лесами,

За широкими долами,

Извиваясь, как тропа,

Змейкою река Упа
2-й скоморох:

Протекает по равнине,

А на самой середине

Домостроен и сердит

Тула – град на ней стоит.
1-й скоморох:

В те поры сей славный град

Был оружием богат.

Мастера для этих ружей

Мастерили всё подряд:
2-й скоморох:

От приклада и цевка,

И от мушки до курка,

Да патроны – тоже сами –

Не везти ж издалека.
1-й скоморох:

В оружейной слободе

(То ли там, то ль ещё где)

Жил мужик, умелец тонкий,

Хоть в клочковой бороде.
2-й скоморох:

Проявляя жар и пыл,

Он такое мастерил –

Только ахали в народе,

И, причём, левшою был.
Площадь, глашатай с указом или свитком в руке.

Эй, народ! Вали сюда!

Нам нежданная беда:

Скоро нам придётся туго,

Как не было никогда!

Всё скажу, как на духу:

Мериканскую блоху

Напустили на японцев –

Там теперя всё в пуху!

(Народ в ужасе разбегается в разные стороны).
Заседание в царской палате.

Царь:

Мы решили матерясь,

Расспросить тебя вот, князь:

Как же ты блоху прохлопал?

Мы теперь все мордой в грязь?
Басурмане с той Земли

Нынче атом запрягли,

Да с блохой его пустили.

Вот, япошек разнесли…

Князь: (подобострастно)

Наш кормилец, не тужи

(Я глаголю от души).

Басурмане пусть не плохи,

Но, мы тоже хороши.
Дела меньше, чем смеху

(Говорю, как на духу).

Мы лазутчикам поручим:

Пусть – де выкрадут блоху!

Царь:

Прочь поди с моих очей,

Бесталанный асмодей!

(Князь сконфуженно отходит)

Что бояре мне подскажут?

1-й боярин:

Царь – надёжа, прикажи

Думным дьякам от души

Поработать над блохою,

Да накинь на них вожжи.
Коль сумеют изобресть –

Будет им за это честь.

Ну, а коли не сумеют,

Мы с них живо сгоним спесь!

2-й боярин:

Государь наш и отец,

Чтоб достойный был венец

Всего дела со блохою,

Не шумя на весь дворец,
Думных дьяков ты пошли

Хоть и не на край земли,

Но подале от столицы,

Чтоб вороги не нашли.

3-й боярин:

Нынче где – то, может пьян,

Есть в отставке атаман

По фамилии… де Платов.

Может очень он шарман
Хоть медведя обучить,

Думных дьяков проучить,

Коль затеют фордыбачить.

Ты ему всё поручи.

Царь поднимает руку, готовясь что – то сказать.

1-й боярин:

Государь, единый миг

Ты не до конца постиг:

Чтобы ту блоху сбондарить,

Нужно звать мастеровых.

2-й боярин:

Градец – Тула есть такой,

Каждый там мастеровой.

И со всякой железякой

Каждый мастер там сам – свой.

3-й боярин:

Атаману наказать:

Всех тащить и не пущать.

Коли станет кто ершиться,

То в колодки заковать!

Царь:

Вот теперя даль видна,

Как из моего окна.

Сладим дело со блохою.

Подавайте имена.

(Бояре усиленно нашёптывают царю на ухо).

Царь:

Что – то не пойму никак…

Вроде развели кабак.

Ну, кого вы мне суёте –

Тот? Дурак! А тот…простак!
Всё, кончайте маету!

Дай – ка подведём черту!

Сердито 1-му боярину:

Я хочу персону эту,

Ты подсовываешь ту!

(назидательно)

Чтобы был прямой резон

Дать процессу нужный тон:

Главным будет «Бородатый»,

Чуть пониже «Гаврятон».

Вздыхает:

Велика затрат казна,

Не туга наша мошна.

Но, Бог даст, блоху сварганим,

Не испив себя до дна.

Кидает косой взгляд на князя:

Коли вылетим в трубу –

Всех отправлю на дыбу!

Князь, мотай на ус, однако.

(слегка передразнивает)

Вот тебе и бу – бу – бу!

Атаман Платов лежит на досадной укушетке.

Я у этого хмыря,

По прозванию царя

Тридцать лет и…(загибает пальцы) …два…три года!

Промытарился зазря!
А теперя – всё равно,

Ведь отставка – это дно.

Казаку нужны под старость

Только трубка и вино!

(Наливает себе стаканчик и раскуривает трубку).

Чу! Бубенчик зазвенел.

Что за гость тут залетел?

Кто решился потревожить

Мой безрадостный удел?

(Спрашивает сам себя)

Я ещё не допьяна?

Дай допью стакан до дна.

А теперь надеть папаху

Да почистить ордена…

(Допивает стакан, нахлобучивает папаху и бегло рукавом протирает ордена на груди).

Входит царский курьер.

Курьер:

Наказному атаману

Безо всякого изъяну

Низко бьёт челом наш царь!

(Кланяется, касаясь рукой пола)

Тебя просит государь

Свой забросить конедром,

Перебраться на паром,

Срочно во дворец явиться.

А не то ударит гром!

Атаман Платов (бурчит себе под нос, но довольно громко):

Вроде «бьёт тебе челом»,

А на самом деле лом

По твоей спине гуляет.

Не сегодня, так потом.

(Пристально смотрит на курьера)

Глянь, за совесть и за страх

Суетится вертопрах!

Лишнего чего б не ляпнуть –

Будет голова в кустах.

(Важно и бодро отвечает)

Я готов служить царю

(Откровенно говорю).

И, как человек военный,

Я судьбу благодарю!
Может быть судьба права:

Я по - прежнему «Ать – два».

Нам – служивым – хоть в атаку,

Хоть пилить – колоть дрова!

(Поднимается и выходит вместе с курьером).
Тула. Ремесленная слобода. Левша со товарищи. (Сидят в избе, похожей на мастерскую. У всех волосы подобраны ленточками).

Левша:

Васька, шебурши плотву.

Филька, вымой ендову.

Ты, Гараська, малый шустрый –

Вмиг по пиву рандеву!

(Гараська убегает и скоро прибегает с пивом. Вот всё готово).

Левша:

Как стук в двери услыхать,

Мигом харч под стол убрать,

Бабы – идолово племя

Не дадут попировать.

Женщины возле мастерской (подглядывают в окна избушки).

1-я женщина:

Вот опять, гляди, кума,

Словно спятили с ума:

Всё стукотят молотками

От темна и до темна.

2-я женщина:

И – и – и, кума, не говори! –

От зари и до зари

Ремесло своё справляют,

А в деньгах – полушки три!

3-я женщина:

Ох, подружки, примечай:

Стук не слышен невзначай?

Знать, закончили работу,

Да лакают пиво, чай?

4-я женщина:

Ты ремёсла уважай,

Всуе не упоминай.

Чу! Коляска с бубенцами…

Ну – ка, бабоньки, тикай!

(Женщины быстро убегают)

Подъезжает коляска атамана Платова.

Платов вылезает из коляски и громко стучит в дверь.

Левша:

Раскудрит твою в кудель!

Кто там ломит дверь с петель?

Ну – к, Никит, спроси: что надо?

Да гони его отсель!

Никита (грозно):

Я те – бесу постучу!

Выду щас – поколочу!

Ишь ты, демон, дверь ломает.

Аль не слышишь, что кричу!

(Тем временем мастеровые всё – таки прячут пиво и закуску под стол).

Никита (открывает дверь, недовольно произносит):

Легче! Черт тебя побрал!

Ишь, устроил здесь аврал.

(берёт вошедшего за лацканы и проводит в середину комнаты)

Ну – ка, покажись – ка к свету…

(в крайнем изумлении)

Братцы! Это генерал!..

Платов: (суёт Никите кулак под нос)

Я тебе сейчас, микроб,

Закатаю прямо в лоб!

А ещё хоть слово вякнешь –

Положу живого в гроб!

(Замахивается на Никиту локтем)

(Никита обмяк, у него трясутся колени. Атаман наслаждается)

Что, трясётся вся душа?

Ноги пишут антраша?

(немного добреет)

Ладно, сладим дело миром.

(Проводит рукой по усам)

Хто такое тут Левша?

Левша (растерянно):

Вота, туточки все мы,

Все ремесленны умы.

Ну, куды теперь прикажешь –

До Сибири аль тюрьмы?

Атаман Платов (разочарованно смотрит на Левшу):

Экий тощий – словно штырь…

Ладно, слушай, богатырь,

Собирай свою шарагу,

Да поедем… (делает паузу) в монастырь.

Левша: (недоуменно)

Чай ошибся ты, Вашброть,

По изнанке – то пороть…

Мы грехов не накопили,

Чтобы ехать их молоть!

Атаман Платов: (раздражается и рявкает)

Цыц! Каналья! Бунтовать?

Я тебе такую мать

Покажу и обустрою –

Будешь рысаком скакать!
Вот за волосы схвачу,

Из избы поволочу,

Да ещё по грязи мордой,

Если только захочу.
Собирайся, цел пока!

Струмент сыпьте в кладника.

Коли станешь долго мешкать,

Для подгонки дам пинка!

(Левша с товарищами быстро собирается и выходит вместе с атаманом).

ОБЪЕКТ №……. Левша с товарищами стоят возле «Красного дома» и осматриваются. Их внимание привлекает и колючая проволока, и солдаты с оружием, и купола церквей. Неподалёку от «Красного дома» расположена беседка с лавочкой.

Левша:

Ну и чудно тут, братва:

Колокольни да церква.

Вместо тына здесь «колючка»,

Да стрелецка тетива.
Вот вблизи никак нашест –

Помолиться б да присесть.

Наше дело трудовое,

Главное, что кузня есть.

(Из «Красного дома» выходит дьяк в чёрном и направляется к Левше).

Дьяк:

Ты – Левша?

Тебя просили.

(Двумя руками приглашающе показывает на входную дверь и тут же важно скрещивает руки на груди)

Долго там не говори.

Отче Игорь

Свет Василич,

Келья нумер 23.

Баек ты ему не гни,

И про трудности ни – ни!
(Поднимает глаза к небу, как бы вспомнив что – то)

Перед тем, как распрощаться,

К Гаврятону загляни.

(Левша заходит в «Красный дом». Спустя некоторое время выходит из него и с таинственным видом обращается к товарищам).

«Бородатый» дьяк сказал:

Мы здесь с «корабля на бал».

С временем настолько туго,

Что кругом сплошной аврал.
Надобно блоху сковать,

(Бог избавь – не ошибиться!)

А потом в нору загнать.
(Пристально смотрит на друзей)

Есть сурьёзный оборот:

Коль блоха не заревёт,

Атаман нам, как цыплёнкам,

Шеи набок всем свернёт.

(Обводит взглядом оробевших товарищей)

Только не впадайте в грусть.

Знай – работай и не трусь.

Мы скуём блоху на совесть –

Ведь стоит за нами Русь!

(На сцену выходят два скомороха, опускается киноэкран).

1-й скоморох:

Скоро сказка говорится,

Споро движутся дела.

И потешная станица

Вмиг построена была.

(На экране опытный городок, предназначенный для взрыва).

2-й скоморох:

В ней станичники не жили –

Для жилья она плоха.

Предстояло стать ей пылью,

Там должна скакать блоха.

1-й скоморох:

А блоха уже готова (на экране РДС – 1)

Здесь не сказка, это – быль.

И на этом «Бородатый»

Вовремя челом отбил

2-й скоморох:

И царю, и всем боярам.

Царь решил, чего скрывать,

Времени не тратя даром,

Испытанья затевать.

(На экране вывоз РДС – 1 из цеха).

1-й скоморох:

Только вспыхнули зарницы,

Встали дьяки вереницей,

(И Левша с друзьями тут)

Провожать блоху в станицу.

(На экране пульт управления)

2-й скоморох:

Приготовили блоху

И укрылись: кто вверху,

Кто в расщелины забился,

Кто за камнем притаился.

1-й скоморох:

Изготовились глядеть,

Как почнёт блоха реветь.

Всем блаженна мысль была:

Лишь бы голова цела!

2-й скоморох: (на экране обратный отсчёт)

Думны дьяки отмеряли

Эти миги, и считали

Цифры, но наоборот

(Видно люб такой им счёт).

1-й скоморох:

Вот последни цифры тают,

Всем дыханье занимает.

Вот пошёл блохе наказ:

«С Богом! Прыгай!» В землю враз

2-й скоморох:

Уши и глаза уткнули

(Вроде как при свисте пули).

Рухнул тут небесный кров –

Вот такой раздался рёв.

1-й скоморох: (на экране взрыв)

Будто гром на колеснице

Трижды объезжал станицу,

Возвращался и опять

Глухо продолжал ворчать.

2-й скоморох: (на экране «гриб»).

Облик той блохи погиб,

Вырос шар, а потом гриб.

У Левши мысля мелькнула:

(Левша втихомолку крестится)

«Может где – то перегиб?»

1-й скоморох:

Гриб кружился весь в пыли,

В толщину размеры шли.

Ножка гриба извиваясь

Всё сосала из земли.

2-й скоморох:

(на экране последствия взрыва: разрушения, возгорания и т.д.)

Всё горело и трещало,

Всё стонало и скворчало,

Лихо плавился песок

И стеклом в канавы тёк.

1-й скоморох:

Всё казалось кверху дном,

Всё ходило ходуном.

Брёвна спичкой возгорались,

Рельсы на узлы вязались.

(Экран убирается).

2-й скоморох:

Позже в приказной избе

Дьяк, тот самый «Бородатый»

Да глядевший всё в трубе,

Вдруг спросил Левшу пытливо:

«Сыне, как блоха тебе?»

От такой блохи родни

Бог нас всех оборони!

В поле раз увидеть можно,

Ну а в жизни – ни – ни – ни!

1-й скоморох:

Будто камень с плеч долой,

Настроение – горой.

Дело сделано, однако,

Можно двигаться домой.

2-й скоморох:

Обнялись, перекрестились,

Разрыдались – прослезились.

Чарки приняли потом

И заснули крепким сном.
Царские палаты (застолье с музыкальным сопровождением).

1-й скоморох:

А в палатах пир горой,

Столы ломятся явствой.

2-й скоморох:

Ходуном веселья вал.

Ну а после царь сказал:

Басурманам отписать:

«Нам теперь на них чихать!

Со своей блохою танцев

Больше им не затевать!»

(Осматривается вокруг)

Писарь! Где ты? В самый раз

Нужно написать указ.

(Царь диктует, писарь записывает)

Атаману – княжий сан

Будет мной навеки дан.

(Атаман кланяется царю в пояс).

(Царь смотрит на князя, тот подобострастно кланяется)

Князю – орденок в петличку

(Хоть бараном он баран!)

(Оглядывает бояр)

Всем боярам – теремов!

(Бояре кланяются)

Дьякам хватит и домов,

Что построены в столице,

(Смотрит на бояр)

Чем потрафить мужиков?

1-й боярин:

Расспросить у «Бороды»,

Дабы не было беды:

Мужикам – то что по нраву

Кроме хлеба и воды?

(размышляет про себя)

Им ни денег и ни слуг…

Может, дать лошадок двух?

2-й боярин:

А не будет многовато?

А не вызовет испуг?

3-й боярин:

Царь – надёжа, мужикам

Должен быть гостинчик дан –

Чтобы в рот не попадал он,

Но протёк бы по усам.

Царь – писарю: пиши

Бочки выкатить вина,

Пусть напьются допьяна.

(слегка задумывается)

По алтыну на похмелку –

Это выдержит казна.

(чешет затылок)

Чтобы был указ готов,

Безо всяких лишних слов

(указывает пальцем)

В него надобно добавить

Пару бочек огурцов!

(Бояре важно кивают головами).

На передний план сцены выходят два скомороха. Все остальные действующие лица выстраиваются в линию на заднем плане.

1-й скоморох:

Через времени стекло

Много вёсен утекло.

Сколько сделано Левшою

Супостатам всем назло?

2-й скоморох:

Всё куёт Левша тихонько,

То ль блоха, а то ль комар.

Но от пакости от этой

У врагов ночной кошмар.

1-й скоморох:

Мы – Левши того потомки.

2-й скоморох:

Что в наследство взяли мы?

1-й скоморох?

Наши неплохие руки.

2-й скоморох:

Неплохие и умы.

1-й скоморох:

Можем выпечь Тульский пряник.

2-й скоморох:

Или сделать самовар.

1-й скоморох:

Дом себе построить сами.

2-й скоморох:

Или потушить пожар.

1-й скоморох:

Можем починить карету.

2-й скоморох:

Спутник в космос запустить.

1-й скоморох:

Град Саров прославить свету.

2-й скоморох: (беспечно)

Можем жить и не тужить.

Что еще почитать