Стиль пин-ап: история возникновения и особенности. Апостол Павел: именины, история жизни

Пинап, пин-ап (англ. to pin up - прикалывать, то есть плакат, прикалываемый на стену ) - изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле. В русском языке употребляется для обозначения конкретного стиля американской графики середины XX века.

Pin-up girl - это модель, чьи растиражированные изображения становятся знаковым явлением поп-культуры во фривольном стиле. В большинстве эти модели - фотомодели, манекенщицы, актрисы и певицы. Термин «пинап» также относится к рисункам, картинам и другим иллюстрациям, выполненным по этим фотографиям. Данное слово впервые было употреблено в 1941, тем не менее, данная практика прослеживается по крайней мере уже с 1890-х.

Картинки для пришпиливания вырезались из журналов и газет, это могли быть открытки, хромолитографии и т. д. Часто такие изображения печатались и в календарях, и так предназначенных для развески на стену. В более позднее время постеры с пинап гёрлз стали выпускаться намеренно.

Многие из моделей были манекенщицами или знаменитостями, воспринимаемыми толпой как секс-символы. Одной из самых знаменитых моделей пинап ранней эпохи была Бетти Грейбл. Плакаты с её изображением были распространены среди американских солдат во время Второй Мировой войны.

Изображения в стиле пинап во многом были произведениями искусства, часто изображавшими идеализированную версию того, как именно должна выглядеть красивая или привлекательная женщина. Самой известной пин-ап моделью считается Бетти Пейдж. Ранний пример - т. н. «Девушка Гибсона», созданная художником Чарльзом Дана Гибсоном. Жанр также дал подняться нескольким художникам, например, Альберто Варгасу и Джорджу Петти.

Изображения в стиле пинап в то время интенсивно использовались в рекламе различных продуктов и товаров народного потребления. В начале ХХ века американские мастера таких компаний, как Соса-Соla и Lucky Strikе первыми придумали совершенно новый способ сбыта своей продукции – делать цветные копии с фривольных фотографий актрис или манекенщиц или же просто покрывать красками уже готовые фотографии с добавлением своего логотипа. Собственно, так и было положено начало новому направлению в искусстве под названием Pin-up.

Расцвет Pin-Up’a пришелся на 30-40-е годы ХХ века. Именно тогда идея красотки с обложки стала невероятно популярной. Спрос на журналы в стиле Pin-Up рос с каждым днем. Причем иногда между изображением на обложке журнала и его содержанием не было никакой связи. Но это было уже и не важно: американцы покупали эти журналы даже просто из-за привлекательной «куколки» на развороте. Специально для таких Pin-Up’манов и появились журналы Titter, Eyeful, Beauty Parade и др.

Интересно, что впервые сам термин Pin-Up появился только в 1941 году. Однако к тому времени карьера в стиле Pin-Up уже стала довольно популярной и престижной профессией. В большинстве случаях это были манекенщицы, актрисы, певицы, позировавшие художникам для очередного выпуска журнала. Так называемые Pin-Up Girls получали огромные гонорары, иногда им платили порядка $1000 за картинку. Зачастую стоимость одной фото сессии обходилась журналу в половину собственного бюджета!

Особенно полюбились эти рисованные милашки морякам и военным, а, также, водителям-дальнобойщикам. Красотки украшали американские зажигалки, фюзеляжи самолетов, рисовались на боевых снарядах. Особенно распространенным во время Второй мировой войны был плакат с изображением модели Бетти Грейбл. Впоследствии ее изображение в купальнике вошло в список «100 фотографий, изменивших мир».

Так какая же она – красотка в стиле Pin-Up? Чаще всего это юная, полуобнаженная длинноногая девушка, с хорошей фигурой, завитыми до плеч волосами, длинными стрелочками на глазах, с тоненькими бровками и непременно красной помадой. Словом, это был образ идеальной девушки, о которой мечтают все представители мужского пола. Девушки охотно кокетничали, улыбались и подмигивали, как бы невзначай обнажая «интересные» части своего тела. Собственно, в этом и заключается особенность pin-up’а — создается впечатление, как будто все красотки застигнуты врасплох: то юбка все время за что-то цеплялась, то девушка обо что-то спотыкалась и падала вверх ногами, то бретелька предательски спада с плеч.

Вот почему у многих из них на лице так и читается — ooops!

Ап. Па-вел, один из ве-ли-чай-ших учи-те-лей хри-сти-ан-ской ве-ры, об-ра-тив-ший-ся ко Хри-сту по-сле про-чих апо-сто-лов, был по про-ис-хож-де-нию иудей из ко-ле-на Ве-ни-а-ми-но-ва (), и так как он са-мо-го се-бя на-зы-ва-ет фа-ри-се-ем (), то сле-ду-ет, что се-мей-ство его при-над-ле-жа-ло к стро-го ве-ру-ю-щей пар-тии фа-ри-се-ев. Ев-рей-ское имя его бы-ло Савл или Па-вел, по ел-ли-ни-сти-че-ской или ла-ти-ни-зи-ро-ван-ной фор-ме . Точ-ных дан-ных о вре-ме-ни рож-де-ния ап. Пав-ла нет. Од-на-ко это вре-мя при-бли-зи-тель-но опре-де-ля-ет уби-е-ние ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на и по-сле-до-вав-шее непо-сред-ствен-но за ним го-не-ние на хри-сти-ан в Иеру-са-ли-ме: му-че-ни-че-ская смерть ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на по-сле-до-ва-ла, по всей ве-ро-ят-но-сти, в 36 го-ду по Р. X. Сав-лу в мо-мент уби-е-ния ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на бы-ло 32-33 го-да, а от-сю-да вре-мя рож-де-ния ап. Пав-ла — при-бли-зи-тель-но 3-4-й год по Р. X. .

Ро-ди-ной ап. Пав-ла был Тарс, глав-ный го-род Ки-ли-кии в Ма-лой Азии, круп-ный и тор-го-вый центр ма-ло-азий-ских про-вин-ций, один из зна-ме-ни-тых мест гре-че-ской об-ра-зо-ван-но-сти .

По на-след-ству от ро-ди-те-лей ап. Па-вел по-лу-чил вы-со-кое зва-ние рим-ско-го граж-да-ни-на (). Еще юно-шей ро-ди-те-ли от-пра-ви-ли Савла в Иеру-са-лим для по-лу-че-ния об-ра-зо-ва-ния. По иудей-ско-му обы-чаю, школь-ное обу-че-ние маль-чи-ка за-ко-ну обык-но-вен-но на-чи-на-лось в три-на-дца-ти-лет-нем воз-расте. На-до ду-мать, что, сле-дуя тра-ди-ции, Савл в этом воз-расте на-чал свое об-ра-зо-ва-ние в Иеру-са-ли-ме. Обу-чал-ся Савл в Иеру-са-лим-ской рав-вин-ской ака-де-мии, во гла-ве ко-то-рой сто-ял внук зна-ме-ни-то-го рав-ви-на Гил-ле-ла еще бо-лее зна-ме-ни-тый рав-вин Га-ма-ли-ил. Он при-над-ле-жал к пар-тии фа-ри-се-ев, но дер-жал се-бя сво-бод-но от слиш-ком од-но-сто-рон-не-го, эго-и-сти-че-ско-го и ли-це-мер-но-го на-прав-ле-ния этой пар-тии. Он был че-ло-ве-ком сво-бо-до-мыс-ля-щим, ин-те-ре-со-вал-ся гре-че-ской ли-те-ра-ту-рой, был чрез-вы-чай-но рас-су-ди-тель-ным и снис-хо-ди-тель-ным в сво-их суж-де-ни-ях к про-ти-во-по-лож-ным мне-ни-ям. До-ка-за-тель-ством это-му пред-став-ля-ет-ся его суж-де-ние в си-нед-ри-оне о на-рож-да-ю-щем-ся хри-сти-ан-стве . У сво-е-го на-ро-да он поль-зо-вал-ся боль-шим ува-же-ни-ем . В тал-му-де он на-зы-ва-ет-ся «сла-вою за-ко-на». У это-го ве-ли-ко-го учи-те-ля в те-че-ние це-ло-го ря-да лет за-ни-мал-ся мо-ло-дой Савл .

Пре-бы-ва-ние бу-ду-ще-го апо-сто-ла в Иеру-са-лим-ской ака-де-мии име-ло для него боль-шое зна-че-ние, как в ум-ствен-ном, так и в нрав-ствен-ном от-но-ше-ни-ях. В шко-ле пре-крас-но бы-ли изу-че-ны за-кон и про-ро-ки; ка-ти-хи-зи-че-ская фор-ма обу-че-ния (во-про-сы и от-ве-ты) в рав-ви-ни-сти-че-ских шко-лах да-ла ему боль-шое ис-кус-ство поль-зо-ва-ния Вет-хим За-ве-том и при-ви-ла ему ту острую диа-лек-ти-ку, ко-то-рая впо-след-ствии ока-за-ла ему боль-шую услу-гу для раз-ви-тия со-дер-жа-ния хри-сти-ан-ско-го уче-ния . Уче-ным об-ра-зо-ва-ни-ем бы-ло по-ло-же-но ос-но-ва-ние то-му уди-ви-тель-но-му крас-но-ре-чию, ко-то-рое мы ви-дим в позд-ней-ших ре-чах и по-сла-ни-ях ап. Пав-ла.

Имея ис-клю-чи-тель-ные спо-соб-но-сти, ум ост-рый и жи-вой в со-еди-не-нии с твер-дой во-лей, юно-ша Савл в со-вер-шен-стве осво-ил рав-ви-ни-сти-че-скую муд-рость. Он сам впо-след-ствии го-во-рил, что у рав-ви-на Га-ма-ли-и-ла тща-тель-но был на-став-лен в оте-че-ском за-коне .

Боль-шое зна-че-ние име-ло пре-бы-ва-ние юно-ши Савла в рав-ви-ни-сти-че-ской ака-де-мии Га-ма-ли-и-ла и в нрав-ствен-ном от-но-ше-нии.

Воз-дей-ствие шко-лы на нрав-ствен-ный ха-рак-тер юно-ши Савла ска-за-лось с са-мой по-ло-жи-тель-ной сто-ро-ны. Позд-нее он сам го-во-рил, что ста-рал-ся ве-сти жизнь без-уко-риз-нен-ную и пре-взо-шел в за-кон-ной пра-вед-но-сти всех сво-их сверст-ни-ков, по «прав-де за-кон-ной был непо-ро-чен» .

Шко-ла, по-ми-мо ум-ствен-но-го и нрав-ствен-но-го раз-ви-тия, на-учи-ла юно-шу Савла и тру-ду. У иуде-ев был обы-чай непре-мен-но с обу-че-ни-ем со-еди-нять изу-че-ние ка-ко-го-ли-бо ре-мес-ла; обы-чай, имев-ший ос-но-ва-ние не толь-ко в том, чтобы обу-ча-ю-щий-ся имел впо-след-ствии сред-ства ко внеш-ней жиз-ни, но и в том, что труд за-пол-ня-ет до-суг, обла-го-ра-жи-ва-ет че-ло-ве-ка и от-вле-ка-ет от все-го нехо-ро-ше-го и дур-но-го. Ре-мес-ло это со-сто-я-ло в де-ла-нии из гру-бо-го шер-стя-но-го вой-ло-ка па-ла-ток . Впо-след-ствии, во вре-мя апо-столь-ско-го слу-же-ния, Па-вел со-дер-жал се-бя от за-ня-тий этим ре-меслом.

При ха-рак-те-ри-сти-ке об-ра-зо-ва-ния ап. Пав-ла вста-ет во-прос: по-лу-чил ли апо-стол гре-че-ское клас-си-че-ское об-ра-зо-ва-ние? На это мож-но дать вполне опре-де-лен-ный от-вет. Во-пер-вых, учи-ты-вая рез-ко от-ри-ца-тель-ное от-но-ше-ние иуде-ев во-об-ще к гре-че-ско-му фило-соф-ско-му об-ра-зо-ва-нию, о чем сви-де-тель-ству-ют совре-мен-ные апо-сто-лу иудей-ские ис-точ-ни-ки (Иосиф Фла-вий) и гре-ко-рим-ские (Та-цит, Стра-бон) и осо-бен-но пар-тия фа-ри-се-ев-рев-ни-те-лей стро-го иудей-ско-го про-све-ще-ния, мож-но утвер-ждать, что ап. Па-вел си-сте-ма-ти-че-ско-го школь-но-го гре-че-ско-го об-ра-зо-ва-ния не по-лу-пил. Во-вто-рых, язык по-сла-ний ап. Пав-ла не есть в соб-ствен-ном смыс-ле чи-стый гре-че-ский, школь-ный язык, а язык про-вин-ци-аль-ный. С дру-гой сто-ро-ны, ме-тод из-ло-же-ния мыс-лей у апо-сто-ла — не ме-тод школь-ной гре-че-ской ри-то-ри-ки, а близ-кий к рав-вин-ско-му, не по со-дер-жа-нию, а по фор-ме .

По ука-зан-ным дан-ным сме-ло мож-но за-клю-чить, что ап. Па-вел си-сте-ма-ти-че-ско-го гре-че-ско-го об-ра-зо-ва-ния не имел. Од-на-ко, это не зна-чит, что ап. Па-вел не был зна-ком с клас-си-че-ской ли-те-ра-ту-рой и фило-со-фи-ей; был зна-ком и до-воль-но хо-ро-шо. В поль-зу это-го го-во-рят не толь-ко его ци-та-ты из язы-че-ских и при-том ма-ло из-вест-ных по-этов, а имен-но из Ара-та, ки-ли-кий-ца, сле-до-ва-тель-но, со-оте-че-ствен-ни-ка ап. Пав-ла, и афин-ско-го по-эта Кле-ан-фа (), из афин-ско-го ко-ми-ка по-эта Ме-на-д-ра () и из Эпи-ме-ни-да, крит-ско-го по-эта (), но еще боль-ше его глу-бо-кие мыс-ли о су-ще-стве и раз-ви-тии язы-че-ской ре-ли-гии и фило-со-фии ().

Савл до сво-е-го вы-ступ-ле-ния в Иеру-са-ли-ме на-хо-дил-ся в по-сто-ян-ной свя-зи с ака-де-ми-ей Га-ма-ли-и-ла и Иеру-са-ли-мом . Об этом го-во-рит и сам ап. Па-вел. «Жизнь мою от юно-сти мо-ей, ко-то-рую сна-ча-ла про-во-дил я сре-ди на-ро-да мо-е-го в Иеру-са-ли-ме, зна-ют все иудеи; они из-дав-на зна-ют обо мне» . Тем бо-лее, что у апо-сто-ла в Иеру-са-ли-ме про-жи-ва-ли за-муж-няя сест-ра и пле-мян-ник .

Из ака-де-мии Га-ма-ли-и-ла Савл вы-шел жар-ким рев-ни-те-лем оте-че-ских пре-да-ний (), т. е. иудей-ство, по-ни-ма-е-мое как фа-ри-сей-ство, бы-ло для него незыб-ле-мой ис-ти-ной, за ко-то-рую он го-тов был по-ло-жить свою ду-шу.

Ко-гда Савл озна-ко-мил-ся с хри-сти-ан-ством и ви-дел ли он Хри-ста Спа-си-те-ля во пло-ти, воз-мож-ны толь-ко до-гад-ки.

Нач-нем со вто-ро-го во-про-са.

Тарс от-сто-ит от Иеру-са-ли-ма око-ло 600 ки-ло-мет-ров. По окон-ча-нии шко-лы боль-шую часть вре-ме-ни Савл, ко-неч-но, про-во-дил в Тар-се, но на боль-шие празд-ни-ки — Пас-ху и Пя-ти-де-сят-ни-цу, ве-ро-ят-но, бы-вал в Иеру-са-ли-ме. Так де-ла-ли боль-шин-ство иуде-ев рас-се-я-ния. Гос-подь Иисус Хри-стос так-же при-хо-дил в Иеру-са-лим на эти празд-ни-ки из Га-ли-леи. В по-след-нюю Пас-ху, за-кон-чив-шу-ю-ся рас-пя-ти-ем Хри-ста Спа-си-те-ля, весь

Иеру-са-лим на-хо-дил-ся в воз-буж-де-нии и осо-бен-но си-нед-ри-он. Ес-ли Савл был в это вре-мя в Иеру-са-ли-ме, он не мог не ви-деть Гос-по-да. Од-на-ко, Ни Де-е-пи-са-тель Лу-ка, ни сам ап. Па-вел в сво-их по-сла-ни-ях не да-ют ни-ка-ких ука-за-ний, что Савл ви-дел во пло-ти Гос-по-да. Ни-что не ме-ша-ет сде-лать нам и та-кое пред-по-ло-же-ние: по тем или иным об-сто-я-тель-ствам Пас-ху, за-кон-чив-шу-ю-ся рас-пя-ти-ем Гос-по-да, Савл про-во-дил у се-бя в Тар-се.

Ко-гда Савл озна-ко-мил-ся с хри-сти-ан-ством, так-же нет опре-де-лен-ных ука-за-ний. Мы ви-дим Савла при-сут-ству-ю-щим при по-би-е-нии кам-ня-ми ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на и имен-но охра-ня-ю-щим одеж-ду убийц, что бы-ло, ве-ро-ят-но, в 36 г. по Р. X. . На-до ду-мать, что Савл мно-го уже рань-ше знал и изу-чил хри-сти-ан-ство и, есте-ствен-но, как «фа-ри-сей» стал в оп-по-зи-цию но-во-му уче-нию, нис-про-вер-гав-ше-му, по его взгля-ду, иудей-ство.

По-ви-ди-мо-му, уча-стие в кро-ва-вой рас-пра-ве над ар-хи-ди-а-ко-ном Сте-фа-ном бы-ло не пер-вым де-лом рев-но-сти Савла к сво-ей ве-ре и непри-яз-ни к хри-сти-ан-ству. Сво-ей рев-но-стью в пре-сле-до-ва-нии хри-сти-ан Савл вы-де-лял-ся из сре-ды дру-гих. Си-нед-ри-он, вы-пол-няв-ший функ-ции не толь-ко выс-ше-го ре-ли-ги-оз-но-го учре-жде-ния у ев-ре-ев, но и адми-ни-стра-тив-но-го, и су-деб-но-го, за рев-ность Савла упол-но-мо-чил его на про-из-вод-ство ро-зыс-ка и на пре-сле-до-ва-ние хри-сти-ан. В но-вом сво-ем по-ло-же-нии Савл по-ка-зал се-бя рев-ни-те-лем необы-чай-ным: «Вы слы-ша-ли, — пи-шет он впо-след-ствии к га-лат-ским хри-сти-а-нам, — о мо-ем преж-нем об-ра-зе жиз-ни в иудей-стве, что я же-сто-ко гнал Цер-ковь Бо-жию и опу-сто-шал ее, и пре-успе-вал в иудей-стве бо-лее мно-гих сверст-ни-ков в ро-де мо-ем, бу-дучи неуме-рен-ным рев-ни-те-лем оте-че-ских мо-их пре-да-ний» ().

Все это го-во-рит за то, что Савл ви-дел в хри-сти-ан-стве толь-ко од-ну опас-ность иудей-ству и по-это-му, есте-ствен-но, вос-стал и во-ору-жил-ся про-тив него. Де-е-пи-са-тель Лу-ка про это вре-мя жиз-ни апо-сто-ла за-ме-ча-ет, что Савл «тер-зал Цер-ковь, вхо-дя в до-мы и, вла-ча муж-чин и жен-щин, от-да-вал в тем-ни-цу» .

Ис-треб-ле-ние хри-сти-ан-ства Савл счи-тал дол-гом со-ве-сти и — ма-ло то-го — де-лом бо-го-угод-ным.

По соб-ствен-ной ини-ци-а-ти-ве, он ис-пра-ши-ва-ет у пер-во-свя-щен-ни-ка, пред-се-да-те-ля си-нед-ри-о-на (имев-ше-го глав-ный над-зор за все-ми си-на-го-га-ми, как в Иудее, так и вне ее, и пра-во на-ла-гать ис-пра-ви-тель-ные ме-ры и на-ка-за-ния на на-ру-ши-те-лей за-ко-на), пол-но-мо-чие на арест всех хри-сти-ан .

Савл свой вы-бор оста-но-вил на са-мом древ-нем си-рий-ском го-ро-де Да-мас-ке, от-сто-я-щем от Иеру-са-ли-ма на 300 ки-ло-мет-ров. По-сле го-не-ния на хри-сти-ан, по-сле-до-вав-ше-го за убий-ством ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на, иеру-са-лим-ские хри-сти-ане рас-се-я-лись по раз-ным го-ро-дам. Да-маск был гу-сто на-се-лен иуде-я-ми, и, сле-до-ва-тель-но, мож-но бы-ло рас-счи-ты-вать най-ти там мно-го хри-сти-ан.

На пу-ти в Да-маск про-изо-шло то необы-чай-ное де-ло бла-го-сти Бо-жи-ей, вслед-ствие ко-то-ро-го ды-шав-ший гне-вом Савл, го-ни-тель Хри-ста, пре-вра-тил-ся в Его рев-ност-ней-ше-го слу-жи-те-ля, са-мо-на-де-ян-ный и гор-дый фа-ри-сей стал сми-рен-ным хри-сти-а-ни-ном, по-вер-жен был в прах иудей Савл, но вос-стал апо-стол Па-вел. Де-е-пи-са-тель Лу-ка по-вест-ву-ет, что, ко-гда Савл со сво-и-ми спут-ни-ка-ми при-бли-жал-ся к Да-мас-ку и бы-ла близ-ка цель его пу-те-ше-ствия, вне-зап-но Савла оси-ял свет с неба. «Он упал на зем-лю и услы-шал го-лос, го-во-ря-щий ему: Савл, Савл, что ты го-нишь Ме-ня? — Он ска-зал: Кто Ты, Гос-по-ди? Гос-подь же ска-зал: Я Иисус, Ко-то-ро-го ты го-нишь. Труд-но те-бе ид-ти про-тив рож-на» . Вне-зап-ный и слиш-ком яр-кий свет так по-дей-ство-вал на зре-ние Савла, что он пе-ре-стал ви-деть и быв-шие с ним лю-ди долж-ны бы-ли ве-сти его за ру-ку. Три дня Савл не ви-дел, не ел и не пил. Эти три дня бы-ли му-ка-ми рож-де-ния для Савла, вре-ме-нем пе-ре-хо-да от смер-ти к но-вой жиз-ни; и чем ре-ши-тель-ней и энер-гич-ней был его ха-рак-тер, тем с боль-ши-ми му-ка-ми про-ис-хо-ди-ло воз-рож-де-ние Савла. Один бла-го-че-сти-вый муж из хри-сти-ан, име-нем Ана-ния, воз-ро-дил Савла свя-тым кре-ще-ни-ем и до-ста-вил ему ду-хов-ное и те-лес-ное вы-здо-ров-ле-ние.

По ве-ро-ят-но-му ис-чис-ле-нию, об-ра-ще-ние Савла па-да-ет на 36 г. по Р. X. .

Об-ра-ще-ние Савла — од-но из необы-чай-ных со-бы-тий апо-столь-ской Церк-ви: оно да-ло хри-сти-ан-ско-му ми-ру ве-ли-чай-ше-го учи-те-ля и ис-тол-ко-ва-те-ля еван-гель-ско-го уче-ния; с дру-гой сто-ро-ны, — необык-но-вен-но-го ор-га-ни-за-то-ра и устро-и-те-ля цер-ков-ной жиз-ни: весь то-гдаш-ний язы-че-ский гре-ко-рим-ский мир обя-зан апо-сто-лу про-све-ще-ни-ем све-том Хри-сто-вой ис-ти-ны.

Об-ра-ща-ясь непо-сред-ствен-но к лич-но-сти са-мо-го апо-сто-ла, мы долж-ны при-знать вне-зап-ное об-ра-ще-ние ап. Пав-ла ве-ли-чай-шим и слож-ней-шим пси-хо-ло-ги-че-ским ак-том.

Несмот-ря на раз-но-об-ра-зие ис-тол-ко-ва-ний вне-зап-но-го об-ра-ще-ния ап. Пав-ла, все их мож-но све-сти к двум ос-нов-ным: для од-них об-ра-ще-ние Пав-ла — есте-ствен-ное, пси-хо-ло-ги-че-ское яв-ле-ние, для дру-гих — чу-дес-ное яв-ле-ние.

Ход мыс-лей пер-вых сво-дит-ся к то-му, что ап. Па-вел был ви-зи-о-нер . Об-ра-ще-ние Пав-ла яв-ля-ет-ся «внеш-ним от-ра-же-ни-ем его ду-хов-ной де-я-тель-но-сти». Па-вел — сна-ча-ла смер-тель-ный враг хри-сти-ан-ства и хо-чет сте-реть его с ли-ца зем-ли. Че-ло-век глу-бо-ко ре-ли-ги-оз-ный и вме-сте с тем пря-мой и ис-крен-ний, он не мо-жет ми-рить-ся с ро-стом на-ро-див-ше-го-ся хри-сти-ан-ства. Для Пав-ла, как пра-во-вер-но-го иудея, это рав-но-силь-но от-ре-че-нию от сво-е-го на-ро-да, его ве-ры и бу-ду-щих его ча-я-ний. Од-на-ко, пре-сле-дуя хри-сти-ан, Па-вел не мог не об-ра-тить вни-ма-ния на чи-сто-ту их жиз-ни, ве-ли-чие их ду-ха, стой-кость в ве-ре, пре-дан-ность Рас-пя-то-му Хри-сту. В ду-шу Пав-ла за-кра-лась ис-кра со-мне-ния в пра-виль-но-сти сво-е-го об-ра-за мыс-лей. Не есть ли Иисус, го-ни-мый мною, дей-стви-тель-ный Мес-сия? Вот во-прос, став-ший му-чить Пав-ла. Па-вел чув-ство-вал, что он ко-леб-лет-ся. По-сле Иеру-са-лим-ско-го по-гро-ма Па-вел на-пра-вил-ся в Да-маск. Во вре-мя до-ро-ги по зной-ной пу-стыне си-лы его на-чи-на-ют осла-бе-вать, ду-ша его в смя-те-нии: об-ра-зы за-му-чен-ных им хри-сти-ан, по-би-то-го кам-ня-ми Сте-фа-на му-чат его. А что в Да-мас-ке? Но-вые сце-ны ди-кой рас-пра-вы. Ра-ди че-го? От-ве-та Па-вел не на-хо-дил. Ду-шев-ная му-ка долж-на бы-ла най-ти вы-ход. На-ча-лось раз-дво-е-ние лич-но-сти. Объ-ек-ти-ви-руя свое ду-шев-ное на-стро-е-ние, Па-вел, как ви-зи-о-нер, вы-явил его во вне-зап-ном ви-де-нии Рас-пя-то-го. Хри-ста и из-вест-ной нам бе-се-де с Ним. Та-ким об-ра-зом, ви-де-ние Хри-ста у Пав-ла яви-лось про-стым ре-зуль-та-том сло-жив-шей-ся ис-то-ри-че-ской об-ста-нов-ки и свойств ду-хов-ной лич-но-сти Пав-ла.

Ре-нан упро-ща-ет вне-зап-ное об-ра-ще-ние Пав-ла, объ-яс-няя его чи-сто слу-чай-ным об-сто-я-тель-ством. При под-хо-де Пав-ла к Да-мас-ку раз-ра-зи-лась бу-ря в го-рах Ли-ва-на. Удар гро-ма, блес-нув-шая мол-ния, осле-пив-шая Пав-ла, по-верг-ли его на зем-лю. У Пав-ла, кро-ме то-го, ве-ро-ят-но, бы-ла ли-хо-рад-ка, усу-гу-бив-шая нерв-ное со-сто-я-ние Пав-ла. Есте-ствен-ное яв-ле-ние Па-вел при-нял за от-кро-ве-ние. Ему по-ка-за-лось, что он ви-дит и бе-се-ду-ет со Хри-стом, меж-ду тем как это бы-ло ни бо-лее ни ме-нее, как субъ-ек-тив-ное со-сто-я-ние апо-сто-ла. Мож-но ли с та-ким объ-яс-не-ни-ем вне-зап-но-го об-ра-ще-ния ап. Пав-ла со-гла-сить-ся? На-тя-ну-тость, про-ти-во-ре-чие ис-то-ри-че-ским фак-там, на-ду-ман-ный «пси-хо-ло-гизм» — вот что пред-став-ля-ют со-бой все эти тео-рии, со-зна-тель-но не усмат-ри-ва-ю-щие пер-ста Бо-жия в де-ле вне-зап-но-го об-ра-ще-ния ап. Пав-ла. Тео-рии эти про-ти-во-ре-чат, преж-де все-го, ис-то-ри-че-ским дан-ным. Тео-рии вне-зап-ное об-ра-ще-ние Пав-ла счи-та-ют про-стой гал-лю-ци-на-ци-ей, при-том мас-со-вой, так как гал-лю-ци-на-ции под-вер-га-лись и спут-ни-ки Пав-ла. Со-всем не так изо-бра-жа-ет-ся со-бы-тие в ис-то-ри-че-ских па-мят-ни-ках, ко-то-рые по су-ще-ству ис-то-ри-че-ской кри-ти-ки долж-ны иметь от-прав-ное зна-че-ние в ре-ше-нии во-про-са об об-ра-ще-нии апо-сто-ла. Три ра-за об об-ра-ще-нии Пав-ла го-во-рит-ся в кни-ге Де-я-нии — и во всех этих трех ме-стах на-хо-дим ука-за-ние, что опи-сы-ва-е-мое со-бы-тие со-вер-ши-лось чув-ствен-но ви-ди-мым об-ра-зом, бы-ло до-ступ-но вос-при-я-тию внеш-них чувств.

Ви-зи-о-нер-ство, или гал-лю-ци-на-ция, как лож-ное зри-тель-ное ощу-ще-ние по-рож-да-ет-ся ду-шев-ным рас-строй-ством, бо-лез-нью моз-га. Ес-ли до-пу-стить, что этим стра-дал ап. Па-вел, то при чем то-гда спут-ни-ки его, ко-то-рые на-блю-да-ли необы-чай-ное яв-ле-ние? Не мо-жем мы до-пу-стить и мас-со-вой гал-лю-ци-на-ции, т. е. ап. Пав-ла и его спут-ни-ков, так как мас-со-вые гал-лю-ци-на-ции все-гда име-ют со-от-вет-ству-ю-щую под-го-тов-ку, че-го не бы-ло при ви-де-нии на пу-ти в Да-маск, так как оно бы-ло «вне-зап-но» (), в по-лу-ден-ное вре-мя, т. е. ко-гда небо бы-ло, как это бы-ва-ет на во-сто-ке, со-вер-шен-но чи-сто. Что же ка-са-ет-ся пси-хо-ло-ги-че-ско-го объ-яс-не-ния яв-ле-ния, то этот «пси-хо-ло-гизм» с на-ча-ла до кон-ца на-ду-ман-ный. Мысль, что Савл пред пу-те-ше-стви-ем в Да-маск на-чал ко-ле-бать-ся в сво-ей при-вер-жен-но-сти к иудей-ству, рас-ка-и-вать-ся в же-сто-ко-стях, при-чи-нен-ных хри-сти-а-нам, на-ча-лось у него «раз-дво-е-ние» лич-но-сти, за-кон-чив-ше-е-ся «объ-ек-ти-ви-ро-ва-ни-ем» «субъ-ек-тив-ных» его со-сто-я-ний — есть, неудач-ное пред-по-ло-же-ние, сто-я-щее в пол-ном про-ти-во-ре-чии с ис-то-ри-ей. Ис-то-рия же го-во-рит вот что: «ды-ша угро-за-ми и убий-ством на уче-ни-ков Гос-по-да» (), «в чрез-мер-ной про-тив них яро-сти» () — вот в ка-ком рас-по-ло-же-нии ду-ха на-пра-вил-ся Савл в Да-маск. Есть ли здесь при-зна-ки че-ло-ве-ка, на-чи-на-ю-ще-го при-хо-дить в рас-ка-я-ние? Из во-про-са Савла, сде-лан-но-го Хри-сту Спа-си-те-лю: «Кто Ты, Гос-по-ди?» — несо-мнен-но од-но: Савл со-всем не ду-мал, как пред-по-ла-га-ет-ся, о Иису-се Хри-сте. Итак, пси-хо-ло-ги-че-ское объ-яс-не-ние не вы-дер-жи-ва-ет кри-ти-ки.

Что же ка-са-ет-ся объ-яс-не-ния Ре-на-ном вне-зап-но-го об-ра-ще-ния ап. Пав-ла под вли-я-ни-ем разыг-рав-шей-ся гро-зы, то его нуж-но при-знать несе-рьез-ным. Из ка-ких ис-точ-ни-ков Ре-нан по-черп-нул, что при под-хо-де к Да-мас-ку Пав-ла и его спут-ни-ков разыг-ра-лась бу-ря? По ка-ким это за-ко-нам сле-ду-ет, что об-ра-зо-ван-ный иудей, ка-ко-вым был Савл, гро-мо-вые рас-ка-ты при-нял за го-лос го-во-рив-ше-го к нему Хри-ста Спа-си-те-ля? Все это плод до-су-жей, ли-шен-ной вся-ко-го ос-но-ва-ния, фан-та-зии ро-ма-ни-ста Ре-на-на.

По об-ра-ще-нии ап. Па-вел вско-ре уда-лил-ся из Да-мас-ка в Ара-вию, т. е. в со-сед-нее с Да-мас-ком цар-ство на-ба-те-ев — ара-бов . Сколь-ко вре-ме-ни про-был ап. Па-вел в Ара-вии, точ-но неиз-вест-но, но, по-ви-ди-мо-му, око-ло трех лет . Це-лью это-го от-бы-тия в Ара-вию не бы-ла про-по-ведь о Хри-сте, так как об этой де-я-тель-но-сти ни сам апо-стол, ни Де-е-пи-са-тель Лу-ка ни-че-го не го-во-рят. Цель это-го пу-те-ше-ствия в Ара-вию бы-ла дру-гая — при-го-тов-ле-ние се-бя на бла-го-вест-ни-че-ский по-двиг через фор-ми-ро-ва-ние но-во-го хри-сти-ан-ско-го ми-ро-воз-зре-ния. По-тря-се-ние, про-ис-шед-шее с апо-сто-лом, бы-ло чрез-вы-чай-но силь-но; ему необ-хо-ди-ма бы-ла спо-кой-ная об-ста-нов-ка, да-вав-шая воз-мож-ность со-сре-до-то-чить-ся в се-бе са-мом, чтобы пе-ре-ра-бо-тать по-лу-чен-ное свы-ше от-кро-ве-ние. Яв-ле-ние на пу-ти к Да-мас-ку да-ло но-вое на-прав-ле-ние всей внут-рен-ней его жиз-ни, чуж-дое его преж-ним взгля-дам и убеж-де-ни-ям. В та-ком по-ло-же-нии есте-ствен-ный вы-ход — уда-ле-ние от шум-ной жиз-ни и со-сре-до-то-чен-ное спо-кой-ствие. В ис-клю-чи-тель-ной об-ста-нов-ке про-ис-хо-ди-ло фор-ми-ро-ва-ние но-во-го хри-сти-ан-ско-го ми-ро-со-зер-ца-ния апо-сто-ла. Пи-са-ний но-во-за-вет-ных еще не бы-ло; су-ще-ство-ва-ло толь-ко изуст-ное пре-да-ние, хра-ни-те-ли ко-то-ро-го бы-ли апо-сто-лы — са-мо-вид-цы Гос-по-да. Но так как ап. Па-вел был недав-но го-ни-те-лем Хри-ста и му-чи-те-лем хри-сти-ан, то путь на-уче-ния ис-ти-нам ве-ры от апо-сто-лов был по-ка от-ре-зан, да и внеш-няя об-ста-нов-ка бы-ла про-тив это-го. Оста-вал-ся один путь — са-мо-углуб-ле-ния и от-кро-ве-ния свы-ше. Этим пу-тем и по-лу-чил апо-стол уче-ние об ис-ти-нах и тай-нах хри-сти-ан-ства. «Еван-ге-лие, ко-то-рое я бла-го-вест-во-вал, — го-во-рил апо-стол, — не есть че-ло-ве-че-ское, ибо и я при-нял его и на-учил-ся не от че-ло-ве-ка, но через от-кро-ве-ние Иису-са Хри-ста» .

Из Ара-вии ап. Па-вел опять воз-вра-тил-ся в Да-маск, но, вви-ду его сме-ло-го вы-ступ-ле-ния здесь с уче-ни-ем об Иису-се Хри-сте, он воз-бу-дил к се-бе нена-висть иуде-ев и они за-ду-ма-ли по-гу-бить его. Они воз-бу-ди-ли про-тив него на-мест-ни-ка Аре-фы, ца-ря Ара-вий-ско-го, ко-то-рый по-ста-вил стра-жу у во-рот го-ро-да с це-лью схва-тить ап. Пав-ла. Дру-зья же ап. Пав-ла, од-на-ко, спас-ли его, спу-стив-ши в кор-зине из ок-на од-но-го до-ма, при-мы-кав-ше-го к го-род-ской стене, и, та-ким об-ра-зом, он из-бег зло-умыш-лен-ных иуде-ев .

Из Да-мас-ка ап. Па-вел в пер-вый раз по сво-ем об-ра-ще-нии от-пра-вил-ся в Иеру-са-лим, с це-лью уви-деть-ся, как го-во-рит он сам, с ап. Пет-ром .

Ап. Па-вел, при-шед-ши в Иеру-са-лим, встре-тил к се-бе есте-ствен-ное недо-ве-рие: все бо-я-лись его, не ве-ря, что он те-перь уче-ник Гос-по-да. Над-ле-жа-ло пред-ста-вить по-ру-чи-те-ля в ис-крен-но-сти сво-их дей-ствий и на-ме-ре-ний. Та-ко-го по-ру-чи-те-ля ап. Па-вел на-шел в ли-це ап. Вар-на-вы, с ко-то-рым, ве-ро-ят-но, был зна-ком ра-нее. Ап. Вар-на-ва поль-зо-вал-ся ува-же-ни-ем у иеру-са-лим-ских хри-сти-ан. Он пред-ста-вил Пав-ла апо-сто-лам, рас-ска-зал по-дроб-но о чу-дес-ном об-ра-ще-нии его, о рев-ност-ном его про-по-ве-да-нии Хри-ста в Да-мас-ке. По-до-зре-ни-ям был по-ло-жен ко-нец, и ап. Па-вел всту-пил в об-ще-ние с апо-сто-ла-ми .

В Иеру-са-ли-ме ап. Па-вел про-был все-го пят-на-дцать дней, из апо-сто-лов, кро-ме Пет-ра и Иа-ко-ва, бра-та Гос-под-ня, ни-ко-го не ви-дел. Так как пре-бы-ва-ние в Иеру-са-ли-ме недав-не-го го-ни-те-ля Хри-ста, а те-перь рев-ност-но-го Его по-сле-до-ва-те-ля бы-ло небез-опас-но для жиз-ни апо-сто-ла, к че-му бы-ли до-ста-точ-ные ос-но-ва-ния, то он ве-ру-ю-щи-ми был пре-про-вож-ден в Ке-са-рию, а за-тем в свой род-ной го-род Тарс и там до-жи-дал-ся даль-ней-ших по-ве-ле-ний Гос-по-да .

Меж-ду тем хри-сти-ане, рас-се-ян-ные по-сле го-не-ния на ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на, при-нес-ли сло-во еван-гель-ской про-по-ве-ди на ост-ров Кипр, в Фини-кию и Ан-тио-хию Си-рий-скую . В по-след-ней сло-во Бо-жие да-ло осо-бен-но обиль-ные всхо-ды. Услы-шав о сем, иеру-са-лим-ские хри-сти-ане со-чли по-лез-ным по-слать в Ан-тио-хию для укреп-ле-ния в ве-ре ан-тио-хий-цев ап. Вар-на-ву. Вар-на-ва при-влек к про-по-вед-ни-че-ской де-я-тель-но-сти ап. Пав-ла, для че-го спе-ци-аль-но хо-дил к нему в Тарс (Тарс от Ан-тио-хии на-хо-дит-ся в рас-сто-я-нии око-ло 150 ки-лом.) .

Це-лый год апо-сто-лы Па-вел и Вар-на-ва тру-ди-лись над устро-е-ни-ем ан-тио-хий-ской Церк-ви, и тру-ды их не бы-ли на-прас-ны: Цер-ковь в Ан-тио-хии чрез-вы-чай-но при-умно-жи-лась. В этой пер-вой меж-ду языч-ни-ка-ми хри-сти-ан-ской об-щине ап. Па-вел на-шел ме-сто для сво-ей де-я-тель-но-сти, ко-то-рую он про-явил те-перь в об-шир-ных раз-ме-рах .

Из Ан-тио-хии ап. Па-вел со-вер-шил вто-рое пу-те-ше-ствие в Иеру-са-лим. По-во-дом к это-му пу-те-ше-ствию был го-лод, пред-ска-зан-ный в Ан-тио-хии про-ро-ком Ага-вом. Ап. Па-вел и Вар-на-ва бы-ли по-сла-ны в Иеру-са-лим с ми-ло-сты-нею для бед-ных хри-сти-ан . Это пу-те-ше-ствие име-ло ме-сто в год смер-ти Иро-да Агрип-пы и, со-глас-но Иоси-фу Фла-вию, долж-но быть от-не-се-но к 44 го-ду по Р. X. По-сле ко-рот-ко-го пре-бы-ва-ния в Иеру-са-ли-ме Па-вел и Вар-на-ва опять воз-вра-ти-лись в Ан-тио-хию и взя-ли с со-бой пле-мян-ни-ка Вар-на-вы Иоан-на Мар-ка

Свящ. Н. Ни-коль-ский, доц. Мос-ков-ской Ду-хов-ной Ака-де-мии

Жур-нал Мос-ков-ской Пат-ри-ар-хии
№ 8 ав-густ, 1950 г.

О пре-крас-ном зна-нии Свящ. Пи-са-ния ап. Пав-лом го-во-рит тот факт, что впо-след-ствии в сво-их по-сла-ни-ях апо-стол при-во-дит ци-та-ты из Свящ. Пи-са-ния по па-мя-ти и ча-сто в од-ной ко-рот-кой ци-та-те объ-еди-ня-ет то, что со-дер-жит-ся в раз-лич-ных ме-стах, напр., ; и ряд дру-гих.

В России достаточно глубоко феномен АП изучается профессором МГУ Нурковой Н.Н. Она обращает внимание на то, что понятие АП -- это научное понятие, сформированное относительно недавно, а вот понятное всем выражение «личная память» существует очень давно. Тем не менее смысл этого понятия сейчас и, например лет 300 назад -- совершенно разные реальности. В настоящее время восприятие нами АП можно охарактеризовать как достаточно связная во времени, протяженная история своей собственной жизни, которая включает в себя обязательно рассказ о детстве, о своем происхождении, яркие воспоминания, социальные достижения и личные результаты. Дополнительно к этому обычно сопутствует некая система доказательств в виде: фотографий, документы, различные свидетельства и т.п.

Еще лет 150 лет назад люди не представляли, как выглядели их предки, далекие родственники, как выглядели их бабушка с дедушкой. Люди не помнили, как они выглядели в детстве, а то и несколько лет назад. Была какая-то память о себе, но она была очень короткая.

В конце XVIII века в философии и культуре началась эпоха романтизма и как раз в это время автобиографическая направленность особо усилилась, опираясь на явно обозначившийся индивидуализм. Сама личность становится ценностью и у людей возникает потребность растянуть ее во времени: становится модным писать дневники, мемуары.

В нашем обиходе фотография стала обычным явлением и мало кто по настоящему осознает влияние этого открытия на жизнь людей. Именно с появлением фотографии произошел самый большой прорыв в АП. Это уникальное изобретение, придуманное для того, чтобы была память. Человек научился останавливать мгновение. Но еще более важное, что у человека появилась возможность увидеть его собственное Я в разных контекстах и ситуациях. Фотография -- это очень эффективный враг времени. Таким образом, человеку впервые стало возможно обрести более стойкий образ своей персональной, личной идентичности.

С приходом фотографии в обществе стало возможным зафиксировать различные периоды жизни, провести некоторую последовательность «я» в разных в возрастах личности. Представьте, как трансформировалось восприятие человеком себя, своей личности, когда у него появилось возможность увидеть себя в младенчестве, определить себя к некой социальной группе: семейные фотографии, фотографии с одноклассниками и т.п. С появлением фотографии все дедушки-бабушки, все эти люди стали материальными. Причем, конечно, семейные сообщества -- это самый простой пример. Некоторые называют процесс глобализации естественным и связывают его с появлением фотографии Земли из космоса, ведь по сути это коллективный портрет всех жителей планеты, собирающий нас в единое сообщество .

Также Нуркова В.В. в своей диссертационной работе пишет: «Что касается уже сугубо научного подхода, то специфика АП была описана интроспективной психологией. Еще в конце ХIХ века Анри Бергсон, используя свидетельства об уникальных содержаниях сознания людей в критические моменты на грани гибели (феномен "вся жизнь промелькнула перед глазами"), выделил как принципиально разные виды памяти - память "повторяющуюся" и память "ретроспективную", на основании которой субъект строит себя. Бергсон первым отметил, что "существует коренное различие между тем, что должно создаться посредством повторения, и тем, что по самому существу своему не может повторяться?".

В.Джемс, исследовав материал автобиографических воспоминаний о пережитых экстатических религиозных ощущениях, также признал существование высшей формы памяти, конституирующей личность. В 1911 году Е.Клапаред воспользовался следующей метафорой, говоря о роли этой особой части содержаний памяти: "Память подобна двусторонней улице: теория памяти должна обязательно зависеть от интерпретации идеи "Я", а способ, по которому мы создаем "Я", зависеть от конфигурации памяти".»

Еще в 1890 году американский философ и психолог Уильям Джеймс одним из первых определил личность как взаимодействие памяти с собственным прошлым: нет личности без возможности вернуться в прошлое. Именно АП присуща только человеку. Сегодня принято считать, что личность -- это АП (персональный опыт и знания, полученные в течение жизни), то есть то, кем мы были, кто мы есть сегодня и кем мы можем стать.

Именно этот же период времени можно обозначить как период начала систематической работы с АП через рассказы пациентов об отдельных эпизодах жизни - это время начала психоанализа. Согласно данной концепции наиболее значимые события обозначаются в осознаваемых воспоминаниях человека в виде, преобразуемом под влиянием защитных механизмов. Здесь аналитик производит работу с целью коррекции и восстановления АП в соответствии с реальными событиями.

Также в 1921 году В.М. Экземлярский, изучая индивидуальные особенности памяти, защитил диссертацию в Комиссии историко-филологического факультета Московского университета по теме «Учение о типах представления в индивидуальной психологии» .

И только в 1976 г, Робинсон ввел понятие «автобиографическая память». Эта память представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен и категорий, имеющих личное отношение к индивиду. В общем, это память на биографическую информацию и жизненные переживания, это различие памяти о себе и памяти о мире.

В качестве современного определения АП можно привести в пример определение, данное К.Н. Артемовой: «Автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности. Выделим наиболее существенные моменты в этом определении: 1) отражение пройденного отрезка жизненного пути имеет структуру, содержание и другие количественные и качественные характеристики; 2) самоидентичность личности определяется отражением пройденного отрезка жизненного пути.»

Макияж «Пин-ап» возник в конце 40-х - начале 50-х годов двадцатого века. Все началось с обычных рисунков: постеров в стиле поп-арт, зажигалок, игральных карт и календарей, которые радовали не одно поколение мужчин. На них изображались очень красивые и зачастую полуобнаженные девушки во фривольных позах. Такие женщины стали законодательницами моды, воплощением мировой красоты и сексуальности. Считается, что именно в это время родился популярный фото-жанр, который сегодня демонстрирует журнал «Playboy». Кстати, необходимо заметить, что в стиле «Пин-ап» снималась даже сама Мэрилин Монро.

  • 1 Элементы макияжа и необходимая косметика
  • 2 Тон кожи, наносим тональный крем
  • 3 Выбираем и наносим румяна
  • 4 Подводим брови
  • 5 Наносим тени и красим ресницы
  • 6 Наносим помаду

Элементы макияжа и необходимая косметика

В наше время этот макияж так же популярен, и наиболее удачно воспользоваться им удалось таким известным личностям как Кристина Агилера, Дит фот Тиз и Кэти Перри. Итак, макияж в стиле «Пин-ап» основывается трех важных элементах:

  1. идеальный тон кожи лица,
  2. яркая губная помада
  3. точная аккуратная линия подводки для глаз.

Все, что нам понадобится для нанесения ультрамодного макияжа, представлено в списке ниже:

  • консилер для устранения неровностей лица;
  • тональный крем с плотной текстурой светлого оттенка для создания эффекта бледной кожи;
  • карандаш для глаз черного цвета;
  • подводка для глаз, желательно стойкая;
  • водостойкая тушь для ресниц;
  • карандаш для губ;
  • помада яркого оттенка;
  • румяна;
  • тени для век пастельных оттенков.

Тон кожи, наносим тональный крем

Стоит принять во внимание то, что цвет лица, как правило, делается максимально светлым. Традиционный макияж «Pin-up» подразумевает естественные оттенки тоналки. А все потому, что чем белее тон кожи, тем заметнее и выразительнее выглядят подведенные глаза и накрашенные губы.

Перед тем как на кожу нанесется основа под макияж (для жирной кожи лучше использовать ее) и тональный крем, необходимо как следует подготовить лицо к макияжу. В этом может отлично помочь скраб или гоммаж-скатка. Запомните, самое основное — это идеальная ровная кожа здорового цвета.

Вслед за очищением кожи идет увлажнение. Если вы — обладательница жирной кожи лица, матирующую базу нужно использовать в обязательном порядке.

Правильное нанесение тонального крема всегда осуществляется легкими движениями с похлопываниями. Чтобы визуально рельеф лица стал скульптурным, а овал лица, соответственно, гораздо красивее, надо сделать Т-зону более высветленной. Это выполняется путем смешивания прозрачной пудры с мерцающими частичками (она должна быть на пол тона светлее вашего цвета лица) и втирания этого микса на щеки, подборок, переносицу и лоб.

А для того чтобы убрать темные круги от недосыпа или стрессов под глазами и мелкие морщинки, пригодится консилер, который нужно аккуратно намазать на область нижнего и верхнего века.

Выбираем и наносим румяна

Постарайтесь выбирать максимально естественные румяна — мягкие, пастельные тона, к примеру, персиковый, кирпичный или розовый. Нанося их, ни в коем случае не нужно визуально вытягивать скулы. Лучше попробуйте встать перед зеркалом, улыбнуться и притронуться кистью из мягкого ворса к округлившимся щечкам — так вы получите знаменитый эффект «яблочко».

Подводим брови

Макияж в стиле «Pin-up» — это в первую определенные этапы нанесения макияжа, основанные на деталях и элементах, которые после складываются в удивительную картинку. Поэтому обязательно запомните, что бровям тоже нужно уделять внимание. Самым оптимальным вариантом для прорисовки линии бровей является черный и коричневый карандаши. Проводить линии нужно максимально аккуратно, чтобы впоследствии брови не смотрелись глупо или нелепо.

Наносим тени и красим ресницы

Итак, для макияжа глаз следует использовать наиболее природную палитру теней, к примеру, белые или бежевые тона, розовые или золотистые — для основы, а для выделения складки на верхнем веке необходимо использовать цвета потемнее.

Какими бы ни были ваши тени, стрелки всегда остаются необходимым элементом образа «Пин-ап». Они рисуются четкими, расширяющимися и взлетающими с верхней стороны мазками. Но если вы не владеете в совершенстве искусством нанесения подводки, то лучше воспользуетесь классическим проверенным временем вариантом — карандашом. Для начала прорисуйте им тоненькую линию как можно ближе к линии роста ресниц на одном глазу и на другом. Если результат вас полностью устроит, аккуратно проведите подводкой по намеченному контуру. Ресницы при таком мейк-апе должны быть качественно прокрашены черной тушью. Также вы можете воспользоваться накладными.
Как видно, искусство макияжа глаз включает в себя несколько этапов. Если вы хотите овладеть им, у вас все получится!

Наносим помаду

Карандашом для губ на тон темнее помады очертите контур, стараясь не выступать за их естественную линию. Далее немножко растушуйте контур и начните процесс завершения образа. Прокрашивание губ, как правило, стилисты советуют начинать от центра, постепенно продвигаясь к краям. После того как вы все выполните, аккуратно промокните губы салфеткой и освежите помаду. Если появится необходимость, получившийся результат совсем чуть-чуть припудрите. Готово! Вы выглядите просто потрясающе! Все мужчины будут провожать вас восхищенным взглядом.

Для молодых девушек отлично подойдет и кокетливый вариант такого макияжа. Суть его состоит в том, чтобы кончик стрелки приподнять вверх и использовать ярко-розовую помаду цвета жвачки. Однако с таким вызывающим образом стоит быть осторожнее и стараться использовать его лишь на какие-нибудь тематические мероприятия. А в обычной жизни классическим образом в стиле «Пин-ап» могут воспользоваться брюнетки, сочетая черную подводку и красную помаду.

Сегодня вы узнали, как правильно наносить макияж в домашних условиях и как достичь поистине потрясающего образа. Самое главное — пробуйте, экспериментируйте и не бойтесь нового в своей жизни. Ищите себя и свой идеальный look!

Стиль пин ап снова покоряет миллионы сердец не только девушек, но и мужчин. Красивых соблазнительных красоток в ярких платьях и с повязкой на голове можно встретить не только на постерах или вырезках из журналов, но и на различных вечеринках или просто в повседневной жизни.

Стиль pin up, а дословно переводится как «прикалывать» или «пришпиливать», довольно легко воплотить в жизнь, учитывая одежду, и даже стиль поведения. Возьмем образы с фото в стиле пин ап и попробуем создать что-то похожее.

Описание и особенности стиля Пин Ап

Зародился стиль в Америке в первой половине прошлого века. Мужчины обменивались картинками в стиле пин ап , где были изображены красивые в довольно откровенных нарядах и позах.

Именно такие картинки и прикалывались к стене. У девушек на постерах должны были быть высокие , красиво закрученные локоны, глубокое декольте, румяна на щечках и яркая на губах.

А еще - очень коротенькие шорты с высокой талией, повязка в виде бантика на голове, яркие футболочки, ткани в горошек или полоску, легкие халатики, развивающиеся юбки и непринужденные сюжеты: девушка на прогулке, на кухне, на пикнике, перед зеркалом, за телефонным разговором, на пляже или в походе по магазинам.

На картинке в стиле пин-ап чаще появлялись известные киноактрисы или манекенщицы, но и просто красивые сексуальные девушки в стиле пин ап тоже могли попасть на постер.

Среди самых известных девушек с плаката в стиле пин-ап числятся: Бетти Пейдж. Мэрилин Монро, Ава Гарднер, Рита Хэйворт, Дита фон Тиз, Бриджид Бордо.

Стиль пин-ап всегда ассоциировался с романтикой, легкостью, эротикой, непринужденностью и красотой. Здесь нет места пошлости или разврату, все чинно-благородно с легким налетом сексуальности.

Для стиля Пин Ап характерны:

— макияж - он аккуратный, не вызывающий, но с яркими акцентами;
— одежда - а она как раз должна быть яркой, но простой, с различными позитивными принтами и геометрическим рисунком. Она должны быть открытой и сексуальной;
— прическа - красивые крупные локоны, блестящие волосы, высокий хвост, густая челка, небольшой ;
— обувь - высокий каблук, желательно шпилька, но можно и толстый устойчивый каблучок.

Стиль пин ап в одежде

Теперь рассмотрим каждую составляющую стиля пин-ап отдельно. Итак, одежда. На самом деле, образ одежды в стиле-пин ап довольно сложный именно в подборе деталей, ведь все должно идеально гармонировать, вызывать трепет у мужчин.

Очень распространен или боди, слегка прикрытый легким халатиком, дополнят «домашний» образ в стиле пин ап яркие босоножки на высоком каблучке.

Выбирайте для этого стиля яркие клетчатые рубашки с несколькими расстегнутыми пуговичками, короткие джинсовые шорты и платок в стиле пин ап - вариантов как можно повязать масса, выбирайте яркие ткани в горох или клетку в тон с рубашкой.

Еще один вариант образа - сарафан с глубоким вырезом, длиной миди и с принтом в яркие ягоды. К такому сарафану подойдут и «ягодные» сережки, а также туфельки с открытым носом ярких оттенков. Платья в стиле пин ап - это пушистые объемные юбки, глубокий вырез, крупные бретели, пояски, яркий принт и натуральные ткани.

На фото платья в стиле пин ап

Если планируется фотосессия в стиле пин ап , то можно позаботиться и об аксессуарах, помимо наряда. Например, поищите старый пленочный фотоаппарат, возьмите стеклянную бутылочку Кока-колы, большую чашку в горошек, прогулочный , очки с белой оправой, бинокль, крупную яркую расческу, большую с полями, яркую конфету на палочке или сахарную вату, большие надувные шары, бусы из жемчуга или любые яркие бусы, можно взять гитару или барабан, в общем, смотрите по ситуации по своему основному образу. Но с аксессуарами фотографии получатся веселее и интереснее.




Если намечается девичник в стиле пин ап , то тут можно разгуляться, подыскать яркие пижамки с коротенькими шортиками, если вечеринка будет дома, или купить для всех девочек одинаковые прозрачные накидки, или выбрать одинаковые ковбойские рубашки, которые можно завязать на узел и расстегнуть несколько пуговиц сверху.

Объединяющим может стать принт, например, полоска или горох, или яркие повязки, или одинаковые джинсовые шорты, но разные футболки. Если есть возможность, то под джинсовые шорты всегда можно надеть купальник в стиле пин ап.

На фото купальники в стиле пин ап

Прически в стиле пин ап

Основные отличительные черты пинаповской прически - это закрученные внутрь густые , или закрученные кверху и заколотые на макушке, крупные закрученные локоны, иногда высокий «конский» хвост, повязка в стиле пин ап , плавные линии, волосы должны быть идеальными, не торчать в разные стороны и не быть слишком пушистыми.

Главное, чтобы были игривые , которые укладывают в разнообразные прически. Это даже может быть классическая «мальвинка», но с накрученными волосами.

Прически в стиле пин ап

Помимо повязок в качестве аксессуаров используют различные яркие ленты, банты, искусственные цветы, заколки, а также искусственные яркие пряди. Но не используйте все сразу.

Пин-ап знает меру аксессуарам и если перегнуть с ними палку, то это уже будет совершенно другая история. Взгляните на образы и вы все сразу поймете.

Макияж в стиле пин ап

Эта часть также заслуживает отдельного внимания. Ведь макияж является довольно серьезной составляющей пинаповского образа. Во-первых, это . Яркие красивые красные губы.

Они должны быть сочными, чувствительными, привлекательными. Во-вторых, это идеальный лица. Лицо должно быть чистеньким, ровненьким, практически идеальным.

Варианты макияжа в стиле пин ап

Для этого существуют всевозможные маскирующие средства. В-третьих, красивые ровные . Их длина зависит от вашего типа лица и разреза глаз, но они, как и тон лица, тоже должны быть идеальными.

Ну и, конечно же, красивые закрученные . Больше ничего для макияжа пин-ап не потребуется. Главный акцент - на губах. Образ можно дополнить легкими . Но не перестарайтесь. Макияж не должен выглядеть вульгарным, а скорее почти натуральным, но слегка приукрашенным.

Что еще почитать