Материал, предлагаемый в данном разделе, является обобщением опыта работы педагога с детьми четвертого года жизни.
Конспекты занятий построены на базе активной практической деятельности, широкого использования наглядного материала.
Основное направление в организации занятий — развитие сенсорных и общих интеллектуальных способностей в игровой деятельности. Перед детьми ставится цель играть, а не учиться.
Воспитатель вовлекает детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, задания, ситуации, практические действия.
Все конспекты занятий с детьми четвертого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. В данной методике большое внимание уделяется не только обучению дошкольников, но и совершенствованию познавательной детской деятельности, общего умственного развития.
Основными задачами математического развития детей четвертого года жизни являются:
Освоение свойств предметов и отношений между ними;
Развитие самостоятельности познания;
Развитие познавательных и речевых умений.
Демонстрационный и раздаточный материал для занятий — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, это уже имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.
Во время проведения занятий воспитатель всегда должен учитывать реальные возможности каждого ребенка, а также осуществлять индивидуальную работу с детьми. Задача педагога — поддержать стремление к самостоятельности, помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений.
Воспитатель всегда должен создавать ситуацию содружества, сотворчества. При этом необходимо учитывать наглядно-действенный, наглядно-образный характер мышления малышей.
Занятия проводятся один раз в неделю, за исключением дошкольных каникул: последней недели декабря и первой недели января.
Чтобы математические знания и умения были прочными, не ограничивайтесь только занятиями. Создавайте игровые математические ситуации в разных видах детской деятельности.
Если программная задача сложна для усвоения детьми, организуйте игру упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим самым вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.
Приведенные конспекты занятий не стоит строго копировать для работы с детьми. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение педагога к занятиям: варьирование игровых упражнений и заданий, повторение материала в том или ином виде, индивидуализация требований к детям.
Надеемся, что данные материалы помогут вам в работе с детьми по формированию у них математических способностей.
Свойства
Сформировать представления о:
Длине двух предметов: короткий, длинный;
Высоте двух предметов: высокий, низкий;
Размере двух предметов: большой, маленький;
Геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Дать представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разную форму, цвет, размер.
Отношения
1. Учить определять отношения предметов по:
Длине: длиннее — короче;
Высоте: выше - ниже;
Размеру: больше — меньше.
2. Учить определять отношения предметов по количеству, устанавливая равенство и неравенство предметов.
3. Дать представление о:
Пространственных отношениях: выше — ниже, вверху - внизу, впереди — сзади, справа — слева, рядом, в ряд, друг за другом;
Временных отношениях: сначала — потом, утро — вечер, день — ночь.
4. Дать первоначальное представление о временах года. Сохранение количества
Дать представление о том, что количество предметов (3) не изменяется от их иного расположения.
Речевые умения
Использовать в речи слова из специальной терминологии: «размер», «цвет», «форма» и др;
Употреблять словосочетания: «такой же», «не такой, как этот»;
Называть на основе сравнения, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах;
Понимать и использовать в речи слова — названия размера, формы;
Называть в речи слова, характеризующие количественные, пространственные, временные отношения;
Отвечать на вопросы, объясняя ход практического действия.
Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие в сказку»Тема: Путешествие в сказку. Цель: Создание условий для развития у детей элементарных математических представлений в процессе игровой и познавательной деятельности. Задачи: - Создать условия для формирования умения соотносить количество предметов с числом, различать геометрические фигуры. - Создать условия для развития мышления, внимания, памяти, фантазии. - Обеспечить условия в заинтересованности детей самостоятельным... |
Конспект организации НОД по ФЭМП во 2 младшей группе по теме «Карлсон в гостях у детей»Автор: Кузнецова Наталья Николаевна, воспитатель МДОУ Зебляковский детский сад общеразвивающего вида 2 категории Шарьинского района Костромской области Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических потребностей для детей 2 младшей группы (от 3 до 4 лет) по теме «Карлсон в гостях у детей». Данный материал будет полезен восп... |
Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе на тему: «Белочка в гостях у ребят»Предлагаю вашему вниманию конспект итогового занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Цель: - Закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составить картинку из этих фигур; закрепить умения устанавливать отношения между понятиями: «один», «много», «больше», «меньше». - Формировать умения различать части суток: утро, день, вечер, ночь. - Упражнять детей в сра... |
Геометрическая игра в детском саду для детей 3-5 летОписание:Данная игра поспособствует формированию и развитию элементарных математических представлений у детей 3- 5 лет. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, учителям- дефектологам. Задачи - развивать знания о геометрических фигурах - совершенствовать мелкую моторику - закреплять знания о названии цветов и форм - развивать зрительное восприятие -способствовать развитию мышления - формировать терпение, усидчивость, аккуратн... |
Конспект итогового открытого занятия по Формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Путешествие на паровозике»Цель: Совершенствовать умения сравнивать предметы. Задачи: Образовательные: - Упражнять детей в сравнении по ширине, по длине, по цвету предметов и обозначать результаты сравнения словами: широкий - узкий, длинный – коротки, одинаковые-разные; и обозначать результаты сравнения соответствующими словами; - называть основные цвета; - Закрепить... |
Конспект занятия по познавательному развитию. ФЭМП. Тема: «Шар и куб»К проекту во 2-ой младшей группе «Учимся различать цвета» Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородской области. Задачи: 1. Познакомить детей с геометрическими фигурами шаром и кубом. Учить находить предметы круглой и квадратной формы в специально созданной обстановке. 2. Совершенствовать умение различать красный, зеленый и желтый цвета. ... |
Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе на тему "К ёжику в гости" Автор: Левшина Юлия Сергеевна, воспитатель Цель: формировать у детей умение сравнивать предметы по длине и высоте. Задачи: 1. Совершенствовать умение сравнивать два предмета обозначать результаты сравнения словами «выше- ниже», «длинней- короче». 2. Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов. 3. Развивать внимание, ре... |
Конспект образовательной деятельности по формированию математических представлений «Как лесные звери к зиме готовились» для детей 2 младшей группы (3- 4 года).Цель: формирование математических представлений. Задачи: Способствовать развитию логического мышления, продолжаем знакомиться с временами года – зима; познакомить с особенностями подготовки к зимнему периоду лесных зверей; Уточнить характерные особенности времен года; дифференциация круга от шара; познакомить с отличительными чертами о... |
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему «Слева, справа, посередине»Цель: Развитие познавательных интересов детей; Задачи: Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: слева, справа, посередине. Уточнить понятия о признаках времен года (зима, холодно, снег, ветер, мороз и т. д.). Закрепить названия основных цветов (красный, черный, зеленый, синий, белый и др.). Познакомит... |
Конспект занятия по познавательному развитию. ФЭМП на тему «Шар и куб»К проекту во 2-ой младшей группе «Учимся различать цвета» Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородской области. Задачи: 1. Познакомить детей с геометрическими фигурами шаром и кубом. Учить находить предметы круглой и квадратной формы в специально созданной обстановке. 2. Совершенствовать умение различать красный, зеленый и желтый... |
Конспект НОД для детей 3-4 лет «Знакомство с квадратом Воскобовича В.В»Задачи: Познакомить с двухцветным квадратом Воскобовича В.В. Развивать сенсорные способности и элементарные математические представления. Формировать на уровне образа представления о геометрических фигурах (треугольник, квадрат). Активизировать речь детей, творческое мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Ход занятия: Дети становятся в круг. Игра малой подвижности «Собрались все дети в круг». Я - твой друг и... |
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) на тему «Сказка о треугольнике»(с использованием элементов технологии ТРИЗ). Вторая младшая группа ЦЕЛЬ: создать условия для формирования элементарных математических представлений. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепить знания о цвете, геометрической формы - треугольник, используя сочетания методов ТРИЗ и конструирования. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать пространственное мышление. Активизировать в речи... |
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Родились у нас котята…»Автор: воспитатель Кубасова Елена Николаевна Место работы: МАОУ «Прогимназия №81» г. Сыктывкара Форма совместной деятельности: интегрированная. Возрастная группа: 3-4 года (младший дошкольный возраст) Форма организации: групповая, подгрупповая. Предварительная работа с детьми: дидактические игры, направленные на развитие сенсорных представлений. Ди... |
Дидактическая игра «Наряди матрёшку" для детей младшего и среднего дошкольного возрастаЦель: закрепление знаний о геометрических фигурах. Задачи: обучать группировке предметов по цвету, соотношению предметов по форме методом наложения; развивать мелкую моторику рук; закрепить порядковый счет в пределах 4-ёх. Материал: Матрешки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические фигуры, «дорожки». Ход игры:Вариант 1 – Ребёнок методом наложения выкладывает геометрические... |
Конспект занятия по ФЭМП во 2-й младшей группе «Помоги зайчику» .
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько?"" словами один, много, ни одного. Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
Образовательные задачи:
Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,
Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
Развивающие задачи:
Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность
Расширять и активизировать словарь детей.
Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание трудиться;
Воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка.
Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.
Место проведения: групповая (на ковре и за столами)
Ход занятия
Введения сказочного героя Зайка-попрыгайка.
Ребята, к нам сегодня придёт гость,я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он? В норке живёт- морковку грызёт От лисы и от волка -убегает ловка (кто это) ответы детей (зайка) -Правильно это зайка.
Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)
Воспитатель: Ребята что то наш грустный. Зайчишка почему ты такой грустный?
Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: - Какие кубики по величине (больше и маленькие). Какого цвета кубики? Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)
Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький.
Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
Посмотрите это какая коробка? (большая)
А эта коробка, какая? (маленькая)
Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)
Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.
Физкультминутка:
Зайка Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз. (Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.
2. Игра задание «один и много» (за столами)
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)
Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки,что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много). А на тарелочки (ни одного.)
Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному). А сколько осталось в коробке (много).
Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.
Сколько в коробочке кружков? (ни одного) А у вас на тарелочке (много). Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.
Даша, сколько ты будешь класть кружков (один)
Вероника, а ты сколько? (один) Один, один, один, - посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много) Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику. "Спасибо дети!"" - говорит вам Степашка. Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки один, много, ни одного! Молодцы!
Дети 3-4 лет, в отличие воспитанников средней группы детского сада, пока не обучаются счету. Они познают другие, базовые категории математики – количество, размер, форму, а также учатся ориентироваться в пространстве и во времени. Для этого во 2 младшей группе проводятся занятия по ФЭМП (эта аббревиатура расшифровывается как «формирование элементарных математических представлений»). Такие уроки помогают каждому ребенку перейти на новую ступень развития, совершенствуя свое . Для работы по ФЭМП воспитатели обычно используют методы, перечисленные ниже.
Работа ведется в нескольких направлениях, и занятия по ориентированию чередуются с по классификации предметов. Все уроки проводятся только в игровой форме: нужно сделать так, чтобы детям было по-настоящему интересно заниматься, а для этого они должны воспринимать обучение, как веселую и увлекательную игру.
Как правило, качество работы воспитателя оценивается в конце года по полученным детьми знаниям и навыкам. В частности, к концу учебного года во второй младшей группе каждый ребенок обычно умеет:
Однако не стоит забывать, что каждый ребенок имеет собственные темпы развития, и иметь абсолютно все указанные выше навыки он не обязан. Кроме того, одни дети могут лишь понимать и показывать, например, разницу в форме предметов, а другие – озвучивать это, уверенно употребляя нужные слова.
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе в соответствии с ФГОС
Образовательная область "Познавательное развитие"
Цели :
Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько -сколько.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Задачи :
Систематизировать имеющиеся знания.
Развивать : память, воображение, внимание, связную речь, любознательность.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами.
Раздаточный материал. Однополосные карточки, блюдца и оладушки, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка, цветы с круглой и квадратной сердцевинами меньшей величины, у воспитателя (по одному цветочку для каждого ребенка) .
Методические указания
I часть. Воспитатель читает потешку, а дети в такт стихотворению хлопают в ладоши.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше -один,
Паше -один,
Ване -один,
Тане -один,
Саше-один,
Маше-один.
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
Воспитатель раздает детям карточки и предлагает расставить на них блюдца (предварительно напоминает правила раскладывания предметов) : «Сколько блюдечек вы поставили? На каждое блюдечко положите по одному оладушку. Сколько оладушек вы положили? На каждом блюдечке лежит один оладушек? Что можно сказать о количестве блюдечек и оладушек? По сколько их?» (Поровну) .
Физкультминутка «Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,
Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки) .
В Таню кинули снежком (произвольные движения,
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
Побежим скорей домой (возвращаемся на места!
II часть. На полу-два ручейка (картонные полоски) .
Воспитатель. Ребята, давайте соберем для бабушки цветочки.
Но чтобы это сделать, мы должны перейти через ручейки. Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеек. А теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек.
Дети делают большой шаг.
Воспитатель. А теперь перейдем через узкий ручеек.
Дети делают маленький шаг.
Воспитатель. Почему мы сначала сделали большой шаг, а том маленький?
(Воспитатель побуждает детей использовать слова шире, уже.)
III часть. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Найди свой цветочек»
.
На полу разложены цветы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка, выбрать по одному маленькому цветочку и образовать «букеты» : встать рядом с большими цветами с соответствующими сердцевинами .
Рефлексия. Спросить у детей, что они запомнили, что больше всего понравилось. Уточнить время года. Отметить самых активных детей.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам