Хотя человек и знал о существовании. Ученые выяснили, что чувствуют умершие: они все осознают и понимают, что их "не стало". Отрицательные замечания некоторых людей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) _____ люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (З)Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

2 слайд

Описание слайда:

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1. Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие. 2. Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности. 3. В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. 4. Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу. 5. Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

3 слайд

Описание слайда:

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 1. Следовательно 2. Даже 3. Наоборот 4. В конце концов 5. Потому что

4 слайд

Описание слайда:

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРИРОДА, -ы, ж. 1. Места вне городов, загородные местности (поля, леса, горы). Любоваться природой. 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Изучать природу. 4. Перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений.

5 слайд

Описание слайда:

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. воспринЯть бАнты звОнит обогналА чЕлюстей

6 слайд

Описание слайда:

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. ЖИВИТЕЛЬНОЙ влагой напоил прохладный летний дождь цветы и листву утомлённых зноем деревьев. 2. Победитель олимпиады по иностранному языку был награждён путёвкой в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь. 3. В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом СТАРИННОМУ роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома. 4. Каждому человеку необходимо своевременно ПОПОЛНЯТЬ недостаток витаминов в своём организме. 5. Когда посетители музея оказываются перед картиной, на которой художник изобразил улицы их родного города, их неизменно ОХВАТЫВАЕТ сильное чувство.

7 слайд

Описание слайда:

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. с ЧЕТЫРЬМЯСТА школьниками талантливые РЕЖИССЁРЫ по ИХ просьбе Поезжай осторожно РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

8 слайд

Описание слайда:

7 А) Сразу по приезду в село Константиново - на родину поэта - школьники отправились в музей. Б) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров. В) Обыкновенно, создавая своё произведение, в нём выражается авторское отношение к жизни и людям. Г) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность». Д) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью

9 слайд

Описание слайда:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву М..ндариновый зар..сли усм..рить предпол.. жение инт..ллектуальный

10 слайд

Описание слайда:

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр..градить, пр..лив от..рвать, н..дписать и..гибать, ра..жечь по..строить, о..бить пр..жать, пр..подать

11 слайд

Описание слайда:

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. засушл..вый. дотраг..ваться. усидч..вый. ноч..вать. пристёг..вать.

12 слайд

Описание слайда:

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. задремл..шь сморщ..нный пошепч..мся колебл..мый заброс..вший

13 слайд

Описание слайда:

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1. В сочной зелени кустарника ярко розовел ещё (не)полностью распустившийся бутон. 2. Музыкант (не)раздумывая дал согласие на участие в конкурсе молодых исполнителей. 3. Алексей внезапно почувствовал, что ему (не)хочется делиться новыми для себя переживаниями даже с самыми близкими друзьями. 4. (Не)бойся врага умного, а бойся друга глупого. 5. Нужно дорожить (не)забываемыми мгновениями общения с прекрасным.

14 слайд

Описание слайда:

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занимались спортом, (ПО)ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду. (С)ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ(ЖЕ) толпятся и ребятишки. (НЕ)СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети всё ТАК(ЖЕ) самозабвенно продолжали играть в догонялки. ЧТО(БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо организованным человеком и, (В)МЕСТО бесплодных наблюдений за деятельностью других людей, активно действовать самому. (В)ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО)ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.

15 слайд

Описание слайда:

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Персонаж картины, созда(1)ой художником на основе известного сказочного сюжета, одет в парчовый кафтан и красную шапку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2)ые драгоценными камнями золочё(3)ые ножны с волшебным мечом.

16 слайд

Описание слайда:

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Каждая травинка и листочек блестели и улыбались капельными глазками. 2) Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок. 3) Язык - это путь цивилизации и культуры. 4) Всем интересна эта весёлая и живая интересная и увлекательная игра! 5) В суровые годы Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Исаковского помогали бороться с врагом и укрепляли веру в победу.

17 слайд

Описание слайда:

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Как разные улицы (1) переходя одна в другую (2) образуют целый город, так ряд предложений (3) связанных по смыслу и грамматически (4) представляет собой текст.

18 слайд

Описание слайда:

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Берёзки и осины (1) как будто (2) сбегают по пологому берегу к уносящей свои воды вдаль реке. Этот (3) казалось бы (4) ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.

19 слайд

Описание слайда:

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По тенистой аллее (1) в глубине (2) которой (3) темнела маленькая беседка (4) по вечерам прогуливались влюблённые пары.

20 слайд

Описание слайда:

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги её замедлились и стали крадущимися.

21 слайд

Описание слайда:

(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это - дело наживное. (З)Зато в детстве были отец и мать. (4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (6)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств: - Я тебя люблю... (9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил - и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим. (12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване - за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского.

22 слайд

Описание слайда:

(15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16)Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно - хватит!» (18)Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом. (19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех. (20) И напрасно, потому что главное для автора проекта - уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний. (21)И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям. (25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников».

23 слайд

Описание слайда:

(27)Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29)3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка - шар на ниточке. (З0)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома. (32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (ЗЗ)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую...

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1) (2) < ... > (З)

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1) Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) < ... > люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (З) Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ПРИРОДА . Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА , -ы, ж.

Текст:

Показать текст

(1) Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) < ... > люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (З) Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Успешные предприниматели всегда дорожили репутацией своей фирмы и стремились соблюдать ЭТИЧЕСКИЕ нормы, демонстрируя готовность пожертвовать краткосрочной прибылью, чтобы не переступать допустимых границ поведения.

Во второй половине XX столетия были апробированы различные варианты ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ преобразований, которые отличались по своим целевым установкам, продолжительности и результатам.

При ОТДАЧЕ водительского удостоверения на право управления транспортными средствами другой категории ранее выданное удостоверение изымается, а разрешающие отметки и записи из него переносятся в новое.

Территорию вокруг офисного здания с парковкой для сотрудников полностью ОГОРОДИЛИ, а парковочные места для посетителей оборудовали за ограждением.

Когда посетители музея оказываются перед картиной, на которой художник изобразил улицы их родного города, их неизменно ОХВАТЫВАЕТ сильное чувство.

Задание 6

Тип задания: 7
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ школьниками

талантливые РЕЖИССЁРЫ

ЖЁСТЧЕ резины

ЕХАЙ осторожно

РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

Задание 7

Тип задания: 8
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

Предложение:

1) Сразу по приезду в село Константиново — на родину поэта — школьники отправились в музей.

2) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

3) Обыкновенно, создавая своё произведение, в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.

4) Долина гейзеров — вулканический каньон шириной около двух километров и длиной чуть более четырёх.

5) Правительство Москвы утвердило программу развития музея-заповедника «Коломенское», в соответствии с которой на территории Коломенского создаётся этнографический комплекс.

6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно ценой воспитали в ребёнке человечность».

7) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

8) По окончании торжественной части гостей форума пригласили на просмотр документального фильма, широко освещающего тему предстоящих дискуссий.

9) А.Н. Толстой писал, что человек может передать словами «не только идеи, понятия, но и картины самые сложные».

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 9
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м..ндариновый

зап..рать

усм..рить

инт..ллектуальный

д..ректор

Задание 9

Тип задания: 10
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

пр..градить, пр..лив

по..строить, о..бить

от..рвать, н..дписать

под..езжать, в..ётся

и..гибать, ра..жечь

Задание 10

Тип задания: 11
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

Е .

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 12
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 13
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

В сочной зелени кустарника ярко розовел ещё (НЕ)ПОЛНОСТЬЮ распустившийся бутон. Музыкант (НЕ)РАЗДУМЫВАЯ дал согласие на участие в конкурсе молодых исполнителей. Алексей внезапно почувствовал, что ему (НЕ)ХОЧЕТСЯ делиться новыми для себя переживаниями даже с самыми близкими друзьями.

(НЕ)БОЙСЯ врага умного, а бойся друга глупого.

Нужно дорожить (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫМИ мгновениями общения с прекрасным.

Задание 13

Тип задания: 14
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занимались спортом, (ПО)ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду.

(С)ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ(ЖЕ) толпятся и ребятишки.

(НЕ)СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети всё ТАК(ЖЕ) самозабвенно продолжали играть в догонялки.

ЧТО(БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо организованным человеком и, (В)МЕСТО бесплодных наблюдений за деятельностью других людей, активно действовать самому.

(В)ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО)ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.

Задание 14

Тип задания: 15
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Персонаж картины, созда(1) ой художником на основе известного сказочного сюжета, одет в парчовый кафтан и красную шапку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2) ые драгоце(3) ыми камнями золочё(4) ые ножны с волшебным мечом.

Задание 15

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

Как разные улицы (1) переходя одна в другую (2) образуют целый город, так ряд предложений (3) связанных по смыслу и грамматически (4) представляет собой текст.

Задание 17

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Берёзки и осины (1) как будто (2) сбегают по пологому берегу к уносящей свои воды вдаль реке. Этот (3) казалось бы (4) ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.

Задание 18

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

По тенистой аллее (1) в глубине (2) которой (3) темнела маленькая беседка (4) по вечерам прогуливались влюблённые пары.

Задание 19

Тип задания: 20
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги её замедлились и стали крадущимися.

Задание 20

Тип задания: 22
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к ней.

2) В характере рассказчика отразился характер его мамы.

3) Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность.

4) Самолёт, который назван в тексте «кукурузником», имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве.

5) Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше понять её.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3)

(4) (5) (6) (7) (8)

— Я тебя люблю...

(9) (10) (11)

(12) (13)

(14) (15) (16) (17) (18) (19) (20)

(21) (22) (23) (24)

(25) (26) (27) (28) (29) (30) (31)

(32) (33) (34) (35) Разве что вишней не торгую...

(36) (37)

(38) (39) (40) (41)

(По Ю. Нечипоренко)

Юрий Дмитриевич Нечипоренко

Задание 21

Тип задания: 23
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) В предложениях 4-6 содержится описание.

3) Предложение 15 объясняет предложение 14.

4) Предложения 25-27 содержат повествование.

5) В предложениях 29-30 содержится описание.

Текст:

Показать текст

(1) Детство у меня было замечательным. (2) В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (3) Зато в детстве были отец и мать.

(4) В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5) В мальчишеских играх не было места матери. (6) Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7) Нежности не были приняты в нашей семье. (8) Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

— Я тебя люблю...

(9) Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10) Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11) На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12) Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13) Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

(14) Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване — за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15) Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16) Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17) Она любила приговаривать: «Жили бедно — хватит!» (18) Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом. (19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех. (20) И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

(21) И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22) Речь шла о полёте на самолёте! (23) Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24) Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(25) В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26) На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27) Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28) Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29) 3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (30) Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31) Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.

(32) Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33) Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34) Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35) Разве что вишней не торгую...

(36) Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37) Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:

— Спасибо, мама, я тебя люблю.

(38) Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39) Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40) Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41) На двоих у нас три ведра небесных вишен.

(По Ю. Нечипоренко)

Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

Задание 22

Тип задания: 24
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложения 30 выпишите слово в переносном значении.

Текст:

Показать текст

(1) Детство у меня было замечательным. (2) В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (3) Зато в детстве были отец и мать.

(4) В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5) В мальчишеских играх не было места матери. (6) Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7) Нежности не были приняты в нашей семье. (8) Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

— Я тебя люблю...

(9) Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10) Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11) На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12) Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13) Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

(14) Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване — за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15) Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16) Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17) Она любила приговаривать: «Жили бедно — хватит!» (18) Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом. (19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех. (20) И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

(21) И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22) Речь шла о полёте на самолёте! (23) Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24) Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(25) В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26) На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27) Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28) Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29) 3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (30) Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31) Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.

(32) Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33) Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34) Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35) Разве что вишней не торгую...

(36) Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37) Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:

— Спасибо, мама, я тебя люблю.

(38) Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39) Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40) Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41) На двоих у нас три ведра небесных вишен.

(По Ю. Нечипоренко)

Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

Задание 23

Тип задания: 25
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1) Детство у меня было замечательным. (2) В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (3) Зато в детстве были отец и мать.

(4) В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5) В мальчишеских играх не было места матери. (6) Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7) Нежности не были приняты в нашей семье. (8) Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

— Я тебя люблю...

(9) Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10) Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11) На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12) Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13) Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

(14) Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване — за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15) Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16) Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17) Она любила приговаривать: «Жили бедно — хватит!» (18) Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом. (19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех. (20) И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

(21) И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22) Речь шла о полёте на самолёте! (23) Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24) Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(25) В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26) На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27) Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28) Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29) 3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (30) Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31) Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.

(32) Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33) Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34) Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35) Разве что вишней не торгую...

(36) Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37) Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:

— Спасибо, мама, я тебя люблю.

(38) Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39) Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40) Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41) На двоих у нас три ведра небесных вишен.

(По Ю. Нечипоренко)

Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

Задание 24

Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Детские воспоминания спустя много лет живы в душе автора. Яркость детских впечатлений отражают использованные в тексте изобразительно-выразительные средства: лексическое — (А) __________ („дух захватило“ в предложении 28) и синтаксическое — (Б) __________ („как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке“ в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В) __________ (в предложениях 11, 20, 34), и приём — (Г) __________ („самое удачное“ в предложении 33)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) метафора

3) фразеологизм

4) вводные слова

5) лексический повтор

6) диалог

7) восклицательные предложения

8) ряды однородных членов

9) сравнительный оборот

Текст:

Показать текст

(1) Детство у меня было замечательным. (2) В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (3) Зато в детстве были отец и мать.

(4) В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5) В мальчишеских играх не было места матери. (6) Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7) Нежности не были приняты в нашей семье. (8) Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

— Я тебя люблю...

(9) Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10) Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11) На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12) Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13) Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

(14) Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване — за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15) Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16) Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17) Она любила приговаривать: «Жили бедно — хватит!» (18) Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом. (19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех. (20) И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

(21) И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22) Речь шла о полёте на самолёте! (23) Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24) Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(25) В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26) На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27) Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28) Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29) 3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (30) Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31) Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.

(32) Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33) Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34) Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35) Разве что вишней не торгую...

(36) Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37) Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:

— Спасибо, мама, я тебя люблю.

(38) Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39) Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40) Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41)

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1) Детство у меня было замечательным. (2) В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (3) Зато в детстве были отец и мать.

(4) В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5) В мальчишеских играх не было места матери. (6) Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7) Нежности не были приняты в нашей семье. (8) Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

— Я тебя люблю...

(9) Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10) Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11) На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12) Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13) Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

(14) Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване — за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15) Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16) Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17) Она любила приговаривать: «Жили бедно — хватит!» (18) Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом. (19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех. (20) И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

(21) И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22) Речь шла о полёте на самолёте! (23) Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24) Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(25) В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26) На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27) Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28) Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29) 3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (30) Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31) Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.

(32) Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33) Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34) Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35) Разве что вишней не торгую...

(36) Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37) Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:

— Спасибо, мама, я тебя люблю.

(38) Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39) Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40) Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41) На двоих у нас три ведра небесных вишен.

(По Ю. Нечипоренко)

Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

До недавнего времени я никак не мог понять, почему значительное число людей разделяет совершенно дикие, по моему мнению, взгляды на политику, экономику и историю, - пишет в своем блоге аналитик Вадим Жартун .

Как, например, люди могут с пеной у рта утверждать, что СССР был чуть ли не землёй обетованной с вкуснейшим пломбиром и бесплатными квартирами, полностью игнорируя другие его «прелести»: тотальный дефицит, убожество товаров, на 90% плохо скопированных с устаревших западных образцов , откровенную нищету населения, удушение элементарных свобод и ложь буквально во всём?

Почему Сталин для них - «эффективный менеджер», сначала чуть ли не в одиночку провернувший индустриализацию , и затем спасший страну от ужасов фашизма, а не палач, уничтоживший миллионы невинных людей и развязавший Вторую Мировую рука об руку с Гитлером (пакт Молотова-Риббентропа)?

Сколько ещё коммунисты будут носиться с давно протухшими идеями Маркса, если любому первокурснику современного экономического вуза очевидно, что сформулированное им кредо коммунизма («Каждый по способностям, каждому - по потребностям») противоречит здравому смыслу и человеческой природе (потребности безграничны)?

Ну да чёрт с ней, с историей, есть вещи более актуальные. Как можно возмущаться чиновниками, разворовывающими страну и добивающими её экономику дичайшими нормативными актами, но при этом считать, что Путин (непосредственно назначивший их на посты) совершенно ни при чём и вообще «красавчик»?

Каким образом в головах людей могут сосуществовать мысли о том, что «санкции ерунда и нам только на пользу» с недовольством заполонившими полки суррогатными продуктами по заоблачным ценам?

Как сочетается статус мировой сверхдержавы, обладающей не имеющими аналогов в мире ракетами «с ядерным двигателем, неограниченной дальностью и непредсказуемой траекторией » с 27,8% россиян, вынужденных в XXI веке морозить задницы в сортире-скворечнике рядом с домом?..

Этот список можно продолжать и продолжать, но суть вы поняли: есть масса статистических данных, горы публикаций и огромное количество абсолютно очевидных фактов, но люди ухитряются всё это успешно игнорировать, не просто оставаясь в плену своих заблуждений, а яростно их защищая!

Я искренне недоумевал, как такое вообще возможно, пока не столкнулся с «плоскоземельцами». Это такие ребята, которые абсолютно серьёзно считают, что:

  • земля это плоский диск 40 000 километров в диаметре, с центром в районе Северного полюса;
  • солнце и Луна вращаются над поверхностью Земли. То же самое происходит со звёздами;
  • гравитации нет, а ускорение свободного падения возникает ввиду того, что Земля движется вверх с ускорением 9,8 м/с²;
  • южного полюса не существует, а Антарктика - это ледяная стена, опоясывающая мир;
  • все фотографии Земли из космоса - подделки, а все несогласные с их точкой зрения участвуют в заговоре с целью скрыть от людей правду.

У них даже есть своя организация - Flat Earth Society (Общество плоской Земли), их никто не отлавливает, чтобы поместить в дурдом, им не колют в голову нейролептики и не читают принудительно учебник физики для седьмого класса средней школы.

«Плоскоземельцы» - всего лишь один (хотя и очень яркий) пример довольно широко распространённого явления - дениализма . Суть дениализма очень проста: сталкиваясь с каким-либо фактом, противоречащим их убеждениям, адекватные люди корректируют свои убеждения, а дениалисты - отвергают не вписывающийся в их убеждения факт.

Внезапно оказалось, что людей, отрицающих факты, по которым в обществе давным-давно сложился консенсус, очень много. Возможно, вы - один из них. Посмотрите на эти утверждения:

  • есть генно-модифицированные организмы опасно;
  • вируса иммунодефицита человека не существует;
  • глобального потепления не существует;
  • американцы не высаживались на Луну;
  • детям не нужно делать прививки;
  • эволюция - это только теория;
  • вред курения не доказан.

Если вы согласны хотя бы с одним из них, вы - дениалист, поздравляю. Не спешите пугаться, расстраиваться или пытаться доказывать свою правоту - в той или иной степени дениализм свойственен каждому из нас вне зависимости от пола, возраста и даже образования.

Политический дениализм легко спутать с нормальной политической позицией, но между ними есть существенна разница - дениализм иррационален. «Мы против повышения налогов, потому что это затормозит рост экономики» - это нормально. «Мы против повышения налогов, которые навязывают нашей стране заокеанские кураторы из ФРС, чтобы поработить нас и захватить страну» - типичный дениализм.

Не нужно путать дениализм с ложью. Лжец обманывает других, дениалист - себя самого. Депутат, рассказывающий избирателям об ужасах гейропы, в которой у него куплен дом и живёт жена с дочками - лжец. Рабочий Уралвагонзавода, разбивающий свой купленный в кредит iPhone, чтобы отомстить США за санкции - дениалист. Идиот и дениалист - эти два качества связаны друг с другом.

Причины возникновения политического дениализма банальны.

Страх

Кого-то мутит от одной мысли о том, что он стоит, прилепившись ногами к крохотному вращающемуся шарику, летящему в бездне без всякой опоры, кому-то страшно вводить своему ребёнку с вакциной пусть и деактивированный, но вирус, а кто-то просто боится признаться себе в том, что всю свою жизнь был идиотом, которого потчевали красивыми байками про патриотизм, чтобы выжать досуха.

Что убогое существование он влачил не ради великой идеи, а чтобы какая-то жирная морда смогла купить своим детям виллу в Италии. Что жизнь прожита бездарно и напрасно, а его собственные дети получат в наследство лишь драные портки, однушку в Зажопинске и разграбленную до основания страну. И что виной этому не происки мировой закулисы, а его собственная глупость.

Осознавать такое очень больно, и сложно винить тех, кто пытается сбежать от этой боли в спасительные иллюзии.

Лень

Пересмотр своих представлений о мире и обществе - занятие не из лёгких: многое нужно обдумать, переосмыслить, сделать выводы. Работа головного мозга требует огромного количества энергии: у взрослого человека доля мозгового метаболизма от общих энергетических потребностей организма составляет 9% во время сна, 20-25% во время бодрствования и до 30-40% во время пиковых интеллектуальных нагрузок, сопряжённых со стрессом.

Разумеется, отмудоханному тяжёлой работой и неустроенным бытом человеку не просто выделить такие ресурсы, чтобы что-то изучить, сопоставить, сравнить и осмыслить.

Обман

Табачные компании спонсируют исследования, обосновывающие безвредность курения; нефтедобытчики всеми силами пытаются дискредитировать влияние антропогенного фактора на глобальное потепление; отдельные проходимцы зарабатывают на книжках и лекциях о том, что СПИД - это заговор врачей, или что человек произошёл от пришельцев; производители «эко» продуктов гнобят ГМО и удобрения - так стоит ли удивляться тому, что политики, получившие полный контроль над СМИ, используют их в своих интересах ?

Так что когда мы слышим о 86% поддержки Путина, о пользе повышения пенсионного возраста, о взлетевшем до небес престиже России на мировой арене или о росте экономики, но при этом видим своими глазами, что никто из друзей не голосовал за Путина, что из всех знакомых мужчин до пенсионного возраста дожили единицы, что во всех соседних странах уровень жизни в разы выше нашего, и что растут у нас лишь цены, не стоит удивляться.

Ради сохранения возможности безнаказанно присваивать миллиарды долларов враньё в телевизоре - это ещё наименьшее из зол.

Тупость

Дениалисты не просто отвергают факты. Чтобы как-то примирить свои представления с реальностью (земля плоская, но GPS как-то работает, Путин - великий государственный деятель, но не выполняет обещаний и живём мы всё хуже и хуже), они выстраивают теории, устраняющие эти противоречия.

Построить такие теории можно либо опираясь на логическую ошибку, либо ссылаясь на чей-то заговор, либо делая и то, и другое одновременно.

Поэтому «плоскоземельцы» должны быть достаточно тупыми, чтобы не понимать очевидный каждому школьнику факт, что при движении с непрерывным ускорением в 1g Земля всего за 347 суток достигла бы скорости света (что, в свою очередь потребовало бы пересмотра вообще всей известной физики) и верить, что все снимки из космоса и вообще вся космическая программа - это часть заговора с целью их одурачить.

Точно так же социально-политические дениалисты чаще всего не знают историю и экономику, а все очевидные проблемы объясняют вредительством со стороны США, МВФ, «мирового правительства», «пятой колонны», «либерального блока в правительстве » и прочих внешних и внутренних врагов.

Стадность

Вспышки дениализма часто образуют локальные очаги. Например, в США очень распространена тема с похищениями людей пришельцами, а у нас этот бред популярностью не пользуется. Или наоборот, американцы не верят, что от холодной воды можно заболеть (болеют же от инфекции) а у нас чуть что - «простудился», даже если на улице +30.

Это происходит из-за того, что заблуждения передаются как вирус, при контакте, особенно эмоционально-насыщенном. Когда подруга с искренним ужасом рассказывает историю как ребёнку сделали прививку и он стал инвалидом, а потом ты читаешь почти то же самое в дорогом глянцевом журнале, это производит впечатление на тех, кто не интересовался реальной статистикой осложнений после вакцинации.

Когда тебе день за днём из телевизора с пеной у рта десятки разных людей (ведущих, «экспертов», чиновников, «обывателей-очевидцев») вещают про русский мир, враждебную заграницу, распятых мальчиков и вставание с колен, когда общаешься на работе с такими же оболваненными, сложно не поддаться желанию не высовываться, не быть белой вороной, не идти против друзей и родственников.

Что делать?

Борьба с дениализмом - чрезвычайно сложное занятие, особенно если речь идёт о борьбе с политическими заблуждениями.

Простая смена пропаганды на «правильную» не уничтожает дениализм, а лишь меняет одни заблуждения на другие. Так, например, сейчас многие в Украине отрицают сходство генотипов украинцев и русских, утверждая, что русские даже не славяне, а то ли татары, то ли угро-финны.

Убеждать дениалистов поодиночке тоже бессмысленно. Например, «плоскоземельцы» говорят, что поверят в круглую Землю, если своими глазами увидят её из космоса. Но даже если запустить одного из них в космос, потратив на это порядка $20млн, это не помешает оставшимся сказать, что его подкупили и он теперь участвует в заговоре.

Точно так же к отказавшимся от своих заблуждений политическим дениалистам относятся как к предателям-перебежчикам, продавшимся госдепу за печеньки.

Укоренившийся в обществе дениализм нужно лечить, как системное хроническое заболевание: долго, нудно, кучей дорогих препаратов одновременно:

  • Снимать страх и отрицательные эмоции, предлагая людям привлекательный образ будущего. Да, не просто тыкать носом в ошибки, но и показывать путь в «прекрасную Россию будущего». Тут есть проблема: сложно придумать что-то более привлекательное, чем предвыборное враньё ЕР.
  • Разжёвывать факты, объяснять предельно простым языком, что из них следует и как конкретно это отражается на жизни людей.
  • Не оставлять обман без разоблачения. Тыкать в него носом раз за разом. Это, кстати, самое простое - разрушить обман чаще всего гораздо легче, чем его создать.
  • Заниматься образованием людей. Вот это - очень сложно и дорого. В первую очередь потому, что заниматься этим нужно начиная со школьной скамьи, а не когда заблуждения уже плотно засели в голову.
  • «Касаться» идеями людей, изолированных в своём мирке «работа-дом-друзья-телевизор». Листовка в подъезде, пост в соцсети, ролик на youtube, разговор в курилке, пикет на улице - этого должно быть много, чтобы хоть как-то конкурировать по интенсивности воздействия с телевизором. Ну или придётся ждать, когда «холодильник победит телевизор», но это уже совсем край.

С учётом того, насколько упорно и долго политический дениализм разного толка насаждался в нашей стране и насколько сложно с ним бороться, можно точно сказать, что даже после полной смены политического строя его рецидивы ещё неоднократно заставят нормальных людей вздрогнуть.

Но самое главное - это научиться распознавать и предотвращать симптомы дениализма у себя самого. Тут, к счастью, всё просто, нужно лишь соблюдать простые правила:

  1. Раз и навсегда скажите себе, что ошибаться - не стыдно, стыдно упорствовать в своих ошибках. Разумеется, всегда найдутся чудаки, как с радостью тыкающие вам в нос вашими прошлыми ошибками, так и называющие «предателем» за то, что вы пытаетесь отказаться от заблуждений. Плюйте на них, насколько близки бы они вам ни были.
  2. Если вы встретили парадоксальное утверждение, которое переворачивает с ног на голову ваши представления о мире, не поленитесь выяснить, на чём оно основано и кто его разделяет.
  3. Если его выдвигает один человек (пусть даже с учёной степенью и Нобелевской премией) - не спешите верить, опирайтесь на мнение больших и авторитетных сообществ, лучше всего - научных и международных (выучите английский, наконец!).
  4. Если обоснование сводится к теории заговора - отбрасывайте идею сразу, в современном мире всё тайное слишком быстро становится явным.
  5. Если несмотря на все меры предосторожности вы всё равно ошиблись (рано или поздно это обязательно произойдёт), смотрите пункт 1.

Что еще почитать