Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?
Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.
Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.
Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата
Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.
Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.
Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.
Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям
Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:
Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.
Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы
Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.
Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание
Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.
Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.
Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения
Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.
Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.
Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.
Катание с горки . Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.
Ложечка . Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.
Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.
Как гордится каждая мама первым лепетом своего грудничка! Первыми членораздельными звуками! Первыми «ба-ба-ба» и «да-да-да»! Как вся семья ищет в них смысл и спорит до хрипоты, что это значит - баба, дядя или дай… Но вот проходит первый год жизни вашего чада, второй подходит к концу. А словарный запас ребенка не меняется. Вместо понятных слов - новые вариации звуков и слогов. Мы бежим к педиатру, неврологу, психологу и еще бог знает к кому. Одни выписывают лекарства, стимулирующие развитие мозга, другие советуют оберегать от стрессов, третьи машут руками и снисходительно говорят, что вы, мол, хотите, вот подождите до трех лет. Но чутье вам подсказывает - надо действовать.
Начнем с того, что действовать нужно было с самого начала. Развитие речи у детей - это процесс комплексный. Артикуляция сама по себе не имеет отдельного значения для того, чтобы ребенок научился говорить. Есть, конечно, исключения - короткая уздечка, неправильный прикус и, соответственно, шепелявость, но ими занимаются уже профессиональные логопеды или даже стоматологи.
Не ленитесь разговаривать с 2-х месячным ребенком, это благоприятно сказывается и на последующем умении воспринимать общение, и на способности делиться своими эмоциями.
А в полгода уже начинается накопление пассивного словаря. Ведь «птичий» язык двухлетнего ребенка - это не что иное, как неумение подобрать нужные слова для выражения своих мыслей. И не думайте, что если через неделю ваш годовалый карапуз не научился показывать глазки у медвежонка и зайчика, то он не усвоил, где они находятся. Дети усваивают намного больше, чем мы это замечаем, просто дело в том, что еще не сформирована связь между координацией движений и речью. Вот попал в поле зрения ребенка мяч, ребенок тут же хватает его руками. А если мы просим взять мяч, лежащий среди других игрушек, то большая вероятность того, что ваша просьба будет проигнорирована. Это происходит из-за неумения сосредоточиться и сфокусировать внимание по просьбе родителя. А мы начинаем переживать - мой ребенок никак не выучит, что такое мяч! И опускаем руки, мол, не дорос еще до разговоров с ним, поговорим попозже, через месяц-другой. И в этом главная начальная ошибка. Нет стимуляции к общению - нет общения. Повторяйте каждое свое действие. Даже если вы умываете дитя 10 раз в день, то ровно столько же раз сообщайте ему - мы умываемся: щечки, носик, глазки, ротик. Не нужно добавлять, что все действия сопровождаются спокойным голосом, веселыми стишками и неторопливостью.
И тогда ваши труды не пропадут даром. Не успеете оглянуться, как рядом с вами окажется интересный и забавный собеседник!
Как же стимулировать развитие речи? Есть несколько нехитрых способов.
Попробуйте пользоваться этими нехитрыми приемами, и тогда вы будете сами раздавать направо и налево советы, как научить ребенка говорить!
Многие родители никак не дождутся, пока их ребенок 2-3 лет научится говорить. В этом вопросе не стоит сравнивать малыша с другими детьми: у всех данный процесс протекает по-разному. Но любой маме, даже самой неопытной, по силам ускорить развитие речи и научить говорить ребенка без помощи специалистов.
i.ytimg.com
Прежде всего, нужно обратить внимание на особенности развития речи у малышей в соответствии с возрастом ребенка.
Если ребенок начинает «гулить» при появлении взрослого, значит, речевой процесс из стадии рефлексов перешел в стадию коммуникации!
Со временем он повторяет их многократно и сочетает друг с другом. Так образуются первые слова ребенка.
Например, «папа бу», «дай ням» и пр.
Кроха уже знает 150-300 слов, строит более сложные предложения, задает вопросы.
Чтобы научить ребенка разговаривать, не стоит ждать 2-3 лет, нужно говорить с малышом с самого рождения, даже если он еще не начал «гулить».
mamuli.club
Недостаточно четкая речь в 2-3 года еще не считается патологией. Главное, чтобы ребенок все понимал и пробовал говорить. Для того, чтобы ребенок 2-3 года научился разговаривать, следуйте следующим рекомендациям:
Если ребенок 2-3 лет продолжает молчать или говорит непонятно, есть несколько полезных методик, которые помогут вам научить разговаривать ребенка:
Посадите ребенка перед зеркалом, а сами сядьте так, чтобы малыш мог вас видеть. Произносите слова, активно артикулируя. Просите ребенка повторять все слова и движения перед зеркалом. Желательно заниматься ежедневно, но не более 10-15 минут.
Добиться четкого произношения проще, если учить малыша выговаривать отдельные звуки. Обучение в игре проходит веселее и эффективнее. Научите ребенка рычать, как тигр — отличная подготовка для правильного произношения звука «р». Как шипит змея – подготовка к произношению шипящих.
Первоначальная задача говорить четко, а потом уже четко и быстро. Благодаря перестановкам звуков в скороговорках малыш сможет натренироваться произносить сложные звуки.
Научить ребенка разговаривать по силам каждой маме, главное не пускать этот вопрос на самотек, но и не заставлять заниматься насильно. Придет время, и ваш малыш обязательно научиться говорить.
Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы учили ребенка говорить в 2-3 года, поделитесь советами и эффективными методиками.
В вашей семье появился малыш. Он каждый день радует вас своими маленькими успехами, делает неуверенные шаги и уже не за горами его первый серьёзный праздник. Время идёт и в жизни каждого родителя наступает момент, когда он задумывается: как научить годовалого ребёнка разговаривать? Может быть лучше набраться терпения и просто подождать, пока малыш заговорит сам, или приложить некоторые усилия и помочь ребёнку произнести его первые слова?
Речь - это средство общения людей друг с другом, поэтому правильная речь - это необходимое условие для гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка. Одной из предпосылок для формирования речи является эмоциональное общение между взрослым и малышом. На этом этапе важная роль отводится слуху и зрению.
Вопрос: как научить ребенка разговаривать, больше всех должен волновать заботливых родителей. Сначала младенец учится слушать голоса и окружающие его звуки. Чуть позже 2 месячный кроха начинает узнавать звук голоса своих родителей. В этом возрасте ребёнок общается с окружающим миром по средствам крика. Это его первая голосовая реакция. Поэтому каждая внимательная мама может понять, что именно беспокоит её малыша, лишь только услышав его крик. В это же время активно развивается и зрение младенца. Он начинает поворачивать головку на звук голоса и, концентрируя своё внимание, прислушивается к словам, которые произносят его родители.
В возрасте трёх-четырёх месяцев ребёнок начинает произносить гласные звуки, а это означает, что он вступил в стадию гуления. Он может долго нараспев или наоборот кратко произносить гласные. Но делает это малыш пока неосознанно, он как бы «тестирует» свой голосовой аппарат, подготавливая его к новым, более сложным звукам.
Ближе к шести месяцам ребенок начинает лепетать, добавляя к гласным новые согласные звуки, повторяя, получившиеся слоги, по несколько раз подряд.
К возрасту 9 месяцев малыш способен произносить некоторые простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов (папа, мама, баба), только ребёнок всё ещё не осознаёт их значения. Это период когда можно начинать учить малыша разговаривать новым простым звукосочетаниям.
К году в словарном запасе ребёнка примерно 10 — 12 слов, которые он произносит осознанно. В этот период его словарь увеличивается с огромной скоростью. Ребёнок пытается называть окружающие его предметы, но выходит это у него по-своему, потому что его артикуляционный аппарат ещё не готов к сложным звукосочетаниям.
Именно теперь и наступает время, когда нужно начинать активно учить ребенка говорить – произносить новые звуки, слова и словосочетания.
С 1,5 до 3 лет количество усвоенных слов серьёзно увеличивается. В активном словаре у разных детей их может быть от 20 до 100, а в общем словарном запасе уже около 200 слов.
Существует несколько простых способов, чтобы помочь маленькому человеку в процессе обучения речи, а использование этих методов в совокупности, ускорит процесс появления первых слов малыша.
Как же учить малыша говорить в годик? Начинать разговаривать с ребенком можно и нужно ещё до его появления на свет. Можно рассказать ему о том, что происходит вокруг вас, спеть ему колыбельную или прочитать сказку. Ведь давным-давно доказано, что уже во втором триместре беременности малыш реагирует на звук и свет, поступающие из внешнего мира.
После рождения ребёнка не стоит забывать об этой хорошей привычке. Продолжайте рассказывать ему обо всём, что видите сами, когда дома делаете повседневные дела (дай ручку, это ложка, садись на стул, будем кушать), гуляете на улице (это цветок, машина поехала, кошка идёт, солнышко светит), рассматриваете картинки в книжках или купаетесь в ванной.
Совет! Если карапуз, молча тянется за каким-то предметом, то попросите его произнести слово «Дай». Когда он протягивает вам свою игрушку, напомните ему, что надо сказать слово «На». Важно научить ребенка не только разговаривать «Мама» или «Папа», но также здороваться, прощаться, особенно когда к Вам придут гости.
Не забывайте, что приучать кроху надо постепенно, начиная с самого простого. Итак, рассмотрим с каких слов начинать учить ребенка говорить:
Любое стихотворение имеет свой ритмический рисунок, а ребёнок в этом возрасте, прежде всего, реагирует на ритм, а не на интонацию. Ритм стихотворения поможет в правильном усвоении слоговой структуры слова.
Кроме того, с помощью книг можно легко и просто научить ребёнка разговаривать чему-нибудь новому, например, называть части тела, животных, предметы, а чуть позже различать цвета и формы.
В нашем мозге центр речи и двигательный центр, отвечающий за движение пальцев рук, расположены близко друг от друга. Поэтому, выполняя задания по развитию мелкой моторики, вы влияете и на развитие разговорной речи.
Таких занятий можно придумать множество - это завязывание и развязывание шнурков, застёгивание пуговиц, игры с разнофактурными игрушками, собирание пазлов и мозаик, лепка пластилином и рисование пальчиковыми красками. Эти занятия будут не только полезны, но и интересны ребёнку, который стремится научиться разговаривать.
Постоянное использование пустышек может быть причиной формирования неправильного прикуса и, как следствие, появлением проблем с артикуляцией и неправильным произношением звуков. Поэтому постарайтесь, чтобы годовалый ребёнок сосал пустышку, как можно меньше времени.
Но может быть и такое, что все приложенные вами усилия не увенчались успехом и малыш продолжаем упорно молчать, не реагируя на все ваши старания. Он так и не заговорил к двухлетнему возрасту, а в три года общается с ровесниками, используя простые и короткие фразы.
Смотреть видео по теме публикации
Очень важно не упустить этот этап развития годовалого малыша, вовремя заметить возникшие у него речевые проблемы и обратиться за помощью к специалисту. Ведь если своевременно не начать работать над недостатками ребенка и правильно учить его разговаривать, то такое произношение может зафиксироваться и исправить его будет намного сложнее!
Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.
Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.
1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.
Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.
2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.
3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику . Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.
4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. - 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте , т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.
5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.
6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.
Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).
Также накапливайте и признаки предметов , когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).
7. Используйте противопоставления . Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.
Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.
8. Читайте художественную литературу с рождения - стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы - обогащает словарь . В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.
9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.
Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.
10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами - мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.
Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам