Сценарий праздник троицы в некотором царстве. Праздник троицы. Сценарий праздника святой Троицы

Наталья Корнеева
Сценарий праздника «Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки»

Сценарий праздника

«Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки "

1. Празднование начинается с «Заламывания берёзки» .

Красна девица Катя : В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила-была Берёзонька, белая да кудрявая. Снегом покрытая, всем ветрам открытая.

Добрый молодец Сергей : Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна - красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

Красна девица Оксана :

И проснулась берёзонька - красавица.

Проснулась,

на тёплом ветерке прогнулась.

Украсилась серёжками.

Всем понравилась,

на праздник направилась .

Добрый молодец Сергей :

Праздник-то на полянке строится , называется Троица .

Да не простая,

а Троица Святая .

Красна девица Катя :

Всех гостей, друзей,

всех хороших людей

Берёзка встречала и величала .

И нам её встречать - величать ,

а ей - веткам качать.

Добрый молодец Сергей : День добрый Вам, красны девицы!

Красна девица Оксана : И Вам, Добры молодцы!

Добрый молодец Сергей : " Зелёные святки" мы нынче празднуем , да Троицу встречаем !

Красна девица Катя : Весну провожаем, да лето красное встречаем ! Накануне Троицы водили девушки хороводы весёлые, завивали венки разноцветные, заламывали и украшали берёзку родимую, которая дарила человеку всякому сверхестественную живительную силу!

Добрый молодец Сергей : А посмотрим, как это было!

Заламывают берёзку.

Красна девица Оксана :

Ой, девушки, ой, красавицы,

Красны девицы-подруженьки!

Сегодня Троица да зеленая .

Айда в лес - березку завивать

Да веночки заплетать,

Весну провожать,

Красно лето встречать !

Они подходят к березке , окружают ее и по очереди расхваливают :

Ай да красавица!

Ай да кудрявая!

Ай да стройная!

Завьем березоньку --- Да желанья загадаем!

Поют ПОТЕШЕНКИ :

1-я :Алина

Берёзы, радуйтесь!

Зелёные, радуйтесь!

К вам девушки идут.

К вам красные идут –

Завивать венки идут.

2-я :Таня

Вокруг берёзки я хожу, Вокруг беленькой хожу.

Я не знаю, чем берёзку наряжу,

Чем я бело - кудревату одарю.

3-я :Катя

Одарю берёзку алой ленточкой,

Да переленточкой.

А ещё шелковым платком

Да лазоревым венком.

4-я :Оксана

Белые берёзоньки!

Ходите с нами гулять,

В хороводе постоять.

Ваши веточки зелёные,

Наши песни весёлые.

5-я :Алина

Берёзонька, Кудрявенькая, Зелёненькая.

Завивайся, да на весь денёк,

Завивайся, да на весь годок!

Подходят к берёзке, украшают их разноцветными ленточками. Игра «Ручеёк» . Проносят берёзку по улицам села. Приходят на поляну, где начинается праздник .

2. Выходят коробейники.

1-й коробейник.

Подходи, честной народ!

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки.

Есть веники для бани,

Для Миши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

1-й. Есть и сок березовый , Чтоб были щечки розовы!

2-й. Березовая каша для Феди и для Маши!

1-й. Березовые почки берите на примочки!

2-й. Изделия из бересты бери - не пожалеешь ты!

1-й. В любой торговой точке. Все сможешь ты купить себе, жене и дочке.

1-й и 2-й. Но надо поспешить!

Появляются ведущие в русских костюмах .

1-я ведущая. Дорогие друзья!

2-я ведущая. Судари и сударыни! Парни и молодицы!

1-я ведущая. Собрались мы повеселиться.

Весну провожать,

Лето встречать .

2-я ведущая. Празднуют христиане на седьмую неделю после Пасхи большой праздник - Семик . Особо в семиковой неделе отмечены три дня : Семик, приходящийся на четверг, Троицкая родительская суббота и Троица - воскресенье .

1-я ведущая. Еще не так давно эти праздники считались архаичными, отжившими. Но новый обряд - праздник Русской Березки , который, надо сказать, за много лет прижился, впитав и себя лучшие традиции Троицы .

2-я ведущая. Поэтому сегодняшний праздник - это и Троица .

1-я ведущая. И праздник нашей Русской Березки !

Коробейник.

Поклон вам, гости званые

Да желанные!

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

Да ребята-удальцы,

Веселые молодцы!

Да мужчины-усачи,

Дедушки-бородачи.

Коробейник. Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение ! Значит, не залежатся сегодня наши товары!

(Поет.) Эх! Полным -полна моя коробушка,

В коробейниках хожу. (Приплясывает.)

В праздник матушки Березушки

Все товары разложу!

(Обращается к 1-й ведущей.)

Выбирай, молодица, что только пожелаешь!

1-я ведущая. Вижу я, что ты мастер, и плясать, и языком чесать! Показывай свой товар! (Смотрит товар и выбирает березовую веточку .) Хорош твой товар, но мне по нраву вот эта берёзка (показывает на берёзку) .

2ведущий : А я рада, что наша берёзка является хозяйкой нашего праздника . Пусть весело и радостно будет сегодня всем. Пойте и веселитесь.

Вот березка и готова ! К празднику наряжена .

И к девичьим хороводам солнышком украшена.

Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод,

В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!

Встанем все мы в хоровод и послушаем песню о нашей березке , которую исполнит фольклорный ансамбль «Зорюшка» .

Песня «Во поле берёза стояла» .

1-ведущая : А сейчас слово для поздравления предоставляется___

2-ведущая :А теперь послушайте стихотворения о берёзке.

Дети читают стихотворения :

1. Люблю березу русскую ,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2. Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

3. Она всегда с подружками.

Весною хороводится,

Целуется, как водится.

Под ветром долу клонится,

И гнется, но не ломится.

4. Как будто в свадебном наряде

Берёзка русская стоит .

Ей ветер нежно кудри гладит,

Серёжки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня берёзка эта –

Мой край родной и песнь моя.

1-ведущий : Спасибо вам за светлые стихи о нашей матушке-берёзке.

Песня : «Ой, береза молодая

Ой, береза молодая !

Ой, береза зеленая !

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ой, да парень молодой,

Ой, да сам хорош собой!

Ой ли лёли, Ой лилё!

Он к березе подходил ,

Алой лентой одарил,

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ленту девица снимала,

Черноглазая снимала.

Ой ли лёли, Ой лилё!

В русы косы заплетала,

Сама парня завлекала.

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ой, береза молодая !

Ой, береза зеленая !

Ой ли лёли, Ой лилё!

1-я ведущая : Слово предоставляется Директору Дома Дружбы :___

2-я ведущая : А сейчас послушайте песню в исполнении ___«Заветное место»

1-я ведущая : А знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки о берёзке,о празднике Троица ?

2-яведущая : Давайте с вами, дорогие гости, вспомним, порадуем матушку Березку !

*Бела береза , да деготь чёрен.

*Береза не угроза : где стоит, там шумит.

*Березовый веник в бане - всем господин!

(Зрители вспоминают и другие пословицы.)

1-яведущая : А может, кто-то из вас помнит какие-то народные приметы,связанные с семиковой неделей, с Троицей ?

*В семиковый четверг или в Троицкую субботу сей ячмень .

* На Троицу дождь - много грибов.

* На Троицу делают березовые венки (показывает, бросают и воду. Если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру.

*Троица перстов крест кладет.

*Бог любит Троицу .

*Без Троицы дом не строится .

*Троица – троицей , а трех свечей на стол не ставят.

*На Троицу мужики вяжут , вяжут голики.

*Дождливый день или пасмурный – жди урожай льна и конопли.

1-я ведущая :

Это праздник - непростой , Троицей зовется .

Он березонькой густой в душах отзовется,

Ветерочком прошумит в ивах придорожных

И объявит, что венки заплетать всем можно.

Приглашаем коллектив___ для исполнения песни.

Песня : «Месяц спрятался за рощу» .

1. Месяц спрятался за рощу

Спят речные берега

Хороши июньской ночью

Сенокосные луга

Только я ли виновата

Что потеряно кольцо

Что ладони пахнут мятой

Да ромашковой пыльцой

2. Два цветочка лепестками

Зацепились у виска

Я оставлю их на память

От любимого дружка

В небе вспыхнула зарница

Над рекой туман поплыл

И уж время расходиться

Да расстаться нету сил

3. Пусть подружки не ругают

Никакой вины тут нет

Слишком рано над лугами

Загорается рассвет

Да и мало ль так бывает

Что не спим мы до утра

Ох, ты, ночка луговая

Сенокосная пора

2-я ведущая : Слово предоставляется руководителю русской диаспоры при Доме Дружбы ___

2-я ведущая :

На Троицу совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились , значит, быть верной дружбе крепкой.

Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай кумиться!

1-я ведущая : Кто желает поучаствовать в этом обряде, выходите к нашим кумушкам.

Выходят кумушки :

1-я : Давай, кумушка, мы покумимся.

Мы покумимся, поголубимся.

Скрозь берёзоньку, скрозь кудрявую.

Мы платочками поменяемся.

Кума с кумушкой свеличаемся.

2-я : Через березовый венок - покумимся , подругами станем :

Покумимся кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться.

3-я : девушка.

Кумушка-голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой покумимся,

Давай с тобой подружимся,

Крестиками поменяемся,

Чтоб нам с тобой не ругаться,

А вечно смеяться!

4-я : девушка.

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка.

Кумушка-голубушка!

Горюшко размыкаем!

Будешь мне помощница,

Рукам моим подсобница!

Девушки целуются через веночки, обмениваются крестиками и платочками.

2-я ведущая : Приглашаем на нашу сцену гостей нашего праздника ансамбль «Зорюшка» .

1-я ведущая : Песни послушали, а теперь давайте играть - «плетень заплетать» .

1.«ОБЖИМАЛКИ» .

Звучит музыка. Все прыгают, кружатся, танцуют.

Музыка обрывается и кто-то из коробейников называет число : допустим – «ТРИ» . И все «обжимаются (то есть – обхватывают друг друга)

по ТРИ человека, кому не хватит, тот выходит из игры.

Коробейник : Пять!

2. «ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ» .

Перед началом игры участники образуют два круга.

Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки.

Они в ходе игры изображают «клетку» .

Игроки внешнего круга за руки не держатся.

Это – «птицы» .

Под музыку «клетка» движется вправо, а птицы – влево.

По сигналу клетка останавливается, игроки поднимают руки вверх. В это время «птицы» могут свободно влетать и вылетать из нее. Клетка не может задерживать «птицу» .

По второму сигналу клетка захлопывается, т. е. Все опускают соединенные руки вниз и приседают.

Пойманные «птицы» становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах.

После этого игра возобновляется. Так она проводится 2-3 раза. Подсчитывается количество пойманных «птичек» .

Игроки в кругах меняются ролями. Теперь тот, кто изображал «клетку» , становится «птицей! И наоборот.

Игра повторяется так же 2-3 раза.

Выигрывает ТОТ круг, который сумел в ходе соревнования поймать больше «птиц» .

3. Вот сейчас у нас следующая самая любимая забава наших жителей, это «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» и определим, кто у нас сильнее : мальчишки или девчонки!

А теперь посмотрим, кто у нас круче : дети или взрослые!

Теперь канат тянут : с одной стороны наши сельские жители, с другой стороны гости нашего праздника .

2-я ведущая : День к закату клонится,

Завершается праздник Троица !

Мы желаем вам мира, и благости,

И здоровья, и счастья, и радости!

Приглашаем коллектив___ для исполнения песни.

Песня : "Скажи, скажи березонька ".

1. Скажи, скажи березонька

Кого ты в гости ждешь

Кто полевой дороженькой

Спешит к тебе сквозь рожь

2. Кому ты песни дивные

Все пела поутру

Кому по-лебединому

Ты машешь на ветру

3. Молчит, молчит березонька

И тайну бережет

У полевой дороженьки

Кого-то в гости ждет.

Ведущие приглашают гостей для прощания с берёзкой.

1-я ведущая :

Девушки-подруженьки!

Кумушки-голубушки!

Пойдемте к реченьке Бухтарме.

Венки в воду бросать,

На женихов гадать!

Все участвующие идут на реку Бухтарму.

Катя :Пойдём на Бухтарму-реку,

Станем на крутом берегу ,

Бросим венок на воду.

Отойдём подале, поглядим :

Тонет ли, не тонет ли

Венок наш на воде.

Если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру, а если венки соединились, то быть свадьбе.

Оксана : Уж мы, девушки, дело сделали, венки в речку покидали, На судьбу, на счастье погадали.

Все вместе :

Прощай, березонька белая !

Прощай, березонька кудрявая !

Прощай, Троица да зеленая !

Катя : Ну что ж, народ празднующий . Хлеб-соль и мир вашему дому! Русский народ говорит : хорошо живут там, где много поют. А мы сегодня много пели и плясали.

Вместе. Празднику честному Троице - злат венец , а вам, дорогие гости, - здравия и радости!

Цель развлечения: Познакомить детей с русским народным творчеством, с народными традициями, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к русским хороводам, играм, желание их исполнять.

Так воспитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

ПРАЗДНИК “ТРОИЦА”

Зал празднично украшен, на стене объёмные берёзы, цветы, озеро, две берёзы на подставках с ветками.

Под р. н. песню “Ах, улица, улица широкая” входят девочки в русских сарафанах и взрослые в русских костюмах с ленточками в руках, идут змейкой по залу, поют, выстраиваются полукругом. Мальчики – 5-6 человек в русских костюмах с муз. инструментами.

Улица широкая разукрашена
Ветками зелёными,
Лентами алыми,
Молодцами, молодицами,
Да красными девицами.
Выходите, гости добрые на улицу
Поплясать, поиграть, повеселиться.

ХОРОВОД “ЗЕМЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ” р.н. п.

(C окончанием муз. ведущий выворачивает круг ведёт змейкой по залу, дети выстраиваются вокруг берёзок, кланяются им.)

ВЕДУЩИЙ :

Берёзка, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
С лентами алыми, с пирогами горячими

(Взрослые несут на подносе)

С песнями звонкими, с плясками весёлыми
Прими, берёзонька, наши подарки!

(Девочки вешают на берёзку ленточку, украшают её, подносы с угощеньем ставят под берёзку)

ВЕДУЩИЙ:

Ты берёзка белая,
Девица красная
Веточки зелёные заплети, заплети,
Нам веночки девичьи подари, подари

Девочки берут веночки и надевают на голову. Мальчики садятся на пенёчки и берут рядом лежащие инструменты.

ВЕДУЩИЙ :

Пойдём, девушки
Завивать веночки.
Завьём веночки,
Завьём зелёные.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я молодёшенька-
Весь год веселёшенька.

ХОРОВОД “ВОЗЛЕ САДУ” р.н.п. (Девочки водят, а мальчики играют на инструментах)


ВЕДУЩИЙ: Выбирайте, девицы – красавицы, себе подруженьку по сердцу.

Девочки ищут себе пары, по двое подходят к берёзкам (одна по одну сторону, другая – по другую, через веночек, связанный из веток берёзок, кумятся.)

ОБРЯД КУМЛЕНИЯ:

(Трёхкратно целуются и обмениваются колечками)

(Остальные пары делают то же самое)

ПОСЛЕДНЯЯ ПАРА

1 . Кумушка, голубушка–
Серая кукушечка,
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся,
Ты мне кумушка,
Я тебе голубушка

2. Покумимся, покумимся
Не сваряся, не браняся.

(Целуются, обмениваются колечками)

ВЕДУЩИЙ С сегодняшнего дня вы становитесь подругами, сёстрами названными. Помогайте друг дружке во всём и никогда не ссорьтесь. У ворот солнцеворот, выходи плясать, народ!

СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА (русская народная мелодия по выбору муз. рук.)

Дети садятся, из-за кустов выходит Леший. (Грамзапись пения птиц)

ЛЕШИЙ: Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут, и вдруг кто-то шумит, песни поёт, в барабаны бьёт.

ВЕДУЩИЙ:Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.

ЛЕШИЙ:Ну ладно, успокоили вы меня. А я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнёзда разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. А с вами поиграть хочу.

ВЕДУЩИЙ:Поиграй с нами в игру “Золотые ворота”. Выходите, детушки, в круг. А (называет имя ребёнка ) выберет водящих (считалка )

СЧИТАЛКА “ СОЛОМИНКА” (см приложение)

ИГРА “ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА”

ВЕДУЩИЙ:Приглашаем тебя, Леший, во девичий хоровод. Ты будешь парубок – славный парень.

“КАЗАЧИЙ ХОРОВОД” нар. Мелодия (см приложение)

1.Йшла дэвчина лучками,
Лучками, лучками, лучами(лужками)
Нэсла фартук с грушками,
С грушками, с грушками, с грушками
Движение по кругу влево, дивчина в кругу – противоходом.
2. Йшёл на встрэчу парубок
Парубок, парубок, парубок.
Взял дэвчину за руку
За руку, за руку, за руку.
Хоровод поднимает руки - “воротик” входит парень(мальчик)

Хоровод идёт влево, мальчик и девочка кружатся под руку.

3. Кого люблю трошеньки(чуточку)
Трошеньки, трошеньки, трошеньки
Дам тому я с фартушком,
С фартушком, с фартушком, с фартушком
Хоровод идёт влево,солисты кружатся лодочкой вправо.
4. Ты скажи чия ты?
Чия ты, чия ты, чия ты?
И куда идэшь гуляты,
Гуляты, гуляты, гуляты?
Поёт мальчик, обращаясь к девочке
5. Нэ скажу я чия я,
Чия я, чия я, чия я.
Я дэвчина нэ твоя,
Нэ твоя, не твоя, нэ твоя
Девочка отвечает мальчику на последние слова убегает из хоровода

(Игра кошки-мышки)

ЛЕШИЙ:Посмотрите, какая красивая земля стала. Кругом трава зеленеет, а сколько разных цветов украшает её и ручейки бегут.

ИГРА “ РУЧЕЁК”

(Девочки встают на вступление на определённые места, берут в руки свои веночки)

ЛЕШИЙ: Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождение леса, земли нашей. Приходите в гости в лес почаще. Теперь я знаю, вы его не обидите. Мне пора, а вы берегитесь русалочек, защекатают, затащат к себе в болото. Как появятся русалки, рисуйте кресты. (уходит)

ВЕДУЩИЙ: До свидания, Леший, а мы продолжим веселиться. Давайте плетень заплетать.

ИГРА “ЗАПЛЕТИСЯ ПЛЕТЕНЬ”

Девочки встают в ряд и берутся за руки. Впереди – “матка”. Она ведёт всех за собой, подходя под руки стоящей на другом конце ряда паре. Те перевёртываются, тогда “матка” подводит ряд под руки второй пары и т.д. В конце концов, получается, что каждая девочка держится с другой левой рукой, перекинутой через правое плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать. Во время игры поют.

(По окончании хоровода появляются русалки, и сразу начинается игра)

“ИГРА В КРЕСТЫ”

Играющие, завидев русалок, быстро должны нарисовать кресты и встать на них.. Кто не успел, того русалки забирают к себе и те помогают русалкам ловить остальных играющих.


ВЕДУЩИЙ: Ах вы, проказницы! Хотели нам праздник испортить. Хотели нам праздник испортить. Ишь моду какую взяли – людей таскать. Ведь ваше время уже кончилось. Уходите в свой лес!

РУСАЛКА 1:Не пойдём! Мы не хотим!

ВЕДУЩИЙ:Нет, нет! Мы вас прогоним! (обращается к детям) Прогоним?

ДЕТИ:Прогоним!

РУСАЛКА 1:Ну ладно! Только условие! Проводите нас с почётом! Своими ноженьками мы не пойдём! Вот если повезёте, тогда согласны!

ВЕДУЩИИЙ:Что тебе предложить? А вороной конь вам по нраву?

РУСАЛКА 2:Да, да! Подавай его сюда!

ВЕДУЩИЙ:Только конь не простой! Отгадайте, что за конь: “Чёрный конь скачет в огонь”. Дети, подскажите русалкам, кто это?

ДЕТИ:Кочерга. (Выносят кочергу, на верху лошадиная голова)

ВЕДУЩИЙ:Ну что, нравится вам? Не конь, а огонь! Садитесь верхом да скачите!

РУСАЛКА 1:Вот я и поскачу!

РУСАЛКА 2:Я тоже хочу!

РУСАЛКА 1:Цыц, вертихвостка! Я здесь старшая! Я одна поеду, а ты пешком пойдёшь.

РУСАЛКА 2:А у них тут ещё музыка весёлая была!

РУСАЛКА 1:Слыхали? Без оркестра не поедем. Да чтоб самый лучший, да погромче.

(Дети берут любые шумовые средства – сковородки, деревянные палочки, крышки от кастрюль и т.д.) Впереди скачет главная русалка, рядом другая, а оркестр сзади. Дети забегают вперёд и то и дело заигрывают с русалками, хватая их то за рубаху, то за руку, то за кочергу, приговаривая “Русалка, русалка! Пощекочи меня” Идёт потасовка между русалками народом. Русалки еле-еле вырываются и прячутся, или бегут прочь. Общий смех. Вдогонку кричат: “Мы русалок проводили! Можно будет везде смело ходить!”

ВЕДУЩИЙ: Собирает всех детей возле берёзки. Звучит красивая плавная мелодия.

Выносит поднос с угощением.

Радуйтесь берёзы,
Радуйтесь, зелёные!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут,
Лепёшки, яичницы.

Ио, ио семик да троица
Завивайся ты, берёза,
Завивайся ты кудрявая
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличиками
Яички-то красные
Куличи-то сдобные!
То, Ио, Семик, да Троица!

(Расставляют угощения вокруг берёзки на столы, приглашают детей угоститься)

ВЕДУЩИЙ . Пора приспела погадать на судьбу свою. Пойдёмте к озеру веночки бросать, чтоб судьбу свою узнать.

ПОД ПЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

ВЯТСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХОРОВОД “НА ГОРЕ, ГОРЕ”

(Идут к озеру бросают веночки и смотрят, куда он поплывёт)

На горе, горе
Петухи поют да(идут влево)

Припев: Ой, ладо-ладо
Петухи поют
Под горой, горой
Озеро с водой да(правые руки вытягивают к центру)

Припев: Ой, ладо-ладо
Озеро с водой
Озеро с водой
Всколыхалося да

Припев: Ой, ладо-ладо
Всколыхалося(руки кладут друг другу на пояс “корзиночка”)
Красны девицы
Разыгралися да

Припев: Ой, ладо-ладо
Разыгралися

(Хоровод с выворачиванием круга, переплетением)

ВЕДУЩИЙ: Чей веночек уплывёт далеко – покинет дом скоро, уедет на чужбину. Если пристанет к другому берегу – выёдет замуж, уйдёт в чужую семью. Если потонет – заболеет. На месте останется – не возьмут в этом году замуж, останется дома.

ВЕДУЩИЙ:Бросим и веточки берёзки в воду, чтобы берёзка силу свою земле матушке отдала, новый урожай вырастила.

ДЕТИ ПООЧЕРЁДНО:

Мы в поле были
Венки развили,
Венки развили
И жито глядели:
Зароди, Боже жито
Жито густое,
Жито густое,
Колосистое,
Колосистое,
Ядрёнистое!

Под любую народную музыку дети выходят из зала.

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и ноют:
Березка девочек кричала, к себе призывала:
- Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веточки завивать.
- Мы тебя, березка, не согнем
На тебе веночки не завьем.
- Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веточки совьюсь.
Завьете венки зеленые -
Станете весь год веселые.
Дети, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

ЗАИНЬКА

Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит заинька. Один из ребят спрашивает его:

Заинька, заинька, где твой дом?
- Мой дом под кустом, под березовым листом.
Затем все хором говорят:
- Заинька, заинька, приходи к нам на лужок, на головку вить венок!
Заинька входит в круг и изображает движениями действия, о которых говорится в песне.

1. Заинька, сорви цветик, вот и этак сорви цветик.
2. Заинька, свей веночек.
3. Положи на головку.
4. Топни ножкой.
5. Заинька, попляши.

Дети идут по кругу. Заинька подходит к одному из ребят, стоящему в кругу, и меняется с ним местами. Так выбирается новый заинька, и игра продолжается.

Заинька, заинька, коротенькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

КОЛЕЧКО

Это игра для девочек.

На ленточку надевают колечко, а затем, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, - «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» - а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживает, что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли кольцо, начинает «кружиться».

НОС (Игра для мальчиков)

Участники садятся гуськом друг за другом, водящий - впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать воспитатель, Березка) выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

(После игр дети встают в хоровод у березки, любуются ею, а воспитатель напоминает девочкам, что они покумовались, и дает наказ всем ребятам не ссориться, жить в мире и добре друг с другом.)

  • Декабрь 7, 2013
  • ,

Сценарий православного праздника

"Троицкие забавы»

Действующие лица:

Хозяйка – учитель

Берёзка –Булгакова Ю.

Русалка –Мария Викторовна

Зал украшен лентами, ветками берёзы, листьями, цветами. Звучат русские народные песни.

Входит хозяйка праздника.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте хорошие!

Всем здоровыми быть желаем!

С праздником поздравляем!

Святой Троицей!

Праздник пришел - гостей привёл!

Встречайте не с лестью, а с честью!

Хозяйка: на экране презентация

Начало лета - буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Поэтому праздник её рождения именуется днем Святой Троицы.

РЕБЕНОК(Каменева Я):

Благослови, Троица!

Позволь нам в лес пойти гулять!

Нам венки завивать

И цветочки срывать!

РЕБЕНОК (Хамхоева Л):

А мы в лес пойдем

И цветочков нарвём.

Совьём венок

На круглый годок!

РЕБЕНОК (Стародубцева Д):

Близ тебя, березонька,

Красны девицы поют.

Под тобой, березонька,

Девицы венки плетут!

Хозяйка:

В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось что она: оберегает дом от молний и грома, капустные грядки от гусениц.

Входит Берёзка, встаёт в центр круга.

Берёзка: Булгакова Ю.

Я берёзонька белоствольная.

Надену платьице всё зеленое.

Всё зеленое, всё шелковое.

Дождичек пройдет - солнышко блеснёт!

Ветерок повеет - всё шуметь буду.

Девушек звать буду!

Придите вы, девушки, Придите вы, красные!

Хозяйка:В Троицу девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов, ходили в лес завивать берёзку, загадывали на свадьбу, на желания.

Дети украшают Берёзку лентами. (бантики с липучкой)

РЕБЕНОК (Каменева Я) (обращаясь к березе).

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем.

РЕБЕНОК (Хамхоева Л.):

Радуйтесь, березы.

Радуйтесь, зеленые!

К вам девушки идут.

Вам пироги несут!

РЕБЕНОК (Стародубцева Е):

Березку прославляли:

«Белая березонька,

Ходи с нами гулять.

Пойдём песни играть!»

Берёзка:

Вот какая нарядная я стала! Украсили меня лентами, цветами! А вы знаете, что под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою.

Хозяйка: Хозяйка:

Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа после его Вознесения и заботами о распространении его учения среди всех народов мира. По преданию, благодаря сошествию Святого Духа апостолы – ученики Иисуса Христа – заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду, среди всех народов тогдашнего мира. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-отца, а послан он был Богом-сыном.

Смотрим фильм про Троицу

Хозяйка:

На Семики – седьмую неделю после Пасхи – парни, девушки, дети с утра идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березы ставят у окошек, у крылечка или врывают в землю. Ветками березы украшают ворота, окна, наличники. Дети качаются на березах, катаются на ветках, в которые впрягаются их сверстники и таскают по улицам как лошади.

Игра – эстафета «На санях»:

Родители «впрягаются в сани» и везут детей как на повозке. Повозкой служит плотный материал, украшенный лентами.

О Троице в народе говорили: «Утром пляшут, днём плачут, вечером скачут…»

Родители читают пословицы и поговорки: на экране

Троица перстов крест кладет.

Без Троицы дом не строится.

На Троицу дождь – много грибов.

Березка белая – символ расцвета природы. Она укрыла Богородицу и Христа в непогоду.

Хозяйка: на экране картинки

На Троицу девушки совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.

ДЕВОЧКИ: Каменева, Хамхоева

девочки выводят хоровод из девочек.

Друг другу: Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай кумиться!

Вместе: Хоровод «Красна девица»

В хороводе были мы,

Кого надо видели,

Видели, видели,

Красавицу девицу,

Девицу, девицу, (выходит девушка)

Девицу, девицу.

Встань, девица, подбодрись,

Вправо, влево повернись.

Повернись, повернись

Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

Потанцуй, потанцуй

РЕБЕНОК:Стародубцева Д.

Нам играть и петь не лень, на экране

Мы б играли целый день!

Игра «Дождик» Каменева, Хамхоева

Дети громко говорят заклички, после этого Дождик (ребёнок или один из родителей) догоняет ребятишек. До кого Дождик дотронулся, тот выбывает из игры, садясь на стульчик.

Заклички Стародубцева Д.

Тучи, тучи,

Собирайтесь в кучи!

Солнышко заволоките,

Дождём землю промочите!

Дождик, дождик, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке!

Хозяйка: Праздник Святой Троицы – православный и природный праздник.

Первый понедельник после Троицы – Духов день. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок – души умерших девушек - утопленниц или детей, умерших некрещенными. Поэтому вся неделя называлась «русальной» и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. А мужиков и видных парней утаскивают к себе на дно, чтобы работали на них.

Звучит таинственная музыка. Входит Русалка.

Я русалка. Когда-то мы были речными богинями. Хотели проникнуть в тайну величия Божьего… За это нас Бог наказал, лишив образа и подобия Своего, определил на вечные времена сторожить воды, горы, леса. А тех, кто находился в доме – сделал домовыми, в лесах – лешими, а в воде – русалками.

Хозяйка: Когда все цветет на земле, они странствуют по берегам, прячась в лесах и рощах, где качаются на ветвях или разматывают пряжу, похищенную у тех крестьянок, которые ложатся спать без молитвы. Не ходите по ночам на речки и озера: русалки защекотят и утащат к себе.

Русалка:

На ребят мы зубки точим,

Мы их малость пощекочем.

Перед тем, как уходить,

Начинаем всех ловить!

Хозяйка: Ребята, чтобы русалки не защекотали, надо успеть перекреститься и начертить на стене крест.

Игра с Русалкой

Русалка гоняется за ребятами, пытается их пощекотать. Если убегающий успевает нарисовать (символически пальцем начертить) на полу крест, его русалка не трогает.

Берёза:

А теперь уходи,

Душу не береди,

Ребят не пугай,

Девчат не ругай!

А не то кресты рисовать будем!

Русалка: (уходя) Никого не поймала, не защекотала! Смотрите, больше мне не попадайтесь!

Хозяйка:

Заканчивался праздник ритуальной трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой.

Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.

Хозяйка и Берёза:

Пусть сердца раскроются

На Святую Троицу!

Заканчивается праздник чаепитием с "Троицким" пирогом.

Казанцева Ю. И .,

заместитель директора по воспитательной работе,

Колесникова С. Н .,

учитель начальных классов

с. Целинное – 2014 г.

Cодержание

    Пояснительная записка.

    Технология подготовки православного праздника Троицы.

    Сценарий фольклорного праздника «Здравствуй троица святая».

    Диагностика .

    Приложения :

Приложение 1. Итоги творческих конкурсов, посвященных празднику.

Приложение 2. Тесты о празднике.

Приложение 3. Кроссворд о Троице.

Приложение 4. Совместная работа с Православным храмом.

Приложение 5. Традиционные игры на Троицу.

Приложение 6. Стихи к празднику.

Приложение 7. Информационное сопровождение проекта.

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что

« важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Приобщение к религиозной культуре исключительно важны для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности. Но необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей. Сегодня светская и религиозная стороны жизни зачастую охватывают разные сферы личностного опыта. Коллектив нашей школы ставит задачу– создать условия для формирования у учащихся целостной картины мира и целостного духовного опыта, а это не возможно без организации сотрудничества с другими субъектами воспитательного процесса. Как известно, праздники занимают особое место в жизни детей, их любят за эмоциональность, сюрпризность. Праздник в школе положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями, с учреждением культуры, местной религиозной организацией в воспитании приводит к пониманию того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность и их можно направить в русло социального творчества. Праздник «Здравствуй, Троица святая» проведён при взаимодействии с местной религиозной организацией Храмом Пресвятой Богородицы, районным Домом культуры и МБДОУ « Целинным детским садом № 4 «Теремок». Празднику предшествовала двухнедельная целенаправленная работа: дети на экскурсии в Храме с. Целинного узнали больше о православии, а также историю самого праздника, были подготовлены и проведены творческие конкурсы рисунков, сочинений, ребята совместно с родителями разгадывали кроссворды, тесты, посвященные празднику, разучивали традиционные песни и игры к празднику. Праздник проведен в условиях пришкольного летнего лагеря «Огонёк» МБОУ «Целинная СОШ №2», количество участников 100 человек.

Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности учащегося, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

Задачи:

    познакомить детей с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их и традициями.

    помочь осознать ответственность за сохранение православных традиций, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.

    создать условия для развития познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;

    создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

    воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;

    воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

П едагогически е принцип ы :

    высокие требования к профессионализму педагога, прежде всего к себе;

    искреннее, чуткое отношение к детям;

    наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации, в том числе праздников;

    формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;

    закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;

    взаимодействие с социальными партнерами: семьей; с местной религиозной организацией Храмом Пресвятой Богородицы, районным Домом культуры и МБДОУ « Целинным детским садом № 4 «Теремок»

    непрерывность и преемственность воспитания в семье, как Малой Церкви, и в детском саду;

    положительная окраска любой, деятельности которой мы занимаемся с детьми, особенно праздников и развлечений.

Технология подготовки православных праздников включает несколько этапов работы:

    Подбор и литературы и информационное обеспечение, разработка сценария – один из наиболее важных компонентов при подготовке к празднику, от него зависит насколько содержательным будет мероприятие. Использовались ресурсы Интернет, библиотеки воскресной школы храма с. Целинного, частных библиотек педагогов и, конечно же, материалы школьной библиотеки.

    Подготовка наглядных материалов заключается в подборе атрибутов православного праздника. В первую очередь это праздничная икона. Рассматривание, знакомство с ней происходит во время экскурсии в храм. Вместе с детьми украшаем икону к празднику, формируя особое благоговейное к ней отношение. Любой праздник начинается с оформления. Если это Троица, то кругом зелень, ветки красавицы березки.

    Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.

    Обогащение знаний и представлений детей происходит при посещении храма, в свободной деятельности. Используемые методы и приемы: чтение произведений, рассказ, заучивание стихотворений, рассматривание икон, знакомство с их историей, разговор на библейские темы, проблемные ситуации на нравственные темы, пение, рисование и многие другие.

    Подготовка педагогического коллектива, родителей. За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях. Предлагается литература для чтения детям, иллюстрации для рассматривания.

«ЗДРАВСТВУЙ, ТРОИЦА СВЯТАЯ!»

Фольклорный праздник

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:

    познакомить детей с народным праздником Троицей, народными приметами, пословицами и поговорками;

    познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, частушек;

    научить народным играм;

    создать условия для развития интереса к народным традициям праздника Троицы, обычаям;

    создать условия для развития творческих способностей детей, коммуникативных УУД;

    приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа

    способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Планируемый результат : Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен «Во поле береза стояла», «Береза моя, березонька», и других, цветные ленты, цветы, колокольцы для украшения березы, глиняные игрушки, свистульки, сладости.

Перед праздником ребята всех отрядов сходили в церковь с. Целинное, где батюшка Сергий поздравил всех с праздником, окрапил святой водой и наградил за участие в творческих конкурсах, посвящённых Троице. После этого всех благословил на хорошие дела и проводил на предстоящий праздник в пришкольном лагере «Огонёк».

Ход праздника:

Все ребята уже в зале. Под русскую народную плясовую входит хозяйка праздника - Марьюшка.

Хозяйка - Марьюшка: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте хорошие!

Всем здоровыми быть желаем!

С праздником поздравляем!

Святой Троицей!

Праздник пришел - гостей привёл!

Встречайте не с лестью, а с честью!

Под русскую народную музыку входят дети из детского сада «Теремок» и исполняют русский народный танец с платками.


Хозяйка - Марьюшка: Начало лета - буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Троицу можно сравнить с Солнцем: Солнце – шар бесконечный во всех направлениях. Как Бог Отец бесконечен и вездесущ. Бог Сын – свет, излучаемый Солнцем. Дух Святой – тепло от Солнца. Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Поэтому праздник её рождения именуется днем Святой Троицы. Вот так-то, ребята. А раз сегодня такой замечательный праздник, значит, и праздновать будем широко, по-русски! (Выбегают скоморохи)

1 скоморох: Здравствуйте, люди добрые, православные! С праздником вас! Со Святой Троицей!

2 скоморох: Всякая душа празднику рада. Мы рады гостям, как добрым вестям. Празднику честному Троице – злат венец, а вам, гостюшки дорогие, - многие лета, здоровьишка и силушки!

1 скоморох: Приглашаем веселиться, играть, свою удаль показать!.

Гости Можно ли у вас тропинки потоптать, погулять и поозоровать?

Марьюшка, учителя и дети: Потопчите, пожалуйста, и поозоруйте.

Скоморохи подходят к бутафорскому камню, на котором - надпись:

Налево пойдешь – со смеха помрешь.

Направо пойдешь – поешь и попьешь.

Прямо пойдешь – потратишь грош.

Назад пойдешь – укусит вошь.

Участники праздника решают идти налево. Скоморохи выводят из зала всех гостей на улицу к берёзкам, растущим на территории школы.

Хозяйка - Марьюшка: В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось что она: оберегает дом от молний и грома, капустные грядки от гусениц.

2 скоморох: Ой, вы, девицы-раскрасавицы! Все румяные да нарядные, все пригожие да улыбчивые! А березка ваша плакучая не наряжена, не украшена.

(Выходят девочки 5 отряда)

1 девочка: А у нас есть ленты красные…

2 девочка: А у нас есть ленты синие…

3 девочка: А у нас есть ленты разные…

4 девочка: Колокольцы есть, цветы дивные.

Девочки водят хоровод вокруг березки и поют:

Вокруг березки хожу-похаживаю,

Вокруг подружки хожу-разхаживаю.

Наряжаю я ее, приговариваю:

Вот тебе, березонька, ленточки,

Вот тебе, подруженька, красные,

Вот тебе цветики белые,

Вот тебе цветики разные.

Колокольцы тебе, колокольцы

В праздник – день Святой Троицы.

Все вместе с Марьюшкой: (обращаясь к березкам).

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем.

(Девочки украшают берёзки лентами, цветами, колокольцами, а затем ребята всех отрядов делают тоже самое и, украшая березки, загадывают свои желания.)

Хозяйка - Марьюшка: Вот какие нарядные стали наши берёзки! А вы знаете, что под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою. Давайте для берёзок песню споём. Ребята всех отрядов встают в 2 больших круга вокруг берёзок и водя хороводы поют песню «Во поле берёза стояла».

Хозяйка - Марьюшка: В Троицу девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов, ходили в лес завивать берёзку, загадывали на свадьбу, на желания.

Ребята 4 отряда проводят игру«Веночки». Веночки для игры сплетены заранее. Играющие становятся в круг, в центре которого – мальчик с веночками. Играющие ходят по кругу, приговаривают:

Троица по улицам, по улицам идет.

А из улицы в конец идет удалый молодец.

Он туда веночки красным девицам несет.

Все останавливаются.

Мальчик: Мне куда теперь веночек положить?

Мне куда тебя, красивый, положить?

Положу тебя, веночек,

На головку милой девице.

Называет имя девочки и кладет ей на голову веночек. Игра продолжается до тех пор, пока не кончатся веночки. Девочки, получившие веночки, выходят в круг и по просьбе играющих поют и пляшут.


Хозяйка - Марьюшка: На Троицу девушки совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.

2 девочки 4 отряда разыгрывают сценку:

1 девочка Мой веночек-то краше твоего!

2 девочка Мой веночек-то лучше твоего!

1 девочка Чем же твой веночек лучше моего?

2 девочка Чем же твой веночек краше моего?

1 девочка А листочки-то на нем блестящие, а сама-то я в венке хорошащая!

Ты-то ростом мала и собой не видна!

2 девочка Твой венок не пригож, он на веник похож.

Ты сама-то как осина, рот пошире, чем корзина.

2 скоморох А-я-яй! Что за спор?

Отчего тут сыр да бор?

Забыли, что сегодня праздник девичий

И ссориться вам запрещает обычай?

А ну, миритесь! А ну, кумитесь!

Звучит народная напевная мелодия. Все девочки становятся в два круга. Внутренний круг идет вправо, внешний – влево. Музыка прекращается. Кто остановился против кого, через веночек обнимаются, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся!

Нам с тобой не браниться - дружиться!

Покумимся, кума, покумимся!

Помиримся с тобой, помиримся.

1 скоморох Вот и покумились! Вот и помирились!

Эй, народ, шевелись! Пой, играй, веселись!

Скоморох проводит игру «Афанас и Николай».

Выбираются двое водящих – Афанас и Николай.

Им завязывают глаза, остальные игроки бегают вокруг водящих и кричат им: Афанас, поймай нас! Николай, догоняй!

Цель водящих – поймать одного из игроков и угадать по голосу - кто это. Если кому-либо из водящих удается это сделать, пойманный игрок становится Афанасом или Николаем, в зависимости от того, кто поймал. Ему завязывают глаза, и игра продолжается. Размеры игровой площадки в этой игре ограничиваются.

2 скоморох проводит игру «Колдун».

Скоморох: Шалуны-балуны, выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть, воеводу выбирать.

Воевода - из народа, выходи из хоровода.

А ты, добрый молодец, становись в самый конец!

Все игроки убегают от скомороха, а он пытается кого-либо догнать. Если ему удалось осалить игрока, тот замирает на месте. «Расколдовать» его может любой игрок, прикоснувшись. Игрок, который был заколдован и не расколдован в течение 2-3 минут, становится «колдуном».

Марьюшка проводит свою игру «Ручеёк» , после чего снова всех приглашает в праздничный зал.

В зале Скоморохи разыгрывают прибаутку.

1 скоморох Что сегодня делал, Федул?

2 скоморох С утра губы надувал.

1 скоморох Надул?

2 скоморох Надул.

1 скоморох А зачем надувал, Федул?

2 скоморох Кафтан прожог, вот и надул.

1 скоморох А велика ли дыра, Федул?

2 скоморох Один ворот остался. Вот я губы-то и надул. А ты куда идешь?

1 скоморох За семь верст.

2 скоморох Киселя хлебать?

1 скоморох Нет, комара искать.

2 скоморох Это которого же комара?

1 скоморох Да того, который за нос меня укусить хочет.

2 скоморох Да он же при тебе!

1 скоморох Где это при мне?

2 скоморох Да на носу у тебя!

1 скоморох Вот те на! Ну-ка, комара прибей.

Целься лучше, силы не жалей.

2 скоморох прицеливается и слегка шлепает первого по носу.

1 скоморох Ой, глупому в поле не давай воли. Ты чего дерешься?

2 скоморох Ты велик да глуп – Так больше бьют. Сам же напросился.

1 скоморох (обращаясь ко всем) А где наши музыканты?

Покажите-ка таланты!

Выступают ребята 3 отряда с колокольчиками и свистульками.

Колокольчик на пригорке – динь-дон, динь-динь-дон.

Звонит песню для Егорки: динь-дон, динь-динь-дон.

Звонит песню для Марфутки: динь-дон, динь-динь-дон.

Звонит песню для Мишутки: динь-дон, динь-динь-дон.

Звонит песню всем на свете: динь-дон, динь-динь-дон.

Славят Троицу все дети: динь-дон, динь-динь-дон.

А свистулька на полянке: фью-фью, фью-фью-фью!

Свистит песню для Татьянки: фью-фью, фью-фью-фью!

Свистит песню для Гришутки: фью-фью, фью-фью-фью!

Свистит песню для Анютки: фью-фью, фью-фью-фью!

Свистит песню всем на свете: фью-фью, фью-фью-фью!

Славят Троицу все дети: фью-фью, фью-фью-фью!

Затем выступают с творческими номерами ребята 1 и 2 отрядов.

Хозяйка- Марьюшка: Заканчивался праздник ритуальной трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой.

Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.

Марьюшка и Скоморохи:

Пусть сердца раскроются на Святую Троицу! (Кланяются)

Заканчивается праздник чаепитием с "Троицким" пирогом.

Дети пляшут под веселую музыку и получают в награду сладости и чай

Использованные интернет-ресурсы для подготовки сценария праздника:

1.Тематически е сценарии детских праздников (И. Агапова). «Здравствуй, Троица» Фольклорный праздник.

2.Социальная сеть работников образования nsportal . ru . Сценарий праздника «Святая Троица».

3. Учебно-методический кабинет. Сценарий «Праздник русской берёзки».

4. Сайт Детского сада комбинированного вида №5 «Одуванчик». Сценарий православного праздника «Троицкие забавы».

Диагностика

    Качество проведённого мероприятия.

После окончания мероприятия детям было предложено (рефлексия) украсить нарисованную берёзку разноцветными ленточками: красными – если праздник принёс радость, жёлтыми – если иногда было грустно, а синими – если ты на празднике скучал.

Каждый отряд из пяти, принёс свою украшенную берёзку и синих ленточек на них не было совсем. Березки дети нарядили красными лентами, а это значит - праздник удался.

    Отзывы

Положительные отзывы участников праздника, как детей, так и учителей опубликованы на страницах районной газеты «Восток Алтая» от 25.07.2014 г. (Приложение 7)

    Анкетирование.

По результатам, проведенного анкетирования 87% школьников узнали много нового о празднике Святой Троицы, 13% - узнали о нём впервые.

Приложение 1

Конкурс творческих работ, разработанных при взаимодействии с настоятелем Храма с. Целинного отцом Сергием

    Конкурс рисунков «Красота Божьего мира»

В конкурсе приняло участие 52 работы учащихся 1-5 классов

Работы победителей конкурса



    Конкурс литературно - творческих работ «Это наша с тобою земля…»

В конкурсе приняли участие 25 работ учащихся 1-5 классов.

Работы победителей конкурса.

Зырянов Марк, ученик 5Б класса. Родное село

Наш край молодой и очень красивый. На Алтае есть и густые леса, бурные реки, и бесконечные поля. А у нас, в селе Целинном больше бескрайних просторов, здесь колосятся рожь и пшеница, поднимает головы подсолнух. А берёзка и тополь самые распространённые деревья в селе.

Я бывал во многих городах и деревнях своего края, но когда возвращаюсь в родное село, ощущаю душевное спокойствие, мне становится приятно и радостно. И я уже понял, что дороже всех для меня моя малая родина - село Целинное. Кажется, это самое замечательное место на Алтае и в мире.

Сегодня моё слово – о селе, селе Целинном. Это районный центр Целинного района. В нем много хороших людей, это труженики сельского хозяйства, строители, врачи, учителя и многие другие. Они работают в селе и делают все, чтобы другим людям улучшить условия проживания в родном селе.

Я очень люблю наблюдать, как растет и улучшается моё село. Каждый год здесь появляются новые, одно другого лучше, здания. А краше все наша церковь Покрова Богородицы. На территории храма летом бьёт фонтан и установлена детская площадка, она никогда не пустует. Здесь и мамы с колясками сидят на скамеечках и повсюду раздаётся детский смех.

Есть у нас большой красивый стадион, на нём проходят районные соревнования. В такие дни собираются много людей, болельщиков поддержать своих односельчан в игре.

Совсем недавно был построен каток, который зимой собирает и взрослых и детей. Даже дети учили кататься своих родителей. И всем было весело! Я рад, что в нашем селе многие люди ведут здоровый образ жизни. Еще одно место собирает людей на зимнюю прогулку на лыжах – это наша знаменитая сопка. Катаясь на лыжах, ты не только получаешь заряд бодрости, здоровья, но и восхищаешься красотой зимней природы. Когда идёшь по зимнему лесу, вокруг свисают пушистые ветви берёз и елей, чирикают птицы - становится весело и хорошо на душе.

Говоря о своем селе, я не могу не сказать о своей улице Строительной. Уж очень она красивая, живу на окраине, почти в сосновом бору. Дышу воздухом, пропитанным ароматом сосен.

История каждого человека начинается с его дома, села, района, края.

Моя история началась и продолжается здесь, на улице Строительной, в селе Целинном, Целинном районе, Алтайском крае.

И я горжусь, что живу именно здесь!

Ковьяк Дарья , ученица 1 класса

Милый сердцу уголок

    Статья о прошедшем в школе празднике Троице учителя начальных классов Савельевой Е. В. в газете «Восток Алтая» 25.07.2014 г.

    Статья Колесниковой С. Н. в газете «Лампада» от 1.07.2014 г. о празднике Троице, прошедшем в пришкольном лагере «Огонёк»



Что еще почитать