Вербное воскресенье: что это за праздник? Вербное воскресение — праздник ожидания чуда



На сегодняшний день, 9 апреля 2017 года, выпал праздничный день для верующих христиан. Отмечается .

В этот день принято посещать праздничную утреннюю службу в церкви. Нужно дарить друг другу веточки вербы с распустившимися первыми весенними почками, пушистыми и нежными.

Считается, что в этот день Иисус Христос посетил Иерусалим. Его радостно встретила толпа верующих с ветками пальмы, как царя и мессию. Они пели в его честь песни и благословляли. Иисус приехал верхом на осле, так как это животное в древние времена считалось символом спокойствия и миролюбия.

Символом, которое напоминает данное событие, считается верба, так как она первая реагирует на первые лучи весеннего солнышка, как благая весть о приезде Иисуса в Иерусалим.

С симпатичными веточками вербы связано несколько приятных христианских традиций: В это воскресение нужно прийти с пушистыми веточками и освятить их в церкви. Затем принести их домой на счастье и благополучие. Можно готовить отвар из освящённых веточек и приготовить лечебную ванну. Считается, что данное растение в эти дни лечит и прибавляет здоровья. Женщина, желающая зачать ребёнка может съесть освящённую пушистую вербную почку. Можно спечь из теста маленькие шарики, где внутри помещена вербная почка. Ведущие люди считают, что освящённая верба имеет качества оберега. Можно при встрече слегка похлопать друг друга веточками с пожеланиями здоровья.




Вербное воскресение отмечается на 6-ую неделю Великого поста перед Пасхой. Этот праздник упоминается не раз в Евангелиях от Луки, Марка, Иоанна и Матфея. Также упоминание о праздники можно найти в работах Епифания Саламского (Кирпского), великого богослова, который жил в 4-ом веке.
В субботу (она называется Лазаревой) разошлась весть о том, что новый иудейский церь воскрес и явится на Пасху. В те времена цари, чтобы показать, что имеют благие намерения, всегда въезжали в Иерусалим на ослах, так как именно это животное являлось символом мира. Народ же встречал своих правителей приветствиями и пальмовыми ветвями. Иисус решил не изменять традиции: его торжественный въезд в Иерусалим должен был подчеркнуть, что народу явлен новый царь-спаситель и долгожданный Мессия.
Почему же праздник получил название Вербное Воскресенье, если принято было встречать правителей пальмовыми ветвями? Все очень просто. Пальма – южное дерево и растет она далеко не везде. Поэтому пальмовые ветви были заменены у христиан на ветки вербы, ветлы, ивы или других деревьев, произрастающих в стране празднования и расцветающих в начале весны.


Правильное название этого христианского праздника – Вход Господень в Иерусалим. Незадолго до этого события Христос сотворил чудо воскрешения – вернул жизнь умершему четыре дня назад Лазарю, чем поразил народ иудейский.

Иисус въехал в город как Победитель смерти и греха, как Царь, добровольно вступивший на стезю телесных страданий, чтобы открыть всем верующим путь в Царствие небесное, и дарующий бессмертие их душам.

Фарисеи запрещали чествовать Христа, однако простой народ приветствовал его радостными возгласами и устилал дорогу своими одеждами, пальмовыми листами и веточками вербы с мягкими и пушистыми почками.

Отсюда и пошёл обычай приносить в этот день в церковь ветки молодых ивовых растений – ветлы или вербы.

Чтобы узнать, какого числа празднуется Вербный день, нужно уточнить, на какую дату по церковному календарю приходится главное христианское торжество – Светлое Воскресение Господне. Последнее воскресенье перед Пасхой и будет считаться Вербным.

Традиции и обычаи

В весенний день веточки вербы традиционно освящаются в православных храмах святой водой и, как утверждают верующие, несут в себе целый ряд целебных свойств.

Традиции использования веток ивовых деревьев как оберегов, избавляющих от различных неприятностей, сохранились и по сей день:

  • Освящённую вербу принято ставить в изголовье больного и прикладывать её к нездоровым местам. Это поможет организму преодолеть недуг, вернуть силу и здоровье.
  • Любящие родители несильно хлопали своих чад ивовыми прутиками, приговаривая «Не я стегу – верба бьёт!». Тем самым они отгоняли от своих детей злых духов, очищали от порчи и сглаза.
  • Чтобы привлечь успех в делах, многие верующие проглатывали молодые почки растения. Три маленьких комочка принято было съедать перед началом какого – то серьёзного предприятия – на удачу.
  • Вербное воскресенье считалось хорошим днём для привлечения своего суженого. Молодым незамужним девушкам приписывалось думать о возлюбленном весь день. Это была верная примета того, что скоро девица станет невестой.
  • Ветви ивы хранились в доме весь год и, после того, как наступала следующая весна, использовались как хворостина при выгоне скота. Считалось, что это обеспечит домашним животным хороший приплод и убережёт от разных хворей.
  • Деревенские жители никогда не выгоняли на улицу в это воскресенье домашнюю птицу – кур, гусей и индюков. Считалось, что обозлённые освящённой ветлой ведьмы, могут излить свой гнев на пернатых, послав им разные недуги и мор.

Обратите внимание! Для обряда освящения нужно срезать веточки только с молодых, крепких деревьев. Лучше всего выломать несколько прутиков возле водоёма и ни в коем случае нельзя использовать иву, растущую вблизи кладбища.

Приметы на вербное воскресенье

С этим праздничным днём связано немало народных примет. В основном, они касаются тех или иных атмосферных явлений за окном. Ведь от того, какой будет погода, зависит урожай, а значит и благосостояние крестьянской семьи.

Многие садоводы — огородники и сегодня бережно хранят подобные знания, каждый год убеждаясь в их эффективности в нашем современном мире:

  • Идёт дождь – к хорошему урожаю.
  • Ясная и тёплая погода – жди богатый сбор фруктов.
  • Опустился мороз – значит хорошо взойдут яровые хлеба.
  • Направление ветра в это день указывает, куда он будет дуть всё лето.

Ходят ли на кладбище в вербное воскресение?

Так уж заведено в православной культуре, что многие верующие в день христианских праздников идут проведать своих близких, которые уже покинули мир живых.

Однако священники не всегда одобряют посещение кладбищ в торжественные для Церкви даты. Так, обычай ходить всей семьёй на могилы в Пасху, противоречит самой сути Светлого Воскресения. Ведь именно этот день мы отмечаем с самой большой радостью и весельем.

Вербное воскресенье не считается днём, при котором не рекомендуется поминание усопших. Пойти на кладбище, положить несколько веточек и прочитать молитву – допускается и одобряется в этот праздник.

Обратите внимание! Существует единственное требование, которого необходимо придерживаться – посещайте погост после окончания воскресной службы.

Что нельзя делать в праздник?

Большинство прилежных прихожан интересует вопрос – как правильно провести праздник, согласно церковным устоям? Что нельзя делать и можно ли работать в этот день?

Не нужно забывать, что день Входа Господнего совмещает в себе не только радостную, но и грустную идею. Ведь именно со Вхождения в Иерусалим начались земные муки Христа.

Этот день принято встречать в кругу семьи, друзей и близких в тихой и спокойной обстановке. Не стоит забывать о том, что ещё продолжается Великий Пост, а значит остаются запреты в приёме пищи и проведении некоторых повседневных дел.

Чего нельзя делать Что можно делать
Заниматься тяжёлой работой – строгать дерево, строить дом, копать колодец Посещать кладбище – провести уборку на могилках, подготовиться к поминальным дням и помолиться за души усопших
Пользоваться иголкой, ножницами и спицами. Нельзя вышивать, вязать и стричься в этот день Проводить обряд крещения
Стирать и делать уборку в доме. Этим необходимо заняться накануне, чтобы встретить праздник в чистом и светлом убранстве Проводить поминки
Сажать деревья в саду. В народе существует поверье, что посадивший в этот день дерево, будет закопан при помощи лопаты из его ствола В отличие от других дней Великого Поста, в этот день можно скушать кусочек рыбы и выпить пару глотков красного вина – церковный устав даёт на это разрешение

Чтобы знать, как празднуют Вход Господень в Иерусалим, необходимо не только соблюдать обычаи и порядки, установленные православными канонами и обращать внимание на народные приметы.

Самое важное — не забывать о значение праздника. Ведь много лет назад те, кто так радовался появлению Господа в городе, всего через несколько дней с яростью швыряли в него камни и требовали распятия на кресте.

Именно поэтому, в этот день необходимо покаяться, очистить душу от дурных помыслов, посетить Всенощную службу и ещё раз вспомнить о земном пути Иисуса.

Полезное видео

    Похожие записи

31.03.2018 31.03.2018 by Mnogoto4ka

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2016 году выпадает на 24 апреля, в 2017 году - 9 апреля, в 2018 году - 1 апреля, в 2019 году - 21 апреля, в 2020 - 12 апреля.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вербное воскресенье символизирует Вход Господень в Иерусалим. Отличие только в том, что у нас в России вместо пальмовых веток используют веточки вербы. Сделаем небольшое отступление и вспомним канун Вербного воскресения — Лазареву субботу. Прошло четыре дня, как умер Лазарь. Его сестра Марфа встретила Иисуса Христа со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И ответил ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Они пришли в Вифанию, к пещере, где был похоронен усопший. Велел Иисус Христос отвалить камень, затем, помолившись Отцу Небесному, обратился к Лазарю: «Лазарь, иди вон!». Тот сразу же поднялся и вышел из пещеры.


Отправился Иисус Христос в Иерусалим. Подойдя к городу, он сел верхом на ослика и въехал в ворота. Люди уже знали о чудесном воскрешении Лазаря, и встречали Иисуса Христа как Царя освободителя от греха земного. Народ приветствовал Спасителя словами: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышнях!». Многие стелили одежду на землю, клали пальмовые ветки. Сам въезд на ослике символизирует на Востоке мир, если же въезжали на лошади, то это знак войны. Иисус Христос показал всем, что он пришел с миром. Господь пришёл в Иерусалим добровольно, зная какие муки и страдания Ему предстоит пройти. Позже к Иисусу Христу подходят люди с различными недугами, Он их исцеляет. Вечером Спаситель уходит обратно в Вифанию.


Мы с Вами, стоя в церкви в вербное воскресенье, держим в руках зажженные свечи и веточки вербы, которые едино символизируют победу жизни над смертью. Мы, молясь, приветствуем Иисуса Христа как Победителя смерти и ада, освободителя грехов наших. Вербочки, освященные святой водой, следует сохранить дома. У нас в России не растут пальмы, поэтому их поменяли на вербу.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

ПОВЕРЬЯ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить. Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.

Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», - это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным - исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть 3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

ОБРЯДЫ. ВЕРБА И ЕЁ СИЛА

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», - или: «Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях - и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда - сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель - воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле - «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону - «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.

Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг - четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой - сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

МОЛИТВЫ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

КОНДАК 13

О, Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвми приносимое Тебе моление наше, да в пречестные дни сии последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим на веки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.

ИКОС 1

Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

КОНДАК 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В канун пасхальных праздников церковный календарь просто пестрит различными важными событиями и величественными торжествами.

Большинство из них хорошо известно даже людям, далеким от веры. Не стало исключением и Вербное воскресенье.Но что об этом важном празднике знают люди, которые спешат нарвать охапки вербы и освятить их в церкви.

Согласно евангелийских писаний за неделю до Пасхи празднуется торжественное вхождение Христа в город Иерусалим.

В церковном календаре название праздника звучит, ка Вход Господень в Иерусалим. Об этом торжественном событии описано у всех четырех евангелистов.

Спаситель обращается к своим ученикам с просьбой найти для Него осла. Именно на этом животном Иисус планирует въехать в город.

Просьбу выполняют два Апостола, которые находят животное в соседнем селении и, застелив его одеждой, отдают своему Учителю.

Иисус въезжает в Иерусалим на осле. Его встречают величественными ликованиями толпы жителей города. Дорогу Спасителю устилают пальмовыми ветвями.

Именно пальмовые ветви или вайями легли в дальнейшем в основу названия праздника.

Воскресенье ваий – такое первоначальное название торжества. Оно и сегодня сохранилось в христианских странах, где растут пальмы.

«Славянский» вариант, связанный с вербой, появился намного позже. А сама верба стала северным символом праздника.

Встречая Иисуса, жители города выкрикивают приветствия, славящие его. Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Слово «осанна» дословно с древнееврейского переводится, как «помоги, спаси же».

Греческий вариант писания упоминает слово в этом случае, которое означает «слава».

Так что встречали Иисуса в Иерусалиме со словами величия, прославления.

Но это было связано не с верой в спасение, которое нес Христос, как Сын Божий, а с надеждой, что Грядущий принесет облегчение в непростой жизни евреев на просторах Римской империи.

Воспринимался же Христос встречающими, как царь земной, обладающий выдающимися способностями пророка.

Лазарева суббота, как великое чудо воскрешения

Но с чем же связана такая знаменитость Иисуса Христа? Почему его встречали с такими почестями и надеждами? Ведь встреча по своей торжественности была даже более величественной, чем проведение самых больших праздников.

Все объясняется событием, непосредственно предшествующим входу в Иерусалим.

Накануне, то есть в субботу, Сын Божий сотворил одно из самых великий чудес – оживил Лазаря, который уже как четыре дня был мертвым.

В такое чудо не верили даже его ученики. Но вера смогла сотворить немыслимое, и Лазарь восстал из мертвых.

Это событие в дальнейшем будет отмечаться, как еще одно великое торжество в церковном календаре. А в древние времена слухи быстро распространились по околицам, и дошли до римского города, расположенного поблизости.

Скорбная сторона Верного воскресенья

Иисус, согласно пророчеству, въезжает в город не на белом красивейшем коне в окружении свиты, как бы сделали многие правители, а на молодом осленке. И этому существует несколько объяснений.

По восточным поверьям всадник на осле нес мир, а вот въезжающий на коне символизировал войну. И все поведение Миссии говорит не о возвышении, а о кротости. Ведь уже в эти минуты Он знал, что замышляют книжники и фарисеи.

Христос прекрасно понимает, что впереди Его ждет предательство и неземные муки. Но его миссия состоит именно в том, чтобы принести эту жертву ради спасения грешников. Поэтому Христос идет навстречу своей смерти сквозь толпы ликующей толпы.

Уже через несколько дней возгласы славы сменятся проклятиями, а величественные почести унижением.

Эти люди, переполненные злобой, возьмут в руки камни вместо пальмовых ветвей, а их разум затмит ненависть.

Поэтому праздник Вербное воскресенье воспринимается не только как веселое торжество, но и как первый шаг к печальным событиям, как подтверждение человеческой греховности, предательства.

Когда в России празднуют Вербное воскресенье?

Практически каждый знает, когда в этом году Пасха и Вербное воскресенье.

Ведь достаточно открыть церковный календарь, и там можно узнать все праздничные даты на десятилетие вперед.

Что касается числа, когда празднуется Вербное воскресенье, нужно знать, что дата непостоянная и приходится как раз на воскресный день за неделю до Святой Пасхи.

Поэтому вычислить, какого числа Вербное воскресенье несложно – нужно только отнять от даты Пасхи 7 дней.

В ближайшие годы дата празднования Вербного Воскресенья приходится:

  • в 2017 году на 9 апреля;
  • в 2018 году на 1 апреля;
  • в 2019 году на 21 апреля;
  • в 2020 году на 12 апреля.

Как видим, праздник всегда проходит весной, и чаще всего в апреле.

Вербное воскресенье: история праздника

Праздновать Вербное или Цветоносное, Ваий воскресенье начали в IV-V вв. и очень стремительно праздник завоевал поклонников в христианском мире.

Самые пышные мероприятия, конечно, проводятся в Иерусалимской Церкви.

Тексты богослужений, которые остались неизменными до наших дней, появились в VII веке.

Символом праздника стали ветви пальмы, а у славянских народов – вербы. Эти атрибуты обязательно освящают в церкви.

Поэтому на Руси христиане приходят в храм с букетами вербы, которая обычно к этому времени успевает выпустить свои пушистые почки.

Как это ни прискорбно, миряне, не зная истинного значения праздника, спешат в ближайший храм только для освящения вербы.

Нередко у церкви можно в Вербное воскресенье увидеть толпы прихожан с букетиками вербы.

Они ждут, когда священнослужитель выйдет и окропит их веточки, и совершенно забывают о молитве.

Помните, что традиция освящения вербы сегодня является только дополнением к благочестивым обрядам.

Однако исключительно выполнение этого ритуала полностью лишено смысла, если верующие игнорируют основные традиции.

В храм приходят, прежде всего, для встречи Спасителя, а веточки берут с собой, как символ приветствия.

И только с молитвой в церкви можно освятить вербу и принести ее домой, чтобы сохранить, как святыню, рядом с иконами.

Вербное воскресенье: традиции и запреты

Праздник существует уже несколько веков. Поэтому неудивительно, что к основным церковным канонам присоединилось множество народных обрядов, ритуалов и примет.

Ко многим из них церковь относится отрицательно. Христианин должен, прежде всего, соблюсти те традиции, которые предусмотрены церковными рекомендациями. А их не так уж и много.

Прежде всего, следует помнить, что праздник всегда приходится на Великий пост. Поэтому запрет распространяется на любые увеселительные мероприятия.

Запрещено петь, гулять свадьбы, отмечать дни рождения и придаваться плотским утехам. А вот на постный стол имеются послабления.

Для постящихся Вербное воскресенье еще является долгожданным днем, так как именно сегодня разрешены кушанья с рыбой.

Также можно добавлять в блюда растительное масло и отведать немного красного вина.

Но это не значит, что в этот день накрывают пышные столы. Запрещено выполнять любые работы по дому.

Поэтому о приготовлении пищи хозяйке лучше позаботиться заранее.

Для праздничной трапезы с вечера пекут гречневые блины и готовят постный хлеб, символическое печенье. Нельзя также работать на земле, шить, вязать, управляться со скотом.

Особый запрет распространяется на любые магические действия. Поэтому гадания, выполнение магических ритуалов считается большим грехом.

Как противостоять суевериям в Вербное воскресенье?

Можно встретить огромное количество различных народных обычаев, связанных с Вербным воскресеньем, которые далеки от церковных канонов.

Согласно таким суевериям:

  • бьют родных прутьями, чтобы они не болели на протяжении ближайшего года;
  • пытаются остановить град, выбрасывая во время стихии веточки вербы на улицу;
  • ставят вербу у изголовья тяжелобольных в надежде на выздоровление.

Конечно, за такими ритуалами стоит вера человека в чудо.

Но тяжело сказать, будет ли польза от этих обрядов, когда кроме соблюдения ритуальных действ, не присутствует истинная вера, молитва и покаяние.

Все верующие люди априори должны знать, что такое Вербное воскресенье. Поэтому давайте углубимся в историю этого прекрасного праздника.

За неделю до своего воскресения Иисус Христос на осле, который является символом мира, вошел в Иерусалим. Идущий перед ним и сзади него народ восхвалял Сына Божьего и благословлял его. При этом, в знак особого уважения, они держали в своих руках пальмовые ветви.

Некоторые из них бросали эти ветви под ноги Христу. Подобной чести удостаивались прежде только цари и победители. Но люди, которые помнили о таких чудесах Иисуса, как воскрешение Лазаря или насыщение 5000 человек, принимали его именно в роли Миссии. Эти мысли подтверждались и Словом Божьим, гласившим, что следует ликовать и радоваться, ведь пришел настоящий справедливый Царь. Для этих людей Иисус был избранным Богом человеком, который, наконец, избавит их от надоевшего ига римского владычества. Глядя на устланную пальмовыми ветвями дорогу, люди представляли себе, что это только начало земной славы Иисуса, и, вместе с тем, начало их независимости от внешних факторов, начало богатой, беззаботной жизни.

И только Иисус знал, что с этого дня начинается Его путь на Голгофу - страдания за грехи всего человечества. Он наверняка догадывался и о том, что всего лишь через несколько дней весь этот народ, отчаянно кричавший «Осанна!», будет еще более рьяно кричать «Распни его». Знал, и с такой силой любви, которая присуща только Богу, шел вперед. Ведь был убежден, что приносит человечеству более значимые дары, чем те, на которые они надеялись: вместо земного царства - Царство Божее, вместо освобождения от земных врагов - освобождение от греха.

Эта история символизирует не только признание истинной миссии Христа, но, вместе с тем, и прообраз его вхождения в Рай. Поэтому Вход Господень в Иерусалим - один из самых почитаемых праздников в христианском мире. Вот что такое Вербное воскресенье в странах Православия, где в этот день вместо пальмовых ветвей традиционно используют ветви вербы. Есть и другие варианты названия: Цветоносное воскресенье, Пальмовое воскресенье, Неделя Ваий (имеются в виду пальмы). Но, независимо от названия и символики обрядов, все христиане отмечают этот праздник ровно за неделю до Пасхи (в 2013 году это было 28 апреля).

Обычно в Вербное воскресение в храмах и на их дворе собирается большое количество людей с только пробужденными после зимнего сна ветвями. Они в ждут освящения вербы, которое проводят священники, одетые в праздничные зеленые ризы. Царят радость и красота! Да, Вербное воскресенье - это и есть такое торжество жизни.

В данный день Церковь вспоминает царское прославление Иисуса Христа перед Его крестной смертью для того, чтобы показать, что страдания Спасителя были добровольные. Кстати, при этом она продолжает службы самой Лазаревой субботы, и священники читают пророчества о Царе-Мессии из Ветхого Завета и объясняют, что такое Вербное воскресенье. В руках прихожан можно увидеть вербовые ветки. Таким образом они демонстрируют свою любовь и уважение к Богу.

Итак, теперь становится ясно, что такое Вербное воскресенье и каков глубинный смысл этого праздника. Мы должно помнить о том, как сильно страдал за наши грехи Христос, и ценить подобные усилия.

Что еще почитать