Высказывания о неблагодарности. Есть ли спасительная пилюля? Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить

Каждый человек хоть раз, а чаще много, сталкивался в своей жизни с проявлениями неблагодарности. Неблагодарность других бывает темой задушевных откровений между друзьями, родственниками или попутчиками в поезде…
-Мы жалуемся на неблагодарность детей—которым точно знаем, дали очень много и много ради них и для них сделали.
-На неблагодарность родителей, которые не ценят хорошие поступки и поведение нас, детей по отношению к ним.
-На неблагодарность сестер, братьев, коллег по работе, --которые, получив от нас что-то хорошее, потом за спиной говорят про нас гадости или делают нам какую-нибудь пакость, вред.
-На неблагодарность сотрудников\подчиненных, которые всегда будут считать тебя или последней сволочью или как минимум недостаточно хорошим (и будут это между собой обсуждать снова и снова, вместо того, чтобы работать. Независимо от того, как много хорошего ты для них сделал—ты будешь недостаточно хорош.)
-На неблагодарность начальства, которое не ценит наши старания и достижения.
-На неблагодарность клиентов, которые найдут чем быть недовольными—как бы ты для них не старался в своей области.
-На неблагодарность друзей, которым мы дали в долг—а они не отдают тебе в договоренные сроки и обвиняют тебя в корыстности, жадности, эгоизме и бесчувсвенности.
-На неблагодарность любимых, с которыми у нас близкие отношения: чем больше мы для них хорошего делаем,
чем более мы любящие, заботливые и принимающие—тем более эгоистично и требовательно они себя ведут, обесценивают то, что для них сделали. Вместо благодарности мы получаем недовольство, критику, требования, Или даже сталкиваемся с разрушительной мстительностью по отношению к нам--за то, что не были идеальными с ними (в соответствии с их желаниями-представлениями об идеале).
От неблагодарности нам бывает очень больно, особенно когда это первый такой опыт в жизни или отношения близкие, где реально было много хорошего…
Многие, столкнувшись не раз по жизни с этим явлением, решают для себя: «Не делай добра—не получишь зла.» И просто перестают что-либо хорошее для других делать. Или делать, отмеривая и тщательно торгуясь: « Я тебе, ты мне. Ни на грамм больше не дам. Даже нематериальных вещей: внимания, любви, тепла.»
Вроде бы решение найдено. Но чего-то начинает в жизни не хватать.
Нам, людям, важно давать и получать, в том числе те самые нематериальные вещи: внимание, интерес к нам, любовь, тепло, заботу, бескорыстную любовь и помощь. Они-- непременные составляющие здоровых отношений и счастливой жизни.
Никому ничего просто так не давать--верный способ стать в итоге несчастным.

Решив никому просто так ничего не давать, мы все больше обедняем свою собственную жизнь, так как в ответ перестают давать нам. В перспективе—стать ожесточенным бирюком-одиночкой, обиженным на весь мир.

Но можно пойти по-другому пути и попробовать разобраться с темой благодарности\неблагодарности.

Дорогие друзья, после некоторых ваших комментариев и вопросов возникло желание поговорить о благодарности-неблагодарности.http://www .сайт/cat/literature/pol it/1199118.html?author
Давайте, еще поговорим.
«О НЕБЛАГОДАРНОСТИ»
Как-то я прочла мысль древних мудрецов:«Бойся неблагодарных». Тогда я не согласилась с ней. Ну, подумаешь, встретила человека, который не сказал спасибо. Можно этого человека не уважать, можно, в конце концов, пожалеть за то, что не получил хорошее воспитание, но зачем бояться?! Какое зло можно нанести неблагодарностью, чтобы вызвать страх?
И, как всегда, жизнь сама преподносит тебе опыт познания. Как я благодарна мудрецам за то, что они просто высказывают свои мысли, а не объясняют их! Какая радость, что они позволяют тебе самой дойти до истины, своим носом почувствовать и осознать потрясающую правоту и простоту высказанной мысли!
Нас всех с самого детства учили говорить слова благодарности. Если нам что-либо дарили или предлагали, наши мамы всегда напоминали: «А что нужно сказать?». И мы, совершенно не понимая значения этих слов, механически их повторяли, а в ответ получали - поцелуй, улыбку, похвалу. Нам начинало нравиться говорить эти «волшебные слова». С возрастом, уже понимая значения этих слов, начинаем произносить их как одно из правил этикета, как способ общения и, наконец, это становится просто банальной привычкой.
Поверьте, все не так просто. Ведь слова благодарности мы произносим только тогда, когда нам предлагают помощь, преподносят подарки, сочувствуют, поздравляют, говорят добрые слова, отвечают на нужный вопрос, желают удачи и счастья, понимают, радуются нашим успехам, прощают ошибки, оценивают наш труд и т.д. А как приятно слышать «СПАСИБО», которое произносят тебе самому! Значит, ты тоже помог, полюбил, подарил, поздравил, посочувствовал, простил, понял, оценил, порадовался… Конечно, условия внешней вежливости необходимы, но я не об этом, я о неблагодарных.
Кто же они такие эти неблагодарные? И здесь, конечно, без Достоевского не обойтись. Один из героев романа «Преступление и наказание» говорит: «Неблагодарный ненавидит того, кому должен быть благодарен». Это он о плебеях и человеке-рабе. Чувство неблагодарности присуще униженным, оскорбленным и нищим. Неблагодарностью они возводят себя в социальный ранг, и вопят - вы мне должны, мне все обязаны! Неблагодарного унижает чья-то щедрость, бескорыстность, благодарность, потому что он не способен на всё это.
Бойтесь неблагодарных, потому что неблагодарные люди всегда и обязательно завистливы, жадны, бездарны, мстительны, безжалостны, бездуховны и несчастны.
Теперь я боюсь неблагодарных, но больше всего боюсь быть неблагодарной.
А сейчас всё сказанное попробуйте перенести на какой-нибудь народ и пазлы сойдутся без малейшего шва.

Несколько афоризмов, под которыми подпишусь:
Наполеон:
«Знаете ли вы, что значительно тяжелее превратностей фортуны – это необоснованная отвратительная человеческая неблагодарность».
Сервантес:
«Не один грех так не сердит или возмущает Бога, как неблагодарность…»
Будда:
«Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность»
Мориц Готлиб
«Неблагодарный не забывает оказанных ему услуг, а только старается их забыть»

Из книги Эстер и Джерри Хикс Учение о воплощении желаний в жизнь.
«Благодарность облагораживает и привлекает счастье».
«Мы ни за что так не бываем благодарны, как за благодарность».

Неблагодарность как качество личности – склонность не проявлять в вербальной, невербальной либо мысленной форме удовольствие, сердечное благоволение за оказанное благодеяние и за уже имеющиеся жизненные блага.

Бизнесмен едет на важную встречу, опаздывает, нервничает, не может найти место припарковаться. Поднимает лицо к небу и говорит: — Господи, помоги мне найти место для парковки! Я тогда перечислю большие деньги в детдом, брошу пить и буду каждое воскресенье ходить в церковь! Вдруг чудесным образом появляется свободное местечко. Он снова обращается к небу: — А, всё, не надо. Нашел!

Любителя аквариумных рыбок спросили: «Что Вы получаете от своего увлечения? Как можно общаться с рыбками? Ведь это бессловесные существа, не способные даже выразить Вам благодарность за уход за ними. Собака любит своего хозяина и выражает ему свою благодарность множеством доступных ей способов. Кошка трется об ноги и благодарно мурлычет… А рыбки? Вы же не получаете от них никакой благодарности!» Аквариумист на секунду задумался и сказал: «Когда я вижу, что рыбки и водные растения великолепно себя чувствуют в аквариуме, и поэтому интенсивно размножаются и вообще благоденствуют и процветают, то я понимаю, что тем самым они говорят мне «спасибо». В процветании и заключается их благодарность!»

Благое дело не требует благодарности. Мать испытывает безусловную любовь к младенцу. Заботясь о нём, ей даже в голову не придёт думать о благодарности. Улыбнулся, спит, доволен, не болеет, не кричит, что ещё нужно для счастья? У благодетеля отсутствуют права на получение благодарности. Если он страдает от неблагодарности других людей, это верный признак корысти, и его благое дело можно смело классифицировать как корыстное деяние в режиме «ты – мне, я – тебе». Не зря народная мудрость гласит: «От добра добро не ищут». Если делая так называемое благое дело, «благодел» ошибся в расчётах и не получил, как говорили в старину, «отдарок» — это его проблема. В эгоистичном мире, где то и дело сталкиваются интересы, обычное дело не суметь востребовать кредиторскую задолженность за оказанные «благодеяния».

«Благодетель-банкрот» возмущается, осуждает и обвиняет людскую неблагодарность. Его не устраивает понимание, что должник процветает благодаря его воспитанию, помощи или советам. Ему нужны ощутимые знаки благодарности. Карнеги пишет: «Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача».

Лжеблагодетели обожают шумное проявление благодарности, так, чтобы об этом знала самая последняя ворона. Они должны насытиться тщеславием, представляясь в глазах окружающих добродием и благоделом. Но главный мотив их действий, зачастую, объясняется просто и банально – поставить другого человека в зависимость. Под покрывалом благодеяния корыстолюбие, подлость, коварство, лицемерие, словом, какая-либо группа пороков прячет своё намерение манипулировать человеком, вмешиваться в его личную жизнь, направлять, указывать и требовать исполнения своих желаний. Манипуляторы знают о всеобщем человеческом качестве – быть в меру последовательным, отвечать услугой на услугу. Человек попадает в психологическую ловушку – ему неприятно вмешательство в его жизнь, но и не хочется быть неблагодарным. Осознавая, что последует за его бунтом неповиновения, он, зачастую, идёт на компромисс. А последуют громогласные обвинения: «Неблагодарный сын! Мы тебя вырастили-выкормили, последние жилы тянули, а ты…», «Кем бы ты сейчас был? Я тебя нашёл на помойке. Отмыл, обогрел, поставил на шикарную должность, а ты…», «Я отдала тебе лучшие годы жизни, а ты…»

С благодетелем всё понятно, а как должен реагировать на благое дело облагодетельствованный? Быть неблагодарным небезопасно. Что должен знать каждый человек, встав на путь неблагодарности? Неблагодарность – один из самых страшных грехов, который невозможно искупить ничем. Если бы люди обладали знанием, какие тяжелые последствия следуют за их неблагодарностью, они б выстраивались в очередь, лишь бы в какой-то приемлемой форме отблагодарить благодетеля. Данте поместил неблагодарных друзей в самые жуткие условия Ада, в самый последний круг. Так Данте выказывает свое отношение к тем, кто забыл или преступил через чувство благодарности. В Риме вольноотпущенного раба наказывали повторным обращением в рабство за проявление неблагодарности к своему патрону – опекуну, за причинение смерти опекуну наказание было как за отцеубийство.

От неблагодарного человека в первую очередь отворачивается удача, теперь постоянная спутница его жизни – невезение. Мало того, в жизнь приходят несчастье и страдания. С завидным постоянством все обстоятельства жизни складываются против него, человек теряет то, за что проявил неблагодарность. В наказание за неблагодарность он может потерять память. Например, человек несчастлив в семье из-за неблагодарности к Богу, давшему эту семью.

Неблагодарный человек не знает, как правильно воспользоваться тем, что получил. Только благодарность даёт понимание и осознание масштаба и размера благого дела. Полученные на халяву блага, не ценятся. Неблагодарность, к примеру, получила прекрасную работу, но не понимает или не хочет понимать, какое доброе дело для неё сделано. Результат предугадать не сложно – вылетит с работы, как пробка из новогодней бутылки шампанского.

Неблагодарность – проявление гордыни, отсюда и строгость наказания. Внутренне оно считает: «Мне все должны…», воспринимая благодеяние как само собой разумеющееся, как выполнение человеком прямых обязанностей. Такая иждивенческая позиция распространяется не только на близких, но и на незнакомых людей. Воспринимая всё как должное, неблагодарность, будучи запредельно эгоистичной, сама не способна на благие дела. Мало того, она систематически производит уценку благодеяний. Благодарность требует душевных усилий и самоуважения. Неблагодарность не уверена в себе, она испытывает беспокойство от одной мысли о благодарности. Поэтому начинает заниматься самообманом, уговаривая себя: «Это ему ничего не стоило», «На её месте так поступила бы каждая», «Он сам получил это в подарок».

Неблагодарность не хочет быть в долгу, благие дела в отношении себя она, зачастую, воспринимает как собственную слабость и несостоятельность. Гете писал: «Когда мы встречаем обязанного нам человека, то сейчас же вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. А как часто мы сами встречаем людей, которых должны благодарить, и об этом нисколько не думаем. Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными».

Помимо обычной, существует ещё черная неблагодарность, проявляющаяся примерно так, как в этой притче: ««Странник нашел замерзающую змею и, пожалев ее, сунул себе за пазуху, чтобы обогреть. Змея отогрелась на груди путника и ужалила его». Помните, Иисус излечил от проказы десять человек, и только один пришел, чтобы поблагодарить его. Вот несколько примеров черной неблагодарности.

В 2007 году Опра Уинфри известная американская телеведущая на своем шоу подарила каждому зрителю в зале по автомобилю. Но вместо благодарностей, получила несколько судебных исков от «благодарных» людей за то, что им пришлось заплатить налоги за её подарок.

Один обруселый немец рассказывал: «Жалко мне стало худой и бледной детворы моего русского соседа. «Присылай, – говорю ему, – твоих ребят поутру, буду давать им две бутылки молока, пусть пьют на здоровье». И вот целое лето все шло хорошо. Но под осень, когда корова сократила удой, я решил давать по одной бутылке в день. Когда же корова перестала доиться вовсе, дети вернулись домой с пустой бутылкой. Сосед не поверил, что у меня нет больше молока и перестал со мной здороваться. Своим участием я повредил себе: не поил бы детей молоком, и ссоры не было бы. “За мой же грош да я же и нехорош».

Рассказывают про одного кучера, которого холостяк барин любил приглашать к пасхальному столу «разговляться». Однажды барину донесли, что кучер, привезший его от заутрени, не успев распрячь тройку, изрядно «хватанул» у дворовых на кухне. Барин возмутился и на этот раз не пригласил кучера. Говорят, что кучер так разобиделся, что «с пьяных глаз» поджег барский дом и был зол на всю дворню, вовремя загасившую огонь и спасшую барина. Вот вам и «пригрел змею за пазухой», или, как принято в таких случаях говорить: «За мое же добро да мне же переломили ребро».

Простой английский гомосексуалист дружил с простой английской лесбиянкой. И вот однажды лесбиянка захотела детей. Друг, в силу своей ориентации, не мог помочь ей в этом вопросе непосредственным образом, но зато поделился своей спермой. И девушка родила двух дочерей. И ей бы быть благодарной! Но она затаила неблагодарность. И спустя десять лет подала на донора в суд, истребовав с него, вы не поверите, алименты! И суд таки обязал несчастного гомосексуалиста платить алименты детям, к которым он, признаемся честно, никакого отношения кроме как генетического не имеет. И даже никогда их не видел.

Петр Ковалев

Что еще почитать