Церковный Православный праздник мая. Традиции на Фомин день. Мая в истории

14 мая 2018 года - Понедельник, 134 день 2018 года по григорианскому календарю. 14 мая соответствует 1 мая юлианского календаря (по старому стилю). Праздники 14 мая 2018 года.

Праздники 14 мая 2018 года в России

  • День фрилансера. Ежегодно 14 мая в России отмечается День фрилансера. В этот день в 2005 году была образована одна из первых российских бирж фрилансеров. Ежегодно по инициативе этой компании организовываются праздничные мероприятия, на которые приглашаются все фрилансеры, дизайнеры, программисты, менеджеры, оптимизаторы, копирайтеры, все те, кто трудится и созидает вне стен определенного офиса. Фрилансер (freelancer - свободный копьеносец, вольный стрелок) - человек, не состоящий в штате какой-либо компании, он самостоятельно выбирает себе заказчиков и устанавливает график работы. И хотя в России и странах СНГ это явление еще не очень распространено, однако, с каждым годом количество фрилансеров увеличивается.

Также читайте:

Праздники 14 мая 2018 года в Украине

  • Праздники 14 мая 2018 года на Украине - отсутствуют.

Всемирные и международные праздники 14 мая 2018 года

Православные праздники 14 мая 2018 года

Установлены следующие памятные даты:

  • День памяти пророка Иереми́и;
  • День памяти преподобного Пафну́тия Боровского, игумена;
  • День памяти священномученика Макария, митрополита Киевского;
  • День памяти преподобного Гера́сима Болдинского;
  • День памяти преподобномученика Ва́ты Персиянина;
  • День памяти благоверной Тама́ры, царицы Грузинской;
  • День памяти преподобномучеников Афонских Евфи́мия, Игна́тия и Ака́кия;
  • День памяти мученицы Нины Кузнецовой;
  • «Нечаянная Радость»; Царевококшайской (Мироносицкой); Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» – икон Божией Матери.

Народные праздники 14 мая 2018 года

  • Еремей Запрягальник. Народный праздник «Еремей Запрягальник» отмечается 14 мая (по старому стилю – 1 мая). Православная церковь в этот день чтит память пророка Иеремии. Его имя в народе переиначили в Еремея. Другие названия праздника: «Иеремия», «Ярёмник», «Еремей Запашник», «Пролетье», «Проводы весны». Запрягальником или запашником день прозвали потому, что на Руси как раз в эти дни начиналась пахота и сразу за ней посев. Иеремия – второй из четырех величайших пророков, о которых упоминается в Ветхом Завете. Родился он в семи километрах от Иерусалима, а его пророческая деятельность приходилась на самый бурный период Иудейского царства. По велению Бога он надел на шею деревянное, а после и железное ярмо, как символ будущего рабства народа иудейского. Иеремия был убит своими же земляками за пророчество об истреблении иудеев вавилонским правителем. За то в народе Еремея «запрягальником» прозвали, что он самого нерадивого на работу из дома мог погнать: «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает». Ведь согласно закону, с давних времен у хлеборобов принятому, «сей неделю после Егория и другую после Еремея», а не то упустишь время и уже не придется «ни молотить, ни веять». И уж конечно «хлеб засевать, не пиры пировать», тут к делу особенно серьезный подход требовался. В это время на Руси шли важнейшие сельские работы - вспашка и засев полей. Они были изнурительными как для земледельцев, так и для рабочего скота, и крестьяне просили небесной помощи. Они верили, что сам пророк Иеремия запрягает свою колесницу и помогает тем, кто обращается к нему с молитвой. Поводом для такого поверья послужило, вероятно, созвучие имени святого со словом «ярмо». Прежде чем начинать сев, крестьяне советовались со стариками, полагаясь на их опыт и мудрость. Опытные крестьяне прикладывали к земле ладони, брали ее в руки, обминали и проверяли, готова ли она принять семя. К первому посеву было принято печь из теста жаворонков. Их клали на землю, и лишь после этого начинали посев, а по окончании работы жаворонков съедали. В некоторых селах, впрочем, поступали по-другому: полагалось сначала съесть жаворонка, а потом приступать к работе. Следовало, например, опасаясь недоброго глаза, на первый посев в поле выезжать ночью. Нельзя было давать в день посева никому ни взаймы, ни за деньги не то что куска хлеба, но даже зернышка самого маленького, иначе весь год только и будешь отдавать, ничего взамен не получая. А вот красть семена нисколько не возбранялось, ведь из них самый лучший хлеб родился, самая пузатая репа, ядреная морковь и сладкая кукуруза. 14 мая судили по луне, стоит ли работать на земле. Если она была растущей – самое время приступать к работам. Если шла на убыль, то полевые работы будут неудачными. Если день приходился на полнолуние, наставал срок для посева пшеницы и ржи. За два дня до или после Еремея Запрягальника сеяли овес. Про этот злак есть хорошая поговорка: «Какая бы ни стояла погода на дворе, овсу главное, чтобы он был посеян в срок». Смотрели и на приметы. Если на Еремея день был погож, то убирать хлеб тоже предстоит при хорошей погоде. Наблюдали за муравьями: если они были чистыми да сытыми - пшеница уродится. 14 мая – третий и последний день встречи весны. В это время прилетают стрижи – вестники теплых дней. Любители пернатых готовили для них лакомства: хлебные крошки и конопляное семя.

Праздники 14 мая 2018 года в странах мира

  • Праздник в Грузии 14 мая 2018 года – Тамароба. 14 мая Грузинская православная церковь отмечает День поминовения святой благоверной царицы Тамар (Тамары), называемый Тамароба. С именем царицы Тамар связан «Золотой Век» в истории Грузии. Царица проявляла заботу о бедняках, вдовах и сиротах, покровительствовала искусствам и способствовала духовному развитию страны. В своем управлении она руководствовалась евангельскими заповедями, поэтому в ее царствование не было ни единого случая телесного наказания или смертной казни.
  • Праздник в Таиланде 14 мая 2018 года – Праздник первой борозды. Ежегодная церемония Первой Борозды (Royal Ploughing Ceremony) обычно проводится в мае на территории королевского парка Санам Луанг (Sanam Luang), недалеко от Большого Дворца в Бангкоке (Таиланд). Эта древняя церемония посвящена успешному началу нового сельскохозяйственного сезона. С не меньшим размахом проходит она и в Камбодже. Церемония Первой Борозды имеет брахманское происхождение, и она практиковалась еще до рождения Будды. Когда Будда был принцем, он тоже принимал участие в этой церемонии. Благоприятный день и время для проведения церемонии назначаются королевскими астрологами-брахманами (Brahmins).

Праздник в память вознесения Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании, приходится на сороковой день после Пасхи.

Согласно книге Деяний святых апостолов Иисус после своего Воскресения "в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием", а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав: "вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым". После этого "Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо"(Деян. 1-9-11).

О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий - от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк.24:50-53).

Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках V века.

В католической церкви Вознесение относится к числу великих праздников. С ним связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. Для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо в некоторых римско-католических церквах совершается ритуал поднятие статуи Христа до самого потолка храма.

Преподобный Пафнутий Боровский

Внук татарского баскака, принявшего православие и оставшегося жить на Руси в пожалованном ему селе Кудиново неподалеку от Боровска, Пафнутий двадцать лет прожил в Покровском монастыре в селе Высокое в послушании у Никиты Серпуховского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий вошел в историю Русской церкви, окруженный сонмом своих учеников — до одиннадцати из них еще при его жизни стали основателями монастырей, неся заветы своего учителя в разные концы русской земли — на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные обители, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье.

Уже через семь лет такой духовной школы Пафнутия избрали игуменом, но около 1440 года он тяжело заболел и, готовясь к смерти, даже принял схиму, а выздоровев, отпросился "на покой", съездил в Троице-Сергиеву лавру и поселился в уединении на берегу реки Протвы, напротив своего прежнего монастыря.

Однако очень скоро вокруг подвижника собралась новая братия, и началось строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери. 1444 год считается датой основания монастыря преподобного Пафнутия Боровского, который он называл домом Пречистой Божией Матери. До глубокой старости — более тридцати лет - был он его игуменом, собирая и воспитывая братию в послушании и страхе Божием.

Сохранение строгого общежития всегда давалось на Руси с большим трудом — оно предполагает суровую дисциплину и внимание к букве устава, и игумену поневоле приходилось проявлять строгость, чтобы этого добиться.

Монастырь, который основал Пафнутий, был всего в двух верстах от города, и трудовой, хозяйственный уклад жизни был продиктован жизненной необходимостью. Юный Иосиф Санин - будущий Иосиф Волоцкий, — придя в Боровскую обитель, застал игумена за рубкой дров в лесу, а сказание о кончине Пафнутия, составленное его любимым учеником Иннокентием, начинается с того, как старец позвал его к пруду, на прорванную плотину, и "начат мя учити, как заградити путь воде".

Пафнутий не был суровым аскетом, но был строг во всем, что касалось соблюдения устава, особенно церковного правила и благочестия. Блюститель канонов, он не пожелал признавать митрополита Иону, избранного без утверждения греческого патриарха, хотя знал, что подвергнется за это строгому наказанию. Ученикам своим он внушал благоговейный страх.

Пафнутий был суров и к мирянам, даже перед смертью отказывался принимать дары князей и бояр. Но он внушал им такое уважение, что дары все равно щедро текли в его обитель.

Почитание его в великокняжеском доме сделало его как бы фамильным святым московских князей. Считалось, что Иван Грозный был рожден по молитвам святого Пафнутия. Сам царь называл имя преподобного в ряду величайших московских святых — Сергия и Кирилла. Да и Пафнутий любил московский княжеский дом, хранил в памяти предания о московской старине, о добродетелях Ивана Калиты и делился ими в кругу учеников.

Иосифа Волоцкого, когда тот двадцати лет от роду пришел в Боровск, игумен Пафнутий взял к себе в келью и воспитал в своей суровой школе послушания, а умирая, избрал его своим преемником. И великий князь Иван Васильевич, которому "вручил" свой монастырь Иосиф, утвердил его выбор.

Скончался преподобный Пафнутий 1 мая (14 мая по новому стилю) 1477 года, прожив 82 года и собрав 95 человек братии, а уже в 1547 году он был прославлен Русской церковью в лике святых.

В этот день наблюдали за муравьями (Фото: Maslov Dmitry, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 1 мая

Праздник получил название по имени святого Иеремии - второго из четырех великих пророков, упомянутых в Ветхом Завете. Родился он в семи километрах от Иерусалима, а его пророческая деятельность приходилась на самый бурный период Иудейского царства.

Свое народное прозвище святой получил потому, что в это время на Руси шли важнейшие сельские работы - вспашка и засев полей. Они были изнурительными как для земледельцев, так и для рабочего скота, и крестьяне просили небесной помощи. Они верили, что в это время сам пророк Иеремия запрягает свою колесницу и помогает тем, кто обращается к нему с молитвой. Поводом для такого поверья послужило, вероятно, созвучие имени святого со словом «ярмо».

Смотрели и на приметы. Если на Еремея (Иеремия) день погож, то убирать хлеб тоже предстоит при хорошей погоде. Наблюдали за муравьями: если они чистые да сытые - пшеница уродится. Для того, чтобы год был плодородным, на Еремея воздерживались от того, чтобы давать взаймы - ни денег, ни куска хлеба.

Именины в этот день

Герасим, Ефим, Еремей, Игнатий, Макар, Нина, Пафнутий, Тамара

День фрилансера в России

Многие журналисты, программисты, переводчики и другие специалисты работают вне стен определенного офиса (Фото: Maksim Shmeljov, Shutterstock)

Ежегодно 14 мая в России отмечается День фрилансера . В этот день в 2005 году была образована одна из первых российских бирж фрилансеров. Ежегодно по инициативе этой компании организовываются праздничные мероприятия, на которые приглашаются все фрилансеры, дизайнеры, программисты, менеджеры, оптимизаторы, копирайтеры, все те, кто трудится и созидает вне стен определенного офиса.

Фрилансер (freelancer - свободный копьеносец, вольный стрелок) - человек, не состоящий в штате какой-либо компании, он самостоятельно выбирает себе заказчиков и устанавливает график работы. И хотя в России и странах СНГ это явление еще не очень распространено, однако, с каждым годом количество фрилансеров увеличивается. Несомненно, этому способствует доступность интернета.

Если еще несколько лет назад заработок в интернете считался чем-то несерьезным - занятием для подростков, которые хотят получить немного денег на карманные расходы, то сегодня взрослые люди - профессионалы своего дела - с гордостью говорят, что фриланс - это стиль жизни! Многие журналисты, программисты, копирайтеры, оптимизаторы, контент-менеджеры, дизайнеры, переводчики и другие специалисты работают и зарабатывают с использованием интернета, не выходя из дома.

День фрилансера - это дата, которая помогает объединиться тем, кто зарабатывает в интернете. Несомненно, проведение подобных мероприятий необходимо. На сегодняшний день связь между фрилансерами поддерживается довольно слабо. Причиной тому малое количество семинаров, встреч и других мероприятий, которые помогли бы найти фрилансерам новых интересных знакомых из той же среды.

Но в последнее время развивается такой стиль работы, как коворкинг (от англ. coworking) - совместная аренда офиса, которая позволяет пользоваться оргтехникой, коммуникациями, а также обмениваться идеями и делиться заказами.

Пролетье

Вообще в Пролетье было принято разжигать большие костры, чтобы они пылали во славу наступающего лета (Фото: Kalinich_E, Shutterstock)

Пролетье у славян - встреча пролетья, последняя неделя пахоты и начала сева. Также в этот день славянами совершаются обережные обряды пробуждения земли, приносящие силу и здоровье.

Славится Майя Златовласка - Матерь Всех Богов, ей устраивали ритуал поклонения на Капище богини судеб Макоши. Также в её честь происходило возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Вообще в Пролетье было принято разжигать большие костры, чтобы они пылали во славу наступающего лета.

Также проводился обряд опахивания, приносящий здоровье и удачу, и волшебное чародейство у Триглы (древней славянской богини, единой в трех ипостасях: творящая, хранящая и разрушающая), помогающее женщине сохранять лад в семье.

Праздник Пролетья отмечался шумно, весело и всенародно. Традиционно в этот день устраивались скоморошьи и молодецкие забавы, игры, песни и хороводы. Танцы и песни проходили под славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели.

Тамароба в Грузии

Фреска из монастыря Вардзиа, изображающая царицу Тамару

14 мая отмечается национальный грузинский праздник. День поминовения святой благоверной царицы Тамары - Тамароба. Обычно главные события, посвященные этому празднику, проходят в Тбилиси - в церкви, носящей ее имя, в храме Рождества Пресвятой Божией Матери и в Ахалцихе (Южной Грузии). Также торжественные молебны проходят в этот день почти во всех православных храмах страны.

Как национальный праздник отмечается с 1917 года после восстановления автокефалии церкви Грузии.

Достоверные исторические сведения сопровождаются легендарными сказаниями с самого дня вступления царицы Тамары на престол. Тамара Багратиони, жившая на стыке 12-13 веков, была первой женщиной в истории Грузии, вступившей с 1184 года (после смерти отца Георгия III) на престол и ставшей единоличной правительницей.

Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Недостойные архиереи были отрешены от кафедры, злоупотреблявшие своей властью правители были смещены, церкви были освобождены от повинностей, участь крестьян была облегчена, был водворен внутренний мир.

На Дарбази - Царском Совете - был решен вопрос о выборе мужа для царицы Тамары. По словам летописца, на одном из совещаний был назван претендент на руку Тамары - сын Великого князя Андрея Боголюбского - Юрий.

В 1185 году Юрия, прозванного грузинами Георгием Руси, привезли в Грузию и женили на царице Тамаре. Сама Тамара считала, что прежде следовало хорошо изучить личность Юрия, но ей все же пришлось уступить решению Дарбази. В 1187 году царица развелась, и Георгий Руси был изгнан из Грузии.

Через год Тамара вторично вышла замуж за Давида Сослана из рода Багратионов, воспитанного при грузинском дворе теткой царицы Тамары - Русудан.

Между тем, Георгий Руси, не смирившись со своей участью, дважды пытался вернуться в Грузию. Часть крупных феодалов поддержала Юрия и в 1191 году восстала против Тамары. В такой крайне тяжелый момент царица сумела сплотить вокруг себя своих сторонников и с их помощью разгромила восставших. Единомышленники Юрия были смещены с высоких постов и лишены имений. В 1193 году Георгий Руси еще раз попытался вернуться в Грузию, но, не найдя поддержки, потерпел окончательное поражение.

Уладив внутриполитическую ситуацию, царица занялась внешними делами. В 1195 году грузины нанесли поражение правителю Азербайджана атабаг Абу-Бекр, присоединили к своему царству значительные армянские города - Двин и Ани, одержали победу над Румским султаном. В 1204 году грузинское войско захватило важный стратегический город-крепость Карс.

Церковь чтит память одного из 12 учеников Спасителя. Фома — основатель многих христианских церквей. Принял мученическую смерть за обращение в христиан сына и супруги правителя индийского г. Мелиапора (Мелипура).

Сегодня Фомин день
Другие названия праздника: Большие крома, Фома Хлебник, Фома Неверный, Денис Позимний и Фома. Считается, что если начинается в душе неуверенность в вере, то необходимо молиться этому святому, и сомнения отступят. Если на Фому не было ветра, ждали скорых холодов. Считалось, что этой ночью можно увидеть стаи кучевых облаков, последних в этом году.

Фома — неверующий

Фома был простым рыбаком в Галилейском городе. Однажды он услышал одну из проповедей Христа. Она настолько сильно запала ему в душу, что он бросил свой дом, занятия и отправился вслед за ним.

Фома ходил вслед за Иисусом по всем странствиям, и за это был удостоен причисления к Господнему лику. Он был назван «близнецом» ввиду большого внешнего сходства со Спасителем. Фома отсутствовал, когда после воскрешения Христос явился перед своими учениками. Не веря их словам, он высказал свое недоверие. Все его сомнения были развеяны, когда Иисус через 8 дней явился перед ним и позволил прикоснуться к своим ранам.

Раскаявшись, апостол начал странствовать и проповедовать христианство во многих уголках мира. Человека, который в чем-то начинал сомневаться, стали называть «Фома – неверующий».

Традиции на Фомин день

Главные традиции 19 октября - выпечка хлеба и раздача краюшек людям со слабым здоровьем и новорожденным, обучение девочек ткацкому делу, осмотр закромов с зерном.

К Фомину дню подводили итоги года - определяли величину запасов, рассчитывали, как расходовать их в течение зимы. Если амбары и погреба были полны, говорили: «Рад Фома, что велика крома». В этом случае шли в церковь и ставили свечку перед образом апостола Фомы – мудрого и доброжелательного наставника и покровителя честного достатка.

На Руси апостола Фому крестьяне почитали за то, что он славился бережливостью и запасливостью. «На Фому тащи все в крому», - говорили наши предки. Кромой называли большую сумку или место в амбаре для хранения зерна или других продуктов. От этого же корня произошли, кстати, такие слова, как «закрома», «укромный», «скромный» и другие. Про нерадивого хозяина говорили: «Велика крома, да пес ли в ней».

Девочкам 19 октября полагались свои кромы. Дочерей, которым к Фомину дню исполнялось семь лет, матери вели к ткацкому стану, и, усадив рядом с собой, обучали навыкам ткания. Отцы же вели взрослых сыновей, которые решили обзавестись собственной семьей, к сусекам и указывали на закрома, из которых сыновья могли самостоятельно брать зерно. Это называлось «кромить сусеки»: отводить сыну житейскую крому, разгораживать общий закром.

Если в этот день в семье рождался ребенок, то нужно было испечь пахучий пшеничный каравай, отломить краюху, посыпать ее солью и поднести новорожденному. Также хлебная горбушка полагалась тому, кто в этот день справлял именины, и слабым здоровьем людям. Считалось, что больной человек, отведав такого хлеба, быстро поправится.

Приметы на 19 октября — Фомин день

Если дым волочется, то вскоре будет ненастье.

Прилетели северные птицы – жди ранних холодов.

На Фому горбушка хлебная тому, кто здоровьем слаб.

Фома ломит закрома, все бери задарма.

Родившийся в этот день доживет до старости.

В этот день меняли замки, в лавках ставили новые иконы и лампады.

Если выпадет снег, а деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.

Первая пороша - еще не санный путь.

* Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.). ** Преподобного Пафнутия Боровского (1477). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816).
Мученика Саввы. Преподобномученика Ваты Персянина (после 364). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Священномучеников Мавра; Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобного Герасима Болдинского (1554). Святителей Саввы, епископа Дафнусии; Панарета, архиепископа Пафского (1791). Мученицы Нины (Кузнецовой), Вологодской (1938). Икон Божией Матери: Царевококшайской или Мироносицкой (1647), Греческой-Андрониковой (XIV) и именуемой "Нечаянная Радость".

Православные Святые угодники.

Пророк Иеремия

Св. пророк Иеремия, один из четырех великих пророков, был сыном священника Хелкии из г. Анафофа, находившегося близ Иерусалима. Жил за 600 лет до Р.Х. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни. Когда Бог призвал его к Своему служению, то объявил, что Он еще прежде рождения его предназначил его быть пророком. Иеремия отрекался, ссылаясь на свою молодость и неумение говорить. Но Господь обещал быть всегда с ним и охранять его; потом коснулся уст его и сказал: «Вот, Я влагаю слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы (...) губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:10). С этого времени Иеремия начал обличать иудеев за отступление от истинного Бога и грозить им бедствиями самой опустошительной войны. Двадцать три года пророчествовал он, убеждая своих соотечественников оставить нечестие и возвратиться к истине. Все это время он становился то в воротах города, то во вратах храма; являлся всюду, где только было много народа, и увещевал с угрозами и нередко со слезами.
Но на все увещания отвечали ему насмешками, ругательствами, даже покушениями на его жизнь. Тогда, в царствование Иоакима, он стал возглашать вслух жителям Иерусалима: «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и приведу его на эту землю и на все окрестные народы, разорю их и превращу в пустыни вечные. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет. Я накажу и царя вавилонского и его народ за их беззакония, и землю халдейскую превращу в пустыню вечную». Чтобы изобразить предстоящее иудеям рабство, Иеремия, по велению Божию, надел на свою шею и носил сначала деревянное, а потом железное ярмо. За эти предсказания старейшины иудейские присудили Иеремию к смерти и бросили в темничный ров, наполненный тиною. Один богобоязненный эфиоп лянин, служивший при царском дворе, нашел средство освободить пророка изо рва и таким образом спас ему жизнь. По разрушении Иерусалима Навуходоносор позволил Иеремии жить где он хочет. Иеремия остался на развалинах Иерусалима и в печальных песнопениях оплакал бедствия своего отечества. Беспорядки, возникшие в земле иудейской, заставили оставшихся в ней иудеев бежать в Египет. С собою они увлекли Иеремию и там побили его камнями. Св. пророк Иеремия оставил две книги: Книгу пророчеств и Плач. Он предсказал пришествие Спасителя Царя из рода Давидова, Который принесет новый завет и спасет Иуду и Израиля. Имя Его будет Господь.

Преподобный Пафнутий

Преподобный Пафнутий родился в городе Боровске, Калужской губернии, и был игуменом основанного им близ сего города монастыря. Происходил из татар: дед его был баскаком, т. е. татарским правителем в Боровске, и принял крещение. На 20 году, по влечению к иночеству, Пафнутий поступил в монастырь и отличался строгостью жизни: в понедельник и пятницу совсем не вкушал пищи, в среду ел сухоядение, в прочие дни вкушал пищу с братией. Любил трудиться и читать божественные книги. Св. Пафнутий так строго подвизался там в одном из монастырей и во время воздвигнутого персидским царем гонения на христиан был убит мечом за веру Христову в городе Низивии.

Благоверная Тамара, царица Грузинская

Тамара - знаменитая грузинская царица (1184-1209/1213), с именем которой связан один из лучших периодов в истории Грузии. Православная Церковь восхваляет благочестивую жизнь Тамары, деятельное участие в нуждах церкви и, конечно же, ее жажду к строительству замечательных храмов Грузии. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народов Кавказа.

Что еще почитать