Под конец первого осеннего месяца проходит куча праздников. Давайте ознакомимся с ними поближе.
Этот праздник был создан Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году. Торжество проходит каждый год 27 сентября. Дату выбрали в связи с тем, что в 1970 году 27 сентября был принят Устав Всемирной туристской организации. Целью торжества надо назвать пропаганда туризма, развитие связей между народами и освещение вклада его в экономику мирового общества.
Событие празднуют во многих государствах уже более 30 лет. Каждый год празднику посвящается разная тема. Каждый человек, хоть раз в жизни ощущал себя туристом. Ведь все мы любим путешествовать и исследовать новые места. А вот для некоторых стран туризм даже является важным экономическим фактором и доходом бюджета государства.
В нашей стране такое торжество проходит каждый год 27 сентября. Учрежден праздник был по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году. Его смогли поддержать многие авторы базовых школьных программ, детских садов и родителями. Идеей события можно назвать помощь обществу обратить большее внимания на дошкольное детство в целом.
И, несмотря на то что мероприятие не является официальным, в честь него устраивают торжественные акции во многих регионах. Дошкольный возраст является особо важным периодом в жизни каждого ребенка. В таком возрасте формируется личность, а также закладываются основы здоровья. И все, конечно же, зависит не только от родителей, но и от терпения и внимания воспитателя.
Славянский народ отмечает праздник Родогощь каждый год 27 числа первого осеннего месяца. В этот день весь урожай уже собран, а осеннее солнце уже печет не так сильно. Все растения готовятся к зимнему сну. К такому мероприятию люди пекут большой медовый пирог. За этим пирогом прячется жрец и спрашивает: Видите ли, вы меня? Если гости отвечает – да, то жрец должен сказать пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь больший пирог. Во время зачина также проводят гадания. А вот после него начинается пир горой.
Стол ломится от еды и напитков. Конечно же, все это уменьшается в количествах к концу пира. В Родогощь взрослые рассказывают сказки о богатыре и подземном царстве. Перед тем как наступает темнота, славяне разжигают огонь и прыгают через него. Так, они пытаются очиститься. Некоторые даже ходят по углям, только не стоит делать это без особой подготовки.
Французское сообщество Бельгии является одним из трех языковых сообществ страны наряду с немецкоязычным и фламандским. Сообщество включает в себя население около 4.2 миллиона человек. А вот праздник можно назвать кульминацией борьбы бельгийцев против голландской оккупации, которая стала революцией в 1830 году. Бельгийская революция проходила в ночь на 25 августа 1830 года. в тот же день была постановка оперы Даниэля Франсуа. Как только она закончилась, люди выбежали на улицы и стали выкрикивать патриотические лозунги. Далее они захватили правительственное здание. Именно так и
началось восстание. В качестве победы над голландцами было решено праздновать 27 сентября как День французского сообщества. Многие госучреждения и школы закрыты в это число. А на улицах городов можно увидеть театрализованные представления.
На острове этот день празднуют каждый год 27 сентября. Святой Винсент был апостолом любви и самым великим французским святым. Родился покровитель в 1581 году в крестьянской семье. В возрасте 20 лет Винсент был рукоположен священником. А через пять лет, когда было его путешествие по морю, корабль захватили мавританские пираты. Они же схватили Винсента, привели в Африку и продали в рабство.
Святого освободили только в 1607 году. Когда же Винсент вернулся во Францию, то стал приходским священником возле Парижа. Далее, он основал Орден Сестер милосердия. Такие собрания женщин были первыми, которые проявляли заботу о больных и бедных за пределами монастыря.
Полное название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В церковном календаре он проходит каждый год 27 сентября. Его создали в честь обретения Креста в 4 веке в Иерусалиме. Предание гласит, что крест нашла мать императора Константина Великого, царица Елена. Елена организовала раскопки. Там же была найдена пещера Гроба Господня, а рядом было три креста.
Дабы узнать, на каком именно кресте был распят Иисус, женщина дотронулась до всех трех. Один из них смог исцелить Елену от всех болезней. В такой день главные праздничные мероприятия совершались в церквях. Когда крестьяне возвращались домой, то начинали заниматься своими обыденными делами и заботами. Также стоит отметить, что название торжества нашло отражение в народных поговорках. На Руси воздвижение называли еще и Сдвиженьем. Слово, которое означает какое-то движение или изменение состояния.
Торжество считалось постным. Чаще всего крестьяне кушали капусту и другие блюда из нее. Кочаны за три дня до события было принято убирать с огорода. В этот момент еще продолжались девичьи вечерки. Нельзя было начинать делать важные дела на Воздвиженье. Под запретом был поход в лес, ведь в такое время себе устраивает берлогу медведь, а леший осматривает свое царство.
27 сентября 2017 года - Среда, 270 день 2017 года по григорианскому календарю. 27 сентября соответствует 14 сентября юлианского календаря (по старому стилю).
Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
Также читайте:
Установлены следующие памятные даты:
26.09.2017
Какой церковный праздник сегодня, 27.09.2017? На 27 сентября 2017 года приходится праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Как сообщает сайт, празднование проводится в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это событие имело место быть во времена правления Константина Великого.
Константин одним из первых прекратил гонения на христиан. Одержав победу в трех битвах и увидев Божие знамение на небе император решил отыскать Крест, на котором был распят Иисус. Поиски креста он поручил своей матери, благочестивой царице Елене.
После продолжительных поисков ей удалось отыскать Гроб Господень, неподалеку от которого находились три креста. Чтобы выяснить, на каком из них был распят Иисус, патриарх Макарий стал подводить к крестам тяжелобольную женщину. И если два креста не оказали никакого влияния, то после третьего женщина исцелилась. Дальше кресты стали возлагать на умершего и после возложения третьего креста покойный ожил.
Для поклонения Святому Кресту собралась огромная толпа. Пришедшие попросили воздвигнуть Крест как можно выше, чтобы все хотя бы издалека могли созерцать его.
Святая Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Древа и гвоздями. Император приказал воздвигнуть храм в честь Воскресения Христова, строительство которого шло на протяжении 10 лет. Освящение храма произошло 26 сентября по новому стилю, а на следующий день (27 сентября) было решено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
История, связанная с Крестом Господа, не закончилась на моменте распятия Иисуса Христа. Можно сказать наоборот – что с Голгофы она только началась. Основные же события развернулись уже во времена, когда христианская Церковь начала делать свои первые шаги в мир.
После завершения евангельского периода, а также трагических для иудеев событий, связанных с противостоянием Риму, многие святые для христиан места на долгие годы были утрачены. Коснулось это и места распятия Господа – горы Голгофы, а вместе с ней и Креста Господня. Так, римский император Адриан (117–138), который в принципе был неплохим правителем и очень любил искусство, приказал уничтожить святые для христиан места. По его повелению Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей. На искусственно созданной насыпи был поставлен храм богини Венеры и статуя бога Юпитера, которые входили в обширный языческий пантеон богов и богинь Рима. После этих изменений почти на 200 лет святое место стало языческим капищем.
Все стало меняться, когда к власти пришел император Константин Великий (306–337), впоследствии – святой равноапостольный, первый из римских императоров, прекративший гонения на христиан.
В начале своего пути к престолу император Константин должен был одержать ряд важных побед над своими соперниками. В 312 году он разбил правителя западной части разделившейся Римской империи Максентия. Как гласит Предание Церкви, незадолго до решающей битвы с Максентием император Константин увидел в небе знамение – изображение Креста с надписью «Сим победиши». После этого видения император Константин действительно одержал победу над своим соперником. Когда позже Константин торжественно вошел в Рим (столицу западной части Империи), он повелел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана».
В 313 году по инициативе Константина был издан Миланский эдикт, по которому христиане получали равные права с язычниками. После этого в западной части империи гонения на христиан прекратились. На Востоке же Миланский эдикт начал действовать чуть позже, когда Константину удалось победить своего зятя Ликиния, изначально подписавшего эдикт, но не исполнявшего его постановления. После того как в 323 году император Константин стал единоличным правителем всей территории Римской империи, он вознамерился отыскать главную святыню христиан. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену, которая, как и сам Константин, была христианкой. Для ускорения дела Константин дал царице сопроводительное письмо к иерусалимскому патриарху Макарию.
Прибыв в Иерусалим, Елена приказала уничтожить языческие капища и статуи. Однако главным делом было разыскать Крест Господень, что было совсем не просто, так как прошло уже немало времени. Местное население, будь то христиане или иудеи, не могло помочь чем-то существенным – никто не знал местонахождения Креста. Лишь спустя некоторое время удалось разыскать одного старого еврея, который рассказал, что Крест закопан там, где ныне стоит капище богини Венеры.
Сразу же после этого царица Елена повелела уничтожить это языческое святилище. После, совершив молитву, люди начали вести раскопки в указанном месте. Как говорит предание, вскоре после начала поисков был обнаружен Гроб Господень, а недалеко от него три креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», сделанной по приказанию Понтия Пилата, а также гвозди, которыми Господь был распят.
Однако после всех этих находок появилась новая проблема. Во время поисков было найдено три креста – два из них были теми крестами, на которых распяли разбойников, а вот один был Крестом Господа. Встал вопрос – какой именно? Царица Елена и патриарх Макарий положились на волю и милость Божию. Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда мертвеца коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо – умерший человек ожил. Собственно, это событие и стало свидетельством обнаружения Честного и Животворящего Креста Господня.
После произошедшего чуда люди, пришедшие поклониться Кресту, попросили патриарха Макария поднять Крест, чтобы можно было его увидеть. В тот момент, когда патриарх начал поднимать святыню, верующие стали читать молитву: «Господи, помилуй». Как доносит до нас Предание Церкви, при обретении Креста произошло еще несколько чудес. Так, например, от своего недуга исцелилась одна тяжелобольная женщина. Еврей Иуда, который указал на место, где был закопан Крест, вместе с еще несколькими иудеями уверовал в Господа Иисуса Христа и принял Таинство Крещения.
Годом обретения величайшей христианской святыни стал 326 год от Рождества Христова. Заметим, что впоследствии Иуда, получивший в крещении имя Кириак, стал епископом Иерусалимским. В годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося возродить языческую веру, он принял мученическую кончину.
Равноапостольная царица Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Креста Господня и гвоздями. Император Константин повелел построить в Иерусалиме большой храм в честь Воскресения Христова, в который вошли и Гроб Господень, и Голгофа. Этот величественный храм, строившийся десять лет, был освящен 13 сентября 335 года. На следующий же день – 14 сентября (27 сентября по новому стилю) – было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Необходимо также добавить, что в праздник Воздвижения Креста Господня вспоминается еще одно важное событие – возвращение святыни из 14-летнего персидского плена. В седьмом веке, когда императором Византии был Фока (602–610), персидский царь Хозрой Второй разбил войска ромеев (византийцев), разграбил Иерусалим и увез с собой Крест Господень. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, во времена правления императора Ираклия (610–641). Ираклию удалось разбить армию царя Хозроя и договориться с его сыном о возвращении Креста Господня в Иерусалим. Произошло это в 629 году.
Примерно в 638 году, когда Иерусалим захватили мусульмане, Крест Господень был разделен на несколько частей, которые разошлись по разным странам христианского мира . Где-то таких частей сохранилось больше, где-то меньше, но в любом случае, Господь даровал возможность каждому христианскому народу получить свою часть общей для всех святыни.
Поскольку иконография праздника посвящена в первую очередь Честнейшему и Животворящему Кресту Господню, то, естественно, он и является центральным изображением на иконах данного типа.
Есть несколько вариаций иконографии этого праздника. Общая композиция иконографии связана с событием обретения Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 326 году. На переднем плане, на полукруглом амвоне (возвышении), изображается святой Патриарх Иерусалимский Макарий, который по обретении истинного Креста Господня воздвиг его на обозрение всех верующих.
По бокам от патриарха Макария, как правило, изображаются служители Церкви (диаконы), которые помогают ему воздвигнуть Крест Господень (иногда они изображаются с кадилами в руках или поддерживающими патриарха Макария под руки). Также в окружении патриарха (только ниже) изображаются верующие, которые взирают на воздвигнутый Крест.
По краям иконы праздника по традиции изображаются святой равноапостольный император Константин Великий и равноапостольная царица Елена – главные инициаторы поиска, обнаружения и установления праздника в честь Честного и Животворящего Креста Господня.
На заднем плане изображается храм. В зависимости от традиции это может быть либо большой одноглавый храм, либо собор святой Софии Константинопольской. Во втором случае весь сюжет иконографии Воздвижения Креста Господня связан тогда уже не с Иерусалимом, а с Константинополем – а именно, с днем установления праздника 27 сентября.
"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь".
"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь".
Всемирный день туризма (World Tourism Day) учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации, ЮНВТО (The World Tourism Organization, UNWTO) в 1979 году в испанском городе Торремолино (Torremolinos) и отмечается ежегодно 27 сентября. Эта дата была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1970 году был принят Устав Всемирной туристской организации.Целью праздника является пропаган...
27 сентября в России отмечается общенациональный праздник - День воспитателя и всех дошкольных работников. Он был учреждён по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году и поддержан авторами многих базовых дошкольных программ, педагогами детских садов и родителями. По некоторым данным, дата приурочена к открытию первого детского сада в Санкт-Петербурге в 1863 году.Идея эт...
27 сентября крупнейший субъект Российской Федерации и самый крупный административно-территориальный субъект в мире – Республика Саха (Якутия) отмечает День государственности.Впервые вопрос о становлении государственности Якутии через определение статуса в составе России был поднят в начале 1920-х годов. В тот исторический период идея предоставления Якутии статуса автономной республики в состав...
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отмечаемый 27 сентября, установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, виде...
27 сентября отмечается самый главный из всех официальных праздников Туркменистана - День независимости (туркм. Garaşsyzlyk baýramy).27 октября 1991 года Верховный совет Туркменской Советской Социалистической республики принял Конституционный Закон «О независимости и основах государственного устройства Туркменистана». Данным законом в границах территории Туркменской ССР было провозгла...
Французское сообщество Бельгии (фр. Communauté française de Belgique) - это одно из трех языковых сообществ Бельгии наряду с фламандским и немецкоязычным, оно включает Валлонию с населением около 4,2 млн. человек. День французского сообщества (French Community Holiday, фр. Fête de la Communauté française), празднуемый 27 сентября всем франкоговорящим населением Бельгии...
Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима.Заканчивается уборка урожая - люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю. Птицы улетают в теплые края - ...
Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его - Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ. Когда...
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам