Уважаемый доктор! Моему сыну 7 лет, учимся в 1 классе гимназии № 1 г. Саратова.
Задают каждый день учить стихи наизусть. Учим подолгу, но ребенок не может запомнить стихотворения. Сидим повторяем, но на следующее утро сын ничего не помнит и получает двойки. Почему ребенок не запоминает стихи
и как с этим бороться? У него плохая память. Как научить ребенка запоминать стихотворения? Что делать?
Наталья, Саратов
Уважаемая Наталья!
В Сарклиник постоянно обращаются родители с жалобой на плохое запоминание стихотворений. Основная причина плохого запоминания стихов и невозможности выучить стихи наизусть - это последствия постгипоксически-ишемического генеза. Что это такое? Если говорить по простому - это заболевание, связанное с недостатком кислорода в головном мозге плода во время беременности, в период родов и в первую неделю после родов. Последствия гипоксии головного мозга растягиваются на многие годы и оказывают отрицательное влияние на функции головного мозга и дальнейшее развитие ребенка.
У малыша развивается разная патология, все зависит от степени гипоксии. Если у ребенка сильная гипоксия, то развивается тяжелая патология, вплоть до . Если гипоксия средней степени тяжести, то часто возникают задержка психического, психоречевого развития (зрр, зпмр), (зур). Если гипоксия слабая, то возникают и , плохая память, плохое запоминание, ошибки в учебе. А вот при ммд и сдвг как раз и отмечаются трудности запоминания учебного материала, стихов. Дети не могут сосредоточиться в школе, плохо запоминают, делают частые ошибки, пропускают буквы, быстро забывают пройденный материал, никогда не успевают быстро выучить уроки, не могут запомнить буквы и информацию, дни недели и месяцы, алфавит и цифры, картинки и цвета, имена, английские и немецкие, французские и испанские слова, написание слов, таблицу умножения и сложения, правила дорожного движения и пожарной безопасности, времена года и длинный текст, состав чисел, ноты и музыкальные произведения, имена одноклассников, картинки для детского сада, устные и письменные предметы.
В этом случае ребенок плохо запоминает стихи или вообще не запоминает их, он не внимательный, не сосредоточен. Это может быть в 5 лет, в 7 лет и даже в 10 лет. У многих пап и мам возникает вопрос: "Как научить ребенка запоминать стихи ?" И они сидят часами каждый день и толдычат строки по многу раз. Но дело в том, что если ребенок здоровый, ему достаточно 1 - 2 раза прочитать текст, и он его отлично и надолго запоминает наизусть. Если не помочь головному мозгу больного ребенка, коэффициент полезного действия в плане запоминания текста или стихотворений оказывается очень низким. Время тратится много, и запоминание слабое. Ребенок с последствиями гипоксии плохо запоминает и плохо учится в школе, гимназии, лицее.
К счастью, Сарклиник применяет различные методики активизации умственной деятельности головного мозга у детей, мальчиков и девочек дошкольного и школьного возраста. Все методики имеют высокую эффективность. Осложнения и побочные действия отсутствуют. Лечение проводится курсами. Минимальная продолжительность одного курса - 10 рабочих дней (2 календарных недели).
. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: Sergeitelegin | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
За пару лет до поступления в школу родители, как правило, начинают оценивать готовность своего чада к первому классу. И тогда выясняется, что ребёнок, который до этого был «как все дети», оказывается неусидчивым, невнимателеным и плохо запоминает новую информацию. Многие родители совершают грубую ошибку и начинают заставлять детей зубрить стихи, писать буквы и решать арифметические задачки. Такой подход не даёт результатов, а в ребёнке формирует неприязнь к новой учебной информации.
Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает
Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает. Детские психологи выделяют следующие причины:
Это интересно. Учёные доказали, что ребёнок способен запоминать в десять раз больше информации, чем взрослый человек.
Самое главное – это установление доверительных отношений
Разобравшись в причинах, по которым ребёнок плохо запоминает новую информацию, нужно грамотно построить стратегию помощи. Конечно, самое главное – это установление доверительных отношений. Если малыш чувствует поддержку родителей и близких, то к вашим усилиям прибавится его желание, и тогда по плечу любая задача. Итак, есть ряд методик, облегчающих запоминание материала:
Подключение образного мышления ребёнка
Форма этой методики запоминания подходит детям в любом возрасте. Меняться будет лишь содержательная часть. Главное – показать ребёнку, что вы искренне хотите ему помочь. И его успехи важны для вас гораздо больше, чем отличные оценки в школе.
анонимно , Женщина, 37 лет
Здравствуйте, доктор. Сыну 4 года и 3 месяца. Живет в двуязычной среде (русский и болгарский), нормально разговаривает на двух языках. Начал говорить очень рано. С этим проблем никогда не было. В сад почти не ходим (у сына астма). После многократного повторения одной и той же информации - не помнит. Трудности вызывает даже счет до пяти. Например, один раз считает правильно, а потом несколько раз (один, два, четыре, шесть, восемь). Пытаюсь научить узнавать цифры. Показала очень много раз цифры от 1 до 5. Ребенок запомнил четверку. Остальные, сколько ни повторяли, запомнить не может. С трудом выучили алфавит, на это понадобилось несколько недель. Сейчас легко узнает почти все буквы. Учить не хочет, приходится манипулировать и проявлять много терпения. Не могу понять, как после 30-ти а то и 50-ти повторений цифры, например, 2, он так и не помнит эту цифру. У нас проблема или ребенок просто рассеянный. Как это определить? Что делать? Заранее спасибо.
Здравствуйте. Я не врач, а с педагогической точки зрения попробуем разобраться. При подобных обстоятельствах, описанных Вами, рекомендуется посетить невролога. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и , самостоятельно лечение не назначается. Ведь проблема может заключаться в неврозе. При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности. Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется. Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться. Иногда причина нарушения развития памяти заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими . Если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте. Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения: часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке; использовать прописи для совершенствования письма; много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа; говорить нужно короткими фразами; больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их. Также можно применить методику "Коробочка". Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук. Тренировка памяти – процесс трудоемкий и длительный, поэтому не стоит ждать слишком быстрых результатов.
Часто родители не обращают внимание на такой факт, как умение запоминать материал. И перед школой выясняется, что их сын или дочка плохо запоминают стихи и задания в детском саду. Помочь в этом случае могут советы квалифицированного психолога или педагога.
Как научить ребенка запоминать материал? Существуют определенные правила коррекции. Нет ничего невозможного. Ребенок не запоминает стихи? Просите его чаще повторять и читать их вслух. Именно вслух, а не про себя или шепотом. Если ребенок плохо запоминает текст, заставьте его пересказать прочитанное. Выработайте режим дня. Учите ребенка в определенные дни и часы. Качество запоминания будет лучше. Перед сном попросите его повторить выученное. Также важно знать, понял ли малыш то, что прочитал. Чередуйте способы работы при подготовке заданий. Важно выяснить, какая память у вашего ребенка развита лучше: зрительная, слуховая? Бывает, что для достаточного усвоения необходима и та и другая память. В этом случае можно использовать интересные развивающие компьютерные игры, фильмы, презентации. Попросите, чтобы ребенок вам рассказал, что он увидел в этих играх и фильмах. Важно иметь дома и различные развивающие игры. Не только на компьютере и в телевизоре. Например, лото, домино, карты, кубики с цифрами и буквами.
Попробуйте использовать в работе метод ассоциаций. Постепенно ребенок научится запоминать и без него.
Тут нужна не просто помощь. Важно узнать, почему ребенок плохо запоминает. Причин может быть очень много. Ребенок может быть не собранным и не привыкшим доводить начатое до конца. Ему может быть скучно на занятиях. Ребенок может часто утомляться, или ему может быть просто лень запоминать. Причиной плохого запоминания могут быть и отношения в коллективе.
Зачастую дети являются отличными актерами и могут притворяться, что ничего не помнят. На это у них могут быть разные мотивы. Они могут не понимать, зачем им все это нужно помнить. Могут просто хотеть сделать «родителям на зло». Причиной такого поведения может быть и низкая самооценка ребенка. Он может стесняться сказать, что запомнил, бояться рассказывать материал, потому что другие ребята будут смеяться.
Но может быть и по - другому. Причиной плохой памяти может оказаться негативная оценка деятельности ребенка взрослыми: «ты все равно не умеешь», «ты сделал не аккуратно». Особенно, если взрослый говорит все это с интонацией и эмоциональной окраской. Часто взрослые сравнивают ребенка с другими детьми. Этого делать нельзя, поскольку у ребенка формируется такое чувство, как эгоизм и зависть. Ребенок часто запоминает не столько слова, сколько интонацию, с которой они были сказаны. При запоминании материала очень важно учитывать этот факт. Так, на уроки к эмоциональным педагогам приходят охотнее, чем к тем, кто говорит монотонно.
Важную, даже ведущую роль, при запоминании материала играет внушение. Иногда и самовнушение. К тому же ребенок обязан понимать, зачем ему нужен этот материал. В задачу взрослого входит доступно объяснить ему, что материал пригодится в будущем.
Запоминать материал ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Неплохо было бы прибегнуть к помощи психологов и педагогов. Если у ребенка низкая самооценка может понадобиться психологическая и педагогическая коррекция.
Даже в случае слабой подготовки к школе ребенок, не знающий буквы и не умеющий читать, при нормальном интеллектуальном развитии постепенно догонит своих сверстников. Но когда при регулярных занятиях малыш не способен запомнить и назвать уже знакомые ему буквы, путая их между собой, это может быть следствием серьезных отклонений. Для определения дальнейшей тактики действий родителям необходимо выяснить, какие именно особенности развития мешают их чаду справиться с обучением.
Трудности с изучением букв могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития, вызванной нарушением кровоснабжения шейного отдела позвоночника. Это характерно для родовых травм и может проявиться при начале обучения первоклассника. Родителям и учителям следует обратить внимание на следующие характерные симптомы:
Функциональные расстройства организма, вызванные другими факторами, могут быть выявлены только с помощью специальных обследований. К таким нарушениям, многие из которых связаны с отклонениями в развитии центральной нервной системы, относятся:
В случае возникновения серьезных проблем не обойтись без консультации невролога. После проведенного обследования и установления диагноза врач даст рекомендации родителям и при необходимости назначит соответствующее лечение, в том числе с использованием медикаментозных средств.
Благодаря регулярным упражнениям с проблемным ребенком, которые дополнят назначения невролога, можно устранить большинство речевых патологий, препятствующих формированию навыков чтения и письма. Занятия помогут скорректировать зрительные представления, внимание и учебную мотивацию, а также отработать навык ориентирования «справа» – «слева», который должен быть сформирован у ребенка еще до поступления в школу. Для этого подойдут следующие упражнения:
Если неврологических отклонений у ребенка нет, наиболее частыми причинами плохого запоминания букв являются недостаточно сформированные и плохо развитые память, логика и внимание. В этом случае помогут занятия, улучшающие указанные психические функции.
Для тренировки памяти и наблюдательности хорошо вовлекать ребенка в полезные игры:
Разложить в ряд несколько игрушек, называя их вслух. Накрыть их платком на несколько секунд, убрать платок вместе с одной из игрушек и попросить ребенка назвать исчезнувшую. Повторить 4-5 раз. В дальнейшем игрушки можно заменить буквами.
Нужно определить, что изменилось в облике человека (например, исчез/появился предмет одежды, очки, шляпа). Еще один вариант – периодически спрашивать малыша, во что был одет его друг/подруга, учитель и т. д.
Делать это нужно ежедневно, а для лучшего запоминания сопровождать стихи образными картинками, вместе рисуя их от руки.
Существуют различные способы запоминания зрительного образа букв. Последовательность действий может быть такой:
Полезно написание букв в воздухе указательным пальцем ведущей руки. Хорошей идеей будет меняться ролями: ребенок пишет – взрослый отгадывает, и наоборот.
Можно предложить дописать букву по проведенному пунктиру или переделать одну в другую, переложив счетные палочки, например из «Щ» сделать «Ц».
Многие логопеды используют на занятиях игру под названием «Волшебный мешочек». В мешочек кладут буквы (пластмассовые или металлические), а ребенок на ощупь должен определить, какую он достает. Если он угадывает, ему начисляются очки. Если нет, буква кладется обратно.
Хороший результат дает выкладывание небольших слов. Затем буквы можно переставлять местами, «терять» их из слов и просить ребенка восстановить.
Для видимого положительного результата необходимо проводить постоянную работу с ребенком. Нужно хвалить малыша за старание и ни в коем случае не сравнивать его с другими более способными детьми. Главное – не забывать, что все совместные занятия должны проходить в игровой форме и только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и взрослому, и ребенку.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам