Что делать ребенку ничего не интересно. Компьютер, планшет появляется чаще в младшем школьном возрасте. И здесь нужно просто жестко лимитировать. Город маминой мечты

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Как правило, зависимостями страдают люди, у которых другие ресурсы и стороны жизни не находятся в развитии. Психологи говорят, что ресурс прокачивается, идет развитие, когда человек живет полной жизнью, получает от нее удовольствие.

Можно много поработать, устать, но при этом получить энергию от этой работы, хотеть работать снова. Мы все знаем, что когда что-то начинает получаться, в труде или еще в чем-то, человек испытывает подъем – это знакомо каждому школьнику.

Например, при виде квадратного уравнения школьнику становится плохо, а как он только научится его решать, то сразу предлагает: «А давайте я еще решу, дайте я еще попробую». Так происходит и с физическим трудом, и вообще с любым видом деятельности. Человек изучает математику, иностранный язык, да что угодно, и когда что-то начинает получаться, когда у него пошел драйв – идет развитие.

Или как с физическими тренировками. Как ни старается человек играть в футбол, у него не получается. И вдруг: здорово, пошло, он понимает, как это делается, с каждым днем у него новые успехи, и он ждет-не дождется, чтобы выйти играть. Хотя и сильно устает от всего этого.

Как только процесс развития разных сторон личности прекращается, как только человек прекращает осваивать с удовольствием и драйвом какие-то виды деятельности, прекращает постигать новое, у него возникает застой, желание отдохнуть, расслабиться тем или иным способом, сбежать от жизни. Бег от жизни и приводит к возникновению зависимостей.

Произойти это может с любым человеком. И с первоклассником, у которого личностные ресурсы не развиты. И со взрослым, весьма и весьма развитым человеком. Здесь важно не то, что ты уже наработал в жизни, а именно динамика.

Когда ты застрял в чем-то, не важно на каком уровне: ты был великим богословом, математиком, юристом, строителем, а потом перестал в этом деле развиваться. Для тебя это сначала становиться обыденностью, рутиной. Почему почтальоны никогда не станут чемпионами мира по ходьбе, хотя проходят ежедневно большие расстояния? Почтальон каждый день проходит 20 километров, в принципе, он здоровый человек, но он не развивается как спортсмен. Он не увеличивает скорость ходьбы, не увеличивает дальность ходьбы, не изменяет ее качество и технику. Он просто ходит и ходит. А это – рутина.

Зависимость – как раз неправильное развитие, неправильное движение.

“Я просто отдыхаю и в любой момент перестану”

Человек устал, и у него еще возникает желание отдохнуть пассивно. И здесь кроются определенные опасности. Особенно если ресурсы еще не очень развиты, как это бывает у школьников, у молодых людей, у которых нет внятных целей и понятных способов проживания жизни. И вот пассивный отдых неожиданно дает подобие драйва – от компьютерной игры, от химических наркотиков, от алкоголя.

Поэтому и выход из зависимости – чтобы человек научился жить и развиваться.

Интересный пример – Шерлок Холмс. Он был наркоманом. При этом основное время он находился в ремиссии. Но, когда он проваливался, когда он начинал употреблять наркотики? Когда ему было скучно, когда он говорил, что у него сейчас нет ни одного интересного дела, кроме как стрелять в стенку из пистолета и употреблять что-нибудь наркотическое. То есть нет того самого интереса к жизни. Поскольку Холмс – сильная, многогранно развитая личность, как только возникал тот самый интерес, он тут же выходил из этого состояния.

А в реальной жизни человек, особенно слабый, особенно молодой, юный, имеет очень мало шансов самостоятельно избавиться от любого вида зависимости. Каким бы сильным он сам себя не считал. Кстати, большинство зависимых людей живет в таком самообмане: если захочу – в любой момент перестану. Я сильный. Просто не хочу. Но это именно самообман. И поэтому путь лечения обычно и начинается с признания того, что ты слаб и не можешь.

Нужно заставлять заниматься и преодолевать “не хочу”

Что делать? Порой заставлять: ходить в школу, делать уроки, втягивать в различные виды деятельности, что-то предлагать. И есть надежда, что на каком-то этапе он драйв от учебы, от работы, еще от чего-нибудь сможет поймать.

Я летом это хорошо вижу на примере собственных детей. Вот сидит, допустим, мой сын и ему скучно. И попробуй его заставь хоть чем-нибудь мне помочь, скажем, дрова попилить. Он говорит: «Нет, я не могу, не хочу, не буду». Предлагаю: «Если пилить скучно, давай уже напиленные поколем». А потом напиленные кончаются, колоть нечего. «Давай, я пилить буду», – предлагает сын. Вроде всего полчаса прошло, а он уже вошел в раж, уже включился, ему уже интересен сам процесс работы.

То же самое касается даже игр. Говорю: «Давай сейчас в бадминтон поиграем». В ответ слышу: «Скучно, не хочу». Первые пять минут играем скучно, он отбивает еле-еле, нехотя, без интереса. Потом смотришь: раз, уже начал получать удовольствие, уже просит: «Пап, давай играть дальше».

Этот момент вовлечения через преодоление собственного «не хочу» очень важен.

Так что если есть хоть малейшая опасность зависимости, первым делом надо двигаться вперед, развиваться. Проще всего поддается развитию физическая сторона. С ней проще всего. Поэтому – спортзал, бассейн, велосипед или лыжи. Лучше всего именно целенаправленное занятие физкультурой. Не просто вышел побегать, хотя для начала и это тоже здорово. А дальше профессиональный рост: учеба, занятие радиотехникой, да что угодно! Общение – конструктивное, интересное тоже здесь играет свою роль.

Именно с ребенком потому чуть-чуть проще, что его надо на каком-то этапе заставлять заниматься тем, что ему со временем может понравиться. Понятно, что если у него нет способностей, то этим делом заниматься не стоит, нужно искать дальше. Скажем, не получается с музыкой, а с шахматами получается отлично или с хоккеем.

И с учебой то же самое. Я же не случайно говорил про квадратные уравнения. Да, школа и родители – мы заставляем детей учиться. Но, сначала заставляя, стараясь организовывать процесс так, чтобы ребенок мог получать удовольствие от того, что делает. А потом он начнет и получать удовольствие.

Так же и с книгами. В подростковом возрасте мне всегда казалось, что почему-то все книжки долго начинаются, и первые 20 страниц – ничего интересного. Но если ты прорвался через первые 20 страниц, то дальше ты уже оторваться не можешь, а потом жалеешь, что так быстро книга кончилась. Поэтому, да, нужно заставлять читать и заниматься спортом, и учиться. Заставлять развиваться.

Иногда слова бесполезны

Для того, чтобы бороться с зависимостью подростка, молодого человека, нужна помощь специалистов и – последовательное и целенаправленное движение семьи. Вот на него иногда нет ни сил, ни желания, ни умения, и в этом случае – шансов очень мало.

Со взрослыми людьми все совсем не просто, потому что реальный способ взрослому избавиться от зависимости – чтобы он захотел этого сам. Когда мы видим взрослого, который находится в такой зависимости – это говорит именно о неразвитии, об инфантильности личности.

Вывести его из этого состояния можно только очень жестким способом. И очень рискованным, чтобы человек понял, что если он сейчас не изменится, не возьмет ответственность за свою жизнь в свои руки, его выгонят из дома, ему нечего будет есть, и так далее. Эти все способы очень негуманные, и на них отважится не каждый из близких страдающего зависимостью.

Но слова здесь бесполезны.

Надо перестать помогать человеку в его способе жизни. Тогда появляется большой шанс, что он себя сможет увидеть, увидеть свою проблему, и с помощью специалистов, близких, начать с ней бороться.

Нужно понимать, что любой другой человек, кроме тебя самого, живет собственной жизнью и делает свой выбор. И два сына Адама, Каин и Авель, – это постоянное нам напоминание. Чтобы ты ни делал (вот Адам – с Богом беседовал), все равно твой ребенок может выбрать какой-то другой путь. И, к сожалению, если мы говорим про серьезные, в том числе химические зависимости, то статистика показывает, что излечиваются далеко не все.

Планшет нужно выдавать и забирать

Самые распространённые зависимости сегодня – наркотическая, алкогольная и компьютерная. Понятно, что наркотиков не должно быть в жизни человека. Ни за что и никогда.

А вот гаджеты и алкоголь в разумных «дозах» присутствуют в жизни почти любого взрослого человека. Когда стоит разрешать их ребенку?

Ограничения с алкоголем понятны – они связаны с физическим возрастом и законодательством. Тем не менее в семье нужно формировать культуру употребления алкогольных напитков.

Если в семье есть алкоголик или алкоголики, особенно находящиеся в состоянии «завязывания», то понятное дело, алкоголь на столе в такой семье не появляется. Раз в семье есть уже алкоголик, значит, может быть определенная склонность к зависимости. Распространены случаи, когда алкоголиками становятся с очень незначительных доз и нечастого употребления. Есть некоторые люди, которым просто нельзя – это обусловлено генетически. Поэтому необходимо знать историю своей семьи в плане зависимостей.

Компьютер, планшет появляется чаще в младшем школьном возрасте. И здесь нужно просто жестко лимитировать.

Гаджет должен выдаваться и забираться, если мы говорим о детях. Если ребенку дают планшет, и он остается один на один с “Плеймаркетом” и “Ютубом”, он может закачать там любую игру, может посмотреть любой ролик, даже если родители поставили возрастные ограничения, и ничего опасного не произойдет равно этот бесконтрольный поиск не полезен.

Когда человек находится в свободном плавании: от ролика к ролику, от игрушки к игрушке, и это никак не определяется временем, то человек просто уходит в этот виртуальный мир и оттуда не так просто вытаскивать его. Вот этого лучше не позволять.

ФОТО Getty Images

«Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, - жалуется мать 14-летней Екатерины. - Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках». Ей вторит мать 11-летнего Егора. «Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит, - рассказывает она. - Если я его упрекаю, он возражает: «Я же уроки делаю». Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит». Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все свое общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи. «Представьте, что мотивация - не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а, скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности (например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый)», - предлагает Алан Каздин (Alan Kazdin), доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не являются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

В чем именно проблема?

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь под собой множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

Свободное время

Иметь свободное время - это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время. Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это своему ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании. Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками - делать все, чего хочется в этот момент.

Домашние дела

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, даже шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым. В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

Признаки депрессии

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе. Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного») или безнадежность в отношении будущего («это все закончится так же плохо, как и всегда»), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

Рассеянность

Также возможно, что ваш ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной является отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде. У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз - «синдром дефицита внимания», но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

Стресс

Отсутствие мотивации может также являться реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни они воспринимают гораздо серьезнее. Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Что можно сделать?

Даже если ваши бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все ваши попытки разжечь интерес хоть к чему-то. Конечно, если ваш ребенок проводит большое количество времени со своими товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.

Здравствуйте! Моему сыну 4, 5 года. Мой ребенок ничем не интересуется кроме машин (купается с ними, спит, берет с собой в детский сад, закатывает истерики если их убрать от него) и иногда собиранием картинок из пазлов и гаражей из конструктора для своих машинок. С самого раннего детства у него нет интереса к рисованию, лепке, прослушиванию сказок. Иногда дома у него возникает желание помочь мне с уборкой или разобрать старый магнитофон, побегать на улице - поиграть в мяч или просто в подвижные игры. В ближайшее время мы планируем его водить в спортивную секцию. Сегодня в детском саду мне порекомендовали лишить его машинок на определенный промежуток времени, чтобы он мог заинтересоваться чем-то другим. Правильно ли это на ваш взгляд? С моей точки зрения нельзя категорически лишать ребенка любимого увлечения, иначе он совсем замкнется и перестанет увлекаться машинами. А вдруг мы "убьем" в нем великого механика или инженера?

Ответы психологов

Надежда, здравствуйте.

А почему Вы думаете, что Ваш сын ничем не интересуется? Он любит машинки, играет с ними, собирает паззлы, играет в конструктор - это совсем нельзя назвать "ничем". Это - его актуальные интересы, и они вполне соответствуют его возрасту.

Я полагаю, что Вас беспокоит отсутствие мотивации к развивающим играм - таким как лепка или рисование. Такое бывает. в этом нет ничего страшного. Большое значение имеет, например как подаются эти занятия взрослыми. Если речь идет о занятиях в детском саду, и воспитатель советует забрать у мальчика любимые игрушки - то, может быть и занятия проходят не сильно интересно для детей? Воля в этом возрасте еще не развита - и заниматься тем, чем "надо", но не хочется - дети еще не умеют.

Что касается чтения - здесь нужно вырабатывать ритуалы, например перед сном. Может быть ему не нравится "сказочный" жанр - подберите что-то другое, читайте сами, обсуждая то, что прочитали.


Иногда дома у него возникает желание помочь мне с уборкой или разобрать старый магнитофон, побегать на улице - поиграть в мяч или просто в подвижные игры

Чем не интересы для мальчика?.. Вполне развитый мальчуган у Вас.

Спортивная секция - попробуйте, но здесь нужно учитывать какой вид спорта подойдет Вашему мальчику - командные или индивидуальные, и смотреть за его настроением. Заставлять - гиблое дело, не хватит сил ни у Вас, ни у ребенка.


Сегодня в детском саду мне порекомендовали лишить его машинок на определенный промежуток времени, чтобы он мог заинтересоваться чем-то другим. Правильно ли это на ваш взгляд?

Я не думаю, что это правильно. Просто нужно расширять его круг занятий. ненавязчиво увлекая и обращать внимание на то, что ему уже нравится, не считая это ерундой.

Если у Вас остались вопросы - обращайтесь, мы сможем обсудить все интересующее Вас по скайпу.

Трофимова Юлия, психолог г. Электросталь,консультирование по skype

Хороший ответ 3 Плохой ответ 3

Здравствуйте,Надежда.Вы полностью правы.Увлечение ребенка должно всегда оставаться с ним.Опасность в другом.Ребенок тянется к игрушкам только после того,как понял,что родители его не понимают и не дают того в отношениях любви ,чего он просит.Тогда он перестает просить и замыкается на своих фантазиях(машинках).Поэтому,важно вернуть сыну Доверие к родителям и дать ему Базовое принятие его только Хорошим и Лучшим.Тогда через пол года-год он станет вновь общительным и ответным в отношениях.А сейчас он стремится к замкнутости.А это будет сдерживать его естественное развитие и навыки взаимодействия.

Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

По мнению многих мам, дошкольный возраст - самое чудесное время. Уже не надо сажать его на горшок или кормить с ложки, и при этом нет еще школьных сложностей, когда надо заставлять делать уроки и читать книжки, переживаний по поводу успеваемости и его способностей. Но именно в этом возрасте от ребенка уже ждут каких-то успехов и проявлений его интересов. Очень часто жалобы родителей звучат так: «Моему ребенку ничего не интересно». После некоторых расспросов обычно выясняется, что не интересно ребенку не вообще все, а что-то конкретное из того, что предлагают ему родители.

Мы расскажем о наиболее частых «не интересно» со стороны ребенка и предложим несколько способов его заинтересовать.

1. Ребенок не умеет играть один.

Чем старше ребенок, тем больше времени он способен играть один. Если от трехлетнего ребенка можно ожидать, что он целый час проиграет один, то шестилетний - столько, сколько вы его попросите. Но способен - не значит, что он действительно получает от этого удовольствие. После трех лет в развитии ребенка все большую роль начинает играть «ролевая игра», которая позволяет ребенку проигрывать роли и пробовать решать задачи, с которыми он сталкивается в окружающем его мире. Эта игра обычно требует партнеров - других детей или взрослых. Так дети достигают сразу двух целей: учатся общаться со сверстниками и пробуют себя в разных социальных ролях. Если Вам нужно чем-то занять ребенка - можно организовать ему друзей, или попробовать научить его играть за разные роли по очереди, однако надо помнить, что мы - социальные существа, нам нужно уметь общаться и получать от этого удовольствие.

2. Ребенку неинтересно играть с другими детьми.

Считается, что дети до трех лет играют рядом друг с другом и только после трех переходят к совместной игре. Если ребенок играет с детьми мало или не играет совсем - скорее всего, он хочет наладить контакт со сверстниками, но не знает как, или боится быть отвергнутым и делает вид, что не хочет. Существуют как же некоторые заболевания, при которых ребенку трудно начать общаться с другими. Если это беспокоит вас, обязательно обратитесь за помощью к .

3. Ребенок не проявляет интереса к книжкам и тем развивающим играм, в которые вы пытаетесь с ним играть.

4. Ребенку не нравятся дополнительные занятия, на которые вы пытались его водить.

Каждый ребенок уникален и у каждого - свои интересы. И они могут совершенно не пересекаться с вашими. То есть, если вы сводили ребенка на танцы, рисование и актерское мастерство, и ему везде не понравилось - это совсем не значит, что ему ничего не интересно. Возможно, вы просто не угадали с его интересами. Сейчас в центрах развития детей огромное количество кружков и секций. Расскажите ему обо всех и предложите самому выбрать, куда бы он хотел сходить. Если после первого занятия ему не понравилось - не настаивайте, попробуйте что-нибудь еще. Если не понравилось ничего, подождите полгода и предложите ему снова. При этом постарайтесь, чтобы дома у него была возможность попробовать делать разные вещи - рисовать, лепить, делать аппликации, собирать модели, конструировать что-то, заниматься спортом.

Если он даже не хочет пробовать куда-то ходить, возможно, проблема в том, что он боится нового коллектива, тяжело вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Тогда это психологическая проблема, с которой лучше всего обратиться к специалисту.

5. Ребенку не интересно ничего, кроме компьютера и телевизора.

Если ребенок проводит за компьютером слишком много времени, его трудно переключить на что-нибудь другое. Это сложная проблема, потому что играя в компьютер, он не играет в ролевые игры, не общается с другими детьми и взрослыми, не гуляет на улице. По сути это может быть началом компьютерной зависимости. Обязательно обратитесь , если понимаете, что не можете справиться с этой проблемой.

Всем привет! Если хотите узнать, что делать, если ребенку ничего не интересно, то попали по адресу. Но давайте сразу определимся:

  • ребенок еще не подросток (как быть с подростками это отдельная тема для обсуждения);
  • сейчас здоров.

Все дети по натуре исследователи. Поэтому, если пропадает интерес к любой деятельности, это плохо. Однозначно надо что-то делать.

Хочу на примере показать, как одинаковая проблема, с которой сталкиваются большинство семей, имеет 3 разных причины. А, соответственно, 3 способа решения.

Самая распространенная ситуация: ребенку 6-10 лет, ничего, кроме современных гаджетов, его не интересует. Зовете в театр, но телефон интереснее. Предлагаете заняться рисованием или музыкой, но в ответ опять отказ и т.п.

План действий:

  1. Понять, почему пропал интерес ко всему;
  2. Определить как заинтересовать ребенка;
  3. Реализовать задуманное.

Почему ребенок не хочет заниматься

Очень важно понять причину апатии. Выясняем детали. Посмотрите, чем конкретно он занят, что делает. Вот здесь уже возможны 3 варианта:

Как заинтересовать ребенка которому ничего не интересно

Вопрос тот же: что делать, если ребенку ничего не интересно. Причину определили. Теперь давайте для каждого случая посмотрим как заинтересовать ребенка и чем.

Случай первый, когда ему не интересно то, что вы предлагаете

Задайте себе следующие вопросы:

  • Чем конкретно ребенок не хочет заниматься?
  • Что вы хотите от него, почему именно это предлагаете?
  • Чем до этого увлекался, почему пропал интерес?

Честные ответы должны помочь отделить ваши цели от желаний ребенка. Не навязывайте свои мысли, выслушайте его.

И уже по этим пунктам поставьте себе цель его заинтересовать.

Как исправить?

В данном примере, если ребенку предложить совместную логическую игру, то, скорее всего, телефон будет отложен. Лучше пусть сам выберет ту, которая нравится.

Случай второй, когда он подражает вам

Мы хотим быть примером для своих детей. Но, к сожалению, достаточно часто нам не хватает на них времени и сил.

Вспомните, возможно недавно, ребятенок просил вас поиграть с ним, но вы были заняты. Например, всегда берете работу на дом. Или сильно устаете, доползаете до дивана, включаете любой фильм и больше ничего не хотите.

Подражание не наступает мгновенно, дети впитывают наше поведение годами. Мы просто поздно это замечаем.

Случай третий, у него свои проблемы

Иногда нам кажется, что детские трудности это чушь. Мы говорим им “забудь, это глупости” и т.п.

Но для него это важно сейчас! Когда вырастет, конечно поймет, что все проблемы были решаемы. Но именно сейчас формируется его отношения с миром и людьми. Сегодня он нуждается в вашей помощи. Это время для укрепления вашей связи, сохранения теплых отношений. Или же, наоборот, можно отдалиться, что в подростковом возрасте принесет много проблем.

Как исправить?

Надо обязательно выяснить, что его волнует. Самый быстрый и простой способ – заинтересовать через игру. Как именно обсудим ниже.

Как начать заниматься с ребенком

Итак, подходим к самому важному шагу решения вопроса: что делать, если ребенку не интересно.

Также 3 варианта, зависят от причины апатии.

Вариант 1: вы выяснили, что интересы ребенка отличаются от ваших планов на него

Возможно, мальчик увлекался футболом, а вам кажется, что ему надо рисовать.

После того, как определите, что нравится вашему ребенку, возьмите таймаут, не обещайте ничего. Подумайте на каких условиях готовы его поддерживать и развивать в этом направлении.

Например, если ребенку хочется на плавание, но вы были против, так как ближайший бассейн далеко. Тогда, в первую очередь, решите: кто, как, когда будет его туда водить. А только потом договаривайтесь с сыном или дочерью на ваши условия: бассейн + продолжать занятия по-английскому, ведь у него там явные успехи.

Или второй пример: если киндер играет на планшете в архитектора. Предложите купить новый конструктор, но на определенное время ограничьте доступ к гаджетам и отправьте убираться в своей комнате.

Такой подход учит способности искать компромиссы в любой ситуации. А ваши взаимоотношения не пострадают от очередного “не хочу, отстань”.

Вариант 2: копирует поведение взрослых

Меняйте свои привычки. Это сложно, но возможно. Согласовано устройте день без телевизора и гаджетов (по телефону отвечайте только на действительно срочные звонки). Если ребенку 5-8 лет, предложите ему в этот день какие-то совместные развлечения (день творчества, спорта, игр в машинки или кукол).

Только продумайте заранее сценарий дня. Вы лучше знаете свое дитя и его интересы, чем кто-либо.

Затем все чаще устраивайте такие дни, но постепенно разграничьте совместное времяпрепровождение и личные дела.

Сделала игру для детей “Найди клад”. Понравится любому ребенку, море положительных эмоций обеспечено. Подробное описание . Скачайте по ссылке ниже. Распечатайте и играйте!

Важно, чтобы ребеночек продолжал играть или заниматься чем-либо. А вы сами при этом не смотрели фильм, а тоже поменяли свои привычки (займитесь каким-нибудь хобби). В дальнейшем, можно придумывать занятия на ходу, освободится время на повседневные дела. У вас бонусом появится новое полезное хобби.

Вариант 3: у него проблемы или обижен

Попробуйте поговорить. Скорее всего, с первого раза ничего не получится… но попытаться стоит.

Если разговор с треском провалился, действуйте через игру. Опять же, только вы хорошо знаете своего ребеночка. Что его завораживало, чем увлекался, до того как впал в уныние?

Возвращайте его к старым интересам. Покажите, что вы разделяете эти увлечения. Очень тонко пытайтесь понять, что действительно его волнует, отчего грустит. И уже в процессе игры попытайтесь помочь ему с решением этих вопросов. Только не говорите: “это глупости, просто ты еще маленький”. Так еще сильнее оттолкнете его. Обыграйте ситуацию с самого начала и до решения. Постепенно пытайтесь вовлечь ребенка, чтобы он больше говорил, а вы слушали.

Как вариант, можно попробовать сказкотерапию. Об этом очень хорошо написано .

Резюме:

Наша задача – что делать, если ребенку ничего не интересно.

Как заинтересовать ребенка – план действий:

  1. понять, почему пропал интерес ко всему;
  2. определить как заинтересовать ребенка;
  3. реализовать задуманное.

3 варианта развития событий:

  1. Ему не нравятся ваши предложения->отделите свои цели от интересов сына или дочери->развивайте их таланты.
  2. Подражает вам->будьте реалистом, признайте->меняйте свой распорядок, ломайте привычки.
  3. У него есть свои детские проблемы->выясните через игру, что его волнует->помогите ему самому с этим разобраться, будьте наставником и другом.

Надеюсь, я дала вам новые идеи для размышления о том, что делать, если ребенку ничего не интересно. Поделитесь в комментариях, что пробовали и что получилось. Возможно столкнулись с другими трудностями. Пишите, обсудим.

Будьте в курсе, когда выйдет новая статья. Впереди много интересного!

А на сегодня все. Удачного дня!

Любите своих детей так, чтобы они это чувствовали и понимали!

Что еще почитать