Семья и брак в древней греции. Обычаи и традиции в греции

Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, всё решали родители жениха и невесты.

Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения и обряд отлучения девушки от родительского очага. В доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.

Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.

После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.

У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери - имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, и таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.

Целью брака в Греции было рождение детей и обеспечение государства новыми гражданами. Девушек выдавали замуж в возрасте пятнадцати лет. Отец обладал полной властью над судьбой своей дочери. Он сам выбирал для нее мужа среди нескольких претендентов, добивавшихся ее руки. Отец приглашал их всех в одно и то же время к себе и наблюдал за их манерой вести себя, за их характером, выносливостью, для чего устраивали различные спортивные состязания.

Роль женщины в семье, ее свобода были ограничены. Она не могла принимать участие в управлении государством, ей не разрешалось наследовать собственность, защищать себя в суде. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома, где занимались домашним хозяйством, ткачеством, воспитывали детей.

В Афинах законным считался брак между свободным гражданином и дочерью другого свободнорожденного. Если отец или мать не имели гражданских прав, то дети от такого брака считались незаконнорожденными и лишались гражданских прав.

Рождение ребенка было для семьи торжественным событием. Если рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а если девочка - шерстяными нитями. На десятый день жизни младенцу давали имя. Отец имел право признать ребенка своим или отказаться от него. Если он сомневался, что это его ребенок, то младенца выкидывали из дома. Иногда греки стремились избавиться от ребенка, особенно девочки, если не могли ее прокормить. Девочки находились под опекой матери или няньки, а мальчики с семи лет переходили под опеку отца.


ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

Заочное отделение

Юридический Факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

На тему: Семейно-брачные отношения в Древней Греции.

Выполнил: студент 22-22з гр. 1 курса

Юриспруденция

Фамилия: Сотников

Имя: Сергей

Отчество: Викторович

Проверил: Шкаревский Д.Н

Сургут 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции 5
2. Отношения отцов и детей 6
3. Положение женщины 8
4. Понятие и цель брака 12
5. Брако-разводный процесс 14
6. Имущественные отношения супругов 17
Заключение 22
Казус 23
Список использованной литературы 24

Введение

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.
Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.
Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать чужой, заморский государственно- правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.
Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.
На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.
Семья и право является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья была главным институтом общества, основной функцией которой было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую, социально-статусную функции. Таким образом, данная тема является наиболее актуальной и в настоящее время.
Цель работы изучить особенности семейно-брачных отношений в Древней Греции.
Исходя их цели, можно выделить следующие основные задачи:
- изучить особенности брачно-семейного права Древней Греции;
- рассмотреть положение женщины в Древней Греции;
- рассмотреть понятие и цели брака в Древней Греции;
- изучить особенности брако-разводного процесса в Древней Греции;
- в заключении работы сделать необходимые выводы.

1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени.
Господствующей формой брака становится в период империи брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся - как жениха, так и невесты. Брак по расчету - особенно в среде имущих классов общества - становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.
Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август (27г. до н.э. - 14г. н.э.) пытался исправить положение с помощью репрессивного законодательства. Была установлена в числе прочего уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничено право разводов. Лицам, не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, хотя и состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать его в половинном размере.
Был, наконец, введен налог на безбрачие. Закон устанавливал, естественно, и брачный возраст: от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин.
Раздельность имущества супругов становится общим правилом. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены.
Меняется к лучшему и положение детей. Власть отца над ними ослабевает. Убийство детей признается преступлением. Освобождение сыновей из-под власти отца намного облегчается. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца (пекулия) получает защиту претора. Облегчается порядок усыновления внебрачных детей и т.д.
Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родственники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

2. Отношения отцов и детей

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца.
На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.
На десятый день ребенку давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею.
Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим.
Но в течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.
Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Такое право признавалось за отцом в особенности законами Солона. На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства. Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко.
Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж.
Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.
Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.
Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.
То есть, если бы наследодатель был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.
Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.
Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

3. Положение женщины

Положение женщины в древнегреческом государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.
Спартанские женщины.
В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.
Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины - когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.
Афинские женщины.
Затворничество в Афинах строго предписывалось только девушкам, что же касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Нужда могла заставить некоторых женщин взяться за такое дело, но общее мнение строго порицало женщин за такие занятия.
Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали за рабами и руководили работой своих служанок; на них же лежала обязанность вести все хозяйство по дому и учитывать все расходы. Подобный порядок соблюдался не только у небогатых семей, но и в самых роскошных жилищах хозяйка дома не была полностью свободна от хозяйственных забот; у нее были многочисленные помощники, но она осуществляла общее руководство, никогда не переходившее к ее подчиненным. Вообще афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть.
Иногда происходили и некоторые злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, как опытные, хорошие хозяйки.
В некоторых случаях даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Афинские жены радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили.
У них был еще один недостаток. Зачастую они обладали очень властным характером, любили свою власть и не прочь были дать ее почувствовать при всяком удобном случае. Так как им приходилось жить почти все время среди рабов, отдавая им приказания, браня их за леность, за ошибки и упущения, то они, естественно, привыкали к власти и иной раз, не отличая и хозяина от невольника, обращались с ним в том же тоне. К этому надо еще прибавить, что они очень гордились своей добродетелью, и, сравнивая с легкими нравами мужчин серьезность своей личной жизни, усердное исполнение всех своих обязанностей и свою верность в оберегании чистоты своего домашнего очага, они легко убеждались в своем превосходстве. Затаенные обиды, носимые женщинами в глубине своих сердец, делали их часто раздражительными и при малейшем же поводе вызывали самые сухие и грубые слова, самые резкие обращения по отношению к своим мужьям.
Все эти недостатки были видны еще сильнее у тех богатых женщин, которые замужеством обогащали своих мужей. Они крепко держались за богатство, входившее вместе с ними в хозяйство. Они становились еще более заносчивыми, сами никогда не забывали и другим не позволяли забывать, кто они и что имеют.
Мужья страдали от этих недостатков, но они сами же были в них виноваты. Они ограничили женщину рамками хозяйственных домашних забот, а женщины, отдаваясь им без остатка, приобретали такие качества, от которых трудно было себя уберечь. Главный недостаток афинской семьи состоял в том, что в ней женщина не была тесно связана с жизнью своего мужа. И если бы греки сами понимали этот изъян, с которым заключались браки, то они меньше думали бы о приданом, а больше занялись изучением качеств и недостатков той девушки, на которой предполагали жениться. Но нет, они интересовались, большей частью, тысячью бесполезных вещей: кто был дед и бабка невесты; требовали, чтобы приданое было выложено на сто.
Афинянин слишком охотно вел двойную жизнь. Возвращаясь домой, он забывал или, вернее, замыкал наглухо в себе все то, что занимало его вне дома. Он присутствовал на общественной площади, заседал в собрании и в судах, вел беседы, обсуждал государственные или решал свои торговые дела, но он остерегался говорить своей жене что-либо из того, что он видел или слышал. Эти мысли принадлежали ему, и он хотел сохранить их для себя одного.
Роль афинянки даже в воспитании детей не была велика. С самого начала дети поручались кормилицам. Нет, это не означало, что мать пренебрегала ими. Она, напротив, интересовалась их играми, ласкала их, но между ней и детьми стоял чужой человек. Когда кормилица берет на себя самые тяжелые заботы о детях, она забирает часть той любви, от которой отказывается мать, передавая служанке обязанности, которые не исполняет сама. Мальчики очень рано начинали учиться вне дома. Девочки оставались с матерями, но их образование было очень поверхностно. Когда наступало время женить или выдавать замуж детей, мать не приглашалась к участию в решении их судьбы; этот вопрос отец, в силу закона, решал один. С женщиной не советовались даже тогда, когда дело шло об ее собственной участи, как не спрашивали и при решении судьбы ее дочерей и сыновей.
Единственными событиями, нарушавшими однообразие жизни женщин, были посещения подруг и религиозные церемонии, совершавшиеся ими очень часто. Мужья относились с недоверием к этим посещениям женщин и к разговорам, которые они вели между собой, как будто они сходились только затем, чтобы жаловаться на мужей и придумывать план мести. Женщины не только ходили в гости по соседству, они даже устраивали друг для друга званые пиры.
Во время похорон главная роль принадлежала женщинам. Они же принимали значительное участие и в многочисленных городских празднествах. Им было запрещено присутствовать на великих греческих играх, но разрешалось посещать театральные представления. Эти празднества отрывали их на целый день от их обычных занятий и давали возможность отдохнуть от рутинной работы по дому.
У афинянок, кроме национальных богов, были свои особые божества, к которым они относились с огромным благоговением. Они тайно собирались в специальных домашних молельнях для почитания целого ряда богов, героев и гениев. Здесь повторялось то же, что и с пирами, которые они устраивали друг для друга. Держа женщин в стороне от своей жизни, мужчины тем самым толкали их к невольному обособлению и к созданию собственных верований и развлечений.
Афинская женщина не была презираема. Иначе она не сохранила бы за собой власть над домом.
Афинянин уважал и любил свою жену, не зная ее. Занятый трудами и развлечениями вне дома, он жил возле нее, довольствуясь той добросовестностью, с которой она исполняет свои ежедневные обязанности, не требуя больше ничего. Женщина сама не подозревала, что она могла бы рассчитывать на лучшую участь и на жизнь с более полным духовным содержанием. Так как нравы того времени ограничивали ее узкой областью, она привыкла к такой жизни и обычно мирилась с этим без огорчения.

4. Понятие и цель брака

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Брак - в правовом смысле является формой длительного (обычно пожизненного) союза мужчины и женщины, основанного на любви и удовлетворении инстинкта продолжения рода.
Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города - государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству.
Брачные отношения в Спарте.
Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам, в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.
Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы - доминирующей ценности спартанского общества.
Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.
Мужчины Спарты – это были, прежде всего, воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.
Брачные отношения в Афинах.
В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось.
Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.
Безбрачие же в древнегреческом обществе, как правило, не каралось законом, но считалось серьезным нарушением религиозных традиций. В следствие безбрачия человек подвергался моральному порицанию, которое не влекло за собой утрату гражданских и политических прав.

5. Брако-разводный процесс

Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Греческие писатели обычно применяют к нему выражения, указывающие на его религиозное значение. В древние времена вместо того, чтобы называть брак его собственным именем, «гамос», его обычно обозначали словом «телос», что означает священная церемония, как будто брак был преимущественно священным обрядом.
Эта церемония происходила не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также обращались и к богам неба, и впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом.
У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому".
В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.
Девушка переводится в дом мужа. Иногда сам муж ведет ее. В некоторых городах обязанность привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел - это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.
Девушка не входит сама в свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.
Все вышеописанное - лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома.
Подходят к очагу, новобрачную ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она прикасается к священному огню. Тут же произносятся молитвы, затем уже новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.
Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении с домашними богами.
Развод был почти неизвестен в древние времена Греции, он стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу. Очень часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.
В Древне Греции развод был как бы двух видов. То есть, расторжение брака было возможно по инициативе как мужа, так и жены. Они называли «отсылкой» развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены.
Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно.
Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно. Требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.
Таким образом, развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.
Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. Отец, например, имел право развести свою дочь с ее мужем как для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья.
Муж мог выдать свою жену замуж за другого человека и, видимо, для этого не требовалось даже ее согласия.
Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.
Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, но муж имел право не признать его, если сомневался в его происхождении.
Тот из супругов, кто потребовал развода, не мог вступить в новый брак с лицом моложе разведенного.

6. Имущественные отношения супругов

Приданое
Жена, как правило, приносила приданое своему мужу. Отец не был обязан давать приданое дочерям, и если он это делал, то по доброй воле. Сын, наоборот, став главой семьи, был связан этим обязательством по отношению к сестрам. В самом деле, так как сын был единственным наследником, то казалось справедливым, чтобы он отдал часть наследства сестрам, чтобы помочь им устроиться, тем более что если они не выходили замуж, то оставались на его попечении. Закон Древней Греции предписывал ближайшим родным наделять бедных девушек-сирот приданым или брать их замуж.
Размер приданого никогда не был большим, за исключением Спарты во второй половине IV века. В Афинах тридцать мин считались средним приданым. Чаще всего оно давалось деньгами или движимостью, но не запрещалось включать в него недвижимость и даже землю.
При назначении приданого не требовалось вмешательство никакой официальной власти. Достаточно было простого заявления перед свидетелями. Не запрещалось присоединять к этому письменный акт или прибегать к некоторым средствам гласности, но и это не было обязательным. Когда кто-либо выдавал свою дочь замуж, то, передавая приданое зятю, он брал от него закладную на его земельную собственность. Такого рода сделка оформлялась при помощи особой надписи на каком-нибудь виде недвижимости.
Имущество, принесенное в приданое, находилось в распоряжении мужа, но он был обязан передать его неприкосновенным своим детям. Если брак расторгался, то муж возвращал приданое родителям жены или выплачивал им за него по 18% его стоимости в год. Если жена умерла раньше мужа и при этом была бездетна, то приданое возвращалось к тем, кто его дал, или к тем, кто представлял их интересы.
Наследование.
В первую очередь в Древней Греции правом на наследство обладали прямые потомки, то есть сыновья, а за неимением сыновей - дочери. Раздел производился поровну. Наследник по прямой линии сам брал в свое распоряжение имущество, и его не нужно было вводить во владение. Приемные дети во всем уравнивались с детьми, родными по крови. Что касается незаконных детей, то на наследование они никакого права не имели. Закон исключал их из семьи и позволял только завещать отдельные суммы не свыше тысячи драхм. После прямых потомков по закону на наследство могли претендовать представители боковых ветвей рода, не допуская род
и т.д.................

Греки не особо религиозные люди, но они всегда придерживаются национальных традиций, обычаев, когда дело касается больших праздников и свадеб. Большое значение в Греции придается различным приметам, независимо от того, хорошие это приметы или нет.

К одной из таких примет можно отнести примету приглашение гостей. Например, если гости не собираются оставаться ночевать, они не должны расчесывать волосы или стричь ногти, а также важен первый гость в первый день нового года. Вследствие этого принято приглашать в первую очередь самых доброжелательных и положительных людей.

Также много других примет от сглаза, привлечения удачи в семью и к здоровью детей. В основном все традиции и обычаи греческой семьи имеют религиозный характер, но ничего страшного не будет в том, что не все семьи хранят эти обычаи. Церковь относится совершенно спокойно к личной жизни греков и к их убеждениям.

Неизменной традицией для каждой греческой семьи остается самая прекрасная из всех традиций: на крещение ребенка крестные должны обязательно подарить малышу золотой крестик на золотой цепочке и полный комплект одежды, иначе ребенку всегда будет не хватать одежды, и по жизни он будет идти неровно. Крестины вообще считаются главным событием в жизни каждого грека.

Крещение обычно проходит после первого года жизни и до того момента, пока его грек не крещен, его называют "ребенком". Сам процесс крещения тот же самый, что и у всех христиан, и дальнейшее празднование переносится уже в дом, где всех гостей ожидает большой стол, полный самых разных национальных блюд и, конечно же, присутствует музыка.

Практически всем детям в Греции дают имена святых и когда наступают именины этого святого, отмечаются также и именины ребенка. На этот праздник собираются самые близкие родственники и друзья. Все дарят ребенку подарки, небольшие сувениры, а хозяева дома предлагают гостям легкие закуски и сладости.

Свадьба для греков - это еще одно грандиозное событие, перед которым проходит обязательный обряд обручения молодых людей. Молодой человек приходит в дом родителей девушки и просит ее руки у отца. Если отец дает свое согласие, тогда собираются родители обоих молодых людей и договариваются о времени обручения детей.

В назначенный день приглашается священник, который освящает обряд обручения, и молодые обмениваются кольцами, которые им на руки одевает сам священник. Однако все же без свадьбы ни одна Греция не обходится, хотя после обручения молодые люди могут уже считаться мужем и женой.

В Греции существует несколько свадебных церемоний, и они различны для разных районов и также зависят от того, где проходит свадьба: в городе или в деревне. Обычно в то время, пока молодые люди надевают свои свадебные наряды, под их окнами распевают песни, восхваляющие достоинства обоих молодых людей. Жених обязательно дарит невесте большой букет свадебных цветов.

Свидетели молодых наряжаются в специальные наряды, в которых они должны будут охранять молодоженов на всем протяжении свадебной церемонии. Свидетели также хранят обручальные кольца, которые потом передают священнику, трижды крестят короны и опускают эти короны на головы молодых.

После свадебной церемонии все приглашаются на свадебное торжество, на котором всегда присутствует большое количество народа. На этих вечерах всегда очень много танцуют и поют песни, посвященные любви и семейному счастью, также проводятся различные конкурсы и есть даже очень интересный танец, который называется "танец денег". Во время этого танца гости прикрепляют к одежде молодых деньги, чтобы их жизнь была всегда благополучной.

Также по некоторым традициям принято готовить для молодых брачное ложе, по которому обязательно должны пробежаться маленькие дети, чтобы в семье было быстрое пополнение и всего в семье было всегда в изобилии.

В Греции все еще сохранилась традиция, когда родители подыскивают сами мужа для своей дочери, считая, что только они могут найти самую достойную пару, с которой дочь будет счастлива. Найдя подходящего молодого человека, родители девушки приглашают молодого человека в свой дом, где и происходит знакомство молодых людей.

Первые несколько встреч могут происходить в доме родителей, это обусловлено тем, что именно родители способствовали встрече и знакомству молодых. Однако родители в Греции абсолютно спокойно относятся к тому, что молодые люди будут встречаться и даже не будут против того, если они захотят попробовать пожить вместе, не заключая официальный брак.

Конечно, девушку не будут заставлять выходить замуж за человека, которого ей нашли и после первых двух неудачных знакомств, дадут девушке полную свободу выбора. Однако иногда попытки родителей бывают успешными, и молодые люди вступают в брак.

Греки живут большими семьями, молодожены могут остаться в родительском доме и прожить так долгие годы. Правда современная молодежь старается вылететь все - таки из родительского гнезда и обустроить собственное жилье.

Родственные отношения очень глубокие, дети постоянно бывают в гостях у родителей, часто собираются на праздники, да и сами родители по мере возможности стараются во всем помогать своим детям. Мужчина в греческой семьи является главным, женщина должна почитать и уважать своего мужа, но не пресмыкаться, как это принято в мусульманских семьях.

Права обоих супругов практически равны, кроме тех которые касаются только женщины: все домашнее хозяйство лежит на плечах женщины. Мужчины, конечно, могут помочь женщине, когда на нее наваливается слишком много работы.

В воспитании детей оба супруга принимают участие, но если это мальчик то отец проводит с ним намного больше времени, чем мать. Отец старается воспитать в мальчике настоящего мужчину, он берет на себя все обязанности, связанные с воспитанием малыша и разгружает свою супругу. Прогулки, вечернее чтение, развлечения - отец делает все, для того чтобы его сын оставался, доволен и счастлив.

Греческая культура - одна из древних и самобытных в мире.Эту страну по праву можно считать одним из культурных центров планеты. Каждый из нас, так или иначе, знаком с ней: читаете ли вы гомеровские поэмы или любуетесь полотнами Аполлодора Афинского, упиваетесь ли афоризмами Эсхила, Эпикура, Эзопа... Однако что мы знаем о семейных традициях Греции?..

Интересно, что в культуре этой страны тесно переплетены язычество и современный европейский уклад быта. Так, греки верят в силу сглаза, поэтому стараются оградить своих детей от чар злых сил с помощью амулетов - бусинок из бирюзы. Превознося красоту ребенка, грек обязательно сплюнет через левое плечо или три раза постучит по дереву - с той же целью. Есть и изжившие себя традиции: коротко остриженные волосы у женщины не были простой прической, а свидетельствовали о ревнивом нраве мужа или мести враждующей семьи.

Свадьба в Греции

Веселая, шумная, хлебосольная свадьба в Греции является традиционной. Свадебное празднество обязательно должно быть ярким и насчитывать огромное количество гостей. Танцы и застолье длятся 7 дней! Свадебное удовольствие обходится дорого, но обычно эти расходы берет на себя свекровь и друг жениха -"кумбарос" (φίλος του γαμπρού). Традиция печь свадебный хлеб собирает всех родственников в доме жениха и невесты. Семейные традиции во многом являются показателем силы родственных уз, проявлением уважения к родственникам. Так, в воскресенье, когда невеста облачается в подвенечное платье, один из братьев невесты завязывает на ней пояс в три узла, после чего молодая в знак благодарности целует всем собравшимся руки. Во время выкупа у жениха требуют курицу, которая традиционно является символом плодовитости молодой семьи. С этой же целью перед брачной кроватью молодых должны побегать дети.

Когда невеста приходит в дом жениха, она должна переступить через хлеб, который кладет на порог ее свекровь, причем сделать это она обязательно должна с правой ноги - это хороший знак. Молодые должны держать во рту золотые монеты, это их символичное обещание говорить друг другу только хорошие слова.
Как и в России, в этой стране не принято играть свадьбу во время большого Поста. Надо сказать,что греки весьма религиозный народ, несмотря на силу языческих верований. Свадьбу принято проводить в церкви, до сих пор административные браки вызывают негативные эмоции у людей.

Греческие дети очень любимы в семье и обычно живут в ней долго. Имянаречение обычно происходит на 7 или 9 день рождения. Имя выбирается весьма просто: мальчика называют в честь деда по отцовской линии, а девочку в честь бабушки (также по отцу). Дети для греков - понятие священное. До 4 лет греческий ребенок находится дома и воспитывается родителями, бабушками и дедушками. Воспитанию детей уделяется огромное внимание, поскольку грубое поведение ребенка всегда вызывает порицание в сторону его родителей.

Особенный день в жизни греческой семьи - крещение ребенка. Обычно этот обряд происходит в первый год его жизни. До крещения у ребенка нет имени, его называют просто малыш (моро). Церемония крещения очень красива и торжественна. У входа в церковь родители ребенка отдают его в руки крестным (нонос и нона). Когда все проходят в церковь, малыша берет на руки бабушка, его раздевают и заворачивают в белое полотенце.В воду для купели священник добавляет оливковое масло, после чего три раза погружает в нее ребенка. Затем священник проводит таинство причастия, благословляет младенца и его одежду. Праздничная церемония продолжается в доме или ресторане.

Праздники в семье

Во время празднований семейные традиции не теряют своей силы. Так, если День святого Валентина празднуется по европейским стандартам (сердца, плюшевые игрушки, красные розы), то, например, Новый год имеет здесь самобытность. В Греции этот праздник называется День святого Василия. Дети оставляют на пороге башмак, чтобы святой Василий наполнил его сладостями и подарками. Глава греческой семьи должен выполнить такой ритуал: взять плод сочного граната и разбить его об стену. Если зерна разлетятся во все стороны, то год будет благоприятным для всех членов семьи.
Надо сказать, что греки любят праздники и очень гостеприимны. Умение принять гостя для них не формальность, а душевное старание.

И в завершении хотелось бы процитировать греческих мыслителей, рассуждающих о семье и детях:
Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой. Пифагор.
Брак, если уж говорить правду, зло, но зло необходимое. Сократ.
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристип Киренейский.
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. Аристотель.
Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей. Демокрит.

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной - тот потерял и дочь. Демокрит .
К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. Исократ.

Свадебные обычаи древней Греции имеют богатую многовековую историю, любопытные факты и подробности, которые сохранились и дошли до наших дней в виде рисунков на античных вазах. Эти бесценные исторические эпизоды рассказывают, насколько разным было восприятие супружеской жизни между женщинами и мужчинами, насколько разными были законы для жен и мужей. Одним принадлежали господство и все удовольствия мира, другие довольствовались скромным радостями семейной жизни.

Так что же скрывалось за пышной свадьбой с цветами и лентами, колесницами и флейтами, песнями и плясками? Какая жизнь ожидала мужчин после свадьбы, и что было уготовлено для девушек? Давайте познакомимся поближе с обычаями и традициями свадьбы в древней Греции и постараемся воссоздать картину прошлых столетий.

Брак в древней Греции - Суровые законы вступления в брак

В древней Греции девушек выдавали замуж еще до полового созревания, пока они молоды и чисты. Не успев проститься с детскими игрушками, девочки в возрасте до 12 лет были вынуждены покинуть отчий дом и становиться женами юнош или мужчин старшие их на 12-15 лет.

Люди доживали примерно до 28-30 лет, в 40-летнем возрасте человек уже считался стариком. Редко кто умирал своей смертью: либо болезни уносили человеческие жизни (медицина находилась на очень низком уровне), либо . Чем быстрее девушка выходила замуж, тем быстрее и больше она могла воспитать будущих воинов, на защиту которых рассчитывало государство.

В Древней Греции , ни абортов. У каждого грека могло быть столько детей, сколько могла родить жена или жена + любовница. В среднем 10-12 детей. Однако в виду высокой смертности до детородного возраста выживало лишь 1-2 ребенка.

Еще об оной причине раннего вступления в брак мы расскажем чуть позже.

Цена невесты

Брак в древней Греции сопровождался подписанием брачного договора, по которому девушка переходила в собственность своему мужу за определенную оплату. До появления чеканных монет в древней Греции использовались различные денежные единицы, находившиеся в обороте в том или ином веке. Это был и скот и натуральные продукты и драгоценные металлы. В зависимости от внешности невесты, ее работоспособности и достатка семьи за девушку могли отдать от 1 до 20 коров или овец или же мешок ячменя или 10-30 сиклей (единица измерения серебром, 1 сикль = 11,4 гр. серебра). С течением времени выкуп невесты носил уже символический смысл. Сегодня у некоторых народов покупка невесты по сей день является обязательным условием свадебного ритуала, даже если она носит обрядово-символический характер.

До современной Греции этот обычай дошел в символическом смысле: как и в России, жених платит выкуп за невесту ее подружкам.

Помолвка

Условно свадьбу в древней Греции можно поделить на три этапа: помолвка, пиршество в доме невесты, пиршество в доме жениха.

По традиции свадьбе в древней Греции предшествовала помолвка. Как говорилось выше, брак - это договор купли-продажи невесты, детали которого - размер оплаты и дата свадьбы - обсуждались на помолвке. Договор подписывался между отцом невесты и женихом, участие невесты при этом не требовалось. По местным обычаям невесту не знакомили с женихом до дня самой свадьбы.

Если заглянуть в историю древней Руси можно найти моменты, которые тесно переплетаются с древнегреческой историей. Так замужество на Руси - это взаимовыгодная сделка, заключаемая между родителями невесты и жениха. Родители девушки выбирали будущего родственника, исходя из сословных и имущественных интересов. На помолвке молодых знакомили, ну а далее - неизбежная свадьба . Мнение девушек, разумеется, при этом не учитывалось, жили по старинному убеждению: стерпится, слюбится.

Современная помолвка в Греции или обручение совершается за несколько месяцев или даже за год до свадьбы. Как и в древности, главная цель помолвки - подписание брачного контракта между родителями жениха и невесты. В этот же день происходит обмен сторон свадебными кольцами, назначается дата свадьбы.

Наряды жениха и невесты

В день свадьбы девушки одевали длинное, украшенное вышивкой, платье с застежками на плечах. Голова покрывалась головным убором или покрывалом (сегодня это называется фата). Наряд мужчины представлял собой прямоугольный кусок материи, также скрепленного на плечах застежками и не сильно отличался от женского.Одежда молодоженов в древней Греции была обязательно белого цвета, как символ чистоты и света. Кстати, традиция надевать на свадьбу белое платье зародилась именно тут.

В современной Греции, помимо белого платья невесты, сохранилась традиция покрывать голову венками: новобрачные надевают тонкие венцы, соединенные между собой шелковой белой лентой, символизирующие единство.

Свадьба в древней Греции

К алтарю молодожены отправлялись на украшенной цветами повозке в сопровождении гостей, флейтистов, барабанщиков и факельщиков.

В первый день праздник начинался в отчем доме невесты и заканчивался в доме жениха. Обязательными атрибутами свадьбы были шумное веселье, песни и пляски, которые, как верили греки, изгоняли злых духов. Актуально создание шума и в современной Греции: на свадьбе к машине привязываются жестяные банки.

Обычай праздновать свадьбу с размахом несколько дней постепенно утратил свою ценность. С течением времени пиршества становились все более скромными и расточительство уже не приветствовалось. Эта традиция дошла и до наших дней

Молодоженов на свадьбе осыпали монетами, финиками, фигами, орехами, что символизировало достаток и счастье в семье. Такая традиция сохранилась во многих странах.

В древней Греции жениху и невесте было непозволительно употреблять алкоголь . Не смотря на то, что вино греки делали отменное, употребляли они его в разбавленном виде. Пьянство считалось позором и каралось общественностью. Однако правила созданы для того, чтобы их нарушать, и нарушались они довольно часто: за стенами городов царила иная нравственность и мораль.

Интимная жизнь после свадьбы

По достижении половой зрелости юные девы, как считают историки, становились похотливыми самками , лишенными сдержанности и самоконтроля. За ними нужно было приглядывать, чтобы они хранили свое целомудрие. Самым верным решением считалось отдать девочку замуж. И до и после женитьбы девушки держались взаперти из страха прелюбодеяния.

Брак в древней Греции - это ничто иное как воспроизводство потомства. Незавидная судьба ожидала девушек после свадьбы: они практически приравнивались к рабыням, в том числе и в сексуальной жизни.

Замужняя женщина занималась хозяйством и воспитанием детей, соблазнительными их назвать было нельзя. Как говорилось в те времена - девочки для дела, мальчики - для удовольствий. Мужья предпочитали удовольствия на стороне - в стране процветали проституция и гомосексуализм.

Что еще почитать